Беременность и роды

Купить ребенку приспособление для обучения ходьбе. Нужен ли ребенку поводок для ходьбы? Условия правильного использования ходунков

Путешествие длиною в жизнь начинается с первого шага…

Советы о том, как научить ребенка ходить самостоятельно, актуальны не для каждого родителя. Большинство детей развиваются в соответствии с возрастными физиологическими нормами и необходимости в их произвольном обучении не возникает. Ведь ходьба – навык, приобретаемый ребенком самостоятельно в процессе естественного психомоторного развития. Среднестатистический младенец начинает ходить в 1 год жизни, интервал приобретения данного навыка составляет от 9 до 15 месяцев. Обычно упитанные дети, отличающиеся рыхлой структурой тела, начинают ходить позже своих сверстников, хотя и не всегда. Недоношенные дети, появившиеся на свет преждевременно, ходят, в среднем, ближе к 18-ти месяцам.

Если к положенному сроку ребенок не приобретает этот навык самостоятельно, с целью исключения возможной патологии развития необходимо, по согласованию с участковым педиатром, показать малыша профильным специалистам – ортопеду и неврологу. Возможно, врачи назначат лечебный массаж и специальную гимнастику. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные обследования у других специалистов.

Если врачи заверили, что с вашим чадом все в порядке, просто надо немного подождать, с их разрешения можно начинать выполнять специальные упражнения. Часть из них те же, что и в статье , поскольку необходимо сначала научить малыша стоять без опоры и удерживать равновесие. Здесь приведем лишь те упражнения, которые связаны непосредственно с обучением хождению и предназначены для детей с 9-10 месяцев жизни. Для их выполнения требуется, чтобы кроха уже умел переступать, держась за руки взрослых.

Как научить ребенка ходить с помощью упражнений

1. Пусть ребенок стоит и держится за ручки своей прогулочной коляски. Вы должны стоять за ним и страховать его, не давая упасть. Когда коляска начнет двигаться вперед, малыш будет следовать за ней, делая шаги в сторону ее движения. Во избежание падения крохи, следите, чтобы коляска не двигалась слишком быстро, и он успевал переступать.

2. Возьмите 2 гладкие палки типа шестов высотой немного выше роста ребенка, за которые ему будет удобно держаться. Чтобы малыш не упал, опираясь на палки, сверху его ручек положите свои. Медленно переступайте вместе с ним, переставляя палки, по аналогии с лыжными палками. Это одно из наиболее эффективных упражнений, призванных научить ребенка ходить самостоятельно.

3. Расположите ребенка внутри обруча, а сами, передвигая обруч в разные стороны и страхуя кроху от падения, подталкивайте его к разным движениям: вперед, назад, по кругу.

4. Натяните между мебелью на высоте коленей ребенка веревку. Подведите малыша к ней, и, держа за руку, вместе переступите через препятствие. Затем пусть переступает только ребенок, а вы лишь поддерживайте его за руку. Данное упражнение способствует выработке навыка удерживать равновесие и координировать свои движения.

5. Для выполнения данного упражнения никакого инвентаря не требуется. Просто всюду водите ребенка за ручки, следуя за ним.

Пройдет несколько месяцев, а может быть, и раньше, и ваша прямая поддержка больше не потребуется, так как малыш решится на самостоятельные шаги. Но все равно следуйте рядом и контролируйте кроху, ведь для маленького человека вокруг столько опасностей!

Приспособления для обучения детей ходьбе

Первое слово, которое мысленно возникает на уровне ассоциации к вопросу «Как научить ребенка ходить?» - это ходунки. Ходунки представляют собой специальное устройство, при помощи которого малыш, еще не научившийся ходить самостоятельно, может свободно перемещаться по квартире, отталкиваясь ногами от пола.

Виды детских ходунков

Современная промышленность выпускает большое разнообразие детских ходунков, отличающихся своими конструктивными особенностями.

Классические (обычные) детские ходунки изготовлены из рамы на колесах с сидением для младенца.

Детские ходунки-трансформеры — это устройство, обладающее функциями обычных ходунков и специальной качалки. Кроме того, они могут регулироваться по высоте: малыш может как доставать до пола одними носочками, так и вставать на полную стопу.

Детские ходунки-каталка представляют собой конструкцию, снабженную колесами и множеством деталей для развития мелкой моторики детских рук. Такие ходунки больше всего подходят тем детям, которые уже научились ходить. Они позволяют развить физическую активность ребенка, а также закрепить усвоенные навыки ходьбы.

В настоящее время среди врачей нет единого мнения по поводу использования ходунков. Считается, что неоправданно длительное их применение может спровоцировать искривление позвоночника и деформацию ног малыша.

Чтобы научить ребенка ходить самостоятельно, приобретение ходунков вовсе не обязательно. Тем не менее, на определенном этапе развития малыша, это приспособление способно здорово облегчить жизнь мамы, бдительно и неусыпно следящей за каждым движением маленького непоседы.

Условия правильного использования ходунков

Итак, дабы использование ходунков приносило лишь пользу, должны быть соблюдены следующие условия:

  • выбирайте для покупки качественные ходунки, выпускаемые надежными производителями;
  • не следует помещать в ходунки младенца, не умеющего сидеть самостоятельно;
  • время нахождения ребенка в этом устройстве должно быть дозированным, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на спину и тазобедренные суставы. Начинайте сажать малыша в ходунки сначала на 3 минуты, постепенно увеличивая время пребывания в них до 40-ка минут;
  • во избежание травматических ситуаций не оставляйте малыша в ходунках без присмотра;
  • использование ходунков должно происходить в сочетании с ползанием и другими видами двигательной активности младенца. Последнее необходимо для развития у малыша чувства осторожности, лежащего в основе инстинкта самосохранения.

Еще одним приспособлением для обучения ходьбе являются вожжи-поводок . Это страховочная конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки. Вожжи-поводок предназначены для детей, уже способных перемещаться без посторонней помощи, но еще недостаточно хорошо координирующих движения. Благодаря данному приспособлению взрослый помогает малышу удерживать равновесие и предотвращает его падение.

На этапе обучения ходьбе большое внимание необходимо уделять безопасности малыша. В этом возрасте он очень уязвим. Бывает так, что упав, кроха травмируется, пугается и на некоторое время оставляет попытки вставать и ходить, предпочитая более безопасный способ передвижения –ползание. Чтобы научить ребенка ходить самостоятельно, не оказывайте на него давления и ни в коем случае не заставляйте это делать. Проявите терпение и ждите, когда малыш снова отважится передвигаться в вертикальном положении. Это произойдет очень скоро. Успеха!

***
И в завершении статьи, немного юмора из рубрики «Великие мысли Великих женщин»:

- Я научилась ходить, когда мне был год, и с тех пор уроков не брала.

/Мэрилин Монро/

Улыбнитесь! 🙂

Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Детский психолог

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в , то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в ? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Современные производители детских устройств предлагают потребителю массу красочных приспособлений. Они предназначены для правильного физического развития детей и отвечают всем правилам безопасности. Яркие, привлекательные, с дополнительными игровыми панелями детские тренажеры и приспособления очень популярны на отечественном рынке. Все они имеют весомые и убедительные преимущества. Но наряду с плюсами, эти предметы оказывают негативное влияние на физическое развитие ребенка.

Прыгунки — враг детского позвоночника

Этот детский спортивный тренажер родители начинают использовать еще до того момента, как малыш начнет самостоятельно передвигаться. Считается, что прыгунки приносят массу удовольствий ребенку. Но наслаждение они доставляют только мамочке, которая сможет на некоторое время заняться домашними делами.

Ребенок, находясь в прыгунках и оставшись без родительского внимания, быстро теряет интерес к прыжкам. Кроме того, приспособление ограничивает свободу перемещения ребенка и может навредить его естественному развитию. Отталкиваясь от пола двумя ножками, малыш привыкает к этим движениям, и без ходунков будет стараться возобновить эти же движения. В результате регулярные падения скажутся на самостоятельном хождении.

Не стоит забывать и о хрупком позвоночнике ребенка. Во время прыжков в прыгунках основная нагрузка ложится на спину. Поэтому частые прыжки в приспособлении приведут к искривлению позвоночника.

Крайне нежелательны прыгунки детям, имеющие повреждения кожи в области касания с деталями приспособления. Прыгунки довольно сильно сдавливают промежность малыша и могут вызвать аллергические реакции.

Ходунки: травмоопасно и бесполезно

Многие родители считают, что ходунки ускоряют развитие малыша. И очень в этом ошибаются. Это приспособление влияет только на ту группу мышц, которая отвечает за формирование походки. Конечно, очень удобно посадить ребенка в ходунки и отвлечься на разговор с любимой подружкой, зная, что с малышом ничего не случится. Но ходунки имеют многие недостатки.

При помощи этого приспособления ребенок самостоятельно долго не научится ходить, так как конструкция сама сможет его донести в любое место помещения. Кроме того, у него не будет развиваться вестибулярный аппарат. А из-за неправильного распределения нагрузки и нарушения кровообращения могут деформироваться не только позвоночник, а и стопы.

Ходунки надежно защищают малыша от падения, и вне этого приспособления ребенок не сможет избежать травм. В довершении этого, они препятствуют выработке защитной реакции, ведь натолкнувшись на барьер, ребенок не увидит опасности.

Маленькие дети познают окружающий мир через осязание и вкусовые рецепторы. Находясь в ходунках, дотянуться до многих предметов становится невозможным.

Поводок (вожжи) для детей: вы точно хотели ребенка, а не собаку?

Это приспособление придумано для непоседливых и любознательных детей, которые на прогулке каждый раз стремятся проявить самостоятельность и убежать от взрослых. Больше того, они помогают удержать равновесие и контролировать падения малыша. Это безобидное изобретение провоцирует массу негодований со стороны окружающих, так как вызывает ассоциацию «выгуливания собачки».

Вред детских вожжей заключается в том, что они тормозят психологическое развитие малыша. Находясь постоянно на поводке, ребенок не может беспокоиться о своей безопасности. Следовательно, он не научится самостоятельно принимать решения, не получит элементарных навыков развития и не разовьет у себя чувство ответственности за свою жизнь.

Более того, поводок дает понять ребенку, кто доминирует во многих отношениях без возможности изменения ситуации. Таким образом, дети не усваивают многих уроков, упускают возможность учиться и не понимают, когда нужно сотрудничать или слушать взрослых.

Рюкзак-кенгуру: удобно, но опасно

Новомодный рюкзак-кенгуру уже смогли по достоинству оценить многие родители, ведь он сильно облегчает переноску маленьких детей. Он регулируется под любого взрослого, тип одежды (летнюю и зимнюю) и может легко менять положение ребенка. Рюкзаки отлично поддерживают поясницу, тем самым предотвращая появление болевых ощущений. Находясь в такой «сумке», ребенок чувствует полную безопасность, а руки мамы или папы в это время полностью свободны.

Несмотря на эти достоинства, рюкзак-кенгуру имеет некоторые негативные стороны. Так как малыш долгое время находится в висячем положении, вся нагрузка идет на неокрепший позвоночник и область промежности. Впоследствии это приводит к деформации позвоночного столба и повреждениям кожи на внутренней поверхности ножек. Большой минус окажет и болтающаяся голова, если она не прижата к взрослому. Узкое сидение может нарушить кровоток в малом тазу и ножках малыша. Эти негативные стороны больше относятся к конструкции рюкзака. Но не стоит забывать, что даже в правильно подобранной заплечной сумке кенгуру малыш должен находиться не более двух часов.

Обратите внимание на безвредную альтернативу кенгурушки — .

Манеж: психологи предупреждают

Очень полезный и практичный манеж для детей вызывает неоднозначную реакцию со стороны психологов. С одной стороны, безопасность манежа позволяет оставить ребенка одного на некоторое время, а с другой стороны, он ограничивает движения и свободу маленького человечка. Ограниченность препятствует нормальному физическому развитию и лишает возможности активно двигаться.

Подрастая, ребенок стремится познать окружающий мир. Первые его самостоятельные передвижения – ползание. К сожалению, манеж упускает эту возможность. Он только позволяет малышу вставать на ножки (или садиться), держаться за опору и передвигаться вдоль края.

В манеже малыш часто чувствует себя беспомощным, так как не имеет возможности дотянуться до того, что его привлекает. Препятствие становится непреодолимым, и первый опыт несостоятельности может закрепиться надолго на подсознательном уровне. Более того, находясь длительное время в манеже, ребенок теряет тесный контакт со взрослыми, что сказывается на его психологическом развитии.

Множество родителей вырастили здоровых и счастливых детей, не прибегая к использованию этих средств с сомнительной пользой. Попробуйте и вы!

Топ-топ… Ура! Малыш шагнул.

Робкий шажочек, затем еще. И вдруг - упал! Как хорошо, если на мягкий ворсистый ковер…

А если - на дорогу? Вот уж точно не миновать слез, ушибленных ладошек и испачканной одежды, казалось бы.

Или можно пережить первые самостоятельные пешие прогулки без досадных неприятностей?

Что такое поводок для ребенка?

Вероятно, в детстве многие играли в «лошадку»: впереди бегущий ребенок был подхвачен веревочкой за пояс или подмышками, а концы веревки удерживал «наездник». Эта детская забава послужила примером для создания детского поводка.

Детский поводок, или вожжи, или шлейка - приспособление, которое обеспечит малышу безопасность во время обучения ходьбы, а маме позволит снять нагрузку со спины. Довольно неудобно водить ребенка за обе ручки, когда маленький первооткрыватель требует шагать еще и еще.

Зачем ребенку поводок для ходьбы?

Когда малыш только начинает осваивать хождение, его движения неуверенные, плохо скоординированы. При помощи вожжей взрослому удобно контролировать передвижения ребенка, предотвращать падения. Ручки малыша не заняты, и это помогает балансировать, удерживать равновесие, играть.

Отправляясь с малышом, например, за покупками, можно быть уверенным, что начинающий бегун не потеряется в толпе, не убежит далеко, будет в поле зрения мамы.

Важно помнить! Нельзя все время водить малыша со страховкой! В безопасных местах стоит отпускать ребенка бегать самостоятельно. Ведь если он не научится падать, то не узнает, что такое осторожность.

Поводок для ребенка: за и против

Среди родителей нет однозначного мнения о пользе поводков. Некоторые приобретают их заранее, еще до рождения, а потом активно используют. Особыми ценителями этого изобретения можно назвать мам, имеющих более одного карапуза. Им не по наслышке известно о том, как тяжело гулять с активным малышом.

Противники вожжей их использование считают неприемлемым. Это, по их мнению, унижает ребенка, ставя на один уровень с выгуливаемыми на поводке животными. Также есть мнение, что у детей портится осанка и психика.

У детского поводка, несомненно, есть плюсы:

  • защита от падений и травм
  • поводок подгоняется индивидуально под размеры ребенка
  • в поводке малыш ощущает равновесие, и ему приходиться ножки ставить правильно: опираться всей стопой
  • доступная цена

Главный недостаток - этическое и эстетическое восприятие окружающих. В нашей стране вожжи для ходьбы мало распространены, и у многих, встретивших на улице малыша на поводке, это зрелище вызывает недоумение и осуждение.

При длительном ношении в течение дня вожжи могут натереть нежную кожу ребенка.

Важно! Поводок для ходьбы - это не средство обучения, а только подстраховка при обучении ребенка ходьбе!

Виды поводков для обучения ходьбы ребенка

Существует несколько видов детских поводков. Их отличие друг от друга - в конструкции и способе крепления.

Поводки с жесткой ручкой держателем и мягкими трусиками для фиксации

Внешне эта модель напоминает известные всем «прыгунки»: текстильные прочные трусики и длинные лямочки, заканчивающиеся держателем. Это одни из самых безопасных поводков. Такая модель позволяет равномерно распределять нагрузку на неокрепший позвоночник крохи.

Недостатком может послужить цена, самая высокая на эту модель среди всех видов поводков для детей.

Если во время прогулки не используется подгузник - можно быть готовым стирать поводок после каждого использования.

Поводки, которые крепятся на груди, подмышками и на плечах ребенка


Очень удобный вариант. Позволяет избегать натирания благодаря вшитой тканевой вкладке на груди.

Ремешки регулируются, можно подобрать оптимальную длину. Это дает возможность надевать вожжи даже на объемную зимнюю одежду.

Иногда ремешки могут из-за своего высокого положения натирать подмышки, поэтому надевать их лучше на плотную одежду с рукавом.

Поводки из строп и застежек

Эта модель самая простая. Состоит из строп и застежек, регулируемых по всей длине.

Использовать такой поводок можно только тогда, когда малыш уже уверенно стоит на ножках: поводок лишь контролирует равновесие, но не обеспечивает поддержки.

Стропы могут врезаться в кожу ребенка и натирать.

Большим плюсом является низкая стоимость.

Поводок-рюкзак

Выглядит этот вариант как рюкзачок за спиной ребенка, а к рюкзачку крепится поводок.

Очень подходит гиперактивным малышам, не стесняет движений. Однако в таком поводке поддержка плечевого пояса минимальна, и для плохо ходящего малыша этот поводок не подходит.

Детский поводок для ходьбы: на что обратить внимание?

Выбрав ту или иную модель вожжей, стоит проверить, насколько она отвечает требованиям безопасности и комфорта.

  1. Безопасность. Несколько важных правил! При покупке важно определить прочность строп и застежек. Не стоит покупать модель на липучках, иначе ребенок сможет сам снимать с себя поводок. Нельзя позволять ребенку играть с поводком самому или с другими детьми. Необходимо следить, чтобы стропы не перекручивались вокруг шеи ребенка
  2. Комфорт. Материалы, из которых изготовлен поводок для обучения ходьбе, должны быть прочные, но не жесткие, чтобы кожа крохи не натиралась и не передавливалась. Стропы должны быть отрегулированы индивидуально под рост и комплекцию малыша.
  3. Цена. Самый простой поводок для хождения стоит от ста рублей. Чем известнее бренд и усложнённая модель - тем выше цена. Для желающих сэкономить, но иметь качественный детский поводок, можно изготовить эту вещицу собственноручно.

Обратите внимание! Использовать поводок для ходьбы нельзя ранее 8 месяцев, пока малыш не начнет передвигаться, хотя бы держась обеими ручками руки взрослых.

Поводок для ребенка своими руками

Некоторые мастерицы шьют поводок самостоятельно. Преимущество самодельного поводка – возможность регуляции длины ручек и выбор подходящей расцветки.

Чтобы сшить поводок, понадобится около 4 метров текстильной стропы или крепкой тесьмы и 4 полуавтоматические застежки - фастекса.

  1. Сначала нужно измерить обхват груди ребенка. Измерять нужно в одежде по сезону, когда планируется ходьба. Нужно не забыть оставить небольшой запас для застежек.
  2. Затем измеряется длина будущих лямочек: от середины груди ребенка через плечо к спине. Лямки нужно приметать к детали-грудке.
  3. Замеряется ручка поводка такой длины, чтобы взрослому было удобно, не наклоняясь, водить малыша.
  4. К детали-грудке пришивается ручка поводка.
  5. К концам тесьмы прикрепляются застежки.
  6. К груди можно пришить тонкую подушечку, чтобы малышу было комфортнее.
  7. Поводок готов.

Эта самая простая модель детских вожжей не требует особых швейных навыков. Можно даже обойтись без швейной машины. Потратив совсем немного денег и времени, получится соорудить вещицу не хуже тех, что предлагает индустрия товаров для малышей.

Поводок для ребенка: отзывы родителей

Ольга Шипунова (Омск). Когда нашей слишком активной дочке в 11 месяцев приобрели вожжи, я наконец, узнала, что такое спокойные прогулки. Мы выбрали модель Love&Carry. Я довольна. А дочке тоже нравится, можно хватать руками все что угодно вместо того, чтоб давать их мне, и спокойно бегать.

Юлия Акимкина (Белово). У меня двойняшки. Когда вылезли из коляски, я не могла гулять с ними одна. Купили поводки Lindam. Очень удобные, не натирают! И мне все равно, что бабульки шушукаются. Главное, теперь гуляем безопасно, и про разбитые коленки забыли.

Анна Лаврова (Новосибирск). Бабушка подарила шлейку фирмы Chicco. Очень симпатичная, с медвежонком на груди. Гулять с ней не смогли, ребенку было неудобно бегать на привязи. А вот пристегиваться в коляске или стульчике нам понравилось. Эта шлейка универсальная оказалась.

Ирина Шабалина (Мурманск). Поводок BabyOno – вещь отличная, качественная. Но мы сами виноваты, что мало ей пользовались. Ходить стали летом, в жару. Мне страшно было, что сквозь футболочку потное тельце натрет. Носили осенью немного, но уже мало нуждались в поддержке - сами бегали.

Полина Костюк (Москва). Может, я неправильно пользовалась детским поводком, но мне он категорически не понравился. Купили польскую модель Womar. Сын после первой прогулки натер подмышки. Надевали на теплую кофточку потом - все равно трет. Не советую никому этот поводок.

Сергей Овчинников (Пермь). Пару раз гулял с внуком - «без ног и спины остался». Посоветовали поводок купить. В нашем магазине только от фирмы Малышастик оказались. Недорого совсем. Спина у меня теперь не устает, и внук не убегает. Дочка с зятем сперва смеялись, но потом и сами стали поводок брать для прогулки со своим сорванцом.

Поводок для ходьбы существенно облегчает маме прогулки с малышом. Простая конструкция обеспечивает крохе поддержку и не позволяет упасть. Можно без страха переводить ребенка через дорогу: он не вырвется и не попадет на проезжую часть. Можно смело отправляться в магазин: в толпе малыш не заблудится, а мама свободной рукой сможет нести покупки. Можно просто гулять на площадке и знать, что прогулка обойдется без ушибов и царапин.

Неодобрение окружающих? Для тех, кто этого остерегается, стоит подумать, что важнее: отсталые взгляды на жизнь и воспитание или комфорт ребенка и собственное спокойствие.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.

ХОДЬБА – циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении . Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением .

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

Нет согласованности движений рук и ног;

Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

Плохо используется пространство зала

Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; - Учить ходить с высоким подниманием колен;

Учить перешагивать через предметы; - Учить ориентировке в пространстве

Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; - Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

Формировать правильную осанку;

Учить детей ходить по наклонной плоскости;

Знакомить детей с техникой приставного шага;

Учить координировать движения рук во время ходьбы

Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);

Следить за правильной осанкой; - Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо);

В индивидуальных заданиях дети теряются

Учить детей правильно дышать; - Учить детей энергично размахивать руками;

Отрабатывать легкость походки и координацию движения

Обращать внимание на положения рук при ходьбе, на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы , недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы - научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок , что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3) ходьба приставным шагом;

4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7 -го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений , ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно овладевают ее техникой .

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе - ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью , с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа ; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы , с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40-50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30-45 см; ходьба в чередовании с бегом.