Бури на Солнце

Ь в наречиях примеры. "мягкий знак после шипящих на конце наречий". Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Конспект урока

по русскому языку

в 5 классе

разработан в соответствии

с требованиями ФГОС

с использованием современных образовательных

технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)

Разработала

Поважнюк С.А., учитель

русского языка

и литературы

"Школа-гимназия №3"

города Армянска.

Армянск

2016

Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Задачи:

обучающие:

формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

формирование способности различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи.

формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.

активировать словарный запас учащихся.

развивающие:

развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитательные:

воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;

формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка;

Умение на практике применять теоретические знания.

Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.

Метапредметные результаты :

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД:

Принимать участие в работе парами;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

Тип занятия: изучение нового материала.

Используемые методы: с ловесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.

Средства обучения: мультимедийные средства, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 клас с ». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);

Ход урока

1 . Организационный момент. Эмоциональный настрой

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя и наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся).

Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю.

- Скажите, а в каком словаре подаётся лексическое значение слова?

- С толковым словарём русского языка С.И.Ожегова работала... (имя ученицы).

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение:

Экспедиция - это поход, поездка отряда со специальным заданием.

- Итак, отряд - это мы все, кто находится в нашем классе.

Наше задание - подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.

Участники экспедиции должны знать о предмете поиска , а подскажет нам его герой книги Н.Носова Незнайка . Он тоже хочет с нами отправится в экспедицию, поэтому приготовил нам задание.

- Внимательно послушайте и определите о какой части речи будет повествоваться.

Инсценизация.

Незнайка : - Я невзлюбил эту часть речи еще задолго до того, как узнал о ней. Всю жизнь она меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А кому понравится слышать о том, что тебя видят насквозь?

А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо (достаёт пульт) щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)

- Что же это за часть речи, от которой нет покоя? ( Наречие).

- Как вы определили? (вопросы, слова, которые указывают на признак действия)

- Какие словосочетания с наречиями запомнили? (стой прямо, сиди ровно, говори правильно, носиться вскачь, лежать горизонтально )

- Итак, предмет поиска - наречие. ( СЛАЙД 1)

- Ребята, возьмём с собой Незнайку?

3. Мотивация учебной деятельности.

Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание.

Решить лингвистическую задачу. ( СЛАЙД 2)

1. Привлеч(?) товарища;

2. Долго помниш(?);

3. Лесная глуш(?);

4. Пахуч(?) весной;

5. Открыты настеж(?).

- Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?

- Какова тема нашего урока?

4. Постановка задач.

Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). (СЛАЙД 3)

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Какую проблему мы будем с вами исследовать? (обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь).

5. Работа над новым материалом .

- Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму.

Наблюдение над материалом, побуждающий к открытию новых знаний.

На доске появляется запись: (СЛАЙД 4)

ПОДУМАЙ

настежь уж

на о тмашь замуж

навзничь невтерпёж

сплошь

вскачь

Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).

Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как? обозначает признак действия...)

После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш )

У скольких слов мягкого знака нет? (у трёх)

После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ).

Как называются слова, которые не подчиняются правилу ? (слова - исключения.)

ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы?

(Мягкий знак после шипящих в конце наречий).

- Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж ).

Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем правило в учебнике на стр. 71. Может быть что-то не сказали. Проверим.

(Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух).

ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 5)

Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:

«Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: … , … , …».

Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.

(СЛАЙД 6)

Правила написания наречий запомнить легко:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

Запишите эту рифмовку себе в тетрадь.

6. Закрепление изученной орфограммы.

Орфограмму " Мягкий знак после шипящих в конце наречий" мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило.

Задание 1. Выполнить упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие по вариантам:

У доски работают 3 уч-ся (записывают В-1: 4,5 В-2: 6 предложения, обосновывают орфограмму).

ВЫВОД: все ли наречия записали с мягким знаком? В каком предложении наречие записали без мягкого знака? (6 предл.) Почему? (исключение). Во всех наречиях пишем после шипящих "ь", кроме исключения. Синтаксическая роль наречия в предложении... обстоятельство.

- Ребята, как вы думаете, почему уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака? ( варианты ответов учащихся).

Среди участников экспедиции находятся языковеды , которые и объяснят эти исключения. (Опережающее домашнее задание).

Ученица 1: объяснить исключения замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных муж и терпёж , которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Ученица 2: интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устаревшее), которое обозначает «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется в современном русском языке с мягким знаком.

ВЫВОД: - Благодарим языковедов за историческую справку. Теперь мы не только знаем, как пишутся эти слова, но можем обосновать их написание.

Но иногда мы допускаем ошибки в произношении наречий, чтобы этого избежать предлагаю орфоэпическую разминку.

(Словосочетания записаны на доске.)

Задание 2 . Орфоэпическая разминка.

Прочитайте правильно, поставив ударение в наречиях:

пиши крас и вее, сядь уд о бнее, вытри д о чиста, взглянуть м е льк о м. ( м е льк о м - допускается 2 варианта, но 1-й - более правильный ).

ВЫВОД: надеюсь в дальнейшем вы будете следить за своей речью и речью одноклассников, чтобы не допустить нарушений в произношении.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проверка на внимание и знание материала)

Сейчас я буду называть слова с шипящими на конце. Если мягкий знак есть в слове, то встают девочки , если его нет - мальчики . Приготовились.

Встаешь (д), малыш, ночь (д), замуж, играешь (д), много туч, печь (д), нож, навзничь(д), гонишь(д), уж, хорош, вскачь (д), горяч.

Физкультминутка дала возможность проверить вас на внимание и знание материала. Усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило мы будем и дома. Откройте дневники запишите домашнее задание: (запись на доске) стр.71, выучить правило; письменное задание по выбору учащихся: упр. 419 (объясняю); составить лингвистическую сказку "Мягкий знак в словах после шипящих "

Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца.

Задание 3 . «Отыщите беглеца!».

Выписать слова с мягким знаком .

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставьте отметки. Исправления и выставление отметок делайте карандашом.

Правильные ответы на доске : беречь, прочь, на о тмашь, вскачь, навзничь, сплошь - 6слов. Обратить внимание на ударение в слове «на о тмашь».

Критерии оценивания записаны на листах раздаточного материала по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" .

"5" - 0;

"4" - 1 ;

"3" 2-3;

"2" - 4 и больше.

ВЫВОД: Подымите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте на полях карандашом «5» . Кто допустил 1 ошибку? Поставьте на полях карандашом «4». Я надеюсь, что в следующий раз ошибок не будет вовсе.

Итак, ребята, правильно выполненная работа подводит нас к тому, что мягкий знак после шипящих пишем в глаголах и наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж.

Как и любое исследование - утомительно. Предлагаю послушать музыку. Непросто музыку, а музыку... ВЕСНЫ. Слышали?!

Учащиеся слушают МУЗЫКУ ВЕСНЫ - релаксация.

- Какое настроение навеяла музыка? С каким праздником она ассоциируется? (праздником весны - 8 Марта, день, когда мы поздравляем своих милых, дорогих и любимых женщин).

Задание 4. Творческая работа.

Предлагаю ребятам составить несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта.

Используйте словосочетания с наречиями:

искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво. (дети могут вводить свои словосочетания с наречиями).

(Можно показать открытку с 8 Марта для развития творческого воображения).

Прослушать несколько работ, обратить внимание на правильность выполнения задания.

ВЫВОД: Молодцы, я надеюсь, что наш урок не прошёл впрок. В предложениях вы использовали наречия, которые играют немаловажную роль в поздравлении, делая его образнее, поэтичнее. Я надеюсь, что ваши искренние поздравления мамам, бабушкам подарят им поистине праздничное весеннее настроение.

- Ребята, нам осталось провести итоговое исследование, которое поможет сформулировать орфограмму " Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".

Задание 5. Определить в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ.

Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч.., горяч.. , свеж..

береч.., вскач.., пишеш.. .

Работа в группах.

1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы

( дочь, ночь, мяч, туч)

2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы

(хорош, скрипуч, горяч, свеж)

3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы

(беречь, пишешь, навзничь, вскачь).
Капитаны выходят к доске и делают выводы (по какому принципу выписывали слова) :

1-я группа: Вывод: дочь, ночь, мяч, туч;

женский род, единственное число, 3-е склонение - пишем мягкий знак;

мужской род; множественное число - мягкий знак не пишем.

2-я группа : Вывод: хорош, скрипуч, горяч, свеж;

в кратких именах прилагательных мягкий знак не пишем никогда.

3-я группа : Вывод: беречь, пишешь, навзничь, вскачь;

неопределенная форма: беречь; пишешь - 2-е лицо, единственное число; во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: уж, замуж, невтерпёж.

Группы оценивают друг друга: 2группа оценивает 1 группу, 3группа. - 2 гр., 1группа - 3 гр.

ВЫВОД: Итак, ребята, какую орфограмму вы исследовали? ("Мягкий знак после шипящих в разных частях речи"). Мы подвели итог в написании мягкого знака в существительных, кратких прилагательных, глаголах и наречиях.

7. Рефлексия.

Наша экспедиция отлично справилась с орфографическими открытиями и возвращается домой. Но поставим точку в нашей экспедиции только тогда, когда запишем свои исследования в Книгу открытий.

На партах есть листы "Исследования в написании наречия" . Запишите, какие открытия для себя сделали вовремя экспедиции.

- Итак, ребята, вовремя экспедиции вы достигли поставленной цели?

Где эти знания вам могут пригодиться?

Активным ли был Незнайка в экспедиции? Как бы вы его оценили?

Незнайка, тебе понравилась работа исследователей? Кого бы назвал более активным и оценил на отлично?

Отметки за урок.

Учитель: класс сегодня работал:

ОТЛИЧНО

ПРЕКРАСНО

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Практические задания.

1. Упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие (4,5,6 предложения) - по вариантам:

В-1: 4-5 предложение, определить синтаксическую роль наречия.

В-2: 4-6 предложение, определить синтаксическую роль наречия.

2. Орфоэпическая разминка. Поставить ударение в словах.

Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком.

3. «Отыщите беглеца!»

Задание. Выписать слова с мягким знаком .

Грош?, береч?, проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?

Критерии оценивания:

"5" - 0;

"4" - 1 ;

"3" 2-3;

"2" - 4 и больше.

4. Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта. Используйте словосочетания с наречиями.

Искренне желаю, сердечно поздравляю, живи счастливо, сияет ярко, удивительно красиво.

5. Работа в группах. Провести итоговое исследование: в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, обоснуйте свой ответ.

Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч. хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..

береч.., стереч.., вскач.., пишеш.., читаеш..

1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы.

2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы.

3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы.

6. Подберите к наречиям, которые заканчиваются на шипящий, глаголы; составьте словосочетания:

В-1: вскачь, невтерпёж.

В-2: замуж, на о тмашь.

Фамилия ______________ имя ____________

Исследования в написании наречия.

Допишите предложения.

1. В наречиях мягкий знак пишем...

2. Мягкий знак не пишем в таких наречиях: ... ... ...

3. Чаще всего наречия зависят от...

4.В предложении обычно наречие выступает...

5. Свою работу я оцениваю на... , потому что...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Цель урока - формирование умений в употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Выработать стойкие навыки написания мягкого знака после ши­пящих на конце наречий;

Систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;

развивающие:

Формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике;

Развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и ана­литическое мышление, творческие способности;

Развивать логически связную устную и письменную речь учащих­ся;

воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, волю, общительность, коммуни­кативность;

Воспитывать культуру речи;

Чувство коллективизма и ответственности при работе в парах, группах.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», музыкальное произведение в записи Л. Бетховена.

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий (45 мин.).

Методика адаптивного обучения

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Создание проблемной ситуации. Объяснение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знания.

б. Первичное закрепление знаний.

7. Закрепление.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его вьполнения.

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели урока.

Цель: создание работоспособной атмосферы на уроке, психологического комфорта, настроя на изучение темы.

Как настроение, ребята? Мы продолжаем изучение темы «Наречие», познакомимся се­годня с новой орфограммой.

2. Проверка домашнего задания (З мин.).

Цель: проверка умения отличать наречия от других частей речи.

Блиц - турнир. Задание было дано заранее. 1 группа задает, вторая - отвечает. Затем вторая задает, а первая отвечает.

1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них только наречия. Указать признаки наречия, похожие с деепричастием.

2. Даны предложения. Определить синтаксическую роль наречия.

Что общего и чем отличаются наречия от других частей речи?

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (З мин.).

Цель: подготовка учащихся к восприятию темы. На экране - таблица.

Повторение правописания Ь в разных частях речи. Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Ь пишется

сущ. 3-го скл. (рожь) №8

Ь не пишется

сущ. не 3-го скл.

(карандаш, рощ, дач)

крат.прил. (могуч) №20

глагол 2-го л.ед.ч. (–ешь) №22

Неопр.ф. (беречь)

Повел.накл. (отрежь) №47

наречия: настежь №63

наречия: после ж,

уж, замуж, невтерпеж – искл.

После ш и ч (вскачь)

Словарь: настежь - на «стеж» («крюк») - буквально «на дверном крюке», т.е. «открыто»

4.Создание проблемной ситуации. Часть таблицы с орф№бЗ закрыта.

Учитель. Ребята, наш давний знакомый, Петя Ошибкин, написал слова настеж_, вскач_ без Ь. (На экране высвечиваются слова). Он рассуждал так: «На конце слов после ши­пящих не пишется Ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописа­ния этих слов).

В словах какой части речи он написал Ь? Какой будет тема урока?

(Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране - слайд.

5. Объяснение нового материала (5 мин.).

Цель: знакомство учащихся с правилом написания Ь на конце наречий.

Учитель. Давайте посмотрим, как пишутся наречия. На что обращаем внимание? После каких шипящих пишется (не пишется) Ь?

Ученики сами формулируют правило.

Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, а после бук­вы ж не пишется, кроме одного слова- исключения настежь.

Алгоритм рассуждения по применению правила:

1) Определить, какая это часть речи.

2) Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений.

З) Если нет, пиши мягкий знак.

5. Первичная проверка усвоения знаний (2 мин.)

Цель: проверка уровеня знаний учащихся.

Работа с учебником. Читается материал параграфа 44. Правило заучивается наизусть. Организуется парная работа по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.

Вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

А теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов. (Ученики объясняют правило).

6. Первичное закрепление знаний (5 мин.).

Цель: закрепление необходимых знаний на уроке.

Словарная диктовка. 1) Закажи Балде службу,! Чтоб стало ему невмочь,! А требуй, что­бы он ее/ Исполнил точь-в-точь. (А.С. Пушкин). 2) Шалун уж заморозил пальчик. (А. С. Пушкин). З) Небо было сплошь покрьгго тучами. (М. Горький). Выполняется у доски. Списать, подчеркнуть изученную орфограмму.

Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

7. Закрепление (10 мин.).

Цель: закрепление умения находить данную орфограмму и применение правила на практи­ке.

1.Работа по группам. Дифференцированные задания.

Цель: закрепление знаний учащихся по изученной теме.

I группа. Работа по заданию учебника, упражнение 265. Помощь - таблица на слайде. Проверка консультантами.

2группа. Работа на компьютерах. Программированный диктант.

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.2) Землю вскачь не пашут. З) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

2) Работа по карточке. Вставить пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать не­втерпеж_, сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый лещ, спряч_тесь от до­ждя, день хорош_, сделать шалаш_.

Определяет уровень знаний компьютерная программа.

3группа. Работа на компьютерах. Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7класс, РС СО-ОМ. Учащиеся работают по обучающей программе диска. Вьполнение тестовых заданий. Выполняя

задания на мониторе, учащиеся видят резуль­тат своей работы. Имеется режим выставления оценок.

Вывод о написании Ь на конце наречий.

2.Дидактическая игра . На экране проектора (2 мин.).

Цель: проверка умения отличать наречие от других частей речи.

Учитель . А теперь давайте немного поиграем: заполним кроссворд, вписав в него наречия.

    Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

    замуж, тягач, задач, могуч;

    прочь , страж, тягуч, льешь;

    наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

    училищ, вскачь , толочь, помощь;

    Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

    Настежь , передач, блестящ, бородач.

«Агентство Шерлока Холмса»

Операция «Где спряталось наречие «уж»?»

Задание. Напишите существительные, в которых встречается « - уж – «

Подведение итогов игрового момента. Устное поощрение ответов учащихся.

3. Работа с разноуровневыми карточками (3 мин.)

Цель: проверка уровня усвоения темы.

Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности. Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Задача очень проста: укажите количество слов, в которых необходим мягкий знак.

Уровень 3 Вариант 1

1)зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(ж.р.);

4)взять реванш_(м.р.);

5)воздух свеж_(кр.прил.);

6)радость встреч_(Р.п.мн.ч.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(м.р.);

12)отреж_ кусочек (глагол); Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 1

1) зелень пастбищ_(сущ.);

2)нужно береч_(глагол);

З)установившаяся тиш_(сущ.);

4)взять реванш_(сущ.);

5)воздух свеж_(прил.);

6)радость встреч_(сущ.);

7)проголодаеш_ся (глагол);

10)быстро учиш_(глагол);

11)интересный репортаж_(сущ.);

12)отреж_ кусочек (глагол);

Слов с Ь ____ ?

Уровень 5 Вариант 1

1)зелень пастбищ_;

2)нужно береч_;

З)установившаяся тиш_;

4)взять реванш_;

5)воздух свеж_;

6)радость встреч_;

7)проголодаеш_ся;

10)быстро учиш_;

11)интересный репортаж_;

12)отреж_ кусочек;

Слов с Ь ____?

Уровень 3 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(Р.п.мн.ч);

З) военная мощ_(ж.р.);

4) удачный розыгрыш_(м.р.);

5) кактус колюч (кр.прил.);

б) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(м.р.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(кр.прил.);

Слов с Ь ___ ?

Уровень 4 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(сущ.);

З) военная мощ_(сущ.);

4) удачный розыгрыш_(сущ.);

5) кактус колюч(прил.);

б) зарево пожарищ_(сущ.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(сущ.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(прил.);

12) ничего не помниш_(глагол);

Слов с Ь ___ ??

Уровень 5 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание;

2) множество неудач_;

З) военная мощ_;

4) удачный розыгрыш_;

5) кактус колюч_;

б) зарево пожарищ_;

7) сумел увлеч_ся;

8) быстро уничтож_;

9) саванный пейзаж_;

10) мчался вскач_;

11) ужасно тощ_;

12) ничего не помниш_.

Слов с Ь? ?

Показ правильных ответов на слайдах.

Учащимися делается вывод об употреблении Ь в разных частях речи.

Проводится физминутка (звучит классическая музыка Бетховена для детей).

4. Работа с текстом по картине (10 мин.).

Цель: проверка уровеня речеведческих и правописных умений и навыков, развитие логически связной речи.

Учитель. Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высве­чивается репродукция картины. Текст на столах учеников).

Задания для работы.

Прочитайте текст (один ученик читает).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.

Выполните задания: вставьте пропущенные буквы, расставьте занятые. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ. Не пряч_тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж_ расто­пить лед на скатах крыш_ и увидеть как бьет из-под земли ключ. Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя пренебреч_

законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину К. Юона «Конец зимы. Полдень».

А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины К. Юона? Составьте предложения по началу:

Глядя на картину К. Юона, я думаю... Звучит музыкальный фрагмент.

Учитель. «И забываю мир - и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображень­ем, и пробуждается поэзия во мне...».

Ученики пишут мини-сочинение. Затем 2-З ученика читают. Работы анализируются, выставляют оценки сами учащиеся.

Учитель. Ваши работы становятся все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков можно вспомнить? (Ученики вспоминают слова К. Паустовского и др.).

8. Рефлексия. Подведение итогов урока (1 мин.) Результат достижения цели.

Учитель. Сегодня мы с вами изучили тему «Мягкий знак после шипящих на конце на­речий». Какие цели мы ставили на уроке? На экране высвечиваются цели урока. Дос­тигли мы их? Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы подни­маете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих

всегда пишется мягкий знак?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

В словах какой части речи
после шипящих никогда не

пишется мягкий знак?

В словах какой части речи

мягкий знак после шипящих не пишется

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Олько в словах-исключениях?

В словах какой части речи написание мягкого

знака после шипящих зависит от рода,

числа и падежа?

К какой части речи относятся слова настежь,

навзничь, прочь?
Выставление оценок учителем и их мотивирование.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

(1 мин.) Цель: развитие памяти, самодисциплины, целенаправленное усвоение знаний и умений, полученных на уроке.

Свободное домашнее задание.

1. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова «Русский язык» Е.М.Сергеева. Тестовые задания по русскому языку (тест 28, 29).

2. Написать сочинение-эссе с изученной орфограммой, ис­пользуя дополнительную литературу и ресурсы Интернет.

Учитель. На экране стихотворение, которое включает слова на изученную орфограм­му.

После уроков вскачь опасно

Спускаться со второго этажа.

Хотя и настежь двери,

Но не стоит спешить домой после звонка.

Совету моему уж внемли, школьник,

Точь-в-точь исполни ты его.

И маме не придется позже

Лечить ушибы тела твоего.

Благодарю вас!

Список использованных источников

Для учителя.

1. Барова Е.С.,Воронова Е.Н. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 7 класса Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система «Школа 2100»

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1999г.

3. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов – на Дону. Издательство «Феникс» 2006г.

4. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. (М.: Просвещение): 7-й класс». Издательство «Экзамен» М., 2010, УМК.

5. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2002г.

Для родителей.

    Ленская Т.С. , Угроватова Т.Ю. Русский язык. Орфография. В 4 ч. (Домашний репетитор). М.,: Айрис-пресс. 2003г.

Для учащихся.

    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение». 1995г.

    Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. М., «Просвещение». 1984г.

    Реурсы Интернет.

4. PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru.

Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

И ужимки скоморохов отчего не веселят?

Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых на конце наречий после шипящих отсутствует.

Орфограмма изучается в 4-м классе

Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом - существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

  • невтерпёж;
  • замуж;

Формирование навыка различения частей речи

Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

  • Бежит (как?) вскачь.
  • Распахнул (как?) настежь.
  • Упал (как?) навзничь.
  • Покрыт (как?) сплошь.
  • Стало (как?) невмочь.

Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

Словарная работа

Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

  • она выходит замуж - он женится;
  • вскачь - быстро, скачками;
  • навзничь - на спину;
  • наотмашь - с размаху;
  • настежь - распахнуто до отказа;
  • невмочь, невтерпёж - терпеть невозможно, очень хочется;
  • прочь - вон;
  • сплошь - плотно, очень густо, все подряд;
  • уж - сейчас, в данный момент.

1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:

  • Мы на уроке.
  • Мы на перемене.
  • Мы идём на экскурсию.

Диктант для закрепления

Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.

Текст диктанта :

Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!

Контрольный тест

Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.

Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:

  • рожь;
  • беречь;
  • настежь;
  • горяч.

Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:

1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).

Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:

  1. Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
  2. Стены были __________ увиты плющом.
  3. Окна в доме были _____________ открыты.
  4. Всадник понёсся ____________ по дороге.
  5. Скорей бы _________ кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать _____________.
  7. Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился ______________ .
  10. Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:

  1. Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
  2. Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
  4. Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
  5. Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
  8. Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
  9. С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
  10. Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).

Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Ответ на первое задание:

  • настежь.

Ответ на второе задание:

1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.

Ответ на третье задание:

  1. Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
  2. Стены были сплошь увиты плющом.
  3. Окна в доме были настежь открыты.
  4. Всадник понёсся вскачь по дороге.
  5. Скорей бы уж кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать невтерпёж.
  7. Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась замуж за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился навзничь.
  10. Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Ответ на четвёртое задание:

  1. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
  2. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
  4. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
  5. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
  8. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
  9. С зарёю прочь уходит ночь.
  10. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.

Класс: 7

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,…)

Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)

Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

Запишите тему урока в тетради.

Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

Чтение правила в учебнике на стр. 117.

2. Работа с таблицей.

А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.

(стр. 116 – 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

3. Выборочный диктант (проверка д/з).

Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. (сущ., гл., кр. прил.)

(Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)

Например:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)

(Читают 5 учеников )

(Примеры с наречиями читает учитель)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин)

Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
(А. Гребёнкин)

Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)

Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)

4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками ).

Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом (дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите своё мнение.

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не)пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

8. Выставление отметок за урок.

Рисунок №1

Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»