Природа и климат

Живопись Киевской Руси. Зеленская Т. Г. Презентация по истории русского литературного языка на тему "Живопись Древней Руси" Какой итог древнерусской живописи кратко для презентации

Живопись Киевской Руси. История русской живописи фактически начинается с эпохи Владимира и Ярослава, от которой до нас дошел ряд замечательных мозаик и фресок. Теперь немного поподробнее о каждом из видов живописи тех времен. Мозаика. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства. Фреска. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного сезона. Иконопись Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон. Немного о видах художественного ремесла... Зернь. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина. Сережка-подвеска. Скань. Скань (от др.-рус. скать - свивать), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Перегородчатая эмаль. Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в. Работу выполнила: ученица 10 класса Нуянзина М.

«Архитектура Древней Руси» - Софии. Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. На столбах, поддерживающих купол изображения четырех евангелистов. Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Церковь такого типа квадратная в плане. Четыре главы вокруг главного купола. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI века.

«Быт Древней Руси» - Русские избы были двух типов: курная (или черная) и белая. После пахоты поле боронили. Не только работой на земле жил крестьянин. Корова была в крестьянском хозяйстве главной кормилицей, а лошадь – главной работницей. Лес река равнина. Но не стены были главным защитником русских поселений. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

«Русь IX век» - Народы-? Вспомни: Родословная русских князей. Племенные союзы. Цели урока: Цивилизация - ступень развития общества, следующая после первобытного общества. Государственные задачи: установление порядка в земле русской; укрепление княжеской власти. Города. Точки зрения. Общественные слои -. Государство -.

«Ярослав» - наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. Святополк. На торгу звенели монеты разных стран. Торговля. Только в 1046 г. по мирному договору русские пленные были возвращены. Презентацию выполнила ученица 10 М класса Гимназии №22 Петриева Анастасия. Церковь. Перед стеной вырывался глубокий ров,

«Живопись Древней Руси» - Андрей Рублёв. 1410. Богоматерь Троеручица. Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Найдите определение иконы. Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. Фрески Феофана Грека. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых.

«Князь Владимир» - Владимир был единовластным правителем Русской земли. Князь Владимир. Темы проектов: Крещение Руси. Прозвенел уже звонок начинаем мы урок. Дьелюпо Госпоты роуки. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

Всего в теме 39 презентаций

Слайд 1

Живопись Древней Руси

Урок литературы в 9 классе

Слайд 2

Цели урока:

Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

Слайд 5

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

Интерьер Киевской Софии

Мозаика Алтаря Киевской Софии

Слайд 6

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 7

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Слайд 8

Слайд 9

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Слайд 10

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Слайд 11

Одигитрия Синайская

Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Слайд 12

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Спас Нерукотворный

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.

Симон Ушаков

Слайд 18

Добрый пастырь

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

Слайд 19

Христос-Эммануил

Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

Слайд 20

Христос - Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

Слайд 21

Спас на Престоле

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

Слайд 22

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

Слайд 23

Спас Ярое око – икона середины 14 века

В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

Слайд 24

Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

Слайд 25

Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

Слайд 26

Слайд 27

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

Слайд 28

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

«Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира». из статьи кн. Трубецкого «Умозрение в красках» В чём вы видите разницу религиозной и светской живописи?


«ИКОНА» - (гр. – eikon) – образ. Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы христианского вероучения. Все виды живописных техник: мозаика, фреска, миниатюра, иконопись в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин. Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и богом.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Иконы писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков). Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела). Переводили рисунок. Золотили фон и венцы святых. Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо». Писали лики и открытые части тела – «личное письмо». Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы), замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока). Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом). Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.






По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа – Спас Нерукотворный. На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.




1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в. один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа «Спас Мокрая брада» изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.


2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII в. Мозаика Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ всевластный) образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.греч. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.троне Евангелие Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.куполахрама


3. Спас в силах. Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.Феофан Грек 4. Спас Эммануил. Симон Ушаков Симон Ушаков Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».ангельского Спас Эммануил, Еммануил иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.


5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в. изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. 6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII первая четверть XIX в. иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе 8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом. нимбом 7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.




Иконографический тип Оранта. Или «Знамение»Оранта Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г Ора́нта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.лат.Богоматеримолитвы


2. Елеуса (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.греч.Божией Матери иконописиХристом Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ Феофан Грек Владимирская иконаВладимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.


3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́тельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свитокгреч.БогоматериХристос Смоленская Одигитрия Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва










АНДРЕЙ РУБЛЁВ () Основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице- Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло) 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире («Страшный суд», купол,своды) и иконостас для собора. В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина. Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря (не сохранились), но сохранилась икона «Троица». Причислен к лику святых. Спас из Звенигородского чина.


Особенности стиля: - Плавный, спокойный ритм линий, - округлые, непрерывные линии, -любимая краска – «голубец» сине-голубая лазурь, -Внутренняя мудрость, красота образов - Выразительные жесты иконы Звенигородского чина: архангел Михаил, апостол Павел ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Гора – духовное восхождение Дерево – древо жизни, вечная жизнь Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения Чаша – знак судьбы и жертвенности Круг – единство Св. Троица. Андрей Рублёв г – самая совершенная икона в истории древнерусской живописи.


Дионисий. Архангел. Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ДИОНИСИЙ (ок) -не был монахом; - написал 87 образов для Иосифо- Волоколамского монастыря (не сохранились). - в 1482 писал иконы для Успенского собора Московского Кремля. Особенности стиля: -Удлинённые пропорции фигур, - яркие цвета фресок, - преимущественно светлые нежные краски в иконах, -легкие, как бы парящие в небе, невесомые образы, - музыкальность, нарядность

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Живопись Древней Руси Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа…искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь. Христофор Митиленский (1000-1050 г.)

2 слайд

Описание слайда:

Древняя Русь … С этих двух слов начинается представление об исторической жизни нашего Отечества. В 988 г. при Владимире Святом Русь была крещена, что стало важнейшей вехой в её дальнейшей судьбе.

3 слайд

Описание слайда:

Русь приняла новую религию, которая на долгие века станет главным мировоззрением общества, охватит все сферы жизни, приобщит её к другим христианским странам, даст письменность, без которой немыслимо истинное развитие и процветание сформировавшегося к XI-XII вв. древнерусского государства.

4 слайд

Описание слайда:

Развитие культуры Древнерусского государства на протяжении долгого времени напрямую зависело от византийских традиций. Так, после принятия христианства в государство из Византии начали поступать новые жанры монументальной живописи, такие как фреска и мозаика. Не менее распространенной стала также станковая древняя живопись или иконопись. Кроме того, русские мастера переняли у Византии иконографические каноны, неизменность которых строго оберегалась служителями церкви. Это повлияло на более устойчивое и длительное византийское влияние на развитие живописи древней Руси.

5 слайд

Описание слайда:

«Особенности древнерусской живописи». Каноничность. Глубокая связь с храмом. Религиозные образы и сюжеты. Деформация в изображении фигур и предметов; неподвижность(статичность); условность жестов Обратная перспектива. Главное для художника – передать духовную внутреннюю жизнь. Отсюда – пристальный интерес к лицу и глазам. Смысловой центр – ЧЕЛОВЕК, его исцеление, спасение, очищение, преображение. Живопись насыщена религиозными смыслами – нимб, голубь, крест и др.Любой предмет – носитель определенного смыслового значения.

6 слайд

Описание слайда:

Символика цвета (цвет заключал иносказательное значение). Красный – символ жизни,«животворное тепло»; белый – чистота, невинность, непорочность; золотой (желтый) – божественный цвет, застывший солнечный свет; зеленый – юность, цветение, возрождение, надежда; синий – вечность, божественная истина, Дух Святой; черный – знак скорби, страдания, смерти и траура, знак искупления грехов. Совмещение времени: на одной иконе изображались 2-3 события и больше. Например, житийные иконы.

7 слайд

Описание слайда:

Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Самые ранние дошедшие до нашего времени шедевры древнерусской живописи были написаны на территории Киева. Первые храмы, согласно летописным сводам, украшались приезжими мастерами-греками, разнообразившими уже сложившуюся иконографическую традицию новыми принципами расположения сюжетов в храмовом интерьере, а также уникальной манерой плоскостного письма.

8 слайд

Описание слайда:

Особой красотой славятся фрески и мозаики Софийского собора, выполненные в торжественной и строгой манере, свойственной монументальной византийской древней живописи. Каждое изображение пронизано идеей величия, незыблемости земной власти и православной церкви.

9 слайд

Описание слайда:

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Поэтому эта живопись, как и архитектура Руси считалась «книгой для неграмотных».

10 слайд

Описание слайда:

В XI в. было создано много произведений станковой живописи – икон –(от греческого - изображение, образ). Киево-Печерские сборники жизнеописания монахов сохранили даже имя знаменитого русского иконописца этого времени - печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело».

11 слайд

Описание слайда:

Икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ». По преданию древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик).

12 слайд

Описание слайда:

Мозаика «мерцающая живопись» – это монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

13 слайд

Описание слайда:

Фрески Роспись растительными красками на сырой штукатурке Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

14 слайд

Описание слайда:

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси. Иконы

15 слайд

Описание слайда:

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия Богоматерь Оранта (Знамение)

16 слайд

Описание слайда:

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Спас Нерукотворный

17 слайд

Описание слайда:

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко. Добрый пастырь

18 слайд

Описание слайда:

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…» Спас на Престоле

19 слайд