Семья и дом

Притча для чего смерти коса. Зачем Смерти коса, почему ее изображают с этим орудием? Что символизирует данный атрибут

Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти? (Конфуций)

Смерть. Неизбежный конец всего живого.
Так почему же смерть чаще всего изображается в виде фигуры в темном балахоне и с косой? Иногда это старуха, чаще скелет. Бывает, что балахон полностью скрывает темного вестника. Так почему этот образ?

итак, рассмотрим парочку теорий.

0. В древние времена, задолго до инквизиции и средневекового мракобесия, смерть изображали в виде костлявой старухи в черном плаще и с косой, которой она убивает свои жертвы. Стойкость этого образа, сохранившегося практически без изменений до наших дней, некоторые исследователи вопроса склонны объяснять тем, что образ этот по сути своей не сказочный и не фольклорный, а факт видений умирающих людей. Смерть на античных фресках и Смерть на гравюрах Дюрера поразительно похожи. Бытует мнение, что художникам разных эпох позировал один и тот же персонаж. Во всяком случае даже, если художники и не видели сами Смерти, то представляли Ее по рассказам своих современников, встречавшихся с Нею. И образ Ее удивительно неизменчив – и две тысячи, и тысячу лет назад и сегодня она выглядит так же. Единственное изменение образа (зафиксированное историей) внесла ужасная эпидемия чумы в средневековой Европе (каждый четвертый житель континента погиб тогда от болезни, а многие города вымерли начисто и не осталось даже памяти о них). В это жуткое время Смерть получила драконьи крылья и чудовищно толстый змеиный хвост – именно так ее изображали в церковных книгах и летописях. Следует уточнить, что это был образ не просто смерти, а ее самого страшного для того времени воплощения – легочной чумы, заболевания, ужасней которого не бывало на Земле, и которое, будем надеяться, кануло в Лету. Весь ужас тех лет запечатлен на выцветших картинах из ветхих средневековых книг – крылатая Чума с глумливой улыбкой и кровавой косой лихо скачет по мрачным и узким улицам, оставляя за спиной груды трупов... Возможно для того времени и нельзя было иначе выразить так правдиво и ясно кошмар, пережитый нашими предками. Когда болезнь ушла, Смерть на картинах потеряла крылья. Похоже, она обретает их только во времена страшных бедствий (по нашим земным понятиям – без крыльев трудно повсюду успеть).

1. Из человеческих образов смерть у предка носила образ женщины, на что указывает род слова «смерть». Обыкновенно ее предок представлял себе отвратитель ной старухой. Так, на юге и по сие время смерть представляется старухой с большими зубами, костлявыми руками и ногами, с косой и заступом. Бело русы представляют смерть женщиной-старухой, блед ной и исхудалой, облаченной в белое покрывало. Великорусы - старухой с факелом в левой руке и косой в правойили отвратительной захудалой старухой в белом саване с косой и граблями.

Кроме указанных представлений у предка было еще представление о смерти как сухом, костлявом че ловеческом скелете с оскаленными зубами и прова лившимся носом. «Это представление существовало, - говорит Афанасьев, - у всех индо-европейских наро дов», на Руси же его мы встречаем не только на лубочных картинах и в старинных рукописях, но и в представлениях современного простолюдина. Так, на лубочной картине, изображающей встречу Аники- воина со Смертью, смерть представлена человеческим скелетом с косой в правой руке, за спиной имеющей корзину с серпом, опором, граблями и стрелами. Подобное же изображение смерти мы находим и в рисунке рукописи конца XVII, а также в иллюстрации древнего раскольнического стиха «о умилении» В «Житии Василия Новаго» о смерти говорится, что она пришла к Феодоре, «как лев рыкая, образом зело страшна, подобия аки бы че- ловеческаго, но тела отнюдь не имуща, от единых то- чию костей человеческих составлена. Ношаше же различная орудия к мучению: мечи, стрелы, копия, бар ды, косы, серпы, рожны, пилы, секиры, теслы, оскорды и удицы и иная некая незнаемая. Описание смерти как скелета находим и в «Унивар- сыий рукопис» (XVIII в.), где говорится: «Показа ар хангел Михаил Аврааму смерть, сотвори ю страшную, сухую, зубатую, ребрату, голенатую и с кривою, ост рою косою и с граблями и с метлою».

Из народных же представлений о смерти как о скелете, являющихся пережитком старины, можно при вести представления белорусов. Смерть белорус и по ныне представляет человеческим скелетом, одетым в белый саван и имеющим в руках длинную и острую косу.

В представлениях смерти скелетом замечательно то обстоятельство, что народная фантазия к скелету присоединяла атрибуты, заимствованные из своего быта, которыми легко могла быть уничтожаема жизнь. Так, в быт земледельческий смерть-скелет народ наделил: косой, серпом, граблями, заступом; в охотничий быт у скелета появляются стрелы и бердыши и, наконец, в позднейший воинский быт - меч и копье.

2. Есть мнение, что раньше смерть изображали со стрелой. Когда человечество начало страдать от эпидейми чумы, в умах людей совершенно логично появился образ темного жнеца, косившего людей без разбору.

В славянской мифологии Смерть была персонифицирована, и носила имя Маара. Она изображалась как высокая женщина, сгорбленная старуха, или как красивая девушка в белом. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (смерти и плодородия одновременно). Мара - начало и конец бытия, сущность, наделенная универсальной властью, держащая в руках судьбы людей.

Создается впечатление, что западная культура предлагает нам образ смерти, который не имеет ничего общего с настоящей смертью. Но почему? Ответ на этот вопрос стоит искать в средневековье. Тогда, во время эпидемий чумы, смерть буквально выкосила пол-Европы. До прихода чумы смерть, как и любовь, изображали со стрелой - это образ избирательной, естественной, не случайной смерти. После эпидемий чумы, когда смерть косила всех без разбору, ее стали изображать с косой. Последующие войны и революции с миллионами насильственных смертей, только усилили этот образ, который и дошел до наших дней.

3. Коса и серп – атрибуты Смерти и времени. Серп – символ луны, ночи, старения и смерти. Коса – напоминание о скоротечности человеческого бытия и неизбежности смерти.

4. Более непосредственные символы смерти - скелет и череп (это также знаки шестого дня ацтекского календаря). Кости могли быть и символами будущего воскресения: "Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете... И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище" (Иез 37:5,7,10). Фигуры "оживших" скелетов в позднее средневековье изображались зачастую в сценах плясок смерти, которые символизировали справедливое уравнивание судеб в смерти. Старинным символом корабля смерти является "корабль церкви" с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай). Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные - улитка (которая спит в доме-"могиле") и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе. В качестве "обрезающей жизни" изображается коса {серп) смерти, иногда она носит также лук и стрелы как смертельное оружие или песочные часы (см. Хронос) как указание на ограниченный срок человеческой жизни. В романтизме встречается изображение плакучей ивы. В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии - белый (см. Лилия). В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы: "Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины" (Бельтц, 1980). Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. На XIII карте "Большой Арканы" в игре тарот изображается смерть в виде скелета с косой или луком и стрелами, часто в черном одеянии с капюшоном или в качестве "апокалипсического всадника". Предсказательное толкование этой карть - смерть, утрата, изменение, устранение старого новым и т. п. Смерти символы: Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство Смерти символы: Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775- 1870) Смерти символы: Масон екая эмблема с циркулем и угольни1М.
возрождение

5. Русская культура.
Центральной фигурой в мире мифологических существ является персонифицированный образ Смерти, предстающей человеку в последние минуты жизни в облике высокой женщины в белом одеянии. Недвижная и безмолвная белая женщина как некий статичный символ, явленный знак беды, несчастья, а русской мифологии отличается от персонифицированного античного образа Смерти, отразившегося в русской культурной традиции - особенно XVIII-XIX вв. Здесь алчная, лютая, безжалостная смерть предстает в облике женщины с косой или серпом, активно уничтожающей жизнь. Зыбкость и условность грани между миром реальным и потусторонним подтверждается наличием множественных персонифицированных ликов смерти, окружавших живых. Это упыри, лешие, водяные, вампиры, клохтуны, еретики и другие низшие мифологические существа, сохраняющие гипертрофированное человеческое обличье и сливающиеся с природой. «Вредящие» мертвецы не покоятся недвижно в могиле, но продолжают жить после смерти активной разрушительной жизнью, символизируя устойчивое в массовом сознании представлении о смерти как об угрозе физического уничтожения.

6. Из Dance Macabre, жанр возник в Германии во время Черной Смерти, первый текст, но до него были эмблемы, соответственно, первый связный текст именно из этих подписей к изображениям и возник. У М. Реутина есть маленькая монография об этом прекрасном жанре. У Хейзинги очень красивое объяснение слова Макабр в "Осени Средневековья", в главе о представлениях о смерти, но уж очень художественное... Из Германии распространился сначала во Францию, там были знаменитые росписи кладбища Невинно-убиенных младенцев (не сохранились, разрушены во время Вел. Франц. революции). Но их скопировал в конце столетней войны заезжий внглийский монах, и текст перевел. Потом в Испании распространились. Основные тексты: немецкий (латинский), на верхненемецком, на нижненемецком, английский перевод с французского, некоторое кол-во испанских Среди русских текстов у "Прение живота и смерти" явно ноги оттуда растут.

Образ смерти

смерть в качестве вымышленного образа встречается в мифах и легендах всех мировых культур начиная с незапамятных времён. Так как изначально человек не мог объяснить причину смерти живого существа, то представления о смерти были как о реальном существе. В западной культуре смерть обычно выступает в виде скелета с косой, облачённого в чёрный балахон с капюшоном.

Во многих цивилизациях функции смерти выполняли отдельные божества.
Анубис или Осирис (Древний Египет)

Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека. Покровитель умерших. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе шакала или человека с головой шакала. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса.

Танатос (Древняя Греция)

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом . Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.

В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида" (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Морриган – Кельтская Богиня-Воительница Смерти и разрушения и мать всех ирландских богов. Говорят, что она появляется в образе вороны (птица дурного предзнаменования в традиции Кельтов) перед началом и во время битв. Она известна как Королева Призраков
и Великая Королева Морриган. В божественной троице ее назвали Маха, когда она творила колдовство с кровью slain; Бадб, когда она появилась в образе великанши в начале войны, чтобы предупредить воинов об их судьбах; и Неман (Нимэн), когда она появилась в образе
самоизменяющейся старухи. Ее цвета черный и рубиновый.

Хель (Германо-скандинавская мифология)

повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Грох (Армянская мифология)

Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

В Библии смерть представляет собой ангела, посланного Богом и наделенного большой силой.

русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).

Какие у кого есть мысли по этому поводу? ;)

Однажды в дверь кузницы постучали. Обернувшись, мастер увидел на пороге гостя в черном одеянии, лицо которого скрывал капюшон.
– Косу подправить сможешь? – хриплым голосом спросила дама.
– Это вы за мной, да? Уже пора? А что мне сейчас надо делать: вещи собрать или помолиться? – сбивчиво затараторил кузнец.
– Косу подправить, – терпеливо напомнила старуха.
– Ну, это само собой, – начал приходить в себя мужчина. –Я волнуюсь, первый раз все-таки…
– Я не за тобой. Мне просто необходимо привести в порядок инструмент, – успокоила Смерть.
Коса действительно уже стала кривой, а лезвие испещряли царапины. Выполнив привычную работу для необычного клиента, кузнец воскликнул:
– Не могу поверить, что у меня в руках самое грозное оружие…
– Ты сказал – оружие? – напряженно спросила Смерть.
– Я хотел сказать то, что унесло жизни…
– И сколько людей я по-твоему убила?! – завопила старуха. – Глупые люди! Вы ничего не понимаете! Зачем мне кого-то убивать, если вы и сами с этим отлично справляетесь? Тысячи умирают от зависти, злобы, ненависти, а еще из-за несчастных бумажек, которых вы зовете деньгами. А если вам покажется мало – тут же устраиваете войну, не щадя друг друга.
Выхватив из рук мастера косу, Смерть хотела тут же уйти прочь, но остановилась, увидев свое отражение в начищенном кузнецом лезвии.
– А знаешь, какой я была когда-то? – сникшим голосом поделилась она. – Юной прекрасной девой с цветами я провожала людей, чтобы они забыли о последних горьких минутах. Но я видела, как брат идет с ножом на брата, мать гробит своих детей. Мои одежды почернели от крови, а глаза потускнели от выплаканных слез.
Смерть повернулась и тихо пошла к выходу. Но кузнец не удержался от вопроса:
– Зачем же тебе тогда коса?
– Зачем? Видишь ли, дорога в рай… она давно поросла травой.

Не судите, да не судимы будете.

Вы - кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
- А стучаться не пробовали? - грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.


- Стучаться? Хм… Не пробовала, - ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
- Вы не могли бы выправить мне косу? - женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
- Всё, да? Конец? - отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
- Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, - ответила Смерть.
- Логично, - согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
- Выправить косу, - терпеливо повторила Смерть.
- А потом?
- А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
- Это понятно, - кивнул он, - а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…
- А-а-а… Вы об этом, - плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, - нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
- Так я не умер? - незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
- Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
- Да вроде нормально.
- Нет тошноты, головокружения, болей?
- Н-н-нет, - прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
- В таком случае, вам не о чем беспокоиться, - ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
- Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! - вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
- Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
- Что вы сказали? - тихо произнесла она.
- Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…
- Оружие? Вы сказали оружие?
- Может я не так выразился, просто…
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
- Как ты думаешь, сколько человек я убила? - прошипела она сквозь зубы.
- Я… Я не знаю, - опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
- Отвечай! - Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, - сколько?
- Н-не знаю…
- Сколько? - выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
- Да откуда я знаю сколько их было? - пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
- Значит ты не знаешь, сколько их было? - тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, - а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
- Но… А как же?…
- Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, - она ненадолго замолчала, - ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
- Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? - она сделала шаг в сторону Василия.
- Нет, - сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
- Конечно не знаешь, - ухмыльнулась она, - это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…
Глаза Смерти заблестели.
- Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… - она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, - я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
- Можно один вопрос? - послышалось сзади.
- Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? - остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
- Да.
- Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.

Однако не совсем понятно, откуда именно в воображении людей взялся образ скелета, облаченного в свободные черные одеяния, и с острой косой. Однако разобраться в этом при желании можно.

Черная смерть

В середине четырнадцатого века от Азии до Европы, вплоть до самой Северной Африки и острова Гренландия, прошлась смерть с косой в виде бубонной чумы. Согласно одной из версий, появилась она где-то на территории пустыни Гоби, как следствие резкого изменения климата в результате малого ледникового периода.

Сначала поражены были Китай и Индия, затем Европа познакомилась с этим страшным явлением, куда оно проникло вместе торговцами и монгольскими завоевателями. По самым скромным подсчетам, жертвами чумы стали около 60 миллионов человек. Затем были повторные пандемии в 1361 и 1369 годах.

Средневековая медицина не могла справиться с чумой, и это повлекло за собой расцвет суеверий, языческих культов, гонений на отравителей. Именно в эти времена появился первый образ смерти, знакомый и современным людям. Впервые он дал о себе знать в Германии в виде аллегорического сюжета в живописи и словесности – «Пляска смерти». Затем во времена Ренессанса образ стал знаком всей Европе.

Особый вклад внес Альбрехт Дюрер, всемирно известный гравер, создавший не одно произведение искусства. Многие его работы имеют в качестве примера ставшее теперь каноническим изображение смерти. Она идет по земле и косит людей подобно колосьям ржи. Эту манеру изображения переняли другие мастера и постепенно развили до сегодняшнего состояния. В настоящее время вряд ли кто-то представляет себе смерть иначе, по крайней мере, в европейской среде.

Символизм колоса

В древнегреческих, древнеегипетских представлениях колос отождествлялся, помимо прочего, с самим человеком. Как падали семена в землю, как рождался росток из грязной земли, как собирался он, молотился, превращался в хлеб.

Все было наполнено глубоким смыслом. У взошедшего колоса был также фаллический символ и своеобразные метаморфозы отца и сына. Как только колос срезали, словно умирал муж, а растерзанный цепом, он уходил в небытие, чтобы возродиться новым сыном.

Разумеется, смерть с косой - это явный символизм жнеца, срезающего людей, словно колосья на поле, и собирающего свою великую жатву.

Большую часть истории людей долгая и спокойная жизнь была скорее исключением, чем правилом. Вероятно, именно с этим связано трепетно-уважительное отношение к божествам, сопровождающим человека в мир иной. Ввиду особой важности, образ таких существ не случаен и тщательно продуман за многие сотни лет. Многие не знают, зачем Смерти коса, но это орудие имеет особое предназначение.

Персонификация Смерти у различных народов

В современном европейском фольклоре несущее гибель потустороннее существо изображается мужчиной, облаченным в черный плащ с капюшоном . Этот так называемый Мрачный Жнец , или Мрачный Призрак Смерти, восседает на белом коне и собирает души умерших.

Подобное представление является доминирующим в современной массовой культуре, но далеко не единственное:

  1. В Древней Греции в последний путь провожал Танатос , божество с образом бородатого и крылатого мужчины или - реже - молодого мальчика. Работа его заключалась в сопровождении людей в подземный мир. Он передавал умерших в руки Харону, который переправлял их через реку Стикс;
  2. У ирландцев аналогичные функции исполнял злобный дух Дуллахан , статный мужчина на черном коне с огромными глазами и доходящим до ушей оскалом. Он останавливался возле дома и называл имя человека, которого забирал с собой - и последний тут же умирал;
  3. Нидерландский Магере-Хайн представлял собой скелет. Образ сформировался в Позднее Средневековье, не без влияния христианства (так называемая «пляска смерти», популярный сюжет в культуре того времени);
  4. Скандинавская богиня Хель имела на «вооружении» метлу или грабли.


Библейский Ангел-губитель

Этому божеству уделено немало страниц Священного Писания:

  • Он был создан Богом в первый день. Живет на небесах и спускается на бренную землю лишь изредка, для исполнения своей основной обязанности;
  • Имеет двенадцать крыльев, в отличие от других ангелов;
  • В смертный час он является перед несчастным с мечом, с которого истекает желчь. Одна из капель падает на лицо умирающего, отчего оно приобретает характерный желтоватый оттенок. После этого из тела через рот (или горло) выходит душа: именно поэтому Ангел стоит у изголовья;
  • Для того чтобы сокрыть себя от посторонних глаз, Ангел облачается в мантию (идру). Последнее не является обязательным: он может превращаться в любое существо по своему желанию. Так во время чумы он оборачивается нищим, бродящим посреди улицы.

Римско-католическая церковь привнесла некоторые коррективы в изначальное библейское представление. Смертоносных ангелов два: Михаил и Самаэль . Первый является носителем добра и сопровождает души в пути на небеса. Второй более противоречивый.

Кроме того, Смерть у католиков является одним из четырех всадников Апокалипсиса, изображенных в книге Откровения.


Исламские представления о смерти

Мусульманским собратом Ангела-губителя является Маляк аль-маут. Коран описывает его так:

  1. Внешний вид его зависит от поступков человека, которые тот совершал на протяжении всей жизни. Праведникам в последний миг предстанет прекрасное создание. Грешники увидят ужасного монстра;
  2. Во время жизни на небесах он имеет обличье мужчины с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. Все тело его состоит из глаз и языков, число которых соответствует количеству людей, населяющих Землю;
  3. Болезненность извлечения души зависит от соотношения хороших и плохих поступков. Чем больше добрых дел совершено, тем меньше боли испытает человек при встрече с Маляк аль-маутом;
  4. Исполнив свою обязанность, он вычеркивает имя умершего из книги жизни. Последним в этом списке значится он сам;
  5. Смерть в исламе имеет особое толкование. Это не конец жизни, а ее продолжение в новой форме. Поэтому Ангел, ее несущий, является помощником Всевышнего (Аллаха) и относится к нему «с самым глубоким почтением»;
  6. В некоторых мусульманских источниках описаны беседы Маляк аль-маута с пророками. Участником самой известной из них был Моисей. Идрис (так зовут пророка в исламском прочтении) предложил своему визави еду, но тот отказался. Затем ангел показал своему спутнику небеса.


Образ Марены у славян

Если у большинства европейских и азиатских народов Смерть имеет мужское обличье, то у славян - женское:

  • Первое упоминание мифологического персонажа с именем Марена датируется XII веком. Предназначение его выдает этимология, а именно индоевропейский корень «мор», который встречается в слове «умирать» и даже в имени римского бога войны Марса;
  • Народы Восточной Европы имеют давнюю традицию сжигания чучела Марены в конце зимы - начале весны. Обычай сопровождается народными гуляниями и символизирует конец темных зимних дней, победу жизни;
  • В момент сожжения божество предстает в виде соломенного чучела, наряженного в яркую, весеннюю одежду. Иногда для этой цели использовали свадебное платье или рубаху последнего умершего на селе;
  • В редких случаях чучело божества предают воде. Утопление символизирует спускание Марены в подземный мир, откуда она восстанет в начале следующей зимы. Также тем самым народ пытается задобрить духов воды и обеспечить хороший урожай.

Почему Смерть с косой?

Данное сельскохозяйственное орудие является неизменным атрибутом сверхъестественного существа, сопровождающего человека в мир мертвых.

Существует несколько версий , объясняющих данный факт:

  • Коса является символом сбора урожая . Человек с помощью этого инструмента собирает то, что земля родила за несколько теплых месяцев. Точно так же Мрачный Жнец забирает с собой тех, чье время уже пришло;
  • Еще в Древне Египте любое острое агротехническое орудие могло быть в любой момент использовано для убийства . Так, крестьяне применяли серпы в восстаниях против деспотической власти. Некоторые образцы холодного оружия до сих пор напоминают внешне серп или косу;
  • Изогнутое лезвие косы (серпа) является символом Луны , которая в свою очередь, символизирует скоротечность человеческого существования (вспомнить хотя бы знаменитое «ничто не вечно под луной»).

«Memento mori», - гласит известная латинская поговорка. Рано или поздно даже самым богатым и сильным из нас придется встретиться лицом к лицу с бледнолицей и костлявой старухой. Она забирает человеческую душу, словно новый урожай (зачем Смерти коса и нужна) и отправляется с ней в рай или ад, в зависимости от поступков умершего.


Видео: притча о Смерти и ее косе

В данном ролике Тимур Добролюбов расскажет жуткую притчу, в которой рассказывается, как у Смерти оказалась коса, для чего она ей понадобилась: