Семья и дом

Городецкий феодоровский мужской. Городецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Исторические сведения о городе

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Прежде он находился на берегу Волги; с 1700 - вдали от него, вследствие перемены в течении реки. Основан в 1164 вел. кн. Георгием Всеволодовичем на месте, освященном пребыванием Феодоровской иконы Божией Матери, издревле находившейся недалеко от Городца в часовне, где и был устроен Городецкий монастырь.


Общий вид Федоровского мужского монастыря. 1894 г. г. Городец, Нижегородская губерния

Монастырская церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери - древнего строения; по возобновлении она была освящена в 1767 в присутствии имп. Екатерины II, посетившей монастырь во время своего путешествия по Волге.

Здесь находилась прославившаяся в 1830 избавлением Балахны от холеры чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - список с вышеозначенной древней Феодоровской иконы, бывшей в монастыре, а по разрушении его татарами явившейся в 1239 на месте, где был основан Запрудненский Спасский монастырь (в Костроме).




В монастыре последовала кончина вел. кн. Александра Невского, возвращавшегося из Орды; имевшийся в обители во имя его храм, по преданию, построен на месте той кельи, где он скончался.



История Феодоровского монастыря знает много знаменательных событий, 19 мая 1737 года его посетила императрица Екатерина II, присутствующая на освящении храма во имя Божьей Матери Феодоры и пожаловавшая значительную сумму денег на восстановление разрушенных построек монастыря.
За годы советской власти храмы монастыря были утрачены.
12 сентября 2009 года Феодоровский монастырь был возрожден на Городецкой земле.

Икона Божией Матери ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ известна с 12 века. Она находилась в часовне близ старинного поволжского городка Городца. Где основан был мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ был главной святыней. 1239 году при нашествии монголо-татарских захватчиков икона исчезла из города. В этом же году Феодоровская икона Божией Матери стала молельным образом святого Благоверного Князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году Великий Князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого Князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. В конце 50 начала 60 годов 13 столетия млад. брату Александра Невского произошло явление чудотворного образа. Накануне явления многие жители Костромы видели воина с иконой Божией Матери на руках. В Воине многие узнали Феодора Стратилата. Событие это происходило в день УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. На след. день князь Василий Ярославович во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева, вблизи речки Запрудни. ОБРЕТЕННАЯ СВЯТЫНЯ БЫЛА КРЕСНЫМ ХОДОМ ПРИНЕСЕНА В КОСТРОМУ. и поставлена в соборном храме во имя ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА, после чего и стала именоваться ФЕОДОРОВСКОЙ

14 марта стар стил. 1613 года в костромском СВЯТО-ТРОИЦКОМ ИПАТЬЕВСКОМ мужском монастыре МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ перед ликом чудотворной ФЕОДОРОВСКОЙ иконы принял избрание Его Земским собором на Престол Государства Российского. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ФЕОДОРОВСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАЛ ОСОБО ЧТИМОЙ СВЯТЫНЕЙ ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ. А в память о событиях 1613 года был установлен 14 марта церковный праздник этого образа Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери хранится, как великая святыня в Богоявленско-Анастасьинском кафедральном соборе Костромы.

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ДАВНИХ ВРЕМЕН ПОЧИТАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ,КАК ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩАЯ СЕМЕЙНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ, РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПРИ ТРУДНЫХ РОДАХ. Эта чудотворная помощь от иконы Пресвятой Богородицы, празднование которой установлено в день начала служения Дома Романовых Богу и Народу Русскому, свидетельствует о том, что Дом РОМАНОВЫХ продолжает быть в очах Божьих Царствующим Домом. А церковный праздник ФЕОДОРОВСКой ИКОНы БОЖИЕЙ МАТЕРИ в день заступление Рода Романовых на Царское служение свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь остается верной Соборному Обету 1613 года, не смотря на то, что священство Русской Православной Церкви практически ни где не возносит молитв ни за грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (по женской линии), ни за усопших Царей и Цариц, в том числе и из Царствующего Дома Романовых.

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии.

По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искуствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат.

В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа).

С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском института.

5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского.

В 1995 г. возведен в сан игумена.

В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию.

Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России».

В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри.

В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь.

В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология».

Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области.

Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Для Русской православной церкви 2011 год ознаменовался началом реформы епархиального устройства. В рамках ее программы произошло разукрупнение прежних и создание новых епархий, в том числе в Городецкой и Нижегородской областях, объединяющих ряд приходов в прилегающих административных границах.

Исторические сведения о городе

Городец Нижегородской области - древнейший город на волжском берегу. Упоминание о нем в летописях датируется 1172 годом. Он возник как крепость для защиты Владимиро-Суздальского княжества от вторжения иноземцев и долгое время был важным опорным пунктом для его обороны. Несколько раз сжигался врагами, но возрождался и отстраивался снова.

В российской истории Городец известен как последний земной приют Александра Невского. Как гласят церковные предания, он скончался в Федоровском мужском монастыре в 1263 году, приняв перед кончиной монашеский постриг.

Во времена Российской империи в городе проживали как православные христиане, так и старообрядцы различных направлений, поэтому Городец Нижегородской области издавна считался центром старообрядчества. С приходом Советской власти были закрыты все храмы, независимо от вероисповедания, а часть из них полностью разрушена. Восстановление церквей началось в 90-е годы прошлого столетия.

Епархия Городецкая

Епархии - это территориальные области, границы которых определены государственными и церковными законами. Они состоят из совокупности церковных учреждений и общин и являются частью поместной церкви, непосредственно связанной с правительственной властью. Епархии независимы друг от друга в своих внутренних делах. Каждая из них находится под постоянным управлением местного архиерея, имеющего в ее пределах очень большое влияние.

Епархия Городецкая и Ветлужская, образованная в 2012 году постановлением Священного Синода, входит в Нижегородскую Митрополию. В ее состав включены следующие приходы муниципальных районов области:

  • Городецкий.
  • Варнавинский
  • Воскресенский.
  • Ветлужский.
  • Краснобаковский.
  • Сокольский.
  • Коверненский.
  • Тонкинский.
  • Семеновский.
  • Тоншаевский.
  • Шаранский.
  • Уренский.
  • Шахунский.

Епархия Городецкая получила статус самостоятельной структурной единицы РПЦ. Правящим архиереем избран Августин (Анисимов), Епископ Городецкий и Ветлужский. Хиротония за Божественной литургией состоялась в Вербное воскресение 8 апреля 2012 года в Московском Храме Христа Спасителя. Городец Нижегородской области стал кафедральным городом. Вторая кафедра расположена в городе Ветлуге.

Его преосвященство Епископ Августин

Резиденция архиерея Августина находится в Федоровском монастыре, наместником которого он по-прежнему остается. Здесь владыка проводит встречи и заседания, ведет прием посетителей.

Архиерей Августин известен как миссионер и талантливый проповедник, богослов и правовед. Он является идейным вдохновителем и организатором многих проектов, благодаря которым и в России и за рубежом стали широко известны Федоровский монастырь и Городецкая епархия. Служение епископа Августина, его проповеди и душеспасительные беседы всегда привлекают множество людей. На форумы российского уровня в Федоровский монастырь приезжают видные деятели нашей страны и иностранные гости.

Городецкая епархия (Федоровский монастырь)

Большую славу небольшому городу дала епархия Городецкая во главе с епископом Августином и Федоровский мужской монастырь. Историческая судьба этой обители в советские годы незавидна. В 1927 году монастырь закрыли и более двух десятков лет в нем располагались различные учреждения. В конце 40-х годов храмы и вовсе были взорваны, строительный материал использован на хозяйственные нужды. К счастью, сохранилась главная реликвия - Феодоровская икона Божией Матери, которая находится теперь в монастырском музее.

Жизнь монастыря начала возрождаться в 2009 году, когда за 1 год был построен обители. 12 сентября этого же года он был освящён Святейшим Патриархом Кириллом. Первое время в монастыре не было никого, кроме назначенного наместником игумена Августина. Образование Городецкой епархии дало толчок новой жизни. Сейчас, когда в монастыре кипит деятельность, трудно поверить, что несколько лет назад здесь был пустырь.

В настоящее время на территории обители действует православный миссионерский центр с музеем истории монастыря, экскурсионной службой, выставочной галереей, кинозалом, библиотекой, конференц-залом и учебными аудиториями, гостиницей для паломников. Планируется еще много новых проектов. Монастырь продолжает расширять свою деятельность.

Городецкий Федоровский мужской монастырь - по своему первоначальному основанию старейший из монастырей Нижегородской епархии.

До разрушения в начале 20-го века, обитель представляла собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный каменной оградой. При монастыре были храмы: пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (1765 год), второй - в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 год), две церкви в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона.

Из исторических построек монастыря до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус.

При монастыре существует православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников. Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.

История Фёдоровского монастыря

Монастырь был основан князем Юрием Долгоруким как Богородице-Феодоровский монастырь в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Позже она была перенесена в монастырь.

Считается, что монастырь был основан в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом дискуссий.

В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери оказалась уже в Костроме. В монастыре в настоящий момент хранится список иконы (копия), написанный в 1800 году.

В 1263 году в обители принял монашеский постриг и скончался князь Александр Невский , возвращавшийся из Золотой Орды.

В 1354-1410 годах в монастыре жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

На рубеже XIV-XV веков в Фёдоровском монастыре жил иконописец Прохор с Городца - один из авторов росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, учитель Андрея Рублёва и соратник Феофана Грека.

В XV-начале XVII веков монастырь был упразднён.

Возрождён вновнь в 1700 году и в этот же год построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского.

В 1764 была предпринята попытка закрытия монастыря, однако благодаря поддержки местного населения этого не случается. Однако теперь обитель приобретает статус заштатного, то есть находящегося на собственном обеспечении, без господдержки.

В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса, а настоятель получает сан архимандрита.

Монастырь после революции

В 1927 году Федоровский монастырь был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась школа, а 80-метровую колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена звездой и превращена в водонапорную башню. А в 1934 году почти все здания монастыря были разрушены как «не представляющие культурной ценности».

Позже на территории монастыря располагались почта, школа, колония правонарушителей. На территории бывшей церкви Александра Невского выстроена Городецкая районная больница.

Возрождение обители

С 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец - XXI век» появилось возможность восстановления монастыря, а в 2008 году началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

История Городецкого Феодоровского мужского монастыря делится на три этапа - XIII-XV веков, 1700-1927 годов и с 2009 года по наше время.

Первая обитель, известная как Богородице-Феодоровский монастырь, построена в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери, перенесенная в монастырь.

Согласно преданию, монастырь основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом исторических дискуссий.

В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери была утрачена, позднее, по сообщениям современников обретена вновь, но уже в Костроме. В настоящий момент в монастыре хранится список иконы, написанный в 1800 году.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг и скончался князь , возвращавшийся из Золотой Орды.

В 1354-1410 годах в обители жил ученик , преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре жил инок Прохор, известный как Прохор с Городца – иконописец, один из авторов росписи в Московском Кремле, соратник (Прохор считается его учителем) и Феофана Грека.

Монастырь упразднен, по разным данным, в период XV-начала XVII веков.

Вновь учреждён по инициативе местных церковных старост в 1700 году. В этом же году построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы с приделом во имя святого князя Александра Невского.

В 1764 году принимается решение о повторном упразднении монастыря, однако, по просьбе местных жителей. так и не вступившее в силу. Монастырь приобретает статус заштатного (находящегося на собственном обеспечении, без государственной поддержки).

В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

С 1833 по 1845 год в монастыре жил известный церковный миссионер и ученый-востоковед архимандрит Петр Каменский, скончавшийся и похороненный на территории обители.

В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса. Ее настоятель получает сан архимандрита.

В 1927 году монастырь закрыт, храмы взорваны в конце 1940 годов.

В период с 1927 по 2009 год на территории обители располагались почта, школа, колония правонарушителей и больница.

В 2009 году монастырь возрожден, в этом же году воссоздан Феодоровский собор.

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.