Семья и дом

Высшая школа народных искусств (академия). Высшая школа народных искусств (институт) Оф высшая школа народных искусств

ГОУ ВПО - Высшая школа народных искусств

Высшая школа народных искусств (институт) является первым в истории мировой художественной педагогики государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Школа создана по распоряжению Правительства Российской Федерации, ее учредителем выступает Министерство образования и науки РФ. Школа имеет лицензию и свидетельство об аккредитации.

Материальная и научно-методическая база Высшей школы народных искусств (института) формировалась более ста лет. Школа наследует традиции и опыт двух учебных заведений.

Первое из них существовало под покровительством императрицы Александры Федоровны. Сначала оно называлось Школой народных ремесел, затем Школой народного искусства. Для нее, как любимого детища императрицы, в 1911 г. построили прекрасное величественное здание в центре Петербурга. Вторым учебным заведением стала открытая в 1938 г. Московская школа художественных ремесел (МШХР). Деятельность школы состояла в профессиональной подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов Российской Федерации. Педагогический коллектив МШХР впервые в истории отечественной художественной педагогики создал не имеющие аналогов учебные программы, по которым сейчас учатся студенты Высшей школы народных искусств.

В Высшей школе народных искусств воплощена уникальная система непрерывного профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Школа представляет собой многоуровневое образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее программы основного общего образования (средней общеобразовательной школы-интерната) с углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, программы среднего профессионального образования по специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, программы высшего профессионального образования по специальностям и направлениям Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Школьные классы ориентированы главным образом на прием учеников из регионов России.

На всех трех ступенях обучения в Высшей школе народных искусств (институте) ведется обучение таким важнейшим видам традиционного прикладного искусства, как: художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости, художественная роспись по металлу и папье-маше, художественная роспись ткани, ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись и др.

На базе Высшей школы народных искусств ежегодно проходит международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития».

Основная общеобразовательная школа с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства (далее ОШ ДПИ) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Высшей школы народных искусств (института), осуществляет образовательную деятельность в сфере основного общего образования с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства. Основными целями деятельности школы декоративно-прикладного искусства являются:


В ОШ ДПИ реализуется государственная образовательная программа основного общего образования. Образовательной программой предусмотрено углублённое изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Учебный план ОШ ДПИ полностью реализует Федеральный (базовый) и вузовский (вариативный) компоненты образовательного стандарта, гарантирующие овладение выпускниками основной школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые обеспечивают продолжение обучения по программам среднего профессионального при ВШНИ (институт) и на III ступени обучения (средняя школа) ОУ города.

Учебным планом предусмотрена реализация школьного компонента содержания образования, личностно-ориентированного подхода и решения основных задач концепции и образовательной программы школы.

Школьный компонент содержания образования предусматривает введение в области «Изобразительное искусство» таких предметов, как , в области «Технология» введён предмет «Художественный труд». «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции» , необходимы для овладения профессиональным мастерством на второй ступени обучения (программы среднего профессионального образования). Предметы в области «Изобразительное искусство» прививают первичные профессиональные навыки будущих художников. «Технология» является практическим курсом ознакомления с основными видами народных ремёсел и промыслов (ювелирного искусства, росписи ткани, металла, папье-маше, вышивания, кружевоплетения) и приобретения учащимися начальных профессиональных навыков будущих мастеров конкретных ремёсел.

Преподавание предметов «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции» ведётся по типовым учебным программам для средних художественных школ, предмет «Технология» осуществляется по экспериментальным программам, утверждённым Учёным советом ВШНИ (институт), что соответствует специфике ОП школы.

Личностно-ориентированный подход осуществляется через создание для каждого учащегося ситуации выбора индивидуального образовательного маршрута, который определяется не только спецификой реализуемой в школе ОП, но и системой дополнительного образования, которая включает в себя занятия по программам художественно-эстетической и культурологической направленности через систему кружков, спецкурсов, помогающих раскрытию способностей учащихся, удовлетворению их индивидуальных потребностей. Система кружков, спецкурсов также предполагает углубление знаний и умений по отдельным предметам (включая профильные), даёт возможность ориентироваться и интегрироваться в предметных областях, что способствует дальнейшему осознанному выбору профиля обучения и предполагает раннюю профилизацию. В этом учебном году в школе проводятся спецкурсы по рисунку, живописи, основам композиции, английскому, немецкому, русскому языкам, оздоровительные занятия по ЛФК, занятия в бассейне. В школе реализуется «Музейная программа», предполагающая ознакомление учащихся с музейными экспозициями города.

В учебно-воспитательный процесс используются современные методики и технологии обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, сформированности общеучебных умений и навыков. В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, привлекается интеллектуальный потенциал научных лабораторий и вузов города и страны.

В школе существуют следующие формы аттестации: текущая, промежуточная, итоговая. Учащиеся аттестуются по четвертям и за год. Итоговая аттестация в переводном 8 классе проводится в форме контрольных и тестовых работ, дифференцированных зачётов. Итоговая аттестация в выпускном 9 классе проводится в форме экзаменов, тестирования, защиты рефератов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников школы.

Максимальная наполняемость классов – 10 человек . Учебный процесс строится по классно-урочной системе. Для преподавания английского языка, информатики предполагается деление классов на 2 группы, для занятий в мастерских определяются группы не менее 4 человек в группе.
Организация учебно-воспитательного процесса предполагает шестидневную учебную неделю. Продолжительность учебного дня соответствует санитарно-гигиеническим нормам: начало занятий в 9.30. Продолжительность уроков 45 минут. В школе существует большая перемена – 60 минут. Организовано горячее питание.

Приём в школу осуществляется на конкурсной основе. Право участвовать в конкурсе имеют учащиеся, принимавшие активное участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, турнирах, проводимых ВШНИ (институтом), проявивших интерес и способности в области декоративно-прикладного искусства и демонстрирующие стабильно положительные знания по базовым предметам.

В ВШНИ действуют подготовительные курсы.

О Школе Народного Искусства, основанной императрицей Александрой Федоровной в г. Санкт-Петербурге

Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремесел, основательницей которой считалась Александра Федоровна. С 12 октября 1912 года официальным названием учебного заведения становится "Школа Народного Искусства", а с декабря 1913 года название меняется на "Школа Народного Искусства ея Великой Государыни Императрицы Александры Федоровны". Учебное заведение просуществовало 6 лет.

Главной причиной основания Школы Народного Искусства явился ощущаемый в то время недостаток "в знающих свое дело и художественно образованных мастерицах-инструкторшах по разнообразным отраслям кустарной художественной промышленности" (извлечение из "Временных правил" Школы Народного Искусства). Здесь необходимо сделать маленькую историческую сноску. Со второй половины Х1Х века общественность и государство российское стали всячески поддерживать и развивать народное искусство. Большую роль в возрождении, сохранении и развитии народных ремесел сыграла деятельность С.Т. Морозова, С.Т. Мамонтова, выдающихся представителей русской художественной интеллигенции: Поленовых, Васнецовых, С. Малютина и др. Значительную работу по поддержке народных промыслов выполняло русское земство организацией разнообразных кустарных мастерских и ремесленных училищ.

Именно для них и готовила Школа Народного Искусства инструкторов (учителей) по различным видам народного декоративно-прикладного искусства. Подготовке опытных и профессионально знающих свое дело мастериц был подчинен весь учебный процесс: из 24 часов в неделю, непосредственно посвященных ремеслу, 22 часа приходились на практические занятия. Остальное время отводилось на рисование, беседы по общеобразовательным предметам, счетоводство, хоровое пение и гимнастику.

Обучались в Школе Народного Искусства ученицы из самых разных губерний России. В 1912 году в Школе числилось 23 ученицы, из которых только одна - из г. Санкт-Петербурга. По окончании Школы выпускницы получали аттестат на звание мастерицы-художницы по изученным "производствам". Они умели проектировать и высокопрофессионально исполнять изделия народных ремесел, а также учить этому других. Школа Народного Искусства имела печать с изображением Государственного Герба и являлась профессиональным учебным заведением.

Сайт школы -www.vshni.ru/.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования -
Высшая школа народных искусств (институт)
ГОУ ВПО - Высшая школа народных искусств (институт)

Высшая школа народных искусств стала первым и единственным в России государственным учебным заведением, которое осуществляет подготовку художников-мастеров традиционного декоративно-прикладного искусства. Основательницей учебного заведения, первоначально называвшегося «Школа Народных Ремесел», а в 1912 году переименованного в «Школу Народного Искусства», была последняя русская императрица Александра Федоровна. В то время Школа готовила учителей по разным видам народного декоративно-прикладного творчества. В ней обучались девушки из различных регионов России. В 1938 году открылась «Московская школа художественных ремесел», занимавшаяся подготовкой специалистов для предприятий народных промыслов. В 1992 году Школа получает статус колледжа, а с 2002 года становится высшим учебным заведением. Сегодня она превратилась в Московский филиал расположенной в Санкт-Петербурге «Высшей школы народных искусств». Вуз ведет подготовку специалистов по таким традиционным видам народного искусства, как вышивка, роспись по ткани, ювелирное дело, роспись по металлу и папье-маше. Среди выпускников вуза – преподаватели художественных дисциплин, руководители и сотрудники художественно-производственных мастерских, ведущие специалисты домов моды, руководители учебных заведений в сфере культуры и традиционного народного искусства.

Статус: Государственный
Основан: 2003 г.
Лицензия: № 0460 от 14.12.2012 г.
Аккредитация: № 1362 от 30.06.2015 г.

Московский филиал ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» (бывшая Московская школа художественных ремёсел – МШХР) – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, осуществляющее профессиональную подготовку художников декоративно прикладного искусства. Образовательную деятельность Московская школа художественных ремёсел начала в 1938 году. В 1985 году Московская Школа художественных ремесел инициирует обучение художников в области традиционного прикладного искусства с применением новых методов обучения и инноваций в содержании профессиональной подготовки. По её примеру впоследствии подобная подготовка вводится в других учебных заведениях народных художественных промыслов России. В 1992 году Московская Школа художественных ремёсел становится колледжем (с 1996 года – повышенного типа). Учитывая опыт данного среднего профессионального учебного заведения, выпускавшего уникальных мастеров-художников и мастеров-исполнителей высочайшего качества, а также отсутствие в России на этот период высшего образования в области народных художественных промыслов, Министерство культуры Российской Федерации в 1997 году принимает решение о проведении эксперимента по подготовке специалистов с высшим образованием на базе Московской школы художественных ремесел. Длительный и уникальный опыт научно-педагогической деятельности и образовательной практики Московской Школы художественных ремёсел по подготовке художников традиционного прикладного искусства высшей квалификации в системе непрерывного профессионального образования был отмечен.

Именно Московская школа художественных ремёсел явилась кадровой материальной и научно-творческой базой для создания в 2003 году ВУЗа новой формации – Высшей школы народных искусств в городе Санкт-Петербурге.

Ректор Высшей школы народных искусств – Валентина Фёдоровна МАКСИМОВИЧ, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, Заслуженный учитель России, автор научной и практической школы художественного образования в области традиционного прикладного искусства, формирование которой стало значимым событием не только в российской, но и в истории мировой художественной педагогики. Многие годы (с 1984 г.) В.Ф.Максимович являлась руководителем Московской школой художественных ремёсел, автором концепции учебного заведения непрерывного образования в области народного искусства, не имеющего аналогов в мире.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2003 года №1222-р Московская Школа художественных ремёсел передана из Министерства культуры России в Минобразования России и преобразована в Московский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Высшей школы народных искусств (института), обретя статус высшего учебного заведения.

Интерес, проявляемый специалистами и просто зрителями к учебному заведению и изделиям студентов, объясняется тем, что профессорско-педагогический состав института воспитывает своих студентов на опыте отечественной художественной педагогики, традициях русского декоративно-прикладного искусства, пробуждает в них национальное самосознание, любовь к Отчизне, воспитывает активную патриотическую и гражданскую позиции. Выпускники института легко вписываются в социально-экономическое и культурное пространство современной России. Они продолжают и развивают традиции отечественного декоративно-прикладного искусства, своим творчеством способствуют сохранению национального эстетического и этического идеалов, связи прошлого, настоящего и будущего, обеспечению самобытного места России в мировой художественной культуре.

На сегодняшний день в учебно-образовательной деятельности Московского филиала ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» воплощена целостная гармоничная эстетическая система непрерывной профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства, состоящей из нескольких уровней: довузовская, вузовская и послевузовская подготовка.

Н аправление 072600

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

квалификация: бакалавр,

профили:

  • художественная вышивка
  • художественное кружевоплетение
  • художественная роспись (ткани)
  • художественная роспись (декоративная роспись)
  • художественная роспись (лаковая миниатюрная живопись)
  • художественная резьба по кости
  • художественный металл (ювелирное искусство)

форма обучения : очная,

срок обучения : 4 года

На все образовательные программы высшего профессионального образования прием на базе:

среднего (полного) общего образования (11 классов),

среднего профессионального образования,

высшего профессионального образования,

начального профессионального образования (при наличии в дипломе записи о получении предъявителем среднего (полного) общего образования).

Стоимость обучения на образовательных программах

высшего профессионального образования

за один учебный год (10 месяцев)

Направление 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,
квалификация Бакалавр - 150 000 рублей

Стоимость фиксируется на весь период обучения.

направление 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», квалификация: бакалавр

1. СРОКИ ПриЁмА документов

  • Направление 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: с 20 июня по 5 июля 2013 г. ,

При условии наличия свободных мест прием заявлений продолжается на второй этап вступительных испытаний до 15 сентября 2013 г.

Приём документов осуществляется одновременно на места обучения за счёт средств государственного бюджета и на места с оплатой стоимости обучения по договору.

Необходимые документы п ри подаче заявления:

1. Заявление.

2. Оригинал или ксерокопия документов, удостоверяющих личность, гражданство.

3. оригинал или ксерокопия документа государственного образца об образовании.

4. 6 фотографий 3х4 см.

Возможна подача документов через операторов почтовой связи общего пользования (по почте), а также в электронно-цифровой форме - e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Необходимые документы д ля зачисления:

1. оригинал документа государственного образца об образовании.

2. Вступительные Испытания

  • Направление 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Творческой и профессиональной направленности: живопись, рисунок

Общеобразовательные: русский язык (ЕГЭ), литература (ЕГЭ).

Поступающие, имеющие :

Среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программе бакалавриата или программе подготовки специалиста соответствующего профиля;

Среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств -

имеют право сдавать вступительные испытания в ВШНИ по русскому языку и литературе в письменной форме (сочинение).

Поступающие, имеющие высшее профессиональное образование , сдают вступительные испытания: творческой и профессиональной направленности:

  • Направление 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: рисунок, Живопись

общеобразовательные: русский язык, литература (сочинение).

3. Сроки ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

  • Направление 072600 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»:

При условии наличия свободных мест прием заявлений продолжается на второй этап вступительных испытаний с 16 сентября по 19 сентября .

4. Зачисление

  • Направление 072600 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»

Первый основной этап

27 июля - объявление полных пофамильных перечней лиц, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией.

30 июля - объявление пофамильных перечней лиц, успешно прошедших вступительные испытания, с выделением в них списков лиц, рекомендованных к зачислению.

с 31 июля ежедневно - обновляется на сайте полная информация о предоставленных оригиналах документов государственного образца об образовании лицами из списков лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению по каждому направлению подготовки (специальности).

4 августа - завершение предоставления оригинала документа государственного образца об образовании лицами, успешно прошедшими вступительные испытания, включенными в списки лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению.