Вечные вопросы

Собор преподобных оптинских старцев. Сретение в Оптине. Празднование

Руководители, сестры милосердия и добровольцы Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии вернулись из паломнической поездки, организованной приходом храма великомученика и целителя Пантелеимона. Впервые состоялось такое продолжительное и далекое паломничество. За 9 дней его участники проехали более 5 тысяч километров по нашей большой стране и посетили несколько жемчужин Русской Православной Церкви: Оптину пустынь, Троице-Сергееву Лавру и Дивеево, где не только участвовали в богослужениях, но и попробовали монастырское послушание.

Эта поездка стала незабываемым праздничным путешествием – мы словно прикоснулись к вечности, приобщились к непреходящей пасхальной радости Воскресения Христова. Наше паломничество пришлось на светлое время между Пасхой и Пятидесятницей, когда в храмах поются пасхальные песнопения, звучат возгласы «Христос Воскресе!», а вся земля пробуждается от зимнего сна и наполняется цветущей зеленью и пением птиц, являя образ воскресения.

Путешествие проходило на автобусе экскурсионно-паломнической службы «Лествица». Мы проезжали по разным городам и деревням, и поэтому у нас была уникальная возможность ознакомиться со средней полосой России – той землей, что и называлась Святой Русью. Дорога в одну сторону занимала больше суток, поэтому мы делали остановки и обязательно заходили в местные храмы.

Таким образом, помимо Оптиной пустыни, мы побывали в Нижнем Новгороде, Боголюбово, Владимире, Сергиевом Посаде, Шамордино и Дивеево.

Владимир

Незабываемое впечатление оставило посещение Владимирского Успенского собора, который построен в XII веке князем Андреем Боголюбским. Там покоятся мощи русских князей и находится Владимирская икона Божией Матери, перед которой молились наши правители, приступая к своему непростому служению на посту главы княжества. Мы побывали в соборе на торжественной Божественной Литургии, молились вместе с архиепископом Евлогием. В этот день в Успенском соборе было большое событие – в храм всего на несколько часов была доставлена Максимовская икона Божией Матери, которая пока не возвращена Церкви и хранится в музее, и мы смогли приложиться к ней и принять участие в крестном ходе. Также мы познакомились с отцом Сергием, который рассказал о росписях Успенского собора, сохранившихся фресках работы Андрея Рублева. Батюшка поделился историей своего прихода к Богу, помощи и заступничества в его жизни Божией Матери, список с Владимирской иконы которой находится на иконостасе храма.

Троице-Сергиева Лавра

Особое место в нашем паломничестве заняла Троице-Сергиева Лавра, где мы помолились вместе с братией на утреннем молитвенном правиле, начинающемся в 5.30, затем исповедовались и причастились за Божественной Литургией. Здесь находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, а также множество других святынь: огромные ковчежцы с частицами мощей и раки с мощами, часть камня Гроба Господня. Есть ручка Вифлеемского младенца. В комнате с этими святынями охватывает благоговение и трепет – предстоишь сонму святых и даже можешь к ним прикоснуться. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Четвертый удел Богородицы

Дивное Дивеево. Чтобы попасть к батюшке Серафиму, мы проделали большой путь. Ехали весь день, несколько часов отняла большая автомобильная пробка и, Слава Богу, успели! До закрытия монастыря оставалось еще 2 часа. Мы приложились к мощам преподобного Серафима Саровского, к его мотыжке, иконе Божией Матери «Умиление». Медленно, шаг за шагом, мы прошли по Канавке Пресвятой Богородицы, углубившись в молитву Божией Матери. Кстати, в этом месте ощущаешь какую-то невероятную тишину, тишину сердечной молитвы, хотя одновременно по Канавке идут десятки и сотни человек. Обязательный пункт маршрута – источник преподобного Серафима Саровского, здесь мы окунулись и набрали святой воды.

Оптина

Но все-таки главным местом была Оптина Пустынь. В ней мы провели несколько дней, очень насыщенных и неповторимых.

Оптина пустынь находится в Калужской области рядом с городом Козельском и селом Шамордино, но стоит отдельно, окруженная лесом и полями, совсем рядом бежит речка. Здесь тихо и очень красиво, особенно в это чудесное весеннее время. Во время нашего пребывания стояла прекрасная, почти летняя погода: на деревьях распускались нежные листочки, разноцветные тюльпаны и нарциссы, высаженные заботливыми руками, радовали глаз. Надо отметить, что на территории монастыря райски красиво – видимо, когда внутри порядок и благодать, то и снаружи все преображается. Это вам не то, что в мегаполисе, вроде нашего Екатеринбурга. Все устроено с большой любовью и заботой, и сам Господь хранит труды монахов.

Пустынь представляет собой несколько храмов, корпуса братии, сельскохозяйственные угодья, огороженные большой стеной. Неподалеку стоит скит, в который никого не пускают, кроме монахов. Лишь на праздник Иоанна Предтечи туда могут попасть все желающие. Рядом находятся два источника – преподобного Амвросия Оптинского и преподобного Пафнутия Боровского.

Знакомство с Оптиной началось для нас с послушания. Удивительная возможность представилась нам побывать там, куда простых туристов не пускают – на территорию, где трудятся монахи, послушники и трудники. Накануне вечером распределили на всю группу (а нас было 40 человек) послушания, и в 9 часов утра все приступили к разным занятиям: кто-то – помогать в трапезной, кто-то в прачечной, кто-то в храме – мыть полы, а кто-то на огород – садить капусту и лук.

И это не случайно. Большинство помогали именно на огороде – монахам сложно справится с объемом сельхозработ, поэтому наша группа помощников пришлась весьма кстати. На целый день мы словно погрузились в особое время – там, на закрытой территории, нет суеты, автомобилей, бесконечной электроники… Монахи ездят по узким асфальтированным дорожкам на повозках, запряженных лошадьми, неспешно и сосредоточенно. Вокруг стоят одно- и двухэтажные домики, возле которых цветут яблони и тюльпаны. Рядышком – собственный коровник. Возле огорода – красивый пруд, откуда доносилось радостное квакание целого хора лягушек.

Монахиня Александра и послушница Елена показали нам, городским специалистам по сидению за компьютером, как правильно садить капусту и лук, что такое точка роста у растения и многое другое. За этим кропотливым занятием, сидя на корточках, мы провели 1,5 дня. Не передать, как приятно болели мышцы, как радостно блестели у всех глаза; забывая об усталости и 30-градусной жаре, каждый старался внести свою лепту в общее дело.

Но не количество посаженных овощей было здесь самым главным. Каждое послушание в монастыре приучает к особому молитвенному настрою и терпению. Нужно не просто что-то монотонно высаживать, но делать это ради Бога, обращать труд во спасение души. И еще – узнавать про себя, что к послушанию-то ты мало способен, все норовишь сделать по-своему. Проверять себя…

Случилась, например, с нами известная по святоотеческим трудам, классическая история: мы садили лук одновременно в нескольких местах, и тут выяснилось, что это был последний ящик рассады, и на всю грядку ее не хватает. Поэтому нужно часть лука достать обратно из земли и посадить в другом месте. Этакая простая задачка – ведь знаешь, что надо слушаться, что тут главное даже не результат, а то сердечное расположение, с которым ты трудишься. Сказали выкопать – надо выкопать. Сказали закопать – надо закопать. За послушание. И вот выясняется, что без ропота пойти и достать лук, который только что посадил, ты не можешь. Такое вот зеркало.

Ну и конечно, труд на земле умиротворяет, а кроме того, за работой мы поближе познакомились с нашими учителями по садово-огородным делам и узнали много интересного об их распорядке дня, о том, что привело их в монастырь и чем они тут живут.

Потом, после послушания – вечерняя служба в Казанском храме. Там находятся мощи преподобного Амвросия Оптинского и Оптинских старцев, которые подвизались здесь. Прикладываешься к ним и думаешь: а ведь они не просто привезены сюда из разных мест, все эти люди здесь жили и трудились. Они стали святыми, прославлены Богом, и значит здесь, в Оптиной пустыни, знают, как спасаться, и не только знают, но и применяют свои знания на деле.

Вот эти монахи, которые стоят сейчас за богослужением, хранят древнюю традицию, от наставника к ученику передается знание о том, как победить страсти и стяжать Духа Святаго Божия. Завтра эти люди могут стать святыми. А может быть, они уже сегодня святы – когда смотришь на их лица, то они говорят лучше всяких слов. Стоит иеромонах на амвоне, рядом, на иконостасе – икона Христа, и видно поразительное сходство – в этой серьезности, отсутствии лукавства, молитвенном настрое. Это невозможно пересказать – это нужно видеть. Таких монахов я еще никогда не видала. Ничего лишнего, суетного. Вся жизнь – пред Богом. А ведь эти люди – они и в самом деле святые.

После всенощного бдения, которое в будний день длится три часа, мы отправляемся на панихиду в часовню, где похоронены трое монахов Оптиной пустыни, убиенных на Пасху 1993 года: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. Они еще не прославлены в лике святых, но сведения об их жизни говорят о том, что они жили с Богом. Удостоенные пострадать за Христа прямо в Пасху, они причислены сейчас к лику местночтимых мучеников. В книге «Пасха красная» Нины Павловой описана история их жизни и смерти. Есть и видеозаписи с той Пасхи – как иеромонах Василий несет икону Воскресения Христова на крестном ходе, как иноки Трофим и Ферапонт звонят в колокола…

Здесь, на звоннице, они погибли от удара ножом в спину, когда радостно возвещали всем о приходе светлой Пасхи колокольным звоном. А иеромонаха Василия убийца настиг, когда тот сразу после ночного богослужения, без разговения и отдыха, шел в скит исповедовать братию. Когда многие уже отдыхали после службы, эти трое продолжали служить Богу и были призваны Им.

Каждый вечер, проведенный в Оптине, мы заканчивали панихидой новомученикам, которая проходила в часовне, где они покоятся. Это было непередаваемое ощущение: ведь они – не просто наши соотечественники. Многие из нашей группы росли вместе с ними в одно время, так же как и они учились в советской школе, занимались в спортивных секциях, носили пионерские галстуки. Они всем сердцем искали Бога и нашли Его, оставили мир с его суетой и умерли мученически за Христа… И каждый из нас, наверное, многое обдумал, взвесил и задал себе вопрос: а я бы смог прямо сейчас умереть за Христа?..

На другой день – Литургия, многие участники нашего паломничества причастились. Красивое братское пение – красивое не витиеватыми распевами, но простотой. Когда человек поет не для того, чтобы покрасоваться, но чтобы обратиться к Богу. Проповеди не было – проповедью было само присутствие, поведение монахов.

Потом – знакомство и встреча со схимонахом Евфимием. Вы знаете, кто такие схимонахи? Это такие монахи, которые кроме обычного монашеского одеяния носят черные одежды с изображением Распятия, голова их покрыта остроконечным капюшоном. Они постоянно молятся, они освобождены от послушания на огороде и других подобных работ. Их главное дело – молитва за всех людей, величайший подвиг любви. Они всегда молчаливы, и, кажется, что они разучились общаться с людьми. Но вот приходит схимонах Евфимий. Выйдя из скита, он сам спешит к нам навстречу. Мы беседовали с ним прямо в лесу, недалеко от тропинки, ведущей от монастыря в скит. Все встали в тесный круг, чтобы не пропустить ни одного слова.

Перед встречей немного волновались: с чего начать, о чем спрашивать… И напрасно! Оказалось, что он очень простой и очень добрый. Охотно общается и отвечает на любые вопросы. Как молиться, как читать Евангелие, как приводить детей к вере, и даже – каков распорядок жизни в скиту, во сколько он встает и ложится (отец Евфимий спит не больше 3-4 часов в день!), какие послушания несет (например, одно из послушаний – отвечать на письма, которые приходят на почтовый адрес монастыря), во сколько утром начинается служба.

На все наши вопросы он отвечает ласково и просто, по ходу беседы читает много стихов на духовную тему – может быть, он сочинил их сам. Разрешает писать ему письма. Помолился он и за всех нас – накануне мы написали ему записки, где высказали свои молитвенные просьбы. Во время беседы к нему подошел и самый юный наш паломник - двухлетний Филиппушка, и отец Евфимий тут же из кармана достал и протянул ему сладкое угощение. А еще вручил нам книгу, которую советует всем прочитать. От встречи с ним – радостно и светло. Это настоящий подарок!

Приближается вечер, рано утром нам нужно выезжать в обратный путь. Вечернее правило, которое в этот раз мы прочитали прямо на улице, закончено. Вдалеке на небе начинает сверкать молния – приближается гроза. Оптина, которая подарила нам три незабываемых райских дня, словно не хочет нас отпускать. Тучи сгущаются, молнии продолжают освещать темное небо. Мы второй раз успеваем на крестный ход вокруг монастыря. Поются стихиры Пасхи, и, кажется, что длится пасхальная ночь. Крестный ход окончен, пора отдыхать, и тут начинается ливень!

4 часа утра. Дождь прошел, на асфальте уже нет луж. Мы идем к автобусу, прощаемся с Оптиной и ощущаем, вдыхая ароматный свежий воздух, что уезжать так не хочется! Но в наших сердцах сохранилась та пасхальная радость, запечатлелось все то, что сфотографировать нельзя без благословения или просто физически невозможно – духовная красота, молитвенность, отрешенность, стремление к Богу. Говорят, что поверить в Бога и начать жизнь во имя Его можно только тогда, когда увидишь свет Божественной любви на лице хотя бы одного человека. Кажется, здесь, в Оптиной есть такие лица. Слава Богу за эту удивительную поездку. Христос Воскресе!

Отдельное спасиБо хочется выразить добровольцу Православной Службы Милосердия, прихожанину храма великомученика и целителя Пантелеимона Ивану, который вместе с паломнической службой «Лествица» организовал для нас эту удивительную поездку.

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ


По преданию, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV - начале XV вв.. Основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода "Добротолюбия". У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока. Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке - ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) , прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

- Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) , сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

- Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) - кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

- Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) - брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, - говорил он перед своей кончиной.

- Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, - вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

- Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

- Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) - великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

- Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

- Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

- Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

- Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

- Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.

- Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

- Пожалей, и не осудишь.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

- Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
- Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
- Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть "знамения времени" и наставлял своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти". Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

- Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) - любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

- Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.

- Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

- Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.

- Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

- Ищите во всем великого смысла!

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

- Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

- На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали...

- Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

- “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

- Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

- Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.

- Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей...

- Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

- Терпение есть непрерывающееся благодушие.

- Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!”

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв та, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к "высокому штилю", житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Оптинских старцев



Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Док.фильм «НЕИЗВЕСТНАЯ ОПТИНА» (2017)

Док.фильм «МОНАСТЫРИ РОССИИ. Оптина Пустынь.» (2016)

Фильм 1-го канала «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» (2016)

Великий Оптинский старец преп. Макарий во время пребывания своего в Оптиной Пустыни занимался книгоиздательством. Он издавал труды святых Отцов, которые рассылались по епархиям, монастырям, семинариям и духовным училищам. Старец редактировал переводы с греческого, вернее, сверял их с опытом монашеской жизни, которую проводил в строгом соответствии с древними иноческими уставами.
Его традиции продолжали и другие Оптинские старцы: преп. Амвросий, преп. Варсонофий, преподобноисповедник Никон (Беляев), деятельность которого прервали гонения на Церковь, возникшие после революции.
После возвращения монастыря Русской Православной Церкви, планировалось, что продолжение дела преподобных Старцев в Оптинском книгоиздательстве ляжет на плечи иеромонаха Василия (Рослякова), который в миру получил соответствующее образование (журфак). Но так Господь распорядился, что о. Василий принял мученическую смерть от рук сатанистов (см. ) и вместо него издательскую деятельность возглавил талантливый иеромонах Филарет, ныне иеросхимонах Селафиил (Дегтярев). Но ввиду явной клеветы со стороны недоброжелателей, он был отстранен от книгоиздательства и некоторое время не было никого, кто бы мог взять на себя руководство издательским отделом.
В 1996 году издательский отдел Оптиной Пустыни возглавил энергичный, образованный, только что рукоположенный в сан иеромонах Василий (Мозговой). Он оборудовал издательский отдел на месте бывшей монастырской лавки. При нем был набран штат сотрудников, и издательство заработало. Сразу же наладились отношения с архивистами, началась работа с копированием Оптинских фондов №213 и №214 в микрофильмы, которую возглавил ныне покойный Чувиков Андрей Александрович, близкий друг и соратник о. Василия (Мозгового). Ежемесячно издавалось по две книги в твердом переплете и несколько брошюр. Вышли в свет письма преп. Илариона Оптинского, письма преп. старца Анатолия (Зерцалова), Житие старца Амвросия, сборник трудов преп. Викентия Лиринского.
Отец Василий заведовал издательством около трех лет, но потом заболел тяжелой формой пневмонии и был освобожден от послушания по состоянию здоровья. Им также был подготовлен к изданию сборник изречений преп. Льва, старца Оптинского, готовился к печати перевод с греческого творений преп. Анастасия Синаита. Но, к сожалению, эти книги так и остались неизданными. Иеромонах Василий (Мозговой) приезжал к нам в Саранский архив, где хранятся подлинники писем великих Оптинских Старцев - братьев Путиловых Антония и Моисея, и Людмила Багданович по его просьбе делала ему копии этих писем.
После о. Василия пост заведующего издательством прославленной обители принял иеромонах Афанасий (Серебряков), который пробыл недолго на этом послушании. Из-за болезни его перевели в скит, а на его место в 2000 году был назначен иеромонах Мефодий (Капустин), который восстановил издательскую деятельность монастыря и по сей день благоговейно сохраняет книгоиздательские традиции Оптинских Старцев. При нем вышли в свет такие книги, как письма преп. старца Иосифа, Дневник преп. Никона (Беляева) и многое другое, что талантливейший иеромонах Мефодий, которого благословила на монашеский путь блаженная схимонахиня Мария (Матукасова), сумел подготовить и издать.
Ныне Оптина Пустынь расцвела и стала как и прежде, и сегодняшнее радостное событие - память преп. Макария, Старца Оптинского - здесь празднуется еще и как день Оптинского книгоиздательства.

Николай Ашуров, архивист

17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета и .

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ , председатель , наместник Троице-Сергиевой лавры , духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; , наместник ; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник ;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики : диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с .

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, Даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году).

Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом».

В начале XV века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.

Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была возстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

1796-1829

«В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т. д.» (Из Истории Российской Иерархии).

Отец Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличавшихся от того средств, занялся и материальным устойством обители, при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий.

В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достоинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по-прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане.

1797 год был достопамятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год «на вечные времена». Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствовала начальному благоустройству обители.

Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.

Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им расположение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и специально для него была построена особая келья.

Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний и трудов. После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявил себя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о. Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми в обители.

Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благосостоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь все разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру.

Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников их Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928).

В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года).

1830-1861

Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни.

Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, +1841).

С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.

Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, и потому подробно знавший все их рассуждения, стараясь искупить свой грех, за десять (1839-1849) лет написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических «мудрствований».

Одновременно с иеросхимонахом Иоанном, другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Санаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножителя Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий.

Но самая активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, +1860). И опять же, за этим Богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель — митрополит Филарет Московский.

Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения.

Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пустыни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского, но также переводила сама и издавала знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей.

Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской духовной академии протоиерей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев. В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в паломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтому так важны в нашем духовном образовании книги, тем более, таких великих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем — явление временного действия, а книги, — они, как ни смотри, по сравнению со словами, вечные.

1862-1891

Управление игумена Исаакия и, в скиту, — старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.

Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф.М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать «Братья Карамазовы». Он писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!» Сказал он по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, была надежда русской земли.

Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически — показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца.

Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; +1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (+1943) — великому православному философу и богослову.

Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадтский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел.

10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто «батюшка Абросим», умер. Тысячи горюющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращенную им обитель добра и любви.

1892-1923

Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев, им установлено общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.