Почему? Зачем?

Мировой океан. Рельеф дна, течения. Цель: познакомиться с особенностями рельефа дна МО

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 6 класс

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана
Цели:
Образовательная: изучение нового материала, введение основных понятий: «Материковая отмель» - «шельф», «материковый склон», «глубоководные желоба», «ложе океана»- «котловина», «срединноокеанические хребты»;
Развивающая: формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении. Продолжить формирование умения работать с географической картой, развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепления навыков самостоятельной работы с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей;
Воспитательная: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии.
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный; частично поисковый; демонстративный, самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с картой и атласом.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: презентация, карта океанов в атласе, учебник, физическая карта полушарий, “Рельеф дна Мирового океана” в учебнике и на доске, тесты.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я прошу вас быть внимательными собранными во время урока т.к. многое при изучении темы будет зависеть от Вас.
ІІ. Опрос по домашнему заданию
ІІІ. Изучение нового материала:
Постановка целей урока.
-Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.
Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
- Схему земной коры нарисует на доске
- С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины, низменности.
Как вы думаете дно Мирового океана ровное или также как и материковая земная кора имеет неровности
Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.
Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.

Рассказ учителя о истории изучения рельефа мирового океана.
- 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.
В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов.
- Но на этом исследования дна мирового океана не закончились.
- Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.
Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук (эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.
Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад (скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)
Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000 метров.
Запишите в тетрадь:
ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО
скорость распространения звука в воде 1500 м/сек
- Как по физической карте можно определить глубины океана?
рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.
Работа с учебником.
В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана:
подводная окраина материков
переходная зона
ложе океана
Подводная окраина материков.
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон.
Материковая отмель мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину.
Работа с картой – по карте океанов
Откройте атласы на странице.
-Какая глубина шельфа? (100-200м)
- Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)
-Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?
Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. (в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкой полосой вдоль берега)
-У какого океана зона шельфа самая большая? (у Северного Ледовитого океана)
- У берегов какого материка она меньше? (Африка.)
Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.
Материковый склон.
Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она имеет крутые склоны в 15-20°, а иногда и до 40°. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни. Материковый склон занимает 12% площади Мирового океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из-за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана.
Работа с учебником с 65. Переходная зона
Откройте учебники прочитайте (можно по цепочке) абзац №3 Переходная зона.
- Какие формы рельефа в переходной зоне? (глубоководные океанические желоба)
- Дайте определение понятию «Глубоководный океанический желоб» (длинные узкий понижения дна океанов глубиной свыше 6000м)
- Назовите самый глубокий на Земле океанический желоб. (Марианский желоб)
- Он находится в западной части Тихого океана
- Найдите на карте атласа глубину Марианского желоба.
Рассказ учителя.
Ложе океана.
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Срединно-океанические хребты занимают важнейшее место в рельефе дна океана. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане - Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка.
Процессы внешние и внутренние
Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
На формирование рельефа дна М.о и рельефа суши влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние процессы - движения земной коры, землетрясения и извержение вулканов. Они создают, как и на суше, крупные формы рельефа. К внешним процессам, формирующим дно океана, относится осадкообразование, то есть оседание и накопление продуктов разрушения горных пород. Распределение и перемещение их происходит под влиянием океанических течений в Мировом океане.
IV. Закрепление изученного материала
Пользуясь картой океанов, назовите:
- срединно - океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов
- океан где срединно-океанический хребет разветвляется на два хребта
- самый широкий срединно-океанический хребет
Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель, глубоководный желоб, Марианский желоб, срединно-океанический хребет, эхолот. 11022м, 22011м
Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м называется
Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м
Самый глубокий на Земле океанический желоб
Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км
Современный прибор для измерения глубин Мирового океана
Глубина Марианского желоба
V. Итог урока
-Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана.
Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
-Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
- Рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков
VI. Домашнее задание: §25 вопросы в конце параграфа.

Цели:

  • сформировать представления о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, СОХ, глубоководные желоба, островные дуги;
  • учить определять по каре глубину океана по цвету. Учить чертить профиль дна океана;
  • способствовать проявлению знаний, умений и навыков всеми категориями учащихся;
  • развивать умение работать с картой;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки с терминами, карта полушарий, атласы, раздаточный материал, ребусы, компьютер – тест по теме «Земная кора».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей

– Наш урок сегодня я начну словами великого Гете «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему именно такими словами я начала наш урок?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
– Приготовили свои цветодневники и отметили в них свое настроение на начало урока.

II. Опрос по изученному материалу

– Сейчас мы повторим изученный материал по разделу «Земная кора»:
– 4 ученика будут работать с к/картами. Им надо подписать названия изученных объектов; 4 ученика будут работать по карточкам «Установи соответствие»; 2 ученика будут работать с чайнвордом.
– Пока они выполняют работу, мы тоже с вами поработаем.

Конкурс «Лишнее слово»

– Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали,
Объясните, как узнали?

  • Ядро, впадина, земная кора, мантия
  • Вершина, склон, магма , подошва
  • Кратер, жерло, эпицентр , конус
  • Известняк, гранит , песок, уголь
  • Низменность, хребет , возвышенность, плоскогорье
  • Кордильеры, Орисаба , Анды, Гималаи

– Теперь мы с вами немножко покрутимся и отыщем то, что мы должны с вами расшифровать.

Ребусы: Даны (Анды), Вазкак (Кавказ), Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай), Ипарм (Памир)
12818848589533233776: Найдите на карте название вершин. (Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма).
– И еще одно задание-испытание – это тест, который мы будем выполнять все вместе с использованием компьютера. (Образовательная коллекция 1 С «Начальный курс географии», 6 класс)

III. Изучение нового материала

– Как мы уже знаем, земная кора подвижна. И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают … (Горы). Для устойчивых участков ЗК характерны … (Равнины). И все это мы называем рельефом Земли.
– А кто даст определение рельефа?
– Назовите самые крупные, основные формы рельефа. (Материки и океаны).
– Формы рельефа материков мы уже выучили, назовите их. (Горы и равнины).
– Мы выучили только рельеф суши.
– А кто сможет назвать формы рельефа океана?
– Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?
– Сегодня мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана, еще одной страницей природы. А для этого мы совершим необыкновенное путешествие по дну Мирового океана на фантастическом подводном вездеходе – океаноходе.
– Но сначала мы в своих тетрадях запишем тем урока. И по ходу нашего путешествия будем зарисовывать, и подписывать формы рельефа, которые нам встретятся на дне океана.
– Все готовы к путешествию? Что надо взять с собой в дорогу? Ну, конечно же, это знания, внимание и взаимопомощь.
– Итак, в путь! Наше путешествие начинается от Тихоокеанского побережья России на юго-восток по Тихому океану. Сначала океаноход погружается на подводное продолжение низменной прибрежной равнины. Посмотрите в атлас и определите по шкале глубину, на которую мы опустились.
– Глубина медленно возрастает до 200 м.
– Эта мелководная зона, тянущаяся вдоль материка, называется материковой отмелью или шлейфом, что в переводе с английского обозначает «полка».
Шлейф имеет разную ширину и покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов. Здесь обнаружены и добываются полезные ископаемые – нефть, природный газ; россыпные месторождения золота, платины, олова, драгоценных камней обычно находятся поблизости от устьев, впадающих в моря рек. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.
На подводной окраине расположены острова, их называют материковыми. К ним относится о.Сахалин.
– Отметьте в тетрадях эту форму рельефа.
– Путешествие продолжается, но происходит оно быстрее, потому что уклон дна увеличился. Мы попали на материковый склон. Он изрезан глубокими долинами – каньонами, они могут служить продолжением речных долин.
– Как вы думаете, откуда здесь русла рек? Это опустившаяся часть суши.
– На материковом склоне ЗК тоньше – 10-15 км. Здесь гранитный слой, покрывающий материки и подводные продолжения, оканчивается.
Материковый склон – это переходная часть от шельфа к ложу океана.
Спустившись со склона, погружаемся в глубоководную котловину окраинного моря. Обозначьте и подпишите ее на профиле дна.
Пересечем котловину и начнем подниматься по склону гигантского хребта, отдельные вершины которого выступают над водой и образуют архипелаги островов – островные дуги. Здесь встречаются действующие вулканы.
Взберемся ненадолго на вершину: с нее хорошо видно, что цепочки островов образуют дуги, выгнутые в сторону открытого океана.
– Что это за острова?
– Это Курильские острова, на них находится 39 вулканов, многие из них действующие. Наш океаноход часто потряхивает – сказываются землетрясения, которые сотрясают вулканический хребет. Перевалив через хребет, вновь начинаем спускаться по склону, но уже более крутому. Океаноход погружается теперь гораздо глубже. Мы спускаемся в глубоководный желоб. Наш аппарат испытывает сильное давление – ведь на него давит 10 км – толща воды. В самом глубоком месте нам предстоит пересечь границу сближающихся литосферных плит (материковой и океанической).
След погружения океанической плиты отмечен сильной сейсмичностью. Глубокие разломы, доходящие до мантии, приводят к падению давления в ней, вызывая ее плавление.
Здесь магма поднимается по трещинам и извергается. Вот почему на островных дугах и рядом с ними много вулканов.
– Как называется глубоководный желоб, в который мы спустились?
– Это Курило-Камчатский желоб. Какова его глубина?
– Назовите самый глубокий желоб Тихого океана. (Марианский желоб – 11022м).
– Поднимемся со дна глубоководного желоба, т.к. здесь оставаться опасно. И продолжим свое путешествие по Северо-Западной котловине. Котловины – это большие равнины, глубина которых от 4 до 7 тыс. метров. Определите глубину Северо-Западной котловины.
На дно котловин не проникает солнечный свет. Только фары океанохода освещают наш путь. В свете фар можно увидеть множество мелких частиц, медленно опускающихся на дно. Это нерастворимые остатки мелких морских организмов. Опускаясь на дно, они наращивают верхний слой океанической земной коры. Зарисуйте и подпишите эти формы рельефа.
– Продолжим путешествие. Довольно часто на нашем пути встречаются отдельные подводные горы – потухшие или действующие вулканы. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. они выровнены течениями.
Иногда такие подводные горы объединяются, образуя целые хребты. Например, Императорский и Гавайский хребты, которые тянутся на тысячи километров. Вершины хребтов могут подниматься над уровнем океана в виде цепочки островов – Гавайские острова.
Под водой на вершинах потухших вулканов иногда вырастают колонии кораллов, образуя атоллы – острова в форме сплошного или разорванного кольца с внутренним водоемом – лагуной. (Показ атолла в атласе.) Атоллы нередко становились приютом людей, потерпевших кораблекрушение. Но не все вулканы «уснули», многие продолжают извергаться, например, вулканы Гавайских островов.
– Дальше продолжаем свое путешествие по Северо-Восточной котловине. Цвет окраски опять изменился. Почему? Правильно, изменилась глубина.
– Наконец-то мы пересекли огромную котловину и начинаем подниматься на огромную подводную горную цепь, состоящую из параллельных гор и разделяющих их долин. Такие подводные горы располагаются обычно посреди океанов и поэтому называются срединно-океаническими хребтами (СОХ).
Но в Тихом океане он расположен в восточной части океана и называется Восточно-Тихоокеанским поднятием.
СОХ образует единую горную систему общей протяженностью более 60 тыс. км, имеют ширину до 2 тыс. км и возвышаются над котловинами на 3-4 км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом в виде ущелья, глубиной до 3 км и шириной до 50 км. На склонах хребтов – вулканы. Там, где вершины СОХ выходят на поверхность, образуются острова. Например, о. Пасхи или о. Исландия в Атлантическом океане.
Наш океаноход сильно потряхивает – это связано с землетрясениями и излияниями лавы. Здесь оставаться опасно. Вы уже знаете, как опасны землетрясения на дне океана.
– Быстро по склону спускаемся в океаническую котловину, затем в глубоководный желоб, т.к. здесь континент подминает под себя край океанского дна. Здесь идет настоящая борьба, которая сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями. Дальше следует материковый склон и очень узкий шельф. А вот и берега Южной Америки
– Итак, мы совершили путешествие по дну Тихого океана и начертили его профиль.
– Посмотрите на карту, будут ли профили других океанов похожи на профиль дна Тихого океана?

IV. Закрепление изученного

– С какими элементами рельефа дна Мирового океана мы познакомились?
– Как называется самая глубокая часть океана?
– В каких океанах желоб отсутствует? (В Атлантическом и СЛ океане)
– Назовите сейсмически активные зоны дна Мирового океана. (Желоба и СОХ.) А почему?
– А можно ли самую высокую гору мира потопить в океане?
– Да, Эверест в Марианской впадине.
– А сейчас я проверю, как вы усвоили тему нашего урока. И если вы ответите верно, то картинка оживет. (Практикум на диске 1С).

V. Итоги урока

– Приготовили свой цветодневник. Заполните его в соответствии с вашим настроением.
– А теперь ответьте, что вы усвоили легко из данного материала?
– А что осталось не полностью усвоенным?
– Что позволило вам лучше усвоить материал?
– Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

VI. Домашнее задание

§22, в к/к нанести СОХ и желоба, начертить в тетради профиль Атлантического океана.

Урок - экспедиция «Рельеф дна Мирового океана»

Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок - урок -экспедиция. Но прежде чем начинать изучение нового, давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках? (Горы и равнины) - рельеф какой части земли? (Рельеф суши). Но более 70 % земного шара занимает вода. Что это за вода? (Океаны и моря). Правильно! А знаем ли мы с вами, что находится на дне океанов? (Нет). Значит, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дно океана - Рельеф дна Мирового океана)

Какие цели мы с вами поставим? (Изучить дно Мирового океана, …..)

Цель урока:

Изучить рельеф дна Мирового океана

Научиться работать с картой океанов

Продолжать учиться работать вместе в группе

Актуализация знаний:

Каким образом в прошлом люди пытались получить сведения об океаническом дне? - Работа с текстом учебника стр. 66 (трос с грузом, Магеллан, «Челенджер»)

Слайд «Эхолот» Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Зная, как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.

Слайд «Челенджер и Витязь» Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Слайд «Триест и Мир» «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

«Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину

Изучение нового материала: Слайд «Работа в маршрутных листах». Нам сегодня предстоит провести свои исследования дна Мирового океана. Мы работаем в группах по своим направлениям. Все результаты исследований заносим в свои маршрутные листы. Начинаем погружение!

Работа в группах по изучению элементов дна океана. (Задание № 1)

Ребята, отчитайтесь капитанам групп о сделанной работе.

Давайте посмотрим, каковы результаты ваших исследований. Всплываем!

Капитан исследовательской группы «Челленджер», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Подводная окраина материков». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна.

Капитан исследовательской группы «Трие́ст», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Переходная зона». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Марианский желоб - показать на карте). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Витязь», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Ложе океана» . На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Мир», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Срединно - океанические хребты». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Чёрные курильщики). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Вы хорошо поработали на глубине, давайте немного отдохнём. Физминутка «Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины - широкие (руки в стороны).Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Первичное осмысление и закрепление изученного: Слайд « Работа с картой океанов». Продолжаем исследования. Сейчас от теоретических исследований мы с вами перейдём к практическим. Задание № 2: Я предлагаю закрепить полученные знания, работая с картой океанов в атласе на стр. 24. Погружаемся!

Работа в группах по карте океанов.

Капитаны групп, определите, кто выйдет к карте и отчитается о работе. Нужно показать на карте океанов те объекты, с которыми работали в группе.

Выполняем Задание № 3: устно («Челленджер» и «Триест» - Сред.- Атл. Хребет, «Витязь» и «Мир» - Вост - Тих. поднятие)

Если успеваем по времени, то читаем и беседуем о процессах, образующих рельеф дна (стр. 69, п.5)

Слайд « Проверим наши знания». Мы с вами долго работали на глубине, теперь пора всплывать. Давайте подведём предварительные итоги нашей работы и проверим наши знания. У вас в маршрутных листах есть Задание № 4: Выполните его, а ответы мы проверим вместе.

Заслушиваем ответы, проверяем ответы по слайду « Рельеф дна мирового океана», можно сразу самим поставить оценку в окошко.

Итоги урока. Рефлексия:

Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте Подведём итоги:

Какие цели мы с вами сегодня ставили? Достигли ли мы с вами своих целей? Слайд «Сегодня на уроке»

Сформулируйте своё домашнее задание - п.18 задания на стр. 70

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Челенджер»___________________________________________

Справка: Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 2 «Подводная окраина материков» и продолжите предложения:

1. Материковая отмель (шельф) - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Её поверхность покрыта_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На шельфе люди _____________________________________________________________________ и ловят _________________________________________________________________________________

4. Материковый склон - __________________________________________________________________

Задание № 2: По физической карте России рассмотрите материковую отмель (шельф) в Северном Ледовитом океане. Определите:

А) какие моря Северного Ледовитого океана расположены на шельфе _______________________________________________________________________________________

Б) какие острова Северного Ледовитого океана расположены на шельфе________________________________________________________________________________

Рассмотрите, как выглядит материковая отмель (шельф) Северного Ледовитого океана на карте океанов (атлас стр. 24), покажите её на карте у доски.

Задание № 3:

Задание № 4:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

б) материковый склон;

в) котловина.

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) котловины;

б) ложе океана;

а) материковый склон;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Триест»______________________________________________

Справка : «Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 3 «Переходная зона» и продолжите предложения:

1. Переходная зона расположена _______________________________________________________________________________________ и имеет ________________________________________________________________________________

2. Глубоководный желоб - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь часто происходят________________________________________________________________ и _____________________________________________________________________________________

Задание № 2:

А) Марианский желоб и определите, в каком океане он находится и определите его глубину_______________________________________________________________________________;

Б) Японские, Курильские и Алеутские острова в Тихом океане и определите, какие моря находятся рядом_________________________________________________________________________________;

В) Покажите на карте у доски Марианский желоб.

Задание № 3: Опишите по плану Срединно - Атлантический хребет

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Витязь»______________________________________________

Справка: Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 пункт 4 «Ложе океана» и два абзаца на стр. 69 «Есть на дне океанов…» (до п.5) и продолжите предложения:

1.Ложе океана занимает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На ложе океана есть ___________________________________________________________________

3. Котловины - это______________________________________________________________________

4. Ещё на дне океана есть ________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите и запишите:

А) Подводные котловины___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Подводные хребты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Покажите на карте у доски котловины на дне Тихого океана.

Задание № 3:

1.В каком океане и в какой его части находится?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

Участника исследовательской группы «Мир»________________________________________________

Справка: «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 с абзаца «Важнейшим открытием в конце 50-х гг. …» до абзаца «ЗАДАНИЕ» и продолжите предложения:

1. Срединно-океанические хребты имеют длину____________________________________________ и ______________________________________________________________________________________

2.В центральной части срединно - океанических хребтов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь обнаружены удивительные творения природы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В районах срединно-океанических хребтов происходят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите:

А) Срединно - океанический хребет в Атлантическом океане. Он называется _______________________________________________________________________________________

Б) Срединно - океанический хребет в Тихом океане. Он называется_____________________________________________________________________________ и находится в ___________________________________________ части океана.

В) Покажите на карте у доски эти срединно - океанические хребты.

Задание № 3: Опишите по плану Восточно - Тихоокеанское поднятие:

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мировой океан – все водное пространство. Мировой океан занимает свыше 70% общей поверхности Земли (почти 71%). В Северном полушарии океан занимает 61% поверхности, в Южном – 81%. Мировой океан разделяется на океаны, моря, заливы, проливы . Общий объем воды Мирового океана 1 млрд. 370 млн. км 3 . В его водах растворено 73 химических элемента из 92 известных в природе и 118, известных на сегодня в Периодической таблице Д. И. Менделеева.

Части Мирового океана

Мировой океан делится на пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный. Южный океан как самостоятельной части Мирового океана появился относительно недавно (с 2000 года). Он включает южные части Тихого, Атлантического, Индийского океанов, а также моря, окружающие Антарктиду.

Размеры океанов : Тихий – 180 млн км2; Атлантический – 93 млн км2; Индийский – 75 млн км2; Северный Ледовитый – 13 млн км2. Границы океанов условны. Основанием для деления океанов служат самостоятельная система течений, распределение солености, температуры. Средняя глубина Мирового океана – 3711 м. Наибольшая глубина – 11 022 м (Марианская впадина в Тихом океане).

Моря – части океанов, в большей или меньшей степени отделенные от него сушей, отличающиеся особым гидрологическим режимом. Различают моря внутренние и окраинные. Внутренние моря глубоко вдаются в глубь материка (Средиземное, Балтийское). Окраинные моря прилегают к материку обычно с одной стороны, а с другой – сравнительно свободно сообщаются с океаном (Баренцево, Охотское).

Заливы – более или менее значительные пространства океана или моря, которые врезаются в сушу и имеют широкую связь с океаном. Небольшие заливы называются бухтами. Глубокие, извилистые, длинные заливы с обрывистыми берегами – фьорды.

Проливы – более или менее узкие водные пространства, которые соединяют два соседних океана или моря.

3/4 площади Мирового океана занимают глубины от 3000 до 6000 м, т. е. эта часть океана принадлежит к его ложу. В рельефе дна океана выделяют составные части:

  • Подводная окраина материка сложена земной корой материкового типа. Состоит из шельфа (подводной мелководной равнины глубиной до 200 м) и материкового склона (глубина до 2500-3000 м).
  • Переходная зона сложена корой переходного типа, включает окраинные моря, островные дуги, глубоководные желоба.
  • Ложе океана сложено корой океанического типа. Состоит из срединных океанических хребтов и глубоководных котловин (4-4,5 км).

Таблица «Рельеф дна океана. Глубоководные впадины»

Морские (океанические) течения.

Морские течения – горизонтальное перемещение водных масс в определенном направлении. Течения можно классифицировать по многим признакам. По сравнению с температурой окружающей воды океана выделяют теплые, холодные и нейтральные течения. В зависимости от времени существования выделяют кратковременные или эпизодические, периодические (сезонные муссонные в Индийском океане, приливно-отливные в прибрежных частях океанов) и постоянные течения. В зависимости от глубины выделяют поверхностные (охватывают слой воды на поверхности), глубинные и придонные течения. Течения по своему происхождению бывают:

  1. дрейфовые – вызываются постоянными ветрами (Северное и Южное пассатные, течение Западных Ветров);
  2. ветровые – вызываются действием сезонных ветров (летние муссонные в Индийском океане);
  3. сточны е – образуются вследствие разницы уровня воды в разных частях океана, текут из районов избытка воды (Гольфстрим, Бразильское, Восточно-Австралийское);
  4. компенсационные – возмещают (компенсируют) отток воды из разных частей океана (Калифорнийское, Перуанское, Бенгельское);
  5. плотностные (конвекционные) – образуются вследствие неравномерного распределения плотности океанической воды из-за разной температуры и солености (Гибралтарское течение);
  6. приливно-отливные периодические течения – образуются в связи с притяжением Луны.

Как правило, морские течения существуют благодаря сочетанию нескольких причин . Течения оказывают большое влияние на климат, особенно прибрежных территорий, проходя вдоль западного или восточного берега материков. Направление течений определяется общей циркуляцией атмосферы, отклоняющей силой вращения Земли вокруг оси, рельефом океанского дна, очертаниями материков.

\ Документы \ Для учителя географии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План-конспект открытого урока по географиии подготовила: Раида Мукатовна Имангалиева, завуч по УВР МОУООШ, Саратовская область, Александрово-Гайский район, пос. Васильки, email: [email protected]

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями рельефа дна Мирового океана, причинами его разнообразия;
  2. формировать умение работы с контурными картами;
  3. развивать речь, логическое мышление;
  4. прививать интерес к предмету.

Оборудование: карта полушарий; учебники географии 6 класса; атласы (6 класс), контурные карты (6 класс); диск «Библиотека электронных пособий»; презентация «Рельеф дна Мирового океана».

ХОД УРОКА

I.Организация класса.

II.Актуализация знаний:

  • С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
  • Что такое гидросфера?
  • Какие еще оболочки Земли вы знаете?
  • Из каких частей состоит гидросфера?

ГИДРОСФЕРА

Мировой океан

Подземные воды

Поверхностные воды

  • На прошлом уроке мы познакомились с 1 частью, Мировым океаном. Что такое Мировой океан?
  • Сколько океанов существует? Назовите и покажите их.
  • Что такое море? Как классифицируют моря? Покажите их на карте.
  • Что такое заливы? Покажите их.
  • Что такое проливы? Покажите их.
  • А теперь подумайте и ответьте: какой залив соединяет два моря, два океана, разделяет два материка, два государства? (Берингов пролив).

Оценка результатов проверки домашнего задания в контурных картах.

III.Знакомство с новой темой.

Вводное слово учителя: с давних пор человека интересовал океан. Спуститься на дно без особых приспособлений было невозможно. Тренированный пловец-ныряльщик за морским жемчугом мог нырнуть на глубину до 10-15 метров, на 10 -12 минут. А что там? Глубже?

Как можно было измерить глубину дна океана? Правильно с помощью веревки, шеста. Мореплаватели измеряли глубину океана с помощью лота – это веревка, канат со свинцовым грузом на конце. Лот долгое время использовался путешественниками, моряками.

В XX веке был изобретен прибор, основанный на прохождении водной массы звуком - эхолот. Действие прибора основано на улавливании отражения звука от дна Океана.

Так выглядит современный эхолот

Так проводят промеры глубин океана. Все данные наносят на карту.

Давайте посмотрим на карту полушарий. Объясните, почему поверхность Океана не равномерно окрашена? Действительно, глубины на карте можно показать цветом, способом послойной окраски - чем интенсивнее цвет, тем глубже и наоборот.

Действительно, вдоль побережья материков тянется их подводная окраина – шельф, или материковая отмель, самая мелкая часть океана.

Картографы для классификации глубин используют шкалу глубин (найдите её на карте).

Просмотр слайдов диска, презентации.

Ложе океана подобно поверхности суши, представляет собой равнинные участки, и горы, вершины которых выступают над поверхностью океана и образуют острова. Могут на дне Океана быть и вулканы, глубокие впадины – желоба, подводные хребты.

Таким образом, рельеф дна Океана можно представить и в виде таблицы:

Дно океанов и морей покрывает толстый слой осадков.

Часть осадков поступает в Океан с материка, часть образуется в Океане. С материка – значит смыты с суши (песок, глина, галька, ил). Океанические осадки – это раковины морских животных, останки растений, вулканический пепел, ил, соли.

Скорость осадконакопления в Океане мала – 1 см за 2000 лет, у побережья – 1 см за 20-40 лет. Толщина осадков в Океане -200 метров, в морях – 4000 метров.

IV.Закрепление.

  • Так что же мы увидим, если спустимся на дно Океана?
  • Каким прибором нам нужно будет воспользоваться, чтобы измерить глубины Океана?
  • Как можно измерить глубину Океана не выходя из класса?

V.Дополнительный материал.

В настоящее время эхолоты используются и рыбаками для определения косяков рыбы. На экране эхолота вырисовываются дуги спинок рыбы.

А также искателями сокровищ затонувших кораблей.

Итоги урока.

VI.Оценки за урок.

VII.Рефлексия.

Что интересного вы сегодня узнали? Вам понравился урок?

XIX. Домашнее задание: §20, вопросы и задания к тексту.

План - конспект открытого урока по географии в 6 классе на тему: "Рельеф дна Мирового океана"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: