Почему? Как? Зачем?

Фундаментальной физико химической инженерии мгу. Фффхи мгу: приемная комиссия, проходной балл, программы обучения, отзывы. факультет фундаментальной физико-химической инженерии мгу. Декан - академик РАН Алдошин Сергей Михайлович

Самые способные абитуриенты, имеющие хорошие знания и оценки в аттестате, выбирают Московский госуниверситет без раздумий. Но вот с факультетом не удается быстро определиться. Самый известный вуз нашей страны имеет очень много структурных подразделений. Одно из них относится к сфере фундаментальной физико-химической инженерии - ФФФХИ МГУ.

Появление факультета и причины его открытия

Факультет является довольно молодым структурным подразделением. Свою образовательную деятельность он ведет с 2011 года. Однако в 2011 году он не был создан с нуля. Его появление было связано с преобразованием физико-химического факультета, существующего с 2006 года и подготавливающего специалистов в области химии и физики.

Открытие ФФФХИ - это не какое-то обычное желание руководящего состава Московского госуниверситета. Основание нового структурного подразделения было спровоцировано развитием вуза, изменениями в мире, научным прогрессом. Факультет фундаментальной физико-химической инженерии был призван обеспечить предоставление современного

Сущность нового структурного подразделения

Вуз заявляет, что перед современным инженерии стоит определенная задача. Она заключается в усилении технологической составляющей классического естественнонаучного образования, реализации междисциплинарной подготовки кадров в области химии, физики, биологии. Сотрудники МГУ говорят, что те студенты, которые обучаются в этом структурном подразделении, могут после окончания вуза реализовывать инновационные научные и инженерные идеи на практике.

Что же собой представляет факультет в реальности? ФФФХИ МГУ действительно подготавливает современных специалистов. Студенты в процессе учебы получают знания из разных областей, учатся комбинировать их и благодаря такому необычному подходу решать определенные практические задачи. В образовательном процессе есть инженерная составляющая. Она представлена такими дисциплинами как материаловедческие основы конструирования, менеджмент промышленности и инноваций и т. д. Дополнительно ведется фундаментальная университетская подготовка. Она заключается в преподавании предметов, связанных с математикой, биологией, физикой и химией.

«Прикладные математика и физика»

ФФФХИ МГУ в своей организационной структуре имеет 2 отделения. Одно из них связано с инженерной физикой твердого тела. Это отделение предлагает 1 программу бакалавриата - «прикладные математика и физика». Направление ориентировано на подготовку научных и научно-инженерных технологических кадров.

Выпускники находят себя в разных областях жизни. Кто-то после получения диплома занимается научно-исследовательской деятельностью, кто-то выбирает сферу высоких и наукоемких технологий и пробует себя в инновационной, конструкторско- и производственно-технической деятельности. Часть выпускников решает получить более глубокие знания и поступает на магистерскую программу отделения, носящую такое же название, как на бакалавриате.

«Фундаментальная и прикладная химия»

Второе отделение факультета связано с инженерной химической физикой. Оно отвечает за подготовку полноценных специалистов (не бакалавров) по программе «фундаментальная и прикладная химия». Специальность интересная. Студенты во время учебы исследуют химические процессы, происходящие в природе или лаборатории, выявляют общие закономерности их протекания, ищут возможности управления этими процессами.

«Фундаментальная и прикладная химия» (как и предыдущие программы обучения ФФФХИ МГУ) открывает студентам несколько дорог в жизнь. Обучающиеся стоят перед выбором, какой деятельностью в будущем заниматься. После окончания вуза можно:

  • вести научно-исследовательскую работу (быть ученым);
  • отправиться в научно-производственную сферу (стать специалистом какого-либо предприятия, связанного с химическими процессами);
  • заняться педагогической деятельностью (стать преподавателем).

Информация приемной комиссии МГУ

Нацелен на высококачественную подготовку кадров. Вуз не «штампует» специалистов, имеющих только корочки. Именно поэтому количество мест (как бюджетных, так и платных) на факультете физико-химической инженерии ограничено. На «прикладных математике и физике» возможность получить бесплатное образование предоставляется только 15 людям. На «фундаментальной и прикладной химии» бюджетных мест чуть больше. Их насчитывается 25.

Платных мест очень мало. И на той, и на другой программе их всего 5. Платное обучение в ФФФХИ - это удовольствие не из дешевых. За один учебный год студенты факультета физико-химической инженерии вносят чуть более 350 тысяч рублей. Ежегодно цена немного меняется. Уточнить ее можно в приемной комиссии МГУ.

Вступительные экзамены и проходные баллы

«Прикладные математика и физика» - направление, на котором предусмотрено 4 вступительных экзамена. Абитуриенты в форме ЕГЭ сдают русский язык, физику и математику. Дополнительное испытание, проводимое в МГУ - письменная работа по математике. На «фундаментальной и прикладной химии» предусмотрено еще больше экзаменов. Русский язык, физику, математику и химию требуется сдавать в форме ЕГЭ. Дополнительно в университете сдается химия в письменном виде.

Конкурс и проходной балл - достаточно высокие показатели. На «прикладные математику и физику» в 2017 году было подано 276 заявлений. Это значит, что на 1 место примерно претендовало 18 человек. Проходной балл в ФФФХИ МГУ составил 276. На «фундаментальную и прикладную химию» изъявили желание поступить 218 человек. Конкурс составил 8,72 человек на 1 место, а проходной балл оказался равным 373.

Что ждет абитуриентов

Учеба на ФФФХИ сложна, но интересна. Дисциплины преподают высококвалифицированные специалисты, ученые РАН. На занятиях они не просто излагают теоретический материал, но и приводят примеры из собственной научной практики. Активно на факультете в образовательной деятельности используются современные технологии. Они облегчают жизнь студентам - снижают аудиторную нагрузку, увеличивают объем самостоятельной работы.

Очень интересный факт о факультете - студенты уже во время учебы начинают зарабатывать трудовой стаж, зарплату. Происходит подобное по той причине, что структурное подразделение зачисляет своих обучающихся в штат базового института. Цель подобного действия - усилить интерес к учебе, получению новых знаний и навыков, побудить к более ответственному отношению к работе, оказать материальную поддержку.

Есть наука, объясняющая на основе положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях". Первый научный журнал, предназначенный для публикации статей по физической химии , был основан в 1887 В. Ост-вальдом и Я. Вант-Гоффом.

Ф изическая химия является основным теоретич. фундаментом совр. химии , опирающимся на такие важнейшие разделы физики, как квантовая механика , статистич. физика и термодинамика , нелинейная динамика, теория поля и др. Она включает учение о строении в-ва, в т.ч. о строении молекул , химическую термодинамику , кинетику химическую и катализ . В качестве отдельных разделов в физической химии часто выделяют также электрохимию , фотохимию , физическую химию поверхностных явлений (в т. ч. адсорбцию), радиационную химию , учение о коррозии металлов , физико-химию высокомол. соед. и др. Весьма близко примыкают к физической химии и подчас рассматриваются как ее самостоят. разделы коллоидная химия , физико-химический анализ и квантовая химия . Большинство разделов физической химии имеет достаточно четкие границы по объектам и методам исследования, по методологич. особенностям и используемому аппарату.

Совр. этапу развития физической химии присущи углубленный анализ общих закономерностей хим. превращений на мол. уровне, широкое использование мат. моделирования , расширение диапазона внеш. воздействий на хим. систему (высокие и криогенные т-ры, высокие давления , сильные радиац. и магн. воздействия), изучение сверхбыстрых процессов, способов накопления энергии в хим. в-вах и т. п.

Применение квантовой теории, прежде всего квантовой механики , при объяснении хим. явлений повлекло за собой значит. усиление внимания к уровню интерпретации и привело к выделению двух направлений в химии . Направление, опирающееся на квантовомех. теорию и оперирующее на микроскопич. уровне объяснения явлений, часто называют хим. физикой, а направление, оперирующее с ансамблями большого числа частиц, где в силу вступают статистич. законы,- физической химией . При таком подразделении граница между физической химияей и хим. физикой не м. б. проведена резко, что особенно проявляется в теории скоростей хим. р-ций.

Учение о строении в-ва и строении молекул обобщает обширный эксперим. материал, полученный при использовании таких физ. методов, как молекулярная спектроскопия , изучающая взаимод. электромагн. излучения с в-вом в разл. диапазонах длин волн, фото- и рентгеноэлектронная спектроскопия , электронография , нейтронография и рентгенодиффракционные методы, методы на основе магнитооптич. эффектов и др. Эти методы позволяют получать структурные данные об электронной конфигурации молекул , о равновесных положениях и амплитудах колебаний ядер в молекулах и конденсир. в-ве, о системе энергетич. уровней молекул и переходах между ними, об изменении геом. конфигураций при изменении окружения молекулы или отдельных ее фрагментов и т.д.

Наряду с задачей соотнесения свойств в-в с их строением совр. физическая химия активно занимается и обратной задачей прогнозирования строения соединений с заданными св-вами.

Весьма важным источником информации о строении молекул , их характеристиках в разл. состояниях и особенностях хим. превращений служат результаты квантовохим. расчетов. Квантовая химия дает систему понятий и представлений, к-рая используется в физической химии при рассмотрении поведения хим. соединений на мол. уровне и при установлении корреляций между характеристиками молекул , образующих в-во, и св-вами этого в-ва. Благодаря результатам квантовохим. расчетов пов-стей потенциальной энергии хим. систем в разл. квантовых состояниях и эксперим. возможностям последних лет, прежде всего развитию лазерной химии , физическая химия вплотную подошла к всестороннему изучению св-в соед. в возбужденных и высоковозбужденных состояниях, к анализу особенностей строения соед. в таких состояниях и специфики проявления этих особенностей в динамике хим. превращений.

Ограничением обычной термодинамики является то, что она позволяет описывать только равновесные состояния и обратимые процессы. Реальные необратимые процессы составляют предмет возникшей в 30-е гг. 20 в. термодинамики необратимых процессов . Эта область физической химии изучает неравновесные макроскопич. системы, в к-рых скорость возникновения энтропии локально сохраняется постоянной (такие системы локально близки к равновесным). Она позволяет рассматривать системы с хим. р-циями и переносом массы (диффузией), тепла, электрич. зарядов и т. п.

Химическая кинетика изучает превращения хим. в-в во времени, т. е. скорости хим. р-ций, механизмы этих превращений, а также зависимость хим. процесса от условий его осуществления. Она устанавливает закономерности измене ния состава превращающейся системы во времени, выявляет связь между скоростью хим. р-ции и внешними условиями, а также изучает факторы, влияющие на скорость и направление хим. р-ций.

Большинство хим. р-ций представляет собой сложные многостадийные процессы, состоящие из отдельных элементарных актов хим. превращения, транспорта реагентов и переноса энергии. Теоретич. хим. кинетика включает изучение механизмов элементарных р-ций и проводит расчет констант скоростей таких процессов на основе идей и аппарата классич. механики и квантовой теории, занимается построением моделей сложных хим. процессов, устанавливает связь между строением хим. соединений и их реакц. способностью. Выявление кинетич. закономерностей для сложных р-ций (формальная кинетика) базируется часто на мат. моделировании и позволяет осуществлять проверку гипотез о механизмах сложных р-ций, а также устанавливать систему дифференц. ур-ний, описывающих результаты осуществления процесса при разл. внеш. условиях.

Для хим. кинетики характерно использование многих физ. методов исследования, позволяющих проводить локальные возбуждения реагирующих молекул , изучать быстрые (вплоть до фемтосекундных) превращения, автоматизировать регистрацию кинетич. данных с одновременной обработкой их на ЭВМ и т. п. Интенсивно накапливается кинетич. информация через банки кинетич. констант , в т.ч. для хим. р-ций в экстремальных условиях.

Весьма важным разделом физической химии , тесно связанным с хим. кинетикой, является учение о катализе , т. е. об изменении скорости и направления хим. р-ции при воздействии в-в (

Образование на факультете фундаментальной физико-химической инженерии — это новая форма инженерного образования. Обучение призвано усилить технологическую составляющую классического естественнонаучного образования, нацелено на реализацию инновационной междисциплинарной подготовки специалистов в области физики, химии и биологии и соединяет:

· фундаментальное университетское образование, нацеленное на знание и понимание основных научных принципов с их объяснениями; · инженерное образование и подготовку специалистов для реализации инновационных научных и инженерных идей на практике; · непрерывную научную работу студентов, начиная с 1 курса, в базовых институтах РАН, на инжиниринговых и технологических площадках факультета.

Образовательный процесс на факультете направлен на подготовку на основе физических и химических знаний высококвалифицированных специалистов, способных конструировать процессы, методики, реакции и технологии, обеспечивающие создание новых веществ, материалов и комплексных искусственных систем с заданными свойствами. Областями профессиональной деятельности выпускника факультета, в частности, являются:

· энергоэффективность и энергосбережение, включая вопросы разработки новых перспективных энерго-, био- и химических технологий (альтернативные источники энергии, экологически чистые энерго- и ресурсосберегающие технологии преобразования энергии, ростовые технологии); · инженерная физика твёрдого тела, в частности, инженерия новых перспективных материалов с заданными функциональными (электрическими, оптическими, магнитными и т. п.) свойствами; разработка новых технологий получения таких материалов и устройств на их основе; · прикладные проблемы физики и химии горения и взрыва, кинетики сложных химических реакций и высокотемпературных процессов; · инженерия конструкционных материалов для авиации и космоса; · современные технологии глубокой переработки углеводородов в ценные нефтехимические продукты, разработки и модернизации процессов получения важнейших нефтехимических продуктов на основе нефтяного и не нефтяного сырья.

Инженерная составляющая образовательного процесса предполагает изучение предметов блока инженерных дисциплин и дисциплин по инженерной инноватике, в частности, таких как: материаловедческие основы конструирования, компьютерное моделирование технологических процессов и установок, расчёт и конструирование пилотных установок, управление знаниями, основы инновационной деятельности, менеджмент инноваций в промышленности. На базе фундаментальной университетской подготовки, получаемой на факультете (в учебный план включены предметы математического, физического, химического и биологического блоков), опыта научной работы и в результате освоения дисциплин инженерного и инновационного блоков студент становится подготовленным к решению главной задачи инновационной инженерной деятельности: он овладевает умением комбинировать фундаментальные и прикладные знания из смежных областей (физика, химия, биология) и использовать их неожиданным образом в практических целях для решения конкретной задачи.

Декан - академик РАН Алдошин Сергей Михайлович

В настоящее время в России остро стоит вопрос об интеграции образования, фундаментальных научных исследований и наукоемких производств, без которых невозможно существование высокоразвитого, экономически независимого государства. Один из наиболее перспективных путей решения этого вопроса - сочетание фундаментального университетского образования студентов со специализацией на базе активно действующих научно-исследовательских центров Российской академии наук (РАН). Этот принцип заложен в основу организации учебного процесса факультета.

На факультете студенты обучаются на трех отделениях: инженерная физика твёрдого тела (направление подготовки «Прикладные математика и физика»); инженерная химическая физика(специальность «Фундаментальная и прикладная химия»); инженерия материалов для авиации и космоса (специальность «Фундаментальная и прикладная химия»).

Для занятий научными исследованиями в базовых институтах РАН (Институт физики твёрдого тела РАН и Институт проблем химической физики РАН) под руководством персонального научного наставника на 1–3 курсах в учебном расписании выделен 1 день в неделю, с 4 курса - 2 дня в неделю. Проведение научных исследований формализовано в рамках выполнения курсовых работ. Многие курсовые работы доводятся до уровня законченной научной работы, и студенты представляют эти работы на научных конференциях и в качестве публикаций в научных журналах. Для каждого студента темы курсовых работ по разделам химии, физики и междисциплинарным тематикам подобраны таким образом, чтобы все работы были объединены общей задачей и выполнялись в одной лаборатории. Это позволяет накопить значительный экспериментальный материал для выполнения дипломной, а затем и кандидатской работы. Междисциплинарная учебная подготовка на факультете (физика + химия + биология) позволяет эффективно внедрять студентов в проведение научной работы по междисциплинарным тематикам стратегических направлений технологического прорыва, определённых Президентом РФ: «Энергоэффективность, энергосбережение и разработка новых видов топлива» и «Медицинские технологии, диагностическое оборудование и новые лекарственные средства». Актуальность научных тематик является обязательным условием научной работы студентов.

На факультете активно внедряются современные образовательные технологии и интерактивные сервисы, позволяющие без снижения качества образования снизить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студентов, превратить слушателей в активных участников процесса обучения, увеличить удельный вес индивидуальных контактов с преподавателем и создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. К преподаванию на факультете активно привлекаются учёные РАН, имеющие опыт преподавательской работы. Учебные курсы преподавателей факультета мобильно обновляются и идут в ногу со временем, интересны, активно воспринимаются, т.к. снабжены примерами из реальной научной практики и демонстрационным экспериментом. Это возбуждает интерес студентов к предмету и ведёт к более глубокому и полному усвоению материала.