Бури на Солнце

Социальная психологии общения и взаимодействия. Социально-психологическая характеристика общения Социальная психология общения кратко

Проблема межличностных отношений является актуальной для современной психологии. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли выдающиеся отечественные психологи: Г.М. Андреева, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, А.А Бодалев, С.Я. Рубинштейн, А Н Леонтьев, А.В. Брушлинского, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, А.Л. Журавлева, А.Н. Леонтьева, Ю.А. Лунев, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев.

В психологической науке существует множество различных определений понятия «межличностные отношения». В.Н. Мясищев определяет их как внутреннюю личностную основу взаимодействия, Я.Л. Коломинский понимает под ними специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения, Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения - всегда «субъект-субъектные» связи, они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью .

По мнению А. В. Петрове кого, межличностные отношения - «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга». Межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценносгями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .

По мнению Г.М. Андреевой, нужно различать два основных вида отношений: общественные и межличностные . Общественные отношения - это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Выделяют три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений . Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент - чувства. “Набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

  • 1) конъюнктивные чувства - это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям;
  • 2) дизъюнктивные чувства - эго разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому нс возникает желания к сотрудничеству. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной .

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру (безучастность, безразличие, равнодушие) .

В монографии Н.Н. Обозова «Межличностные отношения» обобщены результаты исследований этой проблемы отечественными и зарубежными учеными. По мнению этого ученого, «мотивационная структура межличностных отношений может быть различна. Так, при возникновении приятельских отношений мотивом включения в контакт является потребность в общении при представившейся возможности осуществить его с привлекательным человеком. Поскольку приятельские отношения определяются межличностной привлекательностью (симпатией, притяжением) - они ни к чему не обязывают. Приятельские отношения могут возникнуть при кратковременном контактном общении и сохраняться достаточно долго, не переходя в дружеские отношения. Возникновение и последующее развитие товарищеских межличностных отношений определяются мотивами сотрудничества, формируемыми под влиянием содержания совместной деятельности. Товарищеские межличностные отношения формируются уже в группе (учебной, производственной, спортивной и т. д.) типа ассоциации и кооперации. Мотивационная структура этого типа межличностных отношений определяется личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием совместной деятельности (в том числе целью, задачами и т. д.)» .

А.В. Петровский создал теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в малых группах и коллективах. По его мнению, «групповая активность характеризуется стратометрической (многослойной) структурой. На периферии оказываются ценности и отвечающая им поведенческая активность, напрямую не связанные и практически никак не опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой совместной деятельности . Ближе к групповому «ядру» находятся ценностный и отношенческо - межличностный пласт, в той или иной степени (во многом в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества) опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой деятельности. Этот структурный слой как бы «прогревает» поверхностную «оболочку», порой в решающей степени определяя характер и самих аттракционных отношений. И внутри, «ядерный» слой, т. е. ценности, которые напрямую «завязаны» на специфику групповой деятельности, ее социальную значимость и особые условия ее успешного выполнения» .

Мотивы межличностного выбора в группе образуют психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Их особенности могут служить показателем уровня се развития. В диффузных группах - эмоционально-личностные симпатии и антипатии, ориентация на внешние стороны выбираемого человека. В развитых группах - межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, то есть на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности .

Самочувствие личности в группе - общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в ней. Для определения самочувствия большинства членов группы, в психологии используют понятие «психологический климат».

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости .

Структура группы определена внутригрупповыми отношениями. Позиция, статус, внутренняя установка, роль описывают ее социальнопсихологическую структуру. Кроме перечисленных, структуру группы описывают в понятиях композиции (характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы, которая бывает однородная, или гомогенная и неоднородная, или гетерогенная) и каналов коммуникаций (система межличностных связей), обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, которая может быть: централизованная (фронтальная, радиальная, иерархическая) и децентрализованная (цепная, круговая, полная) .

В ходе непосредственного контакта проявляется: социальная позиция, роль и норма. Социальная роль - фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений. Существуют социальные, межличностные, активные, латентные, институциональные и стихийные виды ролей .

Социальная позиция (синонимично понятию «статус») - место, положение человека в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения, а также взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В конце 30-х годов XX века М. Шериф и К. Шериф ввели понятие «социальной групповой нормы», с помощью которой наряду с категориями «статуса» и «роли» определяется группа. По мнению этих ученых, социальная норма - «это оценочная шкала, например, масштаб, критерий, линейка, определяющая приемлемую и объективно допускаемую свободу поведения, деятельности, убеждений и верований или любого другого свойства и проявления членов социального объединения» .

В исследованиях Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко отмечена взаимосвязь межличностных отношений и общения, рассмотрены механизмы познания как основа восприятия человека человеком.

По мнению Г.М. Андреевой, и общественные, и межличностные отношений человека, раскрываются именно в общении. Корни его - в самой материальной жизнедеятельности индивидов» . Общение представляет собой «реализацию всей системы отношений человека. Оно включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между собеседниками. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению» .

Большой вклад в изучение психологической проблемы межличностных отношений в группе, обществе внес отечественный ученый А.А. Бодалев. По мнению этого ученого, для психологической науки актуальным является «рассмотрение межличностного общения - сложнейшего феномена как системного образования, имеющего ряд существенных характеристик, отличающегося многоуровневой структурой» .

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. По мнению А.А. Бодалева, «она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ребенок). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохраняют свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих приписывается межличностным отношениям» .

Опираясь на научные исследования Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, А.А. Бодалев в 1960-е годы начинает изучать познавательный компонент общения: выявлять отличия в формировании образов восприятия, воображения, представлений и памяти при непосредственном контакте человека с человеком и предметом. Были проведены исследования влияния возраста, пола, профессии и объектов, и субъектов познания (А. А. Бодалев, В. А. Еремеев, О. Г. Кукосян, В. Н. Куницына, В. Н. Панферов и др.). Исследовалась роль восприятия разных видов экспрессии (мимика и пантомимики, характеристик жестов и походки, особенностей голоса и речи) в формировании чувственного образа человека, интерпретации его эмоционального состояния и присущих ему личностных качеств (С. С. Дашкова, В. А. Лабунская, В. X. Манеров и др.); изучалось впечатление о людях ординарной и неординарной внешности, с нормальными поведенческими реакциями и отклонениями (В. И. Кабрин, З.Н. Лукьянова, 3. И. Рябикина).

В своих научных исследованиях А.А. Бодалев опирался на научные теории и концепции отечественных психологов: принцип детерминизма, субъектно-деятельностную концепцию С.Л. Рубинштейна, принцип системного подхода Б.Ф.Ломова. Алексей Александрович писал: «Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства - одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания» .

Развитие индивида как «субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. В конечном счете, эти уровни зависят от того, каким фондом трудовой деятельности, познания и общения обладает личность» .

При восприятии человека субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. К этим механизмам относятся: интерпретация опыта общения, идентификация, атрибуция, эмпатия и рефлексия. Идентификация: 1) уподобление, отождествление себя с собеседником, 2) процесс объединения субъектом себя с другим человеком или группой на основании установившейся эмоциональной связи .

В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми . В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов взаимодействия.

В процессе общения собеседникам необходимо понять чувства друг друга, этому способствует эмпатия. Это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека .

В условиях дефицита информации, собеседники начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения, общие характеристики. Возникает целая система способов приписывания (атрибуция). Теории каузальной атрибуции широко представлены в западной социальной психологии (Г. Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д. Кснноуз, Р. Нисбст, Л.Стриклснд). Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, свидетелем или участником которых он является .

Были выделены различные эффекты восприятия людьми друг друга. Более всего исследованы: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект сгереотииизации.

«Эффект ореола» проявляется при формировании первого впечатления о человеке. Оказывает влияние специфическая установка на собеседника. «Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок» .

Эффект новизны и первичности заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, го есть новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима - первая информация .

В процессе общения люди часто используют стереотипы. Впервые этот термин был введен У. Липпманом в 1922 г. Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Очень часто он возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к какой-то профессии. Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом .

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Исследователи рассматривают се как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент .

Оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности называется межличностной совместимостью. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация». Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимной дополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые сю - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно- временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление .

В процессе общения происходит психологическое воздействие личности на ipynny и наоборот. Человек в гой или иной ситуации может проявлять конформность, негативизм или принципиальность, позитивизм, коллективизм. Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность может быть внешней и внутренней .

Иногда человек проявляет негативизм. Это немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой .

Для групп высокого уровня развития характерен коллективизм. Это принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга .

По мнению А. Журавлева, процесс формирования межперсо- нальных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития . Динамика развития этих отношений во временном континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат собеседники. Приятельские отношения формируют готовность или неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению .

Проблему межличностных отношений изучали многие зарубежные ученые. Американский психолог Гордон Олпорт полагал, что поведение человека всегда является результатом гой или иной конфигурации личностных черт. Каждая личность уникальна и понять ее можно с помощью определения индивидуальных характеристик. Теория Г. Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения .

По мнению К. Роджерса, взаимодействие с другими людьми дает человеку возможность обнаружить, пережить свою действительную самость. Наша личность формируется посредством межличностных отношений, которые создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», быть в гармонии с собой, другими и средой .

Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири, методика «Q-сортировка», тест описания поведения К. Томаса, методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе, опросник эмпатичсских тенденций А. Мсграбяна и Н. Эпштейна и другие .

Таким образом, многие отечественные и зарубежные психологи занимались исследованием важной социально-психологической проблемы - межличностные отношения людей в группе, коллективе, обществе и внесли большой вклад в развитие ее теории и практическое применение.

Вопросы для повторения

1. понятие методологии научного исследования

2. основные требования к научному исследованию в социальной психологии

3. теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследования

4. программма социально-психологического исследования

5. проблемы измерения в социальной психологии (валидность)

а) шкалы как способы измерения социально-психологических характеристик

б) надежность и обоснованность данных

в) виды выборки

г) условие применения тестов в социальной психологии

6. методы социально-психологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов)

7. активные методы социально-психологического воздействия (социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, методологические игры, социально-психологическое консультирование)

8. критерии эффективности прикладных исследований


В психологической науке все существующие подходы к изучению общения сводятся к трем сторонам:

· коммуникативная сторона (общение как обмен информацией)

· перцептивная сторона (общение как взаимонимание)

· интерактивная сторона (общение как взаимодействие)

Общение как обмен информацией. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией.

Информация в ходе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, кодируется и декодируется. Возникает процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Простейшая модель межличностного общения – пара индивидов, связанных между собой и вступивших в диалог. Для ее построения отвечают на следующие вопросы.

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

Что? (передается) – сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) – канал

Кому? (направлено сообщение) – аудитория (адресат)

С каким эффектом? – эффективность

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии изучают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются неречевые знаковые системы).

Речь – это самое универсальное средство коммуникации. Речь – процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

Внешняя речь развернута, ориентирована на других.



Внутренняя речь предназначена для самого себя. Она характеризуется обобщенностью, сжатостью, ориентацией на смысл сообщения.

Важнейшим способом общения как обмена информацией является диалогическая речь.

Диалог предполагает и включает:

· уникальность и равенство партнеров,

· различие и оригинальность их точек зрения,

· ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером,

· ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

· взаимодополнение позиций участников общения (их соотнесение и является целью диалога).

Отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого построения речи.

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог – обмен речевыми высказываниями только для поддержания разговора.

Информационный диалог – обмен информацией различного свойства.

Дискуссионный диалог – при столкновении различных точек зрения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие с каждым из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог – самое доверительное общение. Интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении или общих смыслов ценностей и жизни.

Вербальная речь дополняется употреблением неречевых (невербальных) средств общения: кинессикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинессика (оптико-кинетическая система знаков ) включает восприятие моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, тела – пантомимика) – отображает эмоциональные реакции человека.

Паралингвистическая система знаков – вокализация речи (качество голоса, его диапазон, тональность).

Экстралингвистика – паузы в речи, покашливания, смех, плач, темп речи.

Проксемика – нормы пространственной (оптимальные дистанции общения: интимная, личностная, социальная, публичная) и временной организации общения (оптимальное время общения – 30 минут).

Визуальное общение – контакт глаз, ранее связывали с интимным общением, сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз (например, общение лицом к лицу или окрик в спину), включаются в более широкий диапазон общения.

Общение как взаимопонимание. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Взаимопонимание может иметь две функции.

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) не только понимание, но и принятие , разделение этих целей, установок, которое позволяет не только составить действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающееся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Познание другого человека предполагает одновременное осуществление нескольких процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения. Но в эти процессы включены, как минимум, два человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки своего собеседника, т.е. восприятие человека человеком предполагает идентификацию.

Идентификация – уподобление себя другому. Один из самых простых способов понимания другого человека в реальной ситуации, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Второй такой механизм познания другого – эмпатия (не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия – это эмоциональное понимание другого (ситуация другого человека не продумывается, а прочувствывается).

Особое значение для познания в общении имеет и механизм рефлексии. В социальной психологии Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но и знание того, как он понимает тебя, оценка ситуации и ее перспективы.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению социально-психологических эффектов: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола . Информация о человеке «прочитывается» определенным образом. Она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ярко проявляется эффект ореола при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств, а общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее ярко эффект ореола проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, или когда суждения касаются моральных качеств.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты первичности и новизны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления информации о нем.

Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.

Эффект новизны –в ситуациях восприятия знакомого человека новая информация оказывается наиболее значимой.

Шире все эти эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятия человека человеком – явление стереотипизации .

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.

Социальные, профессиональные, этнические стереотипы в общении имеют специфическое происхождение и смысл. Они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при построении выводов на основе ограниченной информации.

Это приводит, во-первых, к определенному упрощению и сокращению процесса познания, хотя и не способствует точности построения образа другого. Во-вторых, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения , когда на основе негативного опыта, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда, на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп, строятся предвзятые выводы обо всей группе.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Одновременное участие людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.

Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать (т.е. организовывать совместную деятельность). В психологии все взаимодействия подразделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация способствует организации совместной деятельности, достижений.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время исследованиями психологов установлены позитивные стороны конфликта. Например, описаны 6 типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности и пути их лреодоления. Сходные с этими внутриличностные конфликты возникают у ряда специалистов профессиональной сферы «человек-человек», интенсивно взаимодействующих, контактирующих с людьми.

1. конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутриличностному конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт – следствие плохой организации труда педагога; его преодолеть можно выбрав главные, но реальные и посильные задачи (при рациональных средствах и методах решения).

2. конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать методы, формы обучения и воспитания, правильность выставления оценок и т.д. Педагогическая позиция, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепенным» предметам. В то же время престиж любого школьного предмета зависит, в конечном счете, от личности и качества работы учителя.

4. конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных предписаний и планов, не оставляющих места самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под вниманием и контролем общественности и органов управления.

5. конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере . Не многие учителя занимают пост директора школы и его заместителей, имея неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. конфликты, обусловленные несовпадением ценностей , которые пропагандирует учитель в школе с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является соотношение индивидуальных «вкладов» в единый процесс деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга.

Совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником.

Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Способы воздействия в общении. Общение включает три основных способа воздействия:

1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. (Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления воздействий через заражение является паника, как эмоциональное состояние массы людей).

2. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на группу или на другого человека. (Основано на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое обычно носит невербальный характер, (музыка, эмоции, игры, танцы) внушение – носит вербальный характер. Осуществляется через речь, особенно сильно воздействует на впечатлительных, не имеющих жизненных принципов и убеждений, неуверенных людей с неразвитым логическим мышлением.)

3. Подражание – проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу (воспроизведение). Особое значение имеет в процессе психического развития человека.

«Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек» (С.Л. Рубинштейн ).

    Понятие общения.

    Функции общения.

    Виды общения.

    Стили общения.

Понятие общения. Общение – важнейшее из понятий, описывающее мир людей. Мир, в который попадает человек с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь.

Человеческий мир – это поле смыслов и значений. С рождения до смерти человек погружён в символическое пространство отношений и разнообразных взаимодействий с другими людьми.

Общение – универсальная реальность бытия Человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. По своему духу «общение» - понятие гуманитарное.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт , связь , взаимодействие , обмен , способ объединения . Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения.

Общение – одна из основных психологических категорий. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению . Общение как феномен является неоднозначным и весьма разнородным: оно может быть формальным, а может быть образцом взаимопонимания, может быть лишь обменом, а может быть и творчеством, может являться проявлением эгоизма, манипуляции, а может служить примером взаимоуважения и высокой нравственности.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми, посредством своего отношения к другим, а бытие человека в его отношении к другим людям есть сфера этического. Уровень нравственного развития оказывает самое существенное влияние на все стороны процесса общения, поскольку личность не только формируется в общении, но и во многом определяет его.

Функции общения. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания; установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения; сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения; контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния и др. Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность). Общение является формой существования и проявления человеческой сущности .

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.

Общение способствует удовлетворению следующих потребностей:

- потребности в стимуляции,

- потребности в событиях,

- потребности в узнавании,

- потребности в достижениях и признании,

- потребности в структурировании времени.

Виды общения. Первая классификация : межличностное и ролевое . Степень социальной заданности общения весьма различна. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние, можно охарактеризовать как непосредственные, контактные . А тип общения, их создающего, называется межличностным типом общения . Оно строится на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависит от их социальных рангов и ролей.

Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные , опосредованные. Они реализуются в ролевом общении . Здесь человек несвободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций. Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией. Лишаясь спонтанности, человек в ролевом общении приобретает ряд не менее важных ценностей: чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения.

Можно сказать, что есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, а есть культуры, склонные к выстраиванию между людьми межличностных, эмоциональных отношений.

Вторая классификация : ритуальное, монологическое, диалогическое . Ритуальное общение – пролог к построению отношений и способ подтверждения своего существования в качестве члена той или иной важной для человека группы. Оно выполняет ряд важных функций: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и подкрепление установок и ценностей. Важная особенность ритуальных отношений – их «безличность». Наличие и достойное выполнение членами общества различных ритуалов (приветствия, извинения, религиозных, государственных и т.п.) – показатель стабильности и социальной грамотности общества. По своей сути ритуальное общение – это ролевое , «объект-объектное » общение , в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нём нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал.

Монологическое общение предполагает позиционное неравноправие партнеров. Один – автор воздействия, лицо активное, другой – объект воздействия, лицо пассивное. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция .

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказ , указания , предписания и требования , наказания , поощрения . Данное общение может быть эффективно в военных, экстремальных, чрезвычайных и сложных условиях. Но оно неуместно и неэтично в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях. В практике воспитания считается, что есть только три момента, которые могут быть привиты ребенку при помощи жесткого императива: не делай того, что является угрозой для твоей жизни; не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; не наноси вред имуществу и ценностям семьи.

Манипулятивное общение – скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранилась иллюзия самостоятельности принятых решений. Особенность манипуляции – партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими. В манипулятивном общении партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Сферами «разрешенной манипуляции» являются бизнес, политика, идеология. В любом обучении присутствует элемент манипуляции. Э. Шостром выделил восемь типов манипуляторов, которые легко объединяются в четыре пары:

Диктатор – тряпка;

Вычислитель – прилипала;

Хулиган – славный парень;

Судья – защитник.

Э.Шостром, описывая манипуляторов, отмечал их стремление к постоянному контролю своего поведения и поведения других людей, отсутствие искренности, желание произвести впечатление, цинизм, деформацию эмоциональной сферы

В императиве и манипуляции человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника (эффект «двойника» , по А. Ухтомскому).

Диалог – это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Характеристиками такого общения являются:

    Конгруэнтность партнеров по общению, т.е. соответствие между опытом (переживаниями), осознанием этого опыта и средствами общения. Человек не считает нужным лицемерить и лукавить.

    Безоценочное восприятие личности партнера , доверие к его намерениям.

    Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается, если общающиеся переходят на язык догм.

    Персонифицированный характер общения , разговор от имени собственно «Я»: «Я считаю», «Я думаю», – вместо безличных обобщений: «Всем известно», «Не вызывает сомнений».

Стили общения – это устоявшиеся привычные формы поведения человека по отношению к другим для достижения тех или иных целей в отношениях.

Понятие, структура и виды общения . Предметная деятельность и общение - важнейшие формы социальной активности человека. Содержание, цели и средства общения. Отличие общения людей от общения животных. Структура общения. Коммуникация, интеракция и социальная перцепция как составляющие общения по Г. М. Андреевой- Коммуникатор, содержание сообщения, канал коммуникации, адресат и результат как составляющие общения по Лассуэллу. Виды общения людей. Материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение. Деловое, личное, инструментальное и целевое общение. Биологическое и социальное общение. Непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное общение- Вербальное, невербальное и проксемальное общение. Понятие и разновидности проксемальных зон общения. Техника и приемы общения. Выбор и использование техники общения. Понятие обратной связи, ее роль в общении. Коммуникативные способности и факторы, определяющие уровень их развития.

Роль общения в психическом развитии человека . Общение и развитие человека. Психологические свойства и формы поведения, приобретаемые человеком в процессе общения- Роль различных видов общения в психическом развитии человека.

Развитие общения . Основные направления развития общения. Изменение содержания общения, его целей и средств. Особенности развития общения животных и человека. Этапы онтогенеза общения человека. Социальное поведение. Понятие социального поведения, его виды. Массовое поведение. Групповое поведение. Полоролевое поведение. Просоциальное и помогающее поведение- Конкурентное поведение. Поведение по типу А и по типу Б. Послушное поведение. Проблемное, противоправное и девиантное поведение. Материнское поведение и поведение типа привязанности. Поведение, направленное на достижение успехов и избегание неудач. Поведение, выражающееся в стремлении человека к людям и избегании людей. Поведение, ориентированное на получение власти и подчинение людям. Уверенное и беспомощное поведение. Причины повышенного внимания ученых к изучению социального поведения.

Понятие, структура и виды общения

Рассматривая образ жизни человека, мы выделяем в нем две стороны: действия с предметами и взаимодействия с людьми. Действия с предметами, подчиняющиеся их культурному назначению, называют предметной деятельностью, взаимодействия с людьми обозначают как общение.

Общение свойственно не только человеку, но и многим животным. Однако на уровне человека оно приобретает наиболее совершенные формы, становясь культурно обусловленной формой социального взаимодействия, осознанной и опосредствованной языком и речью. Человек, кроме того, отличается от животных наличием у него особой потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит именно в общении с людьми.

Общение - это сложная форма социальной активности. В нем выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения - это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о мотивации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об имеющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетворенности и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т. п., - ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить собеседника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например сигналы об опасности или о присутствии положительных, биологически значимых факторов, скажем пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Животные вступают в общение друг с другом только в связи с удовлетворением их органических потребностей или инстинктов. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т. п.

Цель общения - то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и многие другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реализуется. Средства общения могут быть естественными и искусственными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусственные - это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации. Отличия средств общения людей от средств общения животных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.

Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде всего выясняют его структуру. Структура общения, по Г. М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Соответственно в структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.

Коммуникативная составляющая общения - это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.

Структура общения - коммуникации, по Лассуэллу, выглядит несколько иначе и представляется следующей схемой:

  • коммуникатор - человек, который передает сообщение;
  • содержание сообщения - то, что передается коммуникатором;
  • канал коммуникации - то, как или с помощью чего осуществляется передача сообщения;
  • адресат коммуникации - люди или аудитория, которой направляется сообщение;
  • результат коммуникации - то, с каким эффектом передано соответствующее сообщение.

Общение в зависимости от его содержания, целей и средств можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. - "состояние"), мотивационное и деятельностное. При материальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обмениваются ее продуктами. Когнитивное общение - это обмен идеями, знаниями, представлениями, логикой мышления и т. п.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг Друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, желание, чтобы у него сформировалась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность или мотив.

Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен между людьми действиями, умениями и навыками.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, инструментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучшения результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди.

В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг вопросов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением органических потребностей.

Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым или косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом людей, например прямую беседу людей, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами с помощью арбитра).

Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Вербальное - это общение с помощью языка и речи.

Невербальное общение не предполагает использования речи или естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных форм и средств общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе собакам, обезьянам и дельфинам, от природы дана возможность невербального общения и между собой, и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает знание языка и использование звуков. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех других видов и форм общения, в том числе невербального, хотя не в состоянии полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации.

Проксемальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга.

Так, например, Э. Холл заметил, что расположение общающихся людей на определенном расстоянии друг от друга само по себе несет информацию об отношениях этих людей, причем независимо от того, какие слова они произносят, какими невербальным средствами общения пользуются. Холлом были выделены следующие четыре расстояния (зоны)* свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей.

  • 1. Публичная зона. Она составляет примерно 400-750 см и указывает на то, что на этом расстоянии друг от друга находятся в процессе общения люди, не имеющие каких-либо личных или деловых отношений, не намеренные идти на дальнейшей сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения (отсюда название "публичная зона").
  • 2. Социальная зона. Она составляет около 120-140 см и указывает на то, что люди, общающиеся на таком расстоянии друг от друга, являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились только деловые (не личные) взаимоотношения.
  • 3. Личная зона. Она примерно равна 45-120 см. В пределах этой зоны относительно друг друга располагаются люди, между которыми сложились не только деловые, но и личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.
  • 4. Интимная зона. Она составляет 0-45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких взаимоотношений друг с другом.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня интеллектуального развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения" то прежде всего имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и приемы общения.

Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт общения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприятное или неблагоприятное впечатление и добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера, выполнение действий, направленных на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем вещам: цели сообщения, результату общения и отношению к партнеру. Поза, как и выражение лица, служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру, или к содержанию того, что ему сообщается (воспринимается от него). Иногда субъект общения сознательно контролирует свою позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния обычно облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему. Если же один из партнеров по общению ведет разговор, глядя в сторону, стоит вполоборота или спиной к собеседнику, на значительном от него расстоянии, то общение обычно затрудняется и свидетельствует о недоброжелательном отношении людей друг к другу.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на "Вы" к хорошо знакомому человеку. Напротив, обращение на "ты" и переход к дружескому, неофициальному тону являются признаком доброжелательного отношения, готовности пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. О том же - об отношении к человеку или к содержанию общения - свидетельствует присутствие или отсутствие на лице в момент общения доброжелательной улыбки.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, скрывая свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза или прячут от их взгляда руки. В подобных ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, встречаются обмолвки, речевые ошибки, другие трудности, о природе которых много и интересно говорил З. Фрейд.

В процессе общения применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под ней понимается получение информации о партнере по общению, используемой для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответствии с этим и собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи или не умеют пользоваться ею.

Механизм обратной связи предполагает умение соотносить свои реакции с поведением партнера, с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включаются коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия своего партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс общения и структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования и культуры, разного уровня развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по своим этим свойствам. Образованные и культурные люди обладают, как правило, более развитыми коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители других профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Техника и приемы общения пожилых людей, как правило, отличаются от техники и приемов общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, и в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно выраженный эмоциональный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают и общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экономным в его экспрессивном выражении. Совершенствуется с возрастом и обратная связь в общении.

Профессиональная принадлежность в практике общения проявляется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам, например, свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими людьми, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними настолько, что продолжают игру и в реальных человеческих отношениях. Учителям и руководителям может быть свойствен начальственный, высокомерный или поучительный тон общения. У врачей, особенно психотерапевтов, в общении с людьми часто проявляется повышенное внимание и сочувствие им.

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств , включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, ее восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменений в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом:

  • передатчик, отправитель;
  • получатель, приемник, адресат;
  • канал связи;
  • шум, сигнал;
  • код, декодер.

К структуре общения относятся:

коммуникативно- информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе этого компонента лежит психологический контакт;

познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.

Выделяют следующие виды общения:

  • межличностное, групповое и межгрупповое, массовое;
  • доверительное и конфликтное;
  • интимное и криминогенное;
  • деловое и личное;
  • прямое и опосредованное;
  • терапевтическое и ненасильственное.

Особое значение в последнее время приобретает подход к рассмотрению общения с позиций гуманистической психологии. В связи с этим концепция «ненасильственного общения» вызывает все более возрастающий интерес, так как в ее основе лежит открытость и искренность контактов.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

В межличностном общении обычно применяются два варианта языка: устный и письменный.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, является самостоятельным. Он имеет свои правила и даже грамматику. Основное его превосходство перед письменным языком заключается в экономности, т.е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначности. Преимущества устного языка проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени по защите своей чести и достоинства.

Коммуникативная компетентность предполагает:

первое - безупречное владение письменным языком, что обеспечивается образованием;

второе - хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными, и одновременно сложными народными оборотами речи);

третье - умение правильно устанавливать оптимальное отношение устного и письменного языков отдельно для каждой ситуации.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие преданность, Доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнить с симфоническим оркестром, а слово - с его солистом. С помощью них передается большой объем информации.

Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

визуальные - кинесика (движение рук, ног, головы, туловища), направление взгляда и визуальный контакт, выражение глаз, выражение лица, поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста), кожные реакции (покраснение, испарина), дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство), вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

акустические (звуковые), связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте), не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т.п.);

тактильные (связанные с прикосновением) - физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.), такевика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.

В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приятия - неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольжением взгляда, отдергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, «кислой миной», суетливостью, убеганием и т.д. И наоборот, мы охотно обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией и т.п.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале «нравится - не нравится». Если человек нам нравится, то он легче вступает с нами в контакт, если нет - то ему приходится преодолевать отрицательное эмоционально-эстетическое отношение к его внешнему облику. На этом пути ему необходимо продемонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности качества. Это могут быть как привлекательные психологические качества (ум, доброта, отзывчивость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус, которые проявляются в различных формах невербального и вербального поведения. В них происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность личности.

Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекательность, когда человек может быть красив, но холоден. Это не просто доброта, которая бывает навязчивой, и не фанатическая увлеченность своим делом, и не высокомерное проявление значительного социального статуса личности. Обаяние - это, скорее, таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчетное положительное отношение.

Обаяние исходит от человека. Оно в искрящихся глазах, в сияющей улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в юморе и в то же время в оправданных ожиданиях партнера. Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое является предпосылкой, необходимой для обратной связи.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения. Так, в случаях фактического общения обратная связь порой носит чисто внешний, демонстрационный характер. Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лишь демонстрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным к содержанию и смыслу разговора. Это свидетельствует об отсутствии или спаде интереса к говорящему, его проблемам, о психологической разобщенности. Такой контакт не является прочным.

Исчезновение психологической взаимности приводит к тому, что говорящий начинает утрачивать нормальную интонацию, повышать голос, убыстрять речь, проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов.

Осведомительная беспристрастность сообщений требует более жесткой логики, лаконичности, лексической выверенности сточки зрения смысловой идентичности, наибольшей однозначности в понимании сообщения партнерами. Побуждающий эффект регуляторной информации в большей степени связан с мотивационной заинтересованностью реципиентов в том или ином сообщении. Эмоциональность информации приобретается в основном за счет экспрессивной аранжировки сообщения. В этом большую роль играют выразительные движения и интонация участников общения.

Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, передаваемое корреспондентом с более привлекательным внешним обликом, профессиональным и возрастным статусом, нежели человеком, который ближе реципиентам по социально-психологической идентичности.

Вопросы о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера, становятся главными психологическими загадками для участников общения. Когнитивный аспект общения охватывает не только познание другого человека, но и рефлексивно - самопознание. Обобщающим эффектом этих процессов становятся образы-представления о себе и партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и социально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Содержательная структура данных образов соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика. Это не случайно, так как человек в роли практического психолога прокладывает путь к внутреннему миру партнера через поведенческие сигналы о состояниях и свойствах воспринимаемого. Психологическая характеристика личности прочно связывается с элементами внешнего облика, например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.д.

Конституциональные признаки внешнего облика и особенности его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.

Другая особенность этих образов заключается в том, что вза- имопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения на данный момент их взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере не обязательно выделяется доминирующее качество его личности.

Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего это семья и этнос, пользующиеся культурно-историческими шаблонами поведения. Вместе с последними личность усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров состоит в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образы партнера закрепляют отношения той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты психологические конфликты когнитивного свойства, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.

Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Аттракция (франц. attraction) - притяжение, тяготение; механизм формирования привлекательности, привязанностей, симпатии, любви. Она связана с эмпатией (от греч. empatheia - сопереживание).

Взаимостремление предполагает столкновение партнеров в процессе согласования позиций, в результате чего они приходят к отношениям «согласия - несогласия» друге другом. В случае согласия партнеры вовлекаются в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между ними.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяются такие функции, как информационно-коммуникативная, регулятивнокоммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения - это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья: коммуникатор (кто передает сообщение), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.п.).

Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами - с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии.

В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния при непроизвольном воздействии проявляется у него как желание «выговориться», «излить душу» и т.п. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической, медицинской психологии и индивидуальных различий.

Во время общения возникают те или иные «барьеры», у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение - это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, контакта, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.