Бури на Солнце

Как написать записку за упокой образец. Общие правила. Записка о здравии

Как следует поминать усопших в годовщину смерти, в Радоницу, на Пасху и в иные дни? Как написать поминальную записку и что с ней делать дальше, как молиться в день поминовения, и какие слова можно сказать на поминках?

Эта статья для тех, кто редко посещает церковь, но хочет понять основные принципы поминовения усопших.

Здесь пойдет речь о поминальных бланках, о том, как их правильно заполнять и как они выглядят. Также мы поведаем и о том, как же нужно поминать умерших родственников и друзей в определенные даты.

Поминальные бланки записок распечатай и заполни

Мы хотим представить вам бланки для поминальных записок. Кликнув на ссылку , вы тут же скачаете файл с бланками. После того, как он вами будет открыт, вы сможете выбрать соответствующую команду в верхней строке документа и распечатать его. Дальше от вас лишь потребуется заполнить записочки и отнести их во Храм.

Образцы заполнения поминальных записок

На представленном фото вы воочию можете получить представление о том, как следует верно заполнять поминальные записки об упокоении души усопшего. Обратите внимание, что бланк поминальной записки имеет черную окантовку. Это главное отличие поминальной записки за упокой от записок за здравие.

Очередность написания имен в поминальной записке

В верхней строчке поминальной записки должно находиться имя самого старшего умершего родственника. Завершать список поминальной записки об упокоении должен самый младший член семьи или знакомый, который уже покинул мир земной. Перед именем усопшего можно прописать, к примеру, «новопредставленного». Это в том случае, если еще не прошло и 40 дней с момента смерти этого человека.

Если человек был убит, то перед его именем пишут слово «убиенного». Если вы хотите в поминальной записке указать и священнослужителей, то можете это сделать. Их имена прописываются перед именами родственников. К имени человека, отдавшего свою жизнь служению Господу, приписывается его сан. К примеру, можно написать так: «патриарха Алексия».

В каком падеже пишутся имена в поминальной записке

Имена в записке об упокоении души пишутся в родительном падеже. Перед тем, как начнете составлять записку, убедитесь в том, что падеж выбран правильно. Кроме того, имена должны прописываться в церковном варианте, а не в обычном. Это имя дается человеку при крещении. К примеру, если человека зовут Юрий, то по церковным Святцам его имя будет звучать, как Георгий.

Если вы не знаете церковного имени, то можете заглянуть в церковный календарь Святцев. Пишите имена тех, кого нужно помянуть, печатными буквами. Это нужно для того, чтобы священник не терял времени, разгадывая, кто же там вами прописан в записке.

Когда и куда подавать поминальные записки

Для передачи записи об упокоении души усопшего во многих церквях есть специально отведенные места. Если же такого места нет, то записочку можно отдать и служителю в церковной лавке. Поминальные записки обычно передаются в церковь по Родительским субботам, рано поутру, чтобы во время службы были зачитаны имена всех, кого вы хотите помянуть.

Кого и почему нельзя поминать в церкви

Ни в коем разе не прописывайте в поминальной записке имена тех, кто сам себя лишил жизни. Также нельзя там писать и имена людей, которые вели грешную жизнь и не соблюдали Заповеди Божьи. Некрещенные усопшие тоже в поминальном бланке присутствовать не должны. Считается большим грехом вписывать их имена в поминальную записку.

Не следует прописывать в поминальном бланке тех, кто еще жив. Это страшный грех. Так в некоторых случаях поступают колдуны и ведьмы, чтобы накликать на человека смертельную болезнь. Тем самым они рискуют вызвать на себя гнев Господа и получить в свой адрес жесткое наказание.

Виды поминальных записок

Существует 4 вида поминальных записок. Есть простая записка об упокоении души. Если ее подать, то имя усопшего родственника вашего упомянут лишь один раз во время ближайшего Богослужения.

Когда подается сорокоуст, то в молитвах будет упомянут ваш усопший родной человек целых 40 раз.

Если подается постовая упокойная записка, то на протяжении Великого поста будет ежедневно упомянут в молитвах ваш покойный родственник или даже несколько их, если в записке укажете не одного родного человека, отошедшего в мир иной.

Если же будет заказана панихида, что тоже является разновидностью поминальной записки, то в таком случае вам нужно будет молиться за упокой души родственника вместе со священником.

В какие дни нужно поминать усопших

Прежде всего, умершие родственники и друзья поминаются по Родительским субботам. К ним относятся и Троица, и Радоница, и Дмитриевская суббота, а также Родительские субботы в период Великого поста. В мясопустную субботу тоже вспоминают об умерших родных людях, а еще и в день усекновения главы Иоанна Предтечи.

После смерти родственника, обязательно помяните его добрым словом и молитвою на 9 день после смерти и на 40-й. Через год тоже вспомните покойного, и через два, и через три года.

Нужно ли поминать в день рождения усопшего

Многие сомневаются, надо ли поминать усопшего в тот день, когда он появился на свет. Церковь этого не запрещает. Вы даже можете в этот день заказать панихиду по усопшему родственнику. Если такой возможности нет, то просто помолитесь дома об упокоении души умершего предка в день его рождения.

Нужно ли поминать усопших на Пасху

Как правило, в день Светлой Пасхи покойники не упоминаются, так как только радостью должен быть наполнен этот день. Он отождествляется с победой жизни над смертью. Поминать отошедших в мир иной можно будет в первый вторник после Пасхи. Он именуется Радоницей.

Как поминать усопших на 9 дней, как подсчитать правильную дату поминовения

Церковь не приветствует застолья во время поминок. По мнению служителей Господа, поминать покойного нужно просто молитвой и кутьей. В этот день можно сходить на кладбище, где возле могилы желательно прочесть молитву за упокой души усопшего.

Нужно просто тихо посидеть, отведать кутьи и вспомнить покойника только хорошими словами. Девятины, как в народе называется 9-й день после смерти покойного, отсчитываются не от даты похорон, а именно от даты смерти человека.

Как поминать усопших на 40 дней, как подсчитать правильную дату

По русским традициям, на сорочины тоже собираются все родственники усопшего и идут до обеда на кладбище. Они там обычно не едят и не пьют, а как-бы зовут душу покойного с собой, за стол поминальный, который накрыт дома. Потом все сидят за столом и поминают усопшего добрыми словами и молитвами. За столом обязательно должен стоять столовый комплект и для усопшего.

После застолья родственники идут провожать душу усопшего до первого перекрестка, неся с собой лампу или фонарь, чтобы освещать дорогу покойному. На перекрестке родственники усопшего угощают всех проходящих конфетами и печеньем. Потом возвращаются домой, и убирают столы.

Как нужно поминать усопших в годовщину смерти

В годины родня снова собирается за поминальным столом после того, как с утра сходит на могилку к усопшему. За столом вновь звучат только добрые речи в адрес усопшего и молитвы за упокой его души. Игристые вина не ставятся на поминальный стол. Обычно поминают водкой и вином, хотя церковь вообще не советует поминать алкоголем. Из блюд предпочтение отдается тому, что любил умерший родственник. Но в то же время учитывают и то, что стол должен состоять из самых простых закусок и салатов. Если вдруг поминки выпадают на Пасху, то они переносятся на другой день, примеру, на Радоницу. Если поминки приходятся на время поста, то стол составляется с учетом правил этого периода. В этом случае на поминках присутствуют только постные блюда.

Как нужно поминать усопших на Радоницу

Радоница отмечается в первый вторник после Светлой Пасхи. В этот день можно сходить на кладбище к умершим родственникам и помянуть их там не только чем-то съестным, но и молитвою. Обычно на кладбище в этот день с собой берут кутью, печенье и слабое вино. Остатки пищи оставляют на могилах, чтобы помянули покойных и птицы.

Почему нужно поминать усопшего 3 года

Годины отмечаются вплоть до 3-го года после смерти человека. Считается, что все три года душа усопшего может посещать родные места, в том числе и дом, где покойный жил. Можете поминать усопшего каждый год, читая молитвы за упокой его души и посещая кладбище, но собирать родню за поминальным столом уже вовсе не обязательно.

Поминовение усопших по уставу православной церкви

В православных правилах нет такого, что покойников поминают за сытным столом, который больше «смахивает» на праздничный обед. Церковь велит нам вспоминать об умерших в молитвах и добрых словах. В день поминовения усопшего можно прийти в церковь и помолиться за упокой души перед образами там. Но если покойный был некрещенным или самоубийцей, то за него надо молитвы читать только дома.

Можно пойти в этот день на кладбище, чтобы посетить могилку усопшего родственника. По традициям церковным, выпивать алкоголь на могилках не следует. Можно взять с собой кутью или хлеб, можно прихватить немного зерна для птиц. В крайнем случае, дозволяется вкусить какого-то простого печенья и запить соком или компотом.

Икона поминовения усопших

Читать молитвы за упокой душ всех своих родственников можно перед иконой, на которой изображен распятый Христос. В церкви перед такой иконой обычно находится прямоугольный стол, где можно поставить свечку за упокой. Там же можно оставить и что-то из еды, непортящееся долгое время. Еду позже служители церкви раздадут нищим. Если вы будете читать молитву дома, то приготовьте образ Спасителя или же Богоматери.

Поминовение усопших слова, какие слова нужно говорить, пример 5 вариантов

Вариант первый . Мы знали (имя усопшего), как человека праведного и справедливого. Он всегда с уверенностью смотрел вперед, и не отходил в сторону, когда требовалось решить какой-то сложный вопрос. Все удары судьбы (имя) принимал с достоинством и не боялся трудностей. Пусть земля ему станет пухом!

Вариант второй. Как тоскливо осознавать, что нет с нами больше (имя покойника). Скоропостижной и безвременной стала для нас его смерть. С болью в сердце говорим эти слова, но свято верим, что в мире ином снова встретим нашего дорогого товарища (имя). Пусть лежится ему во сырой земле, как в постели уютной. Аминь!

Вариант третий . Невосполнимая потеря нас настигла, покинул мир этот земной раб Божий (имя). Мы будем мольбы о нем слагать и верить, что на небесах ему лучше, чем на земле. Оставил нас (имя) без своих шуток, толковых речей и забавных идей. Мы будем очень скучать и вечно хранить светлую память об (имя усопшего). Аминь!

Вариант четвертый. Пусть покоится с миром, наш дорогой друг и товарищ. Да не будет его душа терзаниями полниться, да тосковать по дому. В наших сердцах он навсегда останется самым позитивным, отзывчивым и чутким человеком, который всегда поспешит на выручку друзьям. Память об (имя) навсегда останется в наших сердцах и наших умах! Аминь!

Вариант пятый. Великое горе случилось в нашем окружении, не просто смириться с такой утратой. В мир иной перешел раб Божий (имя). Так пусть же ему лежится, словно на пуховой перинушке, да не познает душа терзаний. Мы всегда будем помнить, и любить нашего дорогого друга, брата, и т.д. (имя усопшего). Аминь!

Поминовение усопших воинов

Покойных воинов поминают всегда в день Великой победы, то есть 9 мая. В этот день можно сходить на кладбище и снести цветы на могилку солдатам, отдавшим жизнь за Родину. Если есть в вашем роду те, кто принимал участие в Великой Отечественной или иной войне, то можете в день 9 мая снести в церковь поминальную записку с перечисленными в ней именами погибших воинов — родственников. Также помолитесь перед ликом Господа за упокой душ мертвых воинов в церкви и дома.

Сорокоуст поминовение усопшего

Если вы подаете сорокоуст, то это будет означать, что молитву за упокоение души вашего умершего родного будут читать 40 дней. Чтение сорокоуста производится в время Литургии. Заказывая сорокоуст, обязательно пожертвуйте что-то церкви. Потом это может быть отдано священнослужителями бедным людям и сиротам.

Панихида заупокойная служба

Панихиду за упокоение усопшего можно заказать на 3-й день после кончины родственника, а также на 9-й и 40-й день после его отправления в мир иной. Можете подать записку за упокой и заказать панихиду в день рождения вашего усопшего родственника или же в день его именин. Помните о том, что во время панихиды вам нужно присутствовать в церкви лично и вместе со священником читать молитвы за упокой души родственника.

Молитва об упокоении

Текст православной молитвы об упокоении души христианина, мы предоставим вам в виде картинки. Вам не обязательно читать перед ликами Святых именно эту молитву. Можете и самостоятельно помолиться, своими словами.

Молитва за упокой души родственника может выглядеть так: «Господи Милостивый, прими на Небеса ты душу нашего родного человека (имя раба Божьего), покинувшего мир людской. Пусть не познает его душа мучений и терзаний. Пусть раб Божий (имя) обретет вечный покой и свободу. Пусть никакие мирские тревоги больше не коснутся души его и не причинят боли. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!»

Поминовение усопших в Китае

В Китае выделен главный день для поминовения усопших. Называется он Цинмин. Отмечают этот день всегда 5 апреля. Властями выделяется три выходных в связи с этим праздником. Отдыхают китайцы с 3 по 5 апреля. В эти дни они наводят порядок на могилах предков и преподносят им различные яства.

А еще у Китайцев есть один интересный ритуал, связанный с поминками. Они сжигают специальную пачку денег возле могилы усопшего родственника. Это символизирует материальное пожертвование в загробный мир. Если нет возможности пойти на могилку, то такие деньги жгут прямо на улице именно в праздник Цинмин.

Поминовение усопших у католиков

У католиков, в большинстве своем, принято поминать усопших на 3-й, 7-й день и на 30-й после кончины. В эти дни католики производят заказ на Заупокойную мессу. Эти дни являются памятными из Библейских соображений. Также есть мнение, что эти обычаи берут свое начало еще в дохристианской вере. У них также отмечается и година смерти. То есть через год родные собираются вместе и идут на могилу к усопшему родственнику, и чтят там его память.

Есть и универсальный день у католиков, когда им можно поминать всех усопших без исключения. Этот день приходится ежегодно на 2 ноября. В этот день стоит посетить церковь для молитв за упокоение души всех усопших родных. Также надо сходить и на кладбище, где тоже следует прочесть молитву. Это лучше всего делать не в одиночку, а со священником.

Если у католика не было возможности помянуть усопших и помолиться за отпущение их грехов пред Господом 2 ноября, то он может сделать это и в любой день до 8 ноября. Сходить на кладбище и в церковь также позволяется со 2-го по 8-е ноября.

Теперь вы знаете, как следует поминать усопших, и какую молитву можно прочесть перед образом Господа за упокоение души умершего родственника. Также вы ознакомились и с поминальными днями у католиков и китайцев.

Каждый христианин сталкивался с необходимостью подачи в церковь просьб о молитвенном поминовении близких ему людей. Это может быть связано с болезнью кого-то из близких, одержимостью дорогого человека какой-либо страстью, например, наркомании, пьянства, лудомании (одержимостью игровой зависимостью) и в прочих нуждах.

Передаваемые записки называют заказными требами, или кратко – заказными записками, так как христианин при подаче передает в церковь определенную, рекомендованную, сумму денег (пожертвование), но это не значит, что мы покупаем исцеление в церкви – деньги, переданные нами, являются нашей бескровной жертвой, которая по традиции используется на нужды церкви.

Фото с сайта palomnik-tour.ru

Каким образом происходит исцеление при подаче заказных записок

Механизм исцеления от болезней и страстей в Церкви кардинально отличается от «лечения» у целителей, использующих различные оккультные практики (экстрасенсорику, магию и проч.). Несмотря на то, что у оккультных целителей зачастую присутствует церковная атрибутика (свечи, иконы и др.), они, иногда сами того не подозревая, помощь получают от сил, противопоставивших себя Богу. По этой причине церковь не рекомендует пользоваться услугами таких «целителей». Опасность обращения заключается в том, что человек, хотя и может получить временное улучшение состояния, но губит свою душу, а болезнь обычно возвращается.

В церкви заказные требы, независимо от вида, подразумевают совместную молитву верующих о том человеке, чье имя указано в записке. Молитва эта, даже если служится молебен у иконы свт. Вонифатия об избавлении от страсти пьянства, обращена ко Господу, и исцеление даруется по нашим молитвам Богом. Молясь о здравии, церковь просит Бога исцелить человека не только телесно, но и духовно, избавив не от внешних проявлений болезни, а от ее духовных истоков, поэтому в случае, если исцеленный начинает самосовершенствоваться духовно, стараясь не допускать ошибок, совершенных ранее, то о своей болезни он уже никогда не вспоминает. Желание в дальнейшем следовать Христу можно назвать одним из основных условий исцеления.

Почему именно церковная молитва имеет большую благодатную силу

Известно много случаев исцелений от самых тяжких недугов, которые были дарованы по молитвам единственного человека, совершаемых келейно (дома). Однако если сравнить их с общим количеством исцелений, полученных по совместным молитвам в храмах и монастырях, то они будут единичны. Такое соотношение совершенно не означает, что Господь не слышит кого-то из нас, Бог всеведущ, но именно в храмах и монастырях мы можем приобщиться к совместной молитве. А о соборной молитве Господь говорил, что “…чего бы ни попросили, будет им…” (Мф. 18:19). Причем, здесь говорится, что даже двоих, согласившихся просить об одном деле, достаточно, а в храмах и монастырях на совместную молитву обычно собирается гораздо большее число верующих. А значит, с молящимися пребывает и Сам Бог. Такая молитва имеет особенную силу еще и по той причине, что возносится священником. Так, в 1-м послании Ап. Павла Тимофею, как непреложный долг служителя церкви, прописаны обязанности, подразумевающие совершение молитв, прошений, молений и благодарений за людей (1 Тим. 2:1). Ап. Иаковом в обращении к христианам говорится, что в болезнях необходимо обращаться к священнослужителям для того, чтобы они помолились над больным (Иак. 5: 14).

Виды заказных церковных записок (треб)

В храмах и монастырях, помимо записок на проскомидию (записок о поминовении), принимаются и заказные записки, которые призваны помочь верующим в их насущных нуждах (требах).

Отличие заказной записки от обычного церковного поминовения о здравии (записки, в которой перечисляется до 10 имен) заключается в том, что, кроме изъятия из просфоры частицы диаконом, гласно прочитываются имена поминаемых на ектенье, а позже они повторяются священником у святого престола. Подавая в церковь жертву на заказную обедню, христианин, который молится о своем ближнем, к своей молитве присовокупляет не только молитву священника, но и всех участвующих в богослужении. Написанные в записках имена произносятся во время общей молитвы сразу после чтения Евангелия. Диаконом во время ектений произносятся имена нуждающихся в особой молитвенной помощи, призывается благословение Божие, священником прихода о них читаются особые молитвы. Далее священником возносится молитва перед престолом Божиим и произносятся имена, указанные в записках. Таким образом, о тех, кто поминается в заказной обедне, молится вся церковь на протяжении всего богослужения. Однако поминовение не оканчивается и на этом. Поминаются имена из заказных записок и после окончания литургии. Так, на молебне о них возносится особая молитва. Поэтому традиционно заказавший заказную обедню должен находиться в церкви на протяжении всего богослужения, а также на молебне, проводящемся после окончания литургии.

Фото с сайта useknovensky-kharkov.church.ua

Исцеления, даруемые Господом по общей церковной молитве, неисчислимы. Каждый воцерковленный христианин сможет рассказать не один десяток историй о чудесных исцелениях даже очень больных людей, а иногда и об излечении тех, кого врачи признавали обреченными, сообщив при этом оставшееся количество времени жизни. О тяжелобольных, помимо заказной обедни, в православных традициях принято заказывать особые требы на длительное время. Одной из таких традиций является подача в храм, монастырь или в несколько монастырей сорокоустов о здравии (в том числе, дистанционно, через интернет).

Сорокоустами же называют моления, совершаемые Церковью на литургии, которые проводятся ежедневно на протяжении сорока дней. В храмах или монастырях, принимающих заказные обедни о здравии, на протяжении сорока дней производится вынимание за болящего частиц из просфоры. Сама традиция поминания на протяжении сорока дней имеет евангельское обоснование. Именно на сороковой день был вознесен Господь после своего Воскресения. Практически во всех храмах можно заказать поминовение и на другие сроки: месяц, полугодие, год. Некоторые монастыри и храмы принимают также записки на вечное поминовение. Оно означает, что молитвы за человека будут возноситься на протяжении всего времени, что будет существовать храм. В этом отношении у многих верующих возникает вопрос: а как же быть, если человек, который поминается в храме, закончил свой земной путь? Ответ достаточно прост: сообщить в храм или монастырь об этом. Если же такой возможности нет, то нужно помнить, что у Бога живы все, у Него, по словам Ап. Луки, нет мертвых (Лк.20:38).

Широкое распространение у верующих, имеющих нужду в чем-то, получили молебны. Они относятся к частному богослужению (требам), так как совершают их по нуждам верующих (или верующего). Молебном называют особое богослужение, на котором священник и нуждающийся обращаются совместно в молитве ко Господу, Богородице, святым, где просят о ниспослании милости или благословения в каком-либо деле, а также благодарят Бога за полученное. Традиция благодарственных молебнов основывается на словах Ап. Павла о необходимости благодарения Бога: «За все благодарите» (1 Фес.5:18). Совершаются молебны в храмах перед и после Литургии, а также после утренней и вечерней служб. Часто во время молебнов проводится и малое освящение воды, которая обладает уникальными целебными свойствами в случае благоговейного к ней отношения. Подавая записку на молебен, уточните, можно ли в вашем случае провести водосвятный молебен. Если можно, то дополнительно будет проведено малое освящение воды.

Кого нельзя писать в заказных записках

Заказные записки традиционно не подаются за явных отступников веры и самоубийц. Нужно помнить, что в случае обмана со стороны подающего поминовение будет вменено ему в сугубый (особый) грех. Об этом условии говорил и преп. Лев Оптинский. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также рекомендовал воздерживаться от подачи треб за сознательных богохульников, сектантов и еретиков.

Хотя в некоторых храмах сегодня можно подать заказную записку о католиках, такая практика сложилась далеко не везде. Так, в монастырях часто можно увидеть предупреждение о том, что этого делать нельзя. Преп. Иосиф Оптинский о католиках и протестантах, не принявших православие, говорил, что этого делать нельзя. Обосновывал это преподобный тем, что празднуя Торжество Православия, в 1-ю неделю Великого Поста, Святой Православной церковью изрекается анафема (отлучение от единения) еретиков и отступников, отошедших от Православия: латинян, римских католиков и протестантов. А может ли церковь одновременно анафематствовать еретиков и молиться за них? Поэтому в случае, если это необходимо, лучше уточнить детали заранее при подаче записки.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Главноев записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже , то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью : не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных : не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца ? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария , старец Николай . Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
далее следует имя вашего духовного отца - священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян :
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего – (путеш.);
заключенного – (закл.);
беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

новопреставленный - усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего;

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.

Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!

Банковские реквизиты:

Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

расчетный счет № 40703810413180106156

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. ВОРОНЕЖ

Кор.счет № 30101810600000000681

БИК 042007681

ИНН 3613001545

КПП 36361301001

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (73078)

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».
Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен. В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.
Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая). Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила). Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.
В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

Ника Кравчук

Церковные записки: кого поминать и как правильно писать?

Каждый день верующие в утреннем правиле поминают родных, наставников, благодетелей. Огромную роль играет также прошение Церкви. В любом православном храме можно поставить свечи и написать записки. Но их написание тоже имеет свои особенности. Обо всем по порядку.

Бланк или книжечка?

Обычно церковная записка — это бланк, на котором мы пишем имена людей для поминовения в храме. Если это уже напечатанные листы, то они различаются цветами. На черных с надписью «О упокоении» принято указывать усопших людей, а на красных, соответственно с заглавием «О здравии» — за живых.

Обычно они предназначены для одноразового поминовения. Для более длительных при храмах и монастырях заводят специальные тетради.

Также есть и специальные книжечки — помянники (синодики). Их можно купить на свечном ящике либо в церковном магазине. В них принято вписывать имена родных (как живых, так и усопших), о которых вы молитесь. Синодик используют в разных целях.

Во время чтения утреннего правила, отдельных акафистов или молитв также можно стоять в храме и молиться за родных людей самостоятельно. Если человек определился с храмом, имеет духовника, то вместо постоянного написания одноразовых записок он подает в алтарь помянник.

За кого молится Церковь?

Только за тех, кто к ней принадлежит, то есть тех, кто был крещен. Если человек отошел от православной веры либо перешел в другую конфессию, то его имя нельзя указывать в записках.

Если человек в детстве и был крещен, но потом стал атеистом и противником веры, то разве Церковь может за него молиться? Он ведь отрекся от нее. Никого нельзя заставить любить...

Ни в коем случае нельзя молиться в Церкви за самоубийц (кроме тех, что имели психологические расстройства). Они сознательно отказались от жизни, которую им дал Бог, то есть воспротивились замыслу Творца. Поэтому Бог, как Любовь, а не насилие, не может принять таких людей в Небесную Церковь.

Виды записок о здравии

Не надо воспринимать это буквально и подавать список имен больных. Имеется в виду здоровье как физическое, так и духовное.

Поэтому развенчаем еще один распространенный миф. Церковная записка — это панацея от телесных недугов. Написал имя — и смертельно больной стал здоровым и пошел.

Конечно, если для спасения человека это нужно, то Бог так и сделает.

Но в первую очередь Господь думает о нашем духовном состоянии. Поэтому не надо относиться к Церкви как к бюро магических ритуалов.

Различают такие записки о здравии:

  • простая;
  • заказная;
  • на молебен.

Простая — священник, молясь в алтаре, читает списки имен.

С заказной все намного серьезнее. Указанные люди поминаются на проскомидии .

Если вы причащались, то хорошо знаете, что в чаше присутствуют вино и хлеб — Тело и Кровь Спасителя. Так вот частички из просфор как раз вынимаются на проскомидии.

Как это выглядит? Кроме упоминания имени, за каждого человека священник вынимает частичку просфоры, погружает ее в чашу со словами « отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь ». То есть идет сильнейшая молитва: обращение ко Христу, который искупил людей Своей Кровью.

Также можно подавать записки на молебны и во время чтения акафистов. Такое поминовение не связано с Литургией. Молебны есть дополнительное прошение или благодарение Господу, Богоматери и святым.

За кого подают записки о здравии?

Обычно принято первыми в списке писать духовников, дальше — родителей, детей, родственников, потом — благодетелей, а также не забывать об обидчиках.

Но есть примечание, оно относится к заказным.

В таком списке должны присутствовать не просто крещеные (бабушка в детстве тайком решила, а человек никогда в храме не был), а в самом деле члены Церкви. Что имеется в виду? Люди, которые посещают храм и причащаются. В ином случае подавать на проскомидию людей, далеких от веры, чревато последствиями. Почему?

Вы через священника обращаетесь ко Христу: омой Своей Кровью грехи того-то. А этот человек своей жизнью свидетельствует: не хочу быть с Богом. Видите внутренний конфликт? А Господь никогда не поступает как насильник.

Церковные записки об упокоении

Молитва об усопших очень важна. В загробной жизни люди все видят и чувствуют, но лишены способности действовать. То есть они (кроме святых) не могут просить Бога за себя. Поэтому вся надежда — на молитву родных и близких.

За умерших принято также подавать простые и заказные записки, а также молиться на панихиде .

Это специальная служба только за усопших. Обычно родственники отошедшего в мир иной не только пишут имена, но и приносят в храм продукты. Почему так? Считается, что помочь умершему родственнику можно молитвой и милостыней.

А продукты с панихиды как раз предназначены для того, чтобы раздаваться служащим в храме и нуждающимся.

9 правил оформления церковных записок

  1. Помните, что ваш список предназначен для молитвы. С таким же чувством приступайте к его написанию.
  2. Пишите разборчивым почерком и крупными буквами (у многих священников со временем ослабевает зрение).
  3. Указывайте только крещеных, в заупокойных не указывайте самоубийц!
  4. Имена должны быть церковными, в полной форме и родительном падеже. Например, Арсения, Натальи, Анатолия (а не Толи). Бывает и так, что мирское и церковное имена человека отличаются. К примеру, женщина по паспорту Анжела, а в крещении — Евгения, или мальчик Руслан, которого крестили в день памяти Андрея Первозванного и нарекли в честь святого. Если не знаете точно церковного имени человека, то не указывайте его в записках, пока не уверитесь.
  5. Фамилия, отчество, профессия, титул в церковной записке не указываются. Бог, которому известны наши мысли, точно знает, какого Валерия либо Гавриила вы имели в виду.
  6. Детей до 7 лет указывайте так — «младенца...», от 7 до 14 лет — «отрока...».
  7. Допускаются такие уточнения: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося», иногда — «заблудшего» (отошедший от Церкви), а также уточнения сана священнослужителей; в заупокойных — новопреставленного (до 40 дней), приснопамятного (в памятные дни).
  8. Пользуйтесь сокращениями: отр. Тарасия — отрока, бол. Марии — болящей, прот. Георгия — протоиерея, н. пр. Виталия или н/п Виталия — новопреставленного.
  9. Желательно писать не более 10 имен в одной церковной записке, большое количество разбивают на несколько списков.

Длительные поминовения в церкви

Существуют и более длительные поминовения:

  • сорокоуст — поминовения на протяжении 40 дней (как в алтаре, так и на проскомидии — надо уточнять непосредственно на свечном ящике в храме);
  • полгода или год (обычно ежедневное чтение записок в алтаре на указанное время);
  • Неусыпаемая Псалтырь — поминовение имен людей во время круглосуточного чтения Псалтыри. Читается только в монастырях, можно заказать на 40 дней, полгода или год. Тоже считается очень сильным. Человек молитвенно защищен 24 часа в сутки;
  • В некоторых монастырях распространены 40 акафистов — имя человека упоминается 40 дней во время молитвенного прошения к Богородице и святым. При чтении акафистов Церковь приносит прошение за живых.

Во время подачи церковных записок не забывайте об одной очень важной детали: молитва Церкви действует тогда, когда и сам человек прилагает усилия. Список имен для поминания — это не индульгенция, это не попытка «поддобриться» к Богу, это не легкая дорога в рай.

Человек должен сам хотеть спасения себе и тем людям, чьи имена он указывает.

Иначе это попахивает шизофренией: я сам не в Церкви и туда не хочу, но пусть за меня и моих родных помолятся, чтобы нам было хорошо и в рай мы все-таки попали.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Кроме общей молитвы Церкви, выраженной в Литургии, вечерней, утренней, есть еще и требы. Это специальные священнодействия и молитвословия, которые совершает священник по просьбе (на церковно-славянском, по «требованию») частных лиц.