Бури на Солнце

Как на самом деле выглядели древние египтяне? Трансформация женской внешности в Египте. С фотками! Красивые египетские женщины

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”

Древний Египет - это земля солнца, пирамид и гробниц, наполненных сверкающими сокровищами. Фараоны считались детьми богов и сами правили страной как боги, купаясь в роскоши и богатстве. Но за всем этим внешним лоском, как это часто бывает, скрывают обычные, бытовые будни. Которые в случае с Древним Египтом являются ещё и грязными и отвратительными. Вот лишь несколько фактов из жизни древних египтян, которые доказывают, что с сегодняшней точки зрения они были настоящими варварами.

Третья из десяти казней египетских - нашествие кровососущих насекомых, в том числе мошек, клопов и вшей. Доподлинно неизвестно случился ли этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет страдал от вшей - факт. Со временем люди нашли самый простой способ как избавить себя от этой напасти, они просто начали брить голову на лысо. Это касалось и мужчин, и женщин. Детям так и вовсе до 12 лет волосы на голове сбривали регулярно в принудительном порядке. Обеспеченные граждане, имевшие высокий социальный статус обычно носили парики. Те же, кто был поскромнее, так и ходили лысыми. Ну, а бедняки ходили с собственными волосами, иногда даже весьма длинными и заплетёнными в косу.

Учёные и историки до сих пор спорят использовались ли презервативы в античности. Достоверных сведений об этом нет, хотя древнейшие презервативы вероятно существовали ещё 12–15 тысяч лет назад. В Древнем Египте, как позже и в Греции, и в Риме, ценилась малодетность, поэтому практиковались различные методы контрацепции. В основном, конечно, женские, потому как считалось, что контролировать свою беременность женщина должна сама. Чаще всего для этих целей девушки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев с крокодильим навозом. Мужчины, в качестве контрацепции окунали член в смолу или луковый сок.

Древнеегипетская медицина была невероятно передовой для своего времени. Но с высоты пролетевших тысячелетий мы понимаем, насколько дикими и варварскими были их методы. Особого внимания заслуживают способы определения «плодородности» женщины. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать до утра. Если на утро она выглядела «хорошо и свежо», значит женщина была в состоянии забеременеть. Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока или небольшую головку лука, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах чеснока или лука, значит всё было в порядке. А суть тут в том, что древние египтяне верили, что каждое отверстие в теле женщины связано напрямую. И если от рта и вниз «путь свободен», то и забеременеть она может без проблем.

В Древнем Египте когда человек умирал, его бальзамировали и погребали сразу же. Но это не касалось знатных или просто красивых женщин. Их отдавали бальзамировщикам лишь на третий или четвёртый день, когда труп уже начинал разлагаться. Делалось это для того, чтобы бальзамировщики не могли совокупляться с трупами. А такие случаи бывали.

Изображения древних египтян, дошедшие до наших дней, показывают фараонов как стройных и мускулистых людей. Однако, сами мумии, найденные в гробницах говорят, что это далеко не всегда было так. Просто художникам говорили как нужно рисовать. Многие письменные источники указывают на то, что пиры в царских дворцах устраивались каждый день. Стандартный при в Древнем Египте - это килограммы мяса, вёдра вина и много-много пирогов. Не удивительно, что у мумий обнаруживали закупорку артерий, выпирающие животы и жировые складки. К слову, египтяне уже в 1500 году до нашей эры писали медицинские трактаты о вреде ожирения.

Медицине древние египтяне уделяли достаточно большое внимание. Подобно современному миру, доктора тогда тоже имели различную специализацию: были окулисты, дантисты и, конечно же, проктологи. Правда практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм, зато их гордо называли «пастухами ануса». С клизмами у древних египтян (в особенности у фараонов) вообще были интересные отношения. Из-за постоянного переедания каждый месяц примерно три дня они «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.

Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз делался не только для красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240%. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему. В тропических и болотистых районах Нила, где свирепствовали глазные инфекции, это было очень важно. К тому же макияж защищал кожу от прямых солнечных лучей.

Особенно это касается, конечно, людей знатных и богатых. Знатные египтянки носили платья из полностью прозрачного материала, которые хорошо демонстрировали все формы тела. Люди попроще вообще не заморачивались по поводу одежды. Было время когда и мужчины, и женщины носили просто короткие набедренные повязки, позже трансформировавшиеся в юбки. Впрочем, на сельскохозяйственных работах все могли работать обнажёнными. Дети до определённого возраста вообще не носили никакой одежды.

Несмотря на общее пренебрежение какими-либо правилами гардероба, к сандалиям древние египтяне относились крайне трепетно. Чаще всего для людей попроще они изготавливались из тростника, для знати и фараонов, конечно же, из кожи. Сандали входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни. А у фараонов даже существовала специальная должность - носильщик сандалий. Этот человек всюду следовал за фараоном и носил его сандали. Просто сами древние египтяне обувь очень не любили, предпочитая ходить босиком. А зайти в обуви в дом так и вовсе было страшным поступком, как плюнуть в колодец, например.

Открываю раритетный архив старых фоток. Доегипетских и ранне-египетских. Я хочу очень подробно рассказать о том, что происходит с внешностью женщин, уехавших в Египет на ПМЖ.

БАН СРАЗУ без китайских предупреждений за высказывания в духе "Это бред, я (моя заклятая подруга, дочка-внучка, третья жена второго хабиба) не такая, и вообще это параллельный какой-то Египет". Также предупреждение и удаление из дискуссии за невнимание: я живу в Хургаде. И пишу про Хургаду. Если вы из Каира, Луксора и прочих административных единиц, мне не надо верещать в комментах - Хургада - не весь Египет! Мы в курсе. И читатели в курсе. Не считайте мою аудиторию стадом лохов, не учивших географию. Данный материал составлен на основе пяти лет наблюдений и кропотливого анализа имиджевых особенностей хургадинской диаспоры. В целом, в среднем и без привязки к конкретным личностям. Фото в материале мои личные, а также взятые из яндекса для примера. Я не знаю, кто эти люди и где они живут. Я искала типичные образы для иллюстрации. Это для любителей комментировать "неегипетскость" отдельных картинок в тексте. Надеюсь, всем все ясно.

Как отличить туристку от резидентки

Опытный человек, взглянув на женщину, в 99% точно определит, туристка она или живет в Хургаде. Первый признак, по которому можно понять, что дама резидентка - это закрытость одежды. У нас очень жарко, но никому из местных в голову не придет надеть легкомысленное платьишко, которое в какой-нибудь Самаре или в Минске сочли бы вполне носибельной летней одеждой.

Вот в таком платьице ко мне приехала в гости барышня из Беларуси.

Для европейского прогрессивного взгляда ничего предосудительного, летний сарафан. Для моей египетской семьи ее появление стало шоковой терапией. Кстати, спасибо огромное за дефиле. После того, как несколько раз даму увидели в подобных сарафанчиках, принятых за ночную рубашку, ко мне перестали придираться по поводу моего слишком фривольного дресс-кода. Я ношу майки-алкоголички, и это по местным меркам не айс.

Такой образ тоже в Хургаде сочтут "проституточным", резидентка так не оденется.

Майка прозрачная, слишком сильно обтягивает, видно лифчик, открыты плечи. Даже не мусульманки такое не рискнут надевать.

Так тоже ходить не стоит. Открытый живот приравнивается в голым сиськам. Но съемка была в отеле, поэтому мне было, в принципе, плевать. 2013 год, если что.

Слишком много внимания

Одна из причин, по которым живущие в Хургаде дамы довольно быстро "укутываются" - это чересчур навязчивое внимание. Многие полагают, что все дело в хабибах, но могу вас уверить, как раз бойфренды редко когда лезут со своим уставом в чужой гардероб. Кто лезет - ниже расскажу.

Просто когда к вам нагло и беспринципно пристают, вас буквально облизывают взглядом, свистят вслед, в маршрутке пытаются незаметно хватануть за сиську, постоянно чмокают и цокают вслед... Это начинает бесить уже на третий месяц бесконечного дня сурка. Чисто психологически от такого доставания хочется прикрыться, не показывать себя, не демонстрировать то, что так сильно возбуждает понаехавших бабуинов, не видевших ничего, кроме овечьей вагины. Короче, не для них, понимашь, роза цвела.

Тем не менее, хочу отметить, что я описываю некую "среднюю" модель поведения. Например, эта фотография наглядно иллюстрирует свободу взглядов, нравов и персональных имиджей в отдельно взятом корпоративе шопинг-гидов. 2012 год.

И майки, и декольте, и открытые плечи. Просто для понимания - хургадинцы разные. И нет никакого параллельного Египта, есть просто типичности и исключения.

Зачем они носят платок

В определенный момент дамы, даже не имеющие никакого отношения к исламу, начинают дотумкивать, что незамужняя барышня в Хургаде - это как потерявшийся ребенок. Всяк пытается куда-нибудь пристроить и докопаться, почему такая красивая и не замужем. Замужних тоже достают, если муж не способен прийти и обломать излишнее самомнение, оторвав попутно аппендикс нижней чакры.

Если даму с открытой головой можно теоретически принять за туристку и облапать в маршрутке, обслюнявить в магазине парфюмерии, просто докопаться, что грозит впоследствии разборками с мужем (а почему он с тобой разговаривал?), то дама в платке - это уже конкретное предупреждение - не подходи, в наличии есть муж-мусульманин, выбирай, с какого фаберже тебе секир начать, и каким финализировать. Поэтому платок надевают и те, кто принял ислам, и те, кому просто охота отгородиться от озабоченного стада. Мне проще, у меня на роже написано личное умение откусывать голыми зубами все части организма, для которых природа предусмотрела внешнее расположение, и до которых я со своим ростом отлично дотянусь, не подпрыгивая. Платок я надеваю, когда нужно защитить волосы. Сорян, я еще регулярно заматываюсь, когда веду экскурсию с посещением мечети. 2016 год.

Трикотажный рай

Одна из подлых особенностей Египта - это ассортимент одежды и местная мода. В основном в курортной зоне все ходят несколько по-разгильдяйски, предпочитая свободный крой одежды и трикотаж. Ну правда же, самый удобный формат, особенно, для нескончаемой жары. Как вы понимаете, вихляния плюс-минус размер-другой в таком уютном облачении незаметны. Да и египтяне привыкли, кстати, этого тоже не замечать, они совершенно толерантны к увеличению или уменьшению пропорций.

В Хургаде очень мало офисов или должностей, на которых от женщин требуется ношение строгой классической одежды с жесткими поясами или не тянущимися тканями. В типичной курортной прогулочной моде тем более подобных изысков нет.

Разгильдяй-стайл здесь никого не ужаснет, ничей эстетический вкус не оскорбит, а мое любимое сочетание "сандалии плюс носки" тут вовсе воспринимается как норма. Фото 2013 год.

По чему я немного скучаю

Редко достаю из архива эти фотографии, но нет-нет, да поглядываю. В Хургаде нет неформалов. Потому что нет рок-культуры вообще, и нет магазинов готической или рокерской одежды. А косички тут плетут отвратительно. И если я в таком виде покажусь на улице, привезя, скажем, из Москвы индастриал-стайл, на меня будут таращиться как на персонаж со съемок готической дорамы.

Боюсь, что финалетовый хвост пони здесь точно никто не поймет.

А вот такой вампирский стиль подойдет только для дискотеки в Папасе. Помню, как забавно реагировал на него наш коммерческий директор в креативном агентстве. При всей своей креативности от моих имиджевых закидонов он периодически икал.

Кстати, это только в темноте сине-белые косы смотрятся круто. А в домашней обстановке приобретают несколько сумасбродный вид.

Да, я, кстати, периодически красилась в блондинку и носила короткую стрижку. 2010 год.

Ах да, я забыла сказать, чем я занималась в том самом креативном агентстве. Хозяйничала на съемочной площадке. Делала рекламные снимки.

Ну и баловалась:)))) 2010 год.

Медведь настоящий. Его зовут Степан, и он снимался в десяти что ли рекламных и фото-проектах. А это наш с ним бэкстейдж. Съемки рекламы для сумок Orsa Oro.

И еще я очень любила Марко Хиеталу. Дважды ездила к нему в гости в Финляндию. 2006 год.

Это было небольшое лирическое отступление, чтобы было понятно, как я выглядела до Египта.

Тепло ли тебе, девица

Еще одна особенность трансформации внешности - это зимовка в Египте. Если приезжать чисто набегами или остаться на зиму впервые, можно проходить до самого лета без куртки, не замерзнешь. А вот начиная со второй зимы уже все, пробирает до костей. Туристы нас не понимают, они могут разгуливать в январе в бикини и шортах, а резиденты кутаются, кто в толстовки, кто в кожаные куртки или ветровки.

Я с каждым годом замерзаю все больше и больше. Это 2013-й, я еще без куртки. В 2014 я уже купила себе кожанку.

Кстати, я вообще всегда была мерзлячкой. Ужас. Это московский март, 2010 год. Все уже расчехляются, а я в ватнике. Униформа - судейская, на московских автогонках Legacy.

А добавлю что ли пару интересностей полугодом раньше, это московская осень.

А это гонки Pulsar 2010

Ты это больше не наденешь!

Я обещала рассказать, кто же запрещает русским женщинам одеваться в привычной манере. Нет, не хабибы. Мужья. Обыкновенные законные мужья или приближающиеся к этому статусу бойфренды. Дело в том, что хабибушке можно, в принципе, не блюсти репутацию. А мужняя жона обязана соответствовать статусу своего супруга. Египет - очень четко определенное классовое общество. Здесь статус и общественное мнение играют настолько же большую роль, какую, скажем, стоимость галстука и часов во время переговоров на Манхэттене.

Если еще вчера барышня могла спокойно натянуть на себя джинсы в облипочку и майку с легкими рукавчиками, то свежеиспеченный супруг может запросто сказать: ты это больше не наденешь. И спорить бесполезно, он просто не выпустит из дома в неприличном виде. Под кат попадает все, что заголяет ноги выше коленей и руки выше середины плеча. Очень часто мужья требуют, чтобы жена закрывала полностью руки и ноги. Голова при этом может быть открытой, но никаких, упаси Босх, декольте, коротких рукавов или подола-миди. В топку также идут обтягивающие и полупрозрачные вещи.

Идеальный стайл - что-то типа такого. Длинное широкое платье в пол, сверху разлетаечка с длинным рукавом. Очень часто вижу подобную типичную египетскую многослойность на русских дамах. Тут нельзя этим не заразиться, это национальная манера одеваться.

Кстати, если что, мне тоже пришлось расстаться с платьем, на которое Саныч во время нашего первого свидания смотрел с большим интересом. В статусе бойфренда оно ему очень даже нравилось. В 2014 году я сдала его в комиссионку.

Что никогда не примут в комиссионном магазине

В Хургаде довольно легко можно найти сэконд-хэнды, многие привозят одежду из Европы, из России и Украины, из Турции и даже из Китая. Поносили, надоело, не подошло вообще - в магазин. Но есть вещи, которые никогда не примут в работу, потому что они просто будут занимать место, и их никто не купит.

Например, это туфли на каблуках и платформах. Очень редко кто надевает такую обувь, учитывая типичное хургадинское бездорожье. Тут поголовно "пересаживаются" на балетки и сандалии. А самое жуткое, когда на тебя нападает монстр египетской любви к шиб-шибам, то есть, обычным пластиковым шлепкам, которые не снимаются даже зимой, а дополняются носками.

Я люблю носить или кроссовки, или балетки, или "говнодавы". Да, с носками. Я уже лет двадцать так делаю.

В комиссионку редко берут вещи "на выход". В Хургаде просто некуда особо выйти. А в любое приличное заведение, учитывая курортную специфику, можно зайти, в принципе, в любом виде, главное, не в купальнике. Ну хотя бы парео сверху накинуть...

Как ни странно, всякие там маечки на бретельках и короткие юбочки могут взять весьма охотно. Их покупают египтянки, они носят подобную канитель с лосинами и даже брюками, надевая платье сверху на джинсы или маечку на свитер. Вот им норм.

В Хургаде напрочь отпадает силуэтный закон номер один - легкий верх - пышный низ и наоборот. Выглядит это примерно так.

Волосы

Отдельное слово я скажу о волосах. Их тоже в Египте ожидает трансформация. Во-первых, постоянное солнце и жарища - это сразу плюс проблема секущихся кончиков, выгорающего цвета и "соломы на башке". Во-вторых, египетские краски для волосы рассчитаны на местную публику. С ее толстенными черными волосами. При попытке облондиниться местным средством для обесцвечивания можно оставить в раковине все волосы. Поэтому, переехав в Хургаду, я забила на попытки краситься в блондинку.

По причине всеобщей криворукости я забила также и на типичные для меня экзерсисы с косичками, ирокезами и фигурно выбритыми висками, которыми я обожала пугать чувствительного к моим эскападам коммерческого директора Игоря.

В Хургаде я сначала полгода помучилась с постоянным заплетанием и расплетанием косичек, которые ну никак не хотели держаться. Потом два раза меня отвратительно покрасили. И я забила. Взяла пачку басмы, выкрасила волосы в радикально-черный и еще целый один раз подстриглась (на фото выше, где я в черной майке). Это был последний раз, когда я далась в руки местным парикмахерам. Следующая стрижка у меня состоялась, уже когда Саньке был год, и в Хургаду приехал с гастролями Женя Исинбаев. Учитывая, что волосы у меня растут ну очень медленно, я года два с хреном проходила с невнятной прической...

Вообще, многие здесь начинают отращивать волосы и переходить к естественному цвету. Нет, конечно, есть те, кто мужественно плоится, утюжится и делает модные стрижки. Но большинство мужчин критически не понимает стриженой головы. Не нравится египтянам, у них в национальной культуре этого никогда не было, большинство воспринимает стриженую женщину как тифозную.

У меня волосы отросли до плеч только к рождению мелкого. Это, пожалуй, было единственное, что тогда в моей внешности хорошо смотрелось. Все остальное было ужасным ужасом, настолько, что я категорически не показывала никогда своих фотографий периода первого полугода. И не покажу, чтобы не пугать. Это самый невинный ракурс. Но по рукам заметно, насколько плохо было дело.

За это не ругают

Да, об этом не принято говорить. Подобные темы вообще замалчивают стыдливо. В европространстве принято под лупой рассматривать женщину, только что родившую ребенка. Сколько набрала, сколько успела сбросить за три дня в роддоме? Я не знаю, насколько надо ненавидеть друг друга, чтобы так чморить. Читаю иногда ленты комментариев к светской хронике и просто ужасаюсь. Впрочем, сообщества типа "Малыши" тоже порой радуют обсуждениями, как быть - муж прямо вот чуть ли не тошнится от внешнего вида жены, не выглядящей, как былая тростиночка.

В Египте с этим обстоит куда проще. Египтянки после рождения детей или после гормональных уколов буквально распухают до центнера. Говорила во время подготовки свадьбы с портнихой, которая шьет на местную публику свадебные наряды - задниц меньше чем полтора метра в обхвате она не видела.

Мужчины очень деликатно и, главное, очень просто относятся к гормональным изменениям. Никто не просит бедных женщин жертвовать здоровьем, но втискиваться в долбанные подростковые джинсы. Это во-первых. Во-вторых, я напомню о вездесущей приставучести египетского быдла, которое до такой степени осточертевает, что никакой мотивации нет "доводить себя до анорексии". Учитывая, опять же, трикотажный рай Хургады и общую моду на размахайки и муслим-стайл, можно вполне спокойно забить. Половина дам этим пользуется. Другая половина старательно худеет.

Мне было пиздец как сложно. Во-первых, у меня стаж курения был 19 лет. По фотографиям можно заметить, как часто я появляюсь в кадре с сигаретой. Пачка-полторы в день были нормой, позволявшей мне гасить постоянный голод, вызванный неизлечимой гормональной бякой - гипотиреозом. Я с ним уже двадцать лет с переменным успехом пытаюсь бороться.

Многие знают, а я это на себе проверила, каждый год активного курения - плюс килограмм после того, как бросишь. Это правда. Но в выборе - плюнуть на язвительные плевки в свой адрес, зато больше не возвращаться к этой поганой привычке, или снова взяться за курево, зато быстро похудеть - я решила, что с меня хватит. Некоторое время я баловалась кальяном, а потом решительно отказалась и от него.

Так я выгляжу сейчас. Волосы только не красила уже год. Все отговариваю себя даже от мысли купить блондоран:)))) Жалко!

Я обратила внимание на этот факт, потому что некоторые больные на голову идиоты по несколько раз умудряются повторять свои беззубые попытки меня этим достать. Сказать, как ужасно я выгляжу, как у меня все, что можно, висит, топорщится и вызывает тошнотные приступы. Но на меня гавкают с завидной редкостью, а вот тем, кто не окружен обществом неискушенных бабуинов, достается куда чаще. Полагаю, даже мертвого достанет.

И этот материал я пишу для того, чтобы все, кому приходится выбирать между здоровьем и вынужденным периодом "уродства", не сдавались под нажимом подобных шизофренических оскорблений. Никакие говноротые комментаторы не стоят того, чтобы вы ради их поганого мнения отказывались от своих планов на жизнь.

К вопросу, че мы жрем

Прямо замордовали меня этим вопросом, че же мы такого жрем. Да как сказать, еду! В каждой избушке свои погремушки, некоторые готовят только европейскую еду, некоторые быстро приноравливаются к египетской. Однако я заметила довольно поганую тенденцию, которая сказывается примерно на 40% хургадинских жителей, переехавших из мегаполисов.

Здесь очень незаметно набираются лишние килограммы из-за изменения качества еды по мелочам. Например, здесь куда более сладкие соки, печеньки, йогурты, в общем, все, куда можно добавить сахар. Здесь более жирная пища, так как фастфуд практически не подразумевает чего-либо вареного. Все жарится во фритюре. По мелочи, по 100 лишних калорий в день, и даже при самом привычном рационе за год добавляется 1-2 размера. При этом никакого изменения в количестве потребляемой пищи не происходит. Просто она качественно иная.

Вторая причина - это гиподинамия. Многие дамы, у себя дома привыкшие рысачить по работам, в Хургаде благополучно становятся мадам "заМужем", и выходя из дома только с ребенком погулять. На работу большинство добирается без необходимости идти 20 минут до трамвая, потом пилить через три перехода в метро, и еще 15 минут от метро до работы. На такси/трансфер/маршрутку - и вперед. И то, это если работа есть в наличии. Большинство благополучно садится на шею мужу и счастливо проводит солнечные дни в восточном раю. Конечно, хорошо, если супруг разрешает каждый день ходить на пляж, и в сезон все лишнее смывается морской водой, как и не было его.

Хотя опять же, по сравнению с типичными египтянками, наши дамы никогда до таких необъятных размеров не дорастают. И да, чья б корова мычала, я на пляжах достаточно поработала, чтобы сделать оргвыводы относительно размерного ряда тел, прибывающих в Хургаду из страны дюже разборчивых и насквозь эстетизированных. Наши тетки ничем не хуже тех, которые к сорока начинают носить цветастые халаты, полутораметровый кардан или химию а-ля баран ядреного цвета махагон.

Экстремальный муслим-стайл

Закончить я хочу упоминанием барышень, у которых в Египте начинается рамадан головного мозга. Подчеркну, что я очень трепетно отношусь к вопросам религии, и разговор веду только о личностях, так или иначе впадающих в экстремизм, в том числе, имиджевый. В Хургаде подобные барышни бывают замечены нечасто, в отличие от Каира, где процент укушенных в мозг несколько побольше (видимо, загазованность сказывается). Но бывает, попадаются мне на глаза барышни, по которым сильно заметно, что они "по исламу с правоверием". У них не просто платок на голове, а прямо вот треугольничек место лица.

Подобный стиль выдает радикализм в прикрытии "срамного". Какие-то оголтелые фанатики определили границы лица, решив, что область под подбородком к нему не относится, начали заниматься буквоедством по Корану и заявили, что правоверная барышня должна только глазками из-под намотки посверкивать. Обычные муслим-тетки не парятся, а правоверные аж прям до красноты перевязываются платком под самые губы.

Ну и, наконец, никабнутые. Этого я просто не понимаю, вот хоть тресни. В Коране ничего про никаб не сказано, светские власти уже как могут с этой заразой борются, а барышням море по колено. Регулярно встречаю таковых в посольстве.

Но у подобного одежного экстремизма есть оправдание: к никабнутой тетке НИКТО вообще не пристает. Она становится привидением, которое никто не видит и не воспринимает. Негласный закон Египта - к бабе в никабе не подходи.

Я примеряла никаб один раз в жизни, эта история описана в проекте "Инсайдер" (лень искать, заходите в раздел меток и смотрите соответствующий тег), история называется "Паранджа, капуста и базарный день". Фоток нет и не будет. Но полную гамму ощущений я описала. Повторять этот эксперимент пока не намерена. Может быть, как-нибудь. Потом. При оказии.

Вопросы по теме дамского имиджа в Египте?