Бури на Солнце

Как нарисовать созвездие большой медведицы. Созвездие Большая Медведица. Легенды о созвездии. Мифологическая энциклопедия: Астральные мифы: Созвездие Большой медведицы

Пожалуй, самое известное созвездие на небе северного полушария Земли. Семь его ярчайших звезд составляют астеризм Большой ковш, который в средних широтах виден круглый год. Это делает его незаменимым помощником для поиска созвездий на небе и для ориентировки на Земле.

Вероятно, многие слышали и о , созвездии, которое находится неподалеку от Большой и также видно на нашем небе круглый год. Его яркие звезды образуют астеризм Малый ковш, однако найти его, равно как и само созвездие Малой Медведицы, получается далеко не у всех. Между тем, это созвездие играет важную роль для жителей северного полушария Земли, так как именно в нем находится знаменитая Полярная звезда, указывающая направление на север.

Боде изначально описал их как туманные пятна. Туманность Совы - Мессье 97, фото: Джессика Бартон, Телескоп Фолкеса Север. В центре находится звезда 16-й величины. Он получил свое название из-за появления сова-подобных глаз при наблюдении через большой телескоп.

Брезолин, Дж. Он имеет видимую величину 86 и находится на расстоянии 9 миллионов световых лет от Земли. Он был среди последних записей. Пьер Мечайн описал Мессье 101 как туманность без звезды, очень неясную и довольно крупную, от 6 до 7 дюймов в диаметре, между левой рукой Бётеса и хвостом великого Медведя.

Ниже мы кратко расскажем, как найти Малую Медведицу по Большой Медведице. Отталкиваясь от звезд Большого ковша, сделать это совсем не трудно.

Первое, что вам нужно сделать, это найти на небе Большую Медведицу, вернее, (созвездие Большой Медведицы гораздо больше ковша). Легче всего Большой ковш найти весной, когда по вечерам он располагается почти в зените. Летом Большой ковш находится на западе, при этом ковш слегка наклонен вниз.

Мессье 108 - это замкнутая спиральная галактика, обнаруженная Пьером Мешайном. С нашей точки зрения галактика кажется почти краю. Мессье 109 - еще одна закрытая спиральная галактика в Урса Майор. Галактика имеет видимую величину 6 и находится на расстоянии 5 миллионов световых лет.

Галактику часто классифицируют как карликовую спиральную галактику, потому что она показывает признаки спиральной структуры. В результате приливных взаимодействий с М101 диск галактики смещен от ядра, а также звездное образование. Он имеет визуальную величину 3 и составляет примерно 22 миллиона световых лет от солнечной системы.

Положение Большого Ковша в середине лета. Рисунок: Stellarium

Осенью - на севере низко над горизонтом в почти горизонтальном положении…


Большой Ковш осенью. Рисунок: Stellarium

…а зимой - на востоке, при этом Ковш почти стоит на ручке.

Большая Медведица - одна из самых легко узнаваемых астеризмов в ночном небе, найденная в созвездии Великого Медведя. «Большая Медведица» хорошо известна во многих культурах и носит много имен, среди которых «Плуг», «Великий вагон», «Саптариши» и «Капуста». Астеризм особенно заметен летом, и он является одним из первых звездных узоров, которые мы изучаем, чтобы идентифицировать. Большая Медведица часто путают для самого созвездия, и его имя используется синонимом с Великим Медведем. Однако Большая Медведица сама по себе не созвездие, а только самая заметная часть майора Урсы, третьего по величине из 88 созвездий.

Зимой Большой Ковш находится на востоке. Рисунок: Stellarium

Теперь, когда вы нашли Большой ковш, мысленно соедините линией две крайние звезды, образующие стенку ковша, Мерак и Дубхе. Затем продлите линию дальше на пятикратное расстояние Мерак - Дубхе . Она укажет на звезду такой же яркости, что и звезды ковша. Это - , самая яркая звезда созвездия Малой Медведицы.

Астеризм служит руководством для множества ярких звезд. Дуга рукоятки Большой Медведицы ведет к медведю, самой яркой звезде в созвездии. Две звезды, обозначающие чашку Большой Медведицы, ведут путь к Северной Звезде и еще одной паре звезд, Мегрез и Пекда, указывают путь к самой яркой звезде, а также одну из самых ярких звезд в ночном небе, а также Альфарду, самой яркой звезде в России.

Большая Медведица связана с рядом различных мифов и народных сказок в культурах по всему миру. В Восточной Азии он известен как Северная Медведица. Китайцы знают семь звезд, как правительство, или Цой Синг. В Малайзии астеризм называется Бурудж Бидук, или Ковчег, и в Монголии он известен как Семь Богов.


Как найти Малую Медведицу по Большой весной. Линия Мерак - Дубхе указывает на Полярную звезду. А две другие яркие звезды Малой Медведицы, Кохаб и Феркад, находятся над ручкой Большого ковша. Рисунок: Stellarium

Полярная звезда находится на кончике ручки Малого ковша. Звезды, образующие Малый ковш, в целом, гораздо тусклее звезд Большого Ковша, поэтому найти Малую Медведицу в городе, на засвеченном небе, нелегко. Малый Ковш примерно вдвое меньше Большого, а его ручка изогнута в другую сторону. Из семи звезд, составляющих этот астеризм, в городе надежно видны только три: Полярная звезда в ручке, а также звезды Кохаб и Феркад, составляющие стенку Малого Ковша. Две последние звезды находятся над ручкой Ковша Большой Медведицы .

В арабской истории звезды, которые образуют чашу, представляют собой гроб, а три звезды, обозначающие ручку, - это скорбящие за ней. Старое английское название для астеризма - Чарльз Уэйн, который происходит от скандинавского Карлаванена, Карлсвогена или Карлсвогны. Чарльз или Карл были обычным именем на германских языках, и название астеризма означало «мужской фургон», в отличие от того, что было «женским фургоном». Еще более старшее название звезд Большой Медведицы было «Одина-Вайн», или «Вагон Одина», ссылаясь на скандинавскую мифологию.


В городе из всего созвездия Малой Медведицы хорошо видны только Полярная звезда, а также звезды стенки Малого ковша, Кохаб и Феркад. Две последние находятся над ручкой ковша Большой Медведицы и на картинке для наглядности соединены черточкой. Данное положение Большого ковша относительно Малой Медведицы можно наблюдать весной, когда Большой ковш находится почти в зените. Рисунок: Stellarium

На славянских языках и на румынском языке Большой и известен как Великий и Маленький Вагон, а немцы знают Большую Медведицу как Гроссер Ваген или Великую корзину. Римляне знали семь звезд как «семь волов плов» или «Сентентрио», и только две из семи звезд представляли быков, а другие - вагон, вытащенный волами.

Некоторые индейские группы видели чашу в качестве медведя и трех звёзд в ручке либо как три детеныша, либо три охотника после медведя. Вторая интерпретация связана с народной сказкой, объясняющей, почему листья становятся красными осенью: охотники преследуют раненых медведей, и, поскольку в течение этого времени в небе звездная астеричность низка, кровь медведя падает на листья, делая они становятся красными.

Чтобы увидеть Малый Ковш целиком, а не только его крайние звезды, вам, вероятнее всего, придется выбраться за город, подальше от городских огней. Ночь должна быть темная и, желательно, безлунная. Тогда вы относительно легко обнаружите Малый Ковш. Хорошая новость состоит в том, что Малый Ковш, в отличие от других звездных рисунков, кардинально не меняет своего местоположения на небе . Если большинство созвездий являются сезонными - видны только в определенное время года, либо резко меняют свое положение на небе в зависимости от сезона, как, например, Большая Медведица, то Малая Медведица всегда видна в одном секторе неба . Малый Ковш, правда, тоже меняет свое положение, смотрит то на север, то на юг, то на запад, то на восток, но его самая яркая звезда, Полярная, находится всегда на одном месте - в любое время суток и в любое время года! Полярная звезда является как бы осью, вокруг которой движется Малый Ковш, а также все остальные созвездия.

В более поздней истории черные рабы в Соединенных Штатах знали созвездие как «Питьевая тыква» и использовали его, чтобы найти свой путь на север, к свободе. Обычно мы проводим много времени, наслаждаясь сезонными созвездиями, теми, на которых наши предки зависели как индикаторы изменений здесь, на Земле, но мы часто забываем, что существует множество звездных узоров, которые всегда существуют, ожидая нас, когда мы повернемся вокруг к северу. Это циркумполярные созвездия, которые, хотя их позиции меняются со временем, кажутся движущимися по кругу, сосредоточенному на северном полюсе неба, и всегда видны из наших северных широт.

Хотя положение Большой Медведицы меняется от сезона к сезону, положение Полярной звезды остается неизменным. Способ поиска Полярной по крайним звездам ковша Большой Медведицы работает в любое время года. Рисунок: Stellarium

Это возможно благодаря тому, что Полярная звезда находится вблизи . Уникальное свойство Полярной звезды оставаться на одном месте позволяет использовать ее в качестве ориентира на местности. В самом деле, если вы проведете от Полярной звезды перпендикуляр к горизонту, то он укажет точно на север. Впрочем, не только Полярная звезда, но и Большой Ковш позволяет хорошо ориентироватьcя на местности. Весной ручка Большого Ковша смотрит на восток, а сам ковш - на запад, ну а в остальные сезоны, как мы уже писали выше, по вечерам Большой Ковш находится либо на западе, либо на севере, либо на востоке, помогая определить стороны света.

Наиболее очевидным является Большой Медведь, майор Урсы. Этот образец так легко воспринимается как медведь, который по всей Земле видел эту часть неба как огромного млекопитающего, большого бурого медведя на большей части Центральной Европы, белого медведя для тех, кто в скандинавских странах, или медведя или другое приятное лесное существо в Северной Америке; однако в Таиланде ваше воображение немного растянулось - там был крокодил.

К сожалению, наши освещенные небеса стерли большую часть животных в городах, но задний конец медведя, Большая Медведица, все еще можно разглядеть повсюду. Пять из этих семи звезд на самом деле являются частью группы звезд, называемой ассоциацией. Одна из них, звезда у мошенника ручки, Мизар, была испытанием на глаз для греческих солдат. Посмотрите близко на эту звезду - если вы видите диммерную звезду рядом с ней, ваши глаза достаточно хороши для битвы. Диммер Алькор, хотя он, кажется, близкий сосед к Мизару, на самом деле намного дальше, и только в том же направлении.

Тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя . Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями . Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:
Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне ,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.

Это называется оптическим двойным. Две звезды на внешнем краю ковша ведут нас к самой важной звезде в Северном полушарии, которая находится всего в нескольких градусах от Северного небесного поляка, Поларис, Северной Звезды. Большинство из них очень удивлены, узнав, что его важность заключается не в ее яркости, а в ее положении, достаточно близкой, чтобы казаться неподвижной в северной части неба. Это также находится в пределах нескольких градусов от вашей широты. В качестве помощи подумайте о том, как обе кувшины располагаются в положении литья; они под углом, так что жидкость в их чашах будет вливаться друг в друга.

Большая Медведица кульминирует в полночь в марте - мае, а Малая - в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной . Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса , который, пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи , две медведицы - Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют, Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Эта звезда изменит форму этого рисунка с буквы на стул. Вы нашли Кассиопею, леди на кафедре. Кассиопея была прекрасной королевой, которая любила напоминать своим подданным об этом. Но только после того, как она начала говорить, что она выглядит намного лучше, чем опекуны Нептуна, она оказалась в беде. Юпитер сидел на стуле и помещал ее в небо в таком положении, что в течение полугода, когда вы смотрите на север, вы увидите стул вверх дном; Кассиопея должна бороться, чтобы оставаться на своем стуле, или сначала приземлиться на Землю.

Через некоторое время было решено отправить мужа, Цефея, в небо, чтобы сохранить свою компанию. Он очень тусклый клоун, расположенный прямо рядом с ней. Просто нарисуйте линию от двух звезд в нижней части каждой ступни, чтобы найти его. Возвращаясь к двум звездам-указателям Большой Медведицы, на этот раз они только поднимаются на одно расстояние от них. Звезда, которую вы находите, - это конец Драко, Дракона. Если вы видели фильм «Драконье сердце», вы могли бы увидеть созвездие, как оно расположено в небе.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери .В шаманских гимнах Долон эбурген - податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори . Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии - Масане , быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае ). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды ), который гонится за похитителем.

Начиная с Большой Медведицы, это мифическое животное следует за кривыми обоих кувшинов, с головой кривоватой площади, астеризмом «Лёгцемент», верхом на себя. Там также очень темная часть северного неба, которая сначала, казалось бы, не имела бы никаких звезд. Время от времени кажется, что у наших предков были уникальные чувства юмора. Несомненно, самый знакомый звездный рисунок во всем небе - это семь звезд, которые составляют форму, которую в народе называют Плугом или Большой Медведицей, частью третьего по величине созвездия, майора Урсы, Великого Медведя.

Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо - и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество, не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

Семь звезд образуют крупу и хвост медведя, а остальная часть животного состоит из более слабых звезд. Например, в «Одиссее» мы читаем, что Одиссей держал великого медведя слева от него, когда он плыл на восток. Аратус говорит нам, что медведей также называли вагонами или горами, и в одном месте он упомянул фигуру майора Урсы как «вагон-медведя», чтобы подчеркнуть свою двойственную идентичность. Гомер в «Одиссее» упоминал «Великий Медведь, которого люди называют Уэйн, который кружит напротив Ориона и никогда не купается в море», последняя фраза - это ссылка на его циркумполярный характер.

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет , "Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср.представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

Прилегающее созвездие Бётес было представлено как пастух медведя или водитель вагона. Согласно Гигину, римляне ссылались на Великого Медведя как на Сепентрио, что означало «семь волов плугов», хотя он добавил информацию о том, что в древние времена только две звезды считались волами, а остальные пять составляли вагон.

В мифологии Великий Медведь отождествляется с двумя отдельными персонажами: Каллисто, любовником Зевса; и Адрастея, одна из нимфориков, которые кормили новорожденного Зевса. Чтобы усложнить ситуацию, есть несколько разных версий каждой истории, в частности, с участием Каллисто.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

Каллисто присоединилась к свите Артемиды, богини охоты. Она оделась так же, как Артемида, привязывая волосы белой ленточкой и прикрепляя ее тунику с брошкой, и вскоре она стала любимым охотничьим партнером Артемиды, которому она поклялась в похвале. Однажды днем, когда Каллисто положила свой лук и покоилась в тенистой лесной роще, Зевс увидел ее и был очарован. Он лежал рядом с ней и обнял ее. Прежде чем испуганная девушка смогла отреагировать, Зевс раскрыл свое истинное я и, несмотря на борьбу Каллисто, прошел с ней.

Зевс вернулся на Олимп, оставив позористую Каллисто едва ли противостоять Артемиде и другим нимфам. В жаркий день несколько месяцев спустя охотничья вечеринка подошла к прохладной реке и решила искупаться. Артемис отстранился и повел их, но Каллисто откинулась назад. Когда она неохотно разделись, ее продвигающаяся беременность была наконец раскрыта. Она нарушила клятву целомудрия! Артемида, скандально, изгнала Каллисто из ее глаз.

У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское "nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз".

Хуже того, когда Каллисто родила сына, Аркас. Гера, жена Зевса, не спешила осознать неверность своего мужа и теперь решила отомстить своему сопернику. Оскорбляя оскорбления, Гера схватила Каллисто за волосы и вытащила ее на землю. Когда Каллисто лежала под землей, темные волосы начали прорастать с ее рук и ног, ее руки и ноги превратились в когти и ее прекрасный рот, который поцеловал Зевс, превратился в зияющие челюсти, которые произносили рычание.

В течение 15 лет Каллисто бродил по лесу в форме медведя, но все же с человеческим умом. Когда-то сама охотящаяся, ее преследовали охотники. Однажды она встретилась лицом к лицу со своим сыном Аркасом. Каллисто узнала Аркаса и попыталась приблизиться к нему, но он в страхе отступил. Он бы прогнал медведя, не зная, что это была его мать, если бы не вмешался Зевс, отправив вихрь, который перенес их на небеса, где Зевс превратил Каллисто в созвездие Урса-майор и Аркас в Бётес.

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток. Так же в индии существует легенда о Полярной звезде и Семи мудрецах (Большой медведице)

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен» , беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах: Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося. Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождаетися целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы : извесны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавица» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и малой медведицы) у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяде – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно этот миф дублировался у многих северных народов.