Бури на Солнце

Можно ли сдать временное убежище. Получение рвп после временного убежища. Отказ в продлении

Поделится в соц. сетях:


Суть предоставления временного убежища на территории РФ

Предоставление временного убежища на территории РФ со стороны Правительства РФ является формой защиты мигрантов от преследований по политическим, расовым и другим признакам на территории иностранного государства, откуда они прибывают. Для получения временного убежища иностранцу должны присвоить определенный статус и выдать подтверждающий данный статус документ. О специфике предоставления временного убежища в России читайте в настоящей статье.

Потребность в получении временного убежища на территории РФ иностранные граждане испытывают в случае, если на территории их родного государства происходят какие-то политически значимые действия (военные, государственные перевороты и т.д.), вследствие которых:

  • Иностранного гражданина начинают ущемлять из-за его расовой принадлежности;
  • Иностранный гражданин начинает преследоваться за свою политическую точку зрения;
  • На иностранного гражданина оказывают давление за то, на каком языке он говорит;
  • Окружающая обстановка создает угрозу для жизни иностранного гражданина и членов его семьи, вследствие которой они не могут более оставаться жить на территории данного государства;

Вследствие потенциально возросшей угрозы собственной жизни и жизни членов своей семьи иностранные граждане начинают искать временное убежище на территории другого государства, в частности, на территории РФ.

Как принято называть иностранных граждан, которые ищут временное убежище? Как правило, их называют «политическими беженцами» или «политическими мигрантами».

Временное убежище также часто называют «политическим убежищем», так как мигранты вынуждены его использовать из политических соображений.

Какое гражданство должен иметь иностранный гражданин, который хочет найти временное убежище на территории РФ?

  • Гражданство иностранного государства, из которого он прибыл;
  • Вообще не иметь гражданство какого-либо государства;


Кто имеет право на получение временного убежища?

Правительство Российской Федерации закрепило список граждан, имеющих гражданство другого государства или не имеющих гражданства вообще, которые могут рассчитывать на предоставление временного убежища на территории РФ. К таким гражданам относятся:

  • Иностранцы, не имеющие оснований считаться «политическими беженцами», но имеющие право оставаться на территории РФ, не опасаясь подвергнуться процедуре административного выдворения или депортации по причине высокой вероятности быть убитыми на территории родного государства, из-за происходящих там военно-политических действий;

Этот пункт касается как иностранных граждан с гражданством другой страны, так и без него вообще.

  • Иностранцы, имеющие основания и возможность в получении статуса «политического беженца», однако, отказываются его принимать и просят предоставления временного убежища в России;

Отдельную категорию образуют беженцы, прибывающие с территории бывшей СССР, Украины. При оформлении статуса «политического беженца» и предоставлении временного убежища бывшие жители Украины могут воспользоваться некими льготами и получить убежище на территории РФ в ускоренном порядке, с предоставлением минимального пакета документов.

Куда обращаться?

Чтобы получить временное убежище на территории РФ, иностранный гражданин должен лично обратиться в региональное отделение Федеральной миграционной службы.

При этом он должен предоставить заполненное заявление и необходимый перечень документов.

Какие документы нужно подавать в Федеральную миграционную службу для получения временного убежища на территории РФ, читайте в следующем разделе.

При подаче документов в Федеральную миграционную службу для получения временного убежища на территории РФ, иностранный гражданин должен (исключительно в личном порядке) предоставить:

  • Заполненное заявление на предоставление временного убежища на территории РФ;
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт);

Это важно

Если информация в паспорте представлена на иностранном языке, то к оригиналу документа, удостоверяющего личность нужно приложить копию с переводом паспортных данных на русский язык. Кроме того, данный перевод должен быть нотариально заверен.

  • (При наличии) свидетельство о заключении брака;
  • (При наличии детей) свидетельство о рождении ребенка;

Перечень документов для получения временного убежища

Иностранные родители должны предоставить и другие имеющиеся на ребенка документы. Так, если ребенку уже исполнилось четырнадцать лет, в ФМС нужно предоставить паспорт ребенка.

Если у ребенка и у одного из его родителей отличаются фамилии, то в ФМС нужно предоставить документ, подтверждающий родственную связь ребенка и родителя.

  • Другие документы, которые позволяют гражданину прибыть в Россию и получить статус «беженца» и временное убежище на территории РФ;

После подачи документов работник миграционной службы самостоятельно сделает ксерокопии всех оригинальных документов, сверит паспортные фотографии и лицо, которое подает документы.

После идентификации личность и создания всех необходимых копий, оригиналы всех предоставленных документов иностранному гражданину возвращаются.

Внимание

Уплачивать государственную пошлину, по Закону, при подаче документов на временное убежище на территории РФ, не требуется. Требования сотрудников ФМС по её уплате следует считать незаконными.

Образец заявления

Помимо перечня необходимых документов, при обращении в ФМС по причине предоставления временного убежища на территории РФ, необходимо заполнить специальное заявление.

Образец бланка заявления можно получить в отделении Федеральной миграционной службы по месту обращения или скачать ниже и заполнить его заранее.


Образец заявления

Заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ имеет следующую структуру:

  • В правом верхнем углу прописывается «Приложение №1 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 № 81;
  • Далее, посередине, прописывается название документа «Заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»;
  • В левой части заявления указываются реквизиты ФМС: дата, наименование территориального органа ФМС России, должность, фамилия и подпись должностного лица, который принимает заявление от иностранного гражданина;
  • В правой части указывается полное наименование территориального органа ФМС России;
  • Основную часть иностранный гражданин заполняет от первого лица, с указанием своей фамилии имени, отчества (при наличии), даты и места рождения. В этой части прописывается просьба предоставить временное убежище на территории Российской Федерации;
  • Далее указывается гражданская принадлежность определенному иностранному государству или, если у иностранца вообще нет гражданства, страну прежнего проживания;

Если иностранный гражданин, помимо себя, просит о предоставлении временного убежища на территории РФ членам своей семьи, то в заявлении прописывается «Со мной прибыли…» и перечисляются все несовершеннолетние члены семьи (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, степень родства с заявителем);

  • В завершающей части заявления иностранный гражданин прописывает, что он и члены его семьи ознакомились с правами и обязанностями, установленными Федеральным Законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 “О беженцах”;

Кроме того, в заявлении нужно указать, заполнялось ли заявление с переводчиком/без него. Если оно заполнялось с переводчиком, то нужно прописать фамилию, имя, отчество специалиста по переводам.

  • В самом конце заявления нужно проставить личную подпись и дату составления заявления;

А также подпись переводчика, если иностранный гражданин прибегнул к его помощи.

Нюансы подачи документов на предоставление убежища

  • Все документы вместе с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ должны подавать в ФМС лично иностранным гражданином, который хочет получить убежище;
  • Если иностранный гражданин не говорит по-русски, в ФМС должны предоставить специалиста по переводам;

Сам иностранец искать переводчика не обязан.

  • Подать документы и заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ в режиме «Онлайн» нельзя;
  • Требовать убежища могут иностранцы, не вставшие на миграционный учет на территории РФ;
  • После подачи документов работником миграционный службы проводится опрос и собеседование с мигрантом, с целью выяснения деталей и мотивов прибытия на территорию РФ и действительной необходимости получения временного убежища;
  • После подачи документов, проведения собеседования и опроса, иностранный гражданин получает временный документ, подтверждающий законное право мигранта пребывать на территории РФ до получения свидетельства о предоставлении временного убежища на территории России;
  • Срок вынесения решения о предоставлении временного убежища — девяноста дней;
  • В случае удовлетворения заявленной в заявлении просьбы гражданин получает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России;

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России


Свидетельство о предоставлении временного убежища

Данный документ является аналогом документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, который получил временное убежище на территории РФ и статус «политического беженца». Выдача свидетельства имеет следующие особенности:

  • Работники Федеральной миграционной службы должны произвести выдачу в течение двадцати четырех часов с момента удовлетворения ходатайства иностранного гражданина о предоставлении временного убежища;
  • Срок действия свидетельства — не более двенадцати месяцев;
  • При предоставлении свидетельства иностранный гражданин должен предоставить в ФМС четыре личные фотографии формата 3,5 на 4,5 (черно-белые или цветные);

Снимки должны быть четкими, сделанными незадолго до выдачи свидетельства.

  • Документ выдается лично заявителю «на руки»;
  • После получения свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации иностранный гражданин должен, в обязательном порядке, встать на учет;
  • По истечению срока действия свидетельства, иностранный гражданин может повторно обратиться в Федеральную миграционную службу с требованием о продлении срока действия данного документа;

Обратиться с такой просьбой иностранец должен не позднее, чем за тридцать дней до момента истечения срока действия предыдущего свидетельства.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации 2 ;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ 3 ;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Справка

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Нестабильная политическая ситуация в собственном государстве становится ключевой причиной того, что иностранные граждане начинают искать укрытия в других державах. Нередко посылом к такому поступку выступают языковые или религиозные гонения, военные действия. Но суть явления одна – иностранец боится оставаться в своей стране. Одной из форм защиты таких лиц является временное убежище.

Подобный способ защиты доступен для любого иностранца или лица без гражданства, нуждающегося в укрытии от правительства своей родины или иных обстоятельств, не позволяющих вернуться на ее территорию. Временное убежище – это право указанных категорий временно находиться на территории Российской Федерации.

Получить подобный статус представляется возможным в двух ситуациях:

  1. Иностранец, претендует на оформление беженства, однако предпочитает получить убежище.
  2. Основания для признания гражданина беженцем отсутствуют, однако он не может быть выдворен из России по гуманным соображениям. К этим соображениям относятся:
    1. Тяжелое состояние здоровья мигранта и отсутствие возможности получить медицинскую помощь на родине.
    2. Наличие реальной угрозы жизни: бушующая эпидемия, голод, военное положение.

Временное убежище для украинцев наделено особым статусом и его получение в настоящее время происходит в упрощенном режиме. Главное условие выдачи – до пересечения границы с Россией украинец постоянно проживал именно на Украине.

Решение о предоставлении укрытия для украинских мигрантов принимается в течение трех рабочих дней . Даже если они прибыли без документов, удостоверяющих личность, от сроков отходить запрещено. Специалисты отделения УВМ (ФМС) должны установить их личность и вынести окончательный вердикт именно в трехдневный период.

Ещё одна льгота для жителей этой страны – возможность участия в распределении по субъектам российской Федерации. Для этого им предлагается заполнить дополнительную анкету.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.

За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.

Как получить ВУ

С заполненным заявлением установленной формы следует направиться в отделение Федеральной миграционной службы. Если самостоятельно внести информацию не удалось, можно это сделать сразу на месте. Кроме ходатайства, в комплект документации входят:

  1. Национальный паспорт.
  2. Результат дактилоскопического исследования.
  3. Свидетельства о браке и рождении детей, если мигрант прибыл с семейством.
  4. Четыре фотокарточки.

После проверки всего пакета документов уполномоченным сотрудником начинается процесс заполнения анкеты. Специалист делает это самостоятельно, иностранцу остается лишь отвечать на вопросы. Если заявитель не владеет русским языком, ему должны быть предоставлены услуги переводчика. После внесения необходимых сведений анкета перечитывается на предмет уточнений. Затем иностранный гражданин ставит на ней свою подпись. С этого момента начинается процесс рассмотрения заявки.

Оригинал национального паспорта остается в ГУВМ (ранее УФМС). Взамен удостоверения личности гражданам выдается справка, подтверждающая их законное нахождение на территории страны.

Сроки и стоимость

Длительность принятия решения может достигать трех месяцев, но не должна превышать этот срок. В течение указанного промежутка проверяется не только личность ходатайствующего, но и устанавливается серьезность оснований для выдачи убежища.

Никаких плат за подачу ходатайства не предусмотрено . Дополнительным условием является прохождение медицинского освидетельствования иностранцем и членами его семьи. На это дается десять дней после сдачи комплекта бумаг. Один экземпляр освидетельствования направляется в ГУВМ (УФМС), второй остается у мигранта.

Выдача свидетельства

За принятием положительного решения следует получение документа, подтверждающего факт выдачи ВУ. Им является свидетельство о предоставлении временного убежища. Оно заменяет национальный паспорт, который так и остается на хранении в миграционной службе.

Именно этот факт и смущает иностранцев при ходатайстве на такой защитный статус. Многие лица отказываются от него именно из-за сдачи паспорта. Выехать за пределы страны без него они не смогут. Отъезд за пределы РФ даже на один день карается лишением ВУ.

Свидетельство выдается лично в руки мигранту. Ребенок до 14 лет вписывается в документ родителей. На них также потребуются фотографии, по две на каждого. С 14-летнего возраста детям выдается собственное удостоверение. Процедуру заполнения анкеты и собеседование они проходят наравне со взрослыми.

После получения удостоверения гражданин обязан встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Продление

Свидетельство выдается на один год. Продление возможно на аналогичный промежуток времени, причем неограниченное количество раз. Эта услуга оказывается также после подачи соответствующего заявления в миграционное отделение.

Обратиться с ходатайством о продлении длительности удостоверения следует не менее, чем за один месяц до окончания срока годности действующего документа. Пошлин и других плат за оказание услуги не предусмотрено.

Полученные права

Обладатель такой государственной защиты вместе с документом получает ряд правомочий. Конечно, этот статус далек от гражданства, но стандартными правами иностранец может воспользоваться. В их перечень входят такие действия:

  1. Получение бесплатной медицинской помощи наряду с оформлением полиса.
  2. Обучение в любых учебных заведениях, посещение детского сада.
  3. Получение услуг переводчика не только при подаче ходатайства на ВУ, но и в дальнейшем.
  4. Трудоустройство без оформления разрешения на работу и других сопутствующих бумаг. При этом мигрант имеет право на помощь в поиске рабочего места.
  5. Получение материальной поддержки, размер которой устанавливается для каждого российского региона в отдельности.

Тот, кто проживает по свидетельству ВУ, может претендовать на разрешение на временное проживание (РВП) или на вид на жительство (ВНЖ) .

В каких случаях можно лишиться ВУ

Утрата статуса происходит в следующих случаях:

  1. Обстоятельства, которые мешали гражданину проживать на своей родине, были устранены. Например, были прекращены военные действия.
  2. Мигрант получил статус ВУ или гражданскую принадлежность в иной державе.
  3. Он покинул хотя бы на один день пределы РФ. В этом случае при возвращении в Россию ему придется весь процесс начинать заново с момента подачи прошения, и не факт, что ВУ снова одобрят.

Лишение и последующее выдворение иностранца происходит если:

  • Он был осужден за преступление, совершенное на российской территории.
  • При подаче ходатайства сообщил о себе ложные сведения, предоставил поддельные бумаги.

Статус беженца

Нередко предоставление ВУ путают с беженством. Однако статус беженца имеет ключевое отличие от предыдущего в том, что беженцем может быть признан тот, кто подвергается личностному преследованию. В ситуации с ВУ лично конкретного иностранца никто не преследует. Он сам вправе выбирать, на что подавать ходатайство – на временное убежище или статус беженца, однако стоит учитывать возможность предоставления доказательств для каждого конкретного случая.

Будущий беженец для получения соответствующего удостоверения должен обратиться в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС), где ему будет предложено написать прошение о присвоении статуса . В перечень другой документации, которая предъявляется в обязательном порядке, входят:

  1. Национальный паспорт.
  2. Одно фото.
  3. и опросный лист.
  4. Лист с результатами дактилоскопии. Прохождение процедуры возможно на месте.

Удостоверение беженца выдается на три года. Существует возможность дополнительного продления на один год.

Права

Беженцы могут получать бесплатную медицинскую помощь, оформив соответствующий полис. Владелец удостоверения наделяется возможностью обучения в любых заведениях, в том числе, и в муниципальных детских садах. Для трудоустройства не нужно оформлять никаких дополнительных разрешений.

Материальные блага доступны таким жителям только в плане ночлега и питания. Полноценное содержание со стороны государства не предусмотрено. Ряд категорий может претендовать на единоразовые выплаты. К ним относятся:

  • Матери-одиночки, чьи дети не достигли трехлетнего возраста.
  • Инвалиды, пребывающие в РФ без других членов семейства.
  • Одинокие пенсионеры.
  • Многодетные семьи, где более трех детей и все они не достигли совершеннолетия.

Размер таких выплат зависит от региональной принадлежности.

Обязанности

Трудящиеся беженцы платят налоги наравне со всем остальным населением. Если срок рабочего контракта выше шести месяцев, то делаются отчисления и в Пенсионный фонд. При переезде в иной город, беженец обязан уведомить органы миграционного учета об этом.

При ходатайстве на любое положение стоит учесть, что иностранцы, получившие любой тип укрытия на российской территории, должны содержать себя самостоятельно.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • предоставления политического убежища;
  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища» .

Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 7 ноября 2017 г. № 838 .

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу - до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца . Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ . Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище - это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления - до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища.

Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда - они могут работать без получения специального разрешения.

Ознакомиться со статистическими данными в части касающейся предоставления иностранными гражданами и лицами без гражданства убежища на территории Российской Федерации можно в разделе "Предоставление убежища в Российской Федерации.