Природа и климат

О бюджетной политике в годах. Пенсионное обеспечение – понемногу прибавляем

Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, заведующий кафедрой РАНХиГС, доктор экономических наук

Начало нового финансового года всегда вызывает желание критически оценить год уходящий. 2017-й и для федерального, и для региональных бюджетов выдался непростым, но все же более позитивным, чем мог бы быть.

Возвращение к трехлетнему бюджету

Помню, что федеральный бюджет на 2017 год принимался буквально с колес. Мы, члены Общественного совета при Минфине России, тогда отметили в качестве пожелания-замечания, что вносить почти одновременно на рассмотрение проекты Основных направлений бюджетной и налоговой политики на следующую трехлетку и самого федерального бюджета неверно.

Во многом сложности с выработкой новых направлений бюджетной политики были тогда связаны с тем, что важнее других представлялось само возвращение к трехлетнему бюджетному планированию, что должно было способствовать снижению уровня неопределенности и обеспечить большую прогнозируемость макроэкономических условий и условий ведения бизнеса. Ведь федеральный бюджет на 2016 год, так же как и бюджеты 67 субъектов Федерации, из-за экономического кризиса был принят в однолетнем формате, но в 2017-м все регионы (за исключением Крыма и Севастополя) вернулись к планированию на трехлетний период.

Представляя проект федерального бюджета на 2017 год, Правительство РФ декларировало, что в условиях цены на нефть в 40 долларов за баррель дефицит не превысит 3%, а в 2018 и 2019 годах составит всего 2 и 1% ВВП соответственно. Цель бюджетной политики на 2017 год определялась как обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. Это должно было бы произойти, если бы достигалось целевое макроэкономическое равновесие, в том числе за счет низкой восприимчивости бюджета к колебаниям цен на нефть и низкой инфляции, а на микроуровне были бы устранены структурные дисбалансы и препятствия для развития, связанные с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью распределения ресурсов.

Федеральный бюджет принимался сложным, но реалистичным. Поэтому и поправки в него вносились лишь дважды, в июле и ноябре. Скорректированные объемы доходов федерального бюджета должны в итоге составить около 14,7 триллиона рублей, или 16% ВВП страны, а расходы - 16,7 триллиона рублей, или 18,2% ВВП. То есть даже в текущих непростых обстоятельствах удалось удержать дефицит федерального бюджета в размере 2,2% ВВП (меньше планируемого).

Внедрение госпрограмм и проектного подхода

Решать различные бюджетные задачи предстояло, как и ранее, через инструмент государственных программ, связывающий стратегическое планирование с бюджетным. После того как в 2016 году федеральный бюджет был впервые сформирован не только в разрезе государственных программ, но и подпрограмм и основных мероприятий, появилось ожидание, что в 2017 году бюджет будет полностью программным. Но нет, в программном разрезе было утверждено менее 60% расходов, поскольку и огромный (почти в 3,5 триллиона рублей) межбюджетный трансферт в Пенсионный фонд, и расходы на оборону, планировавшиеся в качестве отдельных госпрограмм, остались в непрограммной части. Поэтому задача, поставленная ранее в качестве целевого индикатора для Минфина России, о доведении доли программных расходов до 70% осталась невыполненной и не будет достигнута даже в 2018 году.

В то же время при увязке бюджета с программно-целевыми инструментами государственной политики в 2017 году возникла совершенно другая задача. Активное внедрение в систему государственного управления проектного подхода вызвало необходимость представления бюджета не только в программном, но и в проектном разрезе. Такую оперативную задачу в феврале 2017 года премьер-министр поставил перед Минэкономразвития России и Минфином России на Сочинском инвестиционном форуме. Да, распределение бюджетных ассигнований на утверждаемые правительством приоритетные программы и проекты также стало осуществляться, но и здесь процесс оказался пока незавершенным.

Законодательные изменения и новации

В целом в 2017 году бюджетное законодательство по-прежнему оставалось весьма изменчивым. Только в Бюджетный кодекс изменения и дополнения вносились восемь раз. Они касались и формирования нового бюджетного правила, связанного с изменением макроэкономических условий и исчерпанием средств Резервного фонда (в итоге он был объединен с Фондом национального благосостояния), и появления в бюджетном законодательстве публично-правовых компаний, и усиления в некоторых вопросах позиций Счетной палаты, и чисто технических корректировок, определяющих исполнение бюджетных обязательств в течение финансового года.

Пожалуй, самые крупные изменения касались межбюджетных отношений. Одной из наиболее значимых новаций 2017 года в этом вопросе стало подписание соглашений между Федерацией и регионами при предоставлении не только межбюджетных субсидий, но и дотаций (ранее такие соглашения заключались только с высокодотационными регионами). Даже само понятие дотаций в статье 6 Бюджетного кодекса пришлось корректировать, уточнив, что эти неокрашенные трансферты могут иметь «условия их предоставления». В итоге введенная только в 2017 году процедура уже неоднократно менялась. Но многое остается неопределенным до сих пор. Прежде всего, как и насколько можно и нужно применять достаточно жесткие меры бюджетного принуждения к не выполнившим условия данных соглашений регионам. В конце ноября вместе с принятием бюджета на 2018 год были приняты очередные изменения, в том числе связанные с приостановкой ряда положений, касающихся распределения дотаций регионам, включая и то, что распределение дотаций в федеральном бюджете на очередную трехлетку закрепляется только на один год.

Весьма важным оказалось и ужесточение процедуры распределения субсидий, которая формально стала осуществляться в начале финансового года, без затяжек этого процесса, и законодательное закрепление ряда требований к расчету самих субсидий. Например, появилось обязательство учета в методике распределения субсидий уровня расчетной бюджетной обеспеченности регионов. Позднее были сделаны уточнения, что именно не должно быть распределено между регионами до начала февраля текущего года. Но важнее, наверное, другое - эксперты, да и представители органов власти последние годы неоднократно заявляли о необходимости консолидации различных мелких субсидий в более крупные. В 2017 году это частично произошло, но в незначительных объемах. По-прежнему сохраняется множество видов субсидий и иных межбюджетных трансфертов, администрирование которых иногда «съедает» все выгоды их целевой значимости для региона.

Наконец, звучной новостью 2017 года для многих регионов стала информация с президиума Госсовета, состоявшегося в Ульяновске, где Президентом РФ была анонсирована программа реструктуризации государственного долга регионов. Правила проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов РФ перед Федерацией по бюджетным кредитам были утверждены в конце сентября. Фактически федеральный центр, признав, что многие регионы не смогут самостоятельно справиться с погашением имеющегося у них государственного долга, предложил им многолетнюю программу действий, подразумевающую и оздоровление системы государственных финансов, и совместные действия по оптимизации расходных обязательств. В результате жестких, иногда даже болезненных мер госдолг субъектов РФ в 2017 году не увеличивался, а даже немного сокращался. К началу декабря он составлял чуть более 2,1 триллиона рублей, долг муниципальных образований - 340 миллиардов рублей.

Новые направления трехлетки

Что касается бюджетной политики в целом, то еще весной 2017 года законодательно было установлено, что основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики впредь будут представлены одним документом, это было реализовано уже осенью. Новые основные направления в этой связи стали похожи на огромный аналитический документ со множеством терминов и принципов, как мне кажется, ранее вообще не применявшихся в лексике финансовых органов. Целый раздел основных направлений на 2018–2020 годы посвящен, например, «обеспечению межрегиональной инклюзивности». Мы узнали, что у бюджетных правил появляется «новая конструкция», а при работе с компаниями с государственным участием возникает «вмененная субсидия», ранее нигде и никогда не учитываемая. Собственно, цель бюджетной и налоговой политики на очередную трехлетку вновь заключается в обеспечении сбалансированного развития страны и расширении потенциала отечественной экономики.

Сам федеральный бюджет на 2018 год принят с дефицитом 1,3% ВВП. Ожидается, что его доходы составят 15,3 триллиона, а расходы - 16,5 триллиона рублей. Сложнее будет ситуация с бюджетами в большинстве регионов, но и обновленные правила распределения межбюджетных трансфертов, и запуск программы реструктуризации регионального долга, и собственно ожидаемый полноценный выход из экономического кризиса дают надежду, что 2018 финансовый год будет успешнее предыдущего.

Основные направления бюджетной политики

При подготовке основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также государственных программ города Москвы (далее – государственные программы).

Разработка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась с учетом итогов реализации бюджетной политики в предыдущий период.

Основными целями бюджетной политики в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов являются:

Обеспечение устойчивости и стабильности бюджетной системы города Москвы;

Безусловное выполнение действующих и принимаемых обязательств;

Социальная направленность бюджета;

Сохранение высокой доли бюджета развития.

Совершенствование межбюджетных отношений с внутригородскими муниципальными образованиями в городе Москве;

Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса .

В части доходов бюджета города Москвы приоритетным направлением будет являться сохранение положительной динамики поступления доходов и повышение доходного потенциала бюджета города Москвы.

В плановом периоде необходимо обеспечить последовательное наращивание темпов экономического развития, в том числе за счет стимулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов . Этому будет способствовать действующая система налоговых преференций, установленных для организаций, осуществляющих инвестиции в приоритетных для Москвы видах экономической деятельности, в том числе в отношении участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Развитию доходного потенциала бюджета города Москвы будут способствовать расширение с 2016 года сферы применения патентной системы налогообложения за счет новых видов деятельности и дифференциация размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового доходов с учетом решений, принимаемых на федеральном уровне в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников («самозанятые»).

Будет продолжена работа по совершенствованию налоговой системы города Москвы в целях усиления роли региональных и местных налогов в формировании доходной части бюджета города.

В рамках реформирования налогообложения имущества организаций предусмотрено дальнейшее расширение перечня объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости, в результате отмены или снижения критерия площади для отдельных видов экономической деятельности с учетом видов разрешенного использования земель, на которых размещены объекты налогообложения. При этом, исходя из сложившихся условий на рынке коммерческой недвижимости , снижены темпы роста ставок налога на имущество организаций по названным объектам.

В отношении налогообложения имущества физических лиц предусматривается выравнивание уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков в отношении торговых и офисных объектов города Москвы, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы о от 28 ноября 2014 года «Об определении перечня объектов недвижимого, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень), а также по гаражам, машино-местам и апартаментам, расположенным в зданиях, включенных в Перечень.

В составе дефицита предусмотрено привлечение заемных ресурсов на внутреннем рынке в объеме 25 699,5 млн. рублей. Фактический объем заимствований будет определен в ходе исполнения бюджета города Москвы

В 2018 и 2019 годах в составе источников финансирования дефицита заимствования не предусмотрены.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений с внутригородскими муниципальными образованиями в городе Москве в 2017 – 2019 годах сохранит направления, реализуемые в предыдущие годы:

Обеспечение сбалансированности бюджетов внутригородских муниципальных образований, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам , а также стимулирования увеличения доходной части местных бюджетов;

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий и софинансирование полномочий внутригородских муниципальных образований.

Бюджетная политика в сфере указанных межбюджетных отношений будет способствовать повышению финансовой самостоятельности, обеспечению устойчивого развития внутригородских муниципальных образований, и, соответственно, социально-экономическому развитию города Москвы, улучшению условий жизни населения.

Продолжится реализация принципа открытости и доступности информации о бюджетном процессе. Будет продолжено совершенствование, наполнение и развитие функционала портала Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы».

Основные направления налоговой политики
на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

Основные направления налоговой политики подготовлены с целью составления проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Основные направления налоговой политики призваны обозначить приоритеты в развитии налогового законодательства на трехлетний период с целью определения доминирующих налоговых условий деятельности в различных отраслях бизнеса, а также в сфере имущественного налогообложения в городе Москве.

Налоговая политика в 2017-2019 годах будет строиться на основе преемственности заложенных в предшествующие годы базовых принципов и условий налогообложения, а также обоснованного распределения налоговой нагрузки между секторами экономики и категориями налогоплательщиков.

При этом главными целями, на достижение которых будет направлена налоговая политика, останутся обеспечение устойчивости бюджета города Москвы на основе стабильности налоговой базы.

В этой связи главными направлениями налоговой политики в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов являются:

1. Создание условий для развития малого бизнеса.

Практика применения патентной системы налогообложения в городе Москве доказала популярность в среде индивидуальных предпринимателей данного налогового режима, а также его эффективность с позиций роста бюджетных поступлений и простоты процедуры налогового администрирования.

Увеличение в бюджете города Москвы поступлений налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения, и рост количества приобретаемых индивидуальными предпринимателями патентов свидетельствуют о правильности выбранной тактики, направленной на повышение привлекательности для предпринимателей патентной системы налогообложения и в конечном итоге на исключение фактов их уклонения от уплаты налогов.

Реализованные в городе Москве меры по развитию патентной системы налогообложения в 2015 году предусматривали расширение сферы ее применения за счет 15 новых видов предпринимательской деятельности и дифференциацию размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Дальнейшее совершенствование патентной системы налогообложения в 2017-2019 годах в рамках действующего федерального законодательства на региональном уровне подразумевает дифференциацию размеров потенциально возможного годового дохода с учетом фискальных возможностей различных видов бизнеса и территориальных условий его ведения в целях стимулирования предпринимательской активности и создания для нее наиболее благоприятных налоговых условий.

Совершенствование патентной системы налогообложения в 2017-2019 годах потребует также принятия решений на федеральном уровне, направленных на повышение востребованности патентной системы налогообложения среди индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников («самозанятые»).

2. Последовательное усиление роли имущественных налогов в формировании доходной базы бюджета города Москвы.

Устойчивость налогооблагаемой базы имущественных налогов относительно колебаний экономической конъюнктуры является важным фактором обеспечения стабильности налоговых поступлений в бюджет города Москвы, что создает предпосылки для системного совершенствования налогового законодательства города Москвы в данной области.

С 2016 года в законодательство города Москвы были внесены изменения, обусловленные фактически сложившимися условиями на рынке коммерческой недвижимости.

В частности, были снижены темпы роста ставки налога на имущество организаций в целях предоставления собственникам московской недвижимости возможности адаптироваться к экономическим реалиям.

Так, в 2016 году ставка для исчисления налога на имущество организаций по объектам недвижимости на основе их кадастровой стоимости была снижена с 1,5 % до 1,3 %, в 2017 году - с 1,8 % до 1,4 %, в 2018 году - с 2,0 % до 1,5 %, что существенно ниже максимально возможной ставки в размере 2,0 %, предусмотренной федеральным законодательством.

Одновременно выстроена система налоговых преференций, защищающая социально значимые отрасли экономики города Москвы. Введены льготы для агропродовольственных кластеров, организаций, занимающихся деятельностью по предоставлению дополнительных мер материальной поддержки пенсионерам, инвалидам, пожилым супружеским парам и т. п., а также для собственников объектов недвижимости, расположенных на пешеходных зонах, если такие объекты недвижимости используются для оказания услуг населению.

Внесение указанных изменений позволило уменьшить налоговую нагрузку на легальный бизнес в сложившейся экономической ситуации и обеспечить стабильные условия для организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.

Совершенствование имущественного налогообложения в 2017 году и последующих годах предусматривает дальнейшее расширение сферы применения кадастровой стоимости объектов недвижимости при налогообложении имущества организаций.

С 2017 года установлено налогообложение на основе кадастровой стоимости всех административно-деловых центров и торговых центров, расположенных на земельных участках , один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания независимо от площади таких объектов.

Кроме того, снижены критерия площади (с 2000 кв. метров до 1000 кв. метров) для отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Эти меры позволят продолжить курс на экономически справедливое перераспределение налоговой нагрузки в зависимости от реальной стоимости облагаемого имущества, а также на обеспечение стабильности бюджета и укрепление экономических основ города Москвы.

С 1 января 2015 года налогообложение имущества физических лиц в городе Москве осуществляется также исходя из кадастровой стоимости.
С целью недопущения роста налоговой нагрузки для отдельных категорий граждан на постоянной основе осуществляется мониторинг ее изменения в целях разработки мер по совершенствованию системы налогообложения имущества физических лиц.

3. Улучшение инвестиционного климата города Москвы.

С 2016 года законодательством города Москвы предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога для организаций, осуществляющих инвестиции в приоритетных для Москвы видах экономической деятельности. Разработанная система налоговых преференций направлена на поддержку действующих эффективных промышленных предприятий, инновационных компаний, новых инвестиционных проектов с целью развития промышленного потенциала, стимулирования развития высокотехнологичных производств, создания высокооплачиваемых рабочих мест, а также повышения инвестиционной привлекательности города Москвы.

В рамках дальнейшего улучшения инвестиционного климата будет отслеживаться процесс получения специальных статусов, обеспечивающих право на получение налоговых преференций, а также динамика налоговой нагрузки на компании, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных для города сферах.

4. Совершенствование механизма обложения торговым сбором.

Торговый сбор представляет собой фиксированный обязательный платеж для организаций торговли, который зависит от площади торгового объекта, вида торговой деятельности и места размещения.

Целью его введения является выравнивание уровня налоговой нагрузки на сопоставимые субъекты бизнеса и формирование условий для добросовестной конкуренции в сфере торговли. После введения с 1 июля 2015 года торгового сбора предприниматели, которые ранее не уплачивали налоги или уплачивали минимальную сумму налогов, теперь начали уплачивать торговый сбор.

В течение 2015 года процесс администрирования торгового сбора, включая формирование, обработку и передачу налоговым органам сведений об объектах осуществления торговли, был реализован и на практике продемонстрировал свою эффективность.

Система администрирования торгового сбора в Москве выстроена с учетом понимания нужд и потребностей предпринимательского сообщества. Она включает в себя ряд последовательных мер, стимулирующих к уплате – во избежание штрафных санкций. Для этого создана специальная межведомственная комиссия, в которую предприниматели могут обратиться в случае несогласия с включением их в список неплательщиков торгового сбора. Такой список опубликован на интернет-сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы и обновляется на регулярной основе.

Вместе с тем в законодательство города Москвы были внесены изменения, которые предусматривают широкий перечень льгот, включая торговлю с использованием вендинговых аппаратов, торговлю в отделениях почтовой связи , торговлю на ярмарках, отдельные виды разносной торговли. Кроме того, от уплаты сбора были освобождены кинотеатры, театры, цирки, музеи, планетарии , киоски «Печать», а также сопутствующая оказанию бытовых услуг торговая деятельность и торговая деятельность на территории агропродовольственных кластеров.

Дальнейшая работа в сфере обложения торговым сбором будет ориентирована на совершенствование процесса его администрирования. Кроме того, будет продолжена активная разъяснительная работа с предпринимательским сообществом о необходимости подачи уведомлений по торговому сбору, о правилах уплаты, о порядке получения льгот.

5. Налоговое регулирование трудовой деятельности иностранных граждан.

С 2015 года город Москва устанавливает размер регионального коэффициента, влияющего на стоимость патента, оплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

С 1 января 2016 года коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, на 2016 год и последующие годы установлен в размере 2,3118, что позволило приблизить величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к сумме налога на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13 % от средней заработной платы в тех отраслях экономики, в которых заняты иностранные граждане. Стоимость патента в городе Москве (размер фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц) составляет 4 200 рублей в месяц.

Для обоснования предложения о возможном изменении размера регионального коэффициента на 2017 год в настоящее время проводится анализ экономики и рынка труда города Москвы.

О том, как скажутся основные направления бюджетной политики на 2017 год, и какое они окажут влияние на жизнь простых граждан, говорить пока рано, но картинка уже проясняется. Практика показывает одно – в стране недостаточно средств на то, чтобы выполнить все обещания правительства. Перед выборами в Государственную Думу Ольга Голодец заявляла , но в итоге было решено остановиться на сумме 7500.

Наполняемость бюджета

Фактическое замораживание МРОТ сделано под предлогом заботы об индивидуальных предпринимателях, которым пришлось бы увеличить взносы во небюджетные фонды на 38%. Но никто не вспомнил о миллионе бюджетниках, которые так и не дождались обещанной прибавки зарплаты. Причина проста – нет денег. Подведение итогов 2015 года показало, что фактические расходы бюджета составили 15 620,3 млрд. рублей, а доходы всего 13 659,2 млрд. Дефицит чуть менее двух триллионов, то есть около 15%, при запланированной цифре 3%.

Причины такого положения дел не только в нефтяных котировках, методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет 2017 года учитывает и сокращение налоговых поступлений. Индекс промышленного производства по стране упал до 98% к предыдущему периоду. За 2016 год количество малых предприятий снизилось на 70 000 единиц. Дополнительную тревогу вызывает сокращение экспорта, который стал меньше на 15%.

Эти явления привели к тому, что доходная часть бюджета составит 13,436 трлн. руб. что ниже прошлогоднего показателя в абсолютных значениях, даже без учета инфляции. При этом расходы запланированы в размере 16,181 триллионов. Дефицит планируется закрыть за счет Резервного фонда, который в 2017 году будет исчерпан.

На что пойдут деньги

Если рассматривать, как планирование бюджета 2017 года отразится на отдельных гражданах, то видна очень четкая картина. В приоритете остаются малоимущие, пенсионеры и военные. Остальным государство предлагает справляться с проблемами самостоятельно.

Оборона – воевать не собираемся, но мышцы накачиваем

Определить точную сумму, которая пойдет на закупки вооружения, содержание армии, спецслужб и полиции, оказалось невозможным. Почти четверть бюджета, а именно 24%, распределено по секретным статьям расходов. В прошлом году эта цифра составляла 20%.

У нашего стратегического «партнера по спаррингу» США эта доля составляет 10% расходов. Хотя сопоставление абсолютных цифр не имеет смысла, ВВП России равен ВВП одного штата Калифорния.

Минфин РФ высказался за сокращение военных расходов на 1 трлн. руб., и его мнение было услышано. Номинальную сумму сократили с 3,84 до 2,88 триллионов, но рост закрытых статей на 800 млрд. почти компенсирует эту разницу. Так что за национальную безопасность переживать не стоит, она будет финансирована в полной мере. Не исключено, что заложенные в бюджет 2017 года будут выплачены из других источников. Например, из пенсий гражданских.

Медицина, или ужас-ужас

Суммарные сокращения медицинских расходов на 33% не говорит о том, что здоровье граждан правительство не волнует. Нет, в планах перераспределение нагрузки на региональные и муниципальные власти. Предложенная бюджетная политика на 2017-2019 год предлагает, что именно местные бюджеты возьмут на себя основную часть расходов.

Эти теоретические изыскания плохо подтверждаются практикой, на сегодня регионы закредитованы, а некоторые из них находятся на грани банкротства. Так, долг Амурской области почти сравнялся с ее годовым бюджетом.

Пенсионное обеспечение – понемногу прибавляем

Хотя рост абсолютных цифр на социалку показывает пристальное внимание правительства к нуждам стариков и инвалидов, радоваться пока рано. Около 5 триллионов, которые выделяются на эти цели, дает прибавку в 9% к цифрам прошлого года. Однако за 2016 год:

  • количество работающих граждан сократилось на 980 000;
  • число пенсионеров увеличилось на 540 000;
  • упали зарплаты, и как следствие – отчисления в ПФРФ;
  • выросла безработица с 5,5% до 5,8%;
  • накопленный дефицит Пенсионного фонда составил 1,6 трлн. рублей.

Ожидать хорошего уровня жизни не приходится. Правительство заменило индексацию разовой выплатой, что позволит хорошо сэкономить в будущем, переведя стариков в режим ожидания такого пособия.

Учителя, идите в бизнес

На цели образования дополнительно выделено 10 млрд. рублей, прибавка составила 2%. Если учесть инфляцию, которая в 2016 году приближается к 7%, то будет виден явный спад расходов. Хотя составление проекта бюджета на 2017 год и проходило под разговоры о подрастающем поколении, на практике ситуация далека от радужной. В проекте на 2018 года заложено дальнейшее повышение еще на 4%, после чего ожидается сокращение на 3 млрд.

Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила проект заморозки накопительной части пенсии на 2017–2019 годы, сообщил журналистам глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

«Бюджетная комиссия сегодня согласилась с параметрами федерального бюджета и нашего бюджета (бюджета ПФР. - RNS), в котором накопительная заморожена», - сказал журналистам Дроздов.

Минфин уже направил проект закона о заморозке накопительной части пенсии в Минтруд.

«Мы получили позавчера или вчера от Минфина проект з...

18:58

Минфин не планирует вводить крупные налоговые сборы с самозанятых граждан

Минфин проработает вопрос налогообложения самозанятых граждан по итогам предлагаемых трехлетних налоговых каникул, однако ведомство нацелено не на фискальные сборы, а на официальную регистрацию самозанятых для легализации данного сектора, сообщил журналистам замминистра финансов Илья Трунин.

«Мы хотим, чтобы самозанятые были в условиях не хуже, чем иностранные работники, которые могут сейчас платить патент 1 тыс. руб. в месяц и в пределах определенной суммы не сдавать декларации, (для них. - RNS) учет нужен только миграц...

18:19

Документы, которые вносятся в Госдуму вместе с бюджетом на трехлетку, будут рассматриваться на заседании правительства не только 13 октября, но и 20 и, возможно, 27 октября, сообщил на заседании трехсторонней комиссии в пятницу глава Минтруда Максим Топилин.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что до 28 октября весь бюджетный пакет должен поступить в Госдуму.

«Пройдем некоторые оставшиеся развилки, поработаем с теми документами, которые ложатся в основу идеологии бюджета и традиционно вносятся вместе...

16:35

Минфин ожидает стабилизации цен на нефть в долгосрочной перспективе на уровне $40–50

Министерство финансов России считает наиболее вероятным сценарием развития событий на нефтяном рынке стабилизацию цен на уровне $40–50 за баррель.

«Стабилизация нефтяных цен в долгосрочной перспективе на уровне $40–50 за баррель в постоянных ценах (2016 года) представляется наиболее вероятным сценарием», - говорится в проекте Основных направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2017–2019 годы, опубликованной на сайте комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Развитие технологий добычи нефти привело к изменению механизм...

16:30

Минфин: консолидация и снижение дефицита бюджета обеспечат равновесие экономики

Дефицит федерального бюджета в течение переходного периода должен соответствовать целевой траектории консолидации - сокращению дефицита на 1 п. п. ВВП в год - при стабильных ценах на нефть на уровне $40 за баррель. Об этом говорится в подготовленном Минфином проекте основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 годы, опубликованном комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

В соответствии с проектом документа, в 2017 году дефицит федерального бюджета составит 3% ВВП, 2% ВВП в 2018 году и 1% ВВП в 2019 году.

16:28

Минфин назвал относительно скромными потери ВВП в 2015 году

Итоги 2015–2016 годов продемонстрировали высокую способность российской экономики к адаптации, следует из проекта «Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Документ направлен Минфином в Госдуму.

«Несмотря на присущие отечественной экономике "жесткости", итоги 2015–2016 годов наглядно продемонстрировали ее высокую способность к адаптации при относительно скромных трансформационных потерях выпуска: ВВП в 2015 году сократился на 3,7% по сравнению с падением на 7,8% в 2009 ...

16:17

Минфин сообщил о необходимости обеспечения макроэкономического равновесия

Экономическая политика России должна обеспечивать макроэкономическое равновесие, которое подразумевает низкую зависимость от внешних факторов, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, направленных Минфином в Госдуму.

В документе отмечается, что на первый план экономической политики выходит обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики в непростых условиях повышенной подвижности внешней конъюнктуры.

<...>

15:57

Минфин запланировал снижение доли расходов на оборону до 2,9% ВВП в 2019 году

В 2017 году доля расходов на оборону снизится до 3,3% ВВП, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 годы. Документ опубликован комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

«В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2017 году основную долю расходов составляют расходы на социальную политику (13,5% ВВП), национальную оборону (3,3% ВВП), национальную экономику (4,4% ВВП), образование (3,6% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельно...

15:54

Минфин: решение о заморозке пенсионных накоплений на три года принято

Мораторий на перечисление накопительной части пенсии будет продлен на трехлетку 2017–2019 годов, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017-2019 годы. Документ опубликован комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

«Трансферт на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом принятия решения о продлении на 2017–2019 годы моратория на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования», - говорится в документе.

Ранее о планируемом продлении заморозк...

14:07

Медведев поручил внести проект бюджета в Госдуму до 28 октября

Пакет законопроектов о федеральном бюджете на 2017 и плановый период 2018–2019 годов должен поступить в Госдуму до 28 октября, сообщил на совещании в пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев.

В этом году в связи с выборами в Госдуму срок внесения бюджета в нижнюю палату парламента был перенесен на месяц позже - до 1 ноября 2016 года.

«Пройдем некоторые оставшиеся развилки, поработаем с теми документами, которые ложатся в основу идеологии бюджета и традиционно вносятся вместе с ним в Госдуму. Это Прогноз социально...

14:05

Правительство составило бюджет на 2017–2019 годы с учетом сохранения санкций

Проект федерального бюджета на 2017 и плановый период 2018–2019 годов сверстан с учетом сохранения антироссийских санкций в течение всего периода. Об этом на совещании в пятницу сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«При формировании проекта мы исходим из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки. В частности, из достаточно низкой траектории цен на нефть в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет и из возможного сохранения санкций до конца прогнозног...

Правительство и Министерство финансов, проанализировав опыт предыдущих периодов, решили вернуться к трехлетнему планированию бюджета, на что указывает принятый законопроект «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но, несмотря на все преимущества такого подхода, сложно спрогнозировать, удастся ли следовать изначально заложенным в проект параметрам и будет ли такая политика воспринята частным бизнесом в качестве сигнала, который свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике страны и безопасности инвестирования.

Доходы

Бюджетной политикой РФ на 2017-2019 годы предусмотрен дефицит поступлений, что будет обусловлено сокращением спроса на российский экспорт, снижением стоимости нефти и целым рядом других внешних факторов. Чтобы покрыть дефицит, правительство планирует наполнить бюджет путем мобилизации дополнительных доходов, предприняв такие меры:

  • завершение так называемого «налогового маневра», что повлечет за собой планомерный рост ставок по НДПИ на нефтепродукты, а также отмену экспортных пошлин. В рамках пилотного проекта будет внедрен налог на добавленный доход, что в среднесрочной перспективе поможет сбалансировать налоговую нагрузку в газовой и нефтяной отраслях;
  • увеличение с 25 до 50% минимального норматива дивидендов, начисляемых по акциям государственных компаний, что позволит нарастить объем поступлений по этим направлениям;
  • внедрение унифицированной базы для создания единой системы администрирования поступлений в бюджет. За счет этого можно будет снизить административную нагрузку и увеличить объем бюджетных доходов.

Расходы и бюджетные правила

Расходы будут формироваться в рамках бюджетной политики на 2017-2019 годы и правил, призванных снизить чувствительность системы к волатильности цен на мировых нефтяных рынках. В полную силу бюджетные правила заработают в 2020 году, в то время как период 2017-2019 гг. признан правительством как переходный, чтобы избежать шока от резкого сокращения государственных расходов.

В соответствии с предложением Минфина, к 2020 году расходы будут формироваться из трех компонентов:

  • базовый объем нефтегазовых доходов, который будет рассчитан при базовой цене нефти на уровне 40 долл./барр.;
  • объем нефтегазовых доходов, расчет которого будет производиться с учетом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития РФ;
  • расходы по обслуживанию задолженности. Для коррекции показателей в случае снижения прогнозного объема Резервного фонда до уровня 5% ВВП, предельный объем использования не будет превышать 1% ВВП.

Исходя из такой конструкции, можно сделать вывод, что бюджетная политика на 2017-2019 гг. призвана не только решить задачу денежно-кредитного регулирования, но и сократить долю прямого участия государства в экономике для чего запланирована поэтапная стабилизация налоговой нагрузки и масштабная приватизация.

Последние несколько лет росли расходы по трем основным направлениям (непроизводственным), что только способствовало «проеданию» бюджета: социальная политика (в первую очередь это пенсионные выплаты), национальная оборона и обслуживание долга. Новый подход предполагает сжатие объема расходов с повышением их эффективности для более рационального использования поступивших средств.

Предпосылки для изменения политики

В зависимости от ситуации на рынке, внешних факторов и показателей роста российской экономики, правительство и Минфин могут пересмотреть основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг., что может быть обусловлено такими факторами:

  • длительное время бюджет наполнялся преимущественно за счет сырьевых поступлений, что сдерживало или даже тормозило процесс перестройки экономики. Отсутствие устойчивого спроса и гарантированные рентные доходы только дестимулировали меры, призванные изменить структуру российской экономики. Но с 2015 года, когда объем перераспределяемой нефтяной ренты стал сокращаться, ситуация изменилась, что может создать предпосылки для изменения приоритетов при планировании бюджетных расходов;
  • основная цель бюджетной политики – это сокращение дефицита. Но при наличии резервов суверенных фондов можно было игнорировать такую проблему, несмотря на постепенное накопление негативных явлений (рост теневого сектора экономики, старение населения, нерациональная структура расходов, когда большая часть поступлений тратится на поддержку силового блока и социальные нужды и т. д.). Согласно прогнозам, в краткосрочной перспективе Резервный фонд может полностью исчерпать свой ресурс, что тоже должно подтолкнуть к пересмотру основных тезисов бюджетной политики;
  • проблема сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть перенесена на федеральный уровень, где нет резервов для поддержания устойчивости системы в целом. Текущая политика способствует наращиванию фискального разрыва, что в долгосрочной перспективе может вылиться в серьезные проблемы. Разработанные меры не решают, а только оттягивают проявление кризисных явлений, которые накапливаются по мере появления новых задач. Это прямой путь к увеличению разрыва между доходами и расходами, в то время как у государства все меньше источников финансирования для покрытия дефицита бюджета.

Главные задачи

Основные задачи бюджетной политики на 2019 год, которые нужно решить:

  • Преобразование налоговой системы путем фиксации налоговых условий;
  • Создание ресурса в экономике страны для финансирования новых проектов путем повышения НДС с 18 до 20% (в год в бюджет должно поступить более 600 млрд руб);
  • Отмена налога на движимое имущество;
  • Снижение административной нагрузки на предпринимателей путем отмены контроля трансфертного ценообразования;
  • Введение налога на профессиональные доходы путем вовлечения самозанятых предпринимателей в легальную деятельность;
  • Настроить инвестиционный вычет налога на прибыль путем снятия ограничения на его использование участниками КГН (Консолидированной группы налогоплательщиков).

При этом в 2019 году было отвергнуто правительством внедрение налога с продаж, отмена льготных ставок с НДС и др.

Председатель счетной палаты жестко критикует бюджет РФ 2017-2019 видео: