Природа и климат

Модульно компетентностный подход в образовании. Разработка государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода Образовательные программы основанные на модульно компетентностном под

Королева Наталья Алексеевна

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этой проблемы обуславливает внедрение и использование новых образовательных технологий и методов обучения, более гибких, адаптивных и профессионально направленных. Сегодня профессиональная компетентность работника не может ограничиваться только специальными, профессиональными знаниями и умениями. Более востребованным становится тот работник, который обладает социальной и коммуникативной компетентностью, то есть умеет эффективно сотрудничать в коллективе, решает профессиональные задачи, обладает информационной грамотностью, способен приобретать новые знания и умения. Для того чтобы получить выпускника, востребованного на рынке труда, необходимо знать: какой выпускник нужен работодателю, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать и т.д. Эта проблема и привела к необходимости значительного реформирования системы профессионального образования. Модульно-компетентностный подход направлен на создание модулей, каждый из которых формирует у обучаемого определенную потенциальным работодателем компетенцию. Совокупность модулей, направленных на формирование базовых (ключевых) и профессиональных компетенций составляют законченный курс подготовки по той или иной профессии. Компетентностный подход не является принципиально новым. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как В.В.Краевский, Г.П. Щедровицкий, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и их последователей. Однако данная ориентация нашла применение и развитие не в России, а за рубежом. Сегодня, реализуя компетентностный подход на практике, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к российским потребностям. Не следует противопоставлять компетентности знаниям, умениям и навыкам. Являясь более широким понятием компетентность включает в себя: - социальную, этическую, мотивационную т поведенческую составляющие; - результаты обучения (знания и умения); - систему личностно-ориентированных ценностей; - когнитивную и операционально-технологическую составляющие. Стратегия модульно-компетентностного подхода предполагает, что в основу содержания образования будут положены ключевые компетенции и профессиональные компетенции по данной профессии. Ключевые компетенции включают в себя следующие характерные признаки: - многофункциональность (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни и социуме); - принадлежность к метаобразовательной области (они междисциплинарны, надпредметны и применимы в самых различных ситуациях); - интеллектоёмкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки); - многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, инновационные и т.д.) Гораздо более сложная форма профессиональные компетенции. В книге А.К. Марковой «Психология профессионализма» профессионализм описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка, мотивы) и операционной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приёмы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества). Если в личностных качествах субъекта выделенные сфера оптимально соотнесены, есть основания говорить о профессиональной компетентности. Образовательные программы, выполненные в логике компетентностного подхода, должны описывать не только набор сведений, которым надо научить, но и совокупность приёмов, способов достижения ясного, однозначного и понятного всем субъектам образовательного процесса результата. В зависимости от целей, требований к объему и уровню образования на основе базовой программы составляются варианты индивидуальных программ и соответствующих структурных элементов. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих материалов, который состоит из проектов учебных занятий, системы заданий для самостоятельной работы обучаемых, системы вопросов для актуализации опорных знаний учащихся, системы вопросов для закрепления изученного материала и системы контроля знаний, умений и компетенций по каждому модулю. Модуль содержит набор информационных данных (стандартов), на основе которых проводится оценка каждого обучающегося в отдельности. Каждый модуль включает в себя: - результаты, которые обучающийся должен суметь продемонстрировать (элементы компетентности); - критерии, по которым справляющиеся обучающиеся отличаются от не справляющихся (критерии оценки деятельности): - заданные контексты, в которых обучающийся должен продемонстрировать усвоение (уровень). Одной из главных задач перехода профессионального образования на компетентностный подход является создание предпосылок для внешней итоговой оценки и аттестации компетенций выпускников не только самим учебным заведением, но и представителями работодателей, общества потребителей, профсоюзами, государственными центрами аттестации. Для решения этой задачи необходимо создание инструментария для диагностики профессиональных и специальных компетенций того или иного вида профессиональной деятельности. Одним из эффективных инструментариев диагностики и аттестации профессиональных компетенций является критериально-ориентированный тест. Данный вид тестирования широко используется профессиональными ассоциациями работодателей для внешней аттестации и сертификации специалистов. Существуют 2 вида критериально-ориентированных тестов. Тесты, ориентированные на область содержания, предназначены для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоил испытуемый. Квалификационные тесты применяют для определения в группе испытуемых квалифицируемых и неквалифицируемых в данной области. По результатам выполнения критериально-ориенитрованного теста выдается (или не выдается) соответствующий сертификат, который в европейских странах является обязательным приложение к диплому при приеме на работу.

Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества.

Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.

Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

В настоящее время успех процесса формирования информационной компетентности любого специалиста вообще и преподавателя, в частности, зависит от общеобразовательной компьютерной подготовки и гарантий высокой профессиональной мобильности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер именно в своей профессиональной сфере и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению новых информационных технологий. Речь пойдет об информационной компетентности, как о необходимой и достаточной значимой части профессиональной подготовки преподавателя специальных дисциплин и профессиональных модулей.

Формирование информационной компетентности преподавателя предполагает следующие этапы решения задач:

  1. Определение целей деятельности, т.е. постановка задачи.
  2. Целенаправленное применение знаний, умений и навыков в их
    строгом соответствии с проблемой, поставленной в данной задаче.
    3.Интерпретация промежуточных и конечных результатов.

Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного заведения и процесс освоения новых компьютерных информационных технологий на социальном уровне, следует отметить, что требования современного информационного общества к своим членам заключается, прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять. Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора, хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

Условием эффективной подготовки в области информационных

технологий является качественное приближение основных инструментов и

используемых в процессе обучения программных продуктов к

информационной среде будущего молодого специалиста. Проблема развития

информационной компетентности кроется как в области технических

способностей учебного заведения, так и в отсутствии необходимого

методического обеспечения.

Составляющие информационной компетентности могут быть выявлены

исходя из задач; видов профессиональной деятельности и квалификационных

требований к специалистам, учитывающих запросы работодателей и

ориентированных на международные стандарты, так как выпускник должен

выполнять не только все указанные в образовательном стандарте виды

профессиональной деятельности, но и быть готовым реализовать свой

личностный потенциал в условиях плавающих профессиональных границ.

Для обучения многим практическим навыкам наиболее эффективным

способом в системе СПО является модульно-компетентностный подход,

который обращает внимание на результативность образования, здесь главное не количество усвоенной информации, а способность студента действовать в

различных ситуациях. Сегодня, одной из наиболее приемлемых технологий

реализации компетентностного подхода в образовании рассматривают

модульное обучение, которое позволяет получить более качественное

профессиональное образование. Модуль - это относительно самостоятельная

единица образовательной программы, направленная на формирование

определённых профессиональных компетенций.

Ценность данного подхода в том, что он воспитывает умение самостоятельно учиться, развивать

способности студентов.

Концептуальной базой технологии модульного обучения являются теории

личности и мотивации; деятельности и ее субъекта; активности, познавательной деятельности и творчества; поэтапного формирования умственных действий; когнитивной эргономики.

Целью модульно-компетентносной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и

самостоятельности студентов. Главная идея этой технологии заключается в

создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения

студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много бальное оценивание успешности обучения студентов.

Мы считаем, что модульно-компетентносное обучение при условии его

правильного применения может являться средством формирования 2231

профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих

существенных признаков: модульности, компетентности и реитингования. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных

компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков - категорий, входящих в понятие «компетенция».

Индивидуализация обучения решает актуальную задачу - подготовку

специалистов, способных быстро подстраиваться к изменениям производства, принимать правильные и быстрые решения и решать поставленные задачи.

Учитывая направленность среднего профессионального образования на

подготовку специалистов среднего звена производства, необходимо знать

требования работодателей к качеству подготовки выпускников.

Сотрудничество образовательных учреждений с работодателями в оценке уровня сформированное профессиональных компетенций будущего

специалиста и определении требований к нему конкретного производства

является наиболее востребованным.

В Себряковском технологическом техникуме реализуются принципы модульного обучения: используются активные методы обучения,

широко применяются информационные технологии, студент сам принимает

решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом

обращается на индивидуальность студента;

При подготовке студентов по специальности: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

студенты при выполнении дипломных и курсовых проектов активно используют программу Компас 3d.

Студентами выполняются лабораторно - практические работы, курсовые работы, в ходе которых они применяют навыки работы на компьютере с различными программами изучая их на уроках «Информационных технологий». В лабораториях техникума создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников.

В настоящее время назрела острая необходимость не просто давать

студентам знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания, используя современное информационное пространство. В результате будущие специалисты быстро и легко адаптируются в любой

профессиональной среде, что гарантирует их востребованность на рынке труда.

Для достижения целей учебно-воспитательного процесса педагогики

должны владеть технологиями формирования компетенций и

профессиональной культуры будущих специалистов и быть профессионально

компетентными.

Анализ состояния проблемы и результаты внедрения технологии

формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательный

процесс, а также учет требований работодателей к будущему специалисту

показали необходимость учета ряда особенностей, определяющих

организационные и психолого-педагогические условия подготовки специалиста с позиций компетентностного подхода:

Возрастание роли личностных качеств профессионала, которые в свете

изменения требований современного высокотехнологичного производства к

подготовке специалиста выступают не только в качестве основы

профессиональной культуры, но и в качестве средства освоения

профессиональной среды;

Активизация деятельности студента, направленной на освоение

профессиональных компетенций;

Формирование опыта профессиональной деятельности с целью

интеграции теоретической и практической подготовки;

Направленность деятельности педагога на создание условий для полноценной самостоятельной работы студентов;

Создание электронного учебно-методического комплекса и

педагогической технологии, отвечающих особенностям компетентностного

подхода в формировании ключевых и профессиональных компетенций, а также профессиональной культуры выпускника системы СПО.

Внедрение компетентностного подхода в систему СПО позволит в

значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе.

Выделение компетенций в содержании учебных дисциплин определяет ориентиры в отборе тех знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые наиболее значимы для формирования профессиональных и ключевых компетенций будущего специалиста.

Целями использования в обучении информационных технологий являются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • возможность дать студенту так много учебного материала, как только он может усвоить;
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Проведя анализ литературы по данной теме исследования и, исходя из личного опыта, считаю, что преподаватель спецдисциплин должен:

  • овладеть базовыми знаниями в области информатики, иметь представление об информации, способах ее обработки, хранения, передачи; - иметь представление об устройстве компьютера, уметь выбирать и загружать программное обеспечение в оперативную память, ориентироваться в различных операционных системах;
  • знать основную терминологию, относящуюся к использованию информационных технологий в обучении,
  • уметь работать с текстовыми, графическими и музыкальными редакторами, электронными таблицами и базами данных и знаний, другим прикладным программным обеспечением;
  • уметь анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообразности их использования в учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности.

Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах

образовательного процесса будут формироваться необходимые

профессиональные компетенции будущих специалистов технического профиля.

Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно

сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать

комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:

Возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных

методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой

программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);

Формирование готовности студентов к самостоятельному выполнению

практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем

методические указания и пособия или электронные учебники, поиск

информации в сети Интернет;

Применение компьютера при диагностике результатов обучения

(использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного

материала).

На основе вышесказанного можно сформулировать основные тенденции,

заложенные в основе компьютерных учебных технологий:

Развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности,

ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными

способами;

Формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность,

саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также

программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя

увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности

решения поставленной задачи;

Порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие

студента в происходящем. Он является активным участником процесса

обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов;

Формирование и развитие креативного мышления, позволяющего

развивать пространственное воображение и модельное видение, что особенно

важно при обучении студентов технических колледжей.

Таким образом, практически каждая дисциплина среднего

профессионального образования должна использовать компьютерные

технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения

подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить

эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно

трудного для усвоения студентами материала.

ВЫВОД

Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь

представление о том, какие компетентности они должны развивать и

формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень

самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять

самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества

личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования

профессиональной культуры.

Одним из основных составляющих профессиональной компетентности

современного специалиста является информационная компетентность,

предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать

современное программное обеспечение, предназначенное для решения

профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с

использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист

должен обладать определёнными личностными качествами, быть способным к самообучению, чтобы соответствовать уровню развития информационных

технологий. Все перечисленные требования к подготовке специалиста должны быть реализованы в процессе преподавания дисциплин информационной направленности.

Новые информационные технологии являются сегодня неотъемлемой

составляющей развития высшей профессиональной школы, всей системы

образования в целом. Овладение этими технологиями является важнейшей

составляющей становления профессионала, в том числе и его коммуникативной

компетенции. В этом смысле они, как правило, рассматриваются с позиции

освоения компьютерной техники, формирования навыков работы с

библиотечными фондами и поиска необходимой информации, в том числе и в СМИ.

Новые информационные технологии позиционируются как метод,

отвечающий главным образом за формирование информационной культуры.

Функционирование современного профессионального учебного заведения

невозможно без построения образовательного процесса, адаптированного к

жизни в постиндустриальном обществе, создания условий для максимально

возможного развития личности, встраивания средств НИТ в учебную

деятельность, поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного

процесса в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа

4. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

5.. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

6. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.

7. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

8.. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62.

9. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 21–35.


Разделы: Администрирование школы

В настоящий период при определении подходов к формированию модели государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения широко используется педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта, международных тенденций развития профессионального образования в части внедрения новых подходов к стратегии развития образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, единой международной рамки квалификации; проводится анализ подходов, действующих стандартов СПО, имеющихся предложений по новому стандарту на основе модульно-компетентностного подхода с использованием зарубежного опыта и перспективы международного образовательного стандарта; дается полный обзор состояния и качества профессионального обучения в учреждениях среднего профобразования с учетом регионального компонента стандартов, перспектив развития СПО в рамках непрерывного образования, качественной подготовки специалистов на выпуске и закрепляемости их на рынке труда в соответствии с запросами потребителей-заказчиков кадров.

Широко известно, что компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина “квалификация”, компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию и прочие.

Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

В 2008 г. в Министерстве образования и науки РФ был разработан и утвержден макет федерального образовательного стандарта СПО, который:

  • содержит концептуальное обоснование ГОС СПО на основе компетенций, включая принципы формирования модели (целостность, системность, полнота образования), конкретизации понятийного аппарата компетентностного подхода;
  • отражает обоснование, структуру и содержание модели, научно обоснованные критерии и показатели эффективности модели;
  • включает разработку системы отбора ключевых компетенций студентов СПО, обеспеспечивающих взаимосвязь ключевых и профессиональных компетенций;
  • содержит этапы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов СПО при реализации стандартов нового поколения, включая социальную и профессиональную адаптацию и профессиональное становление;
  • учитывает состояние социокультурной среды, потребности и возможности сторон, заинтересованных в его реализации: студентов, производства, учебных заведений.

Такого рода профессиональные стандарты будут существенно отличаться сейчас от привычных тарифно-квалификационных справочников, которые очень скупо излагают суть той или иной специальности.

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится “образовательный модуль”, при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при котором в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.

Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда); новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новые подходы к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся. Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля. Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности

Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов / программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях. Обозначенное положение является центральным для понимания сущности модульно-компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне; дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.

В силу изложенного считаем, что акцент в отечественных научных исследованиях в области модульно-компетентностного подхода должен быть сегодня смещён с изучения самого феномена компетентности на изучение внешних (управленческих и организационно-педагогических) условий, при которых реализация модульно-компетентностного подхода может иметь смысл и значение в качестве инструмента модернизации российского профессионального образования.

Литература:

  1. Андреев А . Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4.
  2. Маркова А.К . Психология профессионализма. – М., 1996. – с.34–35.
  3. Марухина О . Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество, 2002.
  4. Олейникова Н.О . Реформирование профессионального образования за рубежом. – М., 2003. – 152 с.
  5. Оскарссон Б . Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана. – М., 2001.
  6. Рубцова Л.Н . Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций // Профессиональное образование, 2006, № 1.
  7. Тарасова Н.В . Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2.

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

Аркадакский филиал

Модульно- компетентностный подход как основа перехода обучения на профессиональные стандарты третьего поколения.

реферат

Аркадак, 2012

I. Введение 3

II. Внедрение модульной технологии в образовательный процесс. 5

III.Модульно- компетентностный подход в обучении. 10

V.Список литературы 13

  1. Введение

Ещё в период перехода экономики России на рыночные отношения, выяснилось, что выпускники, не имеющие достаточной профессиональной квалификации и опыта работы практической деятельности, испытывают трудности в трудоустройстве. В большинстве случаев наличие диплома не гарантирует молодому специалисту трудоустройства по специальности.

По статистике, большинство выпускников так и не реализовались в рамках приобретённой специальности. Многим пришлось переучиваться, осваивать новую профессию или продолжать обучение по специальности в вузе. Наличие высшего образования давало хоть какие-то надежды на трудоустройство. Учреждения профессионального образования продолжали выпуск «потенциальных безработных».

И дело даже не в качестве и структуре образовательного процесса и, конечно же, не в компетенциях преподавательского состава – в 90-е годы работали настоящие корифеи своего дела. Проблема заключалась в наличие огромной пропасти между учебным заведением и потенциальным работодателем. Студенты тех лет не раз слышали фразы: « В мед. учреждение придешь – тебя переучат!» или: «Теория теорией, а на практике всё по-другому!» Теперь становится ясно, почему выпускники профессионального образования не востребованы – их надо переучивать!!!

Представители того, как говорится, потерянного поколения с большим воодушевлением восприняли изменения концептуальных основ в профессиональном образовании. Обретение компетенций – вот основа новых образовательных стандартов, инновационных решений. Компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный, при котором в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода. Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.

  1. Внедрение модульной технологии в образовательный процесс.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

Предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;

Установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля;

Разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения;

Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

Ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.

Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.

Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации.

Особенностью новых Государственных образовательных стандартов будут и новые методы практико-ориентированного обучения, новые требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении.Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Для успешного внедрения и реализации профессиональных и образовательных стандартов нового поколения при модульно-компетентностном подходе необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. Да, это большая работа, но результат того стоит. В итоге учреждения будут выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.

  1. Модульно-компетентностный подход в обучении.

Модульно – компетентностное обучение:

Имеет личностную направленность.

Осуществляется в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия, анализируются их результаты и вводятся коррективы.

Осуществляется на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций.

Цель обучения – подготовка специалиста к эффективной профессиональной деятельности. Результат зависит от эффективности четырёх составляющих:

  1. Эффективная среда обучения.
  2. Эффективная организация обучения.
  3. Эффективная методика обучения.
  4. Эффективная методика оценки.

В профессиональном учебном заведении практическая деятельность в основном основывается на выполнении практических заданий. В модульно – компетентностном – обучении выполнение практических заданий преследует две цели:

1.Тактическая – освоение нового опыта (по возможности профессионального).

2.Стратегическая – освоение компетенций на профессиональном уровне.

Результат зависит от следующих факторов:

1.Глубины проработки материала при составлении практических заданий.

2.Уровня креативности практических заданий.

3.Степени подготовленности учебно - методических материалов.

4.Уровня соответствия сложности практических заданий требуемой квалификации специалиста.

5.Подготовленности среды обучения. Создание условий для максимальной реализации возможностей в процессе обучения.

6.Эффективности организации и методики обучения.

7. Эффективности организации и методики проведения оценки.

8.Глубины осмысления и степени освоения нового опыта.

9.Уровня интеграции теории и практики.

  1. Рекомендации по реализации модульных программ, основанных на компетенциях.

Приступая к модульному обучению, преподаватель должен всегда помнить о том, что обучающиеся в школе, профучилище, колледже обучались по традиционной методике, основанной на первичности теории. Они привыкли к тому, что их чему – то учат и в основном с помощью языка. Поэтому для ускорения адаптации обучающихся в базовый модуль «Введение в специальность» рекомендуется ввести вводное занятие, на котором объяснить основные принципы организации обучения, методы обучения и оценки и, что самое главное, объяснить с какой целью вводится модульное обучение с точки зрения интересов самих обучающихся. Разъясняя принципы организации обучения, основное внимание следует обратить на самостоятельное самоуправляемое обучение, его особенности и преимущества для обучающихся: «Если вы способны самостоятельно управлять своим обучением, достигая поставленные перед вами цели, то успех в вашей профессиональной деятельности будет гарантирован». Возникающая в этом случае мотивация будет способствовать росту активности и достижению максимального результата. На вводном занятии перед обучающимися обязательно должна быть поставлена цель обучения. Основная цель – освоение компетенций модуля на профессиональном уровне. Результат будет зависеть от многих факторов, в т.ч. от умения преподавателя подвести обучающихся к пониманию цели, настроить их на осознанное достижение наилучшего результата. Для этого на вводном занятии необходимо раскрыть содержание модуля, показать его значение для освоения профессии, акцентировать внимание обучающихся на особенностях конкретных компетенций, связанных со спецификой данного модуля. Поэтому обучение начинается с обязательной процедуры – выдачи каждому обучающемуся комплекта учебной документации в следующем составе: 1. Спецификация модуля. 2. Памятка по оценке умений. 3. Практические задания. 4. Оценочные задания. 5. Контрольная ведомость обучающегося.

  1. Список литературы
  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
  3. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
  4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.
  5. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.