Медицина и здоровье

Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого. Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве Венок иисуса христа из чего

Терновый венец Спасителя

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) хранится одна из величайших святынь христианского мира - Терновый венец Спасителя, тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 г. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 г. король Людовик IX, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 г. в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 г., для этих реликвий в центре Парижа на острове Сите была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом Честного Креста здесь хранился также один из Гвоздей, вбитых в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время революции конца XVIII в. Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 г. между Наполеоном I и римским папой Пием VII святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 г. Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией. Поскольку желающих поклониться святыням очень много, очередь к ним необходимо заниматься заранее, до начала церемонии в 15 часов.

Из книги Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации Серия «Терновый венец России» Книга пятая. «Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог

Из книги Николай II в секретной переписке автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Николай II в секретной переписке. Серия «Терновый венец России» Книга третья. “Да поможет Господь Бог России” Николай Посвящается памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева;20.10./2.11.1995), благословившего этот труд«Судьба Царя -

Из книги Титаны и тираны. Иван IV Грозный. Сталин автора Радзинский Эдвард

Венец Марины Хотя в польском плену вместе с русским посольством оказался Филарет (только тогда послы поняли коварный план Жолкевского - увезти в Польшу всех влиятельнейших московских людей), хотя страшным огнем выгорела Москва, захваченная все-таки поляками, хотя в

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Жестяной венец Уход из политики и жизни Левана и развал Одиши позволили слегка укрепиться уже почти сломленным Багратионам. На шатающемся престоле сидел в это время Александр III, наследник удавленного Георгия, – его Леван продолжал всячески щемить и унижать, а его

Из книги Реликвии и скоровища французских королей автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого 26 октября 1804 года Поль д’Астрос, священник собора Парижской Богоматери, шел в Национальную библиотеку, что находилась на улице де Ришелье. Ему была назначена встреча с Обеном-Луи

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм Христа Спасителя Нынешнему поколению уже, наверное, трудно понять, чем был для России храм Христа Спасителя, олицетворявший национальную гордость державы, которая победила в жесточайшей схватке наполеоновскую армию, не пощадившую большинство европейских

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

«Гибель Спасителя» О детстве вспоминать не хотелось. Ничего хорошего там не было. Были нужда и голод. Помнил согбенную спину отца, тачавшего сапоги, усталую и озабоченную мать. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, а мать - священником. На этой почве часто возникали

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Три Спасителя мира Еще одно изменение в зороастризме, которое может быть отнесено к эпохе Ахеменидов, касается веры в Спасителя мира – Саошйанта. Эта вера развилась в ожидание трех Спасителей, каждый из которых будет рожден девственницей от семени пророка. Такое

автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец 11 сентября пошло по второму кругу. Поначалу с определенной тенденцией к смягчению, не потому, что доказательств измены не было (это мало кого волновало), а просто за скандальный повод уцепились оппоненты президента Адамса и «хозяев жизни» - демократы-либералы

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец Так все и кончилось. Особо отпетые лесовики дрались с американцами аж до 1913 года, но их действия все больше скатывались к бандитизму с легким, все более выцветающим политическим оттенком. Новым владельцам островов эта уголовщина головной боли не причиняла. Для

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Б. Турчанинов ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ Гробокопатели На огромном Нахичеванском кладбище в склепах (и не только там) скрывались застигнутые врасплох в чужом городе во время большевистского восстания и грянувшего за ним террора «солдатских и рабочих депутатов» офицеры,

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Царский венец 16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля Иван IV торжественно венчался на царство. Отныне великий князь Иван Васильевич именовался «царем и великим князем всея Руси». Это стало вызовом ближайшим соседям – Казанскому и Крымскому ханствам,

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «терновый венец» Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие

Из книги Команданте Чавес [Его боялась Америка] автора Чернов Виктор

Глава 5. Терновый венец команданте Чавеса «Дай мне свой терновый венец, Христе, дай мне его, чтобы я кровоточил, дай мне свой крест, сотню крестов, и я понесу их вместо Тебя. Но дай мне жизнь, чтобы я мог работать для моего народа и моей страны. Не забирай меня пока». Молитва

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18.7. Терновый венец Христа и лавровый венок Ромула Когда царь Ромул шел с «победным Древом» на плече, окруженный солдатами и народом, У НЕГО НА ГОЛОВЕ БЫЛ НАДЕТ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК. Плутарх пишет, будто Ромул сам «украсил свои длинные волосы лавровым венком» , с. 48. На старинной

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть .

Терновый венец – одна из самых удивительных святынь, которая сейчас в настоящий момент находится в очень известном соборе в Париже – Нотр-Дам де Пари и выносится каждую первую пятницу один раз в месяц ровно в три часа, в то время, когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, является конечно безусловно одной из самых важных святынь, не только для западных, но и для восточных христиан. Тем более, что эта святыня была привезена в Париж из Константинополя. Что же это за святыня?

Надо сказать, что о терновом венце упоминают все четыре евангелиста. Она очень важна, то есть, раз они упоминают – это очень важная часть описания страстей Господа. В чем же его важность? Дело в том, что, когда римские воины водрузили на главу Спасителя терновый венец, тут два толкования богословское и историческое. Богословское в том, что понятно – терновый венец – это была такая шуточная коронация, страшная шутка, которую сыграли с Христом римские воины. Мы помним, согласно Евангелию, они падали на колени и кричали: «Радуйся, царь иудейский» и совершали такую шутовскую пародийную коронацию, которую в то время проходили римские цезари, им на главу одевали лавровый венец, венец из лавра – символ величия, власти, победы и в принципе это символ царства был, как и жезл. Помните, Христу еще давали в руку палку – это то, что вручали при коронации цезарю, когда вручали ему жезл. И вот в эту страшную игру… традиция этой страшной игры к сожалению, существовала, она описана у разных античных авторов в то время, это такое развлечение римской казармы. И тут есть и богословское толкование того, что не только иудеи, но и весь остальной мир, в лице римских воинов конкретно, отверг Христа. То есть, Христос был отвержен всем миром. Но после Его воскресения терновый венец становится, как и крест, как и гвозди, как и копие, становится как раз символом победы жизни над смертью и уже об этой святыне, как о находящейся в Сионской горнице, упоминают паломники VI века.

Совершенно точно уже документально после иконоборческого кризиса святой терновый венец оказывается в Константинополе, и он находится в очень известной церкви до 1204 года, где настоятелем был очень известный человек, епископ, интеллигент – Николай Месарит. Именно он, описавший погребальные пелены Господа, описывает и терновый венец. Причем тут описано так по-византийски, что он его называет благоухающим и процветающим. И тут мы не понимаем, то ли это действительно византийское плетение словес, такая литературная гипербола, то ли действительно терновый венец являл чудо и во время таких выносов, особенно в Страстную пятницу для всеобщего поклонения в Константинополе, являл чудо и процветал – есть и такое мнение. С 1204 года после того, как Константинополь был варварски захвачен крестоносцами, терновый венец оказывается сначала во владениях латинского императора, дело в том, что с 1204 по 1261 год в Константинополе была Латинская империя. Николай Месарит кстати осуществлял контакты между латинянами и греческой партией, они пытались одно время договориться. И терновый венец, как очень важная святыня, находился в руках Латинского императора. Однако содержать империю было вещью достаточно малодоходной, мягко говоря, единственный, кто нажился очень хорошо на этом крестовом походе – это были все те же венецианцы, венецианские банкиры и он постоянно вынужден был брать в долг для того, чтобы империю свою содержать, в том числе и защищать от разных, к примеру, от монголов. И в итоге он брал в долг у венецианцев и как залог, что долг будет возвращен, он заложил терновый венец.

Но одновременно написал своему кузену замечательному королю Франции Людовику IX, который прославлен в Католической Церкви, как святой такое письмо, что святыня сейчас находится в руках венецианцев, хорошо бы, чтобы франки хоть что-то получили от этого крестового похода, хоть святыни остались в их руках. И действительно король – это человек очень горячего искреннего сердца, живой веры. Он вступает в переговоры с венецианцами, причем переговоры были очень интересные, очень интенсивные. Венецианцы сразу поняли, насколько важна именно эта святыня именно для этого короля и заломили такую цену, что просто-напросто Людовик IX при всем желании, Франция была тогда государством очень благополучным, не мог ее выплатить. Некоторые говорили, что это почти годовой доход Франции. Когда переговоры зашли в тупик и когда венецианцы осознали, что тут может не получиться ничего, они скинули цену, но добавили такое условие, что большинство шипов останутся в их руках и будут в качестве дара, либо еще как-то распространены по всем храмам прежде всего Европы. И действительно шипы от тернового венца, их насчитывают от 63 до 70, сейчас находятся в разных местах, и в Венеции, и в Лиссабоне, и разумеется в том же Париже. Итак, король бы не простачок, он прекрасно знал, с кем имеет дело, поэтому два доминиканских монаха, которые видели терновый венец еще до того, как был захвачен Константинополь крестоносцами, отправляются с очень надежным отрядом непосредственно к венецианцам, забирают у них терновый венец и каждый из них по 12 часов, один спит, другой следит.

И с такими предосторожностями святыню привозят к Парижу, сам король, об этом сохранились замечательные, очень теплые воспоминания очевидцев, сняв с себя все регалии королевского отличия вместе со своим братом, даже снял верхнюю одежду, в простой рубашке, босой взял эту святыню и вместе со своим братом герцогом Орлеанским нес на руках с молитвой, плакал, люди вокруг плакали. В общем, это было очень трогательное описание. И более того, в Париже в дворцовой капелле Людовик отстраивает замечательную церковь, которую и сейчас можно видеть – это один из шедевров готического искусства, жемчужина Сент-Шапель специально для хранения тернового венца.

Уже при жизни Людовика зафиксировано более 300 явных чудес, исцелений, которые происходят от этой святыни. Да и сам Людовик этому тоже очень большое количество свидетельств имеется, в том числе и описательных, получил исцеление от тяжелой смертельной болезни именно от тернового венца. И с тех самых пор терновый венец становится одним из символов Парижа прежде всего. Он так, или иначе… к примеру, строит Жюль Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм Людовика святого, когда уже Людовик святой был прославлен, он устанавливает ему скульптуру и в руках Людовик держит терновый венец. Впоследствии в XIX веке, когда прославляется опять же Жанна д’Арк на холме Монмартр изображение опять же Людовика с терновым венцом. То есть он в Париже почитается и почитается вплоть до французской революции – это очень известная святыня и даже один из выдающихся ученых — Блез Паскаль, которому вера не мешала быть великим ученым, ни коим образом. Как раз приходит к вере благодаря чуду, которое произошло от тернового венца, случилось оно с его племянницей, когда девочка очень сильно заболела, у нее гноился глаз и хотели глаз удалять – это была очень болезненная и опасная операция и привезли терновый венец в монастырь Пор-Рояль, где была сестра Блеза Паскаля, там она была монахиней и девочка приложившись исцелилась. Это самого Паскаля, которую всю ситуацию знал и видел, как все-таки человек образованный, ученый, его это настолько поразило, что благодаря этому он уверовал, причем уверовал горячо, глубоко и даже такая у него была своя печать – крест в обрамлении тернового венца и слова апостола Павла: «Знаю во что уверовал».

Терновый венец (высок.) - символ мученичества, страдания (первонач. венок из шипов тёрна, надетый на голову Иисуса Христа в час его казни), толковый словарь Ожегова.

Выражение «терновый венец» означает страдания, тяжелый мучительный путь; символ страдания. Возникло из евангельского рассказа о колючем терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса Христа перед казнью на кресте. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». (Мф.27:27-30).

В Евангелии от Иоанна написано: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу». (Иоанн, (19: 2)). У Марка: «И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него». (Марк, (15:17)). Этот вид истязаний был придуман только для Иисуса. Ни в одном историческом источнике нет упоминаний о применении такого истязания перед распятием. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Четырехсантиметровые шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. На Плащанице видны многочисленные выделения крови, которая оставила на полотне пятна. Терновый венец имел форму чепца, который охватывал всю голову. Хирурги насчитали 13 ран от шипов терна на челе и 20 сзади, но предполагают, что их могло быть около 50. Поскольку под кожей головы располагается сеть нервных окончаний и кровеносных сосудов, то терновый венец вызывал невыносимую боль, а также обильное кровотечение. «Если учесть, что на 1 кв. см кожи головы имеется свыше 140 чувствительных к боли точек, то можно себе представить огромные страдания Христа во время трагической коронации», - так написал Л. Коппини, директор Института анатомии Болоньского университета. Исследования подтвердили совпадение мест появления крови с расположением артерий и вен на голове. Это является очередным доказательством истинности Плащаницы, поскольку кровеносная система была описана и изучена только в 1593 г.

Терновый венец, сплетенный в виде митры - царского венца Востока - был древним символом силы, правления и почета. Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над ним, учиненного римскими воинами. Перед римским наместником Понтием Пилатом Иисус Христос свидетельствовал о своем божественном царстве. Солдаты повергли осмеянию его свидетельство. По приказу Пилата они одели Христа как «царя иудейского» в багряницу, сплели и надели ему на голову «корону» терновый венец, а затем принялись бить палкой толщиной около 4,5 см по лицу и венцу, возложенному на его голову, стремясь причинить не только физические, но и душевные, моральные страдания, унизить его. В Х веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых были святые реликвии Распятия - почитавшиеся подлинными крест, три гвоздя, а также Терновый венец Спасителя. С величайшими предосторожностями, чтобы избежать подмены и, не дай Бог, не потерять святыни, венец был переправлен из Константинополя сначала в Венецию, а из Венеции в Париж. В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Была еще часть Тернового венца где-то в Скандинавии. Распространению этого культа в следующем столетии способствовали «Откровения» Бригитты Шведской (1303-1373), в которых страдания Христа описаны в высшей степени экспрессивно.
То, что было в Париже, частично пропало во время Великой французской революции. Часовня Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор. Исторический венец заключен в запаянный круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время Французской революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части венца благополучно сохранились. В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения. В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня. В другие дни года доступа к этим святыням нет. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Это воспринимается как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Терновый венец на голове Христа - это проклятие за наш грех, которое Он взял на Себя. «Наказание мира нашего было на Нем». «Но Он изъязвлен был за грехи наши... ранами Его мы исцелились». (Ис. 53, 5).
Как удивительны пути Божии. Разве думали воины Пилата, возлагая Терновый венец на голову Христа, о том, чтобы этим Терновым венцом возвещалась во все века одна из величайших истин Библии - что проклятие нашего греха пало на голову Христа? Нет, воины не думали об этом - их цель была только насмешка. Но грешное дело их ради злой насмешки превратилось в величайшую славу Христа. Терновый венец на голове Христа стал благословением для грешников, уповающих на раны Христа. И через все эти раны Господа мы получили спасение от возмездия за наши грехи и вечную жизнь. С XIX века Терновый венец стал появляться на памятниках известных вельмож, священнослужителей, а впоследствии и на могилах рядовых граждан. Терновый венец изображался в знак больших мучений, выпавших на долю усопшего и в подтверждение того, что умерший при жизни пребывал в благодати любви и главному мученику, который во время своего земного пребывания понес смертельные испытания ради искупления грехов человечества.

#GALLERY#

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», - первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», - изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».

Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

Терновый венец Спасителя

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции - 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

Нам же разрешили!

Кто вам разрешил?

Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?

Какой кардинал?! – изумляется охранник.

Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.