История и память

Село великое - великосельский кремль. Село Великое Ярославской области — обзор достопримечательностей (с фото)

Великое находится в 40 км от населённого пункта, занимающего в списке крупнейших российских городов третье место, то есть от Ярославля. Когда-то давно через село пролегла дорога, ведущая в Ростов. В другом направлении отсюда можно добраться до Суздаля. Но не географическим положением интересно село Великое в Ярославской области. Достопримечательности, которые имеются здесь, привлекают тех, кому не безразлична история и культура страны.

Важнейшие события политические и общественные свершались в Москве. Село Великое Ярославской области от столицы отдаленно на расстоянии в 220 км. Но как ни странно, именно в этих местах происходили знаменательные исторические события. Здесь зарождались основы централизованного государства. В впервые воплотилась идея объединения княжеств.

Сражения в Великом

В конце четырнадцатого столетия там, где сегодня расположено несколько культурных и исторических памятников, совершались бои между русскими ратниками и татарами. В 1425 году началась Между потомками Дмитрия Донского в те времена возникла вражда за Великое княжество. Крупные сражения вели несговорчивые родственники на полпути между Ростовом и Ярославлем - там, где сегодня находится село с неоднозначным названием. Это событие относится к 30-м годам пятнадцатого столетия. А спустя полтора века на этих землях снова состоялось сражение, теперь уже между русскими князьями и польскими шляхтичами.

В начале XVII столетия в селе Великом Ярославской области останавливались ополченцы Минина и Пожарского. Они направлялись в сторону Москвы, опять же на борьбу с дерзкими поляками, захватившими столицу. Местные жители отнеслись к освободителям весьма уважительно: делились провиантом, а ночью помогали нести службу по охране дружинников. Немало крестьян примкнуло к отважным защитникам Отечества.

Строительство первых храмов

В XIX веке в Великом сделали привал ополченцы, направляющиеся на войну с французским императором. До и после 1812 года здесь нередко останавливались русские цари. Бывал здесь и Пётр I. Великому реформатор, видимо, придвинулись живописные места. Награждая подданных за участие в Полтавской битве, одному из своих сподвижников царь пожаловал Великое. В 1712 году здесь была воздвигнута церковь Рождества Богородицы, что и положила начало архитектурному облику села.

Великое в Ярославской области со временем стало довольно известным населенным пунктом. В середине XIX столетия стала на фабричном центром в губернии. Здесь, например, развивалась льняная промышленность. Продукция местных заводов в начале XX века известна была во всей стране. О том, какие промышленные предприятия действуют здесь сегодня, рассказано ниже. Сперва стоит перечислить достопримечательности села Великого Ярославской области. Фото храмов и прочих представлено в статье.

Великосельский кремль

Это главная достопримечательность. История кремля начинается в начале XVII века, тогда, когда была заложена вышеупомянутая церковь. Архитектурный памятник в Великом принято связывать со знаменательными событиями под Полтавой . Как уже было сказано, именно благодаря победе в сражениях один из приближённых Петра 1 стал владельцем земель под Ярославлем.

Главным объектом на территории кремля, конечно, является церковь Рождества Богородицы. Ее украшает несколько куполов с разнообразными фресками. В Ярославской области сохранилось немало архитектурных памятников, но тот, что находится здесь, выделяется на общем фоне торжественностью, величием. Не зря населенный пункт, на который когда-то обратил внимание Пётр Великий, получил столь запоминающееся название.

Помимо церкви, в архитектурный комплекс входят Святые Ворота, храм Покрова Богородицы, колокольня и различные хозяйственные постройки. Здесь также есть часовни и торговые ряды. Каждое здание украшают произведения ярославского зодчества: фронтоны, шпили, арки.

В тридцатые года кремль был частично разрушен. Сегодня территория украшена клумбами, но требуются серьезные реставрационные работы. Колокольню возвели в середине XVIII века. Высота ее составляет 75 метров. Это довольно необычное сооружение, имеющее квадратное основание. За церковью находится старое кладбище. Здесь присутствует захоронения, которые производились более трех столетий назад.

Музей картофельного бунта

Название этого учреждения уже говорит о том, что в его стенах представлена довольно необычная выставка. Картофель появился в России в первой половине XIX века. Крестьяне не желали заниматься выращиванием непривычного, тогда еще экзотического растения. Позже, как известно, они оценили его по заслугам. Картофель вошел прочно в русскую национальную кухню.

Посетители музея имеют возможность узнать малоизвестные факты из истории клубнеплоды. Кроме того, здесь действует интерактивная программа, что весьма популярно сегодня во всём мире. На первом этаже находится небольшое кафе, в меню которого представлено разнообразие блюд, приготовленных, конечно же, из картофеля.

Усадьба купца Локалова

Самая необычная постройка на территории села Великого возведена в конце XIX столетии. Она создана в неорусском стиле. Украшена элементами, присущими классическому русскому терему. Неожиданному сочетанию архитектурных стилей постройка обязана неиссякаемой фантазии Федора Шехтеля . По проектам архитектора было построено в XIX веке несколько зданий в Ярославской области. Усадьба имеет статус культурного наследия России, но находится в довольно запущенном состоянии. До начала Великой Отечественной войны здесь размещался музей. С сороковых годов - детский дом.

На территории усадьбы воспитанники возделывают приусадебный участок. Напротив каждого растения - табличка с названием и описанием. Здесь регулярно устраивают театрализованные и торжественные мероприятия. Среди воспитанников детского дома, расположенного более 60 лет в здании бывшей усадьбы, есть известные люди. Информация о них содержится на памятных досках, помещенных на стене здания. Стоит сказать, что в Великом совсем мало современных построек. Это один из старинных населенных пунктов, в которых время словно остановилось. Хотя есть здесь и мебельное предприятие.

Краеведческий музей

Великое когда-то было самым большим селом Ярославской области. В начале XX века здесь проживало около четырех тысяч человек. Сегодня - менее двух тысяч. Тем не менее история села весьма насыщенна. Неудивительно, что в местном краеведческом музее располагается несколько интересных выставок. Одна из них посвящена льняному делу, получившему развитие в XIX веке. Приблизительно в это же время возрос спрос на кожевенные товары. В XIX столетии начало развиваться не только льняное дело, но и кожевенное производство. Наиболее известными купцами в те времена были Моругины и Бутиковы .

Несколько выставок повествует посетителям музея о жизни ремесленников в селе Великом. Есть зал, в котором показано купеческий быт. Имеется в музее и выставка, посвящённая советской эпохе.

Другие достопримечательности

В селе есть два крупных пруда. Один из них в восьмидесятые годы получил статус памятника природы. Существует мнение, что на его берегу некогда расположена была кузнеца. Вся копоть от работы мастеров шла в водоем . Отсюда и название - Чёрный . Второй водоём называется Белым. Вероятно, в отличие от первого, он находился поодаль от кузницы. Здесь находится Боголюбский храм, а также музей " Светелка " , оформленный в стиле старинной купеческой избы.

"Русский ротанг"

В селе Великом Гаврилов-Ямского находится предприятие, которое в последние годы широко известно и в других регионах России. Компания создана не так давно - в 2012 году. Осуществляет производство и продажу мебели из ротанга. В селе Великом Ярославской области изготавливается оборудование для ресторанного и гостиничного бизнеса. Но не только. Ассортимент довольно широк. Компания производит комплекты мебели, кухонные стулья, журнальные столики, диваны, шезлонги, подвесные кресла.

Село Великое Ярославской области, таким образом, славится не только уникальными памятниками архитектуры, но и качественной мебелью. Популярность продукции у владельцев ресторанов и гостиниц объясняется невысокой стоимостью. Ехать для того чтобы приобрести что-нибудь из мебели в село Великое Ярославской области необязательно. Интернет-магазин " Русский ротанг" работает каждый день, доставка налажена. Склады находятся и в Ярославской области, и в Москве.

Село с громким именем Великое находится на полпути между Ярославлем и Ростовым. Через него пролегала древняя проселочная дорога. Другой проселок от села убегал в Суздаль.

История Великого , расположенного на бойком перекрестке важных торговых путей, сложна и драматична. Сегодня трудно даже представить себе сколь многое в биографии нашего Отечества связано с селом. На этой земле воплощалась идея объединения русских княжеств, закладывались основы централизованного Русского государства.

1392 год. В окрестностях Великого сошлись в смертной схватке с татарами русские ратники.

1435 год. Великосельская земля известна крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах.

В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власть. Против московского великого князя Василия Темного, который стремился к политическому объединению Руси в единое государство, выступил его дядя-Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянскими и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» - свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» в №7 за 1855 год.

Минуло полтора столетия и русские дали, здесь бой польским шляхтичам. Пособник интервентов ростовский воевода Иван Наумов сообщал главарю шляхтичьих банд Сапетр, что он с остатками своего отряда находится в селе Великом и «ждет прибыльных людей и наряду», что у него осталось мало войска и продовольствия. Все кругом было «вывоевано и выжжено».

1612 год. В июле в Великом останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы от польских захватчиков. Крестьяне села окружили ратников трогательным вниманием: делились провиантом в ночное время несли службу по охране дружинников.

В освободительный поход влился и отряд Великосельских крестьян.

Прошло два века. И произошли схожие события. В отечественную войну 1812г. Великое приютило на привал и переформирование ополченцев – Ярославцев, шедших на войну с Наполеоном.

Село не раз было пристанищем русских царей. В октябре 1613г. На пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не однажды останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск Государь вероятно запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить участников Полтавской битвы. Петр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение. И как тут не вспомнить строки из пушкинской «Полтавы».

…Сии птенцы гнезда Петрова-
В пременах жребня земного
В трудах державы и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнина.

По велению Аникиты Ивановича Репина в селе воздвигнул храм Рождества Богородицы (1712г.)- памятник избавления России от иноплеменных. Поставлена церковь с московским размахом. Пятиглавые не типовое, не по центру, а сдвинуто на восток. Так строились только строительные храмы. Высок четверик церкви-более тринадцать метров. Такой высоты четверика нет в ярославских храмах. Под стать московским и купола. Диаметр барабана под центральным куполом пять с половиной метров.

Храм-памятник положил начало всему архитектурному облику Великого. Внук фельдмаршала князь Петр Иванович Репнин построил вторую церковь-Покрова Богородицы (1741г.). Позже (1758г.) между храмами устремилась к облакам Соборная колокольня. И то же с «изюминкой» в западной стене колокольни прорублено символическое «окно в Европу», а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Подобно колокольне Иван Великий в Московском кремле Великосельского стрела объединила многоглавое церквей в единый архитектурный комплекс. Он был обнесен затейливой кирпичной оградой с арочными воротами и часовенками. Исследователи считают, что по целостности и выразительности Великосельскому ансамблю нет равных в России. С легкой руки великоселов ансамбль стал называться кремлем. И справедливо. В этих монументальных соборных зданиях живет большая, организующая пространство сила.

«Кремль», через площадь торговые ряды, огромный Черный пруд объединили в единое целое все село.

Популярность села не случайна. Великое-наиболее древнее поселение Верхневолжья. В окрестностях села найдены памятники эпохи Фатьяновской культуры поселения волжских и валдайских славян, днепровских кривичей второго тысячелетия до новой эры.

Село с незапамятных времен - первые упоминания о нем относятся к XIII веку - именуется Великим. Почему оно так названо? Нет единого ответа на этот вопрос.Одни авторы предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли потому, что оно было больше ближних сел и деревень.

Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».

Великое играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать что уже в 1607г. Село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.

В середине XIX века Велико стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии прославилось на всю Россию как центр крестьянской льняной промышленности - родина и «метрополия» знаменитого Ярославского полотна- гордости отечественного льняного производства.

Своей славе Великое обязано Ефиму Степановичу Карновичу – дворянину, человеку – корреспонденту Учетного комитета Министерства государственных имуществ, преподавателю и бессменному секретарю Ярославского сельскохозяйственного имущества. В 1882 году Е.С. Карнович поселился в родовом имении Пятницкая гора, что рядом с Великим.

Усадьба Крновичей была самым культурным «дворянским гнездом» Ярославского края, Бревенчатый дом в два этажа был полон книг, картин, произведений искусства. Фамильные портреты Карновичей хранившиеся в доме составляли значительную часть выставки «Ярославские портреты XVII-XIX веков», ряд репродукций полотен вошли в одноименную книгу.

Другим известным представителем семейства карновичей был племянник Ефима Степановича Е.П. Карнович – историк, публицист, писатель. Для нас представляет интерес его статья «Участь мундира маршала Даву в России», напечатанную в «Историческом вестнике» за 1882г. Она проливает свой свет на участие наших земляков в войне с французами. «… в войну 1812г. Двое Карновичей, Петр и Николай, будучи офицерами лейбгвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по велению императора Александра 1 с особым торжеством в С-Петербурге Казанский собор…В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву».

Мундир этот, по свидетельству писателя, был «отделан изящным золотым шитьем, состоящих из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабскими». Карновичи отправили трофей матери, а родительница употребила его для украшения ризы священника Холм-Огаревской церкви (вотчина Е.С. Карновича).

Кроме дома и церкви, в ансамбль Пятницкой Горы входил парк, существующий и ныне. Пятницкий парк-редкое на Ярославской земле произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. Постоянный липовый парк в северной части усадьбы сочетался с пейзажным парком в «английском» стиле вокруг дома и на южный склон Пятницкой горы. Красоту парка дополняла сложная система искусственных прудов.

И сегодня Пятницкая Гора пленяет открывающимся с холма далями бескрайними, очаровывает буйным цветением кустов сирени, акации. Здесь спокойно, хорошо думается, всплывают в созн6ание поэтические строки и образы бунинских «Темных аллей».

Но вернемся к повествования о Е.С. Карновиче. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства.

Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844 году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка.

На базары, ярмарки и выставки в Великом съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии.

И как тут не вспомнить Н.А.Некрасова:

…Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое.

В пятидесятых годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850г. Записал в своем дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти (1874г.) отца, не обидел родное село. Он создал в Великом уникальный усадебный комплекс (1888-1890г.г.). Примечателен особняк Локалова, выстроенный в псевдорусском стиле. Это нарядное, стилизованное под древнерусский терем двух этажное здание с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером, и поныне украшает село.

Центральная часть особняка отмечена ризалитом, завершающимся трехлопастной аркой с «килем». Богаче украшен второй этаж. Тут «бриллиантовый руст», будто пришедший сюда со стен московской Гранатовой палаты, кессоны-ширинки с яркими изразцами, полуколонии между окнами, многочисленные кокошники, «стрелы» у основания шатра восходят к столичному храму Василия Блаженного.

В интерьере особняка мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната – грот с зимним садом.

Гармонировали с внешним обликом особняка подсобные помещения: оранжерея, каретная, баня, конюшня.

Красоту здания подчеркивали два сада – передний и задний.

Создана нетленная красота по проекту молодого одаренного зодчего Шехтеля, архитектора Ярославского вокзала в Москве.

На западной окраине села действует церковь Боголюбской Богоматери (1846г.), построенная в стиле позднего классицизма, на северной – стоит Тихвинская церковь (1861г.).

В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.

Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Центральная часть Великого соборная площадь, вымощенная булыжником, имели асфальтированные тротуары и переходы.

Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило приличный уездный город. Таксказано о нем в одном из исследований: «Это мирное селение с 5000 жителей, сотнями каменных домов, 4 церквями, множеством лавок и даже фонарями, зажигаемыми в темные осенние ночи, более похожие на хорошенький уездный город, чем на деревню».

Побывавший в Великом в начале1960 годов историк Н. Борисов написал в своей книге «Окрестности Ярославля»; «Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII – первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по целостности и архитектурной выразительности».

И в наше время Великое на столбовой дороге Отечества. В селе в разные годы бывали первые наркомы А.В. Луначарский и Н.В. Семашко, первая в мире женщина – космонавт, Герой советского Союза В.В. Терешковой.

Отсюда вышли основательные державные люди, видные военачальники, Б.П. Бещев – министр путей сообщения СССР (1948-1967г.г.), Герой социалистического Труда. К.С. Корнев – министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР (1961) И.Д. Писарев – первый заместитель министра строительных и специальных монтажных работ СССР, ныне вице президент карпорации «Спецстроймонтаж». Н.И. Труфанов – генерал – полковник, во время великой Отечественной войны командующий армиями, главный военный советник министра обороны КНР, К.Д. Тоскин – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, К.И. Кашин – доктор географических наук, профессор, директор Центрального института прогнозов, Г.К. Суханова – Флаксерман – профессиональная революционерка, друг и товарищ А.В. Луначерского, А.М. Горького, Е.Д. Стасовой, секретарь газеты «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», заведующая редакцией журнала «Наука и жизнь», редактор полного собрания сочинений В.В. Маяковского.

Есть у Великого и ещё одна особенность.

Потянул ветерок и за версту слышишь медовый аромат. Цветут сады. Поднимись на горушку и вот оно перед тобой, как на ладони, село, утопающее в бело-розовом цветении яблонь и вишенника, окруженные яркой зеленью хлебов и луговых трав, кажется не только воздух, но и дома, храмы насквозь пропитаны запахами цветов. И если есть люди, которые не видели цветения Великосельских садов, то они не знают, какая бывает на земле красота.

Эту изукрашенную садами землю наблюдал Н.А. Некрасов, любивший охотиться в здешних лесах. Из-под пера поэта вышли строки, ставшие хрестомативными:

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

А старые липовые парки! Они и сейчас пленят своей задумчивой красотой. Великаны деревья (взглянешь на верхушки – шляпа падает) словно нашептывают что-то из глубины веков. Естественную красоту села дополняет зеркальная гладь больших и малых прудов. Погожим летним вечером хорошо побродить по берегу Черного пруда и полюбоваться опрокинутым в зеркале тихой воды отражением «Кремля». Но по-особому величав и грациозен в золотых лучах заходящего солнца.

Своеобразное очарование Великого – это редкое для Ярославского края произведение садов – паркового и прудового искусства конца XVIII века.

Село Великое находится на территории Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Располагается в 7 км от города Гаврилов-Яма и примерно в 40 км от города Ярославль.

Впервые село Великое упоминается в связи с событиями конца XIV столетия. Во II половине XVIII века была обнаружена запись, повествующая о том, что в 1392 году рядом с Великим произошло сражение русского отряда с татарским. На картах России село Великое в первый раз появилось в 1607 году. В 1435 году здесь произошел крупный бой феодальной войны, в котором померились силой войска Василия Темного с дружинами Дмитрия Шемяки и Василия Косого. В 1612 году в Великом останавливались на отдых отряды Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы. Местные жители помогали им: вели ночной дозор, делились провиантом. А потом в дружину Минина и Пожарского поступил и великосельский отряд.

Село появилось на разветвлении старого пути от Ярославля на Ростов и Суздаль. Пётр Великий проезжал по селу шесть раз. Через некоторое время по его приказу основная дорога Москва-Ярославль была организована таким образом, что Великое оказалось в стороне. Император решил наградить героев Полтавской битвы и пожаловал село в личное владение своему сподвижнику, фельдмаршалу, князю Аниките Ивановичу Репнину – будущему президенту Военной коллегии. В 1712 году он построил здесь величественную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм положил начало архитектурному комплексу будущего местного кремля. П.И. Репнин, внук фельдмаршала, соорудил в 1741 году теплый храм Покрова Богородицы. Позже между церквями была построена соборная колокольня высотой 75 м.

В 1759 году половина Великого стала принадлежать Cавве Яковлеву – известному промышленнику, хозяину Ярославской Большой мануфактуры. К 1792 году село полностью отходит к Яковлевым. Они строят здесь полотняную мануфактуру. К середине ХIX века Великое представляло собой одно из самых крупных российских центров льняной промышленности. В селе ежегодно организовывались торговые ярмарки. Великое было самым большим селом Ярославской губернии – население составляло более 4000 человек. Оно больше походило на большой уездный город. Здесь было возведено 4 церкви, более 500 каменных зданий.

В советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено. В наши дни предпринимаются попытки по возрождению Великого: восстанавливаются церкви, ремонтируются дороги. Осенью 1997 года была возобновлена знаменитая Великосельская ярмарка.

В селе Великое располагается крупный историко-архитектурный комплекс (XVIII-XIX века), включающий особняк конца XVIII столетия, усадьбу купца I гильдии А.А. Локалова (1888 год, архитектор Ф.О. Шехтель), дом П.Д. Иродова (1888 год, архитектор тот же) и ансамбль Рождество-Богородицкого храма (кремль). Главный ансамбль XVIII века состоит из храма Рождества Богородицы (1712 год), высокой 7-миярусной колокольни, церкви Покрова Богородицы и некрополя с могилой А.А. Локалова.

Перед кремлем, на соборной площади находится копия знаменитого мозаичного полотна «Полтавская баталия» М.В. Ломоносова. Фрагменты этой копии изготовили школьники из разных городов России, затем собрали воедино и установили в Великом в 2011 году, в честь 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Судьба Ломоносова не связана с селом. Однако он мог проходить по Великому вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву, так как село стояло на этом торговом пути.

Бывшая усадьба А.А. Локалова занята сейчас детским домом «семейного» типа. Несмотря на это, экскурсантов внутрь пускают. В доме уцелели интерьеры XIX столетия. Большой интерес вызывает уникальная комната-грот, стены которой изготовлены из льняного волокна.

В Великом есть два больших естественных водоёма: Чёрный и Белый пруды. В 1985 году Чёрному пруду был присвоен статус памятника природы. Существует ряд версий, касающихся его названия. Например, когда-то на берегу пруда находились кузницы, вся копоть от работы которых уходила в пруд, поэтому вода здесь была тёмная. По цвету воды его и стали называть Чёрным. Потом по решению сельского врача И.Д. Писарева пруд был почищен. После этого он уменьшился до 9 га. Вода пополняется за счёт подземных и талых вод.

В 1895 году по инициативе все того же Писарева был заложен парк, ставший любимым местом отдыха местных жителей. Сейчас парк – памятник природы. Школьники держат парк в чистоте, весной и осенью здесь проходят уроки физкультуры.

Цель поездки — село Великое, Ярославская область.

Дата поездки — 04.05.2014.

Бюджет поездки — примерно 680 руб. (на двоих).

В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.

В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час. , цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.

Используемая информация: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», сайты: http://letopisi.org , http://www.myrusland.ru , http://www.yartravel.ru , http://www.votpusk.ru , http://www.turlog.ru , http://sobory.ru (храмы), Википедия.

3

«… ПОДЛИННО ВЕЛИКОЕ СЕЛО»

Именно так сказал И.С. Аксаков , российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века . Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.

1


Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году . Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск , в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба» . Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году , великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.

4


Да и князь Аникита Иванович Репнин , фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.

1


Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль» . Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов . Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?

2


В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву , владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна» .

4


Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.


Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.

2


Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.

3


Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция . Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!» . В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено» .

1


Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.

6


Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга» . Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность» , «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.

9


К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».

3


СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ

«Пахом соты медовые

Нес на базар в Великое…»

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).


Вот так, с легкой руки «певца земли русской» , нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой , уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии» , когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.


Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.

3



На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).

2


Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.


Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная . Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой . Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.

3


Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом» .


И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца» .

4


Особняк А.А. Локалова (с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю . Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия» , который, как водится, охраняется из рук вон плохо.

8


Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!

2

Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.

2

К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.

1

В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.

3


И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!

1

На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.

2


1


С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни» . Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..

3

Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII-XIX веков . Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.

3


Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет , некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.

1


В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I , о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.

Великосельский "кремль" Огромные соборные комплексы встречаются не только в городах. Порой и сёла -- особенно в ареале таких святынь, как Ярославль, - являются великими и по названиям, и по значению. В третьей части путеводителя самое время поговорить о Великом селе , что к югу от Ярославля, о Соли Великой , что к востоку... - замечательных местах, известных с начала XIII века, но прославившихся грандиозным каменным строительством на рубеже XVII-XVIII веков. Все они как бы подхватили эстафету от города на пике его расцвета. "Маленькие Ярославли" встречаются в окружности десятков вёрст от исторического центра. За несколько лет до очередной поездки в этот край из очерка А. Борисова "Великое в малом" я впервые узнал об уникальном соборном комплексе Рождества Богородицы , построенном сразу же после Полтавской битвы фельдмаршалом А. И. Репниным. Удивительно, что "птенец гнезда Петрова" воздвиг этот мемориальный храм вовсе не в модном тогда стиле барокко, а в виде типичного ярославского храма XVII века. Типичного по форме, но необычайного по размерам. Ансамбль собора, колокольни, зимней Покровской церкви и других построек смотрелся так величественно, что местные жители издавна прозвали его "кремлём". Фотографии его так вдохновили меня, что к очередной поездке я уже чётко наметил посещение Великого как одну из главных целей. Село это относится к Гаврилов-Ямскому району и раскинулось примерно в 40 километрах от Ярославля. Пригородные автобусы в Гаврилов Ям проходят через Великое. Кстати, на этом же маршруте, поблизости, находится и Карабиха -- музей-усадьба Некрасова. Село возникло предположительно ещё в XIII веке. В феодальной войне XV века в его окрестностях произошло важное сражение 1435 года между Василием II и его двоюродным братом Василием Косым. Последний был разбит, взят в плен и ослеплён. Военные действия происходили здесь и в Смутное время -- но этом никого не удивишь, особенно в Верхнем Поволжье, где почти все населённые пункты по много раз переходили из рук в руки. Культурная слава пришла к Великому в XVIII веке. Пётр I, сам 6 раз посещавший здешний край, в 1706 г. подарил это богатое село своему сподвижнику Аниките Ивановичу Репнину... более известному, конечно, по упрощённому имени -- Никита Иванович. Кстати, ещё один видный петровский военачальник Б. П. Шереметев получил в подарок другое ярославское село с похожим по смыслу названием -- Большое. Но в Большом Селе остались лишь поздние и куда меньшие по размерам церкви. Ничего подобного великосельскому "кремлю" не встретишь даже в здешних богатейших на достопримечательности краях! В жаркий июльский полдень я прибыл в посёлок, похожий на небольшой старинный городок. По правую руку от остановки раскинулась за деревцами широкая гладь привольного, живописного Чёрного пруда. А впереди вставало во всей красе могучее зелёное пятиглавие собора и изящная кирпичная "ель" высочайшей многоступенчатой колокольни. Позже я узнал, что на этот "кремль" было, действительно, ориентировано всё село! Подобно Москве, в нём стихийно сложилась радиально-кольцевая планировка, и сердцевиной её стал соборный ансамбль. В Великом и сейчас осталось несколько улочек, застроенных только на одной стороне -- так, чтобы все дома были обращены фасадом к "кремлю". Для села это чрезвычайно редкая планировка! Что интересно, издали ансамбль вовсе не выглядел огромным. Он смотрелся очень гармонично и не подавлял, а украшал, собирал, формировал главную площадь своим простым, но неотразимым силуэтом. Вскоре выплыла из-за деревьев ещё одна пятиглавая церковь -- куда меньшая по размерам, но всё же вполне логично уравновешивающая собор по другую сторону от колокольни, с юга. А ещё в комплекс входила угловая башенка-часовня на севере, изящные Святые врата близ зимней церкви, торговые лавки -- площадь-то базарно-ярмарочная. Все эти постройки вытянулись в одну линию по восточному краю площади. Когда видишь всё это впервые, невольно замираешь... Величие, в чём-то достойное Ростова! Говорят, за образец здешнего комплекса был взят знаменитый ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле. Может быть, это верно по отношению к композиции двух храмов и колокольни, но никак не к их облику. Вторая церковь здешнего ансамбля была возведена лишь через 30 лет после собора, когда уже не было в живых Аникиты Репнина -- потому говорить о единстве замысла всего комплекса едва ли приходится. Колокольню построили ещё позже, а уж ограда и башенки "кремля" и вовсе относятся к началу XIX века. Так что великосельский комплекс формировался в течение более чем столетия. В нём неразрывно слились и традиции ярославской архитектурной школы XVII века, и новые веяния. Точно можно сказать одно: ничего близко подобного больше нигде не встретишь! Ярославская архитектурная школа в течение XVII века развивалась, как это ни странно, в сторону всё большего увеличения объёма куполов по сравнению с четвериком, из которого они растут. Самые знаменитые храмы середины века являли ещё равенство высоты глав и четверика. Во второй же половине столетия купола стали более грандиозными. Вместе с барабанами они порой в полтора раза превосходили основную часть храма! Особенно это заметно по церкви Николы в Меленках или по фотографиям несохранившейся, но очень оригинальной Петропавловской церкви на Волжском берегу. Великосельский Рождество-Богородицкий храм -- из той же череды. Купола его -- гигантские ярко-зелёные маковки, словно в них перетекла почти вся мощь собора. Удивительна стоящая рядом колокольня (1758 -- 61 гг.) -- её можно назвать одновременно и шатровой, и ступенчатой! Что-то среднее между конической "Ярославской свечой" и ярусной звонницей в Толчково. Кокошники над арками отмечают грани уменьшающихся ярусов, но "ступеньки" эти -- как бы сглажены. Общий силуэт получился стремительный, островерхий, словно кипарис вознёсся к небу. Конечно, раньше XVIII века подобная колокольня не могла возникнуть. Но всё же это такое яркое явление именно русского барокко -- далёкого от любых европейско-петербургских веяний, - что она кажется очень древней и выражающей исключительно национальный дух в архитектуре. Если бы она не была такой ажурно-сквозной от четырёх этажей арок, то казалась бы слеплённой из мокрого песка, как детские "пирамидки" на пляже. Я не побоюсь назвать очертания и декор этой колокольни -- совершенными! Пожалуй, это один из архитектурных идеалов. Таких, которые, увидев раз, запоминаешь на всю жизнь. Вознеслось это чудо на 75 метров. Вдвое выше "Ярославской свечи"! Говорят, изначально звонница не была такой грандиозной, и самые верхние ярусы появились позже, в XIX веке. Как бы то ни было, получилась одна из самых высоких колоколен, когда-либо возводившихся в русских сёлах. Лишь в близком Поречье-Рыбном под Ростовом в конце XVIII в. построили ещё большую звонницу -- 94 метра. В самом же Ярославле нет ничего подобного! Если зодчие, возводившие собор, остались анонимными, то имя Ивана Зарубина, воздвигшего колокольню, запечатлелось в местной истории. Тончайшая ажурность многоарочной звонницы в сочетании с мощным монолитом собора создаёт парадоксальную, контрастную гармонию. Они изумительно дополняют друг друга -- эти слишком разные постройки одного ансамбля! Не будь такой высокой колокольни, комплекс казался бы тяжёлым и заземлённым. Будь собор похож на колокольню -- получился бы обычный лёгкий барочный ансамбль. А здесь -- ярчайший символ соединения Руси Древней, допетровской и России молодой, так и рвущейся куда-то... Собор, заложенный в 1709 и освящённый уже в 1712 году, не без оснований считается первым в истории храмом-памятником в честь Полтавской победы . В наше время на площади перед ним воссоздано мозаичное панно -- копия знаменитого творения Ломоносова "Полтавская битва". Ежегодно в Великом проводятся праздники с историческими реконструкциями прославленного сражения. Однако само посвящение собора Рождеству Богородицы свидетельствует, что даже если царедворство и присутствовало в характере Репнина, оно не было чрезмерным, и земное с небесным он никак не смешивал. Из лести царю было бы логично посвятить мемориальный храм его небесному покровителю и назвать Петропавловским (заодно вышло бы и подражание Петербургу!). Либо -- Исаакиевским, так как в день св. Исаакия Далматского, 30 мая, Пётр родился. Либо -- Сампсониевским, так как в день св. Сампсона Странноприимца, 27 июня, произошла Полтавская битва. Но посвящение выбрали гораздо более традиционное для Руси. Даже если оно и навевает какие-то мысли о земной истории, то скорее, о Куликовской, чем Полтавской битве. Как известно, победа на Куликовом поле была одержана в праздник Рождества Богородицы, и огромное количество Рождество-Богородицких храмов было возведено на Руси именно после 1380 года. Другая "памятка" тех событий в русском церковном календаре -- Дмитриевская родительская суббота: ближайшая ко дню св. Дмитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия Донского. Что интересно, боковой престол здешнего собора также освятили в честь Дмитрия Солунского . Напротив был придел Смоленской иконы Божией Матери . Храм получился трёхпрестольным, хотя приделы ничем не отделены от основного интерьера. Сейчас собор был закрыт -- внутренняя реставрация в нём даже не начиналась. К счастью, в Покровской церкви я встретил настоятеля о. Сергия. Он лично сводил меня и в собор, и на колокольню, провёл импровизированную экскурсию по всему комплексу: на первый взгляд, и вправду, целому "кремлю", а в действительности, чрезвычайно бедному сельскому приходу. За годы советской власти деревенские жители совсем разучились ходить в церковь. Так что огромные старинные здания более чем когда-либо кажутся сейчас величественной, но пустующей декорацией Святой Руси. Туристы сюда заезжают редко -- "нераскрученный объект". А для истовых, -- так сказать, профессиональных, -- паломников здесь не найдётся ни мощей, ни чудотворных икон, ни, тем более, "старцев". В общем, никакого ажиотажа! Сейчас трудно даже представить, что ещё совсем недавно оба храма стояли без куполов! В советских путеводителях спокойно, будто речь шла о чём-то вполне обыденном, даже с некоторой долей романтизма писали: "Сейчас, когда обе церкви лишены глав, они напоминают необычайных размеров лабазы времён А. И. Островского". Лабазы -- не лабазы, но в советское время их, действительно, использовали как склады. Лишь в 2004 г. уникальный комплекс был возвращён Церкви, и началось медленное возрождение приходской жизни. Таинственно загремел старый замок, и огромный собор раскрылся перед нами. Традиционные 4 столпа придавали его интерьеру ощущение древности и парадоксально-тяжеловесной гармонии. Они поражали толщиной и мощью. Один из них стоял косо -- причём, наклон был очень заметен, -- но это, видимо, нисколько не мешало устойчивости трёхсотлетней конструкции. Кстати, у ещё большего по размерам Успенского собора Рязани один из мощнейших столпов также удивляет своим наклоном. Ну что ж, есть "падающие" башни, стоящие веками -- а есть "падающие" столпы в многовековых соборах! Высота интерьера, не считая подкупольных барабанов -- 13 метров: гораздо меньше внешней высоты. Всё равно это много -- представьте, что под сводами легко поместился бы 4-этажный дом! Человек в таком интерьере смотрится просто букашкой! Площадь основного объёма, без алтаря -- примерно 20 на 20 метров. По меркам ярославского зодчества, это огромный храм: намного больше любого из сохранившихся в самом городе! Для сравнения, Богоявленская церковь на главной площади Ярославля имеет четверик всего 10 на 10 метров. Чрезвычайно редкое явление для русского храма: хоры находятся не над западной частью, а над восточной -- непосредственно над алтарём! Пожалуй, это никоновская традиция, хотя от низложения патриарха Никона до возведения здешнего собора прошло полвека. В соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря хоры также располагались за иконостасом, причём на нескольких уровнях. Мы поднялись на хоры и полюбовались интерьером с высоты: иконостаса пока не было. Зато во всей верхней части храма хорошо сохранились фрески. В краеведческой литературе иногда утверждается, что они относятся ко II половине XVIII века. Но надпись в самом храме гласит, что стенописи создавались при императоре Александре I. Да и по стилю они очень схожи с фресками начала XIX века братьев Медведевых: в Спасо-Преображенском соборе Углича и Успенском -- Мышкина. С первым общим стало даже то, что самый грандиозный сюжет -- Преображение Господне во весь центр западной стены: он во много раз больше любой другой композиции, хотя храм, казалось бы, посвящён совсем другому празднику. Каждый сюжет обрамлён рисованной рамкой-картушем. Преобладают золотистые, огненные, красные тона: всё очень празднично и ярко даже в неотреставрированном виде. Можно только догадываться, что было изображено в несохранившихся нижних ярусах -- вероятно, исходя из посвящения храма, земное житие Пресвятой Богородицы. А вот верхние два яруса -- подробнейший Евангельский цикл, начиная с Благовещения, Рождества и редкого сюжета Обрезания Господня. Потом мы обошли весь ансамбль. К северу от собора раскинулись входящие в "кремлёвский" комплекс Торговые ряды. Великое славилось большими ярмарками, проходившими ежегодно с 1 по 8 сентября: в течение недели перед престольным праздником Рождества Богородицы. Местом их проведения была как раз здешняя площадь. Это врастание лавок и амбаров в церковную ограду очень напомнило мне Борисоглебский монастырь под Ростовом, северная стена которого в XIX веке тоже обратилась снаружи в сплошные торговые ряды... (и это, как ни парадоксально, не помешало сохранить внутри глубочайший молитвенный дух!). Мы свернули за северо-западную башню. Я ожидал нового чуда, но... В нынешнем разомкнутом, полуразрушенном виде Великосельский кремль кажется сказочной декорацией, великолепным занавесом, за которым должно бы открыться что-то удивительное... а за ним открывается всего лишь море травы. Всё величие и всё убожество разрушаемой весь ХХ век, но, к счастью, так и не дорушенной русской культуры наглядно воплотилось в этом ансамбле. Восточные башенки-часовни ещё стояли, отмечая прямые углы "кремля", а вот связующая их ограда давно отсутствовала. Просто обширный пустырь. Когда-то тут, за алтарями храмов, был большой огороженный погост. А теперь... Футбольное поле на месте бывшего кладбища -- типичное знамение советских времён. Необычно смотрелась с востока Покровская церковь 1741 года. Её алтарные окна были обрамлены изразцами -- но не теми крупными наружными изразцами, что украшают едва ли не большинство ярославских храмов, а маленькими плиточками с бытовыми сюжетами в стиле лубка, какие обычно использовались в оформлении печей. Мы свернули к колокольне. Отец Сергий открыл дверцу, и началось долгое восхождение. На уровне второго яруса блеснуло окно, про которое говорят, что оно символизирует "окно в Европу" -- потому и обращено на запад. Но любое окно куда-то обращено (на третьем ярусе, например -- на север). Скорее всего, эта "символика" -- плод позднейшей фантазии... хотя, конечно, всё может быть. Рассказывают также, что несохранившиеся куранты "отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы". После трёх тёмных ярусов, занятых лишь лестницей, раскрылась наконец площадка звона. Панорама мира, разбитая на арки -- круговой пейзаж в восьми краснокирпичных рамках. Из полумрака выглядываешь в сплошной свет, щуришься. Кажется, весь мир состоит из света -- не только небо, но и земля. Переливчато-зелёный диск внизу и голубой купол вверху -- трудно сказать, что ярче! К юго-западу от соборного комплекса раскинулся пруд, ожививший весь пейзаж огромным светло-голубым глазом (хотя назывался он почему-то -- Чёрным...). В противоположной стороне маленьким замком с изящными шпилями возвышался над застройкой дом Локалова(1) -- ещё одна архитектурная достопримечательность Великого. Это творение известного архитектора Шехтеля -- будущего автора Ярославского вокзала в Москве и других выдающихся построек в неорусском стиле. Вдали виднелась ещё одна действующая церковь огромного села -- Тихвинская 1861 года. Обширный архипелаг крыш обрывался на востоке зелёным морем полей и ещё более далёкого леса. Было видно, что находимся мы хоть и в великом, но всё же селе. Тем грандиозней выглядел здешний ансамбль. Посёлок этот -- и по виду, и по духу, -- чем-то напоминает Борисоглеб под Ростовом, который мне тоже довелось созерцать с высоты могучей башни. Только там среди города-села воздвигся великий монастырь, а тут -- великий соборный комплекс. Ещё вспомнилось совсем далёкое отсюда Усолье на Каме с великолепным дворцово-соборным комплексом усадьбы Строгановых -- того же XVIII века и даже примерно тех же лет постройки. Особенно похожа была колокольня в самом центре ансамбля. И сам городок Усолье -- примерно такого же размера, как село Великое. Тоже благодатные древние места... и тоже полузабытые. Человек, совершивший самоубийство, по понятной причине, уже не имеет возможности искупить этот грех. Страна, десятки лет занимавшаяся уничтожением собственной культуры, ещё может это искупить -- возродив хотя бы то, что осталось. Когда выйдут из тени, воскреснут места, подобные Великому, прервётся наконец долгое, мазохистски растянутое самоубийство России. (1) . Алексей Локалов -- крупный промышленник, сын выкупившегося на волю крепостного, основатель Гаврилов-Ямской льняной мануфактуры.