История и память

Руническое письмо — вязь для красоты, биндруны. Руническое письмо Все о рунах и руническом письме

Cтраница из азбуки «Runa ABC» Йохана Буре. 1611 год Первый шведский букварь для обучения руническому алфавиту. Litteraturbanken

Руны — это вытянутые и угловатые буквы древних германцев, предков современных англичан, голландцев, немцев, датчан, норвежцев и шведов. Древнейшие известные памятники рунической письменности относятся к середине II века н. э. Изучение начертания рун показывает их проис-хождение от латинского алфавита: знаки ᚠ, ᚢ, ᚱ, ᚲ, ᚺ, ᛁ, ᛏ, ᛒ, ᛚ почти полностью повто-ряют начертания соответствующих латинских букв — F, U, R, С, H, I, T, B, L. Несколько дальше отошли от своих прототипов руны ᚨ, ᛊ, ᛗ, ᛞ и ᛟ , в которых угадываются буквы A, S, M, D и O.

Рунический алфавит, как и многие другие азбуки, называется по своим началь-ным буквам Греческое слово «алфавит» (ἀλφάβητος) образовано из названий первых двух его букв — «альфа» (ἄλφα) и «бета» (βῆτα). Русское слово «азбука» образовано по той же схеме: из названий букв «азъ» и «буки». — футарк (ᚠᚢᚦᚨᚱᚲ ). Древнейший старшерунический футарк содержал 24 знака: ᚠᚢᚦᚨᚱᚲᚷᚹ ᚺᚾᛁᛃᛇᛈᛉᛊ ᛏᛒᛖᛗᛚᛜᛞᛟ (fuþarkgw hnijïpzs tbemlŋdo в латинской транскрипции), а более поздний скандинавский младшеруниче-ский футарк — 16: ᚠᚢᚦᚯᚱᚴ ᚼᚾᛁᛅᛋ ᛏᛒᛘᛚᛣ (fuþąrk hnias tbmlR). Третья руна футарка ᚦ , обозначающая те же звуки, что th в англий-ском и θ в греческом, используется в исландском алфавите до сих пор (остальные его буквы взяты из латинского).

Рунами пользовалось большинство германских народов, но постепенно их вытеснил латинский алфавит. Меньше всего руны продержались в Германии; предки англичан, англосаксы, продолжали писать рунами до X века, а скандинавы — до позднего Средневековья. В отда-ленной шведской провинции Даларна руны дожили до XХ века: там сохранились сотни рунических надписей на зданиях, мебели, инструментах и посуде последних четырех столетий. Многие из них — владельческие подписи, но есть и более пространные тексты, например, надпись на деревянном столе, сделанная в голодном 1730 году, гласит: «На этот стол поместится много еды. Тот был бы счастлив, кто имел бы так много».

2. Почему руны так выглядят

Позаимствовав большинство букв у римлян, древние германцы изменили их начертание так, чтобы было удобнее прорезать или процарапывать знаки на дереве. Из-за этого руны получили удлиненные пропорции и рубленый вид. По той же причине классические германские руны содержали только вертикальные и диагональ-ные штрихи, или «стволы» и «ветви»: выводить округлые и горизонтальные элементы, нанося знаки поперек деревянных волокон, невозможно.

Рубанок из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 300‑х годов Nationalmuseet, Danmark

Гребень из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 160‑х годов Nationalmuseet, Danmark

3. Кто еще писал рунами

Германским словом «руны» также называют внешне схожую древнетюркскую, или орхоно-енисейскую, письменность, бытовавшую в Центральной Азии в VIII-X веках н. э. Самые важные памятники орхоно-енисейской письмен-ности — это каменные стелы, установленные в Монголии, Южной Сибири и в Семиречье (в районе озер Балхаш и Иссык-Куль). Надписи донесли до нас уникальные сведения по истории тюркских каганатов и, что не менее важно, язык той эпохи. Тюркский рунический алфавит был дешифрован в 1893 году великим датским лингвистом Вильгельмом Томсеном.

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

По образу и подобию германских рун создано также несколько искусственных письменностей в вымышленном мире Джона Р. Р. Толкина. Оксфордский профессор, специалист по древнеанглийскому языку и литературе, Толкин не только знал много древних языков, но и изобретал новые, старательно разрабатывая их грамматику и алфавиты. В основе одного из них, кирта, — германские руны. Киртом, например, была сделана надгробная надпись «Балин, сын Фундина, государь Мории», найденная героями «Властелина колец» в подземном городе.


Надпись на могиле Балина. Рисунок Джона Р. Р. Толкина The Tolkien Estate Limited 2015

4. Связаны ли руны с магией

Традиционное представление о тесной связи рун с магией появилось в Новое время. К тому моменту руны уже были вытеснены из практической сферы латинским алфавитом и продолжали использоваться в Скандинавии лишь для гадания и тайнописи. Каждая руна в футарке имела название: ᚠ — fehu («скот, богатство»), ᚢ — ūruz («бык, зубр»), ᚦ — þurisaz («великан»), ᚨ -ansuz («бог, ас»), ᚱ — raidō («путь, повозка») и так далее, поэтому иногда они использова-лись как идеограммы Идеограмма — письменный знак, обозначающий какое-либо понятие (а не, например, звук или слог). . Так, руна ᚠ могла быть начертана в качестве пожелания имущественного благополучия.

Возможно, именно о германских рунах писал в конце I века н. э. римский историк Тацит:

«Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем как придется на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

Магическое использование рун процветало и позже. В средневековой саге об исландском скальде (поэте) X века Эгиле Скаллагримссоне рассказывается:

«Когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря: „Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. —Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии“. Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье».

5. Где можно найти рунические надписи

Руны можно найти везде, где жили германцы, а особенно скандинавы. Ежегодно археологи преподносят рунологам — так называются исследователи рунических надписей — новые и новые находки.

Древнейшие старшерунические надписи концентрируются на севере Германии, на Ютландском полуострове и в Скандинавии, а затем распространяются по Европе вместе с разными германскими племенами, доходя до территории современной Украины и Боснии.

На Британских островах и во Фрисландии (нынешние Нидерланды) в V-XI веках использовался вариант рунического письма, называемый англосаксонскими или англо-фризскими рунами. Эта разновидность футарка была дополнена для полноценного воспро-изведения звуков близких между собой древнеанглийского и древнефризского языков.

Самый распространенный тип рун — младшие руны — сложился к IX веку в Скандинавии для записи древнескандинавского языка. Логично, что больше всего надписей млад-шими рунами сохранилось на Скандинавском полуострове и в Дании. Но не только. Викинги оставили их также на балюстрадах и подоконниках константинопольского собора Святой Софии — и даже на мраморном льве, стоявшем на входе в Пирейскую гавань близ Афин и вывезенном в XVII веке в Венецию.

Пирейский лев. Фотография 1920 года Swedish National Heritage Board

Рунический рисунок с лапы Пирейского льва. Отрисовка 1857 года En Nordisk Runeindskrift i Piræus, med Forklaring af C. C. Rafn, 1857

Половина из шести тысяч известных на сегодня рунических надписей выре-заны на так называемых рунических камнях — стелах, установлен-ных в память об умершем родственнике. Практически все надписи на руни-ческих камнях начинаются с перечисления имен заказчиков и сообщения об установке рунического камня, после чего указывается имя умершего и его родственная связь с заказчиками. Например, «Бергсвейн и Сигфаст и Фриди установили этот камень по Бури, своему отцу. Вырезал Фартегн».

Камень из Гёрлева № 1. Дания, 800–850 годы

Надпись на камне: «Тьодви поставил этот камень по Одинкауру.
fuþąrkhniastbmlR Перечисление всего младшерунического футарка. . Берегите могилу! þmkiiissstttiiilll Скороговорка: þistil - чертополох,
mistil - омела, kistil - сундучок.
. Я правильно расположил руны. Гунни, Армунд».

Камень из Йерминна № 1. Дания, 970–1020 годы

Надпись на камне: «Тольв поставил этот камень по Хради, своему брату, очень хорошему воину».

Erik Moltke / Nationalmuseet, Danmark

Большим событием в изучении рунической письменности стали находки археологов в норвежском Бергене во второй половине XX века. Подобно новгородским с берегов Волхова, во влажном грунте бергенской гавани сохранились сотни деревянных стержней и табличек с рунами. Менее масштабные комплексы бытовых надписей на деревянных и костяных предметах были найдены и в других городах Скандинавии. Сегодня известно уже более двух тысяч рунических «грамот».

Среди надписей на деревянных стержнях встречаются и любовные письма, например: «Моя любимая, поцелуй меня!» Также среди них есть вкрапления, записанные рунами, но на латыни — обычно это фрагменты молитвенного содержания.


Камень с острова Березань. Фотография 1969 года И. Павлов / РИА «Новости»

Скандинавские поминальные надписи повлияли и на древнерусскую монументальную эпиграфику, образчиков которой до нас дошло немного. На восточной окраине Новгородской земли, в Воймерицах на реке Мсте, рядом с Любытиным, в XI веке был поставлен каменный крест с кирилли-ческой надписью: «Богуславу и Лазареви братья и мати Мирослава поставили хрьстъ. Славоне дѣлале», то есть в переводе с древненовгородского диалекта «Богуславу и Лазарю братья и мать Мирослава поставили крест. Делал Славон».

Воймерицкий крест в Новгородском государственном музее-заповеднике. 2014 год Татьяна Шеломова / shelomova.spb.ru

Руническое письмо на Руси продолжало использоваться в XII веке, а возможно, дожило и до XIII века: в Смоленске в слоях XII века археологами найдена млад-шеруническая берестяная грамота из нескольких слов, а в Масковичах близ Браслава (нынешняя Витебская область Белоруссии) — отдельные руны и краткие записи на десятках обломков костей. К XIII веку пришлые скандинавы, по-видимому, полностью ассимилировались.

Источники

  • Мельникова Е. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации: Тексты. Перевод. Комментарий.

Руническая письменность в древности имела сакральное значение и считалась частью магического искусства. Однако руническое письмо использовали и для передачи иных сведений, применяли как смысловые символы. Каждая руна имеет собственное звучание и может произноситься голосом. В чем отличие от остальных — кириллицы или латиницы? Рассмотрим вопрос применения рунической письменности.

Руническое письмо

Отличием рунического письма от других алфавитов является написание символов в любом порядке — как справа налево, так и наоборот. Когда руны записывают обычным образом — слева направо — они пишутся в прямом виде. Если нужно записать руны в обратном порядке, их изображают в зеркальном отражении.

Также существует еще один способ записи — бустрофедон. Первая строка записывается символами в прямом порядке, а следующая — в зеркальном. Этот вид письменности встречается у разных народов, в том числе, и у скандинавов.

Особенностью записи рунических знаков является отсутствие пробелов между словами. Если нужно отделить одну смысловую фразу от другой, использовали черточки или точки.

Также для рунического письма не характерно удвоение знаков: два одинаковых рунических символа записывались как один, даже если принадлежали разным словам или концу и началу предложения. С чем это связано, не известно.

Со временем руническую письменность заменила латиница. Это было связано с увеличивающимся влиянием римской католической церкви на Северном континенте. Руническая письменность уничтожалась как элемент магического влияния на жизнь людей. Однако памятники с руническими надписями создавались вплоть до 16 века.

Вязаные руны (биндруны)

Что такое руническая вязь? В отличие от , символы записываются не в линию — их накладывают друг на друга. Это напоминает сигиллу. При составлении вязи учитывается не только значение символа, но и внешнее подобие: вязь руническая должна выглядеть гармонично. Обычно для создания вязи используют пять рунических символов.

Общее требование к эстетике вязи позволяет изображать рунические знаки в любом порядке — в перевернутом положении, зеркальном отображении и прямо. Всё должно выглядеть красиво и радовать глаз. Теряет ли символ свойство в перевернутом положении? Нет, значение остается прежним.

Обратите внимание! Создание рунической вязи предполагает наличие у оператора художественного вкуса.

После составления вязи можно найти в получившемся символе новые руны, которые образовались в процессе создания. Эти руны никогда не противоречат основному смыслу, но могут его дополнять. Правильная подборка рунических символов в вязи наделяет ее магической силой для изменения обстоятельств или состояния.

В каком случае руническое письмо можно заменить вязью? Вязь обычно применяют при создании талисманов или украшений, когда на малой площади необходимо разместить длинную формулу. Также вязь, в отличие от надписи, выглядит более эстетично и привлекательно.

Руническая вязь для красоты

Рассмотрим, как строится вязь для создания женской привлекательности. Эта вязь состоит всего из двух рунических символов:

Ее можно рисовать на свежем маникюре или изобразить на запястье красным маркером.

Вязь может быть использована для поиска партнера, для создания неотразимого образа на вечеринке или в иных обстоятельствах. Формула действует временно, то есть, ее действие заканчивается после удаления с тела.

После нанесения вязи на тело нужно оговорить руны, то есть, задать направление для изменения. Это можно выразить в стихотворной форме, а можно просто выразить намерение простым текстом. Без оговора руны работать не будут.

Оговаривают каждую руну отдельно, задавая ей направление действия. Затем произносят оговор всей формулы — что именно оператор желает получить в результате. Также в оговоре учитывают сроки действия формулы и начало активации процесса.

Некоторые рунологи наносят руны на тело в виде царапин. Действие формулы длится до тех пор, пока не исчезнет царапина с кожи. Это экстремальный метод, но тоже имеет распространение. Вместо царапины можно сделать , если вам необходим «вечный » результат от применения формулы.

Не забывайте, что руническую вязь можно нанести на любой природный носитель — дерево, бумагу, ткань, металл. Не обязательно рисовать руны на теле, их можно изобразить на собственной фотографии — эффект будет тот же.

Нужно ли соблюдать фазы луны для создания рунической вязи? В северной традиции луна не учитывается, поэтому рисовать руны можно в любой благоприятный для оператора день.

Как правильно активировать рунную вязь? Для этого необходимо вдохнуть в нее собственную энергию — просто выдохните три раза на изображение. Если вы нарисовали вязь на бумаге или ином носителе, можно провести талисман над пламенем свечи. Этого будет достаточно.

Руническая письменность

К.А. Иванова

Ишим, Российская Федерация

"О силе письма ни один народ

не думал больше и не ставил ее выше,

чем германцы"
К. Малленхоф

Возникновение, распространение и развитие рунической письменности явилось одним из наиболее важных культурных свершений германских племен в ранний период их истории. Человечеству известны несколько основных типов систем передачи информации с помощью графических символов. Они возникали, без сомнения, стадиально, в определенный момент времени, когда необходимость диктовала условия, требующие более совершенных и изощренных способов трансляции и накопления информации как таковой и опыта в частности.

Древнейшим видом письменности у германцев было руническое письмо. Тацит в своей «Германии» писал, что германцы придавали особое значение гаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма, алфавитом первого связного письма у древних германцев.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна» и немецкий глагол raunen «таинственно», « украдкой шептать»). Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «футарк» (futhark ) . Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии. Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3–8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат), надгробные камни и т.д.

Большинство надписей представляют собой отдельные слова (часто собственные имена). Каждая руна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждать от несчастий.

Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностями ингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28. Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., так называемом «Зальцбургском кодексе» (« Codex Salisburgiensis »), №140) .

Руны являются самым поздним и фактически единственным "языческим", "доцивилизованным" алфавитом Европы, находящимся вплоть до сего дня в относительно устойчивом и широком употреблении. Три основных алфавита, унаследованных европейской цивилизацией и явившихся краеугольными корнями ее культуры – латинский, греческий и кириллический,– практически исчерпывают все многообразие той символической структуры, которая позволяет обитателям континента выражать свои мысли, накапливать информацию и обмениваться ею.

Алфавит делился на три рода ( Ættir - эттир, Ætt - атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w . Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s . В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o .

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах .

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается ( способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т.д .). Так, на копье из надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Каждая руна, подобно греческой или еврейской букве, является символическим хранилищем неких знаний и понятий. Особая связь каждой руны с определенным предметом или свойством позволяет, составляя комбинации рунических знаков, описать или исследовать каждый из аспектов мироздания. При составлении подобных комбинаций руна выступает как инструмент познания, а если рассматривать ее в качестве символа, то она является аналогом реальности.

Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможном вменении отдельных знаков: f - * fehu (друн-исл. f é ) «богатство», j - * jara (друн-исл.á r ) «урожай», n - nau ð «нужда», k - kaun «язва», m - ma ð r «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач. VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано с сакрализацией письма .

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей. Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19 в. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вклад в развитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен, шведские ученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. И если, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировал это рунолог Карл Марстрандер, «рунология - это палеография, лингвистика, археология и мифология». Действительно, нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, но какую функцию выполнял этот текст, остается загадкой .

Не вполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживают явное сходство с буквами латинского алфавита, другие - греческого. Поэтому одни ученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие - из греческого. В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении рун из одного из североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны, возникнув на севере Италии во 2–3 вв., были затем переняты самыми южными из западногерманских племен и постепенно распространились на север, переходя от одного германского племени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшее число сторонников. Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном из североиталийских алфавитов; загадкой остается и алфавитный порядок рун.

Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественно культового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.

"...с известным основанием можно утверждать, что вплоть до настоящего времени не удалось истолковать ни одну руническую надпись. В ряде случаев мы в состоянии определить текст надписи, но одновременно мы должны... признать, что данный текст является лишь скорлупой, за которой скрывается неведомое нам ядро"

Карл Марстрандер

Литература:

    Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию/ Соловьева Л. Н. - М.:Высшая школа, 1980. - cc. 7-27 ;

    Enoksen , Lars Magnar . Runor . Historie , Tydning , Tolkning . - Lund : Historiske Media , 1999;

    Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках/ Хлевов А. А. – СПб.: "Евразия", 2002;

    Алфавит/ Дирингер Дэвид - М.: Издательство Иностранной Литературы, 1963. - С. 579-599.;

    Письмена мёртвые и живые/ Кондратов Алексей - СПб: Азбука-Классика/Авалон, 2007. - С. 186-187. - 256 с.

В современных магических практиках славянскими рунами сегодня считаются венеды. Антон Платов, исследователь рунических алфавитов славяно-арийцев, десять лет назад реконструировал сакральную систему древних славян. За ним последовал Олег Синько – эзотерик родом с Украины, который расширил мантические и магические значения вендских рунических письмён.

По популярности славянский рунический алфавит отстаёт от скандинавского футарка, распространённого в Европе. Возможно, причина кроется в том, что руническая письменность славян требует погружения в мифологию и обширных знаний об укладе жизни предков.

Откуда произошли руны славян

Славянское руническое письмо – руница – происходит, как считает исследователь В.А.Чудинов, ещё со времён нижнего палеолита. Под руницей понимают все виды древнего рунического алфавита: бояновы руны, велесицу, каруну, вендские руны и т. д.

Именитые исследователи древнейших алфавитов считают, что славянские руны появились благодаря влиянию греков, по другой версии арийская азбука появилась после смешения северно-этрусского письма и огамического алфавита.

Среди доказательств существования славянского рунического письма Славяно-Арийские Веды, Велесова Книга и керамические фрагменты, содержащие надписи, которые практически не поддаются дешифровке. Последние нашлись во время археологических раскопок и относятся к Черняховской культуре.

Официальная наука отказывается признавать существование официальное существование славянской руницы. Малое количество фрагментов с надписями, невозможность расшифровать знаки, различия между символами, найденными на разных территориях – вот несколько причин, по которым рунический алфавит остаётся на полулегальном положении среди остальных письменностей.

Алфавит

Соотнести руницу с алфавитом сложно, так как знаки обозначают не буквы, а слоги. Для записи текстов придерживаются определённого алгоритма:

  • располагать знаки в ряд, по 16 символов в каждом;
  • переводные тексты содержат 32, 64 и больше символов, каждый второй символ поясняет предыдущий;
  • один текст предполагает девять рядов;
  • строки читаются слева направо, следующий ряд – справа налево.

В эзотерических практиках используется вендский рунический алфавит. Исследователи рунического письма составили таблицу, в которой указали соответствие символов буквам русского алфавита. Можно приступить к записыванию текстов руническим алфавитом, сверяясь с таблицей.

Эта группа символов описывает мировые законы, главные движущие силы мироздания, духовный путь, по которому проходит каждый человек в течение жизни.

  1. Мир («М») символизирует божественную часть природы человека. Главный архетип знака – Белобог. Начертание символа похоже на образ Мирового Древа или человека, простирающего руки к небу.
  2. Чернобог («Ч» и «Ц») уравновешивает предыдущий символ и символизирует хаос. Олицетворяет тёмную сторону «Я», которую придётся принять и проработать.
  3. Алатырь («А») – это центр мироздания, начало и конец мира, стартовая точка всех дорог и исток всех рек.
  4. Радуга («Р») – это знак дороги. Символизирует состояние движения: физического и духовного, означает помощь в пути и лёгкий выход из сложной ситуации.

Следующая группа знаков рассказывает о том, что духовный путь в славянской традиции ведёт человека к высвобождению божественного начала внутри себя. Истинным воином считается только тот, кто пройдёт битву с собственной косностью и невежеством.

  1. Нужда («Н») – символ судьбы, от которой не сбежать, смерти, принуждения и тьмы. Нужда обозначает скованное сознание, испытания, финансовые трудности.
  2. Крада («Г» и «К») переводится со славянского как «жертвенный огонь». Это руна огня, воплощённого намерения, потери наносной шелухи и очищения.
  3. Треба («Т») – это жертвоприношение, в котором человек жертвует себя. Символ ещё называют «Руной Воина Духа».
  4. Сила («С») олицетворяет целостность, которая завершает победу над собой и символизирует способность следовать выбранному пути.

Кроме главных четырёх стихий славяне выделяли пятую субстанцию – Рок, Дух, который невозможно увидеть или потрогать руками, но он лежит в основе мироздания.

  1. Ветер («В») относится к стихии Воздуха и символизирует волю, вдохновение, богатство и мудрость.
  2. Берегиня («Б») олицетворяет стихию Земли, материнство, плодородие и богатство.
  3. Уд («У») – огненная руна. Первое значение символа связано с мужской силой, страстью к жизни, плодородием.
  4. Леля («Л») связана со стихией Воды. Это интуиция и ведание, сила и плодородие.
  5. Рок («Х» и «Ъ») считается проявлением Духа. Пятая стихия окружает человека в каждый момент существования, это суть мироздания.

Остальные руны в руническом алфавите славян не поддаются группировке.

  1. Есть («Е») – это жизненная сила, которая движет живой природой.
  2. Опора («О») в начертании показывает две границы, отделяющие три мира друг от друга – Верхний, Средний и Нижний.
  3. Даждьбог («Д») олицетворяет всевозможные блага, начиная истинной любовью и заканчивая материальным богатством.
  4. Перун («П») символизирует могущество, жизненную силу и защиту.
  5. Исток («И»), наоборот, демонстрирует неподвижность. Это «не движение» хранит в себе потенциал к развитию, силу в покое.

Древнейший (старший) рунический алфавит использовался до конца VIII века. Он состоял из 24 знаков, имевших фонетическое и символическое значение. Символические значения рун следовали из их названий – «един- ство», «воплощение», «возрождение» и т.д.

Старшерунический алфавит называют футарком; это слово образовано по звучанию первых шести знаков буквенного ряда – F, U, Þ, A, R, K. Уже к IV веку сложилась устойчивая последовательность в корне отличается от последовательности знаков в алфавитах, восходящих к финикийскому

письму (латинский, греческий).

24-значный футарк разделяется

Начиная с V века старший рунический алфавит, используемый различ- ными германскими племенами, распространялся по Европе и видоизменял- ся. В результате этого возникло несколько модификаций футарка – англо- саксонская, фризская и др. Видоизменения рунической системы происходи- ли, во-первых, вследствие изменения языка, во-вторых, для адаптации рун к языкам народов, принимающих руническую письменность.

Происходило и усовершенствование орфографии рунического письма. Уже в старшерунических надписях отдельные слова или группы слов иногда разделялись, хотя в целом было характерно слитное написание. Постепен- но употребление разделительных знаков между словами становилось все более и более последовательным; к XI – XII векам эта практика стала пра- вилом. Для разделения слов использовались крестики, точки и т.п. В неко-

торых надписях наблюдалось одновременное употребление и слитного, и раздельного написания слов. Иногда разделительные знаки разбивали сло- во на несколько частей. Если слово оканчивалось на ту же руну, с которой начиналось следующее слово, допускалось писать слова слитно, не повто- ряя концевой и начальный знак.

Существовало две модификации младшерунического ряда: полновет- вистые и коротковетвистые руны. Эти модификации долгое время рас- сматривались исследователями как две локальные системы рунической письменности. За ними закрепились названия «датские» или «обычные» руны и «шведско-норвежские» руны. Однако территориальная привязка здесь неправомерна – полноветвистые «датские» руны широко использо- вались и за пределами Дании, в том числе – на Скандинавском полуостро- ве. Правильнее предполагать, что в основе разделения рун на полно- и ко- ротковетвистые лежит не территориальный, а функциональный принцип: полноветвистые руны использовались для монументального письма, а ко- ротковетвистые - являлись своего рода скорописью и находили применение в первую очередь в бытовой практике.

Старшие и младшие футарки не могли в полной мере отобразить фонети- ческий состав германских и скандинавских языков. Для этого приходилось од- ним и тем же знаком обозначать до четырех фонем. Потребность в расширении знакового ряда привела к появлению так называемых пунктированных рун: над руной ставился диакритический значок – точка. В надписях XII века пунктиро- ванные руны образуют полный алфавит, в него добавляются несколько знаков, основанных на соответствующих по звучанию латинских буквах.

Рис. 1. Трансформация рунического строя: ранние (слева) и поздние (справа) англо-

саксонские руны

РУНИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ

У нас нет надёжных свидетельств широкого литературного использова- ния рун в ранние времена, однако некоторые учёные считают, что руниче- ское письмо широко применялось для всех видов светской письменности: для законодательных постановлений, договоров, генеалогий, стихов и т. д. Впрочем, число сохранившихся рукописей очень невелико и относятся они к сравнительно позднему времени. К числу наиболее важных рунических ру- кописей принадлежат:

Древнедатский Codex Runicus, относящийся к концу XIII в. и представ-

ляющий собой юридический текст;

Так называемые «Fasti Danici» (около 1348 г.);

-«Codex Leidensis» в Лейдене (Голландия);

-«Codex Sangallensis 878» в Санкт-Галлене;

-«Codex Salisburgensis 140», хранящийся ныне в Вене, и т. д.;

Сохранился также рунический молитвенник, написанный, вероятно,

для мирянина, не знакомого с латинским языком.

Наиболее ранняя из сохранившихся рукописных версий поздних древ- неанглийских рун представлена рукописью N 17 в библиотеке колледжа св. Иоанна в Оксфорде, датируемой 1110 г.

Надписи, найденные в Швеции

Из общего числа рунических надписей - а их всего около четырёх тысяч

Большая часть (около 2500) найдена в Швеции. Они относятся главным образом (примерно 2000) к XI и началу XII в., и только около 25 надписей, в том числе несколько брактеатов, относится к раннему периоду. Примерно половина надписей, обнаруженных в Швеции, была найдена в Упланде и около 250 надписей - на острове Готланд. Самая длинная руническая над- пись найдена в Реке в Эстеръётланде; она высечена на камне и относится приблизительно к 900 г. Эта надпись весьма любопытна, так как в ней ис- пользованы четыре варианта рунического письма.

Дания и Шлеэвиг - области наиболее раннего знакомства с рунами

Сохранилось свыше пятидесяти надписей (в числе которых приблизи- тельно 40 брактеатов), восходящих к периоду от III до VI в.н.э., и около двухсот надписей на камне, относящихся преимущественно к периоду от IX до середины XI в.Самой ранней из сохранившихся рунических надписей считается надпись на застежке из Вимосе на острове Фюн в юго-западной Дании, относимая к середине III в н.э. Другой весьма ранней рунической надписью является надпись на наконечнике ножен из Торсбьерга в Шлезви- ге, её относят ко времени около 300 г. Примечательна также надпись на

«золотом роге» из Галлехуса (северный Шлезвиг), датируемая примерно

(в 1802 г.) он был украден и переплавлен.

Норвегия

К раннему периоду принадлежит около 60 надписей, в том числе 10

брактеатов; к позднему периоду относят сравнительно мало памятников.

Одной из наиболее длинных надписей раннего периода является над-

пись на камне из Туне, юго-восточная Норвегия, относящаяся к V в. Над-

пись на камне из Эйнанга относят ко времени около 400 г. Самой длинной из рунических надписей, обнаруженных в Норвегии, является надпись на камне из Эггьюма (примерно 700 г.); в ней можно прочесть свыше 170 со- хранившихся букв.

Британские острова

Сохранилось около 50 рунических надписей на вертикально постав- ленных камнях (большей частью на каменных крестах, а также на предме- тах утвари, однако лишь немногие из них были найдены в собственно Анг- лии. Наиболее интересными в художественном отношении являются зна- менитые Нортумбрийские кресты, датируемые приблизительно 670-680 гг., найденные в Бьюкасле близ Брамптона, в Кэмберленде, и в Ратвелле близ

Дамфриса, в Шотландии. Надпись на последнем из них содержит часть по-

Надпись, найденная в Коллингеме (Йоркшир), повествует о смерти ко- роля Освиу, убитого в 650 г. К числу предметов с руническими надписями принадлежат скрамасакс, или короткий меч, найденный в Темзе в 1857 г. и хранящийся теперь в Британском музее. Некоторые учёные относят его к V- VI вв., другие же (с большим основанием) - ко времени около 800 г.

Наиболее замечательным и лучше всего сохранившимся памятником является «ларец Фрэнкса», названный так по имени сэра Уолластона Фрэн- кса, который приобрёл его в 1857 г. и подарил Британскому музею, где он хранится и до сих пор; правая его стенка находится в музее Баргелло во Флоренции. Надписи и изображения этого ларца, вырезанные по китовой кости, чрезвычайно интересны как с палеографической и литературной, так и с художественной точек зрения. Некоторые учёные считают, что ларец относится ко времени не позже 650 г., другие датируют его приблизительно

700 г. Среди интересных памятников с руническими надписями следует от- метить также золотой перстень из Греймур-Хилла, близ Карлайля, костяной футляр для гребня из Линкольна и др.

Важная группа норвежских по происхождению надписей на камне была обнаружена в Мешоу на Оркнейских островах и опубликована Дж. Фарре- ром. Всего этих камней около тридцати; надписи на них можно, по всей ве- роятности, отнести к 1152-1153 гг. Из рунических надписей, найденных на острове Мэн и в Ирландии, следует особо упомянуть о камне из Кёрк- Майкела (около 1100 г.) и о камне из Гринмаунта Лаута (XII в.)

Другие страны

Как это ни удивительно, но Исландия, где сохранилась столь богатая древнегерманская литература, очень бедна руническими надписями; самая

ранняя из них восходит приблизительно к 1200 г. Наиболее удалённым пунктом в северо-западном направлении, где найден камень с рунической надписью, является остров Кингигторссуак в Баффиновом заливе, западнее Гренландии.

Только несколько рунических надписей обнаружено в западной и юж- ной Германии и в Австрии, но в то же время отдельные памятники содер- жащие рунические надписи, были найдены: в современной восточной

Франции, в департаменте Сены и Луары, то есть на территории старого

Бургундского королевства (Шарнейская застежка); на Волыни (наконечник

копья из Ковеля, относимый к IV в.н.э.); на русском берегу Черного моря (ка- мень из Березани, относимый к XI в.н.э.); в Греции (мраморный лев, дати- руемый приблизительно 1170 г., найденный в Пирее около Афин и переве- зённый в Венецию в 1687 г.); в Румынии в 1837 г. в Пьетроассе в провинции Бузэу, в 60 милях от Бухареста, был найден огромный клад IV в.н.э. Среди прочих предметов было обнаружено большое золотое кольцо, содержащее следующую готскую надпись, сделанную рунами: gutaniowihailag; ее интер- претировали как Gutan(e) lowi hailag, что значит «посвящено Юпитеру готов» (то есть богу Донару) , или как Gutani owi (awi) hailag «священная собствен- ность готов»: имеются и другие интерпретации.

Самые ранние надписи

Самые ранние из сохранившихся рунических надписей относятся, как уже упоминалось, к III-V вв.н.э. Некоторые учёные датируют I в.н.э. корот- кую надпись, обнаруженную в Тронхейме, в Норвегии, однако она принад- лежит, по-видимому, к гораздо более позднему периоду. Две короткие над- писи - одна на бронзовом шлеме из Негау, датируемая II в.до н.э., и другая на роговом стилете из Мария-Заалерберг, Каринтия, относящаяся, быть может, к I в.до н.э., рассматриваются некоторыми учеными как ретические, а другими - как ранние германские руны; вероятно, они написаны на гер- манском языке, но северноэтрусскими буквами, а не рунами.

Конец рунических письменностей

Постепенная замена рун латинским алфавитом, несомненно, совпада- ла с ростом влияния римско-католической церкви. Победа латинского ал- фавита над руническими письменностями соответствовала установлению исключительного господства латинской церкви в северной, западной и цен-

тральной Европе. Всякий раз, когда какая-либо область полностью хри- стианизировалась и подпадала под контроль церкви, обычай составления рунических надписей выходил из употребления. Впрочем, рунические пись- менности продолжали употребляться, хотя и в ограниченной сфере, на про- тяжении еще длительного времени и после введения христианства. Для за- клинаний и для мемориальных надписей руны употреблялись вплоть до XVI

в. Имеются свидетельства об использовании рун на Готланде еще в XVII в. О. фон Фризен, один из авторитетнейших специалистов по этому вопросу, сообщает, что «в удаленных областях Швеции - таких, как Даларна и Херь- едален,-...руны изредка употребляются для записей и в наше время».

Где бы ни появлялись викинги, они оставляли рунические надписи на камнях или зданиях. "Эти руны высек самый большой мастер рунического письма в западных морях", - хвастался один из группы викингов, которые

останавливались в древнем погребальном кургане на Оркнейских полях. "Лиф, повариха эрла, высекла эти руны", - писала женщина. "Ингигерт - прекраснейшая из женщин", - заявлял другой викинг. Он шутил. Рядом со своей надписью нарисовал бешеную собаку.

Викинги верили в то, что руны обладают магическими свойствами. Че- ловек, знавший руны, мог затупить оружие врага, разорвать оковы и вну- шить женщине любовь. Руны могли излечить его болезнь, защитить в бою

или в море и сделать неподвластным чарам ведьм.

Камни с нанесенными на них рунами украшались замысловатыми узо- рами и черной, красной, синей и белой краской. Они устанавливались, что- бы утвердить право наследника на наследство или увековечить достижения тех, кто, например, "отправлялся за золотом в дальние страны", или тех, "кто получил свою долю добычи в войне с Фризией". Некоторые камни несут записи о темных делах, например: "Хоскулд солгал своему другу, с которым был связан клятвой". Другие представляют собой памятники любимым: "Биргинг, покойся в мире, любящая тебя Ваг".

Контрольные вопросы

1. Что понимается под рунической письменностью?

2. Какова этимология слова «руна»?

3. Когда, по мнению шведского архиепископа Иоганн Стуре (Иоганн Магнус)

в появились руны в Швеции?

4. К какому времени относил появление рунического алфавита Л.Виммер?

5. К какому времени относил появление рун О. фон Фризен?

6. Когда появились руны по мнению Марстрандера?

7. Когда, предположительно, по мнению Хаммарстрема возник футарк?

8. Что говорил Генрих Хемпель о возрасте рунического письма?

9. В какое время возникли руны по мнению Агрелля?

10. Какие косвенные сведения о германском письме содержатся в повество-

вании Тацита?

11. Какой прототип у рунического алфавита согласно Исааку Тейлору?

12. Какому алфавиту приписывают роль прототипа рунического алфавита

Л.Виммер, Агрелл, О. фон Фризен?

13. К каком алфавите видит прототип пунического алфавита Бредсдорфф?

14. Какой теории относительно происхождения рунического алфавита при- держиваются Вайнхольд, Оберцинер, Бугге, Марстрандер, Хаммерстрем, Файст, Арнц, Буонамичи, Карпентер и др.?

15. Из скольких знаков состоял древнейший (старший) рунический алфавит?

16. До какого века использовался старший рунический алфавит?

17. Как называется старший рунический алфавит?

18. По какому принципу образовано его название?

19. На какие части подразделяется старший рунический алфавит?

20. По каким причинам происходили видоизменения рунической системы?

21. К какому времени употребление разделительных знаков между словами стало правилом?

22. Какие существовали модификации младшерунического ряда?

23. Какой принцип лежит в основе разделения рун на полно- и коротковет-

24. Могли ли старшие и младшие футарки в полной мере отобразить фоне-

тический состав германских и скандинавских языков?

25. Какие руны появились вследствие потребности в расширении знакового ряда?

26. В чем характерная особенность пунктированных рун?

27. Какие рукописи относятся к числу наиболее важных рунических памят-

28. На территории какой страны найдена большая часть рунических памят-

29. Где были обнаружены самые ранние рунические памятники?

30. Какие рунические памятники были обнаружены в Норвегии?

31. Какие рунические памятники были обнаружены на Британских островах?

32. В каких других странах были обнаружены рунические памятники?

33. Что послужило причиной замены рунического алфавита латинским?

34. Употреблялось ли руническое письмо после введения христианства?

35. Какие магические свойства приписывались рунам?