История и память

Какие есть средства связи частей в сложноподчинённом предложении? Средства связи частей в СПП. Отличия подчинительных союзов от союзных слов Средства связи в спп с присоединительной частью

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) — это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать разное место по отношению к главной части.

  • перед главным предложением :

Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

(Пока ),

  • Придаточные могут стоять после главного предложения :

Он остался здесь с тем , чтобы быть у вас в студии послезавтра.

, (чтобы )

  • Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения :

В том , что деньги пропали, уже никто не сомневался .

[В том , (что ), ]

Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) — курсивом.

4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению .

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

5. Тип придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда , где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд .
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).

Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

6. Средствами связи придаточного и главного предложений являются или (и те и другие находятся в придаточной части), а также (в главной части предложения).

В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов :

1) временные: когда , пока, лишь, только ;

2) причинные: так как , потому что , ибо ;

3) условные: если , коли ;

4) целевые: чтобы ;

5) уступительные: хотя ;

6) следствия: так что ;

7) сравнительные: как , словно , будто , чем ;

8) изъяснительные: что , как , ли, чтобы .

Примечание. В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из

— простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

— двух простых союзов: как будто, как только ;

— простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

Примечание. Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем — форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения необходимо попытаться заменить союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (если такая замена невозможна — это союз), а также поставить на него фразовое ударение. Например:

Я знаю, что он придет — союз;

Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.

Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз ли , который находится в середине придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

8. находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов — быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:

Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот — указательное слово, определение; придаточное определительное);

Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность (с тем — указательное слово, обстоятельство цели; придаточное цели);

Прочтите так , чтобы никто не видел записки (так — указательное слово, обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

Союзы и союзные слова — главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.

9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное (выделить грамматические основы).
  3. Указать вид придаточной части (определить по вопросу от главной части или от слова в главной части).
  4. Указать, каким образом придаточное предложение связано с главным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  5. Построить схему предложения.

Образец разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

1 В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2 который привязывает к ногам пудовые гири.

  1. Предложение сложноподчинённое; состоит из двух частей.
  2. Предложение 1 — главное, грамматическая основа бегун участвует ; предложение 2 — придаточное, грамматическая основа который привязывает .
  3. Придаточная часть — определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  4. Средство связи — союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  5. [ сущ. ], (который )

Источники:

  • Глава «Общая характеристика сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
  • (подробно, как определить тип придаточной части в сложноподчинённом предложении)

Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»

Дополнительно на Геноне:

СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

Группы подчинительных союзов – см. таблицу.

Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).

В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.

Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.

Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.


А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.


А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.


А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.



Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.



Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.


Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.


1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.


Цель:

  • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
  • определять средства связи придаточного с главным;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
  2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
  3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
  4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
  5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
  7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование:

  • презентация, карточки с текстом для анализа;
  • карточки с лингвистическим текстом;
  • оценочная карта для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

II. Мотивационный этап.

1) Письменный опрос.

На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

  1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
  2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пытает костер.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

  1. СПП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. БСП, интонация.

2) Фронтальный опрос.

В каком разделе языкознания изучается предложение?

На какие группы делятся все предложения?

В чем отличие простого предложения от сложного?

Какие виды предложений вы знаете?

В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

Какие средства связи между частями предложения?

Какой вид предложений мы уже изучили?

3) Целеполагание.

Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

III. Операционно-познавательный этап.

1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

Что обозначает главное предложение?

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Чем интересны следующие предложения?

(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)

Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

Работать будем в группах.

Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

  1. […глагол], (что…).
  2. (Когда…), […].
  3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

  1. Без ошибок – «5».
  2. 1, 2 ошибки – «4».
  3. 3, 4 ошибки – «3».

V. Домашнее задание.

Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
  2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".