Семья и дом

Древо мировое. Дуб. Липа. Магические свойства

У многих народов Евразии деревья имели священный статус. Особенно культ деревьев был развит у северных народов: кельтов, германцев, угро-финнов. Славяне тоже почитали деревья.

Характерно что культ предков и священность деревьев связаны между собой. Дерево является наглядной метафорой связи поколений: корни, ствол, ветви. Личная история накладывается на историю мира. Редко какая культура не использует образ Мирового Дерева. Часто этот образ - центральный в разворачиванию мирового сюжета.

В иудо-христианской традиции именно вкушение плодов Мирового Дерева привело к началу человеческой истории: исходу человека из Рая. Иисус Христос был распят на "древе". В буддийской культуре Драгоценный Опыт Просветления произошел под деревом Боддхи. В Северной традиции бог Один получил откровение Рун, вися распятым на Мировом Древе Иггдрассиль.
Дерево - это один из глубинных архетипов. Хотя человек принадлежит к другому царству - царству животных, есть особая, сокровенная связь людей с миром деревьев. Дерево лучше всего передает идею связи поколений, идею развития, согласования с природными циклами как универсального процесса во Вселенной. Дерево дает надежду на Перемены.

Особенным свойством деревеьв является их прямая связь с Солнцем, они - поклонники солнечного культа. Пища дерева - Свет.

Рождается из земли, в землю возращается, делится плодами, живёт светом. Кто это? Как это?

Борис Медвидь

Ниже - фотоочерк о северной традиции почитания сосен.

Сосны - деревья Рода

У современных финнов сохранилась традиция на родовых соснах вырезать или ставить таблички в честь умерших родственников.

Именно на соснах: на заднем дворе дома или на старинных кладбищах.

У наших староверов в Мещёре тоже такие таблички были, cпециальные поминальные таблички .


Священная сосна,обвязанная подношениями - лоскутами ткани. Северная Финляндия

В этих фото везде узнается русская культура. Можно вспомнить множественные почитаемые деревья нашего Севера, Карелии, Вологды, Тверщины, Новгородчины, Поволжья, Вятки.



Святые сосны на жальнике в Гусево. Новгородская область. Боровичский район

У деревни Овино (недалеко от п.Цвылево) бывшей Сугоровской волости Тихвинского уезда есть священная сосна, она расположена рядом с курганами.

Такое о ней говорили: "... недалеко от этой деревни находится сосна, кругом этой сосны - ограда, в ограде стоит крест в срубе. Сосна эта имеет название "Троеручица" - её ствол имеет три больших разветвления; она больше трех моих обхватов. Об этой сосне существует следующая легенда: её не берут ни пила, ни топор, ни огонь. Какой-то Иван попробовал её пилить - у него отсохли руки, какой-то Кузьма хотел её срубить - у него отсохли ноги, какой-то пастух хотел её поджечь - у него сгорел дом. Вода, которая прошла через дупло этой сосны и стекла вниз, к корням (внизу выдолблена чашка, в которую стекает вода) считается целебной от всех болезней. ...женщины, проходя мимо, крестятся на сосну. Место около этой сосны является местом для похорон выкидышей. ...здесь, под святым деревом, его можно похоронить; "может быть на том свете он попадет в рай"

До 1523 года на месте нынешнего Васильсурска была древняя марийская столица крепость Цепель. До сих пор там сохранились многочисленные священные рощи, деревья и источники язычников.



Это священная марийская сосна Хмелёвская, место совершения традиционных жертвоприношений посвященных предкам.


Священные сосны на Шаршеньге. Вологода


Пень священной Великорецкой сосны. Кировская область. В Великорецком стане Хлыновского уезда зафиксированы бывшие вотские поселения

В нескольких метрах от пня на самой кромке крутого берега Великой стоит еще одна сосна, ее могучие корни переходят в тоже нехилый ствол, сплетясь над землей и обра­зуя грот. В этом месте спуск к реке кру­той, глинистый, скользкий даже в сухую погоду. Но богомольцы усердно, оскальзываясь и рискуя ска­титься вниз, ка­рабкаются по крутояру. Ока­зывается есть поверье: пролезешь меж корнями той со­сны – весь год ничем не заболеешь. А особенно усердные норо­вят, тоже для здоровья, от­грызть хоть кусочек уже упомяну­того пня.



Ствол древней священной сосны, в дупле которой, по преданию, подвизался прп. Иларион. Часовня во имя прп. Илариона Псковоезерского в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.

Мировое дерево, Вечное Дерево Жизни — олицетворение единства всего мира, своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть свое место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти к миру богов или в потустороннем мире. О древо жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашел отражение в орнаментах многих народов.

Мировое дерево в мировой культуре

Символ Мирового дерева в мифологических представлениях многих народов, в том числе и украинском, служил своеобразным образцом космоустрою, переходом от хаоса к упорядоченному мира.

В древнем Иране верили, что священное дерево растет у истоков Ардвисуры. На нем якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относил семена к источнику, из которого пила звезда, осыпала землю дождями. С дождем семян возвращалось обратно в землю.

В скандинавских мифах видим вечнозеленое древо жизни иггдрасиль, пропитанный живительным священным медом. Это огромный ясень, являющийся структурной основой всего сущего и объединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орел, корни совки змеи и дракон Нидхегг. Слово «иггдрасиль» буквально значит «конь Иґґа», то есть конь Одина. Это название подчеркивает роль дерева еще и как пути, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.

В славянской мифологии першодеревом считали дуб, в Украине это также была еще и ива.

Мировое дерево и древние концепции времени и пространства

Дерево Жизни, которое растет посреди Ирия (дохристианского раю), олицетворяет сочетание трех миров — небесного, земного и глубокого.

В образе дерева соединились представления о времени, пространстве, жизни и смерти. Например, загадка о жизни и смерти:

Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления о том, как с хаотического первобытного океана появился свет. В них говорится о временах, когда не было еще ни неба, ни земли, а было только синее море. На том море стояло дерево (ясень или сосна). На дереве три птицы совещались: как основать мир?

  • Одна птица нырнул в море — вынес золотой камень. Встал солнце.
  • Второй нырнул — вынес серебряный камень. Восстал месяц.
  • Третий — медный камень. Восстали звезды.

Першодерево мира славяне расположили в теплых краев, согласно их верованиям, на «Прадубом» росли плоды бессмертия. Сюда же слетались птицы на зиму.

Одновременно с созданием в воображении первобытных людей образа мирового дерева возникла и разветвленная система противопоставлений:

День — ночь лето — зима жизнь — смерть правое — левое прямое — кривое верх — низ огонь — вода мужчина женщина парное — нечетное

На вершине дерева днюет солнце, именно его «движение» обусловил «разделение» пространства вокруг него на четыре в горизонтальной плоскости, выражая представление о:

  • время (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима);
  • пространство (восток, юг, запад, север).

По вертикали дерево делится на три части, в каждой «приписаны» некие существа:

  • нижнюю — корни (подземный мир) — змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, поскольку низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду;
  • среднюю — ствол (земной мир) — крупные животные: туры, олени, лошади, медведи, волки, это также и мир людей;
  • верхнюю — крону (небесный мир) — птицы и пчелы, небесные светила.

Фольклор

Чаще всего в фольклоре как мировое дерево выступают дуб, ясень, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. Располагается Мировое дерево в сказочном пространстве фольклора обычно на горе, посреди моря, в чистом поле недалеко от дороги, у господина-хозяина на его дворе.

Деревом обозначали также время. Когда древо обозначает год, то рисуется или вырезается со многими веточками, так называемой «сосенкой». Сохранились и загадки о дерево-год:

В мифологических представлениях мир членился на три плана:

  • человек (микрокосм),
  • общество,
  • вселенная (макрокосм).

Или же летописные объявлений, нав и прав — миры современный, потусторонний и идеальный-небесный. Причем все явления природы, события в обществе и переживания отдельных людей происходили одинаково как в каждом из этих трех планов, так и в них всех одновременно и взаимосвязано, как в едином организме. А дерево было посредником между этими мирами, или размещало эти миры на себе. С его помощью можно было переходить из одного мира в другой (в мир предков, на небесный мир).

Мировое дерево в щедривках

Мировое дерево в украинском щедривках показано как первородный «ясень зеленый»:

Мировое дерево в сказках

В сказках встречается мотив «дерева в небо», здершись на которое герой видит небесное божество и получает волшебные подарки. С образом древа-посредника между мирами связан и обычай сажать деревья или кусты на могилах. Важность этого обычая подчеркивается тем, что на них сажают растения определенных пород. В Украине это преимущественно калина.

В украинском легендах девушки превращаются в деревья с тоски по любимыми. В сказке о волшебной свирели из косточек девушки, коварно убитой сестрами, вырастает куст калины. Сделана из ее веточки свирель говорит человеческим голосом. Вообще, в сказочном эпосе дерева тесно связаны с женщинами и девушками.

  • В одной из сказок к царскому двору повадилась жар-птица — воровать золотые яблоки или груши с волшебного деревца. Царевич отправляется в поход, чтобы поймать воровку, а возвращается домой с невестой.
  • Интересной в этом отношении является сказка «Дедова и бабья дочь», где лесном пути девушки-сироты встречаются печь, колодец и яблоня (женские символы).
  • В сказке «Золотой башмачок» умирающая мать оставила дочери подарок-оберег: зернышко, из которого выросла ива. Долго помогало дерево, населенное волшебными барышнями, бедной сироты. Пригодилось и тогда, когда пришло время искать себе пару. А после свадьбы девушки с княжича «ива с колодцем ушла в землю и снова в князенковому сада вышла».

В веснушках встречается мотив сказочного дерева, которое парит влюбленных: из него появляются трех церквушки и колокольня: в церквушке — трех свечи ясных (скажем, Маша, Оксанка и Надя), а в колокольне — трех звонки гласных (Иванко, Петрусь и Василько). Далее Ваня говорит: «Я Машу люблю, я своей Машеньке ботиночки куплю», и так о каждой паре.

В поверьях и обычаях

  • В Украине есть поверье, что «человек не зря проживет жизнь, если посадит дерево».
  • У некоторых народов, в частности в украинском существовал обычай сажать в честь погибших героев дерева — живые памятники.

Мировое дерево как воплощенная плодородие

Символ мирового дерева — это образ воплощенных плодородия, женщины, Богини-Матери. Природа, мать всего живого, и является древом жизни. В изображениях (на вышивках, писанках, тканых полотенцах и коврах) образ женщины связывается со знаком дерева; она сливается с ним, а иногда полностью его заменяет. Говорят, что дом держится на женщине, как крыша на балке. Балку держит крышу, как мировое дерево — небо. Когда появилось у людей жилье, оно стало бы точкой отсчета в безграничной вселенной, центром бытия для каждого человека. Четыре стены дома ориентировались на четыре стороны света. Основой жилья стал балку, который символизировал прочность дома. При установке в доме потолку существовало немало обрядов и обычаев. Когда снился сон, что в доме нет потолку, считалось, что это к смерти. Связь «стержня дома» с представлениями о мировом дереве подтверждают и орнаментальные изображения на балках: солярные знаки, змеи, зигзагообразные изображения воды, «сосенки».

Древо жизни — это и дерево рода. Самая распространенная схема изображения мирового дерева — ствол с тремя веточками. Такие родословные деревья вышивали красными нитками по белому полотну судьбы-полотенца и вывешивали как обереги над образами, окнами, портретами родственников. Птицы, которые являются посредниками между миром живых и миром предков, а также охранниками рода, в колядках и сказках выступают помощниками и советчиками в подборе пары. При этом они, конечно же, сидят на дереве. Иногда в роли такой помощницы юноше выступает змея, которая находится вблизи корней дерева. Свадебная символика изобилует словесными и рисованными, вышитыми изображениями древа жизни. Это и свадебное веточку, и насыщенные брачной символикой настенные росписи и вышивки, и песни, в которых говорится о райской древо, которое породило две ягидочкы — молодую и молодого.

Мировое дерево иггдрасиль в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии, иггдрасиль (также используются названия Мимамейд и Лерад) — это «Мировое дерево», огромное дерево, которое, как считалось, объединяет и поддерживает все девять миров скандинавской космологии. Часто предполагают, что это десен, толкование общепринятое теперь в Скандинавии. Другая версия утверждает, что в прошлом Иґдрассиль считался тисом, что совпадает с его описанием в Эдди как вечнозеленого. Асґард, Альфхейм и Ванахейм покоятся на ветвях иггдрасиль. Его ствол это ось мира, проходящем через центр Мидґарду, вокруг которого расположен Йотунхейм, под которым лежит Нидавеллир или Свартальхейм. Три корни простираются вниз до Хельхейм, Нифльхейм и Муспельхейм, но только в первом мире расположен источник с которого поливают иггдрасиль.

Дерево жизни как объект поклонения в Монгольской империи Чингисхана

С средневековых хроник известно, что в большой степной империи монголов Чингисхана было распространено единобожия в различных формах (поклонение Сущему, Жизни, Всевышнему, Аллаху, Христу, Будде, Вечном Небу), среди которых были также поклонение «кустам». В том числе многих русских князей заставляли им поклоняться. Есть все основания считать, что описанные «кусты» использовались как естественный знак (символ, икона) Вечного дерева жизни, подобно икон в христианстве. Со временем эта практика уменьшилась, оставшись лишь в отдаленных концах империи (шаманизм некоторых племен Казахстана и Алтая), уступив христианству и знака креста, как древнем знака Вечного дерева жизни.

Вечное дерево жизни и христианство

Дерево жизни — в библейской книге Бытие — особое дерево, посажен Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды, которые дарят вечную жизнь.

Одним из самых простых и одновременно самых содержательных знаков Вечного дерева жизни является крест «†». Этот древний знак вечной жизни, истины и спасения, так же как идея Вечного дерева жизни были с успехом использованы первыми христианами и распространены во все концы нашего мира.

Знаки-синонимы мирового древа

Как и в большинстве символов, у мирового дерева (древа жизни) является знаки-синонимы, которые в определенной степени заменяют его в некоторых текстах или подчеркивают и развивают какую-то одну из значений или отдельную свойство дерева. Такими символами в сказках и обрядовых песнях мировое яйцо, городов (калиновый мост), мировая гора, столб, дорога, церковь с тремя верхами, три терема, корабль, лестница, мотучка, цепь, арка, город.

Опредметнена проявлениями (атрибутами) мирового дерева является веха — высокая палка с колесом на вершине (колесо — символ солнца), купальский и Майское дерева и тому подобное. Эти атрибуты мирового древа присутствуют почти в каждом из крупнейших праздников календарного цикла, а также на свадьбе (упоминавшееся уже веточку). Как воплощение девичьей судьбы, символ дерева появляется в одном из гаданий на святой Екатерины (7 декабря). Девушка вырезает в саду веточку вишни, вносит в дом и ставит в кувшин с водой. Как расцветет к Щедрого вечера (святой Малании, 13 января) — это хороший знак, будет в этом году свадьба. А как зацветет — еще год придется сидеть в девках. Здесь вишневая веточка символизирует девичью судьбу, саму девушку — или цвести ей на свадьбе в этом году или нет.

На свадьбе молодую символизирует веточку (вильце) — молодое деревце, или ветвь, чаще всего из сосны или вишни. На девичнике в субботу девушки вместе украшают его цветами, калиной и красочными ленточками, поют при этом песен «до веточки». Это как символ девичества невесты. Когда берутся делить каравай, веточку разбирают себе по веточке дружки невесты. Считается, что веточки из свадебного веточки, украшенные цветами, помогают потом дружкам счастливо выйти замуж.

Кое-где на Полесье доныне сохранился обычай «водить куста» на Троицу (Троица). Одну из девушек группа впитывает «кустом». Для этого плетут два пышные венки из ветвей клена и липы, больше — на шею, меньше — на голову. За кромку девушке затыкают ветви так, что образуется как бы юбка из зелени. С девушкой-кустом ходят по домам, приветствуют хозяев с Зелеными праздниками, желают счастья и богатства. Видим здесь эхо веры в то, что умершие души переселяются в деревья, а на Троицу приходят в гости к потомкам.

Купальский дерево, которое называется Купайлиця или Марена, символизирует плодородие, девство, единение молодых в браке. Оно также напоминает о первом дерево, с которым создавался мир. Это деревце (большую ветвь, чаще всего из ивы или вишни) устанавливают ребята вечером на поляне на Ивана Купала (6 июля). В конце обряда Купайлиця топят или разламывают на маленькие веточки, и каждая девушка берет себе по веточке.

Перед Рождеством обыкновенно (который пришел к нам из Западной Европы) устанавливать в доме и украшать елку. Вечнозеленое деревце символизирует вечную жизнь, а украшения на нем — те дары, которые должен получить человек в новом году. Существует мнение, что рождественская елка — это образ священного древа, а звезда, которой она увенчана, является символом неба или солнца.

В украинском образ мирового древа зафиксирован в орнаментальных изображениях на вышитых и тканых полотенцах, коврах, вышивки, писанках, сундуках, мебели, пряничных досках, посуде и в отделке одежды.

Под золотыми небесами
Нерукотворные леса
Листвою нежной шепчут сами
Про истинные чудеса.
И, слыша их, творят моленья
Охотник, воин и друид.
И Древу Жизни восхищенье
Явить любой из них спешит.
Великий лес! Твои угодья -
Всему живому дом родной…
Деревья - символ плодородья -
Владеют кельтской стороной!
Здесь корни Мир Потусторонний
Связуют с небом и землёй,
А под густой высокой кроной
Вселенной светится покой.

Эльдар Ахадов, «Деревья»

Приветствую всех!
На одной из лекций по предмету мы рассматривали Мировое Дерево кельтов и выяснили, что четко выраженного одного дерева, которое было бы подобно, например, Ясеню из Скандинавской мифологии, у этого народа не было.
Сегодня я хочу рассказать о священных деревьях, которые встречаются в мифах, а так же немного о тех, деревьях, которые ценились друидами.

В одном из многочисленных мифов можно встретить упоминание о Дереве Жизни, называемом «Дуврос».
Росло это Дерево в Уй-Фиахрах, недалеко от Муида. Оно было таким огромным, что в его кроне спокойно жил великан, охраняющий Дуврос.
Наибольшую ценность представляли плоды Дерева, которые обладали чудесными целебными свойствами - любой, кто съедал три плода с Дерева, избавлялся от всех болезней и недугов, которые и впредь были не страшны ему. Человек, съевший плоды, испытывал «возбуждение, какое бывает от вина, и удовлетворение, как от старого, крепкого меда». Эти плоды так же возвращали молодость - «и если человеку сто лет, его годы улетят от него, и он превратится в двадцатилетнего юношу».
Конечно же, оно не могло просто так вырасти в нашем мире, да и боги Туатха де Даннан никогда бы не позволили есть чудесные плоды простым смертным, если бы не одно «но»… Именно Туаты и стали причиной появления дерева в нашем мире.

Однажды боги Туатха де Даннан прибыли на состязание с фениями (Феннии - легендарные вольные дружины, неподвластные никому, кроме Финна, сына Кумала, и имевшие свой особый устав, кодекс чести и т.п.). Оно проходило в Лох-Лейн-Линн-Флианлах, куда Туаты привезли с собой из Иного Мира темно-красные орехи, яблоки и особые душистые плоды, ведь боги не могут есть пищу нашего мира - она чаще всего ядовита для них.
Состязание длилось три дня, но воины Туатха де Даннан так и не смогли одолеть ирландских фенниев, которые выступали как единое целое, поэтому Туаты поступили весьма мудро - они решили больше не участвовать в состязании и уйти в свой мир.
Все, что они принесли с собой, воины Туатха де Даннан забрали обратно, чтобы даже косточка от яблока не попала в руки смертных, ведь еда Иного Мира является такой же волшебной, как и сам этот Мир. Но, когда воины проходили через Уй-Фиахрах, около Муида, один плод случайно упал, и никто этого не заметил.

Почва была благодатной, и вскоре из косточки появился росток, который вырос потом в сильное дерево с целебными плодами. Люди Туатха де Даннан очень долго не знали о случившемся, но вести о дереве с чудесными плодами достигли и их Мира. Они поняли, что это дерево выросло из их плода, и, чтобы огородить дерево от людей, Туаты послали к нему стража.
Стражем этим был Скарваи Лохланнах - широкоплечий, длинноносый, красноглазый (один глаз был у него посреди черного лба), темнокожий великан. Он был защищен магическими чарами - не горел в огне, не тонул в воде, никакое оружие не могло причинить ему вреда. Его гигантское тело было опоясано железным обручем. Ему была предсказана смерть лишь от трех ударов железной дубинкой. И, чтобы избежать смерти, великан носил эту дубинку постоянно с собой и берег как зеницу ока. Жил он, как было сказано вначале, на вершине дерева Дуврос.

С деревьями связано и сотворение Ирландии. Согласно мифу:
«Великан, пришедший из Иного Мира, имя которому было Треохайр, что в переводе означает Три Побега, принес в руке ветвь, на которой одновременно росли яблоки, орехи и желуди. Придя в этот мир, великан потряс ветвью и плоды, упав на землю и, пустив корни, образовали четыре области Ирландии и один центр. Плоды эти выросли в пять священных деревьев - великих Хранителей земли».

Этими священными деревьями были:
Эо Росса - тис;
Биле Дате - ясень;
Эо Мугна - дуб;
Биле Тортан - ясень;
Краэб Уисниг - ясень.

Но они не росли каждый на своей территории, а были распределены несколько иначе:
Биле Дате и Биле Тортан росли в Таре;
Эо Росса и Эо Мугна - в Лейнстере;
Краэб Усниг - в Уснехе.

Слово «bile» в Древней Ирландии означало «древнее почитаемое дерево», слово «eo» - «огромное священное дерево», слово «craeb» - «ветвь», что могло обозначать ветвистое дерево.

В «Видение Фингена» рассказано об одном из пяти деревьев - Эо Мугна. Это дерево в мифе называется «Дитя райского дерева» и считается, что оно пережило Потоп. Когда же оно освободилось от воды, то сбросило «три дождя плодов». Причем их было так много, что желуди заполнили поле, где стояло дерево. Этот дуб приносил «девять сотен мер желудей». Трижды в год Эо Мугна давал прекрасные плоды - невиданные яблоки, орехи, «круглые и алые, словно кровь», и крепкие коричневые желуди.

Считалось, что эти пять деревьев были «гостями» из Иного Мира - сначала они росли там, а потом появились в нашем мире. Деревья, к сожалению, погибли - одни повалило ветром, а в гибели других виноваты люди.


Есть еще девять священных деревьев, с которыми вы "встречались" в лекции про Водоемы. Это девять орешников Буан, Орешники Знания. Эти деревья растут в Ином Мире вокруг источника Сегайс.. В один час на этих орешниках появляются цветы, листья и плоды. Орехи падают в источник, где их съедают лососи, а скорлупа уплывает по потокам, которые вытекают из источника. Если человек съест лосося или орех, то ему открываются тайны Иного Мира.
История появления этих Орешников весьма печальна. Буан, по имени которой были названы деревья, была женой короля Лейнстера - Месгегры. Когда короля убили, Буан от горя "пала бездыханная на торф, и ее дух воссоединился с духом ее возлюбленного господина в счастливых долинах Тир На Н-Ог..." После этого из торфа над останками королевы вырос орешник, названный Орешник Буан.
Интересно, что этот орешник как-то попал в Иной Мир, и самих деревьев стало девять.

Это были деревья, о которых рассказывается в мифах, но есть еще деревья, которым поклонялись друиды - вполне осязаемые и известные всем в нашем мире. Их 13 и они являлись основой Лунного Календаря друидов. Каждому из этих деревьев отводится свой период в году, своя строчка из «Песни Амергина» и своя «буква» священного Алфавита Деревьев.

24 дек. - 20 янв. Я - олень семи отростков или бык семи битв Береза Beth
21 янв. - 17 фев. Я - широкий поток на равнине Рябина Luis
18 фев. - 17 мар. Я - ветер морских глубин Ясень Nion
18 мар. - 14 апр. Я - сверкающая слеза солнца Ольха Fearn
15 апр. - 12 мая. Я - ястреб на утесе Ива Saille
13 мая - 9 июня Я - прекраснейший цветок Боярышник Uath
10 июня - 7 июля Я - бог, который коптит голову дымом костра Дуб Daur
8 июля - 4 авг. Я - боевое копье Падуб Tinne
5 авг. - 1 сент. Я - лосось в пруду Орех Coll
2 сен. - 29 сент. Я - холм поэзии, Виноград Muin
30 сен. - 27 окт. Я - жестокий вепрь Плющ Gort
28 окт. - 24 нояб. Я - грозный шум моря Тростник Ngetal
25 нояб. - 22 дек. Я - морская волна Бузина Ruis
23 дек. Кто, кроме меня, знает тайны неотесанных дольменов?

Календарю Деревьев будет посвящено одна из следующих лекций. Там же мы подробней разберем и значение деревьев.

Лекция окончена. Запишите домашнее задание и можете быть свободны.

Домашнее задание:

Вопрос 1. О каких деревьях шла речь в лекции? В чем их особенность? (0-3)

Вопрос 2. Как вы думаете, почему кельты верили, что дуб Эо Мугна кроме желудей дает еще яблоки и орехи? Ответ должен быть развернутый и обоснованный (0-4)

Вопрос 3. На выбор:
а) Представьте, что вам предстоит выбрать священное дерево для своей семьи. Что это за дерево и почему именно оно? (0-3)
б) Есть еще одна сага, где говорится о деревьях - это «Битва деревьев». Ваша задача - назвать деревья и дать им характеристику, основываясь на тексте саги. (0-3)

Для написания хорошей домашней работы советую ознакомиться с разделом "На 12"
Всем удачи.

Деревья годичного цикла, или, как его часто называют, гороскоп друидов. Гороскоп друидов практически утраченное учение. Жрецы древности разработали целостную систему, благодаря которой каждый человек мог понять, зачем он пришел в этот мир, как сложится его жизнь, какие преграды он должен преодолеть на пути к успеху. Разумеется, это было сакральное знание, так что передавалось оно из уст в уста, от посвященного – посвященному, и в конце концов, было почти полностью утрачено. По обрывочным сведениям современным астрологам и эзотерикам удалось реконструировать учение друидов. На сегодняшний день никто не возьмет на себя смелость утверждать, что эта система полна. Существует несколько вариантов - этот показался мне интерес ным. Всем, кто поклоняется деревьям - ко мне никаких претензий, ибо в основном это переводы. Причем из разных источников, что можно заметить по текстам. Все вопросы к авторам, пожалуйста. Так что, не стреляйте в пианиста.

Основная идея, без глубокого проникновения в тайное знание - об этом см. ссылку - состоит в том, что люди чувствуют свое родство с растениями, чему есть научное объяснение в последних открытиях по фотосинтезу, так называемая "энергия прогресса".. Ведь первыми на земле появились растения, и они настоящие хозяева жизни - как над ними ни издевается человек со своими селекциями и генетиками, но солнечная энергия и сила вливает новое вино в искареженную природу... Вот как все в Чернобыле растет и колосится - и ничего!

Как утверждал еще Аристотель, человек воспринимает окружающее через соответствие: то, чего в нем нет, ему понять трудно. Растительные принципы процессов в человеке роднят его с удивительным многообразием флоры. Это родственное глубоко запрятано в его физиологии, с одной стороны, и в природе души - с другой. Вот на этом «флоризме» человека построен гороскоп друидов. И нам, современным людям, пожалуй, трудно это понять.
Тем не менее, расширять знания - дело хорошее.
Согласно европейским языческим представлениям человек сотворен из деревьев. По воле богов и при их непосредственном участии. Кто знает, какая доля в человеке от растительного мира? И какой тип людей пошел от каких растения? Сегодня сама мысль о настоящем тотемном происхождении сомнительна, но вот друиды были в этом уверены.

http://horoscopes.rambler.ru/astrosystems.html?sid=44545
Друиды предлагают свою систематизацию рода человеческого (по растениям), ориентированную астрономически на день солнечного равноденствия. Мы очень мало знаем о мире растений и знаем, как правило, с потребительской или эстетической стороны.Жизнь растений более таинственна и сокровенна, нежели принято думать.
А древние знали твердо, что у каждого растения есть своя душа. И есть общий родовой дух. Все сосны мечтают об идеальной сосне, все яблони имеют идеал яблони.
Чем больше мы распахиваемся для мира, тем больше мир открывается для нас. Не будем забывать о единстве мира и наследственной связи всего живого.

http://forum.runa-odin.com/index.php?showtopic=358

Первый месяц - “Beth“ (Береза): 24 декабря - 20 января
Cама береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практическт во всех странах Европы!) делали колыбели для новорожденных. Cимволически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей.
Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас.
Березовые веники использовались друидами для изгнания злых духов и их влияния из человеческого тела. Известная, как Владычица лесов, береза называлась Белой березой. Ее кора часто использовалась для любовных чар. Вдохновительница, привлекательная, элегантная, дружественная, скромная, умеренная, противница вульгарного, жизнелюбка по натуре, спокойная, не очень страстная, но одаренная воображением, неамбициозная, созидательница ровной и уютной атмосферы.
Друиды верили, что береза является деревом, потенциально способным вырасти очень высоко, и потому, в астрологическом смысле, люди, родившиеся под знаком Березы, подобно кельтскому богу Тальезину, обладают очень большим потенциалом. Однако им потребуется очень большое упорство, чтобы преодолеть возникающие на их пути препятствия.

Рябина астрологически связана с Ураном, с которым связана и сила молний. Считается, что рябине молния не страшна, и поэтому, в качестве защиты этими деревьями обсаживали все поселения, а также храмы. Дух рябины представляет хранителя тайных истин - секретов, связанных с бессмертием и личной свободой богов. В кельтской мифологии рябина считалась магическим деревом, а ее ярко-красные ягоды - "пищей богов", которую охраняет зеленый дракон.
Горящая рябина призывала духов сражаться на стороне друидов. Ее ягоды оказывали магический эффект и использовались в приготовлении девяти блюд. Она исцеляла раны и могла добавить год к человеческой жизни. Рябина использовалась как оракул. Она была известна под именами “горный ясень“, “ведьмово дерево“ и “кислая яблоня“. При друидских вызовах оказывала помощь и защиту. На посохах из рябины вырезались руны. Рябиновые кресты размещались над скотом в хлевах и на крышах домов для защиты. Кроме того, считалось, что рябина может защитить от сглаза и порчи, от злой воли, поэтому гроздья рябины развешивали на жерди у входа в загоны для скота и помещали их у дверной притолоки. Ее красивый красные ягоды имеют крохотную пентаграмму, а пентаграма была древним символом сохранения. Ягоды рябины повсеместно используются в качестве амулета, защищающего от злых духов и колдовства. Рябина указывает на контроль чувств при вызовах духов. Она была священной для друидов и считалась обиталищем богини Бригид /Бригитты. Из ее древесины изготавливались посохи, палицы, амулеты и чары. Точно так же из древесины рябины могут делаться талисманы, охраняющие от искушений на пути духовного развития.
Разветвленная рябиновая ветвь помогала найти воду. Посохи, сделанные из нее, использовались для получения знания, обнаружения металлов и для ритуалов. Чувствительна, полан очарования, одаренная и веселая, любит жизнь и движение, имеет хороший вкус, артистична, страстна, эмоциональна и обидчива.

Считается, что рябина обостряет восприятие и развивает дар предвидения. В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям.

До сих пор во многих деревнях по осени нанизывают на нитку ягоды рябины и носят их как бусы, давно позабыв, что именно они делают,- а между тем такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта. Рябина – cамый лучший союзник для женщин, которые находят истинное наслаждение в физической стороне любви. Прямой контакт с рябиной способен разбудить дремлющую в женщине сексуальность. Для рябины излюбленный женский возраст около 40 лет. Таким женщинам она дарит в любви особенно теплую осень, полную сил.


Третий месяц - “Nion“ (Ясень): 18 февраля - 17 марта

Дерево чистоты и света, чьи ветви служат лестницей на Небеса. Ясень - священное дерево одного из древнейших богов - Лиира, Бога сначала безбрежного Океана Пространства, а затем, с утратой знаний, Бога мирового Океана, т.е. бескрайних водных просторов (Нептун).
Священное дерево возрождения,третье магическое дерево Ирландии (называлось так же как Торту, Дати, Ветвистое древо Аснеш). Ясень – дерево мировой оси, символизирует божественную природу человечества. Он помогает понять наше предназначение, иногда его энергия пробуждает способность к ясновидению, позволяет узнать будущее, но помогает только тем, кто искренен в своем желании познания. Ясень - это дерево возрождения и обновления. Всего в Ирландии имелось пять подобных деревьев. Три вида были вырублены в 665 году в честь победы христианства над язычеством. Следует заметить, что священное дерево Кривна в Киллуре, стояло до 19 века, но затем мигрирующие жертвы Великого картофельного голода перенесли его по частям в Америку. Все эти деревья существовали во времена друидов и считались священными деревьями. Со временем за ясенем постепенно закрепилась репутация чисто мужского дерева, подобно тому, как ольха, например, символизирует женское начало. Друидские посохи часто изготавливались из ясеня из-за его прямых волокон. Ясеневые посохи хорошо показывали себя при лечении и при использовании общей и солнечной магии. Листья ясеня, положенные под подушку, навевали вещие сны. Люди ясеня амбициозны, привлекательны и импульсивны. Они импуьсивны, талантливы, немного эгоистичны, но верны своим друзьям и близким. Иногда ум у них правит над чувствами, но к партнерству они относятся очень серьезно.

С самых древних времен ясень почитали как священное, приносящее счастье дерево, связанное с огнем, молнией и облаками. В некоторых языческих мифах его называют предком человека. Некоторые греческие семейства даже считались происходящими от этих деревьев.

В отличие от дуба, о котором до сих пор часто говорят, что он предохраняет стоящих под ним от молнии, ясень, как полагают, притягивает к себе вспышку, и потому его следует избегать во время грозы.
Змеи ненавидели ясень и держались подальше от того, кто носил с собой его древесину. Старая легенда гласит, что воду для первого омовения младенца Иисуса подогрели на ясеневых дровах, и потому долгое время новорожденных младенцев старались, по возможности, впервые искупать в воде, нагретой именно таким способом.
Пастухи предпочитали ясеневые прутья всем остальным, потому что они предохраняли скот от колдовства, а удар таким прутом не причинял животным никакого вреда.
Поляки считают ясень достойным того, чтобы вешать на него образки. На Руси верили, что он гонит и устрашает змей: от него они якобы цепенеют. Словаки полагали, что змеи так боятся ясеня, что не заползают даже в его тень. В канун Иванова дня сербы втыкали ветки и листья дерева в загоны со скотом, чтобы уберечь его от нечистой силы.
Вообще, ясень - дерево, традиционное для всех видов волшебства и гадания. Именно из его древесины изготавливаются лучшие комплекты гадательных рун, именно ее предпочитали использовать мастера для изготовления оружия и орудий, особенно имевших магическое назначение. Так, например, в Скандинавии нередко считалось, что копье с ясеневым древком является волшебным уже просто в силу того, что использован ясень: такое копье уподоблялось священному копью Одина, Гунгниру, ибо оно сработано из древесины именно этого дерева.
Свойство древесины ясеня отторгать все темное и недоброе, позволяет использовать ее в качестве индикатора темных заклятий, разрушительных для смертной жизни и опасных для человеческой души. Для этих целей обычно просят у дерева небольшую веточку, очищают ее от коры и опутывают серебряной проволокой - все при свете полной луны. В дальнейшем веточку используют так же, как лозу. Веточка будет отклоняться и выворачиваться из пальцев при приближении к чему-то враждебному светлой энергетике ясеня. Сок ясеня используется в приготовлении напитка для прорицаний воли Богов.

Четвертый месяц -- “Fearn“ (Ольха): 18 марта -- 14 апреля
Ольха - это святое дерево Брэна. В битве деревьев оно сражается на передовой. Это боевая ведьма леса -- самая горячая в бою. Хотя она плохо горит, друиды использовали ее для изготовления священного угля. Сердцевина ольхи легко удаляется, поэтому ее зеленые ветви использовались для создания свистков, призывающих Северные ветры. Молочные бадьи, сделанные из этого дерева, сохраняют молоко. Несколько ветвей, связанных вместе, могли выдвигаться на любую длину, и их использовали как знак для призыва воздушных элменталей. Древний ритуал “шептанья с ветром“ начинался с этого действия.

Связана также ольха и с производством мечей, оружейники ценили ее древесину за самый лучший уголь для расплавки металла. Подобно тису, ольха - дерево "кровоточащее", и рубить ее считалось кощунством, способным навлечь пожар на жилище того, кто ее срубил. Вероятно, вслдствии практического ее использования ольха понимается в эзотерической традиции как некий мост, соединяющий нижнее, подземное царство с надземным царством воздуха. В ирландской и британской мифологии олха как священное дерево олицетворяет собой обожествленного короля Брана. Предание сообщает, что сбылись все пророчества, какие изрекла забальзамированная голова Брана, пока ее несли через всю страну, и потому ольху связывают с защитой, способностью предвидеть будущее и прорицаниями.
Люди Ольхи - сильные личности, готовые идти по жизни своим путем. Однако это очень ухабистый путь, и отличительной чертой этого знака является храбрость. Люди Ольхи - надежные союзники, и все же они предпочитают воевать за свои собственные интересы и вести за собой других. Беспокойный дух этих людей ведет их в неведомые дали.
Ольха – дерево, покровительствующее семье; чем больше в семье детей и внуков, тем сильнее ольха поддерживает ее членов. Она укрепляет родственные связи, сплачивает всех членов семьи, ей свойственно соединять людей в род. Если вы придете к ольхе с проблемами родственных взаимоотношений, она охотно поможет вам найти решение. Это дерево для женщин – хранительниц очага, дерево «большого дома». Ольха поможет вам «привязать» мужа к дому.


И еще одно дерево из этой волшебной троицы. Орешник, или лещина. Дерево мудрости и волшебства, посвященное Одину. Из орешника, так же как и из ясеня, изготавливают магические посохи, жезлы. Орешник используют для образования магической защиты. Причем обряд защиты проводили так: ореховые прутики втыкались в землю по периметру ограждаемой территории, внутрь которой, как считалось, не может проникнуть никакая магия извне. Ограждались, например, площадки для поединков, чтобы никто из зрителей не мог магией повлиять на ход боя.
Это дерево справедливости. Его энергия поможет вам объективно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Для орешника не существует не заслуживающих внимания случаев, даже самая маленькая несправедливость должна быть устранена.
У западных и южных славян это священное дерево было "связано" с загробным миром. Накануне Троицы магглы избегали лещину, боясь растревожить духов предков. Лещина относилась к «благословенным» деревьям, в которые «не бьет гром»: под него прятались в грозу, веточки и сделанные из них крестики использовали для украшения дома, считая, что грозовая туча обойдет стороной места, защищенные лещиной. От грозы носили с собой кусочки дерева, жгли лещину в печи и дотрагивались ее веткой до всего, что хотели защитить от молнии. Расплачивался же орех за свое предназначение своими плодами. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что гром и молния в одну из летних ночей (у южных славян - в канун Ильи, у западных - в канун Петра и Купалы, у восточных - в воробьиную ночь) портят орехи: они чернеют, как бы сгорая изнутри.
Лещина использовалась и как оберег от злых духов. При приближении грозы пастухи прикрепляли к своей одежде кусочки дерева, спасаясь от дьявола, который в этом случае не мог забраться им под шляпу; словенцы во время рождественских гаданий, вызывая на перекресток нечистую силу, очерчивали вокруг себя магический круг с помощью ветки лещины; на Троицу, защищаясь от русалок, вносили в дома и привязывали себе на спину ветки лесного ореха.
А если вы большой любитель грибов - возьмите с собой палочку из ореха, чудодейственная ветка лещины может указать путь к спрятанным в листьях грибам.
Как и всякое другое плодовое дерево, лесной орех широко используется в производительной магии: им подкармливали овец перед первой дойкой в Юрьев день; заботясь о будущем урожае, клали ветки ореха в семена и рассыпали орехи по полу на Рождество, помещали ветки ореха в девичьи сундуки, чтобы в них «приданого прибывало», изготавливали из дерева лесного ореха веретено, на котором девочка училась прясть, чтобы работа ее «множилась» и т. п.
Думаю, что мы не будем сегодня рассматривать эти волшебные деревья с медицинской точки зрения. И перейдем к домашнему заданию.

Вопросы к уроку.

Сумма выбранных вопросов должна быть 10 баллов!

1. Придумайте собственное мировое дерево, но прежде дайте определение термину "мировое дерево". Опишите почему именно такое дерево, что вас с ним связывает? (1-4 балла)
2. Волшебные палочки из озвученных деревьев - какие они? Опишите, расскажите? (1-4 балла)
3. Сравните все представленные деревья, расскажите, что получилось? Можно оформить в виде таблицы. Параметры сравнения выбирайте самостоятельно, но следует сравнивать как биологические особенности и сходства, так и магические. (1-7 баллов)
4. Может быть еще есть священные деревья? Расскажите кратко об одном, укажите источник. (1-2 балла)
5. Ваше мнение по поводу связи тройки священных деревьев и рун. (1-4 балла)
6. Есть ли разница в какой стране вырастают эти священные деревья? Как вы считаете? А если мы говорим о разных мирах? (1-3 балла)
7. Представьте, что вы магобиолог и вывели новый вид священного дерева и трех представленных на лекции, расскажите о дереве, какие у него особенности? Придумайте имя и т.п. (1-4 баллов)
8. Может быть священных деревьев нет и люди просто выдумали все? Ваши "за" и "против"? (1-3 балла)
9. Знаете ли Вы, из какого именно дерева был сделан посох мага Гендальфа? (1 балл)
10. Вы являетесь очевидцем диалога трех священных деревьев, о чем они говорили? (1-4 балла)
11. Представьте себя жителем с другой планеты или мира, опишите ваше знакомство с любым одним или всеми тремя деревьями. (1-4 балла)
12 Сказочное путешествие в рощу священных деревьев, и ваше приключение. (1-4 балла)