Вечные вопросы

Звуковой анализ слов. Звуковой анализ и синтез Звуко-буквенный разбор слов

, Начальная школа

  • Познакомить со звуками [C], , буквами С, с;
  • Развивать речь детей, мышление, память;
  • Воспитать интерес к предмету.

Оборудование:

  • рисунок “Лес”,
  • предметные картинки (синица, сова, лиса, слон, лось),
  • схема слов,
  • разрезная азбука, абак, слова, “Азбука”.

План и ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.

2. Повторение.

а) Беседа.

– Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в лес, сходим в гости к его обитателям.
– Как надо вести себя в лесу? (Тихо, Не кричать.)

Вместе с лесными жителями познакомимся со звуками[C], и буквой эс.

б) Речевая гимнастика (скороговорка написана на доске).

– Идя по тропинке, мы скажем скороговорку:

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку (медленное проговаривание скороговорки, чёткое шёпотное проговаривание, тихое хоровое проговаривание, громкое хоровое проговаривание, индивидуальное проговаривание вслух несколькими учащимися);

– подчеркните знакомые гласные буквы.

в) Чение слогов.

– Что такое? На нашем пути преграда. Чтобы перейти через ручей, нам надо прочитать слоги.

(Используются рисунки с переносными гласными.)

А
О
У н
И
Ы

г) Выделение звуков [Н], [Н’].

– Продолжим путь.

Посмотрите сколько ягод на этой поляне. Давайте в корзину собирать те ягоды, в словах которых мы слышим звуки [Н], [Н’].

(Малина, брусника, земляника, черника, калина, ежевика.)

3. Физкультминутка.

4. Объяснение нового материала:

4.1. Беседа.

– Что за здание мы видим вдалеке? Кто прочитает надпись на указателе?

Да, мы видим лесную школу. Давайте зайдём, посмотрим, кто учится в этой школе.

– Кто сидит за партами?


(Картинка: за партами сидят синица, сова, лиса, слон, лось.)

4.2. Слого-звуковой анализ слова слон.

– Догадайтесь по описанию, кто сейчас выйдет к доске. Он очень большой, у него четыре ноги и есть хобот.
– Конечно, это слон.
– Давайте произнесём это слово хором.
– Сколько слогов в слове? (Один.) Почему? (Одна гласная.)
– Есть ли слияние? (Да) Какие звуки сливаются? ([Л], [O])
– Какой звук примыкает в начале слова? [C].
– Какой это звук? (Согласный.) Почему? (При произношении есть преграда.)
– Какой согласный звук примыкает после слога-слияния? [н]. Почему квадрат синего цвета? (Так как [н] твёрдый.)
– Скажи, слон, про себя.

(В слове слон один слог. Ло-слог-слияние. В начале слова к слогу-слиянию примыкает согласный звук [c]. За слогом-слиянием стоит согласный звук [н].)

4.3. Слого-звуковой анализ слова лось.

– Не дерево, а с ветками. (Лось.)
Сколько слогов в слове? (Один.) Есть ли слог-слияние? (Да-“ло”.)
– Какой звук примыкает к слогу-слиянию? .
– Какой это звук? (Согласный.) Почему?
– Расскажи, лось, про себя.

4.4. Звуки [C] и .

– Ребята, одинаково ли произносятся звуки [C] и в словах слон и лось?
– Как он произносится в слове С;ЛО;Н? (Твёрдо.)
– Если согласный твёрдый, то на схеме обозначается синим квадратом.
– Мы знаем, что звуки бывают глухими и звонкими.
– Какой звук [C] звонкий или глухой? Давайте проверим. Закроем ушки и произнесем [C], потом . Слышали вы голос? (Нет.)
– Звуки [C] и – глухие.
– Какой же звук [C] в слове слон? (Согласный, глухой, твёрдый.)
– А в слове лось? (Согласный, глухой, мягкий.)

4.5. Упражнение в слушании звуков [C], .

На столе у синицы лежит листок, на котором написаны слова. Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если слышите звуки [C], .
Соня, Сима, киска, Зина, (В каком слове нет “с”?)
Зебра, ваза, гусь, корзина, (В каком слове есть “с”?)
Сахар, гвозди, слива, зайка, (В каких словах есть “с”?)
Васильки, свисток, Незнайка. (В каком слове нет “с”?)

4.6. Знакомство с буквами С, с.

– Лиса передала мне конверт. Здесь находится буква. А что это за буква, вы должны отгадать.

Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О)
Вдруг колесико сломалось,
Половиночка осталась?(С)

– Да, ребята, это буква эс. Сегодня на нашем уроке буква эс – именинница. Этой буквой на письме обозначаются звуки [C], .

Найдите буквы С, с в азбуке. (На стенде показывает учитель.)

4.7. Чтение слогов-слияний.

Настало время прощаться с лесными зверями. Скажем им всем спасибо. А для того, чтобы двери школы закрылись. Надо прочитать волшебные слоги.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление.

6.1. Чтение слов.

6.2. Работа по учебнику с. 46

Совершив экскурсию в лес. Мы возвратились в класс. На партах наши книги.
– Отметьте в словах слоги – слияния.
Чтение хором по следам прочитанного.

Что нового узнали?
Хорошо работали…

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука - фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Гласные

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции - передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка - здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом - 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука - гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный );
  • после гласной (большаЯ, поЯс );
  • в начале слова (Юла, Ель ).

Очень часто, выполняя звуковой анализ дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м - твердый). Другие же, наоборот: мера (м - мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) - ф (глух.), з (зв.) - с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику - носовые.

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок (3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения - твердый. Произносится с вибрацией у гортани - звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его :

  1. Вьюга - две гласных, значит, 2 слога (вью-га ).
  2. Буква В имеет звук <В’>. Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный - глухой <Ф’>, звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель - продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука <Й> и <У>, поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, <Й> - это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. <У> - гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г - является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару <К> и является звонким.
  6. Буква <А> имеет такой же звук <А>. Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Вывод

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом (условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзак для первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н"]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й" а], ё [й" о], ю [й" у], е [й" э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й"], [а]. Звук [й"] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й"а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Меняется после изучения темы

Звуки гласные и согласные. Слияние. Согласный звук вне слияния».

1. Назови слово по картинке.

2.Как ты понимаешь его значение? (домашние птицы)

3. Сколько в слове слогов? (в слове куры 2 слога,

потому что в нём два гласных звука [ у] [ ы ].

4.Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [ку] ударный)

5. Произнеси первый слог: [ку]. Как называется этот слог? (слог [ку] -это

слог - слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].

Произнеси второй слог: [ры]. Как называется этот слог? (слог: [ры]- это слог- слияние согласного звука: [р] с гласным звуком: [ы].

6. Итог. Монолог ученика.

Монолог ученика:

На картинке изображены куры. Куры - это домашние птицы. В слове «куры» два слога, потому что в нём два гласных звука [у] и [ы].

В слове «куры» первый слог ударный.

Первый слог – это слог-слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].

Второй слог – это слог-слияние согласного звука [р] с гласным звуком [ы].

Слого - звуковой анализ слов (основной период ОГ)

(НИТКА)

1. Произнеси слово [н’итка].

2.Как ты понимаешь его значение?

3. Сколько в слове слогов? Почему? (в слове нитка 2 слога, потому, что в нём два гласных звука [ и ] [ а ]).

4. Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [н’ит] ударный)

5.Произнеси первый слог: [н’ит]. Как называется этот слог? (слог [н’ит] ударный, этот слог состоит из слияния мягкого согласного звука [н`] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т ] вне слияния.

Произнеси второй слог: [ка]. Как называется этот слог? (слог: [ка], это слог - слияние твёрдого согласного звука [к] с гласным звуком [а].

6.Составь звуковую схему слова.

7.Расскажи о слове нитка по звуковой схеме.

Монолог ученика.

На картинке изображена нитка. Нитка - это верёвка для шитья. Слово «нитка» состоит из двух слогов, потому, что в нём два гласных звука [и], [а]. Первый слог – ударный. Слог [н’ит] – состоит из слияния мягкого согласного [н’] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т] вне слияния. Второй слог [ка] – это слог-слияние твёрдого согласного [к] с гласным [а].

8. Какой буквой обозначается каждый звук?

(звук [н’] обозначается на письме буквой эн; звук [и ] – буквой и; звук [т] – буквой тэ; звук [к] – буквой ка; звук [а]- буквой а.

Модуль 4. « Правила чтения гласных и согласных букв. Обучение чтению слогов и слов. Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Особенности изучения йотированных гласных букв».

Аналитико-синтетическая работа в период ОГ

Основой обучения грамоте является звук, на уроках прово­дятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и сло­гов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что по­лезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма (пропедевтика).

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разрабо­таны СП.Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.

Анализ

· Выделение слов из речевого потока: речь -> предложение -> слово.

· Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, вы­деление ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

· Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке.

· Перечисление звуков в слове, их последовательное называ­ние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава - Сла-ва - С-л-а-в-а - 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла, ва.

· Артикулирование звука, анализ его образования:работа органов речи.

· Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (осо­бенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глу­хих).

Синтез

· Произношение слога или слова, предварительно подвергну­того звуковому анализу, составление его из букв раз­резной азбуки + чтение.

· Образование слоговых таблиц на основе гласной или согласной букв; чтение слоговых таблиц.

· Чтение слов по подобию: сыр - сор, сом - сам и т. п.

· Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал - мало, мел - смел и т.п.

· Добавление буквы в середине слова: плот - пилот.

· Перестановка букв: пила - липа.

· Перестановка слогов: сосна - насос.

· Отбрасывание буквы или слога: сухари - сухарь, машина - маши.

· Добавление слога: наша - Наташа.

Вобучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей (звуковых схем слов), которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивным способом чтения (целыми словами).

Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, - это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава - это анализ.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент про­изнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение соб­ственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Например, анализ звука [о] - губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос;

[в] - верхняя губа немного приподнята, нижняя касается верхних зубов, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос.

Но не все звуки поддаются артикуляционному анализу в I клас­се: [щ], [ц ], [ч], [и], [г], [к], [х ].

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без сло­весных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учи­тель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделени­ем и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие уп­ражнения:

Печатание буквы и называние ее;

Обведение буквы по контуру и называние ее;

Штриховка буквы большого размера и называние ее;

Лепка буквы из пластилина или конструирование с помо­щью цепочки;

Раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву . Уз­наванию помогут следующие упражнения:

Нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

Закрашивание требуемой буквы в тексте;

Называние букв, записанных в алфавитном или ином по­рядке (дети должны называть первую букву, за­тем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.);

Узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

Узнавание букв, напечатанных частично (игра «полубуковка»);

4.2 Этапы формирования навыка чтения

В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слога­ми. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:

Слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь;

Слог-слияние (СГ): о-са;

Слоги, образованные слиянием с примыкающими соглас­ными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул, куст;

Закрытые слоги (ГС): он и т.д.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чте­ния внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозна­чений. Принятые в букваре и азбуке вспомогательные пометы яв­ляются одним из возможных сигналов привлечения внимания ре­бенка к структуре читаемого слова.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное яв­ление с развернутой системой ориентировок зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных. Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориен­тиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графи­ческие средства письменной речи, как гласные и согласные бук­вы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на примере слов, имею­щих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только дан­ная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая или пос­ледующая. В более общей форме слоговой принцип русской гра­фики можно охарактеризовать поэтому как позиционный прин­цип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе, и к пробелу.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной пози­ции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты.О куни. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются после­дующие буквы или пробел между словами:

Если после согласной буквы идет пробел, то произносится соответствующий твердый согласный звук;

Если после согласной буквы следует буква ь, то произно­сится соответствующий мягкий согласный звук;

Если после согласной буквы находится гласная, то, не про­износя согласного звука, необходимо по гласной букве оп­ределить, является он твердым или мягким (и, е, ё, ю, я- показатели мягкости предшествующих согласных), и про­изнести оба звука слитно, сразу;

Если после согласной буквы идет согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как глас­ные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозна­ченных ими, в одном произносительном комплексе. Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предше­ствующего согласного определяется гласной буквой;

3) согласную букву или несколько согласных букв, находящих­ся после слияния (СГ) , которые в этом случае обозначают звуки, произ­носимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ , которые с этим СГ прочитываются целым слогом ;

5) букву ь после согласных, которая указывает, что соглас­ные звуки следует произнести мягко;

6) мягкий и твердый знаки перед йотированными гласными буквами, указы­вающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении гра­моте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения сло­га-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим и объяс­няется, что после ознакомления с новой буквой проводится обу­чение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв (чтение слогов-слияний).

На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение сло­говым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.

Учащихся, овладевших до школы приемами чтения по бук­вам (неправильный способ чтения), необходимо обучить слоговому чтению.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на осно­ве фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризует­ся чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строч­ку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чте­ния» ребенка.

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного текста проверяется с помощью вопросов (смысловой анализ текста). Этой же цели слу­жат беседы как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На первых ступенях аналитического чте­ния выразительность невозможна, так как дети не могут в доста­точной степени выделить ударные слоги, передать интонацию за­конченности, вопроса и т.п. Поэтому на этапе аналитического чте­ния рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

4.3 Таким образом, можно сформулировать следующие правила чтения:

Мама - читаем «твердо» (буква а – указывает на это).

Липа – первый слог читаем «мягко» (буква и – указывает на это).

3. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) после слияния (СГ), ее (их) нужно причитать к слиянию .

Кот – читаем слияние ко и причитываем согласную букву т , называя звук, который она обозначает.

4. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) перед слиянием, она (они) прочитываются вместе со слиянием одним слогом.

Кто – прочитываем согласную букву к вместе со слиянием то одним слогом.

5. Если в слоге на первом месте стоит гласная буква, а потом согласная буква (ОН, УМ), то объединяются 1 и 3 правила: узнаем и называем гласную букву и причитываем согласную букву.

6. После изучения буквы Ь добавляется правило: «Если в слове после согласной буквы стоит ь, то читать нужно «мягко».

Конь – читаем слияние ко и причитываем букву н «мягко».

Слова для тренировки (попробуйте научить читать эти слова – поработайте в парах):

Тема: «Звук» «Буква» Слог», «Слово»

педагог Чулкова Н.А.

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по пройденным гласным и согласным звукам и буквам.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку

2.Закреплять представление о понятиях «Звуки» и Буквы» «Слово»

Развивающие:

1. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.

2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

3. Развивать логическое мышление, выполняя задания.

Воспитательные

1. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.

2. Воспитывать умение работать самостоятельно

Оборудование:

  • Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук
  • Раздаточный материал - на каждого ребёнка простой и красный карандаш, подставки под карандаши, слоги для чтения и составления слова, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву», клей карандаш,

Ход занятия

I .Здравствуйте мои хорошие! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте дружно поздороваемся.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы все учимся!

Всё у нас получится!

Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Сейчас Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках (Слушают сказку о звуках)

II . Ребята, вы прослушали сказку о звуках. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Ой! Что это такое -буря поднимается (в записи вой ветра) Нас буря подняла и куда - то понесла (кружимся) Мы летим высоко-высоко над облаками. Буря стихла мы сели на свои места. Мы очутились в славном городе, который называется - дети читают - ЗВУКОГРАД

1.Первый город на нашем пути Звукоград.

Какой огромный замок висит на воротах этого города. Попробуем открыть его.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя)

Постучали (Основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы)

Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называются гласными (Звуки, которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом «Верни мне гласный звук»

Мяч лови и мяч бросай

Гласный в слове называй (лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сон, сук, рис, мак, рак, слон, прут, сок)

Какие звуки называются согласными ? (Звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)

Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.

1.Загадки:

Картинки и буквы выставляются на доску.

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

2. А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса". (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).

3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.

АОУИ

ИАОЭ

ОУИА

ЫУАО

ИУОА

АОУИ

3. Ребята определите "Какой звук стоит первым в словах?"

  • "А" - Автобус «Л» лодка
  • "О" - Окно «М» машина
  • "И" - Ира «Р» рука
  • "Э" - Эхо «С» самокат»
  • "У" - Утка «К» кот
  • "Ы" - мЫло. столЫ «Н» носорог

Все задания о звуках мы с вами выполнили.

Физминутка: Белый снег пушистый»

III . Зимняя метель привела нас с вами в Город (дети читают) Буквоград

Кто же здесь живёт? (буквы)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

1. Следующее задание для "внимательных глазок".

"Зачеркните лишние буквы" - (возьмите карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишние).

2.Найдите каждой букве пару и соедините их линией" (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.

А Ы

О У

У Э

И О

Э И

Ы А

Б Д

В Г

Д М

Г В

Р Б

М Р

Мы также с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными. Когда они дружат, получается, что? (слог)

Прочитайте слоги на ваших карточках. (ра, ко, ма, зи…)

Прочитайте слоги на ваших карточках (ра, ко, за, ну)

IV . Сами не заметили, как оказались вы славном городе

(читают) Называется этот город - Словоград

Кто же здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, -слогами)

1. Игра Собери Слово» Составьте слово и прочитайте его (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.

РУ КА ВА ЗА

КУ РЫ ДО МА

КИ НО СА ЛО

НО ГА МЫ ЛО

СИ ТО РА МА

2. Придумай слово из одного слога, из двух, из трёх..

3 . Игра « Собери Слово»

Буквы рассыпались. Вам нужно собрать их так, чтобы получилось слово ЙМКАА

3 1 3 2 4

Превратите слово майка в слово лайка; Райка. Гайка, Зайка.

4. Весёлые загадки:

С буквой Н - он детям ночью снится

С буквой К - в жару даёт напиться (сон - сок)

С буквой Г - вас громом напугает

А без Г - на клумбе расцветает (гроза - роза)

С буквой У - на мне сидят,

С буквой О - за мной едят (стул - стол)

С буквой Г я по небу лечу,

С буквой В - детишек я лечу (грач - врач)

С буквой К - плюёт на червяка,

А без К на кончике крючка (рыбак - рыба)

Где всегда прячется ЛЕВ: справа или слева от вас? (Слев а)

V . Рефлексия.

Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: ЗВУКОГРАД, БУКВОГРАД и СЛОВОГРАД. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на снежинке «Улыбочку». Если было не интересно, трудно, тогда нарисуйте «Грусть». Покажите, пожалуйста, ваши снежинки. Они у всех весёлые. Я очень рада, довольна всеми вами. Отгадайте загадку: Зимой и летом - одним цветом (ёлка).

Все весёлые снежинки мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело. Ведь Новый год только начался.

Оценка занятия.

Литература:

1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.