Удивительное

Что такое суперэго в психологии. На странице представленны вопросы по предмету "социология". Не отличает человека от других живых существ

Последнее обновление: 01/12/2018

Согласно теории личности , личность состоит из трёх элементов. Эти элементы - известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Что из перечисленного ниже отсутствует у животных?

а) Кровообращение

г) Обоняние

12. Не отличает человека от других живых существ:

а) Прямохождение

б) Наличие рук, приспособленных к труду

в) Пищевой и половой инстинкты

г) Высокоразвитый мозг, способный образно отражать действительность

13. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа:

б) В движении

в) В сохранении рода

г) В познании

14. Не относится к видам деятельности, характерным только для человека:

в) Творчество

г) Преступление

15. Раса – это:

а) Условное обозначение принадлежности к единому источнику происхождения

б) Общность, определенная единством языка и территории

в) Исторически сложившееся единство социальных и биологических признаков

г) Совокупность людей с общими биологическими чертами

16. Фрейд выделил в психологической организации личности три инстанции: «ид», «эго» и «суперэго». «Ид» - источник сексуальных и агрессивных желаний, которым управляет принцип наслаждения. Из перечисленных ниже побуждений действием «ид» вызвано:

а) Разработка планов личного обогащения

б) Гнев как неконтролируемая реакция на замечание

в) Угрызение совести, вызванное недобрыми мыслями

г) Осуждение поступка другого человека

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

18. Если организм связывает определенную реакцию с определенным стимулом, он всегда будет одинаково реагировать на этот стимул. Такая реакция организма – условный рефлекс. Из приведенных ниже примеров условным рефлексом можно считать:

а) Лошадь останавливается, услышав звук “тпру”

б) Человек чихает, понюхав перец

в) Гром гремит после удара молнии

г) Собака выделяет слюну при виде пищи

19. Психическая реакция человека, которая проявляется при виде чужого успеха, и в положительном плане выступает стимулом творческой активности личности, а в негативной форме становится побуждением к действиям, направленным против преуспевания и благополучия другого человека:

б) Ревность

в) Зависть

г) Злорадство

20. «Золотое правило» нравственности предполагает поведения, основанное на принципе:

а) «Раньше думай о Родине, а потом о себе», т.е. действуй, руководствуясь не личными, а общественными интересами

б) Поступай по отношению к другому человеку так, как он поступает по отношению к тебе

в) Не делай другому ничего такого, чего не желаешь себе

г) Живи сам – давай жить другим

21. Действие, когда внутренняя напряженность, порождаемая неудовлетворенностью желаний, ищет внешней разрядки и находит точку приложения в другом человеке:



а) Апатичность

б) Депрессия

в) Агрессия

г) Умиротворение

22. Социализации личности – это процесс:

а) Обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

б) Занятия физической культурой и спортом

в) Активного участия в трудовой деятельности

г) Потребления материальных и нематериальных благ

23. Социализация личности начинается с рождения и:

а) Охватывает только период детства

б) В качестве конечной фазы распространяется также на юношество

в) Заканчивается с момента трудовой деятельности

г) Сопровождает человека всю жизнь

Рис. 8.2. Взаимодействие между частями психической структуры личности

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка Рис 5.2. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Американский социолог Джордж Хоуманс разработал теорию «обмена ценностями» или просто теорию обмена. С помощью этой теории можно объяснить, как формируются определённые социальные установки, и как индивидуальный опыт человека влияет на этот процесс.

В процессе социализации на человека действует не только окружение, личность формируется также и в результате собственного индивидуального опыта.Согласно теории Дж.Хоуманса поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались или наказывались его поступки в прошлом. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать общение с другими наиболее приятным.

Дж.Хоуманс выделил четыре основные принципа, которыми человек руководствуется в своём поведении, и в результате действия которых формируются определённые установки.

Социальная установка – это закреплённая в сознании определённая реакция на тот или иной раздражитель, или, иными словами, социальная установка предполагает воспроизведение определённого типа поведения в схожих жизненных ситуациях, основываясь при этом на прошлом опыте человека.

Итак, основные принципы теории обмена.

Принцип первый. Чем больше вознаграждается определённый тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадёт интерес к этому занятию.

Принцип второй. Если вознаграждение за определённые типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках.

Принцип третий. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

Если рыбак знает место, где его наверняка ждёт богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места.

Принцип четвёртый. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.


Если у рыбака три дня богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечён своим занятием, чем в первый.

Влияние культуры на процесс социализации показал Гарольд Гарфункель в своей теории этнометодологии. Г.Гарфункель считал, что во всех сообществах, социальных группах существуют определённые правила поведения, принимаемые на веру. Эти правила регулируют поведение и взаимодействие людей, определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Человек, не знакомый с этими правилами, попадая в ту или иную среду, социальный круг, не может нормально общаться, взаимодействовать с другими людьми и становится «чужаком».

Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем.

Например, общение между мужьями и жёнами может быть похожим на своего рода стенографию: им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга.

Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются.

Г.Гарфункель дал своим студентам задание. Он попросил вести себя дома так, словно они квартиранты, эта роль предполагает проявления сдержанности и официальности, свойственных незнакомым людям.

У себя дома они должны были просить разрешения пользоваться ванной, брать воду для питья, говорить по телефону и т.д. Некоторые студенты заявили, что такое задание может привести к конфликту в семье, и отказались его выполнять. Но те, кто согласился вести себя как квартиранты, были потрясены результатами эксперимента.

Члены семьи пришли в полное недоумение. Они тщетно старались понять причины столь странных поступков и наладить нормальную привычную обстановку в доме. Студенты сообщали, что изменение их поведения вызвало удивление, потрясение, тревогу, беспокойство и гнев, многие члены семьи сочли студентов невнимательными, мелочными, непорядочными, невежливыми.

Члены семьи требовали объяснения: «Что случилось? Что с тобой произошло? Может быть, тебя исключили из колледжа? Ты болен? Почему ты так высокомерен?» Этот эксперимент показал, что когда мы нарушаем правила, принятые в той или иной группе, то нарушается процесс взаимодействия, людям трудно или практически невозможно общаться.

В процессе социализации ребёнок учится воспринимать определённые образцы поведения, которые ждут от него окружающие. Эти образцы поведения могут отличаться, варьироваться в зависимости от того, в какой группе происходит процесс взаимодействия.

Социализация является непрерывным процессом, она не заканчивается после того, как человек взрослеет. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Доктор Орвиль Г.Брим-младший одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценности ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваиватьих. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который «всегда говорит правду».

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «наименее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Некоторые социологи считают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть.

С точки зрения адаптивистского подхода, разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от такого понимания, развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей её жизни.

Согласно теории Э.Эриксона жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.

Что же это за стадии?

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1–2 года). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участию в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, медицинской сестры, летчика. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, и в то же время им приходится выбирать своё место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учёбе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника в жизни. Неудачи в этих делах могут в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром, однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определённую деятельность и родительские функции. Этот период даёт ответ на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? выкладывается ли он на работе и с какого момента начинает проявлять интерес к своей карьере? может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в семье?

8. Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни, некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создаётся чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Психолог Роджер Гоулд предложил теорию изменении личности . Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Р.Гоулд разделяет точку зрения З.Фрейда о том, что травмы, перенесённые в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности. Однако в отличие от З.Фрейда, он убеждён в том, что возможно их частичное преодоление.

Взрослые люди, путём размышлений и наблюдений, могут осознать, что некоторые понятия, внушённые им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что необязательно подчиняться авторитетам.

Р.Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге, личность обретает значительно большую свободу.

УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)

    Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.

    Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

    Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

    Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

    Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

    Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

    Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

    Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

    Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

    Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

    Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

Последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения - это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. «Страдалец... ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает» (1907, р. 123).

«[Суперэго] похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана, и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций» (Horney, 1933, р. 211).

Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности. «Суперэго ребенка в действительности базируется не на образах родителей, а на их суперэго. Содержание его - тоже самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение» (1933, р. 39). Ребенок поэтому узнает не только реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения удовольствия или для уменьшения напряжения.

Взаимосвязь между тремя подструктурами.

Высшая цель психической деятельности заключается в том, чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается ид, которое имеет примитивную, инстинктивную природу. Эго, развивающееся из ид, существует, чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от ид. Оно также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на ид, суперэго и требованиями реальности внешнего мира. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Ид полностью бессознательно, тогда как эго и суперэго только отчасти таковые. «Несомненно значительные области эго и суперэго могут оставаться бессознательными и являться, в действительности, обычным бессознательным. Это значит, что человек ничего не знает об их содержании и требуется затратить определенные усилия, чтобы заставить его осознать их» (Freud, 1933, р. 69).

Главная задача психоанализа, выражаясь этим языком, заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны суперэго и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ид.

Психосексуальные фазы развития.

По мере того как младенец становится ребенком, ребенок - подростком, а подросток - взрослым человеком, происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при нормальном развитии.

«Психоанализ стал первым в психологии рассматривать тело человека в целом как место существования... Психоанализ является глубоко биологическим по своей сути» (Le Barre, 1968).