Почему? Зачем?

Подвижные и спортивные игры в бассейне для детей. Игры на воде Во что можно играть в бассейне

Установка бассейна на даче – это доступный способ сделать детей счастливыми и, что немаловажно, более здоровыми.

бассейн для дачи

О пользе плавания.

Лето, солнце, брызги воды, веселый смех – эти слова смело можно ставить в один ряд.Здорово, когда то, что доставляет удовольствие, еще и полезно. Значение купания в воде для здоровья дошкольников сложно переоценить. К трем-пяти годам у детей уже достаточно хорошо развиты мышцы корпуса, рук и ног. Это значит, что ребенок уже в состоянии хорошо удерживаться на плаву. Вода оказывает сопротивление на организм, поэтому простое плескание или подвижные игры в бассейне – это уже мышечные нагрузки. Однако такая физкультура в минимальной степени утомляет организм ребенка, так как чередуется с расслаблением и отдыхом.

Итак, в чем польза плавания в бассейне:

Увеличивается выносливость организма ребенка;
Как следствие, малыш реже подхватывает вирусы, становится более закаленным;
Укрепляются все мышечные группы, суставы, да и весь опорно-двигательный аппарат;
Плавание для малышей повышает настроение и укрепляет нервную систему, после водных процедур дети легче укладываются спать, сон становится крепче;
В бассейне многие дети учатся плавать по-настоящему и потом уверенно себя чувствуют в больших водоемах.

Дети и родители в бассейне

Поэтому те мамы и папы, которые установили детский бассейн для дачи, проявляют заботу о детском здоровье. Врачи всего мира утверждают, что чем раньше малыш приучится к воде, тем больше скажется на его организм положительное влияние плавания.

О мерах безопасности в бассейне.

Иногда поставив бассейн на даче, родители считают, что досуг детям обеспечен и присматривать за ними не обязательно. Это не так. Крайне важно соблюдать правила, обеспечивающие безопасность в бассейне для детей:

Важно следить за температурой воды. Для дошкольников нормальной температурой считаются показатели от +22°С до +26°С;
Если солнце сильно светит, обязательно на голову ребенка нужно надеть панамку;
Время нахождения ребенка в бассейне не должно превышать 15-20 минут. Даже в жару длительное нахождение в воде способно привести к переохлаждению;
Не нужно разрешать купаться детям сразу после еды. Лучше всего выждать часовой промежуток;
Прыжки в воду уместны только для бассейнов с высотой выше роста ребенка;
После купания нужно использовать полотенце для бассейна. Полотенце впитает влагу и ребенок согреется;
Какими бы самостоятельными дошкольники ни были, нельзя оставлять их без присмотра взрослых!

Безопасность детей в бассейне

Об играх в бассейне.

Восторга от купания станет еще больше, если предложить детям интересные игры для детей в бассейне.

Игры в бассейне

«Лилипуты – Великаны».

Для этой игры количество игроков не важно. Ведущим может быть кто-то из детей или взрослый.

Описание:
  • Все участники стоят в воде по пояс. Когда ведущий кричит: «Лилипуты!», дети должны сесть в воду. Когда ведущий кричит: «Великаны!», все должны подпрыгнуть. Выигрывает тот, кто не будет ошибаться.

«Попади в цель».

Еще одна игра, для которой не важно количество участников. Пригодятся пластмассовый обруч или надувной круг, а также мячи для бассейна. Эту игру можно затеять как в воде, так и вне бассейна.

Описание:
  • В воду бросается обруч (или круг) – это мишень. Дети берут в руки мячики и по очереди кидают их в цель. Заранее проговаривается количество попыток. Победа достается тому, кто чаще попадает в цель.

«Поймай мяч».

Игра подойдет для детской компании от 4 человек.Для проведения необходим мяч.

Описание:
  • Из игроков выбирается водящий, который становится в центр. Остальные игроки организуют круг. По команде взрослого дети начинают перекидывать друг другу мяч, а водящий старается его поймать. Если поймать мяч удалось, водящий меняется местами с тем ребенком, который бросил мяч.

«Успей присесть».

Для игры потребуется компания от 3 человек. Нужны любые игрушки для бассейна и веревка длиной меньше радиуса бассейна. Ведущим может быть кто-то из детей или взрослый.

Описание:
  • В центре бассейна стоит ведущий с веревкой в руках. К концу веревки привязана игрушка. Игра начинается, когда ведущий вращает веревку по кругу на высоте 10-15 см от воды. Дети при приближении игрушки должны успеть присесть. Побеждает тот ребенок, которого игрушка коснется меньшее количество раз.

инструктор по физической культуре д. с «Княженика» УДП филиал добыча Уренгой

Игры на воде (в бассейне)

«Кладоискатели » Задачи игры .1. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде. 2. Умение ориентироваться в воде. 3. Закрепление знаний счета. Атрибуты: разноцветные шайбы, домино (обклеенные с двух сторон цветной самоклеющейся бумагой разных цветов). Первый вариант . Дети стоят около бортика. У каждого ребенка свой «домик». Инструктор раскидывает игрушки по дну бассейна. По сигналу «Раз, Два, Три. Клад ищи!» дети ныряют и стараются собрать как можно больше игрушек. Каждый ребенок свой клад несет в свой домик. После сигнала «Стоп игра» каждый ребенок считает свою добычу. У кого больше игрушек тот и удачный кладоискатель. Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников в каждой. По инструктора играющие собирают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой собрали все предметы за меньший промежуток времени.

«Пионербол на воде» Задачи игры: Атрибуты: сетка, мяч. Описание игры. В игре участвуют две равные по количеству детей команды. Бассейн разделен на две половины сеткой. Каждый игрок занимает свою зону. Игроки быстро перебрасывают мяч на сторону противника. Выигрывает команда перебросившая мяч в сторону противника большее количество раз. Методические указания . Не разрешается: отбирать мяч друг у друга, топить друг друга, долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил инструктор останавливает игру, и передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 минут.

«Водное поло» Задачи игры. Совершенствование техники владения мячом, умения взаимодействовать в коллективе. Атрибуты: ворота, доски, мяч. Описание игры . В игре участвуют две равные по силам команды. Одна команда занимает линию поля с одной стороны, вторая - с другой. У каждой команды за спиной «ворота» или пространство, условно обозначенное плавательными досками. По сигналу ведущего судья выбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро передвигаются к центру, стараясь завладеть мячом и бросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мяч в ворота противника большее количество раз. Методические указания. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил инструктор останавливает игру, передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 мин.

Игры с водой и песком для детей дошкольного возраста на прогулке в летний период.

Игры с водой - эффективное средство развития познавательных интересов и коммуникативных способностей детей. Они являются источником положительных эмоций, воображения, творчества. В качестве необходимого оборудования используются выносные бассейны, ведра, «брызгалки», игрушки. Воду для игр наливают теплую, около двадцати восьми градусов.

Игра «Таня брызгалку нашла» Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость. Атрибуты : «бутылка с водой («брызгалка»). Описание игры. Все дети ходят по кругу, одна девочка - в центре. Она выполняет движения, соответствующие слова, которые произносят дети:

По дорожке Таня шла,

Таня «брызгалку» нашла.

Стала Таня выбирать,

Кому «брызгалку» отдать.

Солнце, воздух, луг, цветы-

Брызгать водой будешь ты!

Таня передает «брызгалку» любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей, все разбегаются.

Игра «Поливаем огород» Атрибуты : ведро с водой («колодец»), маленькое ведерко, лейка. Описание игры Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой и своя лейка - она стоит на финише. Задача: маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды, по цепочке передать, а последний игрок выливает воду в лейку и с пустым ведерком возвращается к «колодцу». Он снова зачерпывает воду и передает по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Выигрывает та команда, которая меньше воды расплескала. Чтобы это было видно в лейки можно положить по толстому куску пенопласта, он будет подниматься вместе с водой, и ребята сами увидят, кто победил.

Игра начинается после слов, которые дети сами очень легко запоминают (стихи Е. Благининой):

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите - в лейку лейте,

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Игра «Кто быстрее вытащит рыбку» Цель: развивать тонко-моторные действия, воображение, координацию движения. Атрибуты : десять пластмассовых рыбок, десять палочек со шнуром («моточек») по 20 см, бассейн маленький. Описание игры. Эта игра для двух команд по пять человек. К хвосту каждой рыбки привязан шнур, а второй конец шнура прикреплен к палочке («мотушке»). Всех рыбок бросают в бассейн, а концы с «мотушками» располагаются вокруг бассейна. Команды выстраиваются на старте и произносят слова:

Мы - команда рыбаков,

Славным будет наш улов.

Раз-два, раз-два-

Начинается игра!

Затем дети бегут к бассейну, каждый берет по палочке-матушке и, вращая ее руками, старается быстрее вытащить рыбку, при этом шнур наматывается на мотушку. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Игра « Крокодилы» Цель : развивать воображение, смекалку, быстроту, ловкость. Атрибуты : «брызгалки»-2 шт. Описание игры . На площадке двумя линиями отмечают «речку»(2-3 метра), там живут два «крокодила». У каждого из них - «брызгалка». Дети должны перебраться через «речку на другой берег». Он подходят к «речке» со словами:

Два веселых крокодила

В реке Нил спокойно жили.

Как увидели ребят,

Водой стали обливать!

После этих слов ребята бегут через «речку», а «крокодилы» обливают их водой.

Игра «Берег, парус, море» Цель: развивать произвольное внимание, воображение, координацию движения. Атрибуты: выносной бассейн. Описание игры . Дети стоят вокруг выносных бассейнов. По команде «берег» нужно сделать шаг назад. По команде «море»- шаг вперед (в бассейн). По команде «парус»- руки вверх. Команды подаются быстро, кто не правильно выполнил действие - выбывает из игры.

Игра «Овощи, фрукты» Цель: учить взаимодействовать в коллективе; развивать координационные способности. Атрибуты: выносной бассейн, пластмассовые игрушки, сачки с длинными ручками. Описание игры . Участвуют две команды. Одна команда собирает овощи, другая – фрукты. В бассейн бросают пластиковые игрушки (овощи, фрукты, рыбки) вокруг бассейна раскладывают сачки с длинными ручками. Команды стоят у линии старта, произносят слова:

Лето теплое сейчас,

Урожай созрел у нас.

Не ленись и не зевай,

Поскорее собирай.

Все игры с водой проводятся с согласия родителей, под контролем старшей медицинской сестры на участке .

Игры с песком

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игра «Ищем клад» Заранее ограничить территорию, на которой будет проводиться игра. Один из детей (или воспитатель) закапывает игрушку в песок. По сигналу «Отыскать клад» дети начинают искать. Кто нашел тот и в следующий раз закапывает игрушку.

Игра « Суп из камешков» У детей сильно развито воображение, и даже самое простое занятие может показаться очень забавным. Дайте ребенку пластмассовое ведерко и лопатку. Помогите ему приготовить суп из камешков. Добавьте приправы - немного травы, капельку песка, прутиков, листьев и т. д. Спросите ребенка, что еще добавить, чтоб получился красивый цвет. Какие листья и цветы можно положить в суп? Каждый раз, добавляя что-нибудь новое, обязательно перемешивайте суп. А когда суп готов, подогрейте на солнце и подкормите какой-нибудь кустик.

Игра «Нарисуй рисунок» Из пластиковой бутылки сделать «брызгалку», налить в бутылку воду. На сухом песке рисовать «добрые», «веселые», «злые» рисунки.

Игра «Цветной песок» Рисунки цветным, сухим песком на земле, очень интересное занятие для ребенка. Это занятие развивает глазомер, точность, воображение и мелкую моторику.

Изготовление цветного песка: ■ В маленькие целлофановые пакеты насыпьте сухого мелкого песка, положите в каждый пакетик мелок и разотрите песок мелом, пока он не окрасится в нужный вам цвет. Затем уберите мелок. ■ Сделайте в углу каждого пакета маленькую дырочку, чтобы песок тонкой струйкой сыпался из него. ■ Теперь можно рисовать, выкладывая разноцветным песком узоры.

Используемая литература:

Волошина, двигательной культуры дошкольника/ .-М.:АРКТИ,2005. 2. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / авт.-сост. , .- Волгоград: Учитель, 2013.-141 с.

3., Богина плаванию в детском саду. М., 1991.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Игры в воде

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать нес­колько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик»...

Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цвет­ком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)

Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.

Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!

Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, препо­даватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .

Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.

Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!

Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.

Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.

Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .

По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.

Организация игры. (до 5 человек) .

Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?

Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .

Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».

В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.

Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.

Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».

Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»

Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.

Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.

Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.

Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».

Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.

В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.

Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».

Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .

Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?

Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».

Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.

Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».

При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.

Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.

Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».

Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.

Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Подвижные игры для совершенствования навыка задержки дыхания в воде у детей 4-5 лет

Предлагаемая система игр реализовывалась с целью создания условий для совершенствования навыка задержки дыхания через использование подвижных игр и решала следующие задачи:
1. Развивать умение детей задерживать дыхание при полном погружении в воду.
2.Развивать двигательные качества и умения при передвижениях в воде.
3. Стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
4. Активизировать двигательную активность детей в воде.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность детей в воде.

Разработанная система предусматривала усложнение содержания игр в зависимости от уровня освоения детьми двигательных умений и навыков в воде. Подготовительной частью каждого занятия была разминка на суше с использованием игр. Начиналась она с наиболее простых. Постепенно игры побуждали ребёнка к полному погружению в воду, а затем и к длительному нахождению в воде с задержкой дыхания.

Этапы включения игр в занятия:
- игры с погружением в воду отдельных частей тела («Ухо утонуло», «Нос утонул»);
- игры с погружением в воду лица («Дровосек в воде»);
- игры с выдохом в воду («Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Насос»);
- игры с полным погружением в воду («Гонка крокодилов» с выдохом в воду, «Оса», «Хоровод», «Пузырь» и др.);
- игры, закрепляющие умение задерживать дыхание с передвижением под водой («Спасатели», «Поезд в тоннель», «Рыбак и рыбки», «Грибки», «Переправа через круги»).

«Ухо утонуло».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду уши.
Игровая задача. Опустить ухо в воду как можно быстрее.

Ход игры.Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три ухо в воду погрузи», повернув голову и слегка наклонившись вперёд, нужно опустить ухо в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Нос утонул».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду нос и задерживать дыхание.
Игровая задача.Опустить нос в воду как можно быстрее
Игровые правила. Дети ставят руки на дно, ноги отводят назад. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три нос в воду погрузи», слегка наклонившись вперёд, нужно опустить нос в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Дровосек в воде».
Дидактическая задача. Учить детей погружать в воду лицо и задерживать дыхание.
Игровая задача.Наколоть дров.
Игровые правила. Дети ставят ноги на ширине плеч, руки прямые над головой взять в «замок». Сгибать ноги и руки нельзя при наклоне. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу «Колем дрова» нужно наклонить туловище вперёд, имитируя колку дров, как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«У кого больше пузырей».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду лицо и делать выдох в воду.
Игровая задача.Пустить много пузырей.
Игровые правила. Дети ставят слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, руками опираются на плавательные средства. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. По сигналу «Раз, два, три, пузыри» нужно опустить лицо в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 1 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно быстрее.
Игровая задача.Надуть мяч насосом как можно быстрее.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры.Преподаватель предлагает детям надуть мяч насосом. По сигналу нужно сесть в воду и сделать выдох, встать как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 2 вариант.
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно дольше.
Игровая задача. Медленно надуть мяч насосом.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду полностью с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. Преподаватель предлагает медленно надуть мяч насосом. По сигналу нужно медленно сесть в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 3 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду в парах.
Игровая задача. Надуть мяч насосом.
Игровые правила. Каждый ребёнок из пары должен погрузиться в воду полностью с головой. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети держаться за руки в парах. Преподаватель предлагает надуть мяч насосом. По сигналу один ребёнок из пары садится в воду,делает выдох и встаёт как можно быстрее, после этого второй садится в воду и встаёт. Побеждает пара, быстрее всех справившаяся с заданием. Игра повторяется после подведения итогов.

«Кто быстрее спрячется под воду».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой.
Игровая задача. Спрятаться под воду.
Игровые правила.Ребёнок должен полностью погрузить голову в воду.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу (свистку) нужно сесть в воду как можно быстрее. Побеждает тот, кто быстрее всех погрузился в воду. Игра повторяется после подведения итогов.

«Гонка крокодилов»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой и передвигаться в воде.
Игровая задача. Обогнать всех крокодилов.
Игровые правила. Ноги выпрямлены назад, руки стоят на дне бассейна.
Ход игры. Дети встают у бортика в шеренгу. Преподаватель предлагает детям «превратиться» в крокодилов. По сигналу (свистку) нужно лечь в воду, опереться руками об дно, ноги выпрямить назад, голову опустить в воду и пройти как можно быстрее по дну на руках до противоположного бортика. Побеждает тот, кто быстрее всех дошёл до бортика.

«Оса»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться в воду от осы.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только при приближении осы.
Ход игры. Дети встают в круг. Преподаватель встаёт в центр круга с «удочкой» (на конце лески «оса») и начинает медленно кружиться. Ребёнок, к которому приближается «оса» должен немедленно задержать дыхание и погрузиться в воду. Когда «оса» улетит, встать. Побеждает тот, кто правильно и полностью выполнил задание, кого ни разу не заденет «оса».

«Хоровод»
Дидактическая задача.Учить детей погружаться в воду с головой и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Нырнуть в воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как сосчитают до пяти. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, говорят слова «Мы идём, идём, хоровод ведём, сосчитаем до пяти, ты попробуй нас найди. Раз, два, три, четыре, пять». После этих слов все ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Пузырь»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Сдуть пузырь и погрузиться под воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как все дети дойдут до центра круга и окажутся плечом к плечу. Нельзя расцеплять руки и тянуть руки рядом стоящих детей.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. По сигналу начинают отступать назад, говорят слова «Надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой и не лопайся. Лопнул пузырь ш-ш-ш-ш». После этих слов все идут в центр круга, ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Спасатели»
Дидактическая задача.Учить детей многократно погружаться в воду с головой и передвигаться в воде в различных направлениях.
Игровая задача. Спасти игрушки.
Игровые правила. В воде нужно открывать глаза, чтобы увидеть игрушки. Нужно класть поднятые со дна игрушки только в свои корабли. Поднимать игрушки только руками.
Ход игры. Дети встают вдоль бортика в шеренгу. По сигналу преподавателя начинают собирать утонувшие игрушки со дна бассейна и кладут их в свои корабли. Побеждает тот, кто больше всех «спасёт» игрушек.

«Поезд в тоннель»
Дидактическая задача. Учить детей передвигаться по дну бассейна в различных направлениях с задержкой дыхания и полным погружением в воду.
Игровая задача. Пройти в тоннель.
Игровые правила. Нужно ходить по дну в «тоннеле», не выныривая из воды.
Ход игры. Дети по сигналу погружают в воду голову и идут по дну бассейна в «тоннель». Проходить в «тоннель» можно прямо, можно с поворотом направо или налево. Побеждает тот, кто больше прошёл «отсеков» (обручей) в «тоннеле».

«Рыбак и рыбки»
Дидактическая задача.Учить детей смело передвигаться в воде в различных направлениях, полностью погружаться в воду при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться от рыбака.
Игровые правила. И рыбак, и рыбки могут перемещаться в бассейне в любых направлениях. Рыбки должны прятаться от мяча под воду. Рыбак не имеет права «ловить» рыбку, которая погрузилась в воду с головой. Рыбак имеет право бросать мяч.
Ход игры.Рыбак должен мячом попасть в любую рыбку. Последняя становится рыбаком.

«Грибки»
Дидактическая задача. Учить детей смело передвигаться в воде, полностью погружаться в воду.
Игровая задача.Надеть шляпку.
Игровые правила.Начинать только по сигналу. Руками шляпку гриба не трогать.
Ход игры.По сигналу несколько игроков от обозначенного места бегут к шляпке гриба, подныривают под него и одевают на голову. Победит тот, кто оденет шляпку или тот, кто быстрее всех это сделает.

«Переправа через круги»
Дидактическая задача. Учить детей многократно погружаться в воду, делать серию выдохов в воду.
Игровая задача.Преодолеть все препятствия на пути(переправиться быстрее соперника через все круги).
Игровые правила.Выныривать только в кругу
Ход игры.По сигналу ребёнок начинает серию погружений в воду с подныриванием под круги. Победит тот, кто преодолеет все круги или тот, кто быстрее всех переправиться на другой на другой конец бассейна.

Светлана Юрьева
Подвижные игры для детей на воде (в бассейне)

Игры на воде являются важным средством разностороннего физического воспитания. Они способствуют развитию физических и умственных возможностей детей, воспитывают их волю, чувство коллективизма и товарищество. Поэтому подвижные игры в воде особенно широко применяются при обучении плаванию детей.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Кто быстрее?

Карлики –Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово «Великаны». Все садятся в воду. За сигналом «Карлики» все игроки подпрыгивают вверх. Тот кто ошибается, выбывает из воды. Побеждает тот, кто остался.

Рыбаки

Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.

Морской бой

Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора – двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Глубина должна быть по пояс.

Задача игры: Научить детей ложиться на воду.

Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про скользил дальше.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу.

В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Гонка катеров

Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Эстафета вплавь

В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.

Плавание втроем

Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.

Парное плавание

Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бой всадников

Глубина по грудь.

В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".

Байдарки

Два пловца ложатся на спину. Один обхватывает ногами туловище товарища. В этом положении они плывут на спине, попеременно работая руками (как в кроле на спине); плывущий сзади работает и ногами. Можно провести соревнование между двумя-тремя такими "байдарками".

Кто быстрее?

По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

Гонка мячей

Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Водяные жмурки

Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.

Невод

В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались - кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, - молодец.

Играйте со своими детьми!