Стиль и мода

Легенда о любви продолжительность спектакля. Билеты на балет «Легенда о любви. Возвращение ориентального балета Юрия Григоровича

Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Легенда о любви". Балет в трех действиях. Композитор А. Меликов. Либретто Н. Хикмета и Ю. Заводчиковой. Постановка Ю. Григоровича. Художник С. Вирсаладзе.

Действующие лица: Ширин. Ферхад. Мехменэ Бану. Визирь. Незнакомец. Друзья Ферхада. Участники танца золота, танца шутов, танца девушек.

Принцесса Ширин, младшая сестра царицы Мехменэ Бану, опасно больна. Царица и ее приближенные погружены в глубокую печаль. Даже самые искусные лекари не в силах помочь больной принцессе.

В покои царицы приводят Незнакомца, одетого в простую одежду. Он узнал о болезни сестры царицы и уверен в могуществе своего врачевания. Впервые за много месяцев лицо Мехменэ Бану осветилось надеждой.

Она предлагает Незнакомцу за исцеление любимой сестры драгоценности, но тот с презрением отвергает их. Удивленная царица снимает с головы свою корону и протягивает ее Незнакомцу. Но и это бесценное сокровище не привлекает его внимания.

"Чем же отплатить тебе за спасение сестры"? - спрашивает Бану.

И Незнакомец требует неслыханной платы: царица должна расстаться со своей сверкающей красотой. Потрясенная этим требованием, мучительно борясь с потоком нахлынувших мыслей и чувств, царица во имя любви к сестре соглашается.

Незнакомец произносит заклинания, движения его странны, непонятны; мгновенье, другое - и царевна Ширин подымается с ложа, над которым недавно витала смерть. С удивлением она вглядывается в лицо Мехменэ Бану и не узнает в этой обезображенной женщине своей сестры-красавицы.

Мехменэ Бану и Ширин в сопровождении свиты направляются осмотреть воздвигнутый для принцессы дворец. Обе сестры с восхищением смотрят на молодого красивого художника Ферхада, расписывающего арку.

Когда шествие удалилось, к Ферхаду подошла Ширин. Вначале он принял ее за простую девушку. Между ними завязывается нежный, полный намеков и недомолвок разговор. Когда же Ферхад узнает, что полюбившаяся ему красавица- принцесса, он горестно сникает. Ему ли, простому художнику, мечтать о сестре царицы.

У иссякшего родника толпится народ. Воды давно уже нет. И это - горе всей страны. Только во дворец привозят под охраной издалека воду. Чтоб добыть воду для простых смертных, нужно проложить ей путь через огромные горы. Но кто отважится на такой труд?

Мехменэ Бану не в силах забыть о встрече с Ферхадом. Только сейчас она понимает, на что обрекла ее жертва, принесенная во имя спасения сестры.

Иначе сложилась судьба Ширин. Она любит и любима. Без сожалений она покидает дворец, чтоб никогда не разлучаться со своим избранником.

Узнав о бегстве сестры, Мехменэ Бану в гневе приказывает разыскать Ширин и Ферхада. И когда их приводят к грозной царице, та объявляет Ферхаду свою волю: он станет мужем Ширин не раньше, чем проложит воде путь через гору.

Уделом царицы становятся только мечты. В грезах она видит себя по-прежнему прекрасной и рядом - Ферхада, страстно любящего ее.

А для Ширин невыносима даже временная разлука с любимым, ушедшим высоко в горы. Она умоляет сестру подняться вместе с ней к вершинам, чтобы хотя бы взглянуть на Ферхада. Мехменэ Бану и на этот раз не может отказать сестре. Но она ставит условие: пусть Ферхад прекратит работу и спустится в долину с Ширин.

Она понимает, что Ферхад, даже безгранично любя Ширин, не может обмануть народ, которому обещал воду, а с ней и спасение. Это понимает и Ширин. Она прощается с Ферхадом и уходит. Уходит за ней и Мехменэ Бану.

В своих мечтах Ферхад проникает в будущее, видит, как из скал хлынули потоки воды, как рядом возник образ любимой девушки, и эти видения придают ему новые силы во имя подвига любви.

Л. Энтeлиc

Свойство это что ли балетов Григоровича - все так хорошо, что сложно за что то зацепиться, чтобы начать писать. Впрочем, у его балетов есть еще одно свойство - они так совершенны, что исполнителям надо тянуться за уровнем, потому что в самой хореографии заложена такая мощь высказывания, такая глубина смысла, такая однозначная определенность языка в сочетании с такой многослойностью возможных красок, которыми можно наполнить каждую фразу, что сама постановка - львиная доля успеха спектакля. А уж если и с исполнением все сложится - могут получаться бриллианты абсолютной чистоты.

Бриллиантом этого спектакля безусловно была совершенная Светлана Захарова. Вообще трудно оценивать остальных исполнителей, когда она на сцене - она задает слишком высокую планку. Даже не игрой - просто красотой и великолепием линий. Во втором действии есть сцена, где она сидит на троне, а ее развлекают танцами. И вот, погружаешься в эту атмосферу, следишь за кордой, и тут она встает, сходит с трона, и, пройдя, через танцующих, застывает в раздумьи о Ферхаде… У нее за спиной продолжается движение, а она просто стоит, замерев, и ловишь себя на том, что смотришь только на нее, потому что в ее статичной позе больше нерва, больше экспрессии, чем в бурном движении десятка танцовщиков.

У Мехмене Бану Светланы все страсти - глубоко внутри. У нее слишком много достоинства, чтобы проявить их на людях, у нее вообще нет привычки демонстрировать чувства. Причем не только любовные - царица она тоже закрытая, ее властность не демонстративная, она - не начальник, не руководитель, не повелительница - она просто выше, и все. Она может спокойно, не оглядываясь, не рассчитывая эффект, протянуть руку в повелевающем жесте, ей не надо его доигрывать, все и так подчинятся. Поэтому так мучительно ломается ее тело в любовном томлении, так запредельны прогибы, так трагичны руки, слишком все глубоко, слишком сильно и слишком немыслимо выпустить это наружу. Момент, когда она поддалась было эмоциям - момент гнева, погони и суда над беглецами - да, там прорывается было страсть, но она обуздывает ее, это гнев, недостойный ее. Но из глубин существа страдающей Мехмене пробивается такая нежность, немыслимая для царицы, такая жертвенная женственность… Здесь она теплая, живая, настоящая. И особенно пронзительна трагичность того, что она не может все это отдать… Да, я совсем забыла, что по сюжету ее несчастье связано с потерей красоты… Нет, дело даже не в том, что Светлану нельзя представить некрасивой и нежеланной... Просто эта Мехмене не может позволить себе поддаться страсти к простому художнику, не может разрушить чувства сестры, она связана положением, долгом, достоинством, чем угодно, но не физическим уродством.

Про простого художника. Дебют Дениса Родькина. Хотела написать - ну очень простого… Но это все же синдром Светланы, я выше писала, что рядом с ней очень трудно находиться на сцене. Ферхад Дениса был слеплен как калька с Аладдина из известного советского фильма 60-х годов. Такой же красавец, такой же приторно сладкий, такой же условный… В этом плане они просто великолепно совпадали с Ширин Анны Никулиной. Идеальная пара! Оба - зефирно-карамельные, мультяшные, из детской сказки про восток. Иногда, глядя на них, я вспоминала и диснеевский мультик про того же Аладдина.. И такая же детская, условная любовь. Честно говоря, любовные дуэты у Григоровича настолько роскошны, что иногда и обозначить достаточно, чтобы сердце упало. Один из самых сумасшедших моментов - когда они просто падают на пол в изнеможении, даже не рядом, даже не касаясь, и просто лежат, неподвижно, глядя в небо - что со мной произошло, что за космос во мне рождается? Гениально! Я не говорю о поддержках - какими словами это передать?..

Здесь все было исполнено, но так хотелось нотку чувственности, нотку «взрослости», нотку страсти… Я видела Анну дважды - она безумно мне понравилась Анастасией и совершенно не тронула Фригией. Видимо, такая хрустальная, невинная кротость - это ее краска, ее черта, но если на Анастасию эта краска ложилась идеально, то для образов девушек со, скажем так, более активной жизненной позицией, мне в ней упорно не хватает темперамента. А Денис, мне показалось, все же осторожничал. Я с глубоким удовлетворением это отметила, когда в третьем акте «тепленькая пошла». Как только он был поставлен перед необходимостью рубить скалу, сразу возникла героика, сразу добавилось эмоций, сразу стало поинтереснее. Да и Ширин прибавила, запорхала раненой голубкой… Меня безумно вдохновило третье действие именно тем, что я увидела, что эта пара, очень гармоничная, скорее всего прибавит по эмоциям.

С Мехмене Ферхад совпадал существенно меньше, чем с Ширин. Чтобы не сказать - не совпадал вообще. Он действительно был слишком прост для такой царицы. Их дуэт - блистательный по драматизму, мог бы прозвучать гораздо интереснее, если бы между ними было больше химии. Хотя тут я должна покаяться - как я не держалась, чтобы не смотреть накануне видео классиков, но именно этот дуэт меня угораздило пересмотреть с Плисецкой и Лиепой.

А между тем все это время рядом был шикарный Визирь Виталия Биктимирова! Интересно, а почему, если Легенда, то все - Ферхад, Ферхад, а тут такая вкусная партия! Мне он понравился невероятно! Впрочем, Виталий мне нравится неизменно, только в партиях таких я его не видела, максимум Капитана марсельцев, а так - все больше в характерных танцах. Точный, умный, харизматичный, фактурный восточный правитель… Опять же воин, хозяин, плечо и опора… И красавец, между прочим… Шикарный типаж. И изумительно исполненный. Загадка спектакля - зачем Мехмене был нужен мальчик-Ферхад при наличии рядом такого мужчины? Если только сердцу не прикажешь, других объяснений тут нет… Кстати, на поклонах Виталий держался несколько в стороне, за спинами остальных главных героев. А зря!

Кордебалет как всегда - восхитителен! Особенно мужской. Хотя массовые танцы, поставленные Григоровичем, тоже завораживающие и бездонные по своей выразительности, но так отточено, так выверено, с такой экспрессией их доносить - это очень дорогого стоит. Шаманизм какой-то. Я в восторге. Как начала восторгаться от сцены выхода чиновников и офицеров перед встречей Мехмене и Ширин с Ферхадом, так и не прекращала до конца. И Шут Игоря Цвирко сорвал свою заслуженную долю аплодисментов.

Вообще, в спектакле еще был момент синдрома премьеры. Было и осторожничанье, и примерка к партиям, и обкатка образов «в деле». Поэтому всем, кто меня спрашивал после, я говорила, что уверена - спектакль будет прибавлять. Артисты еще освоятся в нем, притрутся, раскроются, раскрепостятся, подберут краски, и он заиграет еще больше. А пока была общая приподнятость, атмосфера праздника, события, куча ВИПов… Чиновно-финансовые лица называть не буду, из балетных заметила Зеленского и Вишневу, она сидела с Уриным. Но главным ВИПом вечера был без сомнения Юрий Николаевич. Зал устроил ему стоячую овацию, и это было настолько от сердца… А потом он вышел на сцену на поклоны, и с ним композитор Ариф Меликов - это было очень трогательно. Светлана, а вслед за ней и остальные участники положили свои букеты к ногам Григоровича, а Ариф Меликов бросил свой букет в оркестр. Овация была долгой, зал кричал браво, цветов было множество, все прекрасно. А я очень рада, что на сцене Большого есть еще один - простите за внежанровую лесику - настоящий «блокбастер», увидеть который надо обязательно.

PS. Локти искусала, безумно хочу посмотреть на пару Лантратов-Виноградова. Но этой осенью больше не попадаю, обстоятельства((Так что уже завидую всем, кто еще пойдет.

Фото селебрити класть не буду, так что - традиционные фото с поклонов.

Видео эпизодов со Светланой положила сюда .

После первого акта:


Мехмене Бану - Светлана Захарова, Визирь - Виталий Биктимиров


Ширин - Анна Никулина, Ферхад - Денис Родькин

После второго акта сначала вышли беглецы:

а потом - "старшие"

Перед третьим действием традиционно приветствовали оркестр. И Юрия Николаевича - он был с нашей стороны, и мы его не видели, но догадались по бурной овации зала.

По окончании

Светлана вывела на сцену Григоровича и он начал с поклонов артистам...

А потом уже публике

Вышел и композитор Ариф Меликов

А потом начались вызовы за занавес

Легенда о любви

Постановщиком замечательного спектакля «Легенда о любви» является Ю. Григорович, музыку к нему написал А. Меликов. В Мариинском театре шумная премьера состоялась в 1961 году, а четырьмя годами позже зрители смогли ее увидеть уже в ГАБТ. Спектакль продержался в репертуаре на протяжении тридцати четырех лет, билеты на него никогда подолгу не задерживались в кассах театра. В нем неоднократно менялись исполнители, изменилось и отношение к самой постановке. Сначала ее признавали едва ли не сексуальной революцией в искусстве балета, но со временем она стала восприниматься гораздо спокойнее.

Обновленный вариант спектакля был представлен в 2014 г., Большой театр снова ввел его в свой репертуар. Сказочный сюжет повествует о прекрасной царице Мехменэ Бану, пожертвовавшей своей красотой ради спасения жизни сестры. Она вынуждена скрывать под паранджой свое лицо, и страдать от любви к Ферхаду, молодому художнику. Заказав билеты на эту прекрасную постановку, зрители смогут узнать, чем же закончилась эта история.

Постановщикам удалось создать замечательный спектакль, публика обязательно оценит прекрасную музыку, прекрасное оформление и великолепное исполнение партий лучшими солистами труппы.

Ариф Меликов
Легенда о любви
Балет в трех действиях 12+

Продолжительность — 2 часа 50 минут.
Спектакль идет с двумя антрактами.

Либретто Назыма Хикмета и Юрия Григоровича

Хореограф-постановщик — Юрий Григорович
Художник-постановщик — Симон Вирсаладзе
Художник по свету — Михаил Соколов
Дирижер-постановщик — Павел Сорокин

“Легенда о любви”. Мехмене Бану – Светлана Захарова. Фото – Дамир Юсупов

В Большом театре прошли премьерные показы возобновления легендарного балета Юрия Григоровича.

«Легенда о любви» – больше, чем балет в общепринятом смысле этого жанра. С «Легенды», как с вагнеровского «Тристана», началась новая веха в истории балета как особой формы театра. «Легенда» спаяла форму классического танца с художественной глубиной драматургического слова без посредничества навязшей в зубах пантомимы и обреченного на рефлекторное подражание драме – драмбалета.

Одним только танцем, почти без декораций, в аскетичных костюмах, напоминающих обычные трико для балетного класса, Григорович рассказывает историю самоотречения и мести за самопожертвование, историю боли и возмездия за великодушие, историю любви, которая сильнее жалости к самому себе.

Будучи молодым балетмейстером, Григорович впервые затрагивает тему земной Власти, которая бессильна перед силами более Великими. Эта тема найдёт своё отражение в гениальном «Иване Грозном» на музыку С. С. Прокофьева и ни в одном другом балете не будет препарирована столь грандиозно и безжалостно.

Не удивительно, что сегодня и «Иван Грозный», и «Легенда о любви» смотрятся абсолютно свежо, пластические решения, найденные почти полвека назад, не поблекли до сих пор. До сих пор грандиозные сцены шествия и погони составляют психиатрическую ось спектакля, повествующего обо всех видах любовной страсти – о том, к чему до Григоровича балетный театр даже боялся приближаться!

Достаточно вспомнить фантастическую сцену пронзительно-«инфракрасного» монолога Мехмене Бану в III акте балета, в которой она мечтает о Ферхаде как о властном, почти жестоком повелителе. Ведь это чистейшей воды психоаналитическое откровение женщины-руководителя, уставшей от покорности подчиненных и мечтающей чуть ли не о мазохистском наслаждении властью настоящего мужика. И в этом ключе трагедия царицы звучит не как обделенное благодарностью самопожертвование сестринской любви, а как трагедия самообмана: вряд ли Ферхад смог бы стать героем именно её романа.

Однако само отречение Ферхада от Ширин в пользу чувства собственного достоинства вызывает сомнения в том, что придворный художник – всего лишь влюбленный юноша! Он отвергает не помилование царицы: он отказывается от женской жалости, и этот смысл поступка главного героя балета намного живописнее и правдоподобнее социально-коммунальных обязательств, которые якобы становятся главной причиной отказа главного героя от любимой женщины и недурного житья при дворе её сестры.

Чувство собственного достоинства, внутренней свободы от внешнего давления – тема, которая займёт главное место в балете «Спартак», отразившись в образах двух главных антагонистов. В «Легенде» композиция образов лишена шахматной гармонии и полностью посвящена «анатомии страсти», которая и составляет удивительное переплетение сокровенного сексуального безумия с внешней благопристойностью.

Удивительным воплощением этой магнетической загадки Востока становятся не только внутренние монологи героев, уникальный любовный дуэт Ферхада и Ширин без единого прикосновения артистов друг к другу (!), неожиданно ёмкие и также без прикосновений трио главных героев в лучах прожекторов в кромешной тьме посреди огромного скопления людей (слуг, военных, всадников, стражи!), но и фантастический слепок садо-мазохистской амбивалентности – уникальный образ Визиря.

Визирь – один из самых загадочных персонажей «Легенды»: инфернально вырисованная пластика хищника, способного разорвать любого на пути обожаемой им повелительницы, не только напоминает нам о том, что «короля делает свита», но и о том, что личные эмоции, личные мотивы и привязанности составляют основу не только любого деспотичного режима, любого самодержавного абсолютизма, но и любой якобы более устойчивой и справедливой формы государственного устройства – демократического правления.

Грубо говоря, оставаясь в горе, Ферхад фантастически повышает свой политический рейтинг, и если проявить немного фантазии, то нетрудно догадаться, кто стал бы следующим «президентом» в этой сказочной стране, в которой любовь царицы к своей сестре лишает последнюю даже надежды на личное счастье, а любовь придворного художника к самому себе и к своему реноме в глазах соплеменников делает несчастными сразу двух женщин.

Ведь, согласитесь, сложно вообразить, что в некой восточной стране не нашлось профессиональных камнетёсов, способных обеспечить долину водой. Следовательно, ничто иное, кроме беспримерной гордыни и оголтелого эгоизма, не управляет поступками художника Ферхада. В этом упрямстве убедительно отражается запредельное самомнение, свойственное непризнанным художникам, и эту сложную ипостась совсем неоднозначного образа «Легенды» ни исследователи, ни зрители никогда не замечают…

Партия Мехмене Бану, на мой взгляд, – лучшая партия Светланы Захаровой на сегодняшний день. Ни в Эгине, ни в классических партиях (Жизель, Китри, Одетта-Одиллия, Аврора и пр.) изысканные данные и феноменальная школа выдающейся (если не сказать главной!) балерины наших дней никак не достигали контекстной феноменальности («красиво и – слава богу»).

Мехмене Бану в послужной коллекции балерины стала своеобразным озарением: техника словно исчезла, а на первый план вышла драма – внутренний надрыв, выраженный в угловатой пластике этой партии, нашел экспрессивно точное выражение в изысканно ретушированной самодостаточности балерины.

Ведь не секрет, что сложные взаимоотношения Светланы Захаровой с классическим наследием, в интерпретации которого форма у балерины всегда превалировала над содержанием, корнями уходят в личную индифферентность танцовщицы к судьбам и переживаниям «оживляемых» ею героинь. И только партия царицы, разрываемой социально-кармическими противоречиями, вдруг вспыхнула в исполнении Захаровой новым, не виданным ранее заревом – пламенем настоящего отчаяния женщины, добровольно лишившей себя счастья ради спасения близкого человека.


“Легенда о любви”. Ширин – Анна Никулина, Ферхад – Денис Родькин. Фото – Михаил Логвинов

Своеобразным испытанием стала для нового ведущего солиста театра Дениса Родькина партия Ферхада. Мягкость линий и высота прыжка танцовщика словно очерчивали границы драматического рисунка роли, вызывая непроизвольные аллюзии с одним из лучших исполнителей этой партии – Николаем Цискаридзе.

Вместе с тем, у Родькина, несмотря на «наследственное» сходство танцевального «тембра» танцовщика с прочтением этой партии его выдающимся учителем, Ферхад получился более непосредственным, более наивным, более живым.

Скульптурная завершенность поз, невероятно свободная элевация и лёгкий огромный шаг позволили Денису Родькину создать едва ли не собственный неповторимый облик этой партии. Во всяком случае, лично я ничего подобного не видел: это было не просто технически изысканно и чисто, но художественно безупречно.

Несмотря на жесткую пластическую характеристику утонченно-романтического образа сестры главной героини – принцессы Ширин – исполнительнице этой партии Анне Никулиной удалось в этой роли выразить непокорность недюжинной натуры. Натуры, способной идти не только против воли царственной сестры, но и против культурных традиций своего социального круга. И если местами танец балерины не отличался технической аккуратностью, то с точки зрения драматургической цельности образа, к этой работе никаких претензий предъявить невозможно.

Уверен, современные зрители даже не задумываются о том, что беспечная бестактность Ширин по отношению к сестре, спасшей ей жизнь, в рамках любой системы координат не выдерживает никакой критики, а с точки зрения этической безупречности, – просто криминально недопустима. Нарушение родственных, кровных связей в восточных культурах – немыслимо и воспринимается как предательство.

В этом балете Григоровича, как в любом философски глубоком произведении, нет однозначно хороших и безнадёжно плохих: в нём живые характеры и живые судьбы, в нём немыслимые эмоционально-этические противоречия Востока во всем их уникальном художественно-культурном противоборстве форм и смыслов…

В графике танцевальных характеристик героев, связанных с Властью, отчётливо прослеживаются пластические аллюзии на солярный символ свастики, а «гусиный шаг» Мехмене Бану оттеняется зловещей тенью пернатого хищника, на прямолинейных ассоциациях с которым построена партия Визиря.


“Легенда о любви”. Визирь – Виталий Биктимиров. Фото – Михаил Логвинов

Виталий Биктимиров превосходно справился с рисунком партии безымянного, и от этого еще более зловеще противоречивого и верного слуги Мехмене Бану. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватило артисту, – это сладострастной эмоциональности в сценах шествия и погони. Агрессивная демоничность, блестяще продемонстрированная танцовщиком, – лишь внешняя оболочка этой сложной партии.

Но даже внешне корректная подача этого образа заставила вспомнить лучшего на моей памяти исполнителя этой роли – Гедиминаса Таранду, едва ли не впервые отчётливо показавшего собственный мотивационный каркас и уникальное психологическое развитие этого образа, заставив зазвучать партию Визиря наравне с партиями главных героев.

Сегодня трудно представить, что подобное творение молодых авторов (композитору Арифу Меликову на момент премьеры балета было всего 27 лет, а Юрию Григоровичу – 34 года) стало возможным на одной из главных сцен Советского Союза в 1961 году!

Новая редакция балета 1965-го года была создана для Большого театра уже после смерти автора либретто Назыма Хикмета (умер в 1963 году в Москве) и стала первой работой тридцативосьмилетнего Григоровича в качестве главного балетмейстера главной балетной труппы СССР. Уже тогда потрясение, вызванное «Легендой о любви», было связано с откровениями, звучавшими в изумительной музыке Арифа Меликова о сладострастии к Власти и о любви Власти к самой себе, о любви как об испепеляющем душу испытании и о невинности как о беспардонности.

В нынешних премьерных показах, словно вспомнив о своём былом величии, красиво, сочно, точно, ярко и мощно прозвучал оркестр Большого театра под управлением Павла Сорокина. Местами лично мне не хватало чуть более живых темпов (особенно тягучим показалось мне исполнение во время прямой трансляции балета), но в целом это была восхитительная передача подлинного духа музыки.

Неясно, что сегодня мешает увидеть в шедевре Меликова-Григоровича-Вирсаладзе-Хикмета вневременную притчу о непостижимости человеческой души, о несоположимости одержимых властью характеров и о трагедии, к которой приводит столкновение интересов внутренне сильных и свободных людей.

Кроме философских, психоаналитических и художественно-революционных смыслов, считываемых в этом балете, сегодня можно легко увидеть в нём предвосхищение конфликтов внутри самого театра, разгоревшихся во второй половине 80-х прошлого века между балетмейстером, поддерживаемым верной ему балетной молодежью, и мэтрами театра, возглавляемыми, по иронии судьбы, одним из бессменных исполнителей партии Ферхада – Александром Богатырёвым…

Болезненный поиск самого себя, новых выразительных средств и пластических решений всего через десять лет приведёт Ю. Н. Григоровича к созданию второго шедевра, посвященного природе Власти, – балета «Иван Грозный», через год после появления которого разразится настоящий творческий кризис – тотальное самоповторение балетмейстера в крутом художественном пике плоской сценической бесперспективности балета «Ангара»…

Очень часто сегодня предвзятость и лицемерное целомудрие мешает видеть нам в шедеврах прошлого не только то, что заложено в них творческой волей их авторов, но и то, что выразилось посредством божественного озарения, ниспосланного вдохновением свыше.

Любое насилие над тонким миром нашего бытия – над этическими, нравственными или религиозными нормами – чревато личным крахом того, кто восстаёт против самого себя, подчиняясь разрушительной внешней манипуляции.

Не по той ли причине насилие над этическими императивами приводит к личному фиаско и Мехмене Бану, и Ивана Грозного? Не по той ли же причине в творчестве балетмейстера стал возможным такой художественный провал, как балет «Ангара»?.. Не по той ли же самой причине сегодняшняя публика так близорука к романтическим откровениям великого балетмейстера, воплощавшего в каждом своём творении только ту музыку, которая говорила о драматургии конфликта больше, чем слова?

Почему мы, нынешние, до сих пор никак не поймём, что каждый настоящий Художник в своих лучших произведениях всегда рассказывает только о своём собственном жизненном опыте, о своих собственных переживаниях, о своем личном месте в Мироздании, – всегда и только – о Самом Себе…

Александр Курмачев

МОСКВА, 23 окт — РИА Новости. Один из самых известных и любимых публикой и исполнителями балетов — "Легенда о любви" Арифа Меликова возвращается в репертуар Большого театра. Премьера новой версии состоится 23 октября, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

Впервые спектакль появился на сцене Большого в 1965 году. Тогда главную роль Мехменэ Бану исполняла блистательная Майя Плисецкая, а партию Ферхада — знаменитый Марис Лиепа. С 2009 года "Легенда" не шла в Большом. И вот в 239 сезоне балет возвращается на историческую сцену ГАБТа в хореографии Юрия Григоровича и декорациях Симона Вирсаладзе, которые восстанавливаются по эскизам художника.

"Легенда о любви" — это первая балетная премьера сезона, — сказал накануне генеральный директор Большого театра Владимир Урин. — В работе театра есть несколько очень важных пластов развития и один из них — это сохранение великого наследия, созданного выдающимися художниками. "Легенда" — один из интереснейших балетов Григоровича, которые многое определил в развитии российского хореографического искусства. Это шедевр, который и сегодня не утратил ни в стилистике, ни в хореографии своей современности. Это балет, который должен быть на исторической сцене Большого театра".

"Легенду о любви" Меликова, написанную по мотивам пьесы Назыма Хикмета", выдающийся российский хореограф Юрий Григорович создал полвека тому назад в 1961 году на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, балет которого тогда возглавлял. Соавтором выступил его друг крупнейший театральный художник Симон Вирсаладзе. Вместе они создали шедевр, который стал балетной классикой ХХ века. Через 4 года этот спектакль появился в Большом театре. Но это была новая музыкальная и хореографическая версия балета.

Для московской постановки, в которой произошли некоторые сценарные изменения, Меликов сочинил новые музыкальные фрагменты, а Григорович — новую хореографию. В балете, рассказывающем о том, как царица Мехменэ Бану пожертвовала своей красотой ради любимых людей — Ширин и Ферхада, партию Мехменэ исполнила ныне всемирно известная Майя Плисецкая. Ее партнерами выступили: прекрасная балерина Наталья Бессмертнова (Ширин), и неподражаемый Марис Лиепа (Ферхад). Сейчас среди исполнителей ведущие солисты балетной труппы ГАБТа — Светлана Захарова, Мария Александрова, Мария Аллаш, Нина Капцова, Екатерина Шипулина, Мария Виноградова, Анна Никулина, Денис Родькин, Владислав Лантратов, Александр Волчков.

"Новая редакция, которую мы представим сегодня зрителям, — это, прежде всего, новый состав исполнителей, — отметил Григорович. — Сегодня танцует молодежь, это уже 3-е или 4-е поколение артистов, участвующих в балете на протяжении его полувековой истории. Я рад, что в главной партии Мехменэ Бану выступит Светлана Захарова, которая привнесет свое понимание этой роли и свое свойство танца".

Судя по тому, какими оглушительными аплодисментами и криками "браво" публика наградила приму-балерину на генеральной репетиции, роль ей удалась в полной мере.

"Для меня "Легенда" — это новая интересная роль и счастье работать с Юрием Николаевичем, — сказала Захарова. — Как настоящий художник в течении всей жизни этого прекрасного балета, он что-то "дорисовывает", дополняет новыми деталями. И "Легенда о любви" выглядит сегодня абсолютно современно и станет украшением репертуара Большого театра".

Композитор Ариф Меликов, который присутствовал на генеральной репетиции и будет на премьере, пожелал, чтобы все исполнители были награждены аплодисментами, что означает успех и признание зрителей, ради которых все создатели этого балета работали.

"Легенда о любви" — это 60-годы, это наша молодость с Юрием Николаевичем, с которым дружим все эти годы, и я счастлив вновь увидеть наше детище на исторической сцене Большого театра", — сказал композитор.

26 октября прямой трансляцией балета "Легенда о любви" Большой театр откроет свой новый киносезон. Российские кинотеатры в регионах России покажут запись "Легенды" 15 и 16 ноября.

Премьера балета в Большом пройдет при поддержке банка ВТБ. В пресс-службе банка напомнили, что поддержка премьерных постановок — традиционная практика в сотрудничестве Большого театра и ВТБ, который входит в состав Попечительского совета театра с 2002 года, а также принимает участие в деятельности некоммерческой организации "Фонд Большого театра".

ВТБ поддержал такие премьеры Большого, как "Спящая красавица", "Иван Грозный", "Снегурочка", "Ромео и Джульетта", "Симфония до мажор", "Тарантелла", "Треуголка", "Золушка", "Онегин", "Дама с камелиями" и другие.