Природа

Урок окружающего мира Что такое общество? план-конспект урока по окружающему миру на тему. Урок по окружающему миру "Общество" (3 класс) Мбоу «яшкульская многопрофильная гимназия»

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос «Что такое общество?» несложно. Действи­тельно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множест­во. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское обще­ство», «педагогическое общество». В данном случае под об­ществом мы понимаем определенную группу людей, объ­единившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «пер­вобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от ча­стного к общему), то обществом может быть и человечест­во в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это все население Земли. Ины­ми словами, общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объеди­нения.

Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более об­стоятельно.

ОБЩЕСТВО КАК СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ Начнем со второй части приведенного определения. Общество - это совокупность людей. Однако это не прос­тая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скрепленная много­численными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внеш­не это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, из­вестно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака не­сколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспо­сабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитив­ные орудия с помощью лап и зубов. Животные использу­ют эти предметы для добывания пищи, обороны, строи­тельства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизнен­ных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие жи­вые существа.) В свою очередь, деятельность человека носит практиче­скипреобразовательный характер. Человек не ограничива­ется приспособлением к существующим природным и соци­альным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человечес­кая деятельность не ограничивается приспособлением к ок­ружающей среде, а преобразует ее. Для этого используют­ся не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком (орудия труда).* И поведение животных, и деятельность человека сооб­разуются с определенной целью (т. е. целесообразны). На­пример, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве - его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними усло­виями. В основе его поведения - биологическая програм­ма поведения, инстинкты. Человеческая деятельность ха­рактеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки програм­мы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые про­граммы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.



Человеческая деятельность - это первооснова, ис­ходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллек­тивность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодейст­вием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в чело­века требует нахождения его в среде людей, общения с се­бе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мог пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере зна­ниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности по­рождает различные формы их объединения. Поэтому обще­ство может быть понято не только как совокупность от дельных видов совместной деятельности, но и как совокуп­ность различных форм их объединения для этой деятель­ности: первичных коллективов, социальных групп, общест­венных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное об­разование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем ор­ганизаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социаль­ными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отно­шениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в про­цессе общения или совместной деятельности, относят к об­щественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: ктото интересу­ется, когда будет нужная ему остановка, ктото просит ус­тупить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраивать­ся на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подоб­ные процедуры проходит каждый, кто решает ту же зада­чу, что и вы. Такие отношения - устойчиво повторяющи­еся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей - и называются обществен­ными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь рас­смотрим отношения между обществом и природой.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА Общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естествен­ных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит чело­век, обладающий сознанием и волей. Природа же сущест­вует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятель­ство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само понятие куль­тура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком вторая природа, ко­торая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общест­во в своей деятельности противопоставляются природе. От­ношение к природе как к чемуто неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завое­вателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа - не храм, а ма­стерская. Человек в ней работник». К чему привела эта ус­тановка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчер­пание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества.

Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.

С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воз­действие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетель­ствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последстви­ях. Так, в свое время были осушены болота вокруг Фло­ренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и вино­градники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана,- дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних жи­вотных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. На­пример, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Видный итальянский ученый и общественный деятель XX в. А. Печчеи писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил се­бя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже по­няли также и то, что в результате такой бесконтрольной че­ловеческой деятельности жестоко пострадала некогда щед­рая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельско­хозяйственные земли все более застраиваются и покрывают­ся асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью исполь­зованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь най­ти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на кли­мате, других физических характеристиках планеты.

Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, од­нако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается рав­новесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволю­ции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собст­венную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы мо­жем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресур­сов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не без­гранична, то, очевидно, существуют какието биофизичес­кие пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присут­ствия на планете».

Итак, возвращаясь к тому определению понятия обще­ства, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Слово «культура» используется столь же часто, как слова «общество» и «природа». При этом под культурой ча­ще всего понимают какиелибо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные от­крытия, а также уровень духовных запросов отдельного че­ловека, его достойное поведение. Культурный человек - это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высо­кохудожественными произведениями искусства и т. п.

Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив ее как сотворенную че­ловеком «вторую природу». Таким образом в наиболее ши­роком смысле слова культура охватывает все виды преоб­разующей деятельности человека, направленные не только на внеп1нюю среду, но и на него самого. Это более соответ­ствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского cultura - возделывание, воспита­ние, образование.

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок

по окружающему миру

«Что такое общество?»

4 класс

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

ВКК

Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

Задачи:

- обучающие

Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

Ход урока.

Деятельность учителя

Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

Что такое внутренний мир человека?

Как узнать внутренний мир человека?

Что такое личность?

Что такое настроение?

А характер? Что это такое?

Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

Молодец!

В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

Назовите из этого определения ключевые слова.

Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

В этом обществе состоят все жители страны?

Какое заметили противоречие?

Почему возникло затруднение?

Определите цель урока.

Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»

Работа с тестом - ИД

Обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

В общении


-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.
- Внутреннее душевное состояние.
- неповторимое сочетание особенностей личности
- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.
Ответы учащихся.

Общество.

Все жители одной страны.

Общество защиты животных.
- Нет.
- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.- Не всё знаем о понятии общество.- Уточнить понятие общество.- Что такое общество.

Что объединяет людей на рисунке? с.28

Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?

Их можно назвать «спортивное общество команды "Спар­так"»?

Что вы видите на след. рисунке?

Что их объединя­ет?

Так что же объединяет людей в общество?

Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

Какие ключевые слова вам помогли?

Что объединяет людейв каждом из этих обществ?- Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

Им нравится команда «Спартак»

- Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.

    обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

    обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

    общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)


-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.Проговаривание по схеме.

Можно ли наш класс назвать обществом?

Докажите.

Общество одноклассников будет только твоим?

Что же тогда получается? Одно и тоже общество эти ребята называют «своим». Разве такое может быть?

Как вы думаете, из чего состоит общество человека?

    Какая самая большая общественная группа для каждого человека?

- Можно ли сказать, что мы принадлежим к одному обществу?

Как вы думаете, а какое нужно нам общество?

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка:

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.

Ребята, в любом обществе, какое оно ни было, возникают конфликты.

Анализ жизненных ситуаций.

1) - Как называется это ситуация?

Что делать, чтобы не произошёл конфликт?

2) Вы очень любите играть в разные игры. Часто в играх происходят конфликты. Почему?

В нашем классе бывают такие ситуации?

А в другом классе может произойти такая ситуация?

Можно ли было в этой ситуации обойтись без ссоры?

Как? Расскажите.

Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

в учебнике, с.30.

Как называется способ, о котором вы прочитали?

(КОМПРОМИСС)

Что значит пойти на компромисс?

Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

- Гипотеза №1

Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

Нет! Оно будет общим для всех!

Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю.

Гипотеза №2

Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать.

Нам интересно заниматься в кружке.

Общество человека состоит из общественных групп.

Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля.

Да! Мы – часть человечества планеты Земля.

Здоровое, крепкое, дружное, сильное, открытое.

Конфликт.

Ответы детей.

Потому что не все соблюдают правила игры. Нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать.

Чтение текста учебника.

Уступить друг другу, уметь договориться.

Приложение

все жители не все жители одной страны одной страны Общество

люди, которых люд и, люди, у которых

объединяет которым есть общая

общая вместе тема для

деятельность интересно общения