Медицина и здоровье

Сообщение о храме спаса на крови. Собор воскресения христова на крови. Интересные факты, вымыслы и легенды

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого - двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови , стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови , поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере , можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ , посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец - композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ , объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.


Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Вместе с тем, проводимые государем реформы – земская, судебная, военная, образования и ряд других – хоть и несли в целом положительные изменения, но в их осуществлении были ошибки, что спровоцировало усиление революционного движения. Часть населения была недовольна нововведениями, и этим воспользовались радикалы, вступившие в борьбу с самодержавием – именно его они считали главным злом. В конце 70-х годов возникла организация «Народная воля», использовавшая в своих методах борьбы террор. Они поставили своей целью убить царя и ряд представителей высшего руководства страны, полагая, что их устранение приведет в движение массы, которые свергнут самодержавие, и огромная империя станет республикой.

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Жестокий теракт тщательно готовился, потому и достиг в этот раз своей цели. Это случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада в Михайловском манеже, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского канала: революционер Н. Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. Один из сопровождавших телохранителей с помощью толпы скрутил злоумышленника, другой подбежал доложить, что злодей уже пойман. «Слава богу, я уцелел, но вот...» - произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, поджидавшим своего часа, - И. Гриневицким...

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей... во дворце... там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.



Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.



Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.


После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Видео: Храм Спаса-на-Крови зимой

Архитектурные особенности храма

Несмотря на то, что Спас-на-Крови строился как мемориальный храм в честь убитого императора, внешний вид его, скорее, праздничный и яркий. Храм украшают многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица. В основе культового сооружения – компактный четверик, увенчанный пятью главами, покрытыми четырехцветной ювелирной эмалью. Всего же их в храме, как уже было сказано выше, девять, и именно они создают ту неповторимую асимметрию, которая делает собор Спас-на-Крови одним из самых узнаваемых на берегах Невы и в России.



Роль центральной главы отведена 81-метровому шатру, в основании которого, на стене, находится 8 окон продолговатой формы. Их наличники выполнены в виде кокошников. Шатер, который вверху сужен, венчает фонарь с главкой луковичной формы с крестом. Она покрыта белой, зеленой и желтой эмалью в виде полосок, которые как бы обвивают её. Еще один элемент, придающий сооружению узнаваемость, – это увенчанная куполом колокольня, находящаяся в юго-западной части. Она имеет определенное сходство с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Трудно назвать материалы, которые бы не использовались в декоре храма Спаса-на-Крови: это и обычный кирпич, и гранит, и мрамор, и эмаль, не говоря уже о меди с позолотой и мозаике. Стены, башни и купола покрыты великолепными узорами. На фоне декоративного красного кирпича удивительно гармонично смотрятся арки белого цвета, аркады и упомянутые фронтоны-кокошники. Мозаика играет особенную роль внутри храма, занимая площадь 7065 кв. метров, и эта экспозиция относится к одной из крупнейших на всем континенте. Неудивительно, что Спас-на-Крови называют «музеем мозаики». Всё это великолепие было создано в мастерской В. А. Фролова на основе эскизов большого числа художников – Васнецова, Кошелева, Парланда, Нестерова и других. Мозаичные панно на евангельские сюжеты практически полностью покрывают стены, пилоны, потолки. Это потрясающее зрелище, которое впечатлит любого, поэтому обязательно советуем вам зайти внутрь.

С мозаичным убранством храма удивительно гармонирует пол, выложенный красочными орнаментами из мраморных плит. Из итальянского мрамора сделан и резной иконостас. А вообще в оформлении здания использовано более 20 видов различных минералов (разные типы мрамора, уральская и алтайская яшма, порфир, орлец и др.).

Место, где получил смертельное ранение император Александр II

Главным местом в храме Спас-на-Крови является фрагмент Екатерининского канала, включающий булыжную мостовую, тротуарные плиты и часть решетки – он выделен шатровой сенью из яшмы, вырезанной отечественными камнерезами. Этот фрагмент остался нетронутым еще с тех трагических и памятных времен, когда именно здесь получил смертельное ранение император Александр II. На этом месте было установлено «Распятие с предстоящими», выполненное из мрамора и гранита. Там всегда стоят красные гвоздики. По бокам этого уникального креста установлены иконы с изображениями святых.

Внешний облик храма и его внутреннее убранство, если говорить в целом, продуманы и выполнены таким образом, чтобы даже в мелочах подчеркивать его монументальность, подчиненность одной главной задаче – увековечению покаяния и памяти народа российского о невинно убиенном царе-освободителе.

Так, над полукруглым окном одной из колоколен Спаса-на-Крови находится мозаичная икона с изображением небесного покровителя императора – святого Александра Невского. В кокошниках мы видим изображения небесных покровителей других членов императорской фамилии. В нишах ложной аркады (они находятся в нижней части стен фасада) установлено два десятка досок, на которых высечены основные преобразования, связанные с правлением погибшего. Причем, доски не деревянные, а изготовлены из красного гранита.

К фрагменту набережной, где террористы смертельно ранили императора, приходили и приходят люди. Они возносят здесь молитвы об упокоении его души. Панихиды рядом с этим трагическим местом проводятся и сейчас.


Время работы

Собор Воскресения Христова на Крови работает ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, этот храм, как и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга, открыт для посетителей допоздна: он работает до 22:30. Кассы закрываются в 22:00.

Стоимость билетов

Цена одного взрослого билета в храм Спаса-на-Крови в 2016 году составляла 250 рублей. Дети и молодежь в возрасте 7-18 лет, а также студенты вузов, аспиранты, курсанты военных учебных заведений платили за билет 50 рублей. Такая же стоимость была установлена для пенсионеров из числа граждан Российской Федерации и Республики Беларусь. Обращаем внимание: для приобретения билета по льготной цене пенсионер должен предъявить не своё удостоверение, а паспорт.

Заказ аудиогида на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках обойдется в 100 рублей.


Художники рисуют храм Спаса-на-Крови

Как добраться

Ближайшая к храму Спас-на-Крови станция метро – «Невский проспект». По выходу, с правой стороны бывшего Екатерининского канала (рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом, недалеко от Марсова поля), вы увидите этот монументальный храм, построенный на месте одного из самых громких политических убийств позапрошлого столетия.

Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург – это уникальный исторический архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей России. Он является отделом государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Воздвигнут храм был по указу Александра III и Синода на месте гибели Царя-Освободителя Александра II.

Общие сведения

Храм Спас на Крови регулярно посещают жители города и туристы со всех уголков нашей страны и мира.

Расположение. Спас на Крови находится по адресу: канал Грибоедова, 2Б, корпус А. Храм располагается недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Это место именуется историческим центром Санкт-Петербурга.

Как добраться? Любой желающий может добраться до храма на метро. Необходимо выйти на станции «Невский проспект». Далее идти по набережной Грибоедова до здания храма. Время прогулки займет около десяти минут.

Время работы. Храм Спас на Крови работает с 10:30 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября режим работы – с 10:30 до 22:30. Выходной день – среда.

В дни государственных праздников и школьных каникул, кроме летних, храм работает ежедневно.

Контактные данные. В храм можно дозвониться по телефонному номеру + 7 964 339 55 93. Возможно также связаться по электронной почте, отправив письмо на e-mail [email protected] или [email protected]

Храм имеет и официальный сайт, где указаны все предстоящие мероприятия http://spas.spb.ru

Стоимость посещения. Цена билета для взрослых равна 250 руб. Стоимость посещения для детей старше семи лет, студентов и пенсионеров – 50 руб.

Можно заказывать различные экскурсии, например, тематические или в вечернее время. В таком случае стоимость билета будет 400 руб.

Богослужения. Храм Спас на Крови проводит богослужения по воскресным и праздничным дням. Служба начинается в 7:00. Всенощная литургия проводится по субботам. Начало в 18:00.

Здание храма

Исторический центр Санкт-Петербурга является смесью различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. И в центре великолепия классических форм и стилей располагается удивительный храм Спас на Крови. Здание, построенное лучшими зодчими, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичными кладками и пилястрами.

Архитектура

Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI-XVII веках.

Каждый приезжий и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, что расположился на Красной Площади в Москве.

Внешний вид храма – это живопись во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Храм богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы:

  • кирпич и мозаика;
  • мрамор и позолоченная медь;
  • гранит и эмаль.

Внешняя сторона Спаса на Крови украшена надписями, которые повествуют о грандиозных победах страны при правлении Александра II Освободителя.


Искусный и богатый декор храма

Здание храма асимметрично и вытянуто в направлении восток-запад. В восточной части имеются три алтарные апсиды:

  1. Одна – в центре.
  2. Две маленькие – по бокам. Они имеют красивые позолоченные купола.

Три алтарные апсиды с позолоченными куполами

В западной области здания расположилась двухъярусная колокольня, которую украшают крупные и богатые купола. Двери храма находятся с двух сторон храма. Одна располагается в северо-западном углу здания, а вторая дверь – в юго-западном крыле.


Ниши на внешней стороне собора с памятными досками из гранита

В храме имеется множество ниш, которые украшены двадцатью памятными досками, выпиленными из гранита темно-красного цвета. На данных досках позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом. Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.


Одна из сторон колокольни, украшенная гербами русских городов и губерний

Пространство между крыльцами украшает распятие, которое исполнено также в технике «мозаика». Вверху изображен двуглавый орел – герб русского государства.


Вся площадь, которую занимают композиции из мозаики, равна около 400 кв. м.

Купола

Венчает Спас на Крови девять куполов, в совокупности которые представляют собой асимметричный живописный ансамбль. Некоторые купола, к примеру, главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Другие покрывает позолота.


Вид храма сверху, здесь хорошо просматриваются все девять куполов

Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием. Он имеет уникальную особенность – вместо главы в центре располагается шатер, высота которого достигает 81 м. Шатер – восьмигранный и в своем пьедестале имеет восемь окон вытянутой конфигурации. Конструкции украшены наличниками, выполненными в виде кокошников. Это не только вносит «изюминку», но и придает особую атмосферу.


Самый высокий купол — это шатер, покрытый эмалью желтого, зеленого и белого оттенков

Кверху шатер плавно зауживается. Здесь наблюдается восемь небольших карнизов с маленькими окнами. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрыта эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Также здесь установлен крест.

Шатер окружают четыре купола луковичной формы, украшенные эмалью. Каждый из них имеет собственный уникальный узор и рисунок. Купола находятся на так называемых барабанах и создают в совокупности друг с другом симметричную композицию.


Колокольня храма возвышается на 63 метра

Западная часть храма отведена для колокольни, стиль которой также завершен куполами.

Такой дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

Звонница имеет восемь арок, которые разделены колоннами. Три оставшиеся купола гораздо меньше и находятся в других строениях, расположенных с востока здания.

Интерьер

Внутреннее убранство храма – это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что стоит обратить внимание каждому человеку, – это окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном. Раньше в окнах были установлены стекла разных цветов. Внизу – прозрачные, бесцветные. Вверху оконной конструкции были небесно-голубые стекла, а посередине – изящная градация двух оттенков. Такой художественный прием позволял при любой погоде создать иллюзию лазурного потолка храма.


Над стилем интерьера Спаса на Крови трудились разные мастера. Но несмотря на это, убранство смотрится как единая грациозная композиция. В интерьере здания смешались не только стили и цвета, которые играют и переливаются в солнечных лучах, но и материалы:

Мозаика. В интерьере храма представлены великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика – лишь легкий штрих внешнего убранства.


Мозаичное убранство Спаса на Крови украшает приблизительно 7 065 кв. м. Такое не встречается ни в одном крупном православном храме. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Также мозаикой выложены иконостас и киоты.

Все изображения в интерьере поделены на группы в соответствии с тематикой. Рисунки и орнаменты с использованием растительных мотивов, сине-зеленого оттенка, напоминающего ночь, размещены в папертях храма. Сюжеты Ветхого завета, скомпонованные на нежно-голубом фоне, находятся в арках, которые ведут из папертей. Если посмотреть на пилоны и пилястры, то можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.


В центральной области здания располагаются изображения, повествующие о земной жизни Христа. На западной стороне внутреннего убранства находятся сцены на золотом фоне, изображающие мучения Спасителя, Его распятие и Воскресение. С востока можно увидеть мотивы, которые показывают окончание евангельского периода.

Камень. Данный материал является особым украшением интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы над дизайном применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма из Урала и Алтая.

Весь материал послужил основой для интересных орнаментов и рисунков. Стены снизу, а также солея иконостаса и скамьи выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Цоколь пилонов, расположенных в центре, облицован лабрадоритом, привезенным из Житомира. Данный камень имеет удивительное свойство – иризацию. Из-за него на территории помещения образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее – в серебристые и золотые блики.


Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных цветах.

Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом иконостаса, киотов, икон, выполненных мозаикой, а также балдахином и его оформлением из камня, имеющим историческую ценность. Он находится над местом, где был убит Александр II.

Чем еще примечателен Спас на Крови?

Решетка. Посетителям храма следует обратить внимание на решетку, которая окружает Спас на Крови со стороны Михайловского сада. Она имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, превосходно сочетается с общим видом храма и считается самой красивой архитектурной работой города.


Ограда Спаса на Крови имеет закругленную конфигурацию. Установлена между колоннами на высоком фундаменте. Сама конструкция выполнена из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В ней сплелись невероятные и поистине прекрасные растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. На столбах прикреплены фонари и майолики – керамические плиты, расписанные под стиль решетки.

В ансамбле храма есть также часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожанину. Она была спроектирована, как и само здание храма, архитектором А. А. Парландом.


На территории часовни раньше хранились утварь церкви, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о погибшем царе. Помимо этого, ризница была местом хранения креста с частицами, привезенного из Житомира, а также фрагментов камня с Голгофы. Еще часовня служила выставочным залом для чертежей, эскизов и отделочного материала, примененного при возведении Спаса на Крови.

Строение часовни-ризницы выполнено, как и храм, в русском стиле с применением орнаментальных фрагментов Древней Византии. Здание имеет прямоугольную форму и облицовано кирпичом.

Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны строение оформлено мраморными колоннами. С обеих сторон фасада разместились крупные столбы с небольшими углублениями, декорированными изразцами из керамических плиток.


Белые колонны у входа в ризницу

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами. Над входом – кокошник, в середине которого помещена икона «Спас Нерукотворный», выполненная в технике «мозаика». Завершает композицию здания высокая хризма.

С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить уникальный музей камня. На территории выставочного павильона имеются несколько отделов.

В первом зале демонстрируются камни и материалы, использованные для строительства и декорирования интерьера Спаса на Крови. Здесь возможно насладиться видами живописных драгоценных камней, а также прочих декоративных материалов.


Экспонаты в музее камня

Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. В данном месте представлены в широком ассортименте уникальные произведения искусства из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала – миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из данного камня. А также шесть икон, изготовленных из мозаики.

Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, которые расположились в его округе:

  • Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
  • Эрмитаж.
  • Этнографический музей.
  • Русский музей.
  • Летний сад.

Краткая история храма

История создания храма Спас на Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке памятного строения было принято императором Александром III.

Изначально было решено возводить на месте гибели царя часовню. В качестве архитектора выступал Л. Бенуа. Возводилось здание на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г. часовня была освящена. Однако в 1883 г. она была помещена на Конюшенную площадь и через 9 лет разрушена.

Для разработки эскиза будущего храма был объявлен конкурс. В конце декабря 1881 года на суд комиссии были представлены двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и конкурсанты, занявшие второе и третье место, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Они были продемонстрированы Александру III, но он отверг все варианты, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и походил на храмы Ярославля и Москвы.

Таким образом, был создан второй конкурс, где из 31 претендента император также не выбрал лучший замысел. Эскизы были доработаны в соответствии с пожеланиями Александра III, и в итоге проект архитектора А. Парланда стал лучшим.


Внешний вид храма Спас на Крови в 1907-1910 годах

В 1883 г., в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания применялись все современные на тот момент технологии. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1 689 лампочек. Так как место для будущего строения располагалось вблизи канала, было решено не усиливать грунт сваями, а соорудить фундаментное основание. Такой ход уберегал храм от попадания воды из канала.

Освящен Спас на Крови был в 1907 г. Это произошло из-за сильной задержки в оформлении здания мозаикой. На освящении присутствовал сам император Николай II и все члены придворного Дома. А в 1908-м была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.


Царская чета на освящении собора. Начало крестного хода вокруг храма

Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только лишь в память об Александре II. Далее в 1917 г. было принято решение о прекращении финансирования Спаса на Крови. А в октябре 1930 году ВЦИК постановил закрыть храм.

В 1938 г. Спас на Крови планировали разобрать. Но во время Великой Отечественной войны это решение было отложено.

Начиная с 1968 г. Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. Двери для посетителей храм вновь открыл после череды реконструкций в 1997 году, когда он уже носил статус музея. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

Видеофильм о храме Спас на Крови

Из данного видео вы сможете подробно узнать о храме, его истории, внешнем виде, интерьере и пр.:


Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве .

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".

Построен в 1883-1907 годах. Здесь 1 марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он погиб. Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему государю.

Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа . Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа , А. И. Резанов , В. А. Шретер , Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд . Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

Альфред Парланд писал:

"Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу".

Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату - великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.

Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.

Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.

Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов. В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.

Мозаичное убранство также является главной особенностью и внутренней отделки храма. Мозаичный в Спасе-на-крови даже иконостас. Изображение Спасителя и Богоматери для иконостаса выполнил Виктор Васнецов. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы - по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны. Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной - части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора - 81 метр.

Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича . Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах. Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.

От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.

В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.

После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.

Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.

В 1970 году собор передали в качестве филиала музею "Исаакиевский собор". С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора . Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.