История 

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание без перехода через десяток Считаем правильно. Рабочая тетрадь по математике. Г.В.Белых

Пример: при сложении число 12 раскладываем на 10 и 2.

Единицы складываем с единицами и добавляем 10.

Также рассуждаем при вычитании. Пример:

Семнадцать это 10 и 7.

От 7 единиц отнимаем 4 единицы и добавляем 10.

Сложение с переходом через десяток

Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток нужно соблюдать следующий порядок действий.

1. Определяем, какое из двух чисел меньше.

2. Мéньшее из чисел раскладываем на «удобные» слагаемые, так чтобы одно из слагаемых дополнило бóльшее число до 10.

3. Дополняем бóльшее число до 10.

4. Прибавляем к 10 оставшееся слагаемое.

Рассмотрим это на примерах:

5 меньше 9. Будем раскладывать 5 на удобные слагаемые, чтобы 9 дополнить до 10. 9 до 10 не хватает единицы, значит, разложим 5 на 1 и 4.

Сделаем это письменно.

Рассмотрим другой пример.

Т.к. 4 меньше 7, будем раскладывать 4. 7 не хватает до 10 трех единиц. Значит, 4 разложим на 3 и 1.

Важно!

Когда определяем на какие удобные слагаемые нужно разложить мéньшее число, нужно вспомнить состав числа 10 и по нему определить сколько единиц не хватает бóльшему число до 10.

В нашем примере большее число - 7. Проговариваем: «Десять это семь и три. Значит, четыре раскладываю на три и один.»

Вычитание с переходом через десяток

Чтобы вычесть однозначное число из двузначного с переходом через десяток соблюдаем следующий порядок действий.

Рассмотрим пример:

1. Раскладываем двузначное число на 10 и количество единиц.

2. Раскладываем однозначное число на два слагаемых. Одно из них должно быть равно количеству единиц в двузначным числе.

3. От единиц двузначного числа отнимаем найденное слагаемое (т.е. уменьшаем до 10)

4. От 10 отнимаем оставшееся слагаемое.

Рассмотрим следующий пример:

Рассмотрим еще один пример.

При вычитании можно проговаривать: «Раскладываю 6 на сумму удобных слагаемых так, чтобы 13 уменьшить до 10, а потом вычитаю остальное».

Для отработки автоматизма при счете можно скачать и считать примеры в тренажере для счета в пределах 20 .

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Математика

Выполнила студентка: 43 группа

Кабардина Мария

Проверил: Крутякова И.И.

Отметка:

Дата:

Челябинск, 2017 г.

Школа:№5

Класс: 2 а

Кабинет:

Дата:22.02.17

Конспект урока по математике на тему :

«Сложение и вычитание без перехода через десяток столбиком.»

Цели: Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток).

Планируемые результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные :различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик.

Оборудование : презентация, учебник (Перспектива) 2 кл. 2 часть.

Этапы

Хронометраж

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

2мин

Сегодня, с нами на уроке математике будет ее большой поклонник и любитель- Микки Маус!

Он приготовил для вас много интересных заданий!

Ребята приветствуют учителя.

Настраиваться на работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации.

2. Актуализация знаний учащихся

Арифметический диктант

Словесный - ответы на вопросы;

наглядный - рассматривание иллюстрации;

практический. Устный счет.

Арифметический диктант

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический,

вопросы первичного восприятия;

словесный – объяснение.

15 мин

4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14


– Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их в тетрадь.


– На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)


– Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа

требуется один знак (цифра), для двузначного – два)


– Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
– Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды? (Безошибочно уметь решать любые примеры)

– Сегодня мы продолжим работу с двузначными числами, научимся правильно складывать и вычитать их.

Арифметический диктант:

  1. Задуманное число уменьшили на 7 и получили 19. Какое число было задумано? - 26
  2. Первое слагаемое 26, второе 9. Чему равна сумма? - 35
  3. Чему равен один из множителей, если произведение 8, а другой множитель 2? - 4
  4. Какое число надо умножить на 2, чтобы получить 6? - 3
  5. Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 12? - 3
  6. У мальчика 10 рублей. Сколько тетрадей он сможет купить, если одна тетрадь стоит 2 рубля? - 5
  7. Сумму чисел 18 и 12 раздели на 1 - 30
  8. Какое число разделили на 5 и получили 10? - 50

А теперь мы поработаем в парах:

Посмотрим, какая пара будет самая дружная и быстрее всех справится с заданием:

36*3=39 + 22*30=52 +
72*40=32 - 43*13=30 -
63*23=86 + 76*15=61 -

Молодцы!

Для вас новое задание:

1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
1 вариант: 2 вариант:
36 + 42= 78 69 – 21 =48
44 – 13 = 31 72 + 24 = 96
52 + 15 = 67 85 – 43= 42

Определите, сколько десятков и единиц в числах, назовите сумму разрядных слагаемых:

72 = … + …

56 = … + …

44 = … + …

93 = … + …

Давайте, вместе решим такой пример

60 +24= 84; 24

(единицы мы записываем под единицами, десятки под десятками)

Объясните что под чем мы записывали в этом примере, и можно ли по другому?

Откройте учебник на стр 43, прочитайте что написано в рамочке.

Значит мы все выполнили верно.

Выполним упр 1., записывая каждое число объясняйте. Записываем на доске, остальные в тетради.

(столбиком)

36+21=57

48-15=17

79-73=6

27+40=67

32+46=79

64+25=89

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Формулируют тему урока.

Решают, выбирают правильный ответ.

Работа в парах.

Решать примеры.

Расписать число на десятки и единицы.

Решать пример.

Объяснять решение.

Решать пример с объяснением.

Составление задачи.

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу;

Развивать логическое мышление;

Развивать навыки проблемно-поисковой деятельности.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

4. Физ. минутка

2 мин.

Выполняем двежение

Повторяют движения.

5. Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы;

Письменные упражнения.

20 мин.

Сейча, мы поработаем в группах:

Не забывайте привила работы в группах.

Прочитай задачи, и выполните задание.

а) Слон опрокинул в магазине полку с посудой. При этом 15 чашек разбилось, а 18 уцелело. Сколько чашек хранилось на полке?

(15+18= 33)

б) Слону поднесли 65 литров чая. Осталось 12 литров. Сколько литров чая выпил слон?

(65 – 12=53)

в) Слон съел 48 кг овощей. Осталось 7 кг. Сколько килограммов овощей приготовили для слона?

(48+7= 55)

1 группа:

Выберите задачу, решение которой выполняется действием сложения. Запишите краткую запись, решение, ответ.

2 группа:

Выберите задачу, решение которой выполняется действием вычитания. Запишите краткую запись, решение, ответ.

Проверка.

(Кто из групп 1,2 выполнил первыми, выходят к доске и записывают, затем обсуждение. А), в) – сложением, б) – вычитанием)

Молодцы!

Расставьте знаки
58 – 27 * 31 + 17 (31

74 – 40 * 34 + 15 (34 63 – 13 * 64 – 34 (50 >30)

36 + 42 * 59 –37 (78>22)

Дидактическая игры «Микки лабиринт»

На панно круг лабиринт, изображены цифры от 1- 20 одного цвета, 1-20 другого цвета. Нужно найти, и полпорядка рассчитать в прямом и обратном порядке. Затем, на указанной число ребенок должен назвать состав этого числа. Составь пример, и запиши его столбиком. Составь пример, и найди для него ответ в лабирите.

Работа в группах.

Решение задачи. Выбрать задачу под вопрос.

Решать примеры.

Постановка знаков.

Работа с панно.

Работа самостоятельная.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

6. Рефлексия

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

6 мин.

Используя образец на слайде и правило сложения и вычитания двузначных чисел, выполните задание, которое находится в тетради.

Образец.

5 дес.6 ед. - 6 ед.

56__ - _6__ = _50__

6 дес. 8 ед. – 5 дес.

___ - ___ = ___

9 дес. 3 ед. + 4 ед.

___ + ___ = ___

Проверка.

Вспомните правило, как складывают и вычитают двузначные числа? (Десятки складывают с десятками, единицы с единицами. Десятки вычитают из десятков, единицы из единиц.)

Как записывают двузначные числа, складывая их в столбик?

Как находят сумму?

Как записывают двузначные числа, вычитая их в столбик?

Как находят разность?

С какого разряда начинаем вычислять?(С самого маленького - разряда единиц

Спасибо за урок!

Составлять ленту времени.

Оценивать работу на уроке.

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.

ПАМЯТКА

Сложение двузначных чисел

3. Складываю десятки.

4. Читаю ответ.

ПАМЯТКА

Сложение двузначных чисел

1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Складываю десятки.

4. Читаю ответ.

36 + 42 69 – 21 44 – 13 72 + 24 52 + 15 85 – 43

72 = … + … 56 = … + … 44 = … + … 93 = … + …

58 – 27 * 31 + 17 74 – 40 * 34 + 15 63 – 13 * 64 – 34 36 + 42 * 59 –37

5 дес.6 ед. - 6 ед. 6 дес. 8 ед. – 5 дес. 9 дес. 3 ед. + 4 ед.


Цель: закрепить письменный приём сложения и вычитания чисел без перехода через 10 в столбик.

Задачи:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • отработка письменного приёма сложения и вычитания в столбик, решать составные задачи;
  • побудить стремление творчески воспринимать изучаемый материал.

Оборудование:

  • дерево с монетами,
  • иллюстрации лисы Алисы и кота Базилио,
  • печальный Буратино в клетке,
  • “Спектр”,
  • записи песен.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас с вами урок математики, на котором мы будем продолжать складывать и вычитать числа в столбик.

Но урок у нас сегодня необычный. К нам пришли гости. А кто это мы сейчас с вами узнаем. Для этого нам нужно устно посчитать.

Устный счёт.

1) Увеличь 36 на 4 единицы

2) Уменьши 85 на 5 десятков

3) 100 без 16

4) Юннаты вырастили арбуз весом 14 кг и тыкву на 9 кг больше.

Каков вес тыквы?

5) Какое число больше 54 на 24?

6) Из наибольшего двузначного числа вычли наибольшее однозначное число.

7) Из какого числа вычли35 и получили 13?

8) У Лиды в коллекции 70 календариков, а у Кати 21 календарик. На сколько меньше календариков у Кати, чем у Лиды?

9) Первое слагаемое 32, второе – 51. Найдите сумму.

Во время устного счёта складываются лиса Алиса и кот Базилио.

Кто пришёл к нам в гости? Из какой сказки?

Какого сказочного героя преследовали лиса и кот?

И они заточили бедного Буратино в клетку. Посмотрите, какой он несчастный сидит. Нам с вами придётся освободить бедного Буратино, но придётся столкнуться с трудностями. (Запись песни кота и лисы о дереве с золотыми монетами.)

II. Основной этап.

На доске дерево с золотыми монетами. Сейчас мы будем собирать монеты для Буратино и складывать в мешочек, чтобы он купил “Азбуку” и курточку для папы Карло. Но монеты не простые на них написаны выражения, которые будем записывать в столбик, и считать значение этих выражений.

Решение примеров.

83-62 76-53 89-66 43+15
24+53 53+34 23+46 99-52

Физкультминутка.

Пока мы с вами отдыхали лиса и кот приготовили ещё одно задание, но какое оно я не могу понять. Может все вместе попробуем угадать. Ребус “Задача”

Решение задачи.

“Дуремар в первый день поймал 42 пиявки, а во второй день на 6 пиявок меньше.”

Прочитайте.

  • Является ли данный текст задачей? Почему? Поставьте вопрос.
  • О ком говорится в этой задаче? Что он делал?
  • Сколько поймал в первый день? Во второй день?
  • Какие данные встретились в задаче? Что обозначают эти числа? Какими действиями эти числа могут быть связаны? Какое действие подходит к нашей задаче? Почему? Что обозначает это выражение?

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

Чтобы ответить на главный вопрос, что должны знать?

Знаем сколько в первый день? Во второй?

Что должны знать, чтобы узнать, сколько во второй день?

Запись решения:

1) 42-6=36(п) – во II день

2) 42+36=78(п) – всего

Ответ: 78 пиявок.

У Дуремара и Карабаса Барабаса была мечта. А какая мы сейчас узнаем выполнив самостоятельную работу.

Самостоятельная работа.

Записать выражения в столбик и вычислить значение:

Расположите эти числа в порядке возрастания. Получается слово

III. Заключительный этап.

Но лиса с котом спрятали ключик в математических выражения. Давайте расставим скобки в них так, чтобы равенства стали верными.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Тема: «Переходим через разряд»

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

    сформировать умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток, записывая пример в столбик;

    повторить состав чисел 1-10, закрепить знание о разрядах, алгоритм сложения в столбик без перехода через разряд;

    формировать опыт выявления и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии;

    тренировать мыслительные операции, закрепить умение действовать по установленному правилу, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Ход урока.

    Оргмомент.

Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)

На прошлом занятии большая часть учеников выполнила самостоятельную работу на 5. Как вам это удалось? Желаю удачи и на этом уроке.

О чём важно помнить при записи чисел в столбик? (одинаковые разряды записывать друг под другом)

III . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы вспомнить разряды чисел, проведем математический диктант.

(один ученик работает у доски)

    Запиши число, в кот. 8 дес. 1 ед.

    Запиши число, в кот. 7 дес.

    Запиши число, в кот. 4 ед.

    Запиши число, в кот. 3 дес., а ед. на 1 больше

    Запиши число, в кот. 6 дес., а ед. на 2 меньше

    Запиши число, в кот. 6с. 5 дес. 2 ед.

    Запиши число, в кот. 6с. 2 ед.

    Запиши наибольшее двузначное число.

    Запиши наименьшее двузначное число.

(81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.)

(Ученику ставится отметка)

Следующее задание будем выполнять устно. Рассмотрите, пожалуйста, на доске схемы: А+В = 10, А+В 10, А+В 10.

А и В – это однозначные числа.

Подберите нужные числа для первой схемы, для второй и для третьей.

(фронтальный опрос)

А+В = 10 (1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5)

А+В 10 (1+2, 1+3, 1+4, 1+5, 1+6, 1+7, 1+8, 2+2, 2+3, 2+4, 2+5, 2+6, 2+7, 3+4, 3+5, 3+6, 4+5)

А+В 10 (5+6, 5+7, 5+8, 5+9, 6+7, 6+8, 6+9,7+7, 7+8, 7+9, 8+3, 8+4, 8+9, 9+2, 9+3, 9+4, 9+9)

Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Посмотрите на эти примеры.

Что у них общего? (все на сложение)

Запишем эти примеры в столбик.

Каким алгоритмом будем пользоваться?

На доске решаются 3 примера с комментированием:

IV . Выявление места и причины затруднения.

На каком этапе алгоритма возникло затруднение?(на этапе сложения единиц)

Почему? (получилось двузначное число, непонятно как его записать)

V . Построение проекта выхода из затруднения.

Как выйти из положения? (выслушиваются и анализируются ответы детей)

Сверим свои мысли с учебником. (с.30 чит.правило)

Уточним наш алгоритм:

1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Считаю десятки.

4. Читаю ответ.

(На доске вывешивается дополнительный этап алгоритма)

Это пример на сложение с переходом через разряд. Почему он так называются? С переходом на какой разряд?

Прочитайте тему нашего урока на доске, в книге.

VI . Реализация построенного проекта.

Записываем пример 27+35 на доске и в тетради по новому алгоритму (обратить внимание детей на запись десятков: размер цифры немного меньше)

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение примеров на доске и в тетради с комментированием (К.с.31 №4)

ФИЗМИНУТКА

VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

По вариантам:

I вариант: 23+45, 44+28

II вариант: 35+38, 21+49

(через 3 мин в примеры учитель подставляет правильные ответы и просит учеников проверить свою работу)

Кто выполнил работу правильно. Поднимите, пожалуйста, руку? Кто допустил ошибки? Какие?

IX . Включение в систему знаний и повторение.

Составим задачу. (на картинке мама и дочка)

Решим задачу, для этого составим краткую запись:

Мама – 58 кг

Дочка – 27 кг

Всего – ? кг

Решение в строчку, под решением запись в столбик.

X . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какие примеры мы с вами сегодня решали? В чем их особенность? Как их нужно решать? Где можно еще использовать решение в столбик?

(Учащиеся рисуют смайлик на одной из ступенек)

Поднимите руку, кто поставил себя на среднюю ступеньку. О чем это говорит? (У нас не все получалось, надо еще постараться)

Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Молодцы! Можете браться за более трудные задания!