Здроровье

Пристанище земное и небесное икона божией матери пристанище акафист. Афонские новости

Икона Богородицы « У Источника» Пюхтицкая

История

Ис-то-рия чти-мой ико-ны оби-те-ли Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в Пюх-ти-цах - об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри «У ис-точ-ни-ка» свя-за-на с име-нем ве-ли-ко-го все-рос-сий-ско-го пас-ты-ря и мо-лит-вен-ни-ка свя-то-го пра-вед-но-го .

В 1894 го-ду ино-ки-ни оби-те-ли по-да-ри-ли от-цу Иоан-ну в день Ан-ге-ла ико-ну, на ко-то-рой бы-ло изо-бра-же-но яв-ле-ние Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы у ис-точ-ни-ка в Пюх-ти-цах. Ба-тюш-ка мо-лил-ся пе-ред этим об-ра-зом и за-ве-щал его некой бла-го-че-сти-вой су-пру-же-ской че-те из Санкт-Пе-тер-бур-га, ко-то-рая пе-ред сво-ей кон-чи-ной пе-ре-да-ла свя-тую ико-ну мо-на-хине Вир-са-вии, быв-шей на-сель-ни-це за-кры-то-го к то-му вре-ме-ни Санкт-Пе-тер-бург-ско-го Иоан-нов-ско-го мо-на-сты-ря. Од-на-жды явив-шись ино-кине во сне, Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца ве-ле-ла воз-вра-тить Ее об-раз в Пюх-тиц-кую оби-тель.

Про-изо-шло это в 1946 го-ду, на Пас-ху. А вско-ре, в день празд-но-ва-ния Бо-го-люб-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри (18 июня), об-раз Бо-го-ро-ди-цы «У ис-точ-ни-ка» вер-нул-ся в свою оби-тель. Сест-ры мо-на-сты-ря во гла-ве с пре-ста-ре-лой на-сто-я-тель-ни-цей игу-ме-ни-ей Алек-си-ей II (в схи-ме Сер-ги-ей), встре-ти-ли свя-тую ико-ну, пе-ред ко-то-рой мо-лил-ся и с ко-то-рой не рас-ста-вал-ся до са-мой кон-чи-ны свя-той пра-вед-ный Иоанн Крон-штадт-ский.

Ныне свя-той об-раз Пре-чи-стой Де-вы Бо-го-ро-ди-цы на-хо-дит-ся в глав-ном при-де-ле Успен-ской церк-ви Пюх-тиц-кой оби-те-ли.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «У источника» Пюхтицкой

Утеше́ние все́х скорбя́щих, Ско́рая Помо́щнице в туге́ серде́чней к Тебе́ прибега́ющим, услы́ши на́с, Влады́чице, и да́ждь на́м на пути́ к жи́зни ве́чней ду́ш и серде́ц от скве́рн очище́ние и я́ко еле́нь на исто́чники водны́я к Ца́рству Небе́сному неустанное стремле́ние.

Перевод: Утешение всех , Быстрая Помощница в тоске сердечной к Тебе приходящим, услышь нас, Владычица, и дай нам на пути к вечной жизни очищение душ и сердец от скверны и неослабевающее стремление к Царству Небесному, как у лани, стремящейся к потокам воды ().

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «У источника» Пюхтицкой

Пресвята́я Богоро́дице, Де́во, утоли́ жа́жду спасе́ния стра́ждущия души́ моея́ у Исто́чника во́д живы́х — Боже́ственнаго Сло́ва, Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, при́зри на лю́бящих и сла́вящих Тя́, Пречи́стая, и покры́й на́с покро́вом милосе́рдия Твоего́ от вся́ких зо́л, тревог и бу́рь мо́ря жите́йскаго.

Перевод: Пресвятая Богородица, Дева, утоли жажду спасения страдающей души моей у Источника воды живой () - , Сына Твоего, Христа Бога нашего, взгляни на любящих и прославляющих Тебя, Пречистая, и покрой нас покровом милосердия Твоего от всяких зол, тревог и бурь моря житейского.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «У источника» Пюхтицкой

Велича́ем Тя́, Светоза́рная Де́во, и почита́ем осия́вшее го́ру Пю́хтицкую благода́тное явле́ние Твое́.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «У источника» Пюхтицкой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред светоза́рным о́бразом Твои́м и смире́нно мо́лим: прости́, Всеми́лостивая, вся́ заблужде́ния на́ша и вся́ оскорбле́ния, в ве́дении или́ в неве́дении Сы́ну Твоему́ и Спаси́телю на́шему от ю́ности оби́льно нанесенная неисполнением за́поведей Его́ святы́х, небреже́нием к святы́не, нераде́нием в моли́тве и нетерпе́нием в несе́нии креста́ на́шего. При́зри на жа́жду спасе́ния и несильныя труды́ и пребу́ди с многогре́шным, но оста́вшимся ве́рным Сы́ну Твоему́ ма́лым Его́ стадо́м по нело́жному сло́ву Его́, во Святе́м Ева́нгелии рече́нному: «Не бо́йся, ма́лое ста́до: я́ко благоизво́ли Оте́ц ва́ш да́ти ва́м Ца́рство». О Животворя́щий Исто́чниче на́шего утеше́ния, к Тебе́ возно́сим смире́нное сие́ моле́ние и про́сим Ма́терняго Твоего́ о на́с заступле́ния пред Престо́лом Отца́ на́шего Небе́снаго. Не лиши́ на́с Ца́рства сего́ благода́тнаго за премно́гия грехи́ на́ша, и́бо ве́мы, я́ко ничто́ вне́шнее и самолюбивое, го́рдое и тщесла́вное, ни сла́вныя достиже́ния мирски́я, ни доброде́тели, с та́йным самолюбованием соверша́емыя, ни степе́ни, ни чи́ны, ни са́мое и́ноческое зва́ние не возмо́гут возвести́ на́с в Ца́рствие Небе́сное, то́кмо се́рдце чи́стое и ду́х сокруше́нный и смире́нный, за мно́гия моли́твенныя труды́ Ду́хом Святы́м да́руемыя. Помози́ на́м оставшиеся дни́ жи́зни на́шея в ду́хе и и́стине покланя́тися Сы́ну Твоему́, Милосе́рдная Богоро́дице, и, стяжа́в нелицеме́рную любо́вь к Бо́гу и бли́жнему, испо́лнити сию́ пе́рвейшую за́поведь Госпо́дню, еди́нственно приводя́щую в Ца́рство Небе́сное. Не взира́я на недосто́инство на́ше, сподо́би на́с соде́латися ча́дами Бо́жиими по благода́ти и насле́довати жи́знь ве́чную со все́ми, в покая́нии Бо́гу угоди́вшими, и введи́ на́с, Ма́ти Бо́жия, я́звами Сы́на Твоего́ Иису́са Претихаго в Небе́сный Черто́г Его́, дабы́ ве́чно сла́вити и воспева́ти Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Пюхтицкой» («У источника»)

Кондак 1

Избранную от всех родов Божию Матерь и Царицу Небесную, непрестанно у Престола Сына Своего молящуюся о нас, с любовию благодарно восхвалим. Восхотев во всех концех земли видети прославление величия Божия, возблаговолила еси, Преблагословенная, воздвигнута спасительныя обители Своя. Тако и воззрев на страдания православных страны Прибалтийския, посетила еси край сей Своею благодатию; да утешенные Тобою зовем Ти сице: Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Икос 1

Ангели на небеси и пастыри эстляндския веси зело удивишася, егда узреша Матерь Божию на горе стоящую и руци долу простирающую, указующе на место сие святое, промыслительне имеющее прославитися. Тем же и мы, обрадованнии велицею Твоею к нам милостию, вопием Ти: Радуйся, жребием Своим гору Афонскую наименовавшая; радуйся, многими чудесы иконы Твоя ознаменовавшая. Радуйся, чудотворною иконою честнаго Успения Твоего Киево-Печерскую Лавру прославившая; радуйся, знамением Своея божественныя стопы Почаевскую Лавру освятившая. Радуйся, Богородицкую гору в Пюхтицах Сионом Прибалтийскаго края соделавшая; радуйся, Успенскую обитель зде основавшая и великаго пастыря святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго ей даровавшая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 2

Видяще православных твердое веры исповедание и жертвенное их, даже до крови, ереси лютеровой противостояние, нечестивиц тевтоны в эстляндстей стороне православие жестоко угнеташа, святии храмы сожигаша и разоряша; и всуе прещаша верным право славити Христа Бога нашего и воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев Промышление Божие в дивнем явлении Твоем на горе эстляндским пастырем, людие гору ту Святою, Пюхтицкою, прозваша и милосердие Твое купно воспета: Радуйся, милостивым Твоим Оком на угнетение верных рабов Твоих призревшая; радуйся, скорби их скоро отмстившая. Радуйся, Пресвятая Мати Божия, под благий покров всех собирающая; радуйся, без святыя помощи Своея никого не оставляющая. Радуйся, многая лета Отрадою и Утешением Пюхтицкаго края и окрестных весей пребывающая; радуйся, надежду спасения всем подающая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 3

Госпожу Пречудную узревши, лазурным светом озаренную, устремися к ней эстляндский пастырь. Но исчезновением видения и паки его появлением умудрен быв в его Божественности, возопи со страхом: Аллилуиа.

Икос 3

Дивное видение друзем и сродником стремяся показати, призва их пастырь, вкупе с ним, воззрети на Госпожу Пречудную, на верху горы стоящую. Видевше же Ея исчезновение по их приближении и светозарное Ея сияние по их удалении, со страхом Божиим воспеша сице: Радуйся, гордым противящаяся; радуйся, смиренным благодать подающая. Радуйся, детскую веру лжеименному разуму предпочитающая; радуйся, в чудесех и видениях Своих токмо чистым душам открывающаяся. Радуйся, Веро, Надеждо, Любы и Мудросте христианския; радуйся, Покрове, не крыющийся от притекания взыскующих Тя. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, селяне веси сей на верх горы текоша и, дошедше до места стояния Чудной Госпожи Лазоревой, в расщелине дуба икону Успения Божией Матери обретоша и гору сию Богородицкою прозваша. С той поры у дуба, явлением святыя иконы Твоея прославленнаго, часовню для хранения ея людие православныя воздвигоша и крестными ходами ю почиташа, купно Тя, Пречистая, славяще и воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о чуде явления Матери Божией на Богородицкой горе в Эстляндии, стекашася людие со всех сторон земли Русския, радовахуся видевше новое явление милосердия Твоего, о Богомати. Сего ради благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, Предивная Госпоже, на спасение православных эстляндскаго края явившаяся; радуйся, милость Свою людем Твоим ниспославшая. Радуйся, икону святую Свою верным на поклонение даровавшая; радуйся, знамением многих чудотворений ю прославившая. Радуйся, местом благочестивых размышлений дуб, освященный Твоим явлением, соделавшая; радуйся, пристанищем скораго слышания тайных и сокрушенных молитв часовню, хранившую святую икону Твою, ощутимо явившая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 5

Хотящу православным людем эстляндския стороны дати обилие видимыя благодати, чрез цельбоносную воду святаго источника подаваемой, пред очами пастырей на горе стояща, простертыми дланьми рук Твоих на источник сей указала еси. Тем же благодарни суще за таковую милость, от Тебе нам явленную, воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Вся исполнися радости славному источнику, при горе Пюхтицкой людем дарованному, в купели его с верою омывающимся благодать и цельбу щедро подающему. Сего ради, со благодарением вопием Ти, Радости нашей, из бездны греха нас воскрыляющей: Радуйся, милостивно приемлющая души, к Богу взывающие; радуйся, помощь смиренным невидимо подающая. Радуйся, исцеление не токмо телесных, но и душевных язв от святаго источника изливающая; радуйся, благодать Свою во святей воде, по всей Российстей земли богомольцами разносимой, подающая. Радуйся, веру чистых сердец у святаго источника укрепляющая; радуйся, души жаждущих к Богу крепкому, живому от конец земли незримо в обитель Свою собирающая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 6

Боготечную звезду, икону Твою чудотворную, тевтоны зряху православными почитаему, восхотеша ересь лютерову зде насадити и святое место разорити. Людие же православнии к Тебе, Мати Милосердная, возопиша и приняти гору сию под покров Свой просиша, воспев Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Видя православие в Эстляндии попираемо, а народ тевтонами угнетаем, Царь Российский, Великий Петр, с полки своими устремися на край Прибалтийский и покори и. Тако услышана бяше молитва к Царице Небесней о заступлении православия в стране сей. Сего ради вернии возопиша Ти сице: Радуйся, веры православныя непобедимая поборнице; радуйся, исповедников веры незримая укрепительнице. Радуйся, уменьшением гонений число православных храмов зело умножившая; радуйся, увеличением чудотворений число колеблющихся в православии зело уменьшившая. Радуйся, яко икона Твоя новоявленная усердием богомольцев златою ризою украсися; радуйся, яко подле древлей часовни новая в храм обращена бысть. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 7

Восхотев спасения верных дщерей под покровом Твоим, Богородице, заложи обитель зде святый праведник Кронштадтский и предрече стояти ей до скончания века благоукрашенною и долголетнею. Темже со благодарением поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

В трудех и молитве на горе Богородицкой монастырь возростеся и любы народную далеко за предели Эстляндскаго края сниска. Тако и на сей обители сбывается пророчество Исаиино о горе Сионстей реченное: “Будет в последния дни явлена гора Господня и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов, и приидут к ней вси языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему”. Посему радостно зовем Ти: Радуйся, Благодатная, промышлением Божиим обитель Пюхтицкую создавшая; радуйся, тем пророчеству Исаиину исполнитися пособившая. Радуйся, в наши дни высокое христианское подвижничество в житиях блаженных стариц людем показавшая; радуйся, примеру их следовати всех людей призвавшая. Радуйся, силу прозорливаго благословения приснопамятнаго батюшки Иоанна в изобилии милостей Божиих, на обитель изливаемых, явно показующая; радуйся, благодать духовную с верою припадающим к чудотворному образу Твоему щедро подающая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 8

Благодарнии пастырю возлюбленному своему сестры пюхтицкие светозарный образ явления Твоего, о Пречистая, написаша и родному батюшке дароваша. Икона сия аки феникс красотою процвете и с праведником дивным до смерти пребыва. Он же до кончины своея к Тебе, Владычице Небесней, Горячия молитвы об обители Успенстей вознеси. Не престанем славити Сына Твоего, Милосердная, радость сию нам ниспославшаго, умиленно поя: Аллилуиа.

Икос 8

Пламенне возгорев любовию к Тебе, Пречистей Божией Матери, пастырь Кронштадтский сподобися зрети Тя, Царицу Небесную, со иконы Своея сошедшую и сладчайшим гласом ему рекшую: “Милейшая есте, чада Отца Небеснаго”. На пречистий лик Твой, Богородице, молитвенник земли Российския со трепетом взира и виде очи добрыя, смиренныя, голубыя, голубиныя, взыва душею умиленно: Радуйся, Звездо пресветлая, Владычице, вся в сиянии Света-Бога пребывающая; радуйся, Святость Вечная, чистоту божественную от Небес приимшая. Радуйся, преблагоукрашенный Храме Божий, избранная Невесто Духа Святаго; радуйся, Мати Живота, в скорбех и радостех тихое наше пристанище. Радуйся, Всеблагая Помощнице, сердца человеческие смиряющая; радуйся, Заступнице, духов злобы поднебесных прогоняющая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 9

Дивное чудо совершися, егда икона Твоя, Владычице, святому праведнику дарованная, Промыслом Божиим во обитель вновь возвратися и лучами света невечерняго собор Успенский озари. Тако в некогда открывшемся в видении пастырю Кронштадтскому соборнем храме богосветлою свещою возсия Пюхтицкая икона Твоя, Приснодево Непорочная. Тем же, дивяшеся таковому Твоему о сей иконе промышлению, явно показующему Твое к ней благоволение, умиленно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство лжеименнаго разума недоумевает прославляти неисчетная чудеса Твоя, во святых Твоих иконах людем православным являемая. Чистии же сердцем и простыя души видят в них то, что умом гордыя, видя, не видят, и слыша, не слышат. Славяще Твое ко кротцым и смиренним Божественное благоволение, вопием Ти: Радуйся, в день Святыя Пасхи вестию о новом обретении иконы Твоея насельниц обители Пюхтицкия обрадовавшая; радуйся, милости Своя чрез Твое предстательство сестрам ниспосылающая. Радуйся, тайная желания ищущих духовнаго молитвеннаго общения с Тобою исполняющая; радуйся, пути их ко обители Твоей чудесно направляющая. Радуйся, сокровенная благоговейная помышления чтущих Тя ведующая; радуйся, намерения безраздельно служити Ти во обители Твоей к исполнению втайне приводящая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 10

Спасти хотя возлюбивших чистоту телесную, а паче и душевную, создала еси Матерь Божия обители монашествующих, яко звезды небесныя, сияющия в мире сем, прелюбодейнем и грешнем; и, яко крины сельныя, девственною чистотою украшенныя, с поля необъятнаго земной юдоли плача и скорби ревностных служительниц Себе избрала еси и во святых обителях Своих упасла еси. Сего ради ублажаем Тя, Неувядаемый Цвете Чистоты, и воспеваем со страхом Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликом и иночестим собором, Богородице Дево. Сего ради Ты веси, кого избрати в число безраздельно славящих имя Твое, паче же, кого почтити игуменским жезлом. Дивясь промышлению Твоему об избранных Твоих, в день прибытия вновь обретенныя иконы во обитель Пюхтицкую, известившему игумению Алексию об исполнении ея многолетния просьбы о снятии с нея по немощи настоятельскаго послушания, вопием Ти: Радуйся, в день празднования Боголюбския иконы Твоея, на гору Святую во образе иконы Пюхтицкия прибывшая; радуйся, тем слезы престарелыя игумении осушившая. Радуйся, никого из земнородных в те дни во обители Пюхтицкия во игумении не поставившая; радуйся, жезл игуменский во обители невидимо приимшая. Радуйся, Утешение наше и Надеждо спасения; радуйся, Радосте наша несказанная. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 11

Пение хвалебное выну вознесит Ти лик иночестий, восхваляя новое чудесное явление иконы Твоея вдове священника, монахине Евфросинии, в сонном видении образ Твой узревшей, дотоле ей неведомый. Слышав же Божественный глас, глаголющий: “Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе”, — долго иска ю и обрете во обители Пюхтицкой, и, радостно признав виденный во сне Твой светозарный лик, Пречистая, благодарно возопи: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательную свещу сущим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву, над горою Богородицкою стоящую и руци Своя долу простирающую, желая возвести всех труждающихся и обремененных из мрака богоотступническаго живота сего к свету богопознания. Уповая на Твое всемощное предстательство у Престола Сына Твоего, Христа Бога нашего, и на Твое нелицеприятное попечение о душе христианстей, ко Господу стремящейся, вопием Ти сице: Радуйся, ищущих спасения и уединеннаго сопребывания с Господом зрящая; радуйся, глад духовный алчущих и жаждущих правды щедро утоляющая. Радуйся, родителей, оскорбляемых чадами, отступившими от Господа, единственное утешение; радуйся, чад, гонимых родителями, Бога забывших, необоримое укрепление. Радуйся, плачущих по усопшим христианское упование; радуйся, чающих жизни вечныя со Христом, непостыдное в ней уверение. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 12

Благодать Божия пребывает в чудесех преславных от святых икон Твоих по всей земли Российстей явленных, Пречистая и Преблагословенная Богородице Дево. Видя благодать сию, явно действующую во образех Твоих, Пюхтицкой обители чудесно дарованных, и зря в сем особое промышление Твое о Сионе Прибалтийскаго края, благодарно поем Промыслителю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще вся дивная чудеса Твоя от святых икон Твоих, о Мати Христа Бога нашего, просим и молим Тя: не отыми от нас милости Твоя безмерныя за отступления, богохуления, отречение от веры православныя и иные грехи во оскорбление имени Божия нами совершенныя, но сподоби нас до конца живота нашего во гресех содеянных раскаятися и прославляти Тя, Невместимаго Вместившую, воспевая Тебе сице: Радуйся, Цвете Девства, жезл игуменский во святых обителех Твоих незримо держащая; радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Радуйся, Благая Скоропослушнице, вся прошения наша во благо исполняющая; радуйся, Радосте наша, скорби и печали в радость претворяющая. Радуйся, Благодатная, лучами великия Своея милости всех освещающая; радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Любвеобильная Заступниц православных людей Твоих, страждущих в безумнем мире сем. Призри на скорби и нужды наша, услыши моления наша, во смирении из глубины усталых сердец Тебе возносимыя. Очисти грехи наша и сподоби нас до конца дней наших нелицемерно взывати Воплотшемуся от Тебе Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Пюхтицкой (“У источника”)

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим: прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей Его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего. Призри на жажду спасения и несильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым Его стадом по неложному слову Его, во Святем Евангелии реченному: “Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дата вам Царство”. О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В настоящий момент икона находится в Николо-Сольбинском женском монастыре. В Великий Четверг икона будет доставлена во Владимирский кафедральный собор (церковь блгв. вел. кн. Александра Невского) Переславля-Залесского, где будет доступна для поклонения до 10 мая 2016 года. В это время во Владимирском кафедральном соборе можно будет заказать поминовение на Афоне.

Подлинник иконы «Арсаниотиса» находится на Афоне, откуда никуда не выезжал. Для того чтобы подарить исцеление и помощь людям, и была написана ее копия. Сейчас чудотворный образ «Арсаниотиса» путешествует по странам и городам.
Чудотворная икона Божией Матери «Арсаниотиса — пристанище житейских плаваний» написана примерно в период XIII-XIV веков. От этой святыни зафиксированы многие чудеса.

Письмо священного и чудотворного образа Божьей Матери Арсаниотиса – принадлежит ярославской школе иконописи времен ранних Палеологов (примерно 13-14 век). Икона находилась в башне монастырской гавани монастыря Эсфигмен на Святой Горе Афон (Греция). Через эту икону было явлено много чудес. Вот одно из них. В 1892 году раб Божий Николай из города Иериссо (он был рыбаком монастыря) отдыхал ночью под иконой, чтобы рано утром выйти в море, когда часть самарийской скалы обрушилась на здание башни, разрушив его до основания. Спящего же Николая, завернутого в одеяло, нашли целым и невредимым рядом с Чудотворным Образом далеко от места происшествия. Этот факт зафиксирован в летописи монастыря.

Икона Божией Матери Пристанище(оконч. вариант).

Тропарь, гл.4

Радуйся, Обрадованная Богородице Дево, /

Пристанище и Предстательство рода христианского/

Из Тебе бо воплотися Избавитель мира//

Умоли Христа Бога/

Даровати вселенней велию милость

С именем Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычицы Богородицы связано у каждого верующего человека упование на пристанище в житейских бурях и Небесное заступничество. Смиренная и незлобивая, Она сподобилась высочайшей Господней милости, ибо через Нее в мир воплотился Спаситель. По обетованию Симеона Богоприимца, Ее кроткое любящее сердце пронзило страшное оружие человеческой злобы и ненависти. Прожив тяжелую, многоскорбную жизнь, Она стала свидетельницей крестной смерти Своего Сына и Бога, и это не ожесточило Ее, а еще более укрепило в подвиге Любви. Сострадая грешному роду человеческому, усыновленному Царицей Небесной, Она молится за каждого из нас, и Ее святыми молитвами разрешаются и прощаются самые тяжкие грехи. Вот почему мы, взывая к Ее милосердию, видим в Богородице Неопалимую Купину, попаляющую тернии наших прегрешений, ласково называем Ее Отрадою и Утешением, Заступницей Усердной, Неувядаемым Цветом, Живоносным источником Божественной благодати, Взысканием погибших, просим ее, призирая на наше смирение, даровать Нечаянную радость оставления грехов… Пред светлым ликом Пречистой мы умоляем Ее о спасении.

Плачет ливнем небосвод бездонный.

В небе оловянном стынет грусть.

Затеплю лампадку пред иконой

И Пречистой Деве помолюсь.

Даруй мне,

Владычице,

терпение,

Исцели от терниев страстей,

Призри на души моей смирение,

Радостью Нечаянной согрей.

Испроси мне,

Дево,

покаяние,

Омофором правды

защити,

Дай очиститься святым страданием,

Истинной Любовью просвети.

Стань Отрадою и Утешением

Православной страждущей земли.

Горестных Печалей утоление,

Боль души усталой утоли.

Грешных благосердая Споручнице,

Страх грядущего мученья отведи

О Усердная моя заступнице,

К Сыну Своему нас приведи.

Купино моя Неопалимая,

Защити от вредоносных вражьих стрел,

Неусыпная защитнице незримая,

Огради от недостойных дел

Засыпает небосвод бездонный.

Капли ливня по стеклу стучат.

Свет струится со святой иконы

В отблеске мерцающих лампад.

В скорбном лике-

красота нездешняя…

Се, грядет в полуночи Жених…

О святая,

чистая,

безгрешная,

Ты меня в молитвах помяни…

В особенно скорбные минуты, когда на душе невыносимо тяжко, сгибаясь от тяжести нахлынувших переживаний, мы, обращаясь к Пречистой, умоляем Ее подать утешение в скорбях, утолив наши горькие печали.

Встану рано ясной зорькою,

В храм войду тропою мглистою.

Утоли печали горькие,

Матерь Божия Пречистая.

Где-то в звездной безконечности,

В невечернем свете Истины,

Утоли печаль по Вечности,

Матерь Божия Пречистая.

Богом нам в спасенье данная,

Чтобы боли наши выстрадать,

Вымоли нам покаяние,

Матерь Божия Пречистая.

Когда нам, по милости Божией, открывается вся тяжесть наших непомерных грехов, осознание которых могло бы привести в отчаяние, если бы не было даровано высокое таинство покаяния, мы вновь обращаемся к той, Которая поручается перед Богом за каждого, призывающего Ее святое имя.

О Мати Всепетая,

Всех грешных Споручнице,

Ты Господа молишь

Мир падший спасти.

На страшных мытарствах

Пред Богом Заступнице,

Тоски безутешность,

Благая,

прости.

Вновь и вновь обращаясь к Царице Небесной, неустанно молящейся за своих неприкаянных чад, мы умоляем Ее облегчить нашу земную участь, подав тихое пристанище от бурь в житейском море.

Соберусь в дорогу зорькой ранней,

Помолюсь в сердечной простоте:

О мое Пристанище в скитаньях

В океане скорби и страстей…

Злобы нелюдской пронзили стрелы,-

Сердце Девы за весь мир скорбит…

Сын Твой не имел на свете белом

Места, чтобы голову склонить …

Богородице, Пристанище в скитаньях,

Укрепи на жизненном пути,

Двери нам отверзи покаянья,

Дай покой душевный обрести.

Сотканный из звезд Господня лета,

Приоткрой над нами Свой Покров.

Матерь Солнца Правды, Матерь Света,

Призри на погибели сынов.

Буди нам Прибежищем в гоненьях

Да не одолеют нас враги.

Выдержать людское злохуление,

Преблагая Мати, помоги.

Скромное Пристанище убогим,

Приоткрой нам путь в заветный Рай.

Прямо к Сыну Своему и Богу

Вознеси за горизонта край.

В живописном пригороде Киева - древнем селе Тарасовка, на берегу ушедшей под землю реки Храмки, издревле существовала церковь Успения Божией матери, упоминание о котором мы находим во множестве изустных преданий, одно из которых гласит, что основателем его является преподобный Феодосий Печерский. Согласно этому преданию, преподобный во время путешествия из града Василькова, где он уединенно молился еще в отрочестве, в Печерский монастырь останавливался для молитвы на берегу реки, и на месте его уединенных молитв был заложен храм, вследствии чего река стала называться Храмка. В этом предположении нет ничего невероятного, если вспомнить, что преподобный Великим постом тайно уходил молиться в дальнее урочище, находившееся в 11 верстах от монастыря, где также основал пещерную обитель, названную впоследствии Церковщиной. Еще живы в Василькове люди, которые указывают и пещеру, где молился преподобный. Сопоставление этого факта с летописной записью под 1195 год о передаче князем Андреем Боголюбским обширных земельных угодий Боярки Киево-Печерской обители, косвенно подтверждает вышеизложенное предположение.

С тех пор много бурь и гроз пронеслось над этой многострадальной землей, безжалостно разоренной завоевателями, но восставшей из руин и пепла, чтобы на ней воссияла слава Божия. В XVII веке земли эти перешли под юрисдикцию Свято-Михайловского монастыря, и храм Успения Пресвятой Богородицы вновь возродился.

Православная Русь не погибла во мгле

И не стала добычею орд инославных

Мы ступаем с любовью по священной земле

По великой святой земле православной.

Над землей этой древней столько бед пронеслось,

Но они не сгубили ее, не сломили

Укрепили в сраженьях,

исполнив ее

Несказанной и вечной

Божественной силой.

Дольный мир защитив и очистив от зла,

Вновь восстала она,

словно Феникс,

из пепла,

Крест приняв на себя,

сквозь века пронесла

И в горниле вселенских страданий

Я в бездонное Небо беззвучно взмолюсь, -

Пусть молитва немая сотрясет мирозданье

И да призрит Создатель

Отчизну мою,

Возродив ее в прежней красе первозданной.

Молитва никогда не покидала этот благословенный край, хотя церковная жизнь здесь постоянно то возрождалась, то угасала. Старожилы вспоминают, как в годы гонений ушел в землю серебряный крест, который сняли с храма безбожники. И когда в возрожденном храме Успения Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва, знамением особой милости Господней стало обретение удивительной иконы Божией Матери.

Явила она Свою благодатную силу при драматических обстоятельствах, став утешением в скорби человека, понесшего невосполнимую утрату. Некий художник, проживавший в этой местности, пережил глубокую личную трагедию: в восемнадцатилетнем возрасте скоропостижно скончалась его горячо любимая дочь. Настоятель Успенского храма прот. Василий Флоря проявил искреннее сострадание по отношению к семье усопшей, пытаясь утешить скорбящих родителей. Господь принял его молитвенный труд, положив после панихиды в сердце художника благочестивый помысл увековечить память о безвременно почившей дочери написанием специально для строящегося храма икон Спасителя и Богородицы. Будучи человеком невоцерковленным, но пережив глубокие страдания, он исполнился религиозным чувством и попытался обрести благодатную помощь в Боге и Его Пречистой Матери. Воплощение этот высокий порыв обрел по прошествии года, весной, когда художник принес в дар храму образ Христа, занявший достойное место среди икон, украшающих интерьер. Спустя некоторое время написан был и образ Богородицы. Многосложные переживания художника: неизбывная боль утраты, приведшая к переоценке ценностей, запоздалое покаяние, молитвенные воздыхания о спасении души, надежда на встречу с возлюбленным чадом в блаженной Вечности, - все это воплотились в художественной ткани написанного им произведения. И, хотя полотно более напоминало картину, нежели икону, запечатленная на нем женщина- мать, переживающая надмирные скорби, потрясала до глубины души. Скорбный лик Пречистой взирал на окружающих с состраданием и кротостью, в нем угадывалась вселенская печаль всех матерей… С первого взгляда было очевидно, что изображение неканонично: красивые, но слишком откровенные одежды, непокрытая глава указывали на то, что творчество художника, на протяжении ряда лет работавшего в Польше, оказалось подверженным влиянию католической иконописной традиции.

Несоответствие православному канону смутило настоятеля храма, однако и отказаться от дара было невозможно, не обидив дарителя. И тогда отец Василий благословил зачехлить образ, сохранив его до благовремения, и начал усердно молиться, чтобы Владычица Сама решила судьбу Своей иконы. Спустя некоторое время Господь привел в храм на регентское послушание некую рабу Божию Ксению, и та поведала, как усердно молилась она последнее время об обретении пристанища в житейском море, в миру или монастыре... Обстоятельства промыслительно сложились таким образом, что глубокой осенью 2001 года, после двухлетнего пребывания трудницей в женском монастыре, она вынуждена была искать новое место жительства и оказалась в село Тарасовка Киево-Святошинского района Киевской области. Здесь она не только обрела кров, но и получила благословение на послушание регента-уставщика в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Появились новые знакомства, жизнь наполнилась новым смыслом. Однажды, во время одной из очередных приходских бесед, возникла живая дискуссия о различных манерах современной иконописи – духовной и живописной. Пономарь Евгений вспомнил, что на хорах под куполом храма уже достаточно давно находится подаренная местным художником икона Божией Матери, написанная в живописной светской манере. Сообщение это заинтересовало Ксению, и она попросила показать ей образ Богородицы. Разумеется, ее, как и ранее отца Василия, смутила недопустимая для Православного Канона светскость изображения, однако в душу запали необыкновенные глаза Пречистой и выражение в Ее лике глубокой надмирной скорби. Помолившись, она обратилась к отцу Василию с несколько необычным предложением: исправить написанное, «облачив» Богородицу в традиционные православные одежды и покрыв Ее главу. Батюшка с радостью благословил Ксению на этот богоугодный труд, и она, забрав икону к себе на квартиру, стала «примерять» на нее одежды, изображенные на иконах Казанской, Владимирской, Почаевской Божией Матери, испытывая, однако, внутренний дискомфорт от того, что ни одна из них не соответствовала ожиданиям. В конце концов, разочарованная неудачей, Ксения обратилась к Богородице с мольбой Самой избрать Себе соответствующее облачение. Ответ на моление был получен в обстоятельствах жизни: когда в скором времени в гости к Ксении приехал ее духовный брат, его выбор пал именно на последний вариант. Увидев в этом волю Самой Владычицы, Ксения более не колебалась и с легким сердцем завершила работу. Теперь икона выглядела вполне канонично.

Удивительным образом разрешился вопрос и с названием образа Богородицы. Некогда духовник Ксении, благодатный почаевский старец архимандрит Богдан (в схиме – Тихон), находившийся на покое в Китаевой пустыни г. Киева, благословил ей уповать на Господа и усердно молиться Его пречистой Матери, чтобы обрести жизненное пристанище. Слово пристанище неожиданно всколыхнуло в душе Ксении какие-то глубинные пласты, поразило своей таинственностью и многогранностью. Будущая монахиня стала размышлять над тем, что вмещало в себе благословение старца: супружество, возвращение в обитель, упокоение в блаженной Вечности или, возможно, нечто иное, пока непостижимое… Время шло, и постепенно из памяти изгладилось поразившее ее некогда странное благословение. «Я забыла слова старца, - вспоминала впоследствии Ксения, - но вдруг во время вечерней молитвы они вновь напомнили о себе, и слово Пристанище встало передо мной в совершено новом, не известном до того времени значении. Пристанище - это Сама Царица Небесная, в объятиях Которой мы и можем обрести истинное успокоение для наших мятущихся душ. Так появилось название иконы».

Для того, чтобы подправить внесенные изменения и поставить подпись, Ксения обратилась к художнику. Через несколько дней он перезвонил ей и взволнованным голосом попросил забрать икону назад, ибо в доме стали происходить невероятные вещи. «Я взяла диктофон и, понимая, что произошло что-то необычное, вместе с сыном хозяйки моей квартиры поехала в мастерскую художника. Оказалось, что некая н еведомая сила через икону держала его целый день в затворе, пока он, неверующий человек, не стал молиться об освобождении».

Все произошло следующим образом. Подправив образ и поставив на нем подпись, художник не испытывавший особого благоговения к иконе, установил ее для просушки на пол в коридоре ликом к стене и направился в ванную мыть запачканные краской руки. Неожиданно дверь в ванную, находившуюся напротив иконы, резко, как от сильного сквозняка, захлопнулась, и икона упала на нее, подперев дверную ручку. Оказавшись взаперти, художник, человек эмоциональный, вознегодовал. Вначале он пытался выбраться собственными силами, безуспешно колотя захлопнувшуюся дверь, затем стал выламывать ее, рубить топором, употребляя ненормативную лексику, - пока, наконец, не понял бесполезности своих усилий. Не сразу до него дошло, что писанная на холсте икона в тонкой рамке не могла быть препятствием для его освобождения: рамка давно должна была сломаться под мощными ударами. Но она продолжала стоять Нерушимой стеной, словно была изготовлена из сверхпрочного металла. И когда он внезапно понял, по Чьей воле оказался в этом своеобразном затворе, то ощутил трепет, проникающий до глубины души, и взмолился… Отверзлись врата запечатанные, очерствевшее в житейских нестроениях сердце исполнилось живительными потоками слез, душа пробудилась, ибо Сама Богородица даровала ей Нечаянную радость покаяния…

Когда молитва завершилась, икона, по словам художника, изумленно наблюдавшего за происходящим сквозь дверную щель, как бы спружинила , взлетела и вернулась на свое место, а дверь в ванную отворилась. Не желая более ни минуты оставлять икону на полу, художник забил гвоздь в стену прихожей, с трепетом повесил икону и тотчас же позвонил Ксении. «Так мы узнали, что наша икона необычная, - завершила свой рассказ она. Крестным ходом ранней весной мы торжественно внесли икону «Пристанище» в Свято-Успенский храм села Тарасовка, где и поставили ее с правой стороны недалеко от алтаря. Здесь она стоит по сей день, продолжая удивлять новыми чудесами» . Да и сама Ксения по молитвам Пресвятой Богородицы вскоре обрела надежное пристанище в одной из женских обителей Черниговского благочиния, где, пройдя монашеский искус, приняла постриг с именем Александры…

Первое чудо от иконы в храме было совершено по молитвам той же Ксении, изрядно потрудившейся для ее прославления. Невольно вспоминается житие преподобного Еразма Киево-Печерского, украсившего ризой образ Богородицы и сподобившегося за это вечного блаженства. Ксения вспоминает: «У меня был любительский церковный хор, состоявший из бабушек, а мне очень хотелось реализовать свои музыкальные способности и познания в церковном песнопении. Как-то после окончания богослужения я подошла к иконе «Пристанище» и со скорбью в сердце стала умолять Ее: «Матерь Божия, если Ты действительно чудотворная, пребываешь в этом образе и слышишь меня,то пошли мне певцов, которые могли бы достойно славить тебя в этом храме». Через некоторое время в притворе церкви я столкнулась с юной девушкой, желавшей петь в церковном хоре и искавшей регента. После беседы с ней и прослушивания оказалось, что девушка имела музыкальное образование, хороший, сильный голос и опыт церковного пения. Еще через время появился мужской голос, и наше пение приобрело духовную профессиональную окраску. После этого мы написали иконе тропарь и в конце каждого богослужения пели перед чудотворным образом. Все люди, находившиеся в храме, с радостью подпевали». После установления иконы в храме людям стала приходить благодатная помощь. Изменилось отношение прихожан, в корне поменялись взаимоотношения с властями, что дало возможность заняться строительством нового храма. На каждом богослужении у образа Божией Матери «Пристанище» хор поет Ей тропарь и величание По потребности читаются Акафисты. Благотворные результаты – налицо.

По истечении незначительного времени (прошел всего месяц после внесения иконы в храм) произошло еще одно чудо: явление кровавого креста на пне дерева.

Ксения вспоминает: «Мы с отцом Василием собирались ехать служить панихиду по усопшему прихожанину нашего прихода. Когда мы садились в приехавший за нами автобус, к батюшке неожиданно обратился расстроенный мужчина, державший в руке часть дерева, на спиле которого был четко обозначен ярко-красный крест. Он поведал, что живет на окраине поселка и сподобился удивительного явления, решив на приусадебном участке спилить старую грушу. «Батюшка, что бы это могло означать? - озадаченно спросил он. Старые люди считают это дурным знаком. Со мной что-то произойдет?». Отец Василий успокоил его, объяснив, что, очевидно, на этом месте когда-то пролилась невинная кровь, и, забрав срез в храм, поехал на погребение. Когда через несколько дней, выкроив немного свободного времени, батюшка с Ксенией посетил место обретения чудесного креста, то узнал, что очертания кровавого Креста проступали на каждом новом срезе, видоизменившись в конце на изображение кровавого Ангела с распростертыми крыльями. Многие благочестивые люди благоговейно хранят эти изображения у себя дома, а самый первый срез, так напугавший мужчину, до сих пор находится в храме.

Меж тем икона, находившаяся в Успенском храме, стала видимым образом являть знамения Своей милости, преимущественным образом помогая прихожанам, обращавшимся к ней с молитвой, решить жилищный вопрос, и Ксения, снимавшая квартиру то в одном, то в другом месте, стала также молиться Богородице об оказании помощи в наболевшем вопросе. Сознавая умом нереальность обретения квартиры в пригороде Киева без денег, связей и прописки, любящим сердцем христианки она надеялась на заступничество Пречистой,- и надежда не посрамилась. После участия в многотысячном крестном ходе из Каменец-Подольского в Почаев на праздник Успения она чудесным образом обрела пристанище в огромном доме в живописной лесной местности на берегу древней реки Стугны, - в краю историческом и намоленном. Пришлось, правда, оставить ставший родным Успенский храм в Тарасовке, взамен которого Богородица призвала на служение в Успенском храме поселка Боровая, однако, согласно преданию, у истоков этого «тихого приюта» также был преподобный Феодосий Печерский. Да и священнослужитель, как и в прежнем храме, носил имя Василий…

Список иконы Божией Матери «Пристанище» вскоре украсил интерьер храма, и Ее святыми молитвами, несмотря на трудности и нестроения, достаточно быстро удалось собрать слаженный коллектив и организовать церковный хор. А когда завистники стали донимать Ксению за то, что она проживает в хорошем доме, и она взмолилась Богородице, умоляя Ее послать хоть небольшой, но свой угол, произошло еще одно чудо: одна из прихожанок храма, 92-летняя старушка, за которой она ухаживала, переписала на нее свою квартиру. Так Матерь Божия дважды помогла Ксении обрести столь необходимое в земной юдоли пристанище.

Стараниями настоятеля храма и прихожан, уверовавших в благодатную силу иконы, с первообраза было сделано несколько списков, переданных впоследствии в другие храмы, монастыри и приходы необъятной Руси. Один из них занял достойное место в Покровском храме на Лыщиковой горе в г. Москве. Благочестивые люди рассказывают, что некий глубоко почитаемый старец, подвизающийся в одном из московских монастырей, увидев список иконы, благословил своим чадам молиться ей в годы грядущих гонений на христиан, ибо, подобно чудотворному образу «Аз есмь с вами и никто же на вы» , икона эта дана людям для укрепления в последние времена. По свидетельству той же Ксении, икона «Пристанище» особенно помогает гонимым монахам, двоих из которых она знала лично. Один из них, бежавший с Кавказа во время войны, подвергся преследованию иноверцев. Попав в Тарасовский храм, он долго молился у иконы, и судьба его чудесным образом изменилась: сейчас он в сане диакона служит на одном из киевских приходов. Другой монах, оклеветанный и изгнанный из обители, также получил приход по молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы. Сама Владычица стала ему надежным пристанищем в скорбях.

Не счесть благодеяний, которыми осыпает Владычица тех, кто почитает Ее дивный образ. По словам той же Ксении, Пречистая послала ей Чудесное исцеление, когда, ухаживая за сыном хозяйки, который был болен гриппом, она совершенно некстати заболела сама на первой неделе Великого Поста, когда нужно было постоянно петь и управлять хором. Вызванный на дом участковый врач констатировал неутешительный диагноз, и вместо молитв и трудов пришлось бороться с недугом. И когда земные врачи оказались безсильны, Богородица простерла над ней свой благодатный Покров.

С глубочайшим волнением вспоминает одна из старейших прихожанок храма, раба Божия Мария. как по молитвам к Богородице «Пристанище» ее дочь с внучкой, остро нуждавшиеся в квартире, обрели ее. «На тот момент, - рассказала она, - денег у нас не было, а 25 соток земли не продавалось, как мы ни старались. Дочь не оставляла своих просьб, и, зная, как я люблю Богородицу, настаивала, чтобы я попросила у Нее помощи». Обстоятельства побудили женщину просить Божию Матерь у Ее иконы. «Матерь Божия, - в простоте взмолилась она,