Удивительное рядом!

Виды социальной информации. Социальная информация: виды, типы и свойства Виды социально значимой информации

Проблема классификации социальной информации достаточно сложна, так как любая классификация всегда относительна. В разных областях знаний и сферах деятельности существуют свои подходы к ее систематизации и упорядочению. Ее можно группировать, используя разные признаки.

Философ В.Г. Афанасьев предложил классифицировать социальную информацию на основе ее соотношения со временем , в котором она создана и используется. На этой основе он подразделяет информацию на три больших класса.

1. Информация о прошлом, о том, что было с человечеством, обществом, человеком. Это историческая память, которая не подлежит забвению. Народ, лишенный истории, не имеет будущего.

2. Информация о настоящем , о действительном, о том обществе, в котором мы живем и трудимся. Ее источником является мировое сообщество и различные сферы социальной жизни: духовная, экономическая, научно-техническая и др. Эти сферы порождает разные виды информации.

3. Информация о будущем (прогнозная), связанная с предвосхищением состояния социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом. Прогнозирование – это познание будущего состояния системы на основе анализа ее опыта, истории и современного состояния. Этот тип информации позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели.

Одним из видообразующих признаков классификации социальной информации является ее общественное назначение . С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную .

Массовая информация представляет собой сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы и важны, полезны или интересны для всех членов общества. Она адресована и доступна каждому человеку. В свою очередь массовая информация подразделяется на публицистическую, эстетическую и обыденную.

Обыденная или бытовая - это массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде.

Публицистическая информация нацелена на утверждение в общественном сознании определенных духовных ценностей. Ее отличительная особенность – ярко выраженная социально-воспитательная направленность. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного сознания и бытия – политику, экономику, международную жизнь, науку, образование, искусство и т.д. Средствами распространения такой информации являются периодическая печать, радио, телевидение, электронные коммуникации.

Эстетическая или художественная информация – является специфическим видом массовой социальной информации, обладающим свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для сферы искусства. Поскольку произведения искусства адресованы всему обществу (современникам и последующим поколениям), есть все основания отнести эстетическую информацию к категории массовой социальной информации.

Способность воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации. Однако эстетической информации присуща образно-художественная форма, особые знаковые системы – и в этом заключается ее специфичность.

Специальная информация представлена в виде коммуникационных сообщений о знаниях и управляющих воздействиях, адресованных различным социальным группам: управленцам, предпринимателям, политическим и религиозным деятелям и др. Специальных видов информации существует достаточно много и все они обусловлены определенными сферами социально-экономической жизни общества. На представленной ниже схеме приведены примеры соответствия социальной информации конкретным сферам деятельности.

Сведения, предназначенные для передачи, находятся в сообщении. Содержанием сообщения является информация. В связи с этим информацию можно структурировать в соответствии с ее содержанием (политическая, юридическая, экономическая, военная, социологическая, историческая, философская, религиозная и др.). Таким образом, перечисленные сферы можно дифференцировать за счет отраслевого деления информации (экономика – экономическая – коммерческая – финансовая и т.д.).

Один из признаков классификации информации основан на способе ее отражения человеческим сознанием . Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, а правое – образно-ассоциативную. В соответствии с этим информацию условно можно подразделить на логическую и эстетическую .

Логическая информация является результатом познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она разнообразна и дифференцируется по принадлежности к различным областям человеческой деятельности. Эстетическая информация образуется путем образно-ассоциативного отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется через живопись, музыку, кино, театр и т.д.

Структурировать социальную информацию можно и по другим признакам:

а) по способу восприятия информация подразделяется на визуальную, аудиальную и тактильную);

б) по степени гласности выделяют открытую, т.е. общедоступную и ограниченного доступа, имеющую грифы «секретно», «конфиденциально», «для служебного пользования»);

в) по способу хранения и передачи различают устную и информацию, зафиксированную на печатном или электронном носителе;

г) по способу распространения социальная информация может быть опубликованная (распространенная путем тиражирования документов) и неопубликованная, не рассчитанная на широкое распространение.

Информация используется разными потребителями, для разных целей, в разных условиях и областях деятельности, поэтому оснований для классификации может быть достаточно много. Например, в организации циркулирует информация, которую можно классифицировать по месту возникновения (входная, выходная, внутренняя, внешняя); по функции управления (плановая, организационная, распорядительная, информационно-справочная, учетно-отчетная); по стадии обработки (первичная, вторичная, промежуточная и результативная).

Информация – одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

Информация – общенаучное понятие. Включает:

a) Обмен сведениями между людьми

b) Между человеком и автоматос

c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

a) Социальная информация

b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

c) Биологическая информация

Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

Виды социальной информации:

Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

Ø В зависимости от востребованности:

· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

Специфика эстетической информации:

· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

· не поддается старению

· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

· тематична, неисчерпаема

Свойства Социальной информации:

a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

b) Аксиологический хар-р (аксиос - ценный)

c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

Исследователи:

Урсул – вопросы соц.информации

Абдеев – философия информ. цивилизации

Соколов - Введение в социальную коммуникацию

Наиболее емкие характеристики человека в мире и мира человека стремительно изменяют свой смысл. Еще сравнительно недавно, в эпоху Просвещения, человека определяли как homo sapiens (мыслящего, разумного) – родовой антитезы неразумного образа жизни наших растительных и животных предтеч и сосуществующих с нами существ и отсюда – морального права на господство над ними. Однако после социально-политических (прежде всего милитарных), экономических и экологических потрясений и катастроф XX – начала XXI в. легитимность человека, как разумного, поставлена под сомнение, и все более отчетливо речь идет не о его господстве над миром, а о коэволюции с ним, поиске фундаментальных оснований не только преемственности с эволюцией мира, но и способности по общим для нас законам кардинально преобразовать мир человека и человека в мире.

«Переоценка ценностей» в этом ключе происходит не сразу, а как синтез общественно-исторического опыта тысячелетий, становления, развития, упадка и смены его форм. Терминологически они идентифицировались по-разному, но неизменно подтверждается мысль К. Маркса о том, что «размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм вообще избирает путь, противоположный действительному развитию. Оно начинается post festum (задним числом), то есть исходит из готовых результатов процесса развития» . В такой дедуктивной логике Маркс оставил блестящий афоризм: «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Этот принцип объясняет, почему нас уже не удовлетворяют определения современного общества как «капитализма» или «социализма» в их классических формах и востребованы его определения в таких фундаментальных терминах, как социальная информация и коммуникация . Именно о них можно сказать словами раннехристианского мыслителя Плотина: «Я во всем и все – во мне». Однако исходное затруднение заключается в различных интерпретациях этих базовых и «сквозных» понятий. Между тем, «прежде чем спорить, нужно условиться в терминологии».

Термин «информация» происходит от лат. informatio, что обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации спорадически рассматривалось еще античными философами и до промышленной революции XVII–XVIII вв. было преимущественно прерогативой общефилософского, но еще не социально- философского знания с его специфической проблематикой.

В общефилософском плане существует консенсус относительно того, что информация – это не материя, а одно из ее атрибутивных свойств. Как и все известные свойства, она стоит в одном ряду с такими атрибутами материального мира, как пространство, время, системность, функция, структура и др. Это основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в ее разнообразном бытии и проявленности. Она существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Информация – это объективное свойство материальных объектов и явлений порождать множество состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому и запечатлеваются в их структуре. Существование информации, как объективного свойства материи, обусловлено ее структурностью, непрерывностью изменений (движения) и взаимодействия материальных объектов и ее состояний – взаимной передачи, хранения и преобразования «следов» ее структуры.

Структурность материи проявляется как внутренняя расчлененность целостности, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Иными словами, любой материальный объект, от субатомной частицы до Метавселенной в целом, представляет собой систему взаимосвязанных подсистем. Вследствие непрерывного движения, понимаемого в широком смысле как перемещение в пространственно-временном континууме, материальные объекты изменяют свои состояния. Они также изменяются при взаимодействиях с другими объектами.

Вопрос о природе информации является сложным и относится к фундаментальным законам (загадкам) эволюции мира. Оставляя в стороне дискуссии о трансцендентном ее источнике, рационально, в естественно-историческом контексте попытаемся взглянуть на эволюцию информационного процесса.

Если исходить из закона отрицания отрицания, то он не может считаться всеобщим, и его формула применима лишь к таким известным нам процессам, которые совершаются, в конечном счете, поступательно. Такой судьбоносный сдвиг на островке Вселенной, называемой Земля, произошел в эволюции информационного процесса в течение сотен миллионов лет перехода от неживой к живой, органической материи, постепенном становлении ее биологических оснований.

Один из существенных признаков этого сдвига – появление и развитие такого информационного разнообразия, как жизнь, возникновение нового, повышение высоты самоорганизации таких субстратов, их состояний и свойств, которые не были известны ранее, в предыдущих неживых состояниях.

Без появления нового не было бы поступательного движения в развитии. В лучшем случае, это был бы просто круговорот. Новое оказывалось способным к большему совершенствованию. Однако необходимо отметить, что не всякое новое может обеспечить поступательное движение информационных процессов. Таковым является только новое, которое способствует совершенствованию объектов и их взаимодействия, создает дополнительные импульсы их развитию.

Гегель в духе своего логоцентризма редуцировал эту эволюцию до качественного скачка в информационном процессе от биологических форм в природе к осознавшей себя материи, или «истории». «В природе, – писал он, – ничто не ново под Луной, и в этом отношении многообразие ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое» . Однако, как свидетельствует комплекс наук об эволюции жизни на Земле, этот процесс был «сквозным» – от объективно целесообразной жизнедеятельности микроорганизмов до мира приматов, поразительного в пластике своей адаптации к среде.

Если поставить вопрос о механизме этого поступательного движения, то ответом является повышениесложности информационных процессов. Более высокая ступень неизменно оказывается более сложной по своей структуре, связям и взаимоотношениям между организмами. Усложнение есть результат кумулятивного характера этого процесса, ибо возникающее в нем новое не начисто отрицает старое, а вбирает в себя его жизнеспособные свойства, отношения, тем самым приводя к увеличению разнообразия информационного взаимодействия. Процесс усложнения, конечно, нельзя понимать абсолютно: наряду с усложнением происходит и упрощение некоторых сторон, свойств жизни. Однако упрощение есть лишь момент этого процесса, так как более высокая его ступень всегда, в конечном счете, оказывается более сложной.

Усложнение информационных процессов приводит к нарастанию разнообразия во взаимодействии, увеличению возможностей, новых дополнительных путей его совершенствования, а это, в свою очередь, вызывает возрастание его динамики, увеличивает внутреннюю и внешнюю активность. Иными словами, более высокая и сложная ступень эволюции характеризуется ускорением . «Чем выше, тем быстрее идет дело», – отмечал Ф. Энгельс в «Диалектике природы» .

В конечном счете, как бы не относились к гегелевскому «перерыву постепенности» в эволюции жизни, все же следует принять его вывод о том, что качественно новое в ней появляется и развивается со становлением, развитием и сменой ступеней неизвестной ранее формы жизни – человека. На современной ступени развития происходит диалектическое «снятие» предыдущих и пока господствующих, но все более критически воспринимаемых форм и «возврат» к идеологически нейтральным, в силу своего общенаучного характера, понятиям «информация» и «коммуникация», «информационное общество», «коммуникативное (сетевое) общество» как более адекватным выразителям смысла происходящих глубинных общественных трансформаций.

В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов или источников развития человеческого общества. В мире человека происходит усложнение информационных потоков. Одна из самых сложных структур их эволюции – человеческий мозг. Пока это единственная известная нам структура, обладающая свойством, которое сам человек называет сознанием. Говоря об информации, мы, как мыслящие существа, априорно приписываем ей, что она, кроме принимаемых нами сигналов, имеет еще и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует информацию в форме смысловых понятий. Смысл – это подразумеваемая нами сущность любого феномена, которая не совпадает с его содержанием и связывает его с более широким контекстом реальности. В человеческом обществе решающее значение приобретает не информация как таковая, а именно ее смысловое содержание. Способность человеческого мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Сознание определенно можно рассматривать как саморазвивающуюся смысловую модель окружающего мира.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков и используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой из них термин «информация» связан с различными системами понятий. Иными словами, он является общенаучным понятием.

Информационные процессы, происходящие в материальном мире, природе и человеческом обществе, изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами. Возрастающая сложность задач научных исследований привела к необходимости привлечения к их решению больших коллективов ученых разных специальностей. Поэтому практически все рассматриваемые ниже теории являются междисциплинарными.

Исторически сложилось так, что исследованием непосредственно феномена информации занимаются две комплексные отрасли науки последнего поколения – кибернетика и информатика.

Кибернетика – это мультидисциплинарная отрасль науки, исследующая такие сверхсложные системы, как человеческое общество (социальная кибернетика), экономика (экономическая кибернетика), живой организм (биологическая кибернетика), человеческий мозг в многообразии его функций, включая проблематичный искусственный интеллект. Основоположник кибернетики Н. Винер писал об информации, что она «не материя и не энергия, информация – это информация». Но основное определение информации, которое он дал в своих книгах, следующее: информация – это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе нашей адаптации к нему. Эта мысль Винера содержит указание на объективный характер информации, то есть ее существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека. Однако в окружающем мире множество состояний систем представляет собой информацию, но для человека они являются первичным кодом, или кодом источника. Таким образом, буквально каждая материальная система является источником информации.

Информатика, сформировавшаяся как наука в середине прошлого века, отделилась от кибернетики и занимается исследованиями в области способов получения, хранения, передачи и обработки (преобразования) семантической информации. Обе эти отрасли используют несколько основополагающих научных теорий. К ним относятся теория информации и ее разделы – теория кодирования, теория алгоритмов и теория автоматов.

Информатика – комплексная наука, включающая в себя описание и оценки методов извлечения, передачи, хранения и классификации информации. Носители информации рассматриваются как элементы абстрактного (математического) множества, а взаимодействия между ними – как способ расположения элементов в этом множестве. Такой подход дает возможность формально описать и исследовать код информации. В этих исследованиях применяются методы теории вероятностей, математической статистики, линейной алгебры, теории игр и других математических теорий. В 1928 г. основы этой теории заложил американский ученый Р. Хартли, который определил меру количества информации для некоторых задач связи. Позднее теория была существенно развита американским ученым К. Шенноном, российскими учеными А. Колмогоровым, В. Глушковым, польскими учеными Я. Лукасевичем, С. М. Мазуром и др.

Значительную роль в кибернетике и информатике играет теория алгоритмов. Впервые в истории они были разработаны известным ученым древности Аль-Хорезми в IX в. н. э. В его честь формализованные правила для достижения какой-либо цели называют алгоритмами (ранее употреблялся термин «алгорифм»). Предметом теории алгоритмов является нахождение методов построения и оценки эффективных (в том числе и универсальных) вычислительных и управляющих алгоритмов для обработки информации. Для обоснования таких методов теория алгоритмов использует обширный математический аппарат теории информации.

Современное научное понятие алгоритмов, как способов обработки информации, введено в работах пионеров информатики Э. Поста и А. Тьюринга в 20-х гг. XX в. (так называемая Машина Тьюринга). Большой вклад в развитие теории алгоритмов внесли русские ученые В. Глушков, А. Колмогоров, А. Марков (Нормальный алгоритм Маркова).

Достижения информатики и кибернетики не следует понимать в том смысле, что, как провозгласили позитивисты второго поколения – махисты начала XX в., «материя исчезла» в духе подмены материальных вещей и явлений некими информационными. Еще раз подчеркнем: информационность – это не материальность. Мы не можем назвать информацию материей уже потому, что последняя информативна, и в противном случае пришлось бы иметь дело с бессмысленным утверждением о материальности материи. Информационность мира (природы) является нематериальной предпосылкой существования и развития человека. Эта предпосылка связана с идеально-субъективными формами организации человеческих знаний и опыта, в основе чего лежат креативно-познавательные практики работы с информацией.

В какие же информационные отношения вступает человек? Ответ на этот вопрос зависит от возможных вариантов классификации данных отношений. Можно, например, исходить из того, что они, в первую очередь, связаны с реализацией материальных основ человеческого бытия. Материальная детерминанта жизни невозможна без детерминанты информационной, имея в виду, что все цели, намерения, принципы, условия и т. п. реализации материально-практической деятельности всегда (если не принимать во внимание девиантные поведения) обусловлены сознательной или подсознательной рекомбинацией (рефлексией) соответствующей информации. В данной связи вполне уместно напомнить известный тезис: кто владеет информацией, тот владеет миром. Но у человека есть не только материальная, но и духовная жизнь. Последняя также имеет информационные основания. Более того, в данной связи можно говорить еще и о различных вариантах соотношения духовных и материальных начал. Проблема, таким образом, приобретает некую глобальность, поддающуюся анализу лишь в абстракции, в соответствии с определенной «расчлененностью» и условленностью.

Учитывая сказанное, будем исходить из того, что эти отношения (особенно в их постиндустриальном измерении) могут быть охарактеризованы с точки зрения движения информации как продукта (результата, реальности и т. п.), создаваемого человеком. Информационная компонента окружающей человека действительности до определенного времени таким продуктом не является. Этот продукт создается человеком в процессе его отношений с реальным миром. В отличие от объективности, тождественной объективности мира, он (продукт) превращается в реальность, конструируемую сознанием человека. В конечном итоге, это наши знания о структуре и закономерностях окружающего бытия как выражение его информационной «нагруженности», или его информационной «конституции».

В буквальном смысле знания человека (личностные знания) информацией назвать нельзя. Если это и есть информация, то информация «для себя», и потенциальный информационный продукт «для нас», превращающийся в актуальный путем возможных способов передачи и объективирования с помощью различных материальных средств. Прослеживается аналогия между информационной сущностью природы и человека. И в том и в другом случае речь идет об информации «для себя», и в потенциальном плане – об информации «для нас». Изменения в природе, понимаемые как движение материи, есть изменения, целесообразно упорядоченные или, если говорить иначе, выполняемые в соответствии с заданными информационными основаниями. В качестве таких оснований выступает содержащаяся в природе (материи) информация «для себя», эволюционирующая вместе с эволюцией материального мира. Но природа раскрывает себя (если раскрывает), и мы узнаем о ее закономерностях (если, конечно, узнаем). Это вытекает из наших возможностей адекватного а) воссоздания человеческой информационности на основе информационности природной (заданной); б) сознательного (творческого) конструирования нового (по отношению к человеку, но не природе) информационного продукта на основе имеющейся информации; в) объективирования личностных знаний как превращения потенциального информационного продукта в актуальный.

Если оставить в стороне сложнейшую проблему информационных превращений на уровне объективных природных закономерностей, вырисовывается схема информационных отношений человека, включающая:

а) отношения с потенциальным информационным продуктом как отношения, в одном случае, с информационным потенциалом находящегося вне человека мира и закономерностей его бытия (субъект-объектные взаимодействия), в другом случае (и на этой основе) – с информационным потенциалом самого человека: субъект-субъектные связи и реконструкция личностных знаний (внутриличностные информационные превращения) на основе имеющейся информации «для себя»;

б) отношения с актуальным информационным продуктом – объективированными с помощью материальных носителей знаниями и данными, в одном случае, как их адекватное включение в систему личностных знаний, в другом – предварительное превращение в информационный продукт «для себя» с последующим творческим переосмыслением на уровне индивидуального сознания. К этой же группе отношений следует относить и обратные преобразования субъектно-потенциального информационного продукта в актуальный, то есть все процедуры, связанные с проблемами объективирования личностных знаний.

Каждый человек в той или иной мере вступает в данные отношения, которые по природе имеют субъектно-объектный характер, ибо существуют лишь постольку, поскольку существует сам человек. Результатом же этих отношений всегда выступает реальный информационный продукт, способный принимать не только субъективные, но и объективные формы бытия. Как уже отмечалось, этот продукт имеет знаниевую сущность, ибо в своем субъективном выражении это непосредственно личностные знания субъекта, в объективном выражении – знания, опосредованные языковым формализмом и зафиксированные на различных материальных носителях. В последнем случае речь идет об информации в буквальном смысле как о явно формализованной и структурированной информации «для нас».

Каков социокультурный смысл информационных отношений в условиях современности? Какими бы символами ни маркировали себя общества («век Просвещения», «информационный век» и т. п.), интегральным критерием их реальности и исторической перспективы является культуротворческая способность к формированию и реализации человеческого капитала. В свою очередь, этот капитал всегда следует рассматривать в конкретно-историческом контексте. Применительно к нашей теме такой подход, в конечном счете, определяет, каков реальный смысл и ценность объективных оснований современных кибернетики и информатики. Их эпицентр – это сложнейшая проблематика «информация – коммуникация», понятая в практико-гуманистическом ключе.

Решающий парадокс этой проблематики заключается в том, что, говоря словами одного из представителей постмодерна, «мы находимся во вселенной, в которой становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла… Поскольку там, где, как мы полагаем, информация производит смысл, происходит обратное. Информация пожирает свои собственные содержания. Она пожирает коммуникацию и социальное» .

В основании этой метаморфозы лежит посягательство на святая святых ранней модернизации – «трехзвенную машину» (машина-двигатель, машина-трансмиссия и машина, непосредственно взаимодействующая с предметом труда) и воплощенные в ней и обусловленные ею принципы. На определенном этапе эволюции системы «человек – машина» непосредственные, без промежуточных звеньев, связи между ними полностью исчерпали ресурс дальнейшего совершенствования и стали непреодолимым барьером не только для приумножения и качественного обновления человеческого капитала, но и вещного богатства. Даже в высокоэффективном конвейерном и полуавтоматическом производстве машина лимитирует человека, но и он – ее неограниченный прогресс.

С точки зрения потребности в восходящей эволюции человеческого капитала – это дегенерация и тупик. Кардинальный исход, казалось бы, найден в прорыве порочного круга «человек – машина». Исходный импульс задан информационной революцией (ИР) . Эта революция преодолевает непосредственную и жесткую связь человека с машиной, создает медиатора в виде информационно более эффективного и гибкого промежуточного звена – электронно-вычислительной машины (ЭВМ) и вначале означает революцию в способе труда. Но на наших глазах происходит трансформация и экспансия такого способа деятельности в масштабах всего производства и управления. Вместе с тем материальным субстратом ИР остается почти идеальная, но все же машина, в принципе способная бесконечно усиливать «разумный», поддающийся алгоритмизации, потенциал человека.

Тем не менее в технологических основах индустриального производства происходят существенные структурные сдвиги. Главный из них – несамодостаточность симбиоза машины и человека как внешних факторов, потребность в целостных и дистанционно управляемых коммуникационных человеко-машинных системах, перенос их центра тяжести с вещных компонентов на интеллектуальные взаимодействия, на производство информации как идущей на смену машине-вещи интеллектуальнойуниверсалии производства человеческого капитала.

Культурно-цивилизационные последствия триумфального шествия информатизации широко представлены на разных уровнях, начиная с оценки небезызвестного Б. Гейтса. Он, к примеру, предсказывает, что «бизнес собирается изменяться больше в следующие десять лет, чем в последние пятьдесят», и «эти изменения произойдут в силу простой обезоруживающей идеи – потока цифровой информации» . Такая ориентация перерастает в обоснование концепта «информационное общество» как адекватной смыслообразующей парадигмы постижения современной социокультурной динамики.

Более того, этот термин, введенный в научный оборот в начале 1960-х гг. такими авторами, как М. Порат и Ё. Масуда, в 1990-х гг. рассматривается профессором социологии университета в Беркли М. Кастельсом как ключевой историософский концепт осмысления логоса эволюции современного социума. М. Кастельс пишет, что «сетевые информационные структуры одновременно выступают как ее универсалии – продукты и средства… Процессы преобразований, находящие свое выражение в идеальном типе сетевого общества, выходят за пределы социальных и технических… отношений: они глубоко вторгаются в сферы культуры и власти… Мы приблизились к созданию чисто культурной структуры социальных взаимодействий» .

Казалось бы, в господстве информации находит свое разрешение извечная коллизия «натура – культура». Однако, в отличие от Б. Гейтса, М. Кастельс – не апологет «информационного общества». Оно для него «не конец истории», которая «завершилась счастливым примирением человечества с самим собой. На деле все обстоит совсем иначе: история только начинается… Речь идет о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самими собой, мы должны будем посмотреть на свое отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится» .

Креативность такого подхода все же снижается редукцией проблемы к дуальной оппозиции «натура – культура». В этой оппозиции остается неясным, почему глобальная информационная культура не дает повода для оптимизма, тем более – для ее оценки как «осевого», то есть смыслообразующего культурно-цивилизационного прорыва. Очевидно, ответ может быть найден путем рассмотрения противоречивого назначения информации в смысловой связке «культура – цивилизация» и производной от противоречий между ними, по определению З. Баумана, «вторичной варваризации».

В принципе информация изначально является одной из ипостасей Хаоса – неупорядоченным потоком лишенных смысла «следов», которые познаваемые объекты оставляют в сознании субъекта (не говоря уже о специальной проблеме искажающих эти «следы» технологических и операциональных «шумов»). Прибегая к образному выражению Аристотеля, оттиск на воске может означать что угодно, если мы не знаем, что на нем – отпечаток перстня. Информация – «черный ящик» таких «следов» – кодов, условных знаков. Их декодирование предполагает предварительное знание установленных кодов и последующее оперирование ими для преобразования информационного хаоса в познавательный логос. Гипотетически – мы не находим «братьев» по космическому разуму потому что не знаем смысла посылаемых ими сигналов, и наоборот – находим их там, где их нет, поскольку нам доступны лишь антропные смыслы в мире. В этом ракурсе «знат – значит владеть информацией. Понимать – значит проникать за знания, сквозь информацию. Знание (информация) – это экран, который надо преодолеть, чтобы выйти к иному, сделать его своим. О-своить. О-владеть. Понимать – значит "владеть сутью". Большинство людей "знают, но не владеют"… Многие люди читают, чтобы не думать», – отмечал Дидро (цит. по: ).

Тем не менее сегодня многомиллионные обитатели информационной паутины убеждены, что «читая», они не только думают, но и являются подлинными властителями дум. «Декларация независимости Киберпространства» гласит: «Наш мир – другой… (он) одновременно везде и нигде… Ваши правовые понятия собственности, выражения личности, передвижения и контекста к нам неприложимы… Этот способ правления возникнет согласно условиям нашего, а не вашего мира» (см.: ).

Перед нами лишь по видимости информационный Вавилон, в котором «всяк сущий язык» дает себе имена. На самом деле содержание информационных потоков предварительно создается, символически интерпретируется и передается в определенном смысловом контексте. Решающая проблема – в егонаправленности, культуре обращения с информацией.

«Всемирная паутина», виртуальное киберпространство становятся ареной не только естественного культурного мессианизма, но и геополитического миссионерства и экспансии, которые заметно трансформируют современные социокультурные процессы. «Универсальные культурные стереотипы не отражают даже внешне действительные социокультурные, политические и экономические условия настоящего и исторического становления культуры стран, где эти информационные парадигмы теперь создаются и моделируются… Информационные культурные стереотипы, внешне основанные на демократических принципах… игнорируют и фундаментальные исторические корни и черты экономического развития отдельных стран» .

Такая экспансия напоминает предупреждение библейского Иосифа в известной литературной версии: «Всемогущество – это. если подумать, великий соблазн. Смотри на это как на пережиток хаоса!.. Тебе придется бороться с самим собой… как когда-то с другим» .

Таким образом, становится понятно, что информационная революция не является самодостаточной для объяснения ключевых тенденций современной социокультурной динамики. Более того, не пройдя адаптации культурно-цивилизационными смыслами, тотальная информатизация способна стать инструментом низведения общества к «вторичной варваризации». По Достоевскому, неограниченная свобода неизбежно ведет к неограниченному деспотизму.

Отрывок из книги "Становление информационного общества. Коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизованные основания" А.А. Лазаревич

Источниками социальной информации являются социальный факт и социальный процесс.

Социальный факт – это все, что произошло, случилось в жизни людей и зафиксировано в человеческом восприятии, памяти и документальных источниках. Чтобы то или иное событие приобрело смысл социального факта, необходимы определенные условия. Случившееся должно носить социальный характер, т.е. являться причиной или следствием социальных отношений; оно должно представлять общественный интерес и обладать определенной ценностью с точки зрения использования в общественном процессе. Так, например, социальным фактом можно считать расстрел Верховного Совета в Белом Доме в октябре 1993 года и другие события нашей истории. Этот факт достоверен, социально значим, и обладает определенной ценностью с точки зрения социальной информации.

В отличие от социального факта социальный процесс обозначает все то, что происходит в общественной жизни, находится в движении, в развитии, взаимосвязи, взаимовлиянии. Например, процессы становления рыночной экономики, процессы криминализации и люмпенизации в обществе, приватизации и коррумпированности власти и др.

С помощью социальной информации человек отражает процессы, происходящие в обществе, систематизирует их, описывает, анализирует, оценивает, подводит итоги, приходит к определенным заключениям и дает рекомендации. Примером такого анализа и обобщения социальной информации являются телевизионные аналитические программы ведущих тележурналистов, специализирующихся в сфере социально-политических и экономических отношений.

В практике социального управления используется различная по степени обобщения социальная информация.

Самый высокий уровень обобщения информации – теоретический , когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, выявляется генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т.д. Его источником являются общественные науки: философия, экономическая теория, социология. Эта обобщенная информация используется в научной среде для стимулирования научных изысканий. Органы власти и управления используют данную информацию для выработки политических и управленческих решений. В образовательном процессе эта информация подлежит освоению и изучается в рамках учебных программ по дисциплинам гуманитарного цикла.

Эмпирический (описательный) уровень обобщения информация базируется на фактах. Его называют также фактографическим, поскольку констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики). Большинство фактов социально-экономической жизни представлено в статистических данных. Статистика, включая государственную, позволяет систематизировать явления, обнаруживать связи и закономерности. Она призвана не только регистрировать факты и результаты, но и вырабатывать практические рекомендации и предложения. Эмпирический уровень необходимый, но это предварительный этап, поскольку подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

Социальный эксперимент также является определенным источником информации и уровнем общения информации. Он предполагает определенное искусственное изменение общественных отношений с целью научного изучения и выработки новых форм общественных отношений, особенно форм управления. В масштабах огромной страны социальные эксперименты нежелательны, так как сопряжены с определенными издержками для всего общества и для отдельных социальных групп (например, коллективизация и раскулачивание, шоковая экономическая реформа 1992 года для всего общества). Результаты социального эксперимента могут быть положительными и отрицательными.

Важным источником социальной информации являются документы, в которых фиксируются практически все события, факты и процессы социально-экономической и духовной жизни населения. Документальные источники, сосредоточенные в архивах, в библиотеках, органах научно-технической информации, в музеях дают всестороннюю информацию о различных сторонах функционирования общества, о жизни людей, их настроении, социально-психологическом климате. Эта информация помогает использовать положительный опыт и избежать отрицательного, не открывать того, что уже было открыто и сделано.

Ценным источником информации для управления является непосредственное общение руководителей с трудовыми коллективами, с отдельными людьми. Чтобы эффективно руководить, нужно знать настроение людей, их потребности, изучать общественное мнение. Формами информационных связей руководителей с народом являются референдумы, всенародное обсуждение важнейших законов страны, выступления в средствах массовой информации, отчеты перед коллективами, посещение рабочих мест и встречи с людьми, приемы посетителей и т.д.

В комплексе названные источники социальной информации и уровни ее обобщения позволяют получать знания об обществе, человеке и эффективно управлять социальными процессами.

Понятие и виды информации. Под информацией (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение) первоначально понимались любые сведения об объективной реальности, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т.п. С середины ХХ в. информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму и т.д.

Таким образом, информация – ёмкое и существенное понятие современной науки, рядом с которым постоянно фигурирует ещё одно – данные.

Данные – факты, понятия, разнообразные сведения о людях, фирмах, бизнесе, представленные в формализованном виде, удобном для пересылки, интерпретации и обработки человеком или компьютером.

В понятии информации можно выделить следующие аспекты:

1) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы;

2) значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, относящихся к представлению данных;

3) сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки;

4) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

5) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения.

Подробнее эти аспекты рассмотрены в прил. 1.

Информацию можно классифицировать (разбивать на виды) по разным признакам, например:
по восприятию, по области возникновения, по общественному назначению, по сфере использования и т.д.

Классификация информации по восприятию:

– визуальная – информация, передаваемая видимыми образами и символами;

– аудиальная – информация, передаваемая звуками;

– тактильная – информация, передаваемая ощущениями;

– органолептическая – информация, передаваемая вкусом и запахами;

– машинная – информация, воспринимаемая и выдаваемая средствами вычислительной техники.

Классификация информации по области возникновения:

– элементарная – информация, отражающая процессы, явления неодушевлённой природы;

– биологическая – информация, отражающая процессы животного и растительного мира;

– социальная – информация, отражающая процессы человеческого общества.

Классификация информации по общественному назначению:

– личная;

– массовая – общественно-политическая и научно-популярная;

– специальная – научная, техническая, экономическая, управленческая, социальная.

Классификация информации по сфере использования:

– медицинская;

– техническая;

– экономическая и т.д.

В каждой из приведённых классификаций любой вид может быть разделен на подвиды и т.д. Например, в классификации по сфере использования вид «экономическая информация» может быть распределён по следующим признакам:

– функциям управления;

– месту возникновения (уровню управления).

Классификация по функциям управления:

    Плановая (директивная) информация – директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (пятилетка, год, квартал, месяц, сутки). Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на продукцию и прибыль от её реализации и т.д.

    Учётная информация – фактические значения запланированных показателей за определённый период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведён анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению фирмой. В качестве учётной выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского, финансового учёта. Например, учётной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учёт), заработная плата рабочего за изготовленные детали (бухгалтерский учёт), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учёт).

    Нормативно справочная информация (НСИ) содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объёмный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем объёме циркулирующей на фирме информации нормативно-справочная составляет 50-60%. Примерами НСИ могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т.д. В фирме количество нормативов может достигать нескольких миллионов, а объём НСИ – сотен мегабайт.

    Отчётно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции и т.д., например, годовой бухгалтерский отчёт о деятельности фирмы.

    Классификация по уровням управления (месту возникновения):

    Входная информация –поступает в фирму (структурное подразделение) извне и используется как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.

    Промежуточная информация формируется на определённое время для подготовки и создания результатной информации.

    Выходная информация поступает из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения как её потребителя и выходной – для подразделения, её вырабатывающего. При этом форма представления (кодирование в разные типы данных) экономической информации может быть: алфавитно-цифровая (текстовая) – в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов; графическая – в виде графиков, схем, рисунков, а физическим носителем информации (данных) – бумага, магнитный диск, изображение на экране дисплея.

    Приведённые классификации проводятся по качественным признакам информации. Любое качественное выделение информации, в конце концов, должно привести к количественному измерению и фиксации этого измерения с помощью определённых типов данных, а данные одного типа могут объединяться в те или иные структуры. Подробнее количественное и качественное измерение информации рассматривается в прил. 2.

    В дальнейшем нас будет интересовать только экономическая информация, её измерение и кодирование, а также (коль спецификой экономической информации является многообразие видов и большие объёмы) структуризация массивов данных.

    Как уже отмечалось, основная экономическая деятельность проявляется в разнообразных хозяйственных операциях, каждый аспект которых находит отражение в соответствующих документах (договорах, актах, товаро-траспортных накладных, платёжных ведомостях и т.д.). Основной источник экономической информации – так называемые первичные документы, роль и значение которых переоценить невозможно. Для будущих экономистов и финансистов очень важно знание и умение работать с профессиональной (и особо с первичной) информацией. Поэтому не случайно в государственном образовательном стандарте в базовой дисциплине «Экономический анализ» есть тема «Информационные потоки и профессиональное чтение деловой прессы». В учебнике «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности» (для специальности бухгалтерский учёт, анализ и аудит, Минск, 1998. С. 23) по этому поводу излагается следующее: «Для реализации этих общеметодологических принципов (взаимосвязь, взаимообусловленность всех явлений и процессов и их развитие; взаимодействие количественных и качественных факторов…) используют совокупность специальных аналитических приёмов. Одним из приёмов анализа финансового положения является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Чтение, т.е. ознакомление с содержанием баланса, позволяет видеть основные источники средств (собственные, заёмные), основные направления вложения средств, состав дебиторской и кредиторской задолженности и др.».

    Разнообразие хозяйственных операций (в реальном мире экономики) описать невозможно, да и не нужно, поскольку всем им присущи несколько фундаментальных свойств, и различие в деталях важно учитывать лишь на практическом уровне. Рассмотрим несколько хозяйственных операций и соответствующие им документы. Так, каждую поставку продукции потребителю необходимо оприходовать, т. е. зафиксировать: что поступило, в каком количестве, от кого, по какому договору (на каком основании), по какой цене, на какой склад. Как правило, груз прибывает от поставщика с документом «Товаро-транспортная накладная». Подписью кладовщика, принявшего груз, и завершается оформление накладной. Далее происходит расходование продукции на те или иные цели. Например, материал (сырьё) передаётся в производственный цех на обработку (переработку). Каждый факт передачи материала со склада в цех тоже требует точной и своевременной регистрации: какой типосорторазмер материала и в каком количестве, с какого склада и в какой цех передан, когда это произошло и т.п.

    Далее по производственной (технологической) цепочке имеют место неоднократные перемещения каждого предмета труда (деталь на разных стадиях готовности, сборочное соединение, готовое изделие) из одного цеха в другой. И опять-таки каждый факт перемещения должен быть зарегистрирован: что, откуда, куда, в каком количестве передано и когда. Появляется документ типа «Межцеховая накладная». Во всех этих многочисленных операциях и регистрирующих их сообщениях непременно присутствуют следующие элементы:

    идентификация объекта передачи («что»);

    количественная оценка («сколько»);

    идентификаторы субъектов передачи («от кого», «кому»);

    отметка времени («когда произошло»).

    Указанные элементы присутствуют и при описании хозяйственных операций в розничной торговле (например, в условиях магазина: приёмка тканей от поставщика на склад, выдача тканей в торговый зал, оформление продажи, сдача кассами дневной выручки и др.).

    В рассмотренных ситуациях речь шла о перемещении материальных ценностей. Однако аналогичная ситуация проявляется и в операциях, сопряженных с расходом трудовых ресурсов. Рассмотрим ситуацию, когда на предприятии введена сдельная (индивидуальная) оплата труда. Это значит, что перед началом какой-то технологической операции рабочий должен получить наряд, т. е. документ, в котором чётко указано: какую именно операцию необходимо выполнить, над каким предметом труда, каков объём задания (скажем, сколько деталей он должен обработать), в какое время нужно уложиться, сколько стоит работа и др. Выполнив задание, рабочий сдаёт обработанные предметы труда (либо контролёру, либо мастеру, либо в цеховую кладовую) и получает подтверждение (например, в форме копии наряда, подписанного мастером) того, что он действительно выполнил определённую операцию, сдав тогда-то такое-то количество качественных деталей. С одной стороны, эти сведения вливаются в общий информационный поток и служат целям контроля за ходом производства и за расходованием ресурсов, с другой – они необходимы для начисления заработной платы рабочему.

    В состав наряда (и соответствующего сообщения) входят:

    идентификатор субъекта («кто выполнил операцию»);

    идентификатор объекта труда («какая деталь обработана»);

    идентификатор операции («что было сделано»);

    количественная оценка («сколько сделано годных»);

    количественная оценка («сколько нужно заплатить»);

    отметка времени («когда выполнена работа»)

    и, возможно, некоторые другие элементы.

    В каждом отдельном случае, с учётом конкретных обстоятельств, могут быть добавлены и другие элементы, например, идентификатор документа или сообщения о хозяйственной операции (скажем, «номер накладной»).

    Итак, для регистрации любой хозяйственной операции, т. е. для получения первичных (исходных) сведений (данных) о процессах, протекающих в объекте управления, для установления их количественных и качественных характеристик, необходимо выполнять такие действия, как идентификация, измерение, привязка ко времени.

    Идентификация – действие, процесс, в результате которого устанавливают (узнают, определяют) идентификатор объекта. Применительно к нуждам автоматизированной СОД следует различать две стороны этого процесса. Во-первых, необходимо узнать (определить, распознать) значение идентификатора объекта. Во-вторых, требуется это значение представить в машинной форме , иными словами, ввести в СОД. (Эти две фазы иногда сливаются, а иногда чётко разделены.)

    Под идентификатором понимают комбинацию символов, сопоставленную с объектом идентификации и однозначно отличающую его от любого другого объекта (по крайней мере, в пределах определённого класса объектов и в данной информационной системе). Образно говоря, идентификатор – это уникальное (в определённых границах) имя объекта.

    Измерение – процесс, суть которого – дать количественную оценку информации. Конкретные формы его весьма разнообразны, ибо они решающим образом зависят от вида, физической сущности объекта измерения (твёрдый предмет, жидкость, газ, неосязаемый поток энергии и т.д.), требуемой точности измерения, подлежащих измерению количеств и т.д.

    Привязка ко времени – элемент формирования документов и сообщений, выполняемый либо самым традиционным способом (человек смотрит на календарь, часы и вручную заносит данные в документ), либо с помощью специальных устройств, которые автоматически заносят дату и время в документ или на другой носитель.

    Возвращаясь к общему понятию информации, отметим её основные особенности (характеристики, свойства):

    Релевантность – способность информации соответствовать запросам пользователя.

    Достоверность – свойство информации точно отображать исследуемый объект.

    Полнота – свойство информации в достаточном объёме характеризовать отображаемый процесс (объект).

    Доступность – свойство информации, предоставляющее возможность её получения.

    Своевременность – способность информации соответствовать запросам пользователя в требуемый момент.

    Живучесть – способность информации удовлетворять потребности пользователя с течением времени.

    Эргономичность – свойство, характеризующее эффективную работу пользователя с информацией.

  1. Защищённость – свойство, исключающее доступ к ней постороннего пользователя.

    С особенностями информации тесно связаны следующие основные процессы:

    Восприятие информации
    процесс преобразования сведений, регистрируемых человеком или техническими средствами от объекта, с целью их дальнейшего применения.

    Сбор информации – процесс получения информации от объекта и приведение её к виду, стандартному для данной информационной системы.

    Передача информации – доставка данных по заданному адресу с использованием систем связи и передачи данных.

    Обработка информации – последовательно-параллельное во времени решение вычислительных задач.

    Хранение информации – ее перенос на долговременные носители информации (машинные и внемашинные).

    Приложение 1

    ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»

    1. С позиций философии информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий типа математических, но ряд ее особенностей приближает ее к материальным объектам. Так, информацию можно получить, записать, стереть, передать; информация не может возникнуть из ничего. Однако при распространении информации проявляется такое ее свойство, которое не присуще материальным объектам: при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается. Если бы информация была лишена этого свойства, то преподаватель, читая лекцию студентам, терял бы информацию и становился неучем.

    Итак, информация не материальна , но она является свойством материи и не может существовать без своего материального носителя – средства переноса ее в пространстве и во времени. Носителем информации может быть как непосредственно наблюдаемый физический объект, так и энергетический субстрат. В последнем случае информация представлена в виде сигналов: световых, звуковых, электрических и т. д. При отображении на носителе информация кодируется , т. е. ей ставится в соответствие форма, цвет, структура и другие параметры элементов носителя.

    От выбора носителя и способа кодирования информации при выполнении конкретных информационных процедур во многом зависит эффективность функционирования системы управления. В связи с этим при преобразовании в процессе управления информация, как правило, неоднократно изменяет не только свой код, но и тип носителя.

    2. Весьма распространенным способом кодирования информации является ее представление в виде последовательности символов определенного «абстрактного алфавита», являющегося компонентой некоторого «абстрактного языка». Читая книгу, написанную на родном языке, мы как раз и воспринимаем информацию, записанную на её страницах, в виде кодовых комбинаций (слов), состоящих из последовательности символов (букв, цифр) принятого алфавита. То же самое можно сказать и относительно информации, сообщаемой в процессе устной речи.

    Результаты измерения любых скалярных величин представляют, в конце концов, в числовом виде, а поскольку при заданной точности измерений эти числа представимы в виде конечных наборов цифр (с запятой или без нее), то дискретную форму представления информации часто отождествляют с цифровой информацией.

    Цифровая информация представляет собой частный случай так называемого алфавитного способа представления дискретной информации. Его основой является произвольный фиксированный конечный набор символов любой природы, называемый абстрактным алфавитом, или просто алфавитом.

    Алфавит

    это фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. «букв алфавита», из которых должен состоять любой текст на этом языке – никакие другие символы в тексте не допускаются.

    Совокупность десятичных цифр вместе с запятой для отделения дробной части числа можно рассматривать как частный случай абстрактного алфавита с 11 символами - буквами этого алфавита. Другой пример - алфавит естественного человеческого языка, например, русского. Язык математических и других научных текстов может включать наряду с обычными буквами данного языка буквы других языков (например, греческого), а также различные специальные символы (например, символы арифметических операций +, - и др.).

    Любая конечная последовательность букв в (абстрактном) алфавите Х называется словом (текстом) в этом алфавите. Заметим, что при этом не требуется никакой осмысленности слова, даже если речь идет о словах в алфавитах естественных человеческих языков. Более того, если, скажем, алфавит Х состоит из букв русского алфавита, а также из знаков препинания и символа пробела, то словом (или текстом) в таком алфавите может считаться любая фраза и даже целая книга.

    Для того чтобы из всего получаемого таким образом множества слов выделить правильные в каком-то смысле слова, над исходным алфавитом Х строится так называемый формальный язык. Кроме алфавита X, формальный язык задается своей особой (формальной) грамматикой (синтаксисом). Она представляет собой не что иное, как конечную совокупность формальных правил, с помощью которых порождаются все слова данного языка (т. е. правильные слова) и только такие слова.

    Синтаксис
    – это система правил, определяющих допустимые конструкции из букв алфавита. Таким образом, для каждой цепочки (последовательности) символов синтаксис позволяет ответить на вопрос, является ли она текстом на данном языке.

    Для сохранения смысла информации необходима семантика – система правил истолкования отдельных языковых конструкций.

    При обработке информации часто возникает необходимость представлять средствами одного алфавита буквы других алфавитов. Такое представление носит в информатике специальное наименование кодирования . Проблема решается просто, если требуется закодировать буквы алфавита Х с меньшим числом букв, чем у кодирующего алфавита. Если, например, Х – алфавит десятичных цифр, а У – обычный русский алфавит, то для кодирования Х в У достаточно положить 0 = а, 1 = б, 2 = в, 3 = г, …, 9 == к. Разумеется, возможны и другие способы кодирования, в том числе и такие, в которых буквы алфавита Х кодируются несколькими буквами алфавита У .

    Один из наиболее естественных способов такого кодирования – замена десятичных цифр их русскими названиями: нуль, один, два, три и т. д.

    Если необходимо закодировать один алфавит с помощью другого с меньшим числом букв, то использование для кодирования последовательностей букв является обязательным условием возможности различения кодов различных букв и это является непременным условием правильного кодирования. Так, буквы русского алфавита можно закодировать парами десятичных цифр, например, а == 01, б = 02,…, к = 10, л = 11, …

    3. Любое сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой системе. Например, на вход автоматизированной системы управления производственным цехом может быть передано сообщение о нормальном или повышенном проценте брака, о химическом составе сырья или температуре в печи. Любое из этих сообщений описывает состояние системы.

    Очевидно, если состояние системы было известно заранее, то не было бы смысла передавать сообщение. Сообщение приобретает смысл только тогда, когда состояние заранее неизвестно, случайно.

    Поэтому в качестве изучаемого объекта мы будем рассматривать некоторую систему, случайным образом находящуюся в том или ином состоянии, т.е. систему, которой заведомо присуща какая-то степень неопределённости . Очевидно, сведения, полученные о системе, будут, вообще говоря, тем ценнее и содержательнее, чем больше была неопределённость системы до получения этих сведений («априори»). Возникает естественный вопрос: что значит «большая» или «меньшая» степень неопределённости и чем можно её измерить. Однако об этом речь пойдёт далее.

    4. В системах организационного управления, как уже отмечалось, управление людьми стоит над управлением вещами. Информация, связанная с управлением людьми, является экономической, а информация, связанная с управлением вещами,- технической.

    В связи с этим представляется возможным дать более узкое определение: экономическая информация - это информация, возникающая при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности и используемая для управления этой деятельностью.

    Для экономической информации характерны большие объемы, многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленных временных пределах, значительный удельный вес логических операций ее обработки и сравнительно несложные математические расчеты для получения многих видов результатной информации.

    Экономическая информация имеет дискретный характер, т. е. может быть структурирована и представлена как совокупность отдельных структурных единиц информации . Важнейшими видами структурных единиц информации являются:

    реквизит – простейшая структурная единица информации, неделимая на смысловом уровне, отражающая количественную или качественную характеристику сущностей (объекта, процесса, явления и т.п.) предметной области;

    составная единица информации (СЕИ) – логически взаимосвязанная совокупность реквизитов;

    показатель – минимальная (основная) СЕИ, сохраняющая информативность;

    документ – СЕИ, которая представлена на бумажном носителе и имеет самостоятельное значение.

    Показатель представляет собой контролируемый параметр объекта управления и состоит из наименования и значения. Показатель П
    можно представить следующей формулой:


    П ==<Н
    п, З
    п >,

    где Н
    п - наименование показателя; З п - значение показателя.

    Показатель формируется из совокупности реквизитов, имеющей законченное смысловое содержание и потребительную стоимость. Реквизит – это логически неделимый элемент показателя, соотносимый с определенным свойством отображаемого информацией объекта или процесса. Реквизит нельзя разделить на более мелкие информационные единицы (буквы, цифры) без разрушения смысла. Каждый экономический показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание характеризует количественную сторону объекта или процесса (величина нормы времени, чистый вес детали и др.) и определяет значение показателя; реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону и определяют наименование показателя (идентифицируют показатель).

    Экономический показатель – это СЕИ, являющийся достаточным для образования самостоятельного документа.

    Семантический (смысловой) анализ позволяет выявить функциональную зависимость реквизитов и выполнить на этой основе структурирование экономической информации, что в свою очередь позволяет построить информационно-логическую модель предметной области и осуществить проектирование структуры базы данных.

    5. Информация вообще и экономическая информация в особенности играет важнейшую роль в процессе ускорения научно-технического прогресса, в регулировании рыночной экономики.

    Важным обстоятельством, обусловливающим необходимость ускоренного развития информационных систем, является ограниченность сырьевых, энергетических, экономических и человеческих ресурсов. Информация, включающая общественно-политические, научные, технические и общекультурные знания,- это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию всех прочих ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

    Иными словами, информация в производственных
    системах выступает в известных пределах как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как труд, сырье, энергия, основные фонды. В зависимости от содержания и качества используемой для управления информации достижение заданной цели в системе возможно различными путями и соответственно при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Особое значение приобретает проблема минимизации затрат живого и овеществлённого труда, величина которых является основным моментом в ценообразовании. Минимизация издержек значительно сокращает амплитуду колебаний коммерческого риска. Повышение организованности и упорядоченности за счет привлечения дополнительной или более качественной информации нередко становится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство дополнительных объемов труда, сырья, энергии. Это тем более важно, что в первом случае система будет развиваться интенсивно, а во втором (т. е. при привлечении дополнительных материальных ресурсов) – экстенсивно.

    Приложение 2

    КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

    В свете идей науки о знаковых системах – семиотики – адекватность информации, т.е. соответствие содержания образа отображаемому объекту, может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.

    Синтаксическая адекватность связана с воспроизведением формально-структурных характеристик отражения, абстрагировано от смысловых и потребительских (полезностных) параметров объекта. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость ее передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т. п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными.

    Семантическая адекватность выражает аспект соответствия образа, знака и объекта, т. е. отношение информации и ее источника. Проявляется семантическая информация при наличии единства информации (объекта) и пользователя. Семантический аспект имеет в виду учет смыслового содержания информации; на этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи между кодами представления информации.

    Прагматическая адекватность отражает соотношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которое на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации для выработки правильного управленческого решения. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации.

    В соответствии с тремя формами адекватности выполняется и измерение информации. Терминологически принято говорить о количестве информации и об объёме данных.

    Синтаксические меры информации . Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) принятого алфавита в этом сообщении. Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления. Естественно, что одно и то же количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображаемого объекта. Действительно, N=m n , где N- число всевозможных отображаемых состояний; т- основание системы счисления (разнообразие символов, применяемых в алфавите); п - число разрядов (символов) в сообщении.

    Поэтому в различных системах счисления один разряд имеет различный вес, и соответственно меняется единица измерения данных. Так, в двоичной системе счисления единицей измерения служит «бит» (binary digit - двоичный разряд), в десятичной системе счисления - «дит» (десятичный разряд). Например: а) сообщение в двоичной системе 10111011 имеет объем данных V д =8 бит; б) сообщение в десятичной системе 275903 имеет объем данных V д =6 дит.

    В современных ЭВМ, наряду с минимальной единицей данных «бит», широко используется укрупненная единица измерения «байт», равная 8 бит.

    Определение количества информации на синтаксическом уровне невозможно без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы (энтропии системы). Действительно, получение информации о какой-либо системе всегда связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии этой системы.

    До получения информации получатель мог иметь некоторые предварительные (априорные) сведения о системе a ; мера неосведомленности о системе H (a ) и является для него мерой неопределенности состояния системы. После получения некоторого сообщения b получатель приобретает дополнительную информацию I b (a ), уменьшающую его априорную неосведомленность так, что апостериорная (после получения сообщения b ) неопределенность состояния системы становится H b
    (a ). Тогда количество информации I b (a )
    о системе a , полученное в сообщении b , определится как I b (a )= H (a ) H b
    (a ), т.е. количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы.

    Если конечная неопределенность H b (a )
    обратится в нуль, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием и количество информации I
    b (a )= H (a ). Иными словами, энтропия системы H (a ) может рассматриваться как мера недостающей информации.

    Энтропия системы H (a ), имеющей N возможных состояний, согласно формуле Шеннона равна


    H (a ) = — (P 1 *log P 1 + P 2 * log P 2 + … + P N *log P N
    ),

    где P i - вероятность того, что система находится в i -м состоянии.

    Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этих случаях будут «бит» и «дит». Степень информативности сообщения определяется отношением количества информации к объему данных, т. е.


    Y = I
    /
    V Д
    , причем 0 £ Y £ 1

    (Y- характеризует лаконичность сообщения). С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

    Семантическая мера информации . Синтаксические меры количества информации в общем случае не могут быть непосредственно использованы для измерения смыслового содержания, ибо имеют дело с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.

    Для измерения смыслового содержания информации, т. е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера информации, предложенная Ю. И. Шнейдером. Он связывает семантические свойства информации прежде всего со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Используется понятие «тезаурус пользователя». Тезаурус можно трактовать как совокупность сведений, которыми располагает данная система, пользователь.

    В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации Š и тезаурусом пользователя S п изменяется количество семантической информации I с , воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус. При S п очень маленьком пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию; при S п
    очень большом
    пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна: и в том, и в другом случае
    I с практически равно нулю. Максимальное значение I с приобретает при согласовании Š с тезаурусом S п , когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

    Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной: одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание
    для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантический шум) для пользователя некомпетентного; в то же время понятная, но известная компетентному пользователю информация представляет собой для него тоже семантический шум.

    Прагматическая мера информации - это ее полезность, ценность для управления. Эта мера – также величина относительная, обусловленная особенностями использования данной информации в той или иной системе. «Исследование полезности экономической информации, рациональности информационного потока в условиях его систематического нарастания – дело многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических явлений и процессов; иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более что в данном случае речь идёт об информации, характеризующей наступающие события, имеющие вероятностный характер. К тому же постоянно приходится иметь в виду критерий информационной полезности.» [Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., 1997. С. 63]. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним, например, в рублях), в которых измеряется целевая функция управления системой.

    Ценность информации – комплексный показатель её качества, её мера на прагматическом уровне.

    Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей.

    Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, полнота, доступность, актуальность, своевременность, устойчивость, точность, достоверность и ценность.

    1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987.

    2. Автоматизированные системы управления и организация экономической информации …Киев, 1987.

    3. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ. М., 1987.

    4. Джордж Ф. Основы кибернетики. М., 1984.

    5. Научные основы организации управления и построения АСУ. М., 1990.

    6. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера. М., 1990.

    7. Горчаков А.А., Орлова И.В. Компьютерные экономико-математические модели. М., 1995. Понятие информации ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕДУР ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Схема приема информации и ее передачи