Удивительное рядом!

Фапси разделили на троих. Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте рф (фапси) Как переводится фапси

Никогда не думал, что буду писать эти строки. Империя ФАПСИ казалась незыблемой и вечной, точно кремлевские стены. Такой построил ее генерал Старовойтов - первый директор, герой многолетнего моего расследования.

В момент кончины КГБ Старовойтов увел с Лубянки все технические службы. Логики здесь не было никакой: только захапать как можно больше. (Доведись, он и контрразведку с пограничниками забрал бы.)

Неудивительно, что вскоре ФАПСИ начало дублировать работу других спецслужб. Но когда Старовойтову указывали на это, он разом садился на своего любимого конька. Дескать, президент должен получать информацию из разных источников, а если вернуть все назад, его начнут водить за нос.

Как ни странно, Старовойтову верили. Потому лишь ФАПСИ и продолжало существовать, превращаясь год от года в этакий колосс на глиняных ногах. Только генералов - по сравнению с КГБ - здесь стало в 18 раз (!) больше.

Волшебные чары развеялись с приходом нового президента. Кадровый чекист, он отлично понимал, что от создания ФАПСИ никто - кроме новоявленных генералов - ничего не выиграл. Это как в толстовском рассказе: разбери веник на прутики - переломает даже ребенок.

После того как технические службы были выведены с Лубянки, эффективность работы на ниве информационной безопасности резко упала. Каждое из ведомств тащило одеяло на себя (при Старовойтове эти отношения вообще дошли до откровенной войны). А если добавить, что воровство в ФАПСИ приняло характер тотальный (об этом я подробно писал много лет), то все вопросы снимаются окончательно. Недавнее заявление президента об упразднении трех спецслужб стало неожиданным лишь для широкой публики. Профессионалы ждали его давно.

Карликовые спецслужбы не могут быть сильными. Это все равно что отсечь руки от туловища. Необходимо четкое взаимодействие всех линий.

Но недавних директоров - и ФПС, и ФАПСИ - вопросы безопасности волновали в последнюю очередь. Они дрались на совсем других фронтах - паркетных. За увеличение бюджета, за новые здания, за лампасы. (К слову, после перевода пограничников в ФСБ их должности урезаны уже на две звезды. Генерал-полковничьи кресла превратились в генерал-майорские.)

Я не знаю, что за капля переполнила чашу путинского терпения, ведь заявление о реформе он сделал, даже не подписав указов. (Они появились лишь через две недели.) Рискну предположить, что причиной всему - предстоящие выборы. Именно ФАПСИ занималось мониторингом регионов. Здесь же находилась и знаменитая электронная система ГАС "Выборы".

Выборы в Думу - в декабре. Новые хозяева вступят в права лишь в июле (так определил президент). Полгода - минимальный срок для того, чтобы наладить машину, тем более что сегодня в ФАПСИ трудового энтузиазма отнюдь не наблюдается┘

Если с налоговыми полицейскими и пограничниками все понятно (первые переходят в МВД, вторые - на Лубянку), то ситуация вокруг ФАПСИ не столь безоблачна. Официально объявлено, что агентство делят меж собой три ведомства: ФСБ, ФСО и СВР.

В прессе на этот счет прозвучало немало догадок, однако ничего путного сказано до сих пор не было. Между тем по данным, которыми мы располагаем, раздел произойдет следующим образом. Незначительную часть Третьего главка (радиоэлектронная разведка) забирает СВР: то, что связано с разведдеятельностью за рубежом. Другая половина - работа внутри страны, вместе с войсками радиоэлектронной разведки, - отходит ФСБ. Сюда же передадут и Второй главк (безопасность связи, дешифрование, криптография) вместе с научными учреждениями.

На Лубянке уже определен человек, который будет курировать хозяйство: заместитель директора Николай Климашин. На днях он был назначен врио директора ФАПСИ и повышен до первого замдиректора ФСБ.

Основным же наследником ФАПСИшного богатства станет ФСО. Занятно, что в первом своем выступлении президент о ней вообще не упоминал. (Третьим преемником он называл тогда Минобороны.) Руководство ГРУ и Генштаба раскатало даже губу в надежде заполучить электронную разведку, но вместо шпионов им достался лишь утешительный приз в лице бывшего гендиректора Владимира Матюхина (он стал первым замминистра).

Почему именно ФСО - понятно. Это наиболее доверенная к президенту спецслужба (куда уж доверенней, если ей поверяет он свою жизнь). Да и кто, как не служба охраны, должна заниматься правительственной связью? Сюда отходит практически все: Первый главк (правительственная связь), войска правительственной связи, главные управления информационных ресурсов (обеспечение работы органов власти) и информационных систем (предвыборный мониторинг). "Социалка" (дома отдыха, автобазы). Орловская академия и воронежский институт. (Последнее здесь особенно желанно, ибо ФСО - единственная спецслужба, не имеющая собственных вузов.)

Изначально предполагалось, что наследство ФАПСИ просто вольется в ФСО, однако ее руководитель Евгений Муров посчитал иначе. Именно он настоял на создании Службы специальной связи и информации (СССИ). С одной стороны, это будет самостоятельное ведомство, со своими кадрами, медслужбой и собственной безопасностью. С другой - она подчиняется ФСО (ее глава - по должности зам. директора службы охраны).

Мудрость Мурова трудно недооценить. Он пошел на такой шаг специально, дабы СССИ не стала спецслужбой и субъектом ОРД. С учетом выборов - это крайне принципиально.

Кроме того, появляется широкое поле для деятельности, На ФСО ложится тяжелейшая обуза. За 10 лет империя ФАПСИ пришла в упадок.

Сложнее всего дела обстоят с правительственной связью. Оборудование телефонных станций выработало уже двойной ресурс. 75% кабелей правительственной связи находится в аварийном состоянии.

Прежнее руководство ФАПСИ справиться с ситуацией не могло. Между тем техника давно уже шагнула вперед. Во всем цивилизованном мире не существует самостоятельных каналов правительственной связи (это слишком накладно). Здесь в ходу принцип абонентского засекречивания. Шифратор ставится внутрь обычного телефона и включается при необходимости - если, конечно, на другом конце стоит такой же шифратор.

Специалисты не раз предлагали пойти по этому пути, однако в ФАПСИ предпочитали жить по старинке. Перемены стали возможны лишь теперь. При условии, конечно, что службу возглавит профессионал.

Федеральное агентство правительственной связи и информации

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ - это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говорят только об одной стороне деятельности Агентства - защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ - это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это - основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п. ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

– организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

– организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

– организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.



В составе ФАПСИ существовали:

– Главное научно-техническое управление (ГНТУ)

– Главное управление правительственной связи (ГУПС)

– Главное управление безопасности связи (ГУБС)

– Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС)- внешняя радиоэлетронная разведка

– Главное управление информационных систем (ГУИС)

– Главное административное управление (ГАУ) - бывший штаб ФАПСИ

– Криптографическая служба - внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы.

– Управление внешних связей - руководитель Уланов Александр Борисович.

Это управление через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации и отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень.

Главное управление информационных систем ФАПСИ отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая и региональный уровень. Агентство, с одной стороны выполняет функции интегратора информационных ресурсов, а с другой - разработчика собственных аналитических материалов, подготавливаемых на основе оригинальных методик и моделей, образующих ядро информационно-аналитических систем (ИАС). На сегодняшний день специалисты ГУИС осуществляют информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовят по заказу государственных органов проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки), проводят контент-анализ материалов, публикуемых в центральных и местных СМИ.

Участвуют в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

Информация, которую готовит ГУИС, в основном общественно- политического и социально-экономического характера. Кроме этого, ГУИС проводит мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории страны, участвуют в реализации программы правовой информатизации регионов. Общественно-политическая информация отражается данными и аналитическими материалами об общественно-политической жизни и проблемам России. Эти документы формируются на основе социологических опросов, обзоров и анализа публикаций средств массовой информации Информационно-аналитическая поддержка этих работ осуществляется с помощью соответствующей ИАС.

Ресурсы по социально-экономической тематике представлены паспортами субъектов РФ и документами сравнительного анализа социально- экономического развития субъектов РФ, предоставляемыми на основе информации из Госкомстата РФ. Информационно-аналитическая деятельность в объеме социально-экономических проблем поддерживается с помощью ИАС «Экономика России». Отличительной особенностью ИАС «Экономика России» является способность интегрировать информацию, поступающую из различных ведомств и регионов, отвечающих за состояние деятельности в подведомственной им сфере. Это расширяет аналитические возможности системы, так как позволяет оценивать социально-экономические процессы с различных точек зрения, учитывая сложность причинно- следственных взаимосвязей.

ФАПСИ располагает и обширным фондом информации о чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории РФ. В фонде содержатся данные за период с апреля 1990 года по настоящее время о фактах, угрозе возникновения и ходе локализации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, событиями социально-политического характера. В фонде данных о ЧС имеются база данных оперативных сведений и архив аналитических материалов о чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения государственных органов управления Российской Федерации сведениями об информационных ресурсах в сфере государственного управления подготовлен реестр баз данных, эксплуатируемых в федеральных министерствах и ведомствах, в государственных региональных органах административного управления. Данные представлены более чем по 2000 базам.

24 декабря 1991 г. в соответствии с указом президента Бориса Ельцина было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенно - ФАПСИ). С этого времени и до 2003 года, на протяжении одиннадцати с небольшим лет, эта специальная служба обеспечивала безопасность информации и правительственную связь Российской Федерации. Соответственно, 24 декабря отмечался и ушедший в прошлое праздник - День ФАПСИ. В начале 2003 г. президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым предусматривалось упразднение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Функции ФАПСИ были переданы трем другим российским спецслужбам - Федеральной службе безопасности (ФСБ), Службе внешней разведки (СВР) и Федеральной службе охраны (ФСО). Тем не менее, хотя ФАПСИ нет уже 12 лет, о существовании агентства не стоит забывать, ведь это достаточно интересная страница в отечественных спецслужб, выпавшая на нелегкие для страны «лихие девяностые».

В современном информационном обществе вопросы защиты информации, обеспечения специальной связи правительственных структур и главы государства, играют важнейшую роль в общей системе национальной безопасности. Соответственно, со времени развития систем связи, возникла и необходимость в существовании специальной структуры, которая могла бы эффективно обеспечивать как защиту передаваемой информации, так и перехват информации противника (или вероятного противника). История российской правительственной связи уходит своими корнями в советскую эпоху. Сформированное в 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации стало преемником Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, который, в свою очередь, возник после прекращения существования Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР) и включил в свой состав управления и отделы КГБ, отвечавшие за правительственную связь, шифрование и дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.


От Спецотдела до Главка

Еще в мае 1921 г. Постановлением Малого Совнаркома был создан Специальный отдел ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) - криптографическая служба страны. Его возглавил Глеб Бокий (1879-1937) - известный большевик с дореволюционным стажем, участник Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и член Петроградского военно-революционного комитета. Несмотря на то, что подразделение, которым руководил Глеб Бокий, входило в структуру ВЧК, фактически оно было автономным и подчинялось непосредственно ЦК РКП (б). Автономность Спецотдела объяснялась сверхважными и секретными задачами, которые он выполнял. Естественно, что советские руководители подходили очень тщательно и к подбору кадрового состава Спецотдела. Кстати, в своей работе отдел опирался на изучаемый опыт спецслужб Российской империи, а также зарубежных спецслужб. Специалистов для нового отдела готовили на специальных полугодовых курсах, но, тем не менее, в начале своего существования отдел испытывал значительный дефицит квалифицированных кадров. В 1925 г. Глеб Бокий смог занять пост заместителя председателя ОГПУ. Под его руководством была организована эффективная деятельность по криптографии и радиоразведке, а в 1927 г. создана Радиопеленгаторная станция, с которой берет начало военно-морская радиоразведка Советского Союза. В 1929 г. было создано отделение правительственной связи ОГПУ, а в 1930 г. начали функционировать первые линии высокочастотной связи Москва - Ленинград и Москва - Харьков. В следующем 1931 г., в соответствии с Приказом ОГПУ №308/183 от 10 июня 1931 года было создано 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ, в компетенцию которого входила эксплуатация междугородной правительственной телефонной связи. Тридцатые годы стали временем закладки основ отечественной системы правительственной связи.

Фактически, именно в этот период был заложен фундамент мощнейшей системы правительственной связи, шифрования и дешифрования, существовавшей в Советском Союзе и унаследованной затем постсоветской Россией. Именно в 1930-е годы началось строительство магистральных воздушных линий связи для обеспечения нужд междугородной правительственной высокочастотной связи. В 1935 г. был образован отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, а в следующем 1936 г. - образованы отдел связи Главного управления охраны (ГУО) НКВД СССР и отдел связи Хозяйственного управления (ХОЗУ) НКВД СССР. Главной задачей органов правительственной связи в 1930-х гг. стала защита информации от прямого прослушивания - с помощью устройств маскировки речи. Была разработана и изготовлена для высокочастотной связи первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС).

Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием и для структур, отвечавших за шифрование и дешифрование, за обеспечение защиты информации. Перед подразделениями правительственной связи были поставлены серьезные задачи по обеспечению коммуникации правительства, командования фронтов, соединений Красной Армии. В феврале 1943 г., для обеспечения задач по поддержанию и защите высокочастотной связи, были созданы войска правительственной связи. Первым командующим войсками, который оставался на своем посту шестнадцать лет - до августа 1959 г., был Павел Федорович Угловский (1902-1975). В прошлом телеграфист железнодорожной станции, Павел Угловский в 1924 г. был призван на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а как человек, имеющий образование телеграфиста и опыт работы, был направлен в войска связи. В 1925 г. Угловский окончил курсы военного голубеводства, стал начальником опытной военной станции голубеводства в составе пограничного округа ГПУ Белорусской ССР. Затем Павел Федорович продолжил образование, окончив курсы при Киевской военной школе связи и академические курсы усовершенствования технического состава при Ленинградской военной электротехнической академии. Он занимал должность начальника технического отдела Московской пограничной школы связи НКВД СССР, а в 1937 г. возглавил отделение отдела связи, а затем отдел связи Главного управления пограничных войск НКВД СССР. В январе 1943 г. Угловский был поставлен во главе войск правительственной связи СССР. В 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта войск связи. Под командованием генерала Угловского войска правительственной связи с честью прошли боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Как справедливо отметил Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, ««использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками» (Цит. по: http://www.fso.gov.ru/struktura/p2_1_2.html).

В послевоенные годы развитие войск правительственной связи и органов правительственной связи, шифрования и дешифрования СССР вышло на новый уровень. Усовершенствовались технические средства, запускалось новое оборудование связи и защиты информации, разрабатывались инновационные методики организации службы. Правительственная связь стала автономной от сети связи общего пользования. После создания Комитета государственной безопасности СССР в его составе были созданы профильные управления, ответственные за информационную безопасность. К ним относились Восьмое Главное управление КГБ СССР, отвечавшее за шифрование, дешифрование и правительственную связь, и (с 1973 г.) Шестнадцатое управление, отвечавшее за ведение электронной разведки, дешифровальной работы и радиоперехват. В составе войск КГБ СССР были войска правительственной связи, подчиненные Восьмому Главному управлению КГБ СССР, и части радиоразведки и радиоперехвата, подчиненные Шестнадцатому управлению КГБ СССР. Естественно, что новый уровень развития правительственной связи и защиты информации требовал и совершенствования системы подготовки кадрового состава органов и войск правительственной связи. С этой целью в Багратионовке Калининградской области 27 сентября 1965 года, на базе военного городка 95 пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, было создано Военно-техническое училище КГБ СССР с трехгодичным сроком обучения. Училище стало выпускать офицеров для войск правительственной связи КГБ СССР. 1 сентября 1966 г. в училище начался учебный процесс. 1 октября 1972 г. училище было переведено в г. Орёл и преобразовано в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), в котором началась подготовка офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. До 1993 г. училище осуществляло подготовку офицеров по четырехгодичной программе.

История советской специальной связи в годы «Холодной войны» - это история отчаянного и практически неизвестного обществу противоборства в сфере информационной разведки и защиты информации. Спецслужбы противников Советского Союза и КГБ СССР действовали с переменным успехом, причем серьезной проблемой для Советского Союза оставались поступки предателей и перебежчиков. Так, известные успехи советской разведки в сфере изучения секретов западных спецслужб были поставлены под удар в октябре 1979 г. Во время командировки в Польшу 33-летний майор Виктор Шеймов, служивший в отделе защиты шифровальной связи 8-го Главного управления КГБ СССР, по собственной инициативе установил контакт с американскими разведчиками. Вернувшись в Советский Союз, майор Шеймов несколько раз встречался с представителями резидентуры ЦРУ, которым передавал сведения о своей работе. Затем Шеймов, с женой Ольгой и малолетней дочерью, сумел тайно покинуть Советский Союз и выехать в США, воспользовавшись помощью американских спецслужб. Благодаря полученной от Шеймова информации, американская радиоэлектронная разведка в ФРГ смогла организовать в апреле 1981 г. операцию по организации прослушивания автомобилей советского военного атташе и его помощников, работавших в ФРГ. В шасси автомобилей, которые были произведены на заводе фирмы «Опель», установили аппаратуру, которую нельзя было обнаружить без разрушения автомобилей. Результатом проведенной американцами операции стало выявление нескольких советских агентов и расшифровка кодов советской военной разведки. Еще одной неприятной историей было предательство лейтенанта Виктора Макарова, служившего в 16-м Управлении КГБ СССР. В мае 1985 г. лейтенант по собственной инициативе предложил свои услуги разведывательной службе Великобритании МИ-6 и передал информацию о дешифрованных канадских, греческих и немецких сообщениях, относившихся к деятельности НАТО в Европе.

С другой стороны, к числу известных побед советских спецслужб в сфере прослушивания можно отнести прослушку посольства Франции в Москве в начале 1980-х гг. В январе 1983 г. посольство Франции в Москве сообщило об обнаружении постороннего электронного устройства, которое могло передавать получаемую телеграфную информацию во внешнюю электросеть. Также в начале 1980-х гг. сотрудниками КГБ СССР и МГБ ГДР был взломан код НАТО, после чего они получили возможность читать сообщения переписки командования бундесвера и западных союзников ФРГ.

Создание ФАПСИ

После событий августа 1991 г. в системе государственной безопасности страны произошли трансформационные изменения. Комитет государственной безопасности прекратил свое существование. 26 ноября 1991 года Президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 233 «О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР». Однако в сфере управления правительственной связью масштабные преобразования начались несколько раньше.
Практически сразу же после августовских событий 1991 г. был создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР, председателем которого 25 сентября 1991 г. был назначен генерал-лейтенант Александр Владимирович Старовойтов (р.1940), прежде занимавший должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения Комитета государственной безопасности. Александр Старовойтов был одним из наиболее грамотных специалистов, с большим опытом научно-технической и руководящей деятельности как в профильных научно-технических организациях, так и в Комитете государственной безопасности. После окончания Пензенского политехнического института, Александр Старовойтов работал на заводе «Калугаприбор», где прошел путь от инженера до заместителя начальника цеха. Затем перевелся в Пензу - на предприятие «почтовый ящик 30/10» Министерства радиопромышленности СССР. После того, как на базе предприятия был создан Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт Министерства промышленности средств связи СССР, Александр Старовойтов стал сотрудником этого института и проработал в нем двадцать лет - до 1986 года. С декабря 1982 г. он занимал должность первого заместителя генерального директора Пензенского производственного объединения «Кристалл» по науке - директора Пензенского научно-исследовательского электротехнического института, а в феврале 1983 г. возглавил Пензенское производственное объединение «Кристалл» Министерства промышленности средств связи СССР. Как крупный специалист в своей области, Александр Старовойтов, числившийся подполковником действующего резерва КГБ СССР, был призван на военную службу и в мае 1986 г. назначен на должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения, с присвоением звания «генерал-майор». В мае 1988 г. генерал-майору Александру Старовойтову было присвоено очередное воинское звание «генерал-лейтенант».

24 декабря 1991 года Указом Президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР. В состав новой специальной службы вошли органы Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, включавшего структуры бывшего 8-го ГУ КГБ СССР, Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также бывшее 16-е управление КГБ СССР - Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи. Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации был назначен генерал-лейтенант Александр Старовойтов. Первым заместителем генерального директора ФАПСИ - начальником управления по работе с личным составом был назначен Владимир Викторович Макаров. Заместителем генерального директора ФАПСИ был назначен генерал-майор Анатолий Иванович Куранов.

Самая секретная спецслужба

Под руководством Александра Старовойтова началось превращение Федерального агентства правительственной связи и информации в мощную специальную службу, которая на протяжении 1990-х годов постоянно развивалась и совершенствовалась, оставаясь едва ли не самой засекреченной из российских силовых структур. 19 февраля 1993 года был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации», принятый Верховным Советом страны и заложивший основы нормативно-правового обеспечения деятельности органов правительственной связи Российской Федерации. В 1994 г. в состав ФАПСИ на некоторое время было включено Управление информационных ресурсов Администрации Президента Российской Федерации, которое в структуре ФАПСИ существовало под названием «Главное управление информационных ресурсов». Затем оно вновь было возвращено в Администрацию Президента РФ - на этот раз под названием «Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента». 3 апреля 1995 г., в соответствии с Указом Президента РФ № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», в составе ФАПСИ был создан Федеральный центр защиты экономической информации. Вместе с тем, следует отметить, что функции обеспечения президентской связи с 1992 г. были выделены из компетенции ФАПСИ в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и от 29 октября 1992 года. Технические средства президентской связи и личный состав, задействованный в их обслуживании, был передан из Федерального агентства правительственной связи и информации в состав Главного управления охраны Российской Федерации. В составе ГУО Российской Федерации было создано Управление президентской связи, которое возглавил заместитель начальника Главного управления охраны Российской Федерации Ю.П. Корнеев. После преобразования Главного управления охраны в Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление президентской связи осталось в составе новой спецслужбы. Что касается органов ФАПСИ, то они внесли огромный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в 1990-е гг. Военнослужащие ФАПСИ участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, выполняли многие другие важные государственные задачи, включая и информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации в 1996 г. За эффективную деятельность на посту генерального директора ФАПСИ, указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, 23 февраля 1998 года генерал-полковнику Александру Старовойтову присвоено воинское звание генерал армии.

В 1990-е гг. серьезные изменения произошли и в сфере подготовки офицерского состава Федерального агентства правительственной связи и информации. Прежде всего, следует отметить, что приказом генерального директора ФАПСИ Александра Старовойтова, 23 апреля 1992 года Орловское высшее военное командное училище связи им. М. И. Калинина преобразовано в Военный институт правительственной связи (ВИПС). Начальником института был назначен генерал-майор В. А. Мартынов. С первых дней существования в обновленном виде, учебное заведение стало одним из наиболее престижных военных вузов России. 6 марта 1994 года Военный институт правительственной связи первым из военных вузов России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по установленным специальностям. В 1998 г., в целях организации профессиональной подготовки военных специалистов для федеральных органов правительственной связи и информации, в Воронеже было создано Воронежское военно-техническое училище. Оно было создано для покрытия потребности Федерального агентства правительственной связи и информации в технических специалистах с качественным средним профессиональным образованием, способных работать с системами связи и коммуникации. В Воронежском военно-техническом училище срок обучения был рассчитан на 2,5 года, а после окончания училища присваивалось воинское звание «прапорщик». Учебное заведение вело подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям «сети связи и системы коммутации», «многоканальные телекоммуникационные системы», «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

ФАПСИ в конце 1990-х гг.

7 декабря 1998 г. первый директор ФАПСИ генерал армии Александр Старовойтов был отправлен в отставку с должности, с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». В 1999 г. Александр Старовойтов был уволен с военной службы в запас. В дальнейшем «отец-основатель» ФАПСИ занимал различные руководящие должности в российских научно-технических учреждениях, вплоть до настоящего времени активно сочетает научно-практическую работу и научно-педагогическую деятельность. На посту директора ФАПСИ Старовойтова сменил генерал-полковник Владислав Петрович Шерстюк (р.1940). Уроженец Краснодарского края, Владислав Шерстюк получил образование на физическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, затем поступил на военную службу в органы Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. Он проходил службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование и правительственная связь). В 1992 г., после создания ФАПСИ, продолжал службу в Главном управлении радиоэлектронной разведки средств связи, а в 1995 г. был назначен начальником Главного управления радиоэлектронной разведки ФАПСИ. С 1998 г. он также занимал должность заместителя генерального директора ФАПСИ. Однако, на посту руководителя спецслужбы генерал Владислав Шерстюк пробыл недолго. Он был назначен на пост 7 декабря 1998 года, а уже 31 мая 1999 года, всего через полгода после назначения, был переведен на должность первого заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ. Эту должность он занимал до мая 004 г., а затем, на протяжении шести лет, был помощником Секретаря Совета Безопасности РФ. Как и Александр Старовойтов, Владислав Шерстюк - не только видный государственный и военный деятель, но и ученый. Он - член-корреспондент Академии криптографии РФ и действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН).

К концу 1990-х гг. структура ФАПСИ выглядела следующим образом. В состав Федерального агентства входило пять главных управлений. Главное административное управление ФАПСИ (ГАУ ФАПСИ) включало в себя штаб ФАПСИ и занималось организацией управления и прочими штабными функциями. Главное управление правительственной связи ФАПСИ (ГУПС ФАПСИ) было сформировано на основе подразделений Управления правительственной связи КГБ СССР и выполняло задачи по обеспечению безопасности абонентов президентской связи и правительственной связи, правительственной междугородней связи. Главное управление безопасности связи ФАПСИ (ГУБС ФАПСИ) было создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР (шифрование и дешифрование) и продолжало его деятельность. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ (ГУРРСС ФАПСИ) было создано на базе 16-го Управления КГБ СССР, занимавшегося организацией электронной разведки, радиоперехвата и продолжило его функции. Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ (ГУИР ФАПСИ) отвечало за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти и управления Российской Федерации, начиная от Совета безопасности РФ и Федеральной службы безопасности и заканчивая региональными органами власти и управления. В компетенцию ГУИР входила и работа с открытыми источниками информации, включая средства массовой информации. В задачи ГУИР входило обеспечение органов власти и управления «достоверной и независимой от других источников специальной информацией». Естественно, что именно на основе ГУИР строили свои информационные базы и структуры президентской администрации. Также, помимо главных управлений, в состав ФАПСИ входили Криптографическая служба, в компетенции которой находились шифрование и первичная обработка разведывательной информации, направляемой затем в другие спецслужбы и органы власти, и Служба собственной безопасности, обеспечивающая охрану сотрудников ФАПСИ, помещений спецслужбы, а также борьбу с коррупцией и шпионажем.

Федеральное агентство правительственной связи и информации принимало активное участие в контртеррористических операциях федеральных сил на территории республик Северного Кавказа, в первую очередь - в Чеченской республике. Важную роль выполняли подразделения радиоэлектронной разведки ФАПСИ, а также подразделения правительственной связи. Ряд военнослужащих ФАПСИ погиб во время боевых действий на территории Чечни - при исполнении своих служебных обязанностей. В то же время, ряд источников обращает внимание на недостаточный уровень организации защиты информации, в первую очередь - связи, во время первой Чеченской кампании, что привело к многочисленным трагическим ситуациям и внушительным человеческим потерям среди федеральных сил. Представители боевиков неоднократно демонстрировали журналистам, как они перехватывают переговоры российских военнослужащих и милиционеров, данная тема постоянно поднималась в средствах массовой информации, но никто из высокопоставленных ответственных лиц так и не дал внятных объяснений.

После ухода с поста генерал-полковника Владислава Шерстюка, новым, третьим и последним, Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации, был назначен генерал-полковник Владимир Георгиевич Матюхин (род.1945). Он, как и его предшественник, был ветераном органов государственной безопасности и начал службу в КГБ СССР еще в конце 1960-х гг. В 1968 г. Владимир Матюхин окончил Московский энергетический институт и в 1969 г. начал службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование, правительственная связь). Параллельно со службой в органах КГБ, молодой офицер повышал свой образовательный уровень - в 1973 г. он окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1983 г. - аспирантуру при Высшей школе КГБ СССР. В составе ФАПСИ Владимир Матюхин в 1991 г. возглавил Научно-исследовательский центр Главного управления безопасности связи ФАПСИ, а в 1993 г. стал заместителем генерального директора ФАПСИ. 31 мая 1999 г. он был назначен на должность Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации. Как генеральный директор ФАПСИ, Владимир Матюхин был включен в состав Оперативного штаба по управлению контртеррористическими действиями в Северо-Кавказском регионе, также входил в состав Совета безопасности Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Под руководством Владимира Матюхина, значительные преобразования произошли в системе высшего профессионального образования органов правительственной связи и информации. Так, в конце марта 2000 г., в соответствии с распоряжением Президента РФ от 30 марта 2000 года № 94-рп и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 года № 336, для совершенствования качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере правительственной связи, специальной связи, радиоэлектронной разведки средств связи и защиты информации, Военный институт правительственной связи был преобразован в Академию Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенное наименование - Академия ФАПСИ). Данное образовательное учреждение продолжало подготовку высококвалифицированных кадров для органов правительственной связи по специальностям, связанным с обеспечением информационной безопасности.

Ликвидация ФАПСИ

В начале 2000-х гг. изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране заставила руководителей российского государства задуматься о дальнейшем совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности страны. Как известно, после распада СССР и ликвидации КГБ СССР, бывшей единственной и всесильной спецслужбой Советского Союза, в постсоветской России существовало сразу несколько спецслужб, возникших на основе КГБ - 1) Федеральная служба безопасности, отвечавшая за контрразведку, экономическую безопасность и защиту конституционного строя; 2) Служба внешней разведки, отвечавшая за внешнюю разведку; 3) Федеральная служба охраны, отвечавшая за охрану первых лиц государства и стратегических государственных объектов; 4) Федеральное агентство правительственной связи и информации, отвечавшее за правительственную связь и защиту информации, за радиоэлектронную разведку; 5) Федеральная пограничная служба, отвечавшая за охрану государственных границ и являвшаяся преемником Пограничных войск КГБ СССР. Теперь же, в соответствии с изменившейся обстановкой, было решено значительно изменить структуру российских специальных служб. В частности, был взят курс на укрупнение и укрепление Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. В результате начавшегося реформирования, было принято решение об упразднении Федеральной пограничной службы и переподчинении ее структур, органов и войск Федеральной службе безопасности, в составе которой создавалась Пограничная служба ФСБ. Также было принято решение и о ликвидации Федерального агентства правительственной связи и информации - одной из самых закрытых и эффективно действовавших специальных служб Российской Федерации. По мнению некоторых экспертов, одной из причин решения о включении подразделений этой спецслужбы в состав других органов безопасности, стал ряд громких скандалов второй половины 1990-х гг., связанных с деятельностью некоторых высокопоставленных сотрудников организации. Кроме того, стала очевидна потребность в единой структуре, способной собирать и анализировать информацию, либо - обеспечивать безопасность высших лиц государства - не только физическую, но и информационную. Этими задачами и объяснялось грядущее разделение ФАПСИ между ФСБ и ФСО.

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства правительственной связи и информации. Функции ФАПСИ были распределены между Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. Генеральный директор ФАПСИ генерал-полковник Владимир Матюхин был переведен на должность председателя Государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации. Тогда же, 11 марта 2003 г., Владимиру Матюхину было присвоено воинское звание генерал армии. Значительная часть личного состава и имущества ФАПСИ была передана Федеральной службе охраны Российской Федерации, в составе которой была создана Служба специальной связи и информации, начальник которой получил ранг заместителя директора Федеральной службы охраны Российской Федерации. Службу специальной связи и информации ФСО возглавил генерал-полковник Юрий Павлович Корнев (1948-2010), который прежде, с 1991 по 2003 гг., возглавлял Управление президентской связи ФАПСИ (с 1992 г. - ГУО, затем - ФСО), а в 2003-2010 гг. - Службу специальной связи и информации ФСО. После безвременной кончины Юрия Павловича Корнева в 2010 г., в 2011 г. Службу специальной связи и информации возглавил Алексей Геннадьевич Миронов.

В подчинение Федеральной службы охраны Российской Федерации были переданы и военно-учебные заведения ФАПСИ. Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 г., была переименована в Академию Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия спецсвязи). Воронежское военно-техническое училище ФАПСИ было переименовано в Воронежское военно-техническое училище ФСО РФ. 15 ноября 2004 г. было принято решение о переименовании Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Академию Федеральной службы охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия ФСО РФ). В 2008 г. к Академии ФСО в качестве филиала было присоединено Воронежское военно-техническое училище Федеральной службы охраны. В настоящее время учебное заведение продолжает подготовку квалифицированных специалистов по специальностям: многоканальные телекоммуникационные системы; радиосвязь, радиовещание и телевидение; сети связи и системы коммутации; информационная безопасность телекоммуникационных систем; автоматизированные системы обработки информации и управления; юриспруденция (правовое обеспечение национальной безопасности). Филиал, созданный на базе Воронежского военно-технического училища, осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, срок обучения составляет 2 года и 9 месяцев, а по окончании учебного заведения выпускникам присваивается воинское звание «прапорщик». Для Федеральной службы охраны передача в ее структуру учебных заведений ФАПСИ стала особым событием, поскольку до этого ФСО не имела собственных военно-учебных заведений. Традиции службы специальной связи сохраняются - теперь уже в Федеральной службе охраны Российской Федерации. Но для многих людей, проходивших службу в органах и войсках ФАПСИ в 1991-2003 гг., день образования ФАПСИ по-прежнему имеет значение, поскольку с этой службой, просуществовавшей все первое и столь тяжелое десятилетие постсоветской российской государственности, для них связано очень многое - молодость, профессиональное становление и совершенствование, нелегкие будни службы и даже героические подвиги.

Первейшей ошибкой тотального погрома («реформирования») КГБ стало дробление его подразделений и придание им самостоятельного статуса, особенно таким, как Управление правительственной связи (УПС). Речь идет об оперативной связи ВЧ («Кремлевка»), без которой любая спецслужба парализуется, становится глухой и незрячей.

Вспомним путч ГКЧП и отключение в Форосе на какие-то сутки спецсвязи у отдыхавшего там с семьей Горбачева. Нетрудно представить себе и более экстремальную для страны ситуацию.

Итак, вместо УПС, а также восьмого и шестнадцатого главков КГБ появилось самостоятельное ведомство – Федеральное Агентство Правительственной Связи и Информации при президенте (ФАПСИ), где, по общему мнению специалистов-комитетчиков, «сотрудников стало больше, а порядка меньше».

Возглавлял ФАПСИ до 1998 года генеральный директор, генерал-полковник Александр Старовойтов.

Не успели еще поделить между собой здания, оборудование, мебель, как ФАПСИ начало предъявлять претензии к основному наследователю имущества КГБ – ФСК. Якобы «забыли» передать ФАПСИ Академию ФСК (бывшую Высшую школу КГБ СССР), что на Мичуринском проспекте. Впрочем, ФАПСИ претендовало лишь на один из факультетов Академии – Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Однако частнособственнические интересы сказались выше здравого смысла. Началась разрушительная для Академии тяжба, за которой стояли президентские службы.

Сама идея «приватизации» ФАПСИ шла от демократической власти, решившей монополизировать прослушивание телефонных разговоров лиц, входящих в элиту общества; оппозиционные движения, партии и организации; редакции газет и журналов, Государственную думу и др.

Увы! Руководители государств приходят и уходят, а политический сыск остается. Он может видоизменяться, но вечен, как Вселенная…

Сразу же прозвучали обвинения в адрес ФАПСИ, требования соблюдать Конституцию. Даже глава Администрации президента и заместитель председателя Совета Федерации вынуждены были сделать сенсационное заявление о незаконном прослушивании их телефонов.

Итак, «охота на ведьм» происходила даже в «своем» демократическом окружении. Политика – это дело… одни говорят «тонкое», другие «грязное». Стоило ультрадемократу Юшенкову, председателю думского Комитета по обороне, выступить с критикой властей по поводу начала военной операции в Чечне, как у него тут же отключили «вертушку». Кто это сделал, по чьей команде, господин Юшенков так и не смог выяснить.

А ведь депутаты сами принимали закон о прослушивании, не оговорив, в чьих руках должны находиться рычаги политического и психологического воздействия на неугодных власти граждан и как противодействовать произволу ФАПСИ. У президента оказалась неограниченная власть, данная ему законодателями в состоянии «революционной» эйфории.

Ельцин на танке заворожил народ, затмил собой Ленина на маленьком броневике.

Справедливости ради, это сравнение стоит развить. Ленин возглавил бедную, голодную, истерзанную мировой, а затем и бесконечной гражданской войной, походами Антанты, восстаниями, мятежами и прочими распрями, Россию лаптя и сохи. Ельцину в наследство досталась могучая держава, обладающая ядерным оружием, проникшая в космос и имеющая другие великие достижения, в том числе в области криптографии, дающие возможность добывать и защищать информацию. Именно по этим трем параметрам, по мнению западных политиков, и определяются признаки великой державы. Что касается ФАПСИ, то в державной России – это гигантская секретная империя закрытой связи и информации при президенте.

А у кого информация – у того и власть.

И не только в своей стране, но и в мире. Понимая это, американцы, например, с каждым годом увеличивают расходы на средства информационной борьбы. За последние 15 лет они возросли в четыре раза, эти расходы превышают все программы вооружения страны.

В ФАПСИ тоже это понимают и считают, что в ХХI веке главная угроза для России – это в информационной сфере.

И здесь они правы. Но при этом предательски разбазаривают великие технические достижения. Что стоит одна только сделка с самой информированной и продуктивно работающей в этой области израильской разведкой МОССАД, с которой ФАПСИ заключило через подставных лиц невинный, казалось бы, договор о страховании своих сотрудников. За скромную плату израильская разведка влезла в святая святых секретов ФАПСИ – вплоть до полного списка ее сотрудников с указанием их должностей, адресов, служебных и домашних телефонов! Тут уж недалеко и до пресловутого «ядерного чемоданчика», который в ФАПСИ значится как АСУ «Казбек», о чем благодаря публикациям в открытой печати стало известно всему миру.

Публикуют открыто секретные сведения и перечень закрытых научно-исследовательских институтов… Ну и что? Выпустил же Калугин книгу с воспоминаниями о работе советской разведки в США, «невольно» провалив агента? И Бакатин выдал секреты КГБ посольству США…

Теперь уж и не понять, что движет этими людьми, дорвавшимися до власти – глупость или умышленное и открытое предательство?

В любом случае это трагедия. Глупость и предательство при демократии стали еще двумя национальными бедами России после пьянства, воровства и дорог.

Вот и ФАПСИ превратилось в заурядное коммерческое предприятие. Его руководство ворует, выставляет на показ свои изделия, публикует секретные материалы в открытой печати. В свое время даже могущественному Берии не удалось подчинить себе эту службу, замыкавшуюся непосредственно на Сталина, который не доверял ее никому. Лишь после развенчания культа Сталина информационную службу передали под контроль и опеку КГБ.

Теперь все возвратилось на круги своя. После событий в августе 1991 года Президент подчинил себе ФАПСИ. Теперь в эту организацию стекаются результаты выборов – и думских и президентских. Это ли не рычаг власти?

По заявлению Старовойтова, в ФАПСИ трудится более 300 кандидатов наук, докторов, академиков и членов-корреспондентов. В основном математики. И не случайно. Русская шифровальная служба и создатель первого шифратора академик Котельников известны всему миру. А имеющиеся на вооружении ФАПСИ современные ЭВМ способны выполнять более миллиарда операций… в секунду!

В свое время, когда я работал в Инспекторском управлении, по заданию руководства КГБ СССР и непосредственно своего шефа генерала Толкунова пришлось выполнять одно деликатное поручение – провести тщательный анализ эффективности одной информационно-аналитической системы, авторы которой выдвигались на Ленинскую премию. Тогда-то я и познакомился со многими учеными – шифровальщиками, дешифровальщиками, радиоперехватчиками, кабинетными работниками, но имеющими немало правительственных наград. В частности, с генералом Андреевым, умным и обаятельным человеком. Он многое рассказал мне о российской криптографии, перед которой склоняли головы американские специалисты. Говорил, что сила их – в тщательном хранении секретных разработок: «Умное – оно тихое».

К сожалению, у сотрудников сегодняшнего ФАПСИ секреты не держатся. Одно дело рассказать историю о том, как Хрущев «проговорился», поведав всему миру, что благодаря нашим дешифровальщикам секреты американской службы АНБ давно известны (кстати, потом эту службу там на долгое время прикрыли), другое – рассуждать о технических параметрах ФАПСИ в открытой печати. Этим, кстати, грешит порой и Старовойтов, и его контролеры из военной контрразведки, публикуя подобные материалы в «Известиях», «Российской газете» и вездесущем «Московском комсомольце»…

Представить на всеобщее обозрение на международной выставке «СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ-95» уникальные технические разработки и возможности ФАПСИ – такого что-то не встречалось в истории спецслужб. Даже «Российская газета» дала примечательный заголовок для своей статьи: «Самый секретный секрет». И она права, без всякой натяжки…

Автор статьи пишет: «специалисты ФАПСИ разработали новую информационно-телекоммуникационную систему ИТКС, проект которой был одобрен на закрытом (курсив мой. – авт .) заседании правительства…» Но если система рассматривается на закрытом, то почему сообщается об этом в открытой печати?

В интервью заместителя генерального директора ФАПСИ Ю. Шанкина читаем: «В мире существует только два мощных криптографических центра: в США – АНБ и в России – ФАПСИ. Речь идет не только о квалифицированных криптографах, но и большой инфраструктуре…»

Спустя год в тех же «Известиях» появился броский заголовок: «Генерал ФАПСИ сидит в Лефортово…» Сообщалось, что арестован генерал-майор В. Монастырецкий, начальник финансово-экономического управления ФАПСИ «за хищение государственного имущества в крупных размерах». Вот как делились руководители ФАПСИ секретной связью с коммерсантами!

В одном случае Монастырецкий присвоил 20 миллионов марок ФРГ в процессе расчетов с инофирмами (велики должно быть услуги мировому «предпринимательству»), в другом – прихватил 28 миллиардов рублей, направив их на скупку акций Нижнетагильского металлургического комбината, а в третьем – 5,5 миллиарда рублей, выделенных государством на закупку кабеля для ФАПСИ. Деньги почему-то оказались на счетах одного из частных акционерных обществ, а проценты за оборот у Монастырецкого, по выражению газеты «МК», «лучшего друга и соратника гендиректора ФАПСИ Старовойтова». «Омут коррупции, в который засосало руководство ФАПСИ», – констатирует «Московский комсомолец».

Какая уж тут коррупция, такое воровство можно толковать только как предательство!

Читаем дальше. «Новая газета» 21 сентября 1997 года задает вопрос: «Сколько квартир имеет генеральный директор ФАПСИ и его заместители?» И перечисляет. У одного генерала Монастырецкого: одна, стоимостью 1 млн 300 тыс. долларов, другая – 2 млн 600 тыс. долларов… А таких генералов в ФАПСИ 70! И отнюдь не на деньгах мафии жирует эта организация. Оказывается, Монастырецкий был взят в активную разработку немецкой разведкой БНД. А Старовойтов будучи в Германии вместе с сыном, заехал в Люксембург и снял там со счета в банке 300 тыс. долларов. Чьих? Более того. Его задерживает французская разведка и допрашивает около шести часов без перерыва. Многое можно сказать за это время!

У России, оказывается, нет доктрины собственной информационной безопасности!

В печати уже сообщалось, что Минобороны и ФАПСИ защищают лишь собственные профессиональные секреты. Никакой защиты государственных электронных ресурсов! Естественно, что негосударственный сектор экономики, банковская база данных остаются и вовсе незащищенными.

До 1997 года я считал, что, по крайней мере, Центробанк прикрыт самыми надежными на сегодня системами ФАПСИ. Но вот «Новая газета» (№ 46, 1997 год) под заголовком «Как украсть миллиард из ЦБ» публикует заявление одного хакера: «Чтобы попасть в ЦБ, мне нужна комната с десятком компьютеров. Через два месяца я переведу на свой счет три миллиарда…»

«Вся система защиты с охраной бронированных комнат, компьютерным контролем и пр. кажется сегодня никчемной и абсурдной, – делает вывод газета. – Так как нет преграды, которую не взял бы хакер нового поколения – взломщик территорий…»

Выступающий в качестве комментатора этой публикации авторитетный специалист, генерал-лейтенант в отставке, бывший начальник Управления информации Службы внешней разведки, доктор наук, профессор МГИМО Николай Леонов, говорит следующее:

«Министерство обороны США фиксирует до 350 попыток проникновения в банк данных Пентагона ежемесячно! В Германии юный хакер смог расшифровать и предать огласке переговоры, которые шли на базе НАТО… В грядущем столетии из хакеров выйдут настоящие суперразведчики, которым не нужно никуда выезжать, рисковать жизнью. Вооруженные лишь персональным компьютером, они будут сидеть где-нибудь на даче в Подмосковье… В XXI веке в беззащитном положении окажутся те страны, которые отстанут в электронике. Сегодня российские спецслужбы лишены средств на развитие научно-исследовательской работы. В этом у России незавидное будущее…»

Леонов подчеркнул, что «сегодня электронный «медвежатник» – самая высокооплачиваемая профессия», а «в России у хакеров один заказчик – криминал». Закончил свой комментарий профессор убийственной фразой:

«Пятнадцать лет назад мы вынуждены были купить сименсовские комплексы для военных институтов. До сих пор не уверены, что они не выдают информацию чужим…»

Непонятная ФАПСИтуация

11 марта 2003 года Владимир Путин упразднил Федеральное агентство правительственной связи и информации, функции которого поделили между собой Министерство обороны и ФСБ. Заодно президент реформировал и другие правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), а функции Федеральной пограничной службы (ФПС)

передал в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ).

ФАПСИ упразднено как ведомство. В связи с этим возникает ряд вопросов, разрешение которых задает тот или иной сценарий развития отечественного рынка ИБ (информационной безопасности). Но перед этим - о том, чем, собственно, занималось агентство.

Что такое ФАПСИ

ФАПСИ было создано в соответствии с Указом Президента России от 24 декабря 1991 для решения двух основных задач:
- обеспечение функционирования, развития и информационной безопасности технологической основы системы управления государством в мирное и военное время;
- противодействие, в пределах своей компетенции, угрозам безопасности России в информационной сфере.

Исторически ФАПСИ, разумеется, является наследником КГБ СССР, в результате реорганизации которого было создано несколько самостоятельных спецслужб, в том числе и Федеральное агентство. ФАПСИ объединило некоторые технические и научно-исследовательские подразделения бывшего КГБ, а также ряд государственных организаций и предприятий, ведавших разработкой специальных телекоммуникаций, средств защиты информации, а также специальным и информационно-технологическим обеспечением органов государственной власти.

В последнее время ФАПСИ занималось такими вопросами, как электронно-цифровая подпись (см. статью Андрея Акопянца "ЭЦП - год в законе", "КТ" #482), защищенный документооборот, лицензирование производства и оборота криптографических средств.

Одна из приоритетных задач ФАПСИ - участие в противодействии угрозам информационной безопасности России, связанным с применением средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Что касается криптографии, то здесь ФАПСИ являлось головной организацией по защите информации. Криптографические задачи наукоемки, и работы проводятся совместно с Российской Академией наук и Академией криптографии РФ. Под руководством ФАПСИ создавалась шифровальная техника для российских организаций. Оно же обеспечивало министерства и ведомства надежно защищенными от взлома ключевыми документами (под ключевыми документами здесь понимаются как сами сертификаты, так и алгоритмы). В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляло государственный контроль за обеспечением ИБ в сетях шифрованной связи в России, лицензирование и сертификацию в области защиты информации и т. д.

В последнее время Агентство осваивало новую область практической криптографии - обеспечение ИБ с применением российских интеллектуальных карт, вырабатывались меры защиты АСУ так называемых критических технологий, нарушение штатного функционирования которых может подорвать экономику государства, привести к техногенным и экологическим катастрофам.

ФАПСИ и рынок шифрсредств
В последнее время информационные потребности растут небывалыми темпами. Вместе с тем уязвимость самой информации значительно повысилась. Ясно, что широкому внедрению ИТ в любой стране, заботящейся о своей независимости и безопасности, должна сопутствовать государственная политика защиты национальных информационных ресурсов 1 , что и входит в интересы ФАПСИ. Такая защита может быть эффективно обеспечена путем использования криптографических средств, которые могут применяться не только для шифрования сообщений, но и для других целей. Например, для обеспечения подлинности передаваемой информации широко используется ЭЦП, в разработке которой участвовало Федеральное агентство.

Кроме всего прочего, ФАПСИ представляло образцы нашей шифровальной техники на международных выставках. Вот некоторые из самых интересных разработок:
- "Гамма", "Альфа", "Омега" - аппараты, обеспечивающие шифрование речи, факсимильных сообщений и данных при работе в различных сетях;
- "Корд" - аппарат линейного шифрования высокоскоростных информационных потоков до 8 Мбит/с, формируемых стандартными цифровыми системами передачи;
- Crypto Pager - программный криптомодуль, обеспечивающий шифрование информации в системах пейджинговой связи стандартов POCSAG или ERMES;
- GSM - портативный абонентский пункт сети сотовой связи стандарта GSM-900 с шифрованием речи и данных;
- "Крипто-ТСР/IP" - шифратор данных в сетях ТСР/IP.


Усилия, связанные
с внедрением защиты

Система обеспечения ИБ в общем случае может быть рассмотрена как совокупность двух компонентов. Первый - организационный, включающий создание полнокровной, непротиворечивой нормативной правовой базы по вопросам ИБ и развертывание действенной системы контроля ее выполнения. Второй - разработка, обоснование (сертификация) и внедрение комплексов надежных средств обеспечения ИБ.

До последнего времени развитие обоих компонентов защиты современных информационных технологий отставало от бурных темпов создания собственно этих технологий. В качестве примера можно привести важнейшее средство защиты информации от искажения - электронно-цифровую подпись, внедрение которой началось лишь недавно, после утверждения 10 января 2002 года президентом Федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Принятие закона обеспечило правовые условия использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, и заложило основы для создания юридически значимого электронного документооборота.

Кризис в ФАПСИ
Большинство криптографов в России работало на Федеральное агентство правительственной связи и информации, научный потенциал которого всегда оставался на высоте. И вроде бы все ничего. Тем не менее, некоторые специалисты считают, что ФАПСИ в последние годы неуклонно двигалось к жесточайшему кризису, обусловленному техническим бессилием отечественных производителей и, мягко говоря, неправильной политикой (особенно кадровой) его руководства. Они также считают, что за последнее время Федеральное агентство, на которое уходили огромные бюджетные деньги, так ни разу и не порадовало налогоплательщиков каким-либо завершенным общегосударственным проектом 2 , не говоря уже о технических или программных решениях, пригодных к эксплуатации в современных информационных системах. И это несмотря на то, что в разное время агентство имело немало шансов выйти на рынок с конкурентоспособными разработками...
Изменится ли ситуация теперь, после передачи функций ведомства от ФАПСИ к Министерству обороны и ФСБ?

Нерешенные вопросы
После упразднения Федерального агентства возник целый ряд вопросов, ответы на которые, видимо, появятся позже - после непосредственной передачи функций другим государственным структурам.
ФАПСИ было органом, лицензирующим создание и распространение криптографических и шифровальных средств. Кто будет теперь заниматься лицензированием производителей криптографических средств? Будут ли функции лицензирования переданы ФСБ?
Стараниями ФАПСИ был создан центр сертификации и лицензирования, который выдавал разрешения на опытную эксплуатацию удостоверяющих центров. Что произойдет с ним?

Как реорганизация ведомств повлияет на российских производителей криптосредств? Стоит отметить, что в области ИБ зарубежные разработчики все активнее действуют на территории России. Смогут ли наши криптосистемы конкурировать с иностранными аналогами? Кто возьмется за приведение российских криптосредств к совместимости с ними?

Передача структурных
подразделений ФАПСИ

Как известно, после реорганизации генеральный директор ФАПСИ В. Г. Матюхин возглавит госкомитет по оборонному заказу при Министерстве обороны. Функции самого агентства, видимо перейдут к ФСБ, а войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части - к Министерству обороны. Что касается органов правительственной связи и информации в федеральных округах и субъектах РФ, учебных заведений и исследовательских центров, то пока неизвестно, куда они перейдут. Быть может, также под управление ФСБ.