Почему? Зачем?

Интеллект карта окружающий мир отечественная война 1812. Задания для домашней работы

Задание № 1. Выберите правильный ответ

Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург

б) Москву

Задание № 2. Соотнесите правильно

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий → Александр 1

Командующий 1-й армией → М. В. Барклай-де-Толли

Командующий 2-й армией → П. И. Багратион

Командующий 3-й армией → А. П. Тормасов

Задание № 3. Выберите правильный ответ

Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий

б) основные силы французской армии были разгромлены

в) русской армии удалось отстоять Смоленск

г) русская армия перешла в контрнаступление

Задание № 4. По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю)

Задание № 5. Выберите правильный ответ

Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии

б) поражением русской армии

в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон

г) отступлением французской армии

Задание № 6. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:

а) Бородинское сражение

б) назначение Кутузова главнокомандующим

в) Смоленское сражение

г) переправа через Березину

д) сражение под Малоярославцем

Задание № 7. Укажите неверный ответ

Самыми известными руководителями партизанской войны были:

а) Д. И. Давыдов

б) А. С. Фигнер

в) П. И. Багратион

г) В. Кожина

Задание № 8. Выберите правильный ответ

Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы

б) поддержка союзных стран

в) суровая зима

г) экономическая мощь России

Задание № 9. На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям

Задание № 10. Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада

План доклада:

1) Вступление (память о войне)

2) Начало войны

3) Багратион и Барклай-де-Толли

4) Смоленск и назначение Кутузова

5) Кутузов

6) Бородино и героизм русской ормии

7) Генералы русской армии

8) Партизанская война

9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина

10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов)

11) Заключение

Задание № 11. В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами

Задание № 12. Дайте определение понятий

Инфантерия — один из родов войск, пехота

Ополчение — вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе

Фураж — растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес)

Флеши — полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла

Редут — сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны

Партизан — участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения

1. Подпиши под портретами имена военачальников.

2. В задании 1 даны портреты военачальников, судьбы двух из которых связаны. Прочитай текст. Как ты думаешь, о ком пойдёт речь?
Ещё в 1762 году семнадцатилетний Михаил Кутузов в чине капитана командовал ротой Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял Александр Суворов.
После взятия Измаила Суворов писал о Кутузове: "Он шёл на моём левом фланге, но был моей правой рукой".
Впоследствии их боевые пути пересеклись многократно. Генерал-майором в 1784 году Михаил Илларионович стал по личному ходатайству Суворова. Кутузов был одним из лучших учеников самого выдающегося полководца восемнадцатого столетия.

Ответь на вопросы:

  • Как связаны судьбы Кутузова и Суворова? Первым наставником Михаила Кутузова на военной службе стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
  • Как ты понимаешь слова Суворова о Кутузове? Это значит, что Кутузов был главным помощником Суворова.
  • Что мы можем сказать об ученике Суворова? Кутузов был одним из лучших учеников Суворова

3. Рассмотри изображения памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Запиши их названия и города, в которых они находятся.


4. Заполни сетку крестословицы.

1. Высота, которую обстреливали 400 вражеских пушек у села Бородино. Ответ: Курганная
2. Императрица, продолжательница дел Петра I. Ответ: Екатерина
3. Страна, напавшая на Россию в 1812 году. Ответ: Франция
4. Город на берегах реки Невы. Ответ: Петербург
5. Выдающийся русский полководец XVIII века. Ответ: Суворов
6. Русская флотоводец XVIII века. Ответ: Ушаков
7. Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир. Ответ: Наполеон
8. Турецкая крепость, считавшаяся неприступной. Ответ: Измаил
9. Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру I. Ответ: Сенатская
10. Генерал, участник войны 1812 года. Ответ: Раевский
11. Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812 года. Ответ: Бородино
12. Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке. Ответ: Зимний
13. Главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 года. Ответ: Кутузов
14. Название войны, во время которой весь народ встал на защиту Отечества. Ответ: Отечественная.


Прочитай слово в выделенной строчке. Что оно означает?

Генералиссимус - высшее воинское звание. Особенностью является то, что зачастую его дают не просто за выслугу лет или умелое руководство, а за особые достижения перед Родиной.

5. Найди в дополнительной литературе материал о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове. Расскажи о них на уроке.

Наполеон Бонапарт

Император французов, один из величайших полководцев мировой истории, Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсике, в г. Аяччо. Он был вторым сыном небогатого дворянина.
Свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после взятия Тулона 18 декабря 1793 года. 2 марта 1796 года был назначен командующим Итальянской армией. В ноябре 1799 года произвёл государственный переворот и стал первым консулом.
18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806-1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
Поражение Наполеона I в войне 1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции европейских держав. Проиграв «битву народов» под Лейпцигом, Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и отправился в ссылку на остров Эльба.
Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан.

Открытый урок по окружающему миру (4 класс)

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цель: сформировать представление о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать патриотизм, гражданственность у младших школьников.

Оборудование: фото великих людей России, рисунки и слайды с изображением Александра 1, Наполеона, Кутузова, фрагментов сражения при Бородино.

Литература:

    А.А. Плешаков. Мир вокруг нас, Учеб. для 4 кл. нач. шк. 2 ч.М.,П., 2006 г.

    О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, М., ВАКО,2008 г.

    Т.А. Корнева,Е.А. Шмидт. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методическое пособие для уч. нач. кл. ч2 – Волгоград: Учитель,2003 г.

    Л.П. Борзова. История России в картинках, рассказах, путешествиях.- М: ЗАО РОСМЭН – ПРЕСС, 2007 г.

    Энциклопедия для детей (т.32)История воин/ред.коллегия: М. Аксенов, А. Желенин, С. Шокарев- М.: Мир энциклопедий Авонта+, Астрель,2009 г.

Ход урока

    Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История».

— Что такое история? (наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили).

2. Повторение изученного.

— Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны каждый человек оставил свой след в истории нашего Отечества.

— Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности (Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).

— Осталось два портрета с людьми, с которыми мы еще не знакомы. Цель нашего урока познакомиться с ними и узнать, какие страницы истории нашей страны связаны с этими выдающимися личностями.

4. Новая тема.

— В течение всего урока по ходу моего рассказы вы меня внимательно слушаете и заполняете хронологическую таблицу (см. Приложение 1).

В 1799 году во Франции пришел к власти генерал Наполеон Бонапарт. Вскоре он провозгласил себя императором и решил покорить вест мир. (доклад, подготовленный учеником о Наполеоне, приложение 2). Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно чувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 19 века Россия была огромной державой,

имеющей земли от Балтийского моря до Тихого океана.

Она имела выход не только в балтийское море, но и в Черное.

В то время страной правил Александр1.

В июне 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Силы Наполеона превосходили русских (600 тыс. человек). Русская армия имела 590 тыс. человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тыс. человек (часть армии находилась на юге, где продолжалась война с Турцией. Остальная часть армии была разделена на три части, стоявших друг от друга очень далеко.

Ф ранцузский император планировал победить Россию очень быстро, дав основные сражения у границы. Но возглавляющий русскую армию осторожный Барклай де Толли решил по – другому:

необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы.

В тыл врага посылались партизанские отряды.

Одним из предводителей партизанского отряда был поэт, писатель Денис Давыдов. Они внезапно нападали, лишали их продовольствия и связи

друг с другом. Это был верный

путь к победе. Но многие влиятельные люди считали это трусостью. Они требовали смены командующего.

Возглавил русские войска опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов (доклад, подготовленный учеником о М.И. Кутузове, Приложение 3). Император Александр 1 призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества. Поэтому война1812 года получила название Отечественной.

Когда Наполеон уже подходил к Москве, численность русской и французской армии почти сравнялась. Теперь противнику можно было дать решительное сражение. Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Бородинское сражение одно из них.

26 августа 1812 года близ села Бородина, рядом с Можайском сошлись почти 300 тыс.человек из двух враждебных армий. На рассвете загремели выстрелы тысяч пушек. Французы атаковали центр и левое крыло русских. Несколько раз русские отражали натиск противника и сами переходили в атаки. До позднего вечера длилась перестрелка, затем Наполеон отвел свои войска на исходные рубежи. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражения, а отступить к Москве.



Бородино посеяло во французах чувство неуверенности и страх перед стойкость противника. Наполеон вспоминал: «Изо всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.» (Лермонтов М.Ю. отрывок «Бородино»).

После Бородинского сражения русские отступили почти на 10 км. 1 сентября в

деревне Фили (под Москвой) состоялся военный совет.

— Какие вопросы могли решать офицера на данном совете? (Дать бой под Москвой или отдать Москву без боя).

Часть офицеров настаивали на сражении под стенами Москвы. Другие считали, что позиция русской армии очень неудобна, давать сражения здесь нельзя. Но Кутузов успокоил: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Нужно сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Само уступление Москвы приготовит неизбежную гибель неприятелю». 2 сентября русская армия вышла из Москвы.

В начале сентября Наполеон вошел в Москву. Он напрасно надеялся, что ему вынесут ключи от города. Завоевателя ждал пустой город и пожар, уничтоживший больше половины всех московских домов. Наполеон предложил Кутузову перемирие. Но русские были непреклонны.

Целый месяц находился Наполеон в Москве. За это время 2 тыс. французов попали в плен и 30 тыс. погибли. Не хватало продовольствия, приближались холода и Наполеон понял, что зимовать в Москве смерти подобно.

В начале октября у села Тарутино произошло сражение. Французы понесли большие потери и отступили.

7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы. При переправе через реку Березину армия Наполеона понесла огромные потери. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж.

В 1814 году русские войска победоносно вошли в столицу Франции Париж. Мечтавший о мировом господстве Наполеон остаток жизни провел пленником на далеком острове в Атлантическом океане.

В честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный Храм Христа Спасителя в г. Москве.

4. Закрепление нового материала.

— Каковы причины победы русской армии в Отечественной войне 1812 года? (военный талант, главнокомандующих, смелость, храбрость и стойкость русских людей, погодные условия).

— Почему войну 1812 года назвали Отечественной? (на защиту страны встал весь народ – армия, партизаны, народное ополчение).

— Найдите ошибки в данных предложениях.

1. Кутузов возглавил русские войска, когда Москва уже была отдана французам.

(Кутузов возглавил русские войска, перед тем как отдать Москву).

2.Как только войска покинули Москву, состоялся совет в Филях .

(Совет в Филях состоялся перед тем как отдать Москву французам).

— Проверим хронологические таблицы по теме нашего урока.

Дата

Событие

1799 г.

Во Франции у власти Наполеон

июнь 1812 г.

Армия Наполеона перешла границы России

Бородинское сражение

Совет в Филях

Русская армия вышла из Москвы

начало октября 1812 г.

Сражение у села Тарутино

Наполеон вывел свою армию из Москвы

1814 год

Русские войска вошли победоносно в Париж

    Работа в тетрадях.

— откроем рабочие тетради «Окружающий мир» страница 41, №4

7. Итог урока. Тест.

    1.Какая страна напала на Россию в начале XIX века?

    М) Франция

    П) Швеция

    Р) Германия

2
. Кто был императором России в то время?
а) о)

3. Кто возглавлял армию французов?

    М) Мамай

    Н) А. Суворов

    Л) Наполеон

4.Главнокомандующий русских войск

    У) Ф. Ушаков

    О) М. Кутузов

    А) А. Невский

5. Где произошло решительное сражение войны с французами?

    Н) на Куликовом поле

    Д) у села Бородино

    Ж) на реке Неве

6.В каком году произошло Бородинское сражение?

    И) 1811 году

    Ё) 1380 году

    Е) 1812 году

    Какой храм был сооружен в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года?

    Ф) Софийский собор

    Ц) Храм Христа Спасителя

    Х) Рождественский храм

— Правильные ответы вы увидите если прочитаете слово, которое у вас получилось (МОЛОДЕЦ!)

— Спасибо за урок. Оценивание работы учащихся на уроке.

8. Домашнее задание.

— стр. 112 – 117 чит., перес., р.т. с.40-43. Подготовить информацию о дальнейшей судьбе Наполеона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хронологическая таблица

Дата

Событие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наполеон Бонапарт – выдающийся французский полководец и государственный деятель. Родился он в 1769 году в семье адвоката и его жены. У них было 5 сыновей и 3 дочери, жили они небогато. При Людовике 16 он смог поступить в военную академию. В 24 года Наполеон стал бригадным генералом. Позже он получит под командование армию в Италии и руку Жозефины Богарне.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Кутузов Михаил Илларионович родился в 1745 году и происходил из старинного дворянского рода. Получив прекрасное домашнее воспитание, 12- летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом в Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу; в 16 лет получил первый офицерский чин, а в 17 лет в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка.

Участник русско – турецких войн 18 века. В русско – австро – французскую войну 1805 года командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из –под угрозы окружения.

Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты

Тема: "Отечественная война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  2. познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  3. сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  2. развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  2. содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование.

Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

Учитель . Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Чтобы ответить на первый вопрос, давайте обратимся к источнику информации, к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску )Наполеон мечтал покорить весь мир .

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон . (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему? (Дети отвечают)

Слайд №5

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Слайд №6

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Слайд №7

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось 100 вёрст, (верста – русская мера длины, равная чуть больше 1 км – работа с новым термином - вынести на доску )

Ребята, а, сколько это километров? (Ответы детей)

Главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Слайд №8

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №9

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Слайд №10

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску )

Слайд №11

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

Слайд№12

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так:

«Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Как кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус»

Слайд №13

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Слайд№14

Летописец. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Слайд№15

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

Как вы думаете, почему он принял такое решение? (Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон,
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

Слайд №16

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Учитель. Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

Победу одержала Российская армия . (3-я колонка, ответ на доску)

Слайд №16

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории

В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Слайд №17

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд №18-19

1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны)

10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?(Храм Христа Спасителя)

V. Домашнее задание.

Выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке: Я узнал (-а) … Я научился (-лась) …

Мне понравилось … Я бы хотел (-а) … Новые знания мне …

Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

  1. отлично
  2. хорошо
  3. удовлетворительно
  4. плохо

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

Нарисуй рисунок по данной теме урока.

Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Наполен Бонапарт В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся в Россия, но я раздавлю её», заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Общее мнение было у народа: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Михаил Кутузов Кутузов сделался известен ещё при Екатерине II . При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении Писал о нём: «Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, а в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

«Видно, говорил доктор,- Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран»

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 вёрст, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждать боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.

Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении Лермонтова рассказывает так: «Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Как кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус»

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В это м ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

1 сентября 1812 года состоялся военный совет в Филях, на котором главнокомандующий российской армией М.И. Кутузов принял трудное, но волевое решение – отступить, оставив Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие из них покинули город. Всем известны знаменитые слова русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия». В последствии эти слова подтвердятся…

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

Закрепление изученного. 1.Кто был у власти во Франции в те годы? (Полководец Наполеон Бонапарт) 2.О чём мечтал Наполеон? (Покорить мир) 3.Когда французская армия вторглась в Россию? (1812году) 4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов) 6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы) 7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско) 8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве) 9.Кто наносил урон отступающим французам? (Партизаны) 10.Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя)



2. Бородинская битва.
3. Наполеон в Москве.

1. Нашествие Наполеона на Россию.

С конца 18 века европейские страны были погружены в бесконечные войны. Во Франции к власти пришел полководец Наполеон Бонапарт и провозгласил себя императором. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

В июне 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. Численность армии Наполеона составила 600 тысяч человек. Удар французов был так стремителен и селен. Русские армии не смогли сдержать натиск французов и вынуждены были начать отступление. Наполеон был уверен в скорой победе.

Солдаты и генералы русской армии тяжело переживали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот тяжелый для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов .

Войска с радость встретили назначение Кутузова главнокомандующим. На его счету уже было много побед и он был учеником Суворова.

2. Бородинская битва.

Кутузов начал подготовку к решительному сражению. 20 августа 1812 года в 6 часов утра произошло сражение на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.

Оборона Курганской высоты стала стала одной из самых тяжелых моментов в Бородинской битве. Возглавлял оборону Курганской высоты генерал Николай Николаевич Раевский. 400 французских пушек обстреливало высоту в течении нескольких часов. И после жесточайших атак врагу удалось занять высоту.


Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М.Ю.Лермонтов)

Реду́т (фр. redoute — убежище) - укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Ула́ны - наряду с гусарами род легковооружённой (в противовес кирасирам) новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (уланка или конфедератка).

Драгуны (фр. dragon - «драгун », букв. «дракон») - название конницы, способной действовать также и в пешем строю. В прежние времена под этим же названием понималась пехота, посаженная на лошадей.

Русская армия в Бородинской битве понесла большие потери. Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Перед ним встал трудный выбор: дать сражение под стенами Москвы или оставить Москву французам, но сберечь войско. Кутузов принял решение отступить.

На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, что может росс!
На Бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепляясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
(К.Ф.Рылеев)

3. Наполеон в Москве.

Наполеон вошел в Москву. В покоренных городах Европы ему в почетом подносили ключи от города. Передача ключей от города — символ добровольной сдачи города. Наполеон считал, что близок к победе и ждал от жителей Москвы такого шага. Но Москва же стояла опустевшей.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Москва почти полностью сгорела.


Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А.С.Пушкин)


За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Наполеону пришлось оставил Москву. Наступил черед русской армии преследовать отступающую французскую армию.

3. Роль народа в Отечественной войне 1812 года.

На борьбу с захватчиками поднялся весь народ. Именно поэтому эта война названа Отечественной.

Большой урон отступающим французам наносили партизаны. Они воевали на территории, занятой противником. В партизанском движении принимали участие не только мужчины, но женщины, старики, подростки. Они вооружались вилами, дубинами, брошенным оружием. Партизанили и небольшие отряды русской армии.

Денис Васильевич Давыдов был офицером, талантливым поэтом и писателем. Он командовал одним из таких отрядов.

Именно партизанские отряды наносили ощутимый урон французской армии. Они захватывали повозки с оружием и продовольствием, расстраивали дисциплину в рядах французской армии, внушали ей страх.

Война Наполеоном была проиграна. В декабре 1812 года русские войска освободили свою землю, помогла освободить порабощенные страны Европы. Отечественная война 1812 года была завершена в апреле 1814 году на территории Франции, после того, как был занят Париж.

Отечественной войне 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только сплоченный, решительный и самоотверженный народ.

Армией Наполеона были разрушены многие города и села, погибли многие ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость.

В конце 19 века в Москве в память избавления России от захватчиков был возведен храм Христа Спасителя, чтобы «вечно напоминал бы отдаленному потомству о доблестных делах его предков».

Храм взорван в 1931. В 1994 пр-во Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храм Христа Спасителя . К 1997 храм восстановлен в основных формах.

Просмотры: 27 043

Вам может быть интересно