Почему? Как? Зачем?

Грозный сварог - бог славян. Славянские боги

БОГ РОД — персонификация множества всех Светлых Богов и многомудрых Предков наших. Вышний Бог Род - Един и Множествен одновременно.

Когда мы говорим о всех Древних Богах и Великих и Мудрых Предках наших: Пращурах, Прадедах, Дедах и Отцах, - мы говорим - это мой РОД.

К нему мы обращаемся, когда необходима Духовная и Душевная поддержка Светлых Богов и Предков, ибо Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их.

Вышний Бог Род является, извечным символом кровного родства, воплощением нерушимости всех Славянских Родов и Племён, их постоянного взаимодействия и взаимопомощи друг другу.

При рождении на Мидгард-Земле человека из Великой Расы или потомка Рода Небесного его будущая судьба записывается в Саньтии или Харатьи Бога Рода, именуемые также Книгой Рода.

Поэтому во всех Родах говорят: "Что на Роду написано, никому не миновать!" или "Что в Харатьи Бога Рода записано пером, того не вырубишь топором".

Вышний Бог Род является Богом-Покровителем Чертога Бусла (Аиста) во Сварожьем Круге. Это послужило для создания народного иносказательного Образа, что Бусел (Аист) из Сварги Пречистой детей приносит для продления наших славянских Родов.

БОГ СВАРОГ — Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной в Явном Мире.

Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь, поэтому мы - славяне, называем всех Их Сварожичами, т.е. Детьми Бога Сварога.

Бог Сварог как любящий Отец, заботится не только о своих Небесных детях и внуках, но и о людях из всех Родов Великой Расы, которые являются потомками Древних Сварожичей, Светлых Небесных Богов на Мидгард-Земле.

Но наши Великие и многомудрые Предки, кроме Детей и Внуков Вышнего Бога Сварога, Сварожичами называли и Небесные Светила - Солнца и Звёзды*, а также любое Небесное тело, которое появлялось на Небосклоне и иногда падало с Небес на Землю (метеориты, болиды и т.д.).

Вышний Бог Сварог очень любит живую Природу и бережёт различные растения и наипрекраснейшие, редкие цветы.

Бог Сварог — Хранитель и Покровитель Небесного Вырия (Славянского райского сада), посаженного вокруг Небесного Асгарда (Града Богов), в котором собраны со всех Светлых Миров всевозможные днеревья, растения и наипрекраснейшие, редчайшие цветы со всей призорной (т.е. подконтрольной) ему Вселенной.

Но Сварог заботится не только о Небесном Вырии, и о Небесном Асгарде, но также заботится о Природе Мидгард- Земли и других схожих с ней Светлых Земель, находящихся у Рубежа между Светлыми и Тёмными Мирами, на которых Он создал прекрасные Сады, подобные Небесному Вырию. Посылаемая Сварогом на Мидгард-Землю плодотворная сила лучей Ярилы-Солнца и дождевых ливней согревает и питает растительный и животный мир земного Сада-Вырия возле Асгарда Ирийского, а также согревает и питает растительный и животный мир всего Мидгарда.

Вышний Бог Сварог даёт необходимую растительную пищу птицам и животным. Людям он указал, какую им необходимо пищу выращивать для питания Родов своих и какой пищей нужно кормить прирученных птиц и животных.

Вырий Сад примыкает к Небесному Асгарду (Граду Богов), в центре которого находятся Величественные Хоромы Сварога.

Великий Бог Сварог является постоянным Хранителем Небесного Чертога Медведя во Сварожьем Круге. Вышний Бог Сварог установил Небесные Законы восхождения по Златому Пути Духовного Развития. Этим законам следуют все Светлые Гармоничные Миры.

БОГ ПЕРУН (Перкунас, Перкон, Перк, Пуруша) — Бог-Покровитель всех воинов и многих Родов из Расы Великой, защитник Земель и Рода Святорусов (русичей, белорусов, земгалов, полян, сербов и др.) от Тёмных сил, Бог-Громовержец, управляющий Молниями, сын Бога Сварога и Лады-Богородицы, внук Бога Вышеня. Бог-Покровитель Чертога Орла во Сварожьем Круге.

Бог Перун уже трижды прибывал на Мидгард-Землю, чтобы защитить её и Роды Великой Расы от тёмных сил Пекельного Мира.

Тёмные силы приходят из разных Чертогов Пекельного Мира, чтобы обманом, лестью и хитростью заманивать людей из Родов Великой Расы к себе в полон, а если это не помогает, то похищают людей, дабы в своем тёмном Мире обратить их всех в покорных рабов и не дать возможности Духовно развиваться и продвигаться по Златому Пути, как это было установлено Богом Сварогом.

Тёмные силы проникают не только на Мидгард-Землю, но и на другие Светлые Земли во Сварге Пречистой. И тогда происходят битва между силами Света и Тьмы. Перун уже однажды освободил из Пекельного плена наших Предков и завалил на Мидгард-Земле Врата Междумирья, ведущие в Пекло.

ЛАДА-МАТУШКА (Матерь Сва) — Великая Небесная Мать, Богородица.

Любящая и нежная Мать Большинства Светлых Богов Расы Великой, Богородица-Покровительница всех Народов и Чертога Лося во Сварожьем Круге.

Небесная Богородица Лада-Матушка — это Богиня Красоты и Любви, оберегающая Семейные Союзы Родов Великой Расы и Семьи всех потомков Рода Небесного.

Для того, чтобы получить постоянную заботу и сердечное внимание со стороны Лады-Матушки, каждая пара молодожёнов приносит в дар Небесной Богородице самые яркие и благоухающие цветы, мёд и различные лесные ягоды, а также молодые супруги пекут для Лады блины с ягодной начинкой, медовые оладьи и возлагают перед Куммиром или Образом Её.

Вышняя Богородица Лада всегда дарует молодым супругам всё то, что они просят для начала совместной счастливой жизни.

Она приносит в жизнь людей домашний уют, дружелюбие, взаимопонимание, любовь, продолжение Рода, многодетство, взаимовыручку, семейный уклад, взаимоуважение и взаимопочитание. Поэтому про такие Союзы говорили, что в них царит лишь Лад да Любовь.

БОГ ВЕЛЕС — Бог-Покровитель скотоводов и животноводов.

Так как Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим миры Света и Тьмы, Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведёт в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, копотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершённые поступки.

Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только

тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней веры, которые усердно и созидательно трудились для процветенаи своих родов и которые от чистого сердца выполняли Два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и живших по совести в гармонии с Матерью-Природой.

БОГОРОДИЦА МАКОШЬ — Небесная (Сва) Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы.

Вместе со своими дочерьми, Долей и Недолей, определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей из Великой Расы и всех потомков Рода Небесного, живущих на нашей Мидгард-Земле и на всех других прекрасных Землях Сварги Пречистой, плетя для каждого из них Нити Судьбы.

Поэтому многие люди обращались к Богине Макоше, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери - Богине Доле. Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелёгкий труд, вырастал хороший урожай.

Следует помнить, что великая Небесная Богиня Макошь - это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, как могут подумать многие, а Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

Для трудолюбивых людей Богиня Макошь - подательница всяких благ, поэтому на Образах и Куммирах Богини Макоши её очень часто изображали с Рогом Изобилия или его символическим изображением в виде Небесного Ковша из Семи Звёзд (Созвездие Большой Медведицы).

К тем Родам из Великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и на огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелёгкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую дочь - белокурую Богиню Долю.

Тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно, из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что "от Макоши Доля пришла урожай мерить" или "Макошь Недолю послала урожай мерить".

Для трудолюбивых людей Богиня Макошь - подательница всяких благ, поэтому на Образах и Куммирах Богини Макоши её очень часто изображали с Рогом Изобилия или его символическим изображением в виде Небесного Ковша из Семи Звёзд.

Православные Староверы-Инглинги, неизменно следуя всем наставлениям Богини Макоши, стремятся к спокойной и размеренной жизни, к древнему традиционному укладу, к чувственному сопереживанию и трудолюбию.

Богиня Макошь управляет Чертогом Небесного Лебедя во Сварожьем Круге. Поэтому Богиню Макошь очень часто изображают в виде Белой Лебедушки, плывущей по безкрайнему Морю-Океану, т.е. в Небесах.

В честь Мудрой Небесной Богородицы Славяне и Арии ставили Великие Куммирни и Капища, ибо Богиня Макошь олицетворяла не только судьбу, удачу, достаток в Славянских Родах, соблюдающих законы и заповеди Древних Светлых Богов, к ней также обращались люди с просьбой преумножить их Древний Род, т.е. просили побольше детей, внуков и правнуков.

ДАЖДЬБОГ — Бог Тарх Перунович, Бог-Хранитель древней Великой Мудрости.

Был назван Даждьбогом (дающим Богом) за то, что дал людям Великой Расы и потомкам Рода Небесного Девять Саньтий (Книг).

Эти Саньтии, записанные древними Рунами, содержат Священные Древние Веды, Заповеди Тарха Перуновича и его наставления. Существуют различные Куммиры и Образы, изображающие Бога Тарха.

На многих Образах он держит в своей руке гайтан.

Тарха очень часто называют многомудрым сыном Бога Перуна, внуком Бога Сварога, правнуком Бога Вышеня, что соответствует истине.

Даждьбог - податель всяческих благ, счастья и благополучия. Тарха Даждьбога прославляли в священных и народных песнопениях и гимнах не только за счастливую и достойную жизнь Родов Расы Великой, а также за избавление от сил Тёмного Мира. Тарх не позволил победить тёмным силам из Пекельного Мира, которых собрали Кощеи на ближайшей Лупе - Леле, чтобы захватить Мидгард-Землю.

Тарх Даждьбог уничтожил Луну вместе со всеми тёмными силами, которые на ней находились. Об этом сообщают "Саньтии Веды Перуна. Круг Первый": "Вы на Мидгарде живёте спокойно, с давних времён, когда мир утвердился... Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились... Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею... Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи... Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась" (Саньтия 9, шлоки 11-12). В память об этом событии появился своеобразный Обряд с глубоким смыслом (Сей обряд всем хорошо знаком. На Пасхетъ (Пасху) крашеные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо называли - Яйцом Кощеев, т.е. разрушенной Луной (Лелей), а целое яйцо называли - Силой Тарха Даждьбога.), совершаемый всеми Православными людьми, в каждое Лето, на великий весенний Славянский праздник - Пасхетъ.

Очень часто в разных древних Ведических текстах Тарха Перуновича просит помочь людям из Родов Великой Расы его прекрасная сестра, златовласая Богиня Тара. Вместе они совершали благие деяния, помогали людям обживать безкрайние просторы на Мидгард-Земле. Бог Тарх указывал, на каком месте лучше всего разместить поселение и построить Капище или Святилище, а его сестра, Богиня Тара, подсказывала людям из Великой Расы, какие деревья необходимо использовать для строительства. Кроме того, она обучала людей, чтобы они на месте срубленных деревьев садили новые лесопосадки, дабы для их потомков выросли новые деревья, необходимые для строительства.

Даждьбог Тарх Перунович является Богом-Покровителем Чертога Расы во Сварожьем Круге.

БОГ КУПАЛА (Купало) — Бог, который даёт человеку возможность сотворить всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь.

Купала - весёлый и прекрасный Бог, одевающийся в лёгкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов.

Купалу почитали как Бога тёплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов.

Многие Славянские Роды, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами - Перуном и Велесом.

Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы праздновался праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.

На празднике Славяне свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Жертвенника, чтобы всё принесённое в жертву появилось на праздничных столах Богов и Предков.

После принесения безкровных жертвоприношений от живого огня Священного Жертвенника Общинники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек.

При этом на свечу или огневицу, Православные из различных Общин наговаривают своё сокровенное желание или просьбу об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.н. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или желание Общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных.

На празднике каждый из Православных должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных состоит из трёх частей:

  1. Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала должен омыть своё тело в священных водах (реки, озера, водоёма и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.
  2. Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает все хвори и очищает ауру и Душу человека.
  3. Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Общинник, присутствующий на празднике в День Бога Купала, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Огненный Круг, по которому славяне из различных Родовых Славянских Общин ходят босиком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по углям, дабы очистить и укрепить свой Дух, Общинники ведут через Огненный Круг за руку.

Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перун освободил на Кавказе из плена своих сестёр и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о.Зайсан). Об этом событии также повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн.

В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

БОГ КОЛЯДА — Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.

В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления.

Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причём клинок меча был обращен остриём вниз.

Меч, обращенный остриём вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.

Праздник в честь Бога Коляды приходится на день зимнего Солнцестояния, этот праздник таже называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник, ходили по дворам группы мужчин, облачённых в шкуры различных зверей (ряженые), которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их.


Верховный владыка Вселенной, олицетворение и/или имя Бога Рода. К нему славяне обращались через любое Божество, как к прадеду своего рода и родоначальнику Божеств.

Имя Сварога – происходит от старославянского корня «сва» - небо («свет, свят») и «рог» - символ мужского начала. Сварог – небесное мужское начало, Отец наш Небо – подарил миру всё необходимое для счастливой жизни. Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.

Сварог сварганил (сварил, сотворил) Землю. По преданиям, он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание - камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом - из разлетающихся во все стороны искр рождались новые Боги и Ратичи - небесные воины. Они издревле зовутся Сварожичи. Мы, славяне, как и наши боги, также наследуем отчество от отца. Недаром во многих летописных источниках наши предки называют себя Сварожичами и Даждьбожьими внуками. Алатырь – это центр мироздания, пуп земли, наделенный различными священными и целебными свойствами. Находится он на чудесном острове Буяне посреди океан-моря. В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь - самое святое место в храме.


Виктор Корольков.

Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря - белого камня.

Сварог научил людей готовить из молока творог и сыр – священную еду, дар Богов. Верховный владыка создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды взирают на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит - чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» - санскр. вода).


Б.М. Ольшанский. «Сварог». 2006

Сварог подарил нам огонь небесный (Солнце – Ра) и огонь земной (огонь домашнего очага), на котором можно приготовить пищу и у которого можно согреться.

Бог создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир.


Андрей Клименко. «Бог Сварог».

Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы люди могли возделывать землю; боевую секиру и меч, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного питья и пищи. Таким образом, огонь священен, в него нельзя плевать, рядом с ним нельзя вздорить, браниться, и даже думать о плохом!

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических. Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции.

День почитания Сварога приходится на 14 ноября (грудня, листопада по славянскому календарю) - Сварожки. Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня.

Андрей Гусельников.

Игорь Ожиганов. «Явление Сварога».

Сварог Бог славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.

«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Проявление Бога Сварога для славян

Бог Сварог в северной традиции гадания

Реза Сварога в оракуле «Славянские резы Рода» под номером 3.

Причина появления Резы Сварога в раскладе в том, что сейчас важно для Спрашивающего проявлять свое трудолюбие, творческую жилку и ответственность за свои дела. Необходимо опереться на трудолюбие, постоянство, надёжность, ответственность и практичность. Важно завершить начатое, прийти к концу трудов, а не бросать на полпути дело. Вопрошающий может найти пользу своему труду уже сейчас. У него есть сила и творческие способности для удачного завершения! Приход Резы Сварога в раскладе показывает, что нельзя сейчас расслабляться, а нужно смело приступать к делу.

Бог Сварог в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

Некоторые чаяния завтра не исполняются, да и не могут – для них надобно больше времени. Например, заговор для получения щедрого урожая имеет свой срок и время – как ни проси, раньше времени яблоки не поспеют. Или же случай, когда серьезно испортилось здоровье – несмотря на облегчение после заговора, окончательное выздоровление приходит только через несколько дней или даже недель. А еще делались заговоры для того, чтобы вернуть любимого человека, который ушел на путину (крупный ход рыбы в реке). Понимали люди, что пока полный коч улова не наберётся, человек домой не вернется.

Также и суд праведный – требует времени. Посему верили славяне, что, когда обращаешься к Сварогу – Справедливому Судье, непременно какое-то время еще переждать надо. Перед тем как вопрошать или звать Бога, народ дважды подумает, посмотрит, авось, есть вариант и своими силами всё разрешить, да потрудиться, чтобы желаемое получить.

Славяне к Сварогу обращались в случаях , когда:

  1. Уроки-призороки, порчу требовалось снимать.
  2. Смелость человеку прибавить нужно было.
  3. Когда сил у человека недостает ни физических, ни душевных.
  4. Очень уж нужно наладить отношения между супругами.

Праведный Суд Сварога способен сжечь на горне Небесной Кузни всё дурное, плохое, порченое, чёрное, несправедливое. Поэтому звать Сварога, строгого, но великодушного Бога обязательно нужно, когда особенно трудно пережить что-то в жизни.

Наузы Сварога

Среди разных искусств и волшебных способностей у славян еще есть наузничество. Благодаря умелому завязыванию узелков и прочтению заговора они могли обращаться к Богам. Так, науз и заговор, обращённые к Сварогу, давали возможность:

  • устранить наговоры;
  • убрать плохие мысли;
  • очистить пространство вокруг, тело, душу;
  • создать крепкую семью или укрепить отношения;
  • помогали человеку настроиться на благостные мысли.

Существует три основных науза, которые делали с призывом Бога Сварога.

Сварог — один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот — символами Сварога. По одной версии он сын Рода, по другой версии Сварог — это эпитет Рода, о чём мы ещё поговорим в дальнейшем. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца . Небо и Солнце, как отец и сын, присутствуют во многих древних верованиях и можно провести множество аналогий между славянскими Сварогом и Даждьбогом и богами других народов. Но обо всём по порядку.

Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело. По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества, Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Для этого он дал людям клещи, которые упали с неба: «въ вpемя цаpства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оpyжье. Пpеже бо того палицами и камением бьяхyся (Лаврентьевская летопись)». Некоторые исследователи старинного фольклора относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита, который состоял из железа и который послужил первым источником металла для древних славян, однако это лишь предположение. Стоит отметить, что Сварожичем называли как огонь, так и падающую звёзду на ночном небосклоне. Падающие звёзды-сварожичи и упавшие металлические клещи с небес, подаренные людям Сварогом, вполне правдоподобно могут объяснить происхождение данного мифа.

Небесный кузнец Сварог является главным покровителем кузнецов и всех, кто работает с металлом, а также пахарей, воинов и так далее, которые используют металлические изделия в своих целях. По той же причине Сварог считается покровителем свадеб и молодожёнов. В простонародье существует такое выражение, как «сковать свадьбу», что относит нас всё к тем же поверьям о небесном кузнеце, который сковал Землю и который может сковать людские сердца и чувства.

Некоторые исследователи предполагают, что Сварог — это лишь один из эпитетов Рода. — верховный бог славян-язычников. Сварог же мог быть лишь одним из его имён или обращений, обозначающий такую сторону бога, как небесное существование (сварга — небо, сварог — небесный бог) или огненную ипостась (свар, вар — огонь, жар). В качестве отступления также стоит отметить, что эпитетом Рода некоторые считают и Стрибога, который раньше считался богом ветров, из-за его упоминания в «Слове о полку Игореве» как деда ветров. Однако среди современных язычников принято считать Сварога отдельным божеством, который является богом неба, создателем Земли, покровителем кузнечного дела, военного искусства, брака, ремёсел.

Огонь — сын Сварога. По традиции огонь называют Сварожичем, как и других детей Сварога, например Даждьбог Сварожич заведует или же сам является небесным Солнцем, самым ярким огненным светилом. На земле его дети представляются и в виде падающих звёзд, и в виде огня в кузнице, который помогает справляться с ковкой, и в виде домашнего очага, который издревле почитался как священный. К огню-сварожичу всегда было отношение как к настоящему божеству в доме, который может согреть всех домочадцев своей горячей любовью и приготовить пищу. В одном из антиязыческих поучений XV века говорится о том, что славяне чтут своих идолов «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють зовуще его сварожицемъ». Есть также предположение, что сварожичами являются не только Даждьбог и сам огонь, но также такие боги, как Перун, Семаргл, Ярило.

Имя «Сварог» напоминает слово Сварга (небесное царство, царство богов). Вероятно, эти два слова неразрывно связаны, свар - санскр. небо или точнее «ходящий по небу». В Повести Временных Лет есть подтверждения существования такого бога не только на Руси, но даже в Египте. Во всех писаниях, сказаниях, летописях сыном Сварога был Даждьбог (Бог Небо породил Бога Солнце). Например, в Ипатьевской летописи 1114 года: («… сего ради прозваша и богъ Сварогъ… и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ… Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ». В Чехии и Словакии, вероятно, этого же бога называли Рарогом. Древнеиндийское слово svarga, вдруг оказавшееся в славянском языке и имени славянского бога, говорит о невероятной древности данного божества, который ведёт свою историю со времён индо-европейцев. Долгие исследования, споры и попытки объяснить появление этого слова в славянском языке как-то по-другому, так и не нашли успеха, и сегодня большинство исследователей, историков-славянистов считают, что Сварог относится к Богам, существовавшим в верованиях времён славяно-ариев или индо-европейцев. Так же существуют и другие мнения, например, М.Фасмер считает, что Сварог произошел от праславянского svara, то есть «спор», и переводит его как Бог Наказывающий. В. Й. Мансикка отождествляет Сварога и румынское слово sfarogŭ, švarogŭ — сухой, пылающий, которое в свою очередь румынами было заимствовано у славян skvara (огонь, пламя, дым, чад, жертвоприношение). Есть также предположения, что Сварог происходит от слова «сварливый»; от слова «сварить, сварганить» (сварганил, сварил Землю); имеет прямое отношение к древнерусскому «свар» или «вар» — жар, горение (небесный огонь), однако все эти версии, кроме славяно-арийской, большинством исследователей отвергаются, как маловероятные.

Пытаясь вызвать сомнения у славян-язычников, приверженцы других религий проводят аналогии между богами и якобы реальными людьми-царями. Однако если разобраться в приводимых убеждениях, становится понятно, что это всего лишь истории, основанные на древнейших мифах, и приводимые за реальные события в истории. Согласно этим рассказам, в Египте правили Феост (вероятно другое прочтение бога Гефеста — греческий аналог Сварога), которого называли Сварогом и при котором с неба упали клещи, и его сын Даждьбог: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни… Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне», при Даждьбоге «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». Таким образом, как бы реальными персонажами египетской истории становятся мифологические герои, которые в древних языческих верованиях были Богами, ведущими свою историю от общих корней славян и египтян. Сварог здесь играет всё ту же роль, что и в славянских верованиях — покровитель ремесла, кузнечного дела и брака.

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест — бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран — олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер — бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян — христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Это день известен, как Сварожки. В эпоху двоеверия, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна, о чьей связи с богом Сварогом говорилось выше.

Имя: Сварог (Svarog)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: бог-кузнец, отец Дажьбога

Семейное положение: женат

Сварог: история персонажа

Для современного населения России славянские традиции и культура являются пережитками, так как насильственное насаждение христианских идеалов привнесло в жизнь русского народа иные устои и каноны. Несмотря на это, народные верования и предания напоминают о себе, заставляя молодежь интересоваться корнями.

История происхождения

Сварог входил в божественный пантеон славян вместе с и . Это бог огня и семейного очага, покровительствовавший кузнечному делу. Сварог – бог-хозяин, ему выпала честь сотворить священный огонь. Некоторые считают, что Сварог – это отец , бога неба, другие утверждают, что он – покровитель солнца. Персонаж обладал несоизмеримой силой и славился воинскими заслугами.


В Словакии он известен как Рарог, в Этруссии – как Велханс. Финны звали его Илмариненом, а римляне Вулканом. В переводе с санскрита значение имени божества расшифровывается как «свет» или «небо», а суффикс, которым завершается имя, позволяет видеть в боге кузнеца.

Неся людям знания, мифологический персонаж изобрел кузнечные инструменты и научил людей работать с медью и железом. Ему славяне обязаны первыми законами, пропагандирующими моногамию. Потомок древних богов Ситиврата и Кръта, Сварог стал правителем света и эфира, а также управлял огнем. Роль божества в пантеоне сравнима с местом на Олимпе. Сварог работает руками, созидая материальное и отказываясь от использования магических способностей.


Славяне верили, что в местах, где происходит поклонение Сварогу, должны стоять изделия из металла и необходимо постоянное присутствие огня. Поэтому кузницы становились подходящими локациями для воспевания бога, который ввел славян в железный век.

Идолы Сварога выглядели неприметно. Это были большие неотесанные камни с изображением символа огня.

Сварог в славянской мифологии

Язычники просили бога об обильном урожае, качественных плодах и всходах посеянных зерен и семян. Люди считали Сварога Творцом. По легенде, он научил людей делать продукты из молока, поэтому у идолов бога часто оставляли творог и сыр. Такую пищу считали священной.


Слово «сварганить» присутствует в русском языке благодаря этим поверьям. Под этим глаголом подразумевают возможность сотворить что-либо, располагая минимальными знаниями и ресурсами, а значит, с божественным провидением.

Сварог много работает руками, поэтому простой труд ассоциируется с созиданием. Огонь он даровал, чтобы люди могли спастись от холода и голода, обогревая жилища и приготовляя еду. Железные орудия труда и боевое оружие тоже являются дарами могущественного бога. Мифы гласят, что он преподнес славянам ярмо и плуг для пахоты, секиру, палицу и меч для отведения атак. Славяне получили возможность добывать пропитание и отстаивать родную землю.


Славяне использовали обереги, ассоциирующиеся со Сварогом, чтобы защитить себя и свой дом. Среди популярных символов – конегонь. Это изображение, напоминающее свастику, в центре которого находится ромб. Прямоугольный знак дополнен линиями-лучами. При ближайшем рассмотрении очевидно, что схематичные фигуры в его основе напоминают плуг.

Вторым символом считается звезда Сварога – знак, обладающий большой магической силой. Это квадрат, сплетенный с эллипсами, концы которых заострены.


Люди воспринимали Сварога как благодетеля, ведь благодаря ему познали, что такое тепло и жизнь, смогли освоить труд, получили новые знания и ресурсы для защиты своего имущества. Сварог считается олицетворением творческой силы и воином Света. Его изображали в виде главного воина в периоды войн. Облик божества дополняли бордовыми доспехами и мечом. Он походил на кузнеца, упорно трудящегося, но готового в любой момент выступить против врага.

Покровительствуя правде, воле и знаниям, Сварог создал заповеди, позволяющие сохранить тепло и жизнь, позволяющие понять основы Мироздания. Жар кузни в виде Огня Справедливости карал тех, чье сердце не было чистым.


Богу помогала птица , Вестник богов – передавала волю Сварога людям. Животное Сварога – огненный вепрь, в которого иногда обращался сам бог.

Неизменным символом Творца был молот, от удара которого о камень высекались искры, становящиеся впоследствии богами. Отсюда выражение «искра божья». По преданию, искра от молота Сварога, попавшая на человека, даровала тому талант.

Бог любил тех, кто был похож на него по темпераменту и складу характера. Он покровительствовал трудолюбивым и деятельным людям, ратующим за справедливость. Человек слова с твердой силой воли и закаленным характером, немногословный и практичный, мог рассчитывать на поддержку Сварога.


Исследователи славянской мифологии издали цикл книг о божествах пантеона наших предков. Они утверждают, что Сварог был богом, к которому обращались в сложных жизненных ситуациях, когда необходима магическая помощь. К нему прибегали, делая заговоры на щедрый урожай или выздоровление от тяжелой болезни, для возвращения близкого человека из трудного похода и праведного суда. С его помощью снимали порчу, прибавляли смелости и силы, укрепляли семейные узы.

Славяне, создавая обереги, вязали узелки и, обращаясь к Сварогу, заплетали наузы. Они помогали устранить наговоры и негативные мысли, очистить карму, найти любовь и создать семью, очистить сознание от искушений и страхов.

Экранизации

Легенды, связанные со славянским божественным пантеоном, не так популярны, как греческие мифы. Секретами языческих сказаний вдохновляются российские авторы, среди которых . Писатель создал цикл книг, объединенный названием «Сварог». Особенной популярностью у публики пользуется произведение «Чужие паруса».


Сегодня Сварог как киноперсонаж мельком упоминается в сказках и документальных лентах. Полноценного фильма об этом герое не существует, но интернет полон слухов о перспективах съемок полнометражной ленты по книге Александра Бушкова. Писатель подарил новую волну вдохновения поклонникам языческой славянской мифологии.