Непознанное

Дом selfridges с огромным разнообразием. Селфридж, гарри. Начальная школа жизни

Чтобы купить айфон, выпить мартини с водкой и сходить на 3D-сеанс, в XIX веке приходилось посещать по очереди три разных места! Но один человек изменил все!

Мария Микулина

Несмотря на раннее утро, Оксфорд-стрит кишела людьми, и с каждой минутой их становилось все больше. Они прибывали в кебах, пешком, в комфортных личных экипажах и модных таксомоторах. Никогда прежде чопорный Лондон не видел такого смешения классов: фабричные девушки, сбившись группками, рассматривали наряды дам, вылезавших из экипажей; рабочие отпускали плоские шуточки в сторону модисток.

Казалось, этим утром (а на календаре - 15 марта 1909 года) на Оксфорд-стрит намечается невероятное представление, которое никто не хочет пропустить. Постепенно толпа, исчислявшаяся уже тысячами, собралась вокруг огромного девятиэтажного здания, выполненного в стиле боз-ар и украшенного внушительными ионическими колоннами. Большинство присутствовавших поражал уже сам факт существования этого здания: год назад на месте гиганта был лишь пустой котлован, да и он казался близок к тому, чтобы стать хранилищем для английских ливней. Эта часть Оксфорд-стрит всегда слыла нелюдимой и непопулярной. Но только не сегодня. Сегодня здание с начищенной табличкой Selfridges над главным входом привлекло, похоже, всех жителей столицы.

Полицейским приходилось контролировать толпу, подбиравшуюся ближе к витринам. Людей легко понять. В новом магазине имелось два десятка витрин. Причем двенадцать из них были защищены от улицы самыми большими стеклами в мире, сделанными по спецзаказу. Но даже не размеры привлекали зрителей, а тайна: все витрины были задрапированы бледно-розовыми шелковыми занавесями.

Ровно в девять занавеси одновременно упали. Толпа зашевелилась, раздались возгласы, кто-то захлопал в ладоши. Каждая витрина представляла собой отдельную сценку: в одной витрине юноша-манекен, одетый по последней моде, дарил девушке розу. В другой - дама-манекен сидела за рулем настоящего автомобиля, на заднем сиденье которого стояли нарядные коробки с покупками.

Возникла давка: рассмотрев одну витрину, люди спешили к другой. Но давка эта не сравнилась с той, которая началась, когда перед покупателями распахнулись двери магазина. В первый день Selfridges посетили 90 тысяч человек! И этот день навсегда изменил мир торговли.

Начальная школа жизни

Представь себе на минуту, что ты живешь на рубеже XIX–XX веков. Конечно, лестно воображать себя австрийским бароном, перемежающим охоту на кабанов с охотой на женщин. Но давай будем реалистами: с большой вероятностью ты принадлежишь к так называемому среднему классу. А значит, у тебя не так много ярких впечатлений, разве что посещение паба и стоматология без анестезии. А еще редко, крайне редко ты делаешь покупки. Ты не любишь делать покупки. Почему? Все просто. Ты приходишь в торговые ряды, заходишь в лавку, там тебя встречает суровый, неприветливый продавец. Ему не важно, комфортно ли тебе. Ему важно, чтобы ты оставил в его кассе свои денежки, взял товар и проваливал. И, кстати, товар он тебе тоже не слишком стремится демонстрировать, особенно если одет ты неказисто.

Поэтому ты должен четко знать, за чем пришел. Здесь нет витрин, нет выбора. Ты просто говоришь: «Белую сорочку». Продавец, кряхтя, лезет куда-то под потолок по лестнице, достает сорочку, забирает у тебя деньги. Ты покидаешь лавку с чувством собственной ничтожности и твердым желанием не возвращаться сюда, пока на сорочке не протрутся дыры. Таков был шопинг среднего класса на рубеже веков.

Теперь сравним это с нашими буднями, точнее, выходными. Проснувшись и позавтракав, вся семья погружается в машину и едет в торговый центр. Там младших детей запихивают в аквариум с шарами, старших сдают выпускнику театрального в костюме клоуна, а мама и папа отправляются по магазинам. Причем в магазинах можно увидеть весь товар, его можно потрогать, понюхать, примерить. И после всех манипуляций - не купить. А если продавец посмеет тяжко вздохнуть, складывая так и не подошедший тебе костюм пчелы (Индия, ручная работа), ты еще и возмутишься: мол, что за обслуживание!

Совершив покупки, вся семья устраивается в креслах прямо здесь, в магазине, пьет кофе и ест мороженое. А потом отправляется в кинотеатр, который находится в этом же торговом центре. Таков шопинг среднего класса в начале XXI века.

Соблазн, ажиотаж, мотивация

Табличка обновлялась каждый день, вызывая у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

Он значительно уменьшил высоту прилавков, чтобы люди невысокого роста (а таких много) чувствовали себя комфортно, выбирая товар. Сам товар отныне лежал не в глухих ящиках, а под стеклом, чтобы его сразу было видно и у посетителя магазина появился соблазн купить. Впервые в истории торговли витрины магазина оставались подсвеченными на ночь, после чего в английский язык вошло понятие window shopping - рассматривание вит­рин с мыслью приобрести что-то в будущем.

Наконец, Селфридж затеял муштру персонала. Он строго следил за тем, что сам называл «сервис с улыбкой». Гарри внушал подчиненным, что обращаться с покупателем следует как с дорогим гостем, независимо от того, собирается он что-то покупать или нет.

Также Селфридж чувствовал важность ажиотажа: впервые в истории у входа в магазин появилась надпись «До конца рождественской распродажи осталось… дней», которая обновлялась ежедневно и вызывала у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

Однажды утром, придя на службу, персонал обнаружил, что во всех внутренних помещениях висят таблички непривычного содержания: «Делай вещи лучше, чем их делали прежде», «Выслушивай обе стороны конфликта», «Будь вежливым, подавай пример, предугадывай просьбы».

Нам, современным и циничным, такие мотивации не кажутся чем-то особенным, понятие «тимбилдинг» давно вошло в наш словарь. Но для американцев XIX века мотивация была неведомым удовольствием. Самое приятное, что мог прежде прочитать американский рабочий на табличке, - это «Опоздание - штраф из зарплаты». А потому, как ни странно, таблички работали.

И если уж Гарри так носился с продавцами, можешь представить себе, на какие высоты он возводил покупателей. Именно ему приписывают самую знаменитую в торговле фразу: «Клиент всегда прав». Чуть позже эту фразу, уже в измененной модификации «Клиент никогда не ошибается», подхватил отельер Цезарь Ритц, а следом и весь мир. Селфридж хотел, чтобы люди приходили в магазин не для того, чтобы купить и уйти, а чтобы купить и остаться. А потом, скорее всего, купить еще.

И еще. В рамках этой идеологии он открыл на первом этаже Marshall & Co чайную. Сенсация! В Чикаго не существовало мест, которые дамы могли бы посещать в одиночестве. У их мужей была работа, клубы, бордели и рестораны. Женам же приходилось довольствоваться домом и церковной скамьей. Конечно, иногда они посещали магазин. И нет ничего неприличного в том, чтобы, приобретя пару перчаток, выпить с подругой чаю.

Здесь же, при магазине. Расчет Селфриджа оказался верен: в чайной кипела жизнь с утра до вечера, это место превратилось в подобие женского клуба. Филд был ошарашен переменами, происходившими в его магазине, но цифры говорили сами за себя. А потому Гарри получал все больше власти.

Личное дело

В 1887 году Селфридж становится главным менеджером магазина. Ему 38 лет, он полон идей и амбиций. Он заражает окружающих своей энергией. Некий Гомер Бакли, работавший под началом Селфриджа, вспоминал позже: «Он мог неожиданно появиться у твоего стола, присесть, поговорить десять минут о том о сем, причем никогда - свысока. В результате ты целую неделю на подъеме! Никогда не встречал человека, способного так вдохновить своих работников».

Каждое утро Гарри лично совершал обход магазина. Иногда он обнаруживал - о ужас! - пыль на прилавке. Тогда вместо того, чтобы отчитать провинившегося, он просто выводил пальцем на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял.

Но человек не может жить только работой. Не мог и Селфридж. О его ранних любовных похождениях известно немного, разве что он был завсегдатаем двух знаменитых чикагских клубов для джентльменов: «Дом зеркал» и «Арена». А когда на гастроли в город пожаловала Айседора Дункан, Селфридж лично сопроводил ее в отдел женского белья и спонсировал покупку танцовщицей самых модных моделей, чем спровоцировал живописные сплетни.

Когда Селфридж в 34 года решил остепениться, об этом знал весь город. К тому времени репутация «мальчика Филда» была уже столь велика, что обеспечила ему широкую известность.

Избранницей Гарри стала 30-летняя наследница известного чикагского рода предпринимателей Розалия Бекингем. Едва ли Рози была невинной дебютанткой - и по возрасту, и по жизненному опыту. Она отличалась той же предприимчивостью, что и ее жених. Например, до свадьбы она успела завершить проект по строительству целого жилого района. Так что молодоженам было о чем поговорить.

Брак получился счастливым даже несмотря на то, что с Селфриджами на постоянной основе проживала мать Гарри. Она уже давно оставила работу и могла почивать на лаврах, заботливо подложенных любящим сыном. В последовавшие за свадьбой годы у Гарри и Рози родилось пятеро детей: четыре девочки (старшая умерла во младенчестве) и мальчик. Высокая зарплата, жена-соратница, восхищение пуб­лики, кратковременные интрижки - казалось, что 45-летний Селфридж достиг пика. Но ему все еще хотелось большего.

Женщины Селфриджа

Гарри умел органично сочетать преданность жене с преданностью другим женщинам. Вот лишь некоторые из его пассий.

Актриса Гэби Дэслис

Актриса Марсель Роджерс

Балерина Анна Павлова

Сестры Роузи и Дженни Долли

Танцовщица Айседора Дункан

Горечь расставания

Известие об увольнении Гарри Гордона Селфриджа из Marshall & Co потрясло всех, но только не близких ему людей. Гарри уже давно вел переговоры с Филдом о том, чтобы переименовать магазин в Marshall & Selfridge, но старик упорствовал. Также он не хотел открывать филиалы в Нью-Йорке и Лондоне, в то время как Гарри грезил о расширении бизнеса. Кризис был неминуем. «Вы можете уйти хоть завтра», - заявил старший партнер младшему партнеру (Селфридж владел 13 процентами акций магазина) после очередного тяжелого разговора. Расставание далось Селфриджу нелегко. Впопыхах он купил другой магазин в Чикаго, но это не помогло.

«Мне крайне тяжело соревноваться со своими же людьми, с которыми я провел столько счастливых, захватывающих лет. Я пытался подавить это чувство, но оно только возрастало», - откровенно заявил Селфридж журналистам и продал новый бизнес. Теперь он стал одним из богатейших людей Чикаго.

Лишенный серьезного дела, Гарри выращивал цветы в дачном доме (и речь не о детях, а о настоящих цветах, которые Селфридж обожал). Влиятельные знакомые предложили ему обычную стезю бизнесменов в отставке - политику. Но Гарри отказался: «Не хочу делать из себя посмешище». Не порадовало его и вступление в чикагскую масонскую ложу. Пятидесятилетие неумолимо надвигалось, но Селфридж чувствовал, как его переполняет энергия молодости. Он и выглядел моложе своих лет.

Дело было не только в первоклассных костюмах (Гарри слыл пижоном в том, что касалось одежды), но и в отличной физической форме, которую Селфриджу удавалось поддерживать без занятий спортом. «Размышления - лучшая физическая нагрузка», - утверждал Гарри. Правда, теперь думать было не о чем, разве что о детях и орхидеях. Когда скука стала совсем невыносимой, Гарри купил билет первого класса. В Лондон.

Рождество 1937 года. На крыше универмага Selfridge’s в предвкушении волшебства толпятся дети. В морозном воздухе, нарастая и приближаясь, слышен рокот мотора. Задрав головы вверх, детвора замерла от восторга: покачивая крыльями, над ними описал широкий круг самолет Санта-Клауса. Через несколько минут как по мановению волшебной палочки он сам с американским флагом в руках появился на огромных мотосанях на Оксфорд-стрит. Прошло еще немного времени — и его голова показалась из установленной на крыше декоративной печной трубы. Дети в полном восторге. Волшебником, сотворившим это чудо, был Гарри Гордон Селфридж.

Гарри Селфридж

Когда предприимчивый и амбициозный американец приехал в 1907 году покорять Лондон, ему было уже за пятьдесят. За плечами у него были четверть века работы в чикагском универмаге «Маршалл Филд», огромный опыт революционных преобразований в мире ритейла и горячее желание «облагородить торговлю», создав магазин своей мечты.

Собственно, превращением бывшей сто лет назад тупиковой Оксфорд-стрит в главную торговую улицу не только Лондона, но и всей страны мы обязаны стараниям Гарри Селфриджа и удаче, без которой в больших начинаниях не обойтись: первая удача заключалась в том, что у делового партнера Селфриджа Сэмюэла Уоринга была здесь недвижимость под снос; вторая и главная — в том, что на Оксфорд-стрит располагались сразу несколько станций Центральной линии подземки, перевозившей по сто тысяч человек в день.

Чтобы выкупить землю под строительство, требовалась астрономическая по тем временам сумма в полмиллиона долларов. Бизнес-партнер Селфриджа, вынужденного, обналичивая последние активы, даже продать дом в Америке, не только ни разу даже не потянулся за кошельком, но и сумел подзаработать на Гарри: тот, переехав с семьей в Великобританию, снял роскошную усадьбу Уоринга в Кенте. В конце концов партнерство было разорвано. Для Гарри Селфриджа, оставшегося с огромным котлованом ценой более миллиона долларов и проектом, на завершение которого у него не было денег, это была катастрофа.

Строительство универмага Selfridge’s

Положение спас чайный магнат Джон Маскер, на паях с которым было создано ООО «Селфридж и компания». В апреле 1908 года строительство возобновилось. Архитектурные амбиции любившего производить сильное впечатление американца разбились о суровый гранит градостроительных норм, и вместо планировавшегося изначально здания в стиле неоклассицизма высотой в 6 этажей и с башней посередине пришлось довольствоваться 5-этажным кубом без затей.

Торжественное открытие универмага состоялось 15 марта 1909 года. Чтобы посетители (так Селфридж предпочитал называть покупателей) чувствовали себя как дома, всем им были вручены подарочные серебряные ключики. Большинство пришли просто посмотреть в полном соответствии с внедренной Селфриджем еще 30 лет назад в универмаге «Маршалл Филд» в Чикаго концепцией «прогулки по магазину». Наконец-то в магазин можно было зайти просто посмотреть на вещи, ничего не покупая и не нарываясь при этом на хамство администратора.

Оформление одной из витрин Selfridge’s в 1920 году

Стратегия Селфриджа заключалась в том, чтобы первым делом заманить посетителей, а потом удержать их. После этого покупка не заставит себя ждать. Соблазны начинались еще на подступах к цитадели шопинга. До Селфриджа витрины в Лондоне оформлялись по принципу «у нас продается вот это, это и еще вот это». Витрины же Selfridge’s рассказывали истории. К открытию универмага Эдвард Голдсман создал изысканные композиции, вдохновленные Ватто и Фрагонаром. Увидев их, сотрудники магазина буквально онемели сперва от восторга, а затем, когда вдруг сработала противопожарная система и залила изрядную часть шедевров, — от ужаса.

Один из торговых залов Selfridge’s

Внутри было все для провозглашенного Гарри Селфриджем наслаждения покупками: вместо запертых на ключ стеклянных шкафов — прилавки и столы с разложенным на них товаром, чтобы все можно было попробовать на ощупь; здесь были «зал тишины», где можно было отдохнуть от шопинга, библиотека с самыми свежими газетами и журналами, почтовое отделение, пункт первой помощи с дежурной медсестрой, пункт обмена валюты, камеры хранения, роскошные гардеробные для мужчин и женщин, где совершенно бесплатно полировали ботинки, меняли шнурки и пришивали пуговицы, парикмахерская для мужчин, дамский салон красоты, прообраз современного консьерж-сервиса, сотрудники которого могли забронировать все, что угодно, — от билетов на поезд или в театр до номера в отеле или каюты на пароходе до Нью-Йорка. А информационное бюро Selfridge’s не уступало по находчивости гуглу — здесь знали ответы на самые каверзные вопросы.

Практически в одночасье универмаг стал одной из главных достопримечательностей британской столицы и must visit для знаменитостей, которые заносили свои имена на скрижали истории Selfridge’s палочкой с алмазным наконечником на оконном стекле в офисе Гарри.

Селфридж и Selfridge’s

Прославился и создатель чудо-магазина. Когда в половине девятого утра Гарри Селфридж приезжал на работу, у входа его уже ждали жаждавшие взглянуть на человека-легенду. Рабочий день представлял собой череду строго выверенных по часам ритуалов. Первым его посетителем был сотрудник магазинной парикмахерской — массаж головы, обертывание горячим полотенцем и легкая восковая депиляция усов и бровей; затем мастер маникюра чистил и подпиливал ему ногти — заботиться о своем внешнем виде Гарри с детских лет приучила мать. Затем из отдела мужского костюма приносили несколько свежевыстиранных шелковых сорочек на случай, если перед вечерним выходом Вождь, как его за глаза называли подчиненные, захочет переодеться. До блеска начищались его ботинки со специальными стельками, добавлявшими несколько сантиментров роста. Сдувались малейшие пылинки с шелкового цилиндра. Флорист приносил две охапки цветов: Селфридж собственноручно выбирал одну розу для вазы на рабочем столе и орхидею для бутоньерки.

После этого наступал черед утренней почты, а ровно в 9.30 Гарри-скороход, надев шляпу, отправлялся в обход своих владений. Ничто не могло укрыться от его внимательного взгляда. Если замечал где-то пыль, просто выводил пальцем на поверхности свои инициалы. Он был скуп на похвалу, но зато и никогда никого публично не критиковал. Все, что требовало подробного обсуждения, записывалось карандашом прямо на манжете. Затем, взглянув на часы — они всегда шли у него на пять минут вперед («чтобы я мог прожить на пять минут дольше»), — он переходил в следующий отдел. Обход занимал больше часа. За это время он успевал повидаться более с чем тысячей человек.

Селфридж считал, что время бесценно и что 15 минут достаточно, чтобы решить большинство вопросов. Поэтому встречая входящих в его кабинет посетителей, без лишних предисловий приглашал переходить сразу к делу вопросом «Чем могу быть полезен?» — и тут же переворачивал большие песочные часы.

Удивительно, но еще будучи подростком, Гарри Селфридж осознал всю силу рекламы и все могущество прессы, которая может как способствовать процветанию бизнеса, так и уничтожить его. В 13-летнем возрасте вместе с одноклассником Питером Лумисом они выпускали журнал «Блуждающий огонек». Гарри уже тогда проявил свои незаурядные таланты, привлекая рекламодателей из числа местных предпринимателей. Лумис вспоминал:

Всю жизнь он бережно и тщательно выстраивал отношения с прессой. Его пресс-атташе стал бывший журналист Джеймс Конели. Он организовал т.н. «Журналистский клуб», где было все необходимое для репортерской работы — пишущие машинки, телефоны, канцелярские принадлежности и наполненный под завязку бар. В особом календаре были отмечены дни рождения редакторов газет и журналов — по такому случаю, а также на Рождество и Пасху им отправлялись подарки. Супруги же пишущей братии всегда могли рассчитывать на лучший столик в ресторане универмага.

Рождественское оформление одной из витрин Selfridge’s в 2016 году © Анастасия Сахарова

Селфридж тратил огромные деньги на рекламу, при этом отличительной чертой его рекламных объявлений была честность: повсеместно используемые сегодня продавцами обманчивые заголовки и ценники со звездочками были несовместимы с его предпринимательской и жизненной философией.

Финансовая стабильность пришла через три месяца после открытия магазина, когда Селфридж смог привлечь инвестиции, разместив на рынке акции компании. Однако Гарри был не из тех, кто почивает на лаврах.

Зарабатывание денег — не главный мой мотив. Мной движет идея большой игры»,

— признался он как-то в интервью. Даже его собственные дети не могли встать из-за стола после завтрака, не предложив как минимум три новые идеи, что уж говорить о сотрудниках. Многое из того, что мы сейчас считаем само собой разумеющимся, сто лет назад было революцией в мире торговли. И эта революция происходила на Оксфорд-стрит. Художественная выставка в торговом центре? Селфридж организовывал такие еще в 1909 году. Кулинарные мастер-классы с демонстрацией кухонной утвари из отдела товаров для дома? 1912-й. Появились подарочные сертификаты. Открылся отдел товаров для домашних животных. В 1911 году Селфридж открыл на первом этаже универмага отдел выгодных покупок. Основным отличием этого отдела было то, что здесь работала система самообслуживания и покупатели сами относили свои покупки домой. Впоследствии товары со скидкой можно было найти уже по всему магазину на отдельных ярких «выгодных прилавках».

Твердо вознамерившись сделать так, чтобы в магазин приходили и мужчины, Селфридж открыл тир на крыше универмага. Позднее в Selfridge’s появился даже свой отдел авиации, где можно было не только купить сделанный на заказ аэроплан — не говоря уж о подходящей экипировке, — но и под руководством опытных летчиков поучиться управлять самолетом на авиасимуляторе. Идя в фарватере моды и прогресса от авиации, радио и телевидения до бижутерии, парфюмерии и косметики, бизнес Гарри Селфриджа процветал.

А тем временем не привыкший ни в чем себя ограничивать Гарри Селфридж все больше денег спускал во французских казино и на своих любовниц. Особенно дорого ему обходились близняшки Дженни и Рози Долли. По скандальном завершении танцевальной карьеры сестрички прославились в мире азартных игр. Дженни, состоявшая в интимной связи с Гарри, строила свои финансовые отношения с ним по очень простой схеме: выигрыши оставляла себе, а проигрыши оплачивал ее щедрый любовник. Положение усугубилось с начавшейся в 29-м году Великой депрессией, подкосившей и европейскую экономику. Обеспокоенная не только сокращением прибыли, но и бездумными растратами мистера Селфриджа, страховая компания Prudential , один из главных акционеров компании, посадили в совет директоров своего человека мистера Х.А. Холмса. К концу 1939 года задолженность Гарри Селфриджа перед универмагом составляла 118 тысяч фунтов, перед налоговой — четверть миллиона; кроме того, он был должен банку «Мидленд» (гарантией всех этих долгов служили акции компании). Расплачиваться по счетам ему было нечем: даже аренду Брук-Хауса, где он тогда жил, оплачивала компания. Селфриджу поставили ультиматум: либо он полностью отойдет от дел, либо компания потребует немедленного погашения задолженности.

Гарри Селфридж

Однако даже после отставки он по-прежнему практически ежедневно приходил в универмаг и в своем старом кабинете, как когда-то в детстве с мамой, играл со своим бывшим секретарем мисс Мепхэм в «Давай представим». Они представляли, что работают с письмами, докладными записками, приглашениями и совещаниями, а затем он, как раньше, шел инспектировать магазин.

Испугавшись слухов о том, что бывший Вождь Selfridge’s лелеет замысел чего-то нового, мистер Холмс отправил ему письмо с рекомендацией покинуть кабинет генерального директора. Его лишили трети пенсии и услуг мисс Мепхэм. А взамен выделили комнатку в здании напротив, тоже принадлежащем компании. Там он продолжал по несколько часов в день сидеть в одиночестве и писать письма влиятельным знакомым, предлагая свою помощь в условиях начавшейся войны в тщетной надежде, что сможет быть кому-то полезным. В конце концов он перестал приходить.

Впрочем иногда на углу Дюк-стрит можно было видеть старика, который, опираясь на трость и задрав седую голову вверх, смотрел на здание Selfridge’s . Одет он был старомодно, одновременно потрепанно и изысканно — потрескавшиеся и изношенные едва не до дыр ботинки, видавший виды воротничок, побитая жизнью шляпа. Один раз проходивший мимо полицейский даже принял его за бродягу и арестовал.

8 мая 1947 года в возрасте 91 года Генри Гордон Селфридж умер во сне. Его похоронили близ церкви Святого Марка в Хайклиффе, рядом с любимыми женой и матерью. У его семьи не нашлось денег на надгробие, а сотрудникам универмага оплатить установку памятника просто не пришло в голову.

(англ.) русск. .
Гарри Гордон Селфридж
Harry Gordon Selfridge

Дата рождения 11 января (1858-01-11 )
Место рождения
  • Рипон [d] , Фон-дю-Лак , Висконсин , США
Дата смерти 8 мая (1947-05-08 ) (89 лет)
Место смерти
  • Лондон , Великобритания
Страна
Род деятельности промышленный магнат
Отец Роберт Оливер Селфридж
Мать Луиза Селфридж
Супруга Розали Бекингем
Дети

Гарри Гордон Селфридж младший, Розали Селфридж (позже Вяземская), Беатрис Селфридж,

Виолетт Селфридж,

Медиафайлы на Викискладе

Ранние годы

Селфридж родился в городе Рипон, штат Висконсин , США , 11 января 1858 года . Помимо Гарри, в семье было ещё два брата, которые умерли в раннем возрасте. В течение месяца после рождения Гарри семья перебралась в Джексон, штат Мичиган , где его отец приобрёл магазин. С началом гражданской войны Роберт Оливер Селфридж, отец Гарри, вступил в федеральную армию. Дослужив до звания майора, он демобилизовался, но решил не возвращаться домой .

Его мать Лоис воспитывала своих детей одна. Оба брата Гарри умерли в раннем возрасте, вскоре после окончания войны, так что Гарри остался единственным ребенком. Лоис нашла работу школьным учителем, изо всех сил стараясь сводить концы с концами. В свободное время она рисовала поздравительные открытки и в конечном счете стала директором Джексонской старшей школы. Гарри и его мать всю жизнь были в хороших отношениях и всегда жили вместе .

Карьера

Селфриджес

Личная жизнь

В 1890 году Селфридж женился на Розали («Роуз») Бакингхэм из Чикаго. Ее отец, Бенджамин Хейл Бакингхэм успешно руководил семейным бизнесом, основанным дедушкой Розали, Алвой Бакингхэмом. 30-летняя Роуз приобрела землю на Харпер-авеню в Чикаго и построила там 42 виллы и коттеджа для художников в естественной ландшафтной среде. У пары было пятеро детей: три девочки и два мальчика.

В разгар своего успеха Селфридж арендовал замок Хайклифф в Хэмпшире у генерал-майора Эдварда Джеймса Монтегю-Стюарта-Уортли. Кроме того, он приобрел Хенгстбери-Хед - мыс длиной в милю на южном побережье Англии, где планировал построить великолепный замок; однако эти планы так и не были осуществлены, и в 1930 году мыс был выставлен на продажу. Хотя Селфридж был всего лишь арендатором в Хайклиффе, он приступил к обустройству современных ванных комнат, установке парового центрального отопления и строительства, а также оборудованию современной кухни. Во время Первой мировой войны Роуз открыла палаточный лагерь под названием «Лагерь выздоровления миссис Гордон Селфридж» для американских солдат на территории замка. Селфридж отказался от его аренды лишь в 1922 году. Жена Селфриджа Роуз умерла во время пандемии гриппа 1918 года; его мать умерла в 1924 году.

Будучи вдовцом, Селфридж имел многочисленные связи, в том числе с прославленными Сестрами Долли и разведенной Сирией Барнардо Уэлком, которая позже стала более известной как декоратор Сири Моэм. Он также вел весьма насыщенную светскую жизнь, нередко становясь персонажем городских сплетен. В годы Великой депрессии состояние Селфриджа быстро уменьшилось и ситуации нисколько не помогали его свободные траты. Он часто играл на деньги и нередко проигрывал, много тратил на разных танцовщиц.

8 мая 1947 года Селфридж скончался от бронхиальной пневмонии в своем доме в Патни, на юго-западе Лондона, в возрасте 89 лет. Его похороны состоялись 12 мая в церкви Святого Марка в Хайклиффе, после чего он был похоронен на церковном дворе Святого Марка рядом со своей женой и матерью.

Дети и внуки Селфриджа

  • Чендлер, умер вскоре после рождения;
  • Розали, вышла замуж за русского аристократа и авиатора Сержа де Болотова, позже Вяземского;
  • Виолетта, написала книгу «Летучие цыгане», летопись воздушного перелета на 10 000 миль, вышла замуж за авиатора виконта Жан-Жака де Сибура, а затем за Фредерика Т. Бедфорда;
  • Гарри "Гордон" Селфридж младший, продолжил дело отца и помогал ему в работе;
  • Беатрис.

Два внук Селфриджа, который оба умерли в 2008 году, стали известны в мире науки:

  • Оливер был пионером в области искусственного интеллекта.
  • Ральф был профессором математики и компьютерных наук в Университете Флориды с 1961 по 2002 год и был назван «дедушкой цифрового моделирования».

Сочинения

Селфридж написал книгу «Коммерческий роман», изданную Джоном Лейном в 1918 году и написанную несколькими годами ранее. В ней автор рассматривает историю торговли с древнейший времен: в разных главах он приводит наиболее успешные примеры из времен Древнего Китая, Античности, изучает успех знаменитых династий Венеции и Флоренции, рассматривает Ганзейский союз, ярмарочную культуру, гильдии, раннюю британской торговлю, Тюдоров, Ост-Индскую компанию, купцов Северной Англии, рост торговли и проблему торговли и аристократии, компании Гудзонова залива, Японию и, наконец, бизнеса ХХ века.

Среди наиболее популярных цитат, приписываемых Селфриджу есть такие:

  • «Люди заметят вас, если вы заметите, что заставляет их замечать».
  • «Босс ведет своих людей; лидер тренирует их. Босс зависит от власти, лидер от доброй воли. Босс внушает страх; лидер внушает энтузиазм. Босс говорит "я", лидер - "мы". Босс отводит вину за срыв; лидер отводит срыв. Босс знает, "как это делается"; лидер показывает, "как". Босс говорит: "Делай", а лидер - "Давайте сделаем!"».
  • «Клиент всегда прав».

Кинематограф

  • В 2013 году вышел британский телесериал «Мистер Селфридж » с Джереми Пивеном в роли Гарри Гордона Селфриджа.
  • Также независимой британской компанией Pioneer Productions был снят часовой документальный фильм «Тайны Селфриджа», из серии «Тайны Британии».

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000

Универмаг «Селфриджес» в Лондоне (Лондон, Великобритания) - подробное описание, адрес, часы работы, как добраться. Популярные бренды и марки, отзывы туристов.

  • Горящие туры в Великобританию
  • Туры на Новый год по всему миру

Selfridges - еще один знаменитый универмаг Лондона.

В отличие от многих других универмагов, «Селфриджес» исходно создавался именно как универмаг: его основатель, американец Гарри Селфридж, хотел создать магазин того же типа, что входили в тот момент в моду в США. Ему это удалось, и в 1909 г. «Селфриджес» открылся для покупателей - в том же здании, в котором работает до сих пор.

Второй по величине магазин страны (крупнее только «Хэрродс»), периодически занимающий место «лучшего магазина» то в одном, то в другом рейтинге, «Селфриджес» славится на всю Британию и мелькает то в одном, то в другом британском кинофильме.

Здание уникально, оно входит в Лист национального достояния Соединенного Королевства: это творение знаменитого архитектора, созданное по новаторской в ту эпоху для Британии технологии - конструкций на основе стальных рам и с интересным внешним оформлением. Получилась очень оригинальная постройка, напоминающая по стилю одновременно современный Нью-Йорк и античный Рим, и украшенная знаменитой скульптурой «Королева времени» над центральным входом.

Продает «Селфриджес» женскую, мужскую и детскую одежду, аксессуары, обувь, косметику и бытовые товары, но основное - все же одежда и обувь.

Продаются здесь вещи из самых разных категорий - от маечек для девочек-подростков до классических костюмов для женщин «за шестьдесят». Представлены самые разные бренды - от солидно-дорогостоящих вроде «Шанель» до более-менее демократичных «Джозеф» или «Геокс».

Соответственно, модельный ряд очень разнообразный - хотя при такой большой площади разного уровня марки не мешают друг другу, и почти любой покупатель может найти что-то на свой вкус. Магазин огромный, одежды и обуви масса, ходить можно очень долго.

Практическая информация

Цены в этом универмаге еще попадают в категорию «средние», но уже ближе к высоким. Два раза в год у них проходят большие распродажи, во время них многие покупатели едут домой с знаменитыми ярко-желтыми пакетами, которыми «Селфриджес» пользуется только во время распродаж.

Адрес: London, W1A 1AB, Oxford Street, 400, ‎магазин занимает часть шоппинг-улицы Оксфорд-стрит. Доехать можно до двух станций метро: «Бонд-стрит» или «Марбл-Арч», расстояние до них примерно одинаковое.

Открыт «Селфриджес» ежедневно, с понедельника по субботу с 9:30 до 22:00, в воскресенье с 11:30 до 18:15, в нем есть кафе и рестораны, продуктовый департамент, доставка и проходит много событий - показы мод, презентации и т. д.

Вокруг магазина

На Оксфорд-стрит очень много других магазинов, а вот рестораны в массе своей посредственные - уж очень там многолюдно. Но рядом расположено множество достопримечательностей - Марбл-Арч (одна из английских триумфальных арок, их в Лондоне несколько), знаменитая улица Парк-лейн и прекрасный огромный Гайд-парк с обращенным как раз в сторону Оксфорд-стрит «Уголком ораторов» (в котором каждый желающий может высказаться по любому поводу), а окружающие эту улицу районы - как на подбор, интересные и старые.

(Персонажи и прототипы.)

Я сейчас смотрю сериал, который сделало BBC, "Mr. Selfridge"
Почему именно его?
Я много раз писал, что люблю производственные романы и производственные фильмы.
Это производственный фильм. Он рассказывает о Гарри Селфридже, реальном человеке, который приехал из Америки и произвел в поствикторианской Англии революцию в торговом деле.
Он основал огромный универмаг, который был в какой-то степени прообразом шопинг моллов, т.е. мест, где приходили не только за покупками, а чтобы просто провести время, где под одном крышей было много разных сервисов.
Например, рестораны. Кроме того, там впервые в Англии товары стали выкладываться свободно на легко доступные прилавки, а не прятались от покупателя и выдавались только бдительными продавцами для ознакомления, как это было до того.
Ну и наконец, он первым в Англии внедрил формулу: "Клиент всегда прав." Потом его первый огромный универмаг превратился в процветающую сеть магазинов, а потом... он разорился и умер в бедности.
Хоть основанная им сеть существует до сих пор. Но с 1941-го года она ему уже не принадлежит, а он умер 6 лет спустя, в 1947-м году.
Я посмотрел только три серии но вопросов к постановщикам сериала уже накопилось много.
Сначала тот вопрос, который я поставил в заголовок.
Вот Гарри Гордон Селфридж:

в фильме,и в реальности.

Реальный Селфридж, типичный англосакс, даже киплинговского облика из "Несите бремя белых".
Бороды у него кстати нет.

Его кинематографический двойник по внешности - типичный еврей, да еще с бородой.

Я понимаю, что торговля у обычного зрителя ассоциируется сугубо с евреями, всем известно, что евреи даже родную мать продадут, если им заплатят.
(хоть мне неизвестен ни один случай продаж родной матери сыновьями-евреями, но раз народ говорит...)
Тем не менее, речь ведь идет о реальном и достаточно известном человеке, там еврейским происхождением и не пахло, да и в торговле англосаксы ни в чем евреям не уступали.
Почему же именно Джереми Пивен был приглашен на роль Гарри Гордона Селфриджа?
Кстати, мягкий знак семья Пивен потеряла уже в Америке, фамилия тех, кто приехала в Америку с Украины конечно была "Пивень". Это петух по-украински, если кто не знает.
Вот и Джереми Пивен, происхождения которого не вызывает сомнения, он конечно еврей из Нью-Йорка:
ВИКИ:
Piven was born in Manhattan, New York City. He raised in a Reconstructionist Jewish household
играет свою, роль прохаживаясь петухом, среди красавиц-курочек и покрывая тех из них, которые ему приглянулись.
Наверно он знает, что значит его фамилия.
В реальности Гарри Селфридж при жизни жены ходоком не был и не петушился. Да и жена бы ему быстро хвост повыдергала.
Он пустился во все тяжкие уже после ее неожиданной смерти во время эпидемии Испанки в 1919-м году. Тогда от этого вирусного гриппа, вернее от осложнений, грипп переходил в тяжелейшее воспаление легких, а антибиотиков еще не было, умерло 50 миллионов человек.
Умирали все, и богатые и бедные. Роза была богатой, но смерть ее не пощадила.
То, что реальный Гарри и его кинематографический двойник мягко говоря мало похожи мы уже выяснили. Но еще меньше похожа реальная Роза Селфридж, на ее кинематографический облик.

Розали Селфридж:

в фильме

в реальности.

В фильме она похожа на наивную простушку из деревеньки "Америка". У нее лицо девушки из арканзасской или, если хотите, тамбовской глубинки. И выглядит она если не идиоткой, то весьма наивной женщиной.
Ничего подобного!
Именно эта по фильму наивная простушка и была финансовым фундаментом дела Гарри Селфриджа.
Брак этот был мезальянсом. Он был нищим, правда в отличие от его кинематографического образа, красивым, стройным блондином. Ну и неглупым, хоть из школы он ушел и даже среднего образования не получил, но голова на плечах у него была, он делал неплохую карьеру в торговле. Но в Англию он привез 400 тысяч фунтов, это по тем временам огромная сумма, примерно равная сегодняшним сорока миллионам долларов.
И на эти деньги он начал свой бизнес в Лондоне. Об этом в фильме почему-то не говорится, там показывают, что он удачно нашел инвесторов, а у него самого денег было очень мало.
Чушь, у него было много денег. Но эти деньги были не его, а жены. Потому что именно Роза была из очень богатой чикагской семьи. Более того, те деньги которые ей достались она многократно приумножила.
Она была застройщиком, купила большой кусок земли в Чикаго и поделив его на участки выстроила там шикарные дома для чикагской богемы. Ну той, у которой деньги были.
Ее дома были модными и за них платили хорошие деньги. На этом она очень хорошо заработала, но сами понимаете, что она была отличным бизнесменом поднять такое строительство, а потом удачно все продать, очень непросто.
И у ее мужа все шло хорошо в общем, только тогда, когда она была жива.
Ее реальный портрет подтверждает, что реальная Роза не имеет ничего общего с Розой фильма.
Вот такой была реальная Роза Селфридж.
Зачем авторам фильма понадобилось из нее сделать дурочку и чуть ли не коммунистку, кинематографическая Роза например, ездит в метро, как простые люди и вообще не хочет отрываться от народа, убей меня, не пойму.
Т.е. эти два персонажа фильма абсолютно не соответствуют их реальным прототипам.

Кстати, одну из дочек назвали Розой, в честь мамы. Красотка, в папу пошла. Генри рядом с дочкой.

Ну а остальное примерно соответствует действительности. Остановимся на женщинах главного героя.
Как я уже говорил, после смерти жены, Гарри пустился во все тяжкие. Женщины, женщины, женщины. Мне понятно, что именно они его разорили, если бы он чуть умерил свой пыл, ему бы с лихвой хватило того, что давали ему его магазины до конца дней. Увы, он не умерял пыла пока не пустил на ветер все, что имел. Вот это уже по-нашему, по-русски, он не жидился, еврей бы так не поступил.
Тем более, не стоило поручать роль такого ходока еврею Пивену.
Но у него была специализация, он был неравнодушен в основном к балеринам и танцовщицам. Кстати, о русских, одна из тех, кто помог ему избавиться от лишних денег, была знаменитая Анна Павлова.

Анна Павлова в следующих сериях появляется вот такой.
Но я еще эти серии не видел.

Еще одна пассия Гарри, не менее известная танцовщица, знаменитая Айседора Дункан. Кстати, Дункан по-моему, особой красотой и молодостью не блистала, когда встретила Гарри Селфриджа, но, зато как танцевала!
Тем не менее, в первых трех сериях показана другая ветренница, тоже танцовщица по имени Эллен Лов.



И этот персонаж как раз в реальной жизни не существовал. Вот здесь, в этом видео и говорится, что персонаж этот вымышленный, но называется имя той, кто мог быть частично прообразом Эллен Лов: Габи Деслиc.

Я его расслышал и погуглил. Интересная девушка во всех смыслах. В том числе и красивая.
Вот посмотрите.

На этой фотографии все достаточно строго:

а вот на этой..., по тем временам это была почти порнография.

Кстати, артистка, которая играет Эллен Лов действительно чем-то похожа на Габи Деслиc.
Т.е. в этом случае попали авторы фильма.

Несмотря на то, что создатели фильма Гарри и Розу показали абсолютно не такими, какими они были в реальности, я буду продолжать его смотреть ну и Вам осторожно рекомендую.