Бури на Солнце

Ставропигиальный предтеченский женский монастырь. Иоанно-предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Богослужение в монастыре

Иоанно-Предтеченский женский монастырь mittatiana wrote in February 26th, 2012

м. «Китай-город», М. Ивановский пер., 2

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом, она дала название и самой местности — «Ивановская гора».
Монастырь считается одним из древнейших в Москве.
Время основания Ивановского монастыря с точностью неизвестно, но он существовал уже в XVI в.
Основание приписывают и Иоанну III, и великой княгине Елене Глинской, и Грозному.
В 1737 г. монастырь пострадал от "Троицкого" пожара,
в 1748 г. снова погорел, но был возобновлен в 1761 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Здесь пребывали в заточении:
царица Марья Петровна, супруга Василия Шуйского, насильно постриженная в иночество (1610 г.);
вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Пелагия Михайловна, в иночестве Параскева (ум. в 1620 г.);
Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц.
В 1768 году в нем была заточена Д.Н.Салтыкова ("Салтычиха").
Да́рья Никола́евна Салтыко́ва по прозвищу Салтычи́ха (в девичестве — Ивано́ва; 11 марта 1730 — 27 ноября 1801)
— российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков крепостных крестьян.
Решением Сената и императрицы Екатерины Второй была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме.
Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников.
Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих.
Так, в царствование Екатерины Великой, в 1785 году, в монастырь по Императорскому указу поступила, монахиня Досифея,
в миру принцесса Августа Тараканова,которая была, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.
Жила за границей, где получила прекрасное образование.
Из-за опасений императрицы Екатерины II, видевшей в княжне прежде всего претендентку на престол
обманным путем была вывезена в Россию и пострижена в монахини с именем Досифея.
Местом проживания был определен Ивановский монастырь, где она жила в одноэтажном домике из двух келий с прихожей,
который был расположен рядом с надвратной церковью во имя Казанской иконы Божией Матери.
Затворница не имела права никуда выходить.
Малейший шорох приводил ее в ужас.
Монахиня Досифея много молилась, читала духовные книги.
Почти все содержание, которое ей было назначено Досифея тратила на бедных.
После смерти Екатерины II положение затворницы облегчилось к ней стали допускать народ.
Матушка Досифея скончалась 4 февраля 1810 г. в Ивановском монастыре 64 лет от роду, пробыв в обители 25 лет.
Похоронена инокиня Досифея в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, где покоятся многие предки царственного дома Романовых.


« » на Яндекс.Фотках

Ивановский монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны от 20 июня 1761 г. был предназначен для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей.
Сгоревший в 1812 г.во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был после этого упразднен,
церковь обращена в приходскую, а в кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии.



По ходатайству высокопреосвященного митрополита Московского Филарета в 1859 г. государь разрешил восстановить монастырь.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина,
по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831).
31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище.
А душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878).
Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль.


« » на Яндекс.Фотках

В 1861-1878 гг. Ивановский монастырь был заново отстроен архитектором М.Д.Быковским
в духе итальянского ренессансного зодчества и напоминает кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В 1877 г. в монастыре был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.
Монастырь обновлялся в 1901 г.
Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в тюрьму.
Закрыт в начале 1927 года, переоборудован под архивохранилище.

Главный двор монастыря и окружающие его здания позже были заняты Высшей юридической заочной школой МВД СССР.
Школой МВД был занят и настоятельский корпус с северо-запада от собора (здесь, в числе прочего, находилась лаборатория полевой криминалистики).
Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимают и ныне учреждения МВД.


«вид на иконостас и алтарь) южной части Собора Усекновения главы Иоанны Предтечи. » на Яндекс.Фотках

Приделы Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца.

Храмы
Собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре
Храм во имя св. прав. Елизаветы (домовой)
Часовня во имя Иоанна Предтечи (монастырская)
Святыни
Икона Божией Матери "Смоленская"
Мощи св. пророка и Предтечи Иоанна (частица)

Описание:

История

История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт.

В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из .

В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г.

Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.).

Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.).

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.



Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.

По материалам книги "Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории." М. 2005

Не так много людей замечает, что на стыке улицы Профсоюзной и улицы имени Ленина (Кремлёвской) расположен маленький монастырь. Буквально перед известной всем площадью у Спасской башни Казанского кремля!

Действительно, улицы эти понемногу сходятся, а вот заканчиваются они таким удивительным способом.

Меня всегда удивляло - как может существовать монастырь в центре огромного мегаполиса, шум, суета, потоки машин и людей, вечная толкотня от свадебных кортежей, масса туристов, которые лезут во все места, и рядом настоящий монастырь. А ведь жизнь в монастыре достаточно жёсткая и строгая, можно ли среди большого города по-настоящему забыть о мире, и посвятить свою жизнь одному Богу…

Другое дело, когда монастырь расположен в глухом лесу, как, например, Сергиева пустынь в Килемарской тайге, там никто и ничто не мешает монаху…

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В Казани, оказывается, существует такое предание про Иоанном монастырь, мол, сам Иоанн Предтеча, который был основателем всего монашества, завещал, что все монастыри, названные в честь его имени, всегда будут нищенствовать. То есть всегда им будет недоставать самого необходимого, и всегда эти монастыри, как сам Иоанн Предтеча, будут пользоваться самым малым, что можно взять от мира.

Так и происходит с этим монастырем, располагаясь в центре столицы Татарстана, он едва сводит концы с концами, впрочем, как и завещал всем монахам - сам Предтеча.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Интересен и такой факт, что в центре татарской столицы и в центре православной Казани - расположен монастырь в честь такого святого, которого почитают не только христиане, но и мусульмане - это крайне символично!

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).

Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, — и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).

Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Отец Иоанна - Захария фигурирует в Коране как «Закарийа» — один из пророков и праведников (салихун), отец Йахйи (Иоанна Крестителя) и опекун Марйам (девы Марии). После гибели сына он скрылся от преследователей в дупле дерева, но был выдан Иблисом (сатаной). Враги срубили дерево и распилили его вместе с Закарийей. Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии — библейском пророке.

ИОАННОВ МОНАСТЫРЬ

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.

Из за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние, так как выгорели дубовые связи, проложенные внутри стен. В 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша, а строительством руководили архитекторы П.М. Тюфилин, В.В. Суслов. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. Собор был освящен 18 декабря 1899 года и простоял до 30-х годов XX века. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Главный престол был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1897 году на колокольню повесили стопудовый колокол. С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 велось строительство нового настоятельского и братского корпуса. В советское время в нем размещалось «Общество охраны памятников» и разные конторы-кооперативы. Перед монастырем стояла часовня, построенная, возможно, архитектором В.И. Кафтыревым в 1774 году, после пугачевщины. За монастырем она была закреплена в 1848 году. В советские годы она была снесена.

В1918 году монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке.

В 1929 году монастырь был закрыт и лишь в 1992 году вновь передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС МОНАСТЫРЯ


Святыни монастыря:

часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. Начало вечернего богослужения в 16-00, утреннего - в 8-00 (в праздничные дни в 6-00 и 8-30.

Братия монастыря:

Настоятель - игумен Нектарий (Демин). Насельники - священноинок Игорь (Асеев), иерей Михаил Илькин, иерей Артемий Заворохин - казначей, иеромонах Митрофаний (Нейков), иеродиакон Сергий (Ибашаев), диакон инок Стефан (Карпов).

ИКОНОСТАС В ХРАМЕ МОНАСТЫРЯ

ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

XVI век

Монастырь был основан около 1567 года святителем казанским (1564—1566 гг.) Германом, первоначально как подворье основанного ранее в 1555 году св. Германом Свияжского Успенского монастыря, в котором он в течение 9 лет был настоятелем. Подворье упоминается в писцовой книге 1565 года.

В 1594 году митрополит казанский Гермоген, будущий Патриарх Всея Руси прославленный в лике святых, просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января Феодор Иоаннович издал указ об открытии монастыря.


XVII век

Первоначально все постройки были деревянными. В 1649 г. пожар уничтожил все строения, после чего в 1649—1652 гг. монастырь заново отстроен в камне на средства богатого московского купца «торгового человека гостиной сотни» (в те времена это самый высокий купеческий титул после «гостя», купцы принадлежавшие к гостиной сотне торговали со странами Востока и Запада по водным путям и были очень состоятельными людьми, имели фамилии, в документах именовались полным именем) Гавриила Фёдорова-Антипина.

Таким образом центр города украсил уникальный ансамбль, все строения которого возведены не просто в одну эпоху, а практически единовременно в 1649-52 гг. За три года был выстроен великолепный холодный 3-шатровый Иоанно-Предтеченский собор с двумя приделами, 5-купольная Введенская церковь с тесаными наличниками и восьмигранная колокольня с огневидными кокошниками и небольшим куполом (примечательно, что маковка купола (под металлом) полностью сложена из кирпича). Первоначально трехшатровый храм назывался, возможно, Входоиерусалимским, (позднее был переименован в честь одного из упраздненных в XVIII в. приделов (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) в честь Иоанна Предтечи) и 7 сентября 1652 г. освящен митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием. Этот храм имел три разновеликих глухих шатра на трех восьмигранных основаниях, которые опирались на свод, перекрывавший удлиненный четверик. К храму примыкала трапезная, окруженная с трех сторон арочной галереей.

Предтеченский собор до реконструкции 1887 г. Литография Андре Дюрана, 1839 г.


Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887—1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани.

КРЕСТ ВО ДВОРЕ МОНАСТЫРЯ

XVIII век

Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. По екатерининской реформе 1764 года монастырь подлежал упразднению и Архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять Иоанно-Предтеченский монастырь, который хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать.

XIX век

Новый пожар в 1815 году стал поводом для нового большого строительства в Ивановском монастыре в XIX веке. Казанцы собрали огромную сумму — 53 тысячи рублей для восстановления поврежденных строений, 5 тысяч рублей пожертвовал лично император Александр I. Под руководством специально созданной комиссии были капитально отреставрированы Введенская церковь и братские кельи, у Предтеченского собора перестроены алтарь, ризница, построены кельи между собором и колокольней (сохранились, примыкают к колокольне с юга), обновлены фрески собора. Однако собор из-за полученных повреждений к конце XIX века окончательно обветшал, к тому же небольшое помещение храма уже не вмещало увеличивающееся количество прихожан.

Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий Раев (1882 года по 1887 год) решил разобрать древний собор и построить его копию. Несмотря на то, что это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и казанской интеллигенции, требовавших сохранить памятник XVII века, архиепископ Палладий воплотил свою строительную инициативу в жизнь, и в 1887—1894 гг. был построен новый собор в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, повторяющий внешний облик и планировку храма XVII века, но в больших размерах (36х26 м вместо 30х19 м).

В новом соборе было 5 престолов: наверху боковые приделы: свт. Иннокентия Иркутского и свт. Германа Казанского, на нижнем этаже два придела: во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и во имя свв. Седми отроков, пострадавших во Эфесе. Изменилась планировка, вместо бесстолпной планировки древнего храма, в новом были установлены 4 мощных столпа, пол выложен мозаикой в византийском стиле. Сооружение храма (2 млн кирпичей) обошлось почти 100000 рублей, из которых монастырь был в состоянии выделять лишь около 2 тыс. руб. (то есть всего 14 тыс. за 7 лет стройки — около 14 % суммы). Остальные 86 % по обычаю поступали от частных лиц, так 7 тысяч пожертвовал купец М. И. Попов, 6 тыс. рублей мещанин В. И. Шорин. Большая заслуга в сборе пожертвований принадлежит выдающемуся администратору игумену Экзакустодиану. На оставшиеся средства из оставшихся от старого собора кирпичей перестроена монастырская ограда и отстроен в камне пространный (23 на 15 м) Настоятельский корпус.

В 1885—1909 годах настоятелем стал архимандрит Экзакустодиан (Евгений Каменский) (1831—1909), выпускник Вологодской духовной семинарии, назначенный в 1867 году в Казань после пребывания в Спасо-Каменном и Григорьево-Пельшемском монастырях Вологодской епархии. При нём монастырь превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе.

Таким образом до переворота 1917 года монастырский ансамбль помимо двух храмов составляли: 1) Каменный трехэтажный настоятельский корпус. 2) Примыкающий к зимнему храму корпус, каменный, трехэтажный, занятый кельями братии. 3) Каменный двухэтажный корпус, обращенный лицевым фасадом к гостиному двору. 4) Каменные погреба.

Монастырь имел в собственности: 1) Пахотная и сенокосная земля при с. Тарлашах, Казанского уезда, в количестве 18 десятин 1450 саж. 2) Пахотная и сенокосная земля в томже уезде при с. Каймарах в количестве 11 десятин 2054 саж. 3) Пахотная земля при дер. Мрясовых Челнах, Спасского уезда, в количестве 70 десятин. 4) Рыбные ловли в Лаишевском уезде при с. Тетееве. 5) Мукомольная мельница при дер. Диком Поле, Лаишевского уезда. 6) Земля, отчасти занятая лесом, в количестве 76 десятин 1656 саж. вблизи Казани, за Кизической слободой.

XX век

После 1918 года в Кафедральный Благовещенский собор, архиерейский дом и здание консистории в Кремле стали недоступны из-за объявления Кремля закрытым военным городком. Епархиальное управление по распоряжению епископа Анатолия разместилось в Иоанно-Предтеченском монастыре, а роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — собор Богородицкого монастыря. Игумен Ивановского монастыря Ефрем был назначен настоятелем в Свияжский Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита, а в ноябре 1922 того же года был арестован и сослан в Усть-Цильму (после ссылки жил в Рязани).

В монастыре разместился временно управляющий казанской епархией архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов) вместе с о. Варсонофием и о. Венедиктом и чудом уцелевшим во время расстрела иеромонахом Успенского Зилантова монастыря Иосифом (Тюриным). 26 сентября из Москвы возвратился епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), вступивший во временное управление епархией.

К январю 1920 года большевики вытеснили белогвардейцев из всей Восточной Сибири до Байкала, была восстановлена связь патриарха Тихона с казанским митрополитом Иаковом (Пятницким), который отказался возвращаться на Казанскую кафедру, в занятый большевиками город. 8 апреля 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским был назначен Кирилл (Смирнов) и несмотря на то, что большевики не давали разрешения на выезд владыки из Москвы, 26 июня (9 июля), в день празднования Седмиезерной Смоленской иконы Божьей Матери. владыка прибыл около 12 часов в Казань и успел в полном архиерейском облачении встретить Крестный ход с иконой в соборе Богородицкого монастыря, который тогда был кафедральным. В Богородицком монастыре святитель Кирилл и поселился, ежедневно, в течение своего двухлетнего пребывания в Казани, пешком отправляясь в Иоанно-Предтеченский монастырь, где находилось епархиальное управление. В1937 году владыку Кирилла расстреляли.

В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, иеромонахи Иоанно-Предтеченского монастыря Иоанн (Широков), Феофан (Еланский) и иеродиакон Серафим (Шамшев) были арестованы и сосланы на три года на Соловки.

В 1926 году община Иоанно-Предтеченского религиозного общества, придерживающегося староцерковного, тихоновского направления составляла 100 человек. Настоятельские обязанности и председательство в приходском совете с 1926 года исполнял епископ Мамадышский Андроник (Богословский), обязанности секретаря — иеромонах Палладий (Шерстенников) позже переведен в Кизический монастырь с возведением в сан архимандрита. Вся Казань знала и уважала старца-епископа и за время его настоятельства никто не смел поднять руку на обитель.

В 1927 году Ивановский монастырь перешёл к обновленцам («обнагленцам», как их называли в Казани), община которых составляла 27 человек. Староцерковная община Ивановского монастыре присоединилась к общине Николо-Вешняковской церкви.

Весной 1929 году община Георгиевской церкви, пытаясь спасти свой храм от сноса, указала на закрытые храмы Казани, среди которых был и Предтеченский собор Ивановского монастыря. В итоге Георгиевскую церковь спасти от разрушения не удалось, вместе с тем городские власти начали активную работу по ликвидации Предтеченского собора. Обновленцам, занимавшим теперь Ивановский монастырь, позволили вынести в Покровский храм, также занятый «живоцерковниками» иконостас и Образ Спасителя. 8 июня 1930 года отдел по делам музеев в ТЦИКе запросил строительный материал для ремонта стен кремля, для чего решили использовать монастырскую ограду, трехшатровый Предтеченский собор и часовню.

В конце 1920-х в первые годы управления епархией в Ивановском монастыре жил епископ казанский Афанасий (затем он управлял епархией проживая в доме при Богоявленской церкви, после его конфискации в доме № 6 по улице Кирпичнозаводской).

К 1935 году обновленцы получили Тихвинскую и Варлаамовскую церкви. Обновленческое движение в Казани изначально имело немного сторонников, в связи с чем Введенский храм Ивановского монастыря стал малопосещаемым, чем и не преминули воспользоваться уполномоченные органы, решением заседания Культкомиссии от 27 ноября 1936 года Введенская церковь монастыря была закрыта, в ней разместили мастерскую «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям».

ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ГОРОД КАЗАНЬ

Возрождение монастыря

В 1992 монастырь вернули Казанской епархии. Первым игуменом стал постриженник Троице-Сергиевой лавры игумен Давид (Кораблев). В монастыре восстановлена рака святителя Германа, в которую вложена частица его мощей. При строительстве казанского метрополитена, несмотря на многочисленные письма и обращения общин Ивановского монастыря и Никольского собора, между монастырем и кафедральным Никольским собором, практически вплотную, был вырыт огромный котлован, в результате чего в Введенском храме постройки середины 17 века по стенам пошли большие трещины. Несмотря на косметический ремонт, памятникам был нанесен серьёзный урон.

С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. Известен своей благотворительной деятельностью (единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, обеспечение временной работой бездомных и т. п.).

Архитектурный ансамбль монастыря

Колокольня

Архимандритский корпус

Братский корпус

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм


ЖИТИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Пророк Иоанн Предтеча и Креститель Господень - после Божией Матери самый чтимый из людей святой. О нем Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Иоанн Предтеча был по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа для своей важной миссии. По учению ветхозаветной Церкви перед приходом Мессии должен явиться его предшественник - предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Мессии и указать на Него. Таковым предуготовителем и стал пророк Иоанн, выросший в посте и молитве суровым аскетом-отшельником. Он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки иудейского общества и горячо призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн совершал крещение - омовение в воде Иордана погружением как символ и таинство очищения от грехов посредством схождения на крещаемого Духа Святаго (отсюда и имя - Креститель). Поскольку пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие, то иудеи, ожидавшие Мессию, признали Предтечу в аскете-подвижнике Иоанне, многие приняли крещение в Иордане. Таинство Крещения стало и первым таинством Христианской Церкви, условием вхождения в нее, это таинство принял от Иоанна Крестителя Сам основатель Церкви - Христос Сын Божий.

Рождение Иоанна Предтечи было чудом Божиим. Как повествует Евангелие от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80), праведные родители св. Иоанна Предтечи и Крестителя Христова - священник Захария и Елизавета - достигли старости, но не имели детей. Однажды Захария, совершая службу в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын - провозвестник ожидаемого людьми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до времени исполнения слов Архангела он был поражен немотой.

Мальчик родился за полгода до рождения Иисуса Христа, родители нарекли его Иоанном, как им было предсказано.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Одна из самых удивительных мужских обителей – Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, был создан в XVII веке известным в мире православия святым Питиримом, просветителем местного края. На берегу полноводной Цны, среди вековых сосен и дубов Трегуляевского леса, вольно раскинулась обитель.

Немало удивительных историй связано и с самой обителью, и с ее основателем, святителем Питиримом. Вот лишь одна из них, до сих пор живущая в сердцах обитателей монастыря, связанная непосредственно с основанием в этих местах мужской обители.

…Происходило это сентябрьскими днями 1688 года. Очень любивший гулять в одиночестве под сенью вековых деревьев в изредка выпадавшие ему вольные часы, предаваясь мыслям о величии Создателя, святитель Питирим на этот раз вышел к берегам Цны не один, а с навестившими его святителем Воронежским Митрофаном и келейником Питирима, иноком Иннокентием. Было это на второй день по Воздвиженью Креста Господня. Святитель Питирим вспоминал свои молодые годы, проведенные в Вяземской обители, затронувшей самые сокровенные струны души. Он поделился с братьями во Христе своими мечтами о возведении здесь, на берегу Цны, обители, в которой иноки могли бы славить Господа, и которая всегда напоминала бы ему Вяземскую обитель. Святитель Питирим указал на место, где хотел бы видеть будущую мужскую обитель.

Прочитав идущие от самого сердца слова молитвы, духовные братья согласились со святителем, что о лучшем месте для обители и мечтать нельзя. В память монастыре юности святителя Питирима новая обитель получила имя Иоанна Предтечи. Поначалу, правда, обычно звали это место Предтеченской пустынью, и лишь спустя почти полвека пустынь стали называть монастырем.

Но еще ранее, в 1691 году, над брегами Цны встал во всей своей красе первый храм Предтеченской пустыни, освященный самим Питиримом. Возведен он был из крепких сосновых бревен, и век бы стоять ему, да случилась беда, и небывалый пожар 1717 года уничтожил храм, а заодно – и большинство монастырских построек.Добровольные пожертвования горожан помогли воздвигнуть в монастыре новый, еще более красивый храм. Спустя полвека рядом с Предтеченской церковью вырос еще один храм – Введенская церковь. Опасения нового пожара стали причиной того, что в монастыре стали строиться только лишь каменные строения. Уже в конце восемнадцатого века монастырь опоясала каменная стена.

Немало добрых дел для иноков Предтеченского монастыря сделал епископ Тамбовский Феофил. Именно он способствовал строительству в монастыре главного храма Рождества Иоанна Предтечи. Во главе строительства поставлен был Нафанаил, бывший послушник из Сарова. Поэтому выстроенная церковь была схожа многими деталями с Успенским храмом известной всему православному миру Саровской пустыни.Удивительно, но факт: на протяжении целого столетия и храм, и стоящая неподалеку колокольня ни разу не перестраивались.

Истинным же украшением Предтеченского монастыря стал возведенный в конце XIX века храм Спаса Нерукотворного. Строительство церкви, правда, велось несколько лет, и виной тому была нехватка средств. Братия монастыря по численности была небольшой. Основой существования его были проценты с основного накопившегося капитала, а также выручка от хозяйственных занятий иноков – огородничества, бортничества, лесной торговли.

Монастырь всегда привлекал многочисленных паломников и прекрасным расположением своим, и крепким духовным устроением. У многих жителей Тамбова и окрестных селений вошло в традицию в святые дни Великого поста приезжать в монастырь, поститься вместе с монахами.

Когда в окрестностях Тамбова полыхали бои Гражданской войны, новые власти приняли решение разместить в стенах монастыря колонию. Немало трагических событий было вписано в историю монастырских стен в двадцатые годы. Несмотря на объявленные было монастырские храмы памятниками архитектуры в 1929 году, воинствующие атеисты добились от властей принятия решения о разрушении храмов. Исчезли кресты над Цной, и бывшую обитель заняла воинская часть.

И лишь в конце минувшего века невероятными усилиями архиепископа Евгения началось восстановление обители. На месте этом вновь был возведен храм обретения мощей святителя Питирима – человека, усилиями которого выросла обитель на брегах Цны.