Беременность и роды

Морское сражение 1827 года. Произошло наваринское сражение. Предыстория и основные причины

190 лет назад, 20 октября 1827 года, произошло Наваринское сражение. Союзный флот России, Англии и Франции уничтожил турецко-египетский флот. Главную роль в морском сражении сыграла русская эскадра под началом контр-адмирал Л. М. Гейдена и начальника штаба капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

Предыстория


Одним из главных вопросов тогдашней мировой и европейской политики был восточный вопрос, вопрос о будущем Османской империи и «турецком наследстве». Турецкая империя стремительно деградировала, подвергалась разрушительным процессам. Её военно-морская мощь значительно ослабла, и Турция, ранее сама угрожавшая безопасности европейских народов, становилась жертвой. Великие державы претендовали на различные части Османской империи. Так, Россия была заинтересована в зоне проливов, Константинополе-Стамбуле и кавказских владениях Турции. В свою очередь, Англия, Франция и Австрия не желали усиления России за счёт Турции и старались не пускать русских на Балканы и Ближний Восток.

Народы, ранее подчиненные военной мощью османов, начинали выходить из подчинения, боролись за независимость. В 1821 году восстала Греция. Несмотря на всю жестокость и террор турецких войск, греки мужественно продолжали свою борьбу. В 1824 году Порта запросила помощи у хедива Египта Мухаммеда Али, только что модернизировавшего армию по западным стандартам. Османское правительство обещало пойти на большие уступки по Сирии, если Али поможет подавить восстание греков. В итоге Мухаммед Али послал египетский флот с войсками и своего приемного сына Ибрагима на помощь Турции.

Турецко-египетские войска жестоко давили восстание. Греки, в рядах которых не было единства, терпели поражение. Греция тонула в крови и превращалась в пустыню. Тысячи людей были убиты и обращены в рабство. Турецкий султан Махмул и египетский правитель Али планировали полностью вырезать население Мореи. Кроме того, в Греции свирепствовали голод и чума, уносившие больше жизней, чем сама война. А уничтожение греческого флота, выполнявшего важные посреднические функции в торговле юга России через проливы, нанесло большой урон всей европейской торговле. Поэтому в европейских странах, особенно в Англии и Франции, и конечно в России, росло сочувствие к греческим патриотам. В Грецию ехали добровольцы, собирались пожертвования. Грекам на помощь были отправлены европейские военные советники.

Новый русский император Николай Павлович, занявший престол в 1825 году, задумался о необходимости унять Турцию. Сделать это он решил в союзе с Англией. Государь Николай надеялся найти общий язык с Англией по поводу раздела Турции на сферы влияния. Петербург хотел получить под свой контроль проливы Босфор и Дарданеллы, что имело огромное военно-стратегическое и экономическое значение для Русской империи. Британцы, с одной стороны, хотели в очередной раз стравить русских с турками, получив от этого максимум выгод, при этом избежать развала Османской империи в интересах России. С другой стороны - Лондон хотел оторвать от Турции Грецию и сделать её своим «партнером» (зависимым государством).

4 апреля 1826 года британский посланник в Петербурге Веллингтон подписал протокол по греческому вопросу. Греция должна была стать особым государством, султан оставался верховным сюзереном, но греки получали своё правительство, законодательство и т. д. Статус вассала Греции выражался в ежегодной дани. Россия и Англия обязались поддерживать друг друга в претворении в жизнь этого плана. Согласно Петербургскому протоколу ни Россия, ни Англия не должны были делать в случае войны с Турцией никаких территориальных приобретений в свою пользу. Париж, обеспокоенный тем, что Лондон и Петербург решают важнейшие европейские дела, без его участия, присоединился к антитурецкому союзу.

Однако Порта продолжала упорствовать и не шла на уступки по греческому вопросу, несмотря на давление великих европейских держав. Греция имела огромное военно-стратегическое значение для Османской империи. Порта надеялась на противоречия между великими державами, британцы, русские и французы имели слишком различные интересы в регионе, чтобы найти общий язык. В итоге великие державы решили оказать военное давление на Стамбул. Чтобы турки стали сговорчивее, к Греции решили отправить союзный флот. В 1827 году в Лондоне была принята конвенция трех держав, поддерживающая независимость Греции. По настоянию русского правительства к этой конвенции прилагались секретные статьи. Они предусматривали посылку союзного флота, чтобы оказать военно-политическое давление на Порту, пресечь доставку в Грецию новых турецко-египетских войск и установить контакт с греческими повстанцами.

Почтовая марка Египта, посвящённая Ибрагим-паше

Союзный флот

Ведя переговоры с правительствами Англии и Франции о совместной борьбе против Турции, Россия еще в 1826 г. начала подготовку к посылке на Средиземное море Балтийской эскадры, в которую были включены наиболее боеспособные корабли Балтийского флота и два новых линейных корабля - «Азов» и «Иезекииль», строившиеся на верфях Архангельска. Командиром «Азова» в феврале 1826 г. был назначен опытный командир, капитан 1 ранга М. П. Лазарев. Одновременно с постройкой «Азова» Лазарев занимался комплектованием корабля личным составом. Он старался отобрать знакомых ему наиболее способных и хорошо знающих свое дело офицеров. Так, он пригласил на свой корабль отлично зарекомендовавших себя по совместной с ним службе лейтенанта П. С. Нахимова, мичманов В. А. Корнилова, В. И. Истомина и других талантливых молодых офицеров, прославившихся позже в Наваринском и Синопском сражениях и в героической обороне Севастополя в Крымскую войну.

10 июня 1827 года Балтийская эскадра под командованием адмирала Д. Н. Сенявина вышла из Кронштадта в Англию. 28 июля эскадра прибыла в главную базу английского флота Портсмут. Здесь Д. Н. Сенявин окончательно определил состав эскадры, которой предстояло совместно с англо-французским флотом вести боевые действия на Средиземном море: четыре линейных корабля, и четыре фрегата. Во главе Средиземноморской эскадры, по личному указанию царя Николая I, был поставлен граф контр-адмирал Л. П. Гейден, а начальником штаба эскадры Д. Н. Сенявин назначил капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

8 августа эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, 1 корвета и 4 бригов, выделенная из состава эскадры адмирала Сенявина, вышла из Портсмута в Архипелаг. Остальная часть эскадры Сенявина возвратилась в Балтийское море. 1 октября произошло соединение эскадры Гейдена с английской эскадрой под командой вице-адмирала Кодрингтона и французской эскадрой под командой контр-адмирала де Риньи у острова Занте. Откуда под общим командованием вице-адмирала Кодрингтона, как старшего в чине, соединенный флот в составе направился к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Ибрагим-паши. В Лондоне Кондрингтона считали прозорливым политиком и хорошим флотоводцем. Долгое время он служил под командованием знаменитого адмирала Нельсона. В Трафальгарском сражении командовал 64-пушечным кораблем «Орион».

5 октября 1827 года союзный флот прибыл к Наваринской бухте. Кодрингтон рассчитывал путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников. Британский адмирал, выполняя указания своего правительства, не планировал вести решительные действия против турок в Греции. Командование же русской эскадры в лице Гейдена и Лазарева придерживалось иной точки зрения, которая была предписана им царем Николаем I. Направляя эскадру в Средиземное море, царь вручил графу Гейдену предписание действовать решительно. Под давлением русского командования Кондрингтон 6 октября направил ультиматум турецко-египетскому командованию о немедленном прекращении военных действий против греков. Турецко-египетское командование, уверенное в том, что союзники (и особенно англичане) не решатся вступить в сражение, отказалось принять ультиматум. Тогда на военном совете эскадры союзников, снова под русским давлением, было принято решение, войдя в Наваринскую бухту, стать на якорь против турецкого флота и своим присутствием заставить вражеское командование пойти на уступки. Командующие союзными эскадрами дали «взаимное обещание истребить турецкий флот, если хотя один выстрел будет сделан по союзным кораблям».

Таким образом, в начале октября 1827 года объединенный англо-франко-русский флот под командованием английского вице-адмирала сэра Эдуарда Кодрингтона блокировал турецко-египетский флот под началом Ибрагим-паши в Наваринской бухте. Союзное командование надеялось с помощью силового давления заставить турецкое командование, а затем и правительство, пойти на уступки в греческом вопросе.


Логин Петрович Гейден (1773 - 1850)


Адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851). С гравюры И. Томсон

Силы сторон

Русская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Азов», «Иезекииль» и «Александр Невский», 84-пушечного корабля «Гангут», фрегатов «Константин», «Проворный», «Кастор» и «Елена». Всего на русских кораблях и фрегатах было 466 орудий. В состав английской эскадры входили линейные корабли «Азия», «Генуя» и «Альбион», фрегаты «Глазго», «Комбриэн», «Дартмут» и несколько мелких судов. Англичане в общей сложности имели 472 пушки. Французская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Сципион», «Тридент» и «Бреславль», фрегатов «Сирена», «Армида» и двух мелких судов. Всего на французской эскадре было 362 пушки. Всего в составе союзного флота было десять линейных кораблей, девять фрегатов, один шлюп и семь мелких судов, имевших 1308 пушек и 11 010 человек команды.

Турецко-египетский флот находился под непосредственным командованием Могарем-бея (Мухаррем-бея). Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрагим-паша. Турецко-египетский флот стоял в Наваринской бухте на двух якорях строем в виде сжатого полумесяца, «рога» которого простирались от Наваринской крепости до батареи острова Сфактерия. В составе флота было три турецких линейных корабля (86-, 84- и 76-пушечных, всего 246 пушек и 2700 человек команды); пять двухпалубных 64-пушечных египетских фрегатов (320 пушек); пятнадцать турецких 50- и 48-пушечных фрегатов (736 пушек); три тунисских 36-пушечных фрегата и 20-пушечный бриг (128 пушек); сорок два 24-пушечных корвета (1008 пушек); четырнадцать 20- и 18-пушечных бригов (252 пушки). Всего в составе турецкого флота было 83 военных судна, более 2690 пушек и 28 675 человек команды. Кроме того, турецко-египетский флот имел десять брандеров и 50 транспортных судов. Линейные корабли (3 единицы) и фрегаты (23 корабля) составляли первую линию, корветы и бриги (57 кораблей) находились во второй и третьей линиях. Пятьдесят транспортов и купеческих судов стояли на якорях под юго-восточным берегом Морей. Вход в бухту шириной около полумили простреливался батареями с Наваринской крепости и острова Сфактерия (165 орудий). Оба фланга прикрывались брандерами (судами, нагруженными горючим и взрывчатыми веществами). Впереди кораблей были установлены бочки с горючей смесью. На возвышенности, с которой просматривалась вся Наваринская бухта, находилась ставка Ибрагим-паши.

Османы имели сильную позицию, прикрытую крепостью, береговыми батареями и брандерами. Слабым место была скученность кораблей и судов, линейных кораблей было мало. Если считать число стволов, то турецко-египетский флот имел на тысячу с лишним пушек больше, но по мощи морской артиллерии превосходство оставалось за союзным флотом, причем значительное. Десять линейных кораблей союзников, вооруженных 36-фунтовыми орудиями, были намного сильнее турецких фрегатов, вооруженных 24-фунтовыми пушками, и особенно корветов. Стоявшие в третьей линии и тем более у берега турецкие суда не могли стрелять из-за больших расстояний и опасения поразить свои же корабли. Ещё одним негативным фактором была слабая выучка турецко-египетских экипажей по сравнению с первоклассным союзным флотом. Однако турецко-египетское командование было убеждено в силе своей позиции, прикрытой береговой артиллерией и брандерам, также в многочисленности кораблей и орудий. Поэтому османы не испугались прибытия союзного флота и не боялись вражеской атаки.


Корабль «Азов» в Наваринском сражении

Сражение

8 (20) октября британский адмирал направил союзный флот в Наваринскую бухту, чтобы продемонстрировать противнику свою силу и заставить пойти на уступки. При этом подчеркивалось: «Ни одна пушка не должна выстрелить без сигнала, разве только турки откроют огонь, тогда те корабли должны быть истреблены немедленно. В случае же сражения советую привести себе на память слова Нельсона: «Чем ближе к неприятелю, тем лучше». Таким образом, Кодрингтон твердо надеялся, что турки уступят, и дело закончится простой демонстрацией силы.

Колонны союзников входили в бухту последовательно. Британский флотоводец посчитал, что входить в тесную бухту двумя колоннами рискованно. Английский адмирал перед входом в гавань был встречен турецким офицером, который сообщил, что якобы находящийся в отсутствии Ибрагим-паша не оставил приказаний касательно дозволения входа союзных эскадр в сей порт, а потому он требует, чтобы они, не заходя дальше, вернулись в открытое море. Кодрингтон ответил, что он пришел не получать, а отдавать приказания, и что он истребит весь их флот, если хотя бы один выстрел будет сделан по союзникам. Английские корабли спокойно, как на маневрах, входили в бухту и по диспозиции становились на шпринг.

Капитану Феллоусу подчинялся отряд мелких судов, предназначавшихся для уничтожения брандеров, которыми прикрывались фланги неприятельского флота. Войдя в порт, он послал лейтенанта Фицроя на один из ближайших брандеров, чтобы отвести его подальше от союзной эскадры. Но турки, посчитав это нападением, открыли ружейный огонь, убили посланного офицера и нескольких матросов. Ближайшие британские фрегаты ответили. По ним открыли огонь с турецких кораблей. Затем началась беспорядочная пальба из ружей и пушек турецкого флота. Через некоторое время к перестрелке подключились и береговые батареи. Произошло это около 14 часов.

Англичане ответили всеми имеющимися орудиями. В этот момент Гейден вводил свою эскадру в уже затянутый дымом порт, и едва «Азов» миновал укрепления, как турки открыли по нему огонь. Адмиралу Кодрингтону в начале сражения пришлось иметь дело не только с двумя турецкими линейными кораблями, но и с судами второй и третьей линий. Его флагман «Азия», попав под сильный огонь, потерял бизань-мачту, с падением которой прекратили стрельбу некоторые кормовые пушки. Английский флагман попал в опасное положение. Но в этот момент в сражение вступил Гейден. Его корабль «Азов», покрытый густым удушливым дымом, осыпаемый картечью, ядрами и пулями, тем не менее быстро достиг своего места, стал от неприятеля на расстоянии пистолетного выстрела и убрал паруса в одну минуту.

По воспоминаниям одного из участников боя: «Тогда положение англичан переменилось, противники их начали слабее и слабее действовать, и господин Кодрингтон, коему помог наш адмирал, сокруша тунисского капитан-бея, сокрушил и Могарема: корабль первого, пронесясь по линии, брошен был на мель, а второго сгорел, суда второй и третьей линии, бившие «Азию» с носу и кормы, - потоплены. Но зато «Азов» обратил на себя общее внимание врага, ярою злобою против него кипевшего, не только ядра, картечь, но даже обломки железа, гвозди и ножи, кои турки в бешенстве клали в пушки, сыпались на него с одного корабля, пяти двухдечных фрегатов, бивших его в корму и в нос, и многих судов второй и третьей линий. Корабль загорался, пробоины увеличивались, рангоут валился. Когда же приспели к местам своим «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и «Бреславль», когда полетели и их ядра на вражеские корабли, тогда «Азов» мало-помалу начал выходить из страшного ада, в коем он находился. 24 убитых, 67 раненых, избитый такелаж, паруса, а в особенности рангоут, и более 180 пробоин кроме 7 подводных доказывают истину сказанного».

Несколько часов шёл жестокий бой. Турецкий и египетский адмиралы были убеждены в успехе. Турецкие береговые батареи плотно прикрыли своим огнем единственный выход в море из Наваринской бухты, казалось, что союзный флот попал в западню и будет полностью уничтожен. Двойное превосходство в силе сулило турецко-египетскому флоту победу. Однако всё решило мастерство и решительность командиров и моряков союзного флота.


Архипелагская экспедиция русского флота 1827 г. Наваринское сражение 8 октября 1827 г. Источник: Морской атлас Министерства Обороны СССР. Том III. Военно-исторический. Часть первая

Это был звездный час для русского флота. Шквал огня обрушился на корабли русской и английской эскадр. Флагманскому кораблю «Азов» пришлось сражаться сразу против пяти кораблей противника. Его поддержал французский корабль «Бреславль». Оправившись, «Азов» начал громить из всех орудий флагманский корабль египетской эскадры адмирала Могарем-бея. Вскоре этот корабль загорелся и от взрыва пороховых погребов взлетел на воздух, поджигая другие корабли своей эскадры.

Участник сражение, будущий адмирал Нахимов так описывал начало сражения: «В 3 часа мы положили якорь в назначенном месте и повернули шпрингом вдоль борта неприятельскаго линейнаго корабля и двухдечнаго фрегата под турецким адмиральским флагом и еще одного фрегата. Открыли огонь с правого борта... «Гангут» в дыму немного оттянул линию, потом заштилил и целым часом опоздал придти на свое место. В это время мы выдерживали огонь шести судов и именно всех тех, которые должны были занять наши корабли... Казалось, весь ад развернулся пред нами! Не было места, куда бы не сыпались книпели, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы и половины команды. Надо было драться истинно с особенным мужеством, чтоб выдержать весь этот огонь и разбить противников...».

Флагман «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева стал героем этой битвы. Русский корабль сражаясь с 5 неприятельскими кораблями, уничтожил их: он потопил 2 больших фрегата и 1 корвет, сжег флагманский фрегат под флагом Тахир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» вместе с флагманским кораблем англичан потопил линейный корабль командующего египетским флотом Могарем-бея. Корабль получил до 1800 попаданий, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Самую же высокую оценку заслужил командир «Азова» М. П. Лазарев. В своём донесении Л. П. Гейден писал: «Неустрашимый капитан 1 ранга Лазарев управлял движениями Азова с хладнокровием, искусством и мужеством примерным». П. С. Нахимов о своём командире писал: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня не достаёт слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

Отличился также мощный корабль русской эскадры «Гангут» под командой капитана 2 ранга Александра Павловича Авинова, который потопил два турецких судна и один египетский фрегат. Линейный корабль «Александр Невский» захватил в плен турецкий фрегат. Линейный корабль «Иезекииль», содействуя огнем линейному кораблю «Гангут», уничтожил неприятельский брандер. В целом русская эскадра уничтожила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей.

В течение трёх часов турецкий флот, несмотря на упорное сопротивление, был полностью уничтожен. Сказался уровень мастерства союзных командиров, экипажей и артиллеристов. Всего более пятидесяти кораблей противника было уничтожено во время битвы. Уцелевшие суда османы сами утопили на следующий день. В своём донесении о Наваринском бое контр-адмирал граф Гейден писал: «Три союзных флота, соревновали один другому в храбрости. Никогда не видно было столь искреннего единодушия между различными нациями. Взаимные пособия доставлялись с неписанной деятельностью. При Наварине слава английского флота явилась в новом блеске, а на французской эскадре, начиная от адмирала Риньи, все офицеры и служители явили редкие примеры мужества и неустрашимости. Капитаны и прочие офицеры российской эскадры исполняли долг свой с примерным рвением, мужеством и презрением всех опасностей, нижние чины отличились храбростью и повиновением, которые достойны подражания».


Наваринское сражение, Национальный исторический музей, Афины, Греция

Итоги

Союзники не потеряли ни одного корабля. Больше всего в Наваринском сражении пострадали флагман английской эскадры корабль «Азия», который потерял почти все свои паруса и получил множество пробоин, и два русских корабля: «Гангут» и «Азов». На «Азове» были перебиты все мачты, корабль получил десятки пробоин. В живой силе наибольшие потери понесли англичане. Были убиты два парламентера, один офицер и ранены трое, в том числе и сын вице-адмирала Кодрингтона. Из русских офицеров были убиты двое и 18 ранены. Среди французских офицеров только командир корабля «Бреславль» получил легкое ранение. Всего союзники потеряли убитыми 175 и ранеными 487 человек. Турки потеряли практически весь флот - более 60 кораблей и до 7 тыс. человек.

Командир «Азова» М. П. Лазарев за этот бой получил чин контр-адмирала и был награжден одновременно четырьмя орденами - русским, английским, французским и греческим. За мужество, храбрость и морское искусство экипажа линейному кораблю «Азову» - впервые в русской морской - было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг. «Азов» стал первым гвардейским кораблем русского флота. «В честь достохвальных деяний начальников, мужества и храбрости нижних чинов», - говорилось в царском рескрипте. При этом предписывалось «поднимать Георгиевский флаг впредь на всех кораблях, носящих имя «Память Азова». Так родилась морская гвардия.

Русский император Николай I наградил Кодрингтона орденом Святого Георгия 2-й степени, а де Риньи - орденом Святого Александра Невского. Получили ордена и многие русские офицеры. Для нижних чинов на каждый корабль выдали по десять, а на фрегат - по пять Георгиевских крестов. Своеобразной была реакция английского короля: на представлении Кодрингтона к ордену Виктории (а не наградить его монарх просто не мог, учитывая громадный международный резонанс этой битвы), он написал: «Заслуживает веревки, но я вынужден дать ему ленту». В планы Лондона совсем не входило полное уничтожение турецкого флота, поэтому, как только улегся ажиотаж и успокоилась ликующая общественность, Кодрингтона тихо отправили в отставку.

В военном отношении сражение интересно тем, что турецко-египетский флот имел позиционное преимущество и его козырем были береговые батареи с крупнокалиберными орудиями. Просчетом Ибрагим-паши было то, что он пропустил союзников в Наваринскую бухту. Самым удобным для обороны местом был узкий вход в бухту. По всем правилам военно-морского искусства, именно на этом рубеже Ибрагим-паша должен был дать союзникам сражение. Следующий просчет турок заключался в неудовлетворительном применении многочисленной артиллерии. Вместо того чтобы бить по корпусу судна, турки стреляли по рангоуту. В результате этой серьезной ошибки им не удалось потопить ни одного корабля. Корабли противника (особенно крупные) оказывали яростное сопротивление. Однако их огонь был недостаточно эффективен, так как вели его не по корпусу, а по рангоуту. В письме Рейнеке П. С. Нахимов писал: «Не было места, куда бы не сыпались книпеля, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы половины команды... Сами англичане признаются, что при Абукире и Трафальгаре ничего подобного не было...». Русские моряки же наоборот, как и других морских сражениях, действовали на главном направлении - против наиболее сильных кораблей противника. Гибель флагманов парализовала волю к сопротивлению более многочисленного турецко-египетского флота.

Весть о Наваринском сражении привела турок в ужас, а греков - в восторг. Однако и после Наваринского сражения Англия и Франция не пошли на войну с Турцией, которая упорствовала по греческому вопросу. Порта, видя разногласия в рядах великих европейских держав, упорно не хотела давать грекам автономии, и соблюдать соглашения с Россией по поводу свободы торговли через черноморские проливы, а также права русских в делах придунайских княжеств Молдавии и Валахии. Это в 1828 году привело к новой войне между Россией и Турцией.

Таким образом, разгром турецко-египетского флота значительно ослабил военно-морскую мощь Турции, что содействовало победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции (де-факто Греция стала независимой).


Морское сражение при Наварине. Картина Айвазовского

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Наваринское морское сражение, которое произошло в солнечный день 20 октября 1827 года в одноименной бухте, не только является одной из самых славных страниц в истории отечественного флота, но и служит примером того, что Россия и страны Западной Европы могут находить общий язык, когда дело касается ущемления прав и свобод различных народов.
Выступив единым фронтом против дряхлеющей Османской империи, Англия, Россия и Франция оказали неоценимую помощь греческому народу в борьбе за свою независимость.

Российская империя в 19 веке, особенно после победы над Наполеоном и проведения Венского конгресса, стала полноправным участником международного политического процесса. Более того, ее влияние в 1810-1830-е гг. было настолько велико, что ее поддержки искали во всех более или менее значимых ситуациях.
Созданный по инициативе Александра I Священный союз, основной целью которого стала борьба за сохранение существовавших в европейских странах политических режимов, стал важным инструментом влияния на все внутриевропейские дела.
Одной из болевых точек Европы первой четверти XIX века являлась постепенно разрушающаяся Османская империя. Несмотря на все попытки реформирования, Турция все больше отставала от ведущих государств, постепенно утрачивая контроль за территориями, входившими в состав ее империи. Особое положение в этом процессе заняли страны Балканского полуострова, которые с оглядкой на возможную помощь России и других европейских государств все активнее начинали борьбу за свою независимость.

В 1821 году началось греческое восстание. Российское правительство оказалось в достаточно сложном положении: с одной стороны, пункты Священного союза не позволяли поддерживать тех, кто выступал за пересмотр существующего положения, а с другой - православные греки издавна рассматривались как наши союзники, в то время как отношения с Турцией практически всегда были далеки от оптимальных. Достаточно осторожное поначалу отношение к этим событиям постепенно сменилось все более нараставшим нажимом на потомков Османа.

Наваринское сражение 1827 г. стало логичным завершением этого процесса.
Наваринское сражение показало, что времена, когда турецкий флот считался одним из лучших в Европе, безвозвратно прошли. Султану и его капудан-паше Мухаррею-бею удалось собрать в районе Средиземноморья весьма внушительные силы. Кроме собственно турецких фрегатов здесь были сосредоточены мощные линейные корабли из Египта и Туниса.
В целом эта армада насчитывала 66 вымпелов, которые располагали более чем 2100 орудиями. Турки также могли рассчитывать на поддержку береговой артиллерии, в организации которой большую роль в свое время сыграли французские инженеры.
Союзная эскадра, общее командование которой по старшинству осуществлял англичанин Кодрингтон, насчитывала лишь двадцать шесть вымпелов с почти 1300 орудиями. Правда, линейных кораблей - основной силы в любом морском сражении того времени - у них было больше - десять против семи.
Что касается русской эскадры, то в нее входило по четыре линейных корабля и фрегата, а командовал ею опытный вояка Л. Гейден, который держал свой флаг на флагманском «Азове».

Уже находясь в районе греческого архипелага, союзное командование сделало последнюю попытку мирно разрешить конфликт. Паша Ибрагим во время переговоров от имени султана пообещал трехнедельное перемирие, которое практически сразу же им было нарушено. После этого союзный флот серией обходных маневров запер турок в Наваринской бухте, где те под защитой мощных береговых батарей намеревались дать генеральное сражение.

Наваринское сражение во многом было проиграно турками еще до его начала. Выбрав эту достаточно узкую бухту, они фактически лишили себя численного преимущества, так как лишь небольшая часть их кораблей могла одновременно участвовать в сражении. Береговая же артиллерия, на которую опиралась подкова турецкого флота, особой роли в битве не сыграла. Союзники планировали атаковать двумя колоннами: англичане и французы должны были сокрушить правый фланг, а русская боевая эскадра - довершить разгром, навалившись на левую часть турецкого флота.

Утром 8 октября 1827 года англо-французская эскадра, которая находилась ближе к противнику, выстроившись в колонну, начала медленное движение в направлении турок. Подойдя на расстояние пушечного выстрела, корабли остановились, а адмирал Кодрингтон послал к туркам парламентеров, которые были расстреляны из ружей.
Выстрелы стали сигналом к началу сражения: с обеих сторон одновременно заговорили почти две тысячи орудий, всю бухту быстро заволокло едким дымом. На этом этапе союзному флоту не удалось добиться решительного превосходства. Более того, турецкие снаряды нанесли достаточно серьезный урон, строй Муххарей-бея остался непоколебим.
В то время, когда исход сражения был еще далеко не очевиден, к активным боевым действиям приступила русская эскадра Гейдена, удар которой был направлен на левый фланг турок. В первую очередь фрегат «Гангут» расстрелял береговую батарею, которая не успела сделать и десяти залпов. Затем, встав на расстояние пистолетного выстрела, русские корабли вступили в огневую дуэль с флотом противника.

Основная тяжесть сражения легла на флагманский «Азов», командиром которого был известный отечественный флотоводец М. Лазарев. Возглавив русский боевой отряд, он сразу же вступил в бой с пятью кораблями противника, быстро потопив два из них. После этого он поспешил на выручку английской «Азии», против которой открыл огонь флагман противника.

Российские линейные корабли и фрегаты вели себя в бою образцово: занимая предназначенные для них места в боевом строю, они под ожесточенным огнем противника совершали четкие и своевременные маневры, топя один за другим турецкие и египетские суда. Именно усилия эскадры Гейдена обеспечили коренной перелом в сражении.

Наваринское сражение продолжалось чуть более четырех часов и отличалось очень высокой концентрацией огня и насыщенностью маневров. Несмотря на то, что битва велась на турецкой территории, именно турки оказались к ней хуже готовы. Сразу несколько их кораблей во время перемещений сели на мель и стали легкой добычей. Уже к концу третьего часа исход битвы стал ясен, союзники стали соревноваться в том, кто больше потопит кораблей. В итоге, не потеряв ни одного боевого судна, союзная эскадра разгромила весь турецкий флот: спастись удалось лишь одному кораблю, да и тот получил очень серьезные повреждения. Такой исход резко изменил все соотношение сил в регионе.

Наваринское сражение 1827 года стало прологом к очередной русско-турецкой войне. Другим ее итогом стало резкое изменение в соотношении греко-турецких сил. Потерпев такое сокрушительное поражение, Турция вошла в полосу серьезного внутриполитического кризиса. Ей стало не до предков эллинов, которые смогли не только завоевать широкую автономию, но и добиться вскоре полной независимости. 1827 год в истории России - это еще одно подтверждение ее военного и политического могущества. Заручившись поддержкой таких государств, как Англия и Франция, она смогла выгодно использовать ситуацию для укрепления своего положения на европейской арене.

8 (20) октября 1827 г. в Наваринской бухте Ионического моря произошло морское сражение между флотом союзников (России, Англии и Франции) и турецко-египетским флотом.

После того как Турция отказалась выполнить требования Лондонской конвенции 1827 г. о предоставлении Греции автономии, соединённая эскадра России, Англии и Франции под командованием старшего в чине английского вице-адмирала Э. Кодрингтона подошла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Мухаррем-бея.

Английская эскадра состояла из 3 линейных кораблей, 3 фрегатов, шлюпа, 4 бригов и тендера (всего 472 орудия). Командовал английской эскадрой вице-адмирал Э. Кодрингтон. Во французской эскадре контр-адмирала А. де-Риньи находилось 3 линейных корабля, 2 фрегата, бриг и шхуна (362 орудия). Под командованием российского контр-адмирала Л. П. Гейдена было 4 линейных корабля и 4 фрегата (466 орудия). Всего же объединённый флот насчитывал 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 мелких кораблей и около 1 тыс. 300 орудий.

Турецко-египетский флот насчитывал 3 линейных корабля, 5 двухдечных 64-пушечных фрегатов, 18 фрегатов, 42 корвета, 15 бригов и 6 брандеров (всего по разным источникам от 2,1 тыс. до 2,6 тыс. орудий). Вход в бухту с двух сторон простреливался 165 орудиями береговых батарей, расположенных в Наваринской крепости и на острове Сфактерия. Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрахим-паша.

8 (20) октября 1827 г. союзные эскадры стали входить в бухту кильватерной колонной и занимать места согласно принятой ранее диспозиции. Как только корабли английской эскадры стали опускать якоря, турки открыли по ним беглый ружейный огонь и убили английского офицера-парламентера, направлявшегося на переговоры с турецким адмиралом. В это же время с египетского корвета был произведён первый пушечный выстрел по французскому флагманскому кораблю «Сирена», а крепостные батареи открыли перекрёстный огонь по флагманскому кораблю русской эскадры «Азов», проходившему во главе отряда через узкий пролив в Наваринскую бухту.

В течение 4 часов длилась ожесточённая схватка на короткой дистанции, во время которой союзные эскадры действовали в полном единодушии, оказывая друг другу взаимную поддержку. Турецко-египетский флот был полностью уничтожен. Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра под командованием контр-адмирала Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей. Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и судов, в том числе 3 линейных корабля, 9 фрегатов, 24 корвета, 14 бригов. Потери только убитыми и утонувшими составили более 7 тыс. человек. Ночью турки сами сожгли почти все свои оставшиеся суда. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили около 800 человек.

В бою особенно отличился русский флагманский корабль «Азов» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Лазарева. «Азов» потопил 2 фрегата и корвет, сжёг 60-пушечный фрегат под флагом Тахир-паши, заставил выброситься на мель 80-пушечный корабль, а затем вместе с англичанами уничтожил турецкий флагман.

В своём донесении о Наваринском бое контр-адмирал граф Гейден писал: «Три союзных флота, соревновали один другому в храбрости. Никогда не видно было столь искреннего единодушия между различными нациями. Взаимные пособия доставлялись с неписанной деятельностью. При Наварине слава английского флота явилась в новом блеске, а на французской эскадре, начиная от адмирала Риньи, все офицеры и служители явили редкие примеры мужества и неустрашимости. Капитаны и прочие офицеры российской эскадры исполняли долг свой с примерным рвением, мужеством и презрением всех опасностей, нижние чины отличились храбростью и повиновением, которые достойны подражания».

За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг и вымпел. Его командир, капитан I ранга М. П. Лазарев, был произведён в контр-адмиралы. Контр-адмирал Л. П. Гейден стал вице-адмиралом, кавалером ордена Святого Георгия 3-й степени, французского ордена Святого Людовика и английского ордена Бани. Большинство офицеров русской эскадры получили русские, английские и французские ордена и повышение в звании.

Лит.: Богданович Е. В. Наварин. 1827-1877. М., 1877; Броневский В. Наваринская битва 8 октября 1827 г. // Военный журнал. 1829. № 3. С. 31; Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М., 1948. Разд. 4. Гл. 8. Наваринская кампания 1827 года;То же [Электронный ресурс]. URL : http ://militera .lib .ru /h /boevaya _letopis _flota /26.html ; Рыкачев А. П. Год Наваринской кампании. 1827 и 1828 гг. Кронштадт, 1877; Рыкачев А. П. Записки, ведённые на эскадре Л. П. Гейдена. Наваринское сражение // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994; Сирый С. П. Наваринское сражение [Электронный ресурс] // Морская газета. 1998-2016. URL :

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря, на юго-западном побережье греческого полуострова Пелопоннес произошло крупное морское сражение между объединённым флотом России, Франции и Англии, с одной стороны, и турецко-египетским флотом, с другой. Эта морская баталия стала одним из решающих событий Греческого национально-освободительного восстания 1821−1829 годов.

В 1827 году три союзные страны (Англия, Россия и Франция) подписали Лондонскую конвенцию, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия от Османской империи. Однако, последняя отказалась признавать данный документ, что и стало поводом для отправки в зону конфликта союзной эскадры, чтобы оказать давление на Турцию.

Объединённый союзный флот состоял из 28 судов, имевших до 1300 орудий. Командовали эскадрами - русский контр-адмирал Л.М. Гейден, французский контр-адмирал А.Г. де Риньи и английский вице-адмирал Э. Кодрингтон, который и принял общее командование силами союзников, как старший в чине.

Турецко-египетский флот под командованием Ибрахима-паши насчитывал в два раза больше судов, имевших до 2220 орудий, к тому же он находился под защитой береговых батарей (165 орудий) и 6 брандеров. И хотя союзный флот уступал в численности и артиллерии, но превосходил в боевой выучке личного состава.

Вице-адмирал Кодрингтон, рассчитывая без применения оружия, лишь путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников, направил флот в Наваринскую бухту, куда он и вошёл 20 октября 1827 года. И к турецкому адмиралу были посланы парламентёры с требованием покинуть Грецию. Однако, турки начали стрелять и убили одного из парламентёров, а затем открыли огонь из береговых орудий по объединённому флоту, на что союзники открыли ответный огонь.

Сражение в Наваринской бухте продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота, которому не смогла помочь ни поддержка береговых батарей, ни египетская морская пехота. При этом в сражении погибло около 7 тысяч турок, многие были ранены. Союзники не потеряли ни одного корабля, а потери убитыми и ранеными составили примерно 800 человек.

Особенно проявила себя в сражении русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена, которая приняла на себя главный удар противника и, действуя наиболее решительно и искусно, разгромила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Героем боя заслуженно стал русский линейный корабль «Азов» во главе с капитаном 1-го ранга М.П. Лазаревым, который вел бой с пятью турецкими кораблями и оказывал поддержку другим союзным судам.

За боевые подвиги «Азов» впервые в истории русского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом. И именно на «Азове» в ходе Наваринского сражения впервые проявили себя и будущие русские флотоводцы - лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин.

Разгром же турецкого флота в этой битве серьезно ослабил морские силы Турции, что внесло свой значимый вклад в победу России в последовавшей русско-турецкой войне 1828−1829 годов. И, конечно же, победа союзного флота в Наваринском сражении обеспечила поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого стала автономия Греции по Адрианопольскому мирному договору 1829 года.

Неудивительно, что народ Греции по сей день помнит и ценит подвиг русских моряков. День победы в Наваринском сражении - национальный праздник в современной Греции, в бухте установлены памятники погибшим морякам. В России в честь этого исторического события установлен праздник - День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ РФ. Он учрежден в честь каперанга Михаила Лазарева, командовавшего героическим линкором «Азов».

знаменитый парусный линкор (Наварин)

Альтернативные описания

Город в России, Ростовская область, порт на реке Дон

Город, названный турками по первой букве славянской азбуки

Место где происходила битва в 1637-1643, Россия-Турция

Парусный линейный корабль русского ВМФ, отличившийся в наваринском сражении 1827 г.

Турецкая крепость Азак

Русский парусник, участник Наваринского сражения

Донской город с именем моря

Парусный корабль, впервые в истории русского флота награжденный Георгиевским кормовым флагом за боевые отличия в Наварском сражении

Родной город исследователя Арктики Р. Л. Самойловича

Название этого русского города происходит от тюркского «азак» - «устье реки»

Этот корабль стал первым в Российском флоте, награжденным Георгиевским флагом

Город, в честь взятия которого в Москве возвели первые триумфальные ворота

С момента победы над каким городом Россия перестала являться сухопутной страной?

Город в Ростовской области

Город, взятый юным Петром 1

Город в России

Город-порт в России на Азовском море, Ростовская область

Древний город Причерноморья

Порт на реке Дон

Порт на Дону

. «азбучный» город и порт

Город-порт в России

Русский парусник

Тана, Азак, а как сейчас?

Город в Ростовкой области

Город близ Ростова

Море рядом с Черным (разг.)

Российский парусник

Героический русский парусник

Город и порт на левом берегу Дона

Ростовский город

Город близ Таганрогского залива

Знаменитый линкор (Наварин)

Город-крепость Ростовской области

Парусник русского ВМФ

Город близ Ростова-на-Дону

Город в Рост. обл.

Укр. море (разг.)

Море у Ростова-на-Дону

И город, и парусник

Порт в низовьях Дона

Порт в низовье Дона

Город взятый юным Петром Первым

Город, взятый юным Петром I

Порт в Ростовской области

Знаменитый парусник

Город в низовьях Дона

Тип мониторов ХХ века

Парусник русского флота

Русский корабль

Порт на реке Дон

Город в Российской Федерации, Ростовская область, порт на река Дон

Город в Ростовской области

Русский парусный линейный корабль (Наваринское сражение 1827 г.)