Беременность и роды

Как работает пенсионная система рф. Как устроена пенсионная система в россии. Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф

Пенсионная система РФ еще не сформировалась до конца. Идет постоянная работа над ее совершенствованием.

Выйдя из школьных дверей, как правило, молодые люди не задумываются о далеких пенсионных перспективах. Да и когда задумываться. Жизнь вокруг бурлит. Учеба по профессии, поиск работы, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка… Пенсия кажется далекой перспективой.

И подавляющее большинство людей не думают о том, что, во-первых, следует задумываться о том времени, во-вторых, следует скрупулезно складывать все документы, касающиеся учебы и трудовой деятельности всю жизнь . Бумажка к бумажке. В отдельной папке!

На самом деле оформление пенсии не простая задача, поскольку требуется рассчитать пенсионные выплаты с точностью до копеек. Все эти расчеты основываются на документах, которые вы скопили за всю жизнь в своей специальной папке . Эти документы должны отражать всю вашу трудовую жизнь. Этот момент не касается тех, кто практически не работал. Хотя и то время, что человек работал, должно подтверждаться соответствующими документами.

Логика подсказывает, что отсутствие (например, по причине утери и невозможности восстановления) хотя бы одного документа приведет к уменьшению пенсионных выплат. В юном возрасте потеря в перспективе в сумме пенсионных выплат, например 100 рублей, не воспринимается серьезно, поскольку при необходимости можно “перехватить”, например, у родителей. А вот при выходе на пенсию эти же 100 рублей будут оцениваться буквально на вес золота. Задумайтесь об этом и постарайтесь в течение жизни все документы скрупулезно сохранять.

Почему часть пенсионеров довольна своей пенсией, а часть нет

В разговорах на кухнях, а также в последние годы в Интернете много шума, касающегося размера пенсий и индексации. Причем многие люди идут на поводу у провокаторов, которые пытаются направить гневное мнение народа в нужное им русло. Да, существует такая возможность и связана она с тем, что многие не понимают суть пенсионной системы, ее устройства и способов формирования пенсий.

Видя только голые цифры, многие не задаются вопросом: “накопительная часть пенсии, что это такое?”. А страховая пенсия это ведь тоже относится к пенсионным выплатам. А как эта часть формируется, вы знаете? А вот как раз из-за различий в принципе формирования той или иной части пенсии и возникает разница в сумме. Поверьте, что добросовестно работавший всю жизнь человек будет получать достаточно весомую пенсию. Да, это не миллионы, но все же.

Давайте не торопясь разберемся, как реформируется пенсионная система РФ.

Что такое пенсионная система и когда она появилась

Вообще идея финансовой поддержки людей старшего поколения, которые уже не в состоянии получать доход своим трудом, но еще некоторое время проживут, появилась в ХIХ веке в Германии. Научные потенции Германии и в то время были сильны (достаточно вспомнить К.Маркса), поэтому идея сбора страховых взносов с работников и работодателей для создания фонда финансовой поддержки старшего поколения была принята за основу.

Главным в принятой системе было то, что хорошо работавший человек (естественно накопивший больше взносов) в итоге получал больше пенсионных выплат. Справедливо? Естественно.

Тем не менее, в те же времена в Дании попытались создать другую модель пенсионной системы. Было решено уравнять всех людей пенсионного возраста в правах на получение финансовых выплат. Хотя не совсем впрямую, поскольку предложено было выплачивать из общего фонда нуждающимся. Ну, прямо коммунизм какой-то. Не работал и не приносил пользы обществу – получи, работал и приносил пользу – получи столько же. Да, эта система позволяла снизить уровень бедности среди людей пожилого возраста, но очевидны были ее недостатки.

К слову датская уравнительная схема использовалась в СССР, что не способствовало пониманию необходимости принесения пользы обществу путем производства благ. Не случайно стимулами к труду в СССР были законы типа борьбы с тунеядством.

Мировое сообщество не согласилось с уравнительностью датской модели, и за основу в большинстве стран была принята модель, разработанная в Германии. Естественно, эта модель не раз корректировалась. Так уже в ХХ веке ввели понятие гарантированной пенсии и ее минимального размера. Причем гарантированная пенсия не была привязана к результатам труда человека.

Немного истории


В современном виде пенсионная система в России начала свою работу только 25 лет назад. 22 декабря 1990 было выпущено постановление Верховного Совета РСФСР за номером 442-1, которое и определило переход от уравнительной модели к созданию внебюджетного фонда пенсионного обеспечения. Учитывая, что в ведущих западных странах пенсионные системы работают и совершенствуются более 100 лет, не корректно сравнивать системы и уровни пенсий в России и у них, что регулярно происходит на страницах социальных сетей, вызывая недовольство народа.

В Интернете можно найти информацию об изменениях, которые претерпела и продолжает претерпевать наша пенсионная система. Понятно, что ошибок сделано немало. Это связано с тем, что в России продолжает совершенствоваться экономическая модель, которая не может быть полностью привнесена с Запада.

Наряду с ошибками в развитии нашей пенсионной системы, есть и объективные трудности. Вот конкретный пример. Когда во всех развитых странах были введены свои пенсионные системы, была выявлена общая проблема, связанная с сокращением работающих после достижения пенсионного возраста людей. Пусть это условно 60 лет (хотя этот возраст принят не во всех странах). Так вот, если еще в 1900 году работающих после 60-ти лет мужчин было 66%, то к 1990-му году этот показатель снизился до 28%.

Эта проблема (уменьшение количества работающих, а значит и уменьшение валового дохода государства) характерна не только для России. Но для нашей страны на эту проблему наложилась так называемая “демографическая яма”. Суть этой проблемы в том, что по статистике в большинстве стран двое работающих “кормят” одного пенсионера (это принцип социальной солидарности поколений), а в нашей стране из-за уменьшения рабочих рук и увеличение количества пенсионеров соотношение 2:1 уменьшается, и в результате создался дефицит пенсионного фонда. Этот дефицит приходится гасить государству.

Пенсионная система РФ сегодня

В настоящее время пенсионным обеспечением людей старшего поколения (да и не только) в России занимается Пенсионный фонд РФ (ПФР). Это автономная, но поддерживаемая государством, кредитно-финансовая организация, в которой накапливаются страховые взносы всех работающих граждан.

Любой работник должен знать и понимать следующее.

Взносы в ПФР на будущую пенсию выплачивает работодатель в сумме 22% от начисленной работнику заработной платы . Это и есть страховые взносы. То есть ваш работодатель страхует вашу старость.

На самом деле процентная ставка страховых взносов зависит от суммы выплачиваемого дохода и статуса организации, где работает работник. Стоит заметить, что 13% подоходного налога, которые высчитываются с работника идут в бюджет и никаким образом на величину пенсии в будущем влиять не будут.

В качестве отвлечения. Конечно же, нынешнему старшему поколению, которое большую часть трудового стажа получило во времена СССР, повезло с пенсией больше. Среднее и младшее поколение, работавшие и работающие в современных условиях (с зарплатами в конвертах), испытывают естественные опасения по поводу величины своих будущих пенсий.

Рекомендация.
Выбирайте место работы с белой зарплатой. Кстати и государство не зря борется с зарплатами в конвертах, имея понимание, что со временем будут недовольные, которые в свое время не поняли сути проблемы и на их счетах в ПФР весьма незначительные суммы. Конечно, не всегда удается найти достойную работу с белой зарплатой.

В этом случае вопрос накопления взносов на вашем счете в пенсионном фонде целиком на ваших плечах. Можете пополнять этот счет, а можете откладывать на свой счет в негосударственном пенсионном фонде или в любом банке. Но делать это надо понимая то, что в момент выхода на пенсию не надо будет кричать на всех перекрестках, что ваша пенсия маленькая. Кто виноват в этом? Вы сами.

Изменения в пенсионной системе с 2015 года

В 2015 году пенсионная система РФ претерпела стратегические изменения, которые идут в русле мировых тенденций. Очевидно, правильно не повторять ошибок, которые сделали другие развитые страны.

Итак, исходим из того, что в России существует обязательное пенсионное страхование, которое и формирует некую сумму для каждого потенциального пенсионера. Обязательные отчисления (от белой зарплаты) в последние годы все время подвергались реформам. Почему? Опять же это было необходимо в рамках поиска справедливой системы обеспечения старшего поколения в условиях нестабильности экономики.

В качестве основного изменения, принятого с 2015 года следует отметить принцип формирования страховой и накопительной частей. То есть в ПФР также будет две части, только с 2015 года это будут самостоятельные части со своей системой формирования.

Страховая часть теперь больше зависит от трудового стажа, что вполне справедливо. Для учета инфляции введена бальная система учета (так называемый ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент). Кстати, действующие пенсионеры не ощутят изменений, а ИПК будет применяться к тем, кто еще работает.

Таким образом, страховая часть представляет собой базовую, индексируемую часть. Например, в 2015 году эта часть проиндексирована на 837,97 рублей и в итоге страховая часть составляет 12 045,77 рублей.

Есть еще так называемая социальная пенсия, которая назначается от государства не работавшим (или мало работавшим) людям. Так вот в 2015 году эта пенсия проиндексирована даже больше – на 901,73 рублей, что в итоге составляет 8 479,29 рублей.

Если внимательно посмотреть на сравнения величины пенсий, которое крутится в соцсетях, то, как раз фигурирует цифра 8 479 рублей в сравнении с, например 40000 рублей (в пересчете) в стране ЕС. Как думаете, сравнение корректное? Во-первых, сравнивают величину пенсии человека, который не работал и не накопил (в нашей стране) с величиной пенсии работавшего человека в западной стране. Социальные пенсии у них тоже не очень высокие. Во-вторых, для корректного сравнения нужно было бы сравнить и цены на все в тех странах, с которыми проводится сравнение.

Кстати, есть еще дополнительное пенсионное страхование, при котором человек самостоятельно заключает договор, например, с негосударственными пенсионными фондами, которые вкладывают деньги для получения прибыли на ваши вложенные деньги в более рискованные, но с большими процентами, проекты. Но это каждый решает сам.

Как вы можете отследить свои накопления в ПФР? Очень просто.

Каждый человек и даже ребенок должны иметь так называемый . Это документ с вашим личным номером счета в рамках ПФР.

Современные Интернет технологии не обошли и ПФР, который имеет свой официальный сайт, предоставляющий удобный доступ как к своим данным, так и к государственным услугам.

Вот что говорят о новом порядке расчета пенсий:

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Распределительная пенсионная система

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года – из двух частей:

Страховой (16% от фонда оплаты труда, не превышающего 568 тыс. рублей в год (по данным на 2013 год));

Накопительной (6% от фонда оплаты труда).

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть), который выплачивается государством в обязательном порядке. Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц.

Накопительная часть будущей пенсии инвестируется, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. Априори страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда России. Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании РФ», каждый гражданин может самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды в России существуют с 1998 года и, как правило, показывают более высокую инвестиционную доходность пенсионных накоплений. Именно поэтому перенос накопительной части пенсии в НПФ позволит увеличить размер будущей пенсии.

Современный гражданин также может заключить с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения. Он носит необязательный характер и позволяет получать дополнительную пенсию. Также до октября 2013 года можно принять участие в программе государственного софинансирования пенсии. В рамках нее в течение 10 лет государство удваивает страховые взносы граждан в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год.

Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят: 1

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; взаимодействие со страхователями (работодателями

Плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; - управление средствами пенсионной системы;

Реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же - программа "тысяча на тысячу");- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

С 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

Разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная - обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3.Контрольная - отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров. Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования. 2

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

Пенсионная система РФ

Пенсионная система РФ – совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Трудовая часть пенсии регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором оговорены, в частности, право на досрочное получение пенсии для отдельных категории граждан и другие нормативы.

В результате проведения пенсионной реформы 2002 года в России установлены следующие виды пенсий.

Во-первых, трудовая пенсия: по старости, инвалидности или утрате кормильца. Она состоит из двух составляющих - страховой и накопительной частей. Первая выплачивается по достижении определенного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин - 55. Финансируется страховая часть за счет обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ. В 2011 году платеж для основной части юридических лиц составляет 26% от фонда оплаты труда. При этом для работников до 1966 года рождения вся сумма переводится в страховую часть пенсии. Для тех, кто родился после 1966 года, отчисления делятся в такой пропорции: 20% - страховая, 6% - накопительная часть. При этом Пенсионный фонд ведет на каждого работника отдельный лицевой счет, где учитываются платежи.

Накопительная часть пенсии может аккумулироваться в государственном или негосударственном пенсионном фонде.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет, которую получают федеральные государственные служащие, военнослужащие (кроме тех, кто проходил службу по призыву), космонавты, летчики-испытатели. Такие пенсионные выплаты регулируются отдельными законами.

В-третьих, социальная пенсия – для тех, кто не имеет права на трудовую пенсию, например для неработающих. Социальная пенсия не может, согласно закону, быть ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, негосударственная пенсия. Выплачивается на основании договора, заключаемого между участником и негосударственным пенсионным фондом. Размер взносов и последующих выплат оговаривается в соглашении.

Действующая на осень 2011 года пенсионная система не является окончательной. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, требуется увеличивать выплаты, а с другой – снижать нагрузку на бизнес, который должен выплачивать взносы с фонда оплаты труда. Еще одну пенсионную реформу планируется провести в 2014 году, при этом окончательные параметры того, что будет, пока не определены.


Смотреть что такое "Пенсионная система РФ" в других словарях:

    пенсионная система - пенсионный план Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… …

    Пенсионная система - (Россия) Пенсионная система (Великобритания) Пенсионная система (Швеция) Пенсионное обеспечение в Канаде Пенсионный фонд Украины Пенсионное обеспечение в Казахстане См. также Пенсия … Википедия

    Пенсионная система - Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была… … Вся Япония

    Пенсионная система (Великобритания) - Государственная пенсионная система Великобритании в настоящее время регулируется Пенсионным законом 2007 года (The Pensions Act 2007), который был принят 26 июля 2007 года. В полной мере положения этого закона будут действовать для тех граждан,… … Википедия

    Пенсионная система (Швеция) - Пенсионная система Швеции до 90 годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от… … Википедия

    Пенсионная система (Россия) - Пенсионная система России это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система… … Википедия

    ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА/ПЛАН - (pension scheme) Любая система, план, основной целью которых является обеспечение определенной группы лиц (участников этой системы или плана) пенсиями (pensions). Пенсионная система может предоставлять и другие выплаты, помимо пенсионных,… … Финансовый словарь

    Пенсионная реформа (Казахстан - Пенсионная реформа (Казахстан, 1998 год) Республика Казахстан первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Прообразом для пенсионной системы в Казахстане послужила чилийская… … Википедия

    Пенсионная реформа - Пенсионная реформа совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. Содержание 1 Международная дискуссия о пенсионной реформе … Википедия

    система пенсионная накопительная - Пенсионная система, при которой пенсионеры самостоятельно в течение всей трудовой деятельности накапливают средства, необходимые для получения в пенсионном возрасте регулярной пенсии. После смерти пенсионера неиспользованные на выплату пенсии,… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Пенсионная система индивидуальной капитализации , В. В. Коровкин. Работа посвящена общим принципам и практическому функционированию системы индивидуальной капитализации и особенностям ее чилийского варианта, обусловленным конкретными…