История и память

Сложное предложение несколькими придаточными упражнения. Спп с несколькими придаточными. Типы связи придаточных предложений

Юферева Ксения

Данная презентация может быть использована при повторении темы "Сложноподчиненные предложения" как и 9-ом, так и в 11-ом классах.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Содержание презентации
1. Понятие о сложноподчиненных предложениях 2. Основные типы придаточных предложений3.Как научиться отличать разные виды придаточных предложений?4.Тренировочные упражнения
Понятие о сложноподчиненных предложениях
Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.
Основные типы СПП
Выделяются три основные типа придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.
Как научиться отличать разные виды придаточных предложений?
Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к при­даточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.
Основные типы придаточных предложений
Придаточные:1.Определительные2.Местоименно-определительные3.Изъяснительные4.Обстоятельственные:а) Образа действияб) Образа степенив) Образа времениг) Образа местад) Условныее) Причиныж) Цели з) Сравнительныеи) Уступительные
Придаточные определительные
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.
Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелест­ный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., (где),].Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).Ночной порой в пустыне городской есть час один, про­никнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).В главном предложении часто бывают указательные слова тот, такой, например:Это был тот знаменитый артист, которого она виде­ла на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).
Местоименно-определительные придаточные
По значению к придаточным определительным близки местоименно-определительные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:1) [Всего, (что знал еще Евгений), пересказать мне недосуг) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не то, (что мните вы), природа]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].
Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).Ср.: [Тот человек, (который приходил вчера), сегодня не появлялся] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].[Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, напри­мер:(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не пре­зирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].
Придаточные изъяснительные
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы.Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союз­ных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.[Ей снится], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы).[Я спросила у кукушки], (сколько лет я проживу)... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).[Обоим очень хотелось узнать, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).
Придаточные образа действия и степени
Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К.Симонов) - [глаг.+ук.сл. так], (как) (придаточное образа действия).2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать) (А. Герцен) -[глаг.+ук.сл.столько], (сколько) (придаточное степени).
Придаточные места
Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный ум)... (А. Пушкин) - , (куда).2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).3) (Куда река пошла), [там и русло будет] (пословица) -(куда), [ ук.сл. там ].
Придаточные времени
Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:1) [Когда граф вернулся], (Наташа неучтиво обрадова­лась ему и заторопилась уезжать) (Л. Толстой) .В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:1) [Я сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).
Придаточные условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов если, если... то, когда (= если), когда... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:1) (Если я заболею), [к врачам обращаться не стану]...(Я. Смеляков) - (если), .2) (Раз мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз), [то].
Придаточные цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:1) [Я разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - , (чтобы);2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - , (дабы);3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым] (К. Паустовский) - (для того чтобы), ;
Придаточные причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Напри­мер:1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)2) [Всякий труд важен], (ибо облагораживает челове­ка) (Л. Толстой) - , (ибо).3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .
Придаточные сравнительные
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Придаточные уступительные
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:союзов: хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;союзных слов: как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.Например: Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
, (хотя – союз).
Тренировочные упражнения
Упражнение 1. Укажите вид придаточного и расставьте запятые. Выделите главное и придаточное предложение.1)Наступление шло так как было предусмотрено в штабе.2)Полярное лето промелькнуло как его и не было. 3)Я шёл в глубь лесного массива пока не услышал шум мотора. 4)Чаще всего я возвращался конечно туда где сидела девушка.5)Как бы ни говорили девушки по всему белому свету всё становится милым в их устах.
Упражнение 2. Определите тип придаточного.1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________
Проверь себя
Упражнение 1.[Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) – образ действия[ Полярное лето промелькнуло], (как его и не было). – образ действия[Я шёл в глубь лесного массива], (пока не услышал шум мотора). – время [Чаще всего я возвращался, конечно, туда], (где сидела девушка). - место (Как бы ни говорили девушки по всему белому свету), [всё становится милым в их устах]. - уступительное
Упражнение 2.1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. 2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. 3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. 4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. 5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. 6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. 7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. 8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. 9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. 10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором.
Местоименно-определительное
Условие
Условие
Время
Сравнительное
Изъяснительное
Определительное
Причина
Причина

Упражнение 50. Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин). 2. Если он [Паустовский] напишет что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками то это ещё не значит что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров (Солоухин). 3. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей Женя вспомнила как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу (Пастернак). 4. Они сидели у одного из окон которые были так пыльны чопорны и огромны что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла где нельзя оставаться в шапке (Пастернак). 5. А наутро она стала задавать вопросы о том что такое Мотовилиха и что там делали ночью и узнала что Мотовилиха казённый завод и что делают там чугун (Пастернак). 6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц» мне хочется объяснить почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри где люди занимаются охотой рыбной ловлей верят в колдунов словом живут почти что первобытной жизнью (Пришвин). 7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице где они тогда жили он представлялся ей всегда таким каким она его увидела в тот второй долгий день на исходе (Пастернак). 8. В корпусе говорили что сам по себе генерал был бы ещё более зол что неодолимую его лютость укрощала тихая как ангел генеральша которой ни один из кадет не видел потому что она была постоянно больна но которую все считали добрым гением охранявшим кадетов от конечной лютости генерала (Лесков). 9. Пьер на которого смотрели снисходительно когда он был незаконным сыном которого ласкали и прославляли когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы когда невестам и матерям нечего было ожидать от него сильно потерял во мнении общества (Л. Толстой). 10. Кутузов приказал готовиться на новый бой чтобы добить неприятеля не потому чтобы он хотел кого-нибудь обманывать но потому что знал что враг побеждён (Л. Толстой). 11. В тихий августовский полдень когда всё в природе сверкало и лоснилось но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания на берегу крохотной речонки извивающейся с мягким журчанием между кустами на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков (Полевой). 12. И папа прочёл заметку о том что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки следствие отдалённого землетрясения эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции где разрушено несколько селений (Катаев). 13. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того чтобы им было легче когда другим трудно (Кожевников). 14. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост оттого-то так самоуверенно глядит кругом что жизнь его отчётливо ясно лежит перед ним что судьба его определилась и что он гордится этой судьбой и радуется ей (Тургенев). 15. Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывают изюбры то козули покидают их на более или менее продолжительное время (Арсеньев). 16. Что бы ни ждало впереди каким бы ни был завтрашний день он рад что вернулся и что этот день встретит с товарищами (Бакланов). 17. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными они оказались на вершине когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо (Чаковский). 18. Звягинцев не мог понять где он находится хотя хорошо знал этот район не раз бывал здесь (Чаковский). 19. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить как же выглядели эти места раньше чтобы сориентироваться и определить где расположен завод (Чаковский). 20. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе но и потому что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости неуверенности в том что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе (Чаковский). 21. Если вначале он думал, что он теряет драгоценное время что ему надлежит чем-то распоряжаться чем-то командовать то теперь он убеждался в том что противовоздушная оборона организована отлично и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела (Чаковский). 22. Они [старики] говорили что когда кончат туннель надо переносить кибитки к Бек-Ташу потому что «человек с деревянным наргилем» так называли они Хоробрых не выпускавшего изо рта трубки хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш (Паустовский). 23. Я думаю что если бы я попал на Северный полюс или скажем на полюс магнитный то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой караулил бы у проруби треску а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита (Паустовский). 24. Многие уже давно еле волочили ноги но шли из последних сил зная что если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его то все их прежние усилия бессмысленны (Симонов). 25. Артемьев подтвердил что ведущий хирург медсанбата всё тот же что был при Серпилине (Симонов). 26. Синцов объяснил ему что прежде чем ехать в армию хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром в том полку где сегодня подбили много немецких танков (Симонов). 27. Доложив генералу всё что нужно было он прошёл в свою комнату в которой уже давно вернувшись и дожидаясь его сидел князь Гальцин, читая роман который нашёл на столе Калугина (Л. Толстой). 28. Мы рассчитали что если пойдём по тропе то выйдем на реку Найну к корейцам а если пойдём прямо то придём на берег моря (Арсеньев). 29. Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казакевич). 30. И конечно они не заметили что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение которое мысленно декламировал Байрон когда в карете увозившей его в Лондон готовился к речи увы ничего не изменившей (Львов).

СПП с несколькими придаточными

Вид подчинения придаточной части

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило - солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)- Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс

Цель урока : повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока :

    систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;

    отработать навык постановки знаков препинания в СПП;

    проверить степень усвоения материала.

Ход урока:

    Организационная часть.

Проверка дом. Задания: 2 конверта на 2 группы – распределить сочинительные союзы и подчинительные союзы.

2. повторение теории:

Какие предложения называют СПП?

К чем разница между простыми предложениями в составе СПП?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главному?

Назовите виды СПП?

Назовите виды СПП с придаточными обстоятельственными?

    Практическая часть:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ г лавному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

[ ___=], ( как ___=),( что =).

Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос что?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос какие ? - оно определительное.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

( Когда = ___), [ ___=], ( как =___).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос когда?, оно обстоятельственное времени, 2-ое на вопрос что?- оно изъяснительное.

ОДНОРОДНЫЙ способ подчинения, при котором придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос

Я знаю, что наступит весна, что птицы начнут песни петь.

[__=], ( что ___=), ( что =___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: что? И являются придаточными изъяснительные.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть:

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. (СПП с параллел. Подч.)

2. Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(СПП с однород.подч.)

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.(СПП с послед. Подчин.)

4. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.(СПП с послед. Подчин.)

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(СПП с однород.подч.)

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…(СПП с послед. Подчин.)

7. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (СПП с однород. Подчин.)

8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (СПП с парал. Подчин.)

9. И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.(СПП с послед. Подчин.)

10. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу.(СПП с послед. Подчин.)

11. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.(СПП с послед. Подчин.)

Особенности пунктуационного оформления СПП с несколькими придаточными.

Вспомним правило, которое отражено в схеме.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1. , .

2. и.

3. или.

4. , и, и.

5. , но.

6. , а.

( Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами)

Посмотрите на следующий слайд.

1. , (как) и (как).

2. , (что) и (как).

3. , (когда) и ().

4. , (), и (), и ().

5. , () или ().

6. , (что), а (что).

Что объединяет эти предложения ? (Все они с однородным подчинением)

Т.е. все предложения здесь (однородные)

Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения)

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И.

1. [ , (), и, (), ],

[ Нас просили узнать, (в сохранности ли вещи), и, (если будет возможность), перевезти их в другое место].

2. , и, (когда), .

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, (когда Петя в плаще появился на тропинке), [ его тень была очень длинной].

4. Тренировочные упражнения.

Задание 1. (на листочках)

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

[Пущин вспоминал], (что, (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что , (когда) , ).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что_ (когда), то ).

Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

(В 1-ом есть запятая, а во 2-ом-нет)

Структурно предложения отличаются? (во 2-ом есть ТО )

Давайте попробуем убрать придаточное предложение. (В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

Какой вывод мы сделаем? (Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

4) Задание 2. (на листочке)

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б ) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В ) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

2. Проверка знания материала