История и память

Чем занимается пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ и его функции. Что такое пенсионная реформа. Пенсионные фонды и законодательство

По величине имеющихся ресурсов пенсионные фонды, или ПФ – это самые крупные из всех внебюджетных фондов, направляющих свои средства на социальные цели. В наиболее развитых странах их участие превышает половину всего объема средств, используемых в этой области.

Что такое «Пенсионный фонд (ПФ)»

Пенсионными называют фонды, созданные государственными органами, профсоюзами или частными компаниями для выплаты пособий – по старости, по инвалидности, потере кормильца и т.п. Они могут быть как государственными, так и негосударственными, в зависимости от их УК – управляющей компании.

Как и большинство других фондов, государственные ПФ имеют свои доходы и свои расходы. Доходы формируются из:

  • страховых платежей, перечисляемых работодателями и индивидуальными предпринимателями;
  • государственных ассигнований;
  • добровольных взносов граждан.

Ставки страховых взносов для пенсионных взносов различаются в отдельных странах и могут колебаться в пределах 10-30%.

Расходы таких ПФ направляются:

  • на государственные пенсии граждан;
  • на выплату различных пособий;
  • на материально-техническую и финансовую деятельность самих фондов.

ПФР - Пенсионный Фонд Российской Федерации

ПФР – государственное учреждение, считающееся одним из наиболее значительных социальных институтов Российской Федерации. Был основан в декабре 1990 года. Подразделения фонда действуют во всех регионах и районных центрах страны. Сейчас их более двух с половиной тысяч. Он принадлежит государству – единственный из всех пенсионных фондов. Именно ПФР является страховщиком в обязательном пенсионном страховании граждан РФ. Его основные функции:

  • учет тех средств, которые перечисляются работодателями в качестве взносов пенсионного страхования;
  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение социальных выплат инвалидам, ветеранам, героям РФ и т.п.;
  • осуществление учета всех участников системы и их страховых пенсионных платежей;
  • взаимодействие с организациями, являющимися плательщиками пенсионных взносов;
  • управление получаемыми средствами через управляющие компании – государственные и частные;
  • выдача сертификатов материнского капитала.

С начала 2009 года на ПФР возложена и реализация Программы государственного софинансирования – уникального новшества пенсионной системы, не имеющего аналогов среди большинства развитых стран.

Ставка взноса в Пенсионный фон – 22% от всего фонда заработной платы организации или предприятия. Раньше, до 2010 года, эта сумма входила в ЕСН – единый социальный налог. С начала 2010 года ЕСН был отменен.

Бюджет ПФР утверждает Государственная Дума. Из него получают свои пенсии более сорока миллионов пенсионеров. Он предусматривает средства для индексации пенсий. Например, в 2014 году это 8,1% для трудовых и 17,6% для социальных пенсий. Размер индексации определяется с учетом уровня инфляции и доходов фонда.

В странах с развитой экономикой система пенсионных фондов состоит, как правило, из государственных и негосударственных ПФ.

НПФР - Негосударственный Пенсионный Фонд

История возникновения негосударственных пенсионных фондов, или НПФ, связана со странами, имеющими англо-американскую пенсионную систему. Типичные представители – это Канада и США.

Если основным принципом работы государственных ПФ является солидарность поколений, то в НПФ он не используется. Здесь работа основана на долгосрочном индивидуальном накоплении – накопительном принципе. Принцип солидарности предполагает распределительный характер выплат. Накопительный — означает, что будущий пенсионер должен сам набрать сумму, из которой станет получать эти выплаты. С наступлением определенного возраста участник такого ПФ будет иметь пенсию сразу или частями, по своему желанию. Потому в НПФ с установленными выплатами при заключении договора фиксируется и размер пенсии.

Негосударственные фонды всю свою прибыль используют для инвестирования. Это позволяет им обеспечить рост пенсионных выплат своих участников.

В России негосударственные пенсионные фонды, или НПФР. Стали появляться после Указа Президента от 16.09.92 «О негосударственных пенсионных фондах». К декабрю 1996 года было выдано 265 разрешения на некоммерческую деятельность по формированию фондов с помощью привлечения взносов граждан и юридических лиц и передаче их управляющим компаниям. Но уже в 2008 году число таких НПФ сократилось из-за изменений в законодательстве.

Все НПФР условно разделяются на четыре типа:

  • кэптивные – развивающие только корпоративные пенсионные программы своих учредителей и родственных им структур;
  • корпоративные – те, которые обслуживают корпоративные пенсионные программы, но отличаются возможностью привлекать пенсионные накопления клиентов; к таким относится, например, НПФ Благосостояние;
  • территориальные – действующие в отдельных регионах или их группах; например, НПФ Эрэл;
  • универсальные, или открытые – старающиеся обслуживать максимально широкий круг юридических и физических лиц; в активах таких фондов преобладают, обычно, именно пенсионные накопления; пример – НПФ «Райфайзен».

Пенсионные взносы не включаются в заработную плату работника, но учитываются в счете. Таким образом – это своеобразная «отложенная зарплата», которую он будет получать по достижении пенсионного возраста. Потому каждый работающий должен быть уверен, что его работодатель регулярно и полностью уплачивает взносы в пенсионный фонд.

Круг различных НПФР достаточно широк, и в ближайшее время мы будем делать обзоры наиболее доходных из доступных фондов. Таким образом, у граждан России имеется возможность самим выбирать те пенсионные фонды, которые вызывают наибольшее доверие.

По величине мобилизуемых ресурсов.

Из всех фондов, средства которых направляются на социальные цели, пенсионные фонды самые крупные; в они достигают 50-60% объема всех средств, направляемых на социальные цели.

Управление финансами пенсионных фондов включает в себя:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
  • финансирование выплаты пенсий;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и т. п.;
  • капитализацию средств пенсионного фонда (ПФ), а также привлечение в него добровольных взносов;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФ;
  • организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков в ПФ;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФ.

Доходы и расходы пенсионного фонда

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета.

Доходы пенсионного фонда формируются из следующих источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов иных граждан;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов.

Расходы пенсионного фонда направляются на следующие цели:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ.

Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи.

Ставка страховых платежей в пенсионные фонды различна в различных странах. Она определяется национальным законодательством и колеблется от 10 до 30%. При расчете облагаемой взносами в ПФ доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

При определении доходов, облагаемых взносами в ПФ, как правило, исключаются:
  • выходное пособие при прекращении ;
  • денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
  • средний заработок, выплачиваемый в период трудоустройства гражданам, являющимся временно ;
  • льготы, компенсации, материальная помощь.

Кроме государственных, в странах с развитой рыночной экономикой существует разветвленная система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые формируются на добровольной коммерческой основе. За счет НПФ выплачиваются дополнительные пенсии, размеры которых могут быть значительны (рис. 36).

Рис. 36. Организация пенсионных фондов

Основной принцип организации государственных пенсионных фондов — солидарность поколений.

Важное принципиальное отличие негосударственной пенсионной системы от государственной состоит в том, что здесь не применяется принцип солидарности поколений, а действует принцип долгосрочного индивидуального накопления пенсий.

Принцип солидарности доходов означает распределительный характер выплаты пенсий. Накопительный принцип означает, что получающий пенсию должен сам накопить ее. При наступлении пенсионного возраста участник негосударственного ПФ может сам начать получать ее сразу или по частям (по своему усмотрению). В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора фиксируется размер будущей пенсии .

Основные переменные, которые учитываются при расчете будущей пенсии, это:
  • продолжительность внесения пенсионных взносов;
  • инвестирование активов ПФ на перспективу;
  • экономическая политика и инвестиционная ситуация.

При организации негосударственных пенсионных фондов работает принцип долгосрочного индивидуального накопления будущей пенсии.

Негосударственные пенсионный фонды всю прибыль направляют в инвестирование, с целью роста пенсионных выплат.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд образован с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца. Выплата производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Страховые взносы организации составляют 28% на те виды оплаты труда, на основании которых начисляется пенсия.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.

Работодатели предоставляют в банк на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату .

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Для учета расчетов с Пенсионным фондом организация использует пассивный счет 69 "Расчеты по социальному обеспечению", субсчет "Расчеты по пенсионному обеспечению". Суммы, начисленные в пенсионный фонд организации, включают в себестоимость.

Цели и задачи пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Основной задачей Пенсионного фонда является солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости (по возрасту);
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Основными задачами управления Пенсионным фондом являются:

  • координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда;
  • взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
  • координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
  • взаимодействие с органами Федерального казначейства. Министерства финансов, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет следующих источников:

  • страховые взносы работодателей — предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от использования форм собственности и хозяйствования;
  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • обязательные страховые взносы граждан;
  • средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработанной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;
  • средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;
  • доходы от коммерческих финансово-кредитных операций;
  • часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий:

  • по возрасту и инвалидности;
  • при потере кормильца;
  • за выслугу лет, военнослужащим;
  • выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;
  • одиноким матерям;
  • лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
  • для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующих вкладу в общественное развитие.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

1.3 Задачи пенсионного фонда

Задачи Пенсионного фонда РФ:

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

2. финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;

3. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

7. межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;

8. участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

9. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;

10. проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

11. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные коэффициенты и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

  • достижение возраста 65 лет - для мужчин, 60 лет - для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
  • для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, - возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

    При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

  • Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

  • наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов - не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.

Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года - 10, в 2019 году - 9,13.

Сколько пенсионных коэффициентов
может быть начислено Вам за 2019 год?

Введите размер Вашей ежемесячной
заработной платы до вычета НДФЛ:

Ошибка! Введите зарплату выше, чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в 2019 году - 11 280 рублей.

Результаты расчета

Количество пенсионных баллов
за год: 7,83

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 6,25.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения - формирование только страховой пенсии.

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов

Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента

при отказе от формирования накопительной пенсии

при формировании накопительной пенсии

2025 и позднее

*С 2015 года по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только . В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ* СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

СП = ИПК * СИПК + ФВ , где:

  • СП - страховая пенсия
  • ИПК - это сумма всех пенсионных коэффициентов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
  • СИПК - стоимость пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии.

При назначении пенсии с 01.01.2019 = 87,24 руб. Ежегодно индексируется государством.

  • ФВ - фиксированная выплата.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2019 году осуществляется по формуле:

СП = ИПК * 87,24 + 5334,19

Также сумму Ваших пенсионных коэффицентов (ИПК) существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если Вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов - на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов в 2,32 раза.

Государственный пенсионный фонд подотчетен только Правительству страны. Это автономное образование, средства которого формируются за счет отчислений официально работающего населения. Структура оказывает огромное влияние на экономику государства. В ее ведомстве находятся многодетные семьи, люди пенсионного возраста, граждане с инвалидностью, иные категории, которые имеют льготы, положенные по закону. Среди множества задач, которые решает ПФР можно отметить:
  • сосредоточение, хранение и приумножение страховых вкладов;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • финансирование расходов на выплату пенсий, их назначение;
  • исполнение программы государственного софинансирования пенсии;
  • взыскание с работодателей средств, положенных по закону на перечисление пенсий по инвалидности, профессиональных болезней, полученных увечий в процессе выполнения людьми рабочих задач.
Государственный пенсионный фонд — независимое учреждение, которое также занимается проведением разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами. Каждый гражданин или компания может получить бесплатную консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию этой структуры. ГПФ — внебюджетный фонд, основным источником формирования которого являются страховые взносы работодателей и официально трудоустроенного населения.

Отличия от негосударственных пенсионных фондов

Каждый гражданин трудоспособного возраста заинтересован в максимально выгодных условиях накопления пенсии. Некоторые люди предпочитают обращаться в негосударственные пенсионные фонды, коих в России не так уж и мало. Главным отличием таких структур является политика инвестирования пенсионных накоплений. НПФ — частные организации, а ПФР относится к бюджетной системе страны. Задача каждой из структур — решение социальных задач, которые связаны с денежным обеспечением граждан, достигших пенсионного возраста.

Выбирая для себя государственный или негосударственный пенсионный фонд необходимо обращать внимание на такие характеристики, как надежность и своевременность причитающихся выплат, стабильность работы, предоставляемые гарантии, наличие возможности инвестирования в доходные инструменты.

Структура ПФР

Государственный пенсионный фонд имеет в своем составе 8 Управлений, расположенных в Федеральных округах страны. В субъектах государства находится 81 Отделение ПФ. На всей территории России функционируют несколько тысяч филиалов. Такая разветвленная сеть позволяет эффективно решать задачи, которые стоят перед этим автономным образованием.

За годы своей работы ПФР доказал свою надежность, ответственность и эффективность. В связи с увеличением пенсионного возраста в ближайшие годы этой структуре придется корректировать свою работу, действуя в соответствии с изменениями, которые будут внесены в законодательство. Государственный пенсионный фонд способен обеспечить социальные гарантии населению. Это крупнейшее учреждение, находящееся под контролем Правительства.