Вечные вопросы

Родительское собрание «профилактика речевых расстройств. Родительское собрание в средней группе дошкольного образовательного учреждения Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с д

По результатам обследования детей 4-5 лет, в группе "Сказочная" выявлено наибольшее количество воспитанников и нарушениями звукопроизношения. В связи с этим, мною была предпринята инициатива выступить на родительском собрании.Тема моего выступления была направлена на профилактику речевых нарушений.

Факторы успешного развития речи ребёнка


От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

ü Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

ü У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

ü Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить .

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Причины нарушения речи? Что делать?

Если Ваш ребенок не произносит звуки С-З, Ш_Ж, Щ,Ч,Р_Л в словах, не может повторить за вами слова или словосочетания,

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой..

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

Внутриутробные инфекции

Гипоксия плода (недостаток кислорода)

Хронические заболевания матери

Осложнения во время родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

Заболевания ребенка до 1 года

Ухудшение экологии

Социальные причины

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

Развитие правильного дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие артикуляционной моторики

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Светлана Москаленко
Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста»

Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста .

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста

Можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста .

1. Формирование моторной сферы :

2. Развитие высших психических функций :

3. Развитие импрессивной речи : понимания слов, обозначающих предметы , действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций ; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи : лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы , признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно -практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем ;

Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников

В общем, виде их взгляды исследователей на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом :

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности ;

Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими, но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа , и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей , членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., сначала механического (рефлекторного, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений , выставок, концертов и т. д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет , явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6- 8 раз

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания .

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей , как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста , от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры :

Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол» );

Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов - важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания , меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например : хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению речевых нарушений .

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику.

Работа по развитию лексической стороны речи у ребенка дошкольного возраста и активизации его словаря

Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать , сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова , обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло, широко используются загадки и описание предметов , их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы :

а) родитель называет предмет , действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его ;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят , ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

Развитие связной речи

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье , лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов , активизируют словарь детей . Они формируют у детей практические навыки : умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение , различить оттенки в значении слов.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Профилактика речевых нарушений у детей

младшегодошкольного возраста».

Подготовила учитель - логопед

Леонова Ольга Анатольевна

г. Новосибирск 2015 г.

Профилактика (от греч.prophylaktikos –предохранительный ) –система

мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из

важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных

направлений логопедической работы.

Основываясь на принцип раннего включения, необходима

своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет

использовать в полной мере возможности сензитивных периодов

становления речи; эффективно коррегировать темпыпсихоречевого

развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Работа при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с

детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает

практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не

перинатальные поражения центральной нервной системы и минимальная

мозговая дисфункция и различные внутриутробные инфекции и гипоксия

плода и хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые

возникаютв процессе родов –асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость

таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход около плодных,

затяжные или стремительные роды; целый ряд причин в постнатальный

период ,т. е. в период от рождения до года(заболевания ребёнка травмы и

прочее) .

Признаки неврологическойсимтоматики, на которые сразу надо

обратить внимание:

Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о

сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в

психомоторном и речевом развитии ребёнка. Если крик у него слабый,

монотонный, то это должно насторожить взрослых.

Ранний отказ от грудного вскармливания- другой настораживающий

фактор. Возможно, что у ребёнка ослаблена (паретична) круговая мышца

Причина заключается в одно –или двустороннем парезе губ.

Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка

(уздечк а). Возможно, придётся подрезать подъязычную связку. Решит и

сделает это при необходимости хирург.

Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость)

верхних конечностей (рук)…

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах

артикуляции, саливации, в результате нечёткое звукопроизношение,

смазанность речи.

Одной из центральных задач на современном этапе считаем поиск путей

наиболее эффективного обучениядля профилактики речевых нарушений.

Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать

коммуникативные умения,речь и создавать благоприятные условия для

индивидуального развития каждого ребёнка.

видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени

потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите до пяти лет.

Главное не откладывайте свой первый визит к неврологу,ортодонту,

дефектологу, логопеду. Грамотный специалист даст вам необходимый совет.

И так в вашей семье прибавление. Малыш растёт. Вы рады, когда он

впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал

первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что –

то сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение

речи –последняя самая важная функция рта, которая решающим образом

влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю

психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления

окружающего мира.

Но, что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской

девочки –ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами

показывать то , что ему нужно.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы

состоят из мыщц. Ели можно тренировать мышц рук, ног, спины ит. д.

специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже

если ваш ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет

укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого

звукопроизношения.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую

последовательность - идти от простых упражненийк более сложным.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста

проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый,

движений речевой мускулатуры.

Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение

следующих упражнений:

1)Собирание губ в «трубочку»;

2)Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в

углы губ;

3)Поднимание верхней губы –движения от углов губ по носогубным

складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние дёсны…

(Е.Ф. Архипова)

Все движения выполняют 3- 4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активная гимнастика сначала выполняются в медленном темпе

обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и

двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено

качественно.

Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 - 15 раз. Когда

ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два

раза в день –утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте

терпеливы, спокойны и ласковы.Если у ребёнка не получается какое- то

движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной

ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.

деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку:«Давай

покажем мишке,птичке, лошадке как правильно выполнять гимнастику для

язычка »

Выполним упражнение «Как мишка рычит», «Как птичка поёт», «Как

лошадка скачет» и т.д. Так же подбираем к каждому упражнению картинку

образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому – либо

предмету.

Опыт работы осветила через публикацию открытого

интегрированного занятия «Путешествие в сказочную страну ребят -

снегурят» в научно – методических журналах «Ребёнок в детском саду»

2011г.,№ 1, г. Москва; «Дошкольное воспитание» 2010 г. № 12,

г. Москва; «Дошкольная педагогика»2011 г., №2, г. Санкт –Петербург.

Артикуляционное упражнение « Дудочка»

Л. Ребята, теперь нам надо согреться. Покажите, как мы быстро идём.

- Мы идём, идём, идём…

и в большую дудку дуем: ду_ду_ду!

Дети за педагогом быстро идут, имитируя игру на дудке.

Любимы детьми сказкипро « Приключения язычка» , стихи о язычке.

Жил да былВесёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы

Весёлый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей

в доме две.

Вторая дверь - зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка –

твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время

удерживать язык на нижней губе) . Наконец он проснулся, высунулся

на улицу (упражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода

хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он

во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней

покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение

«Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую

дверь –зубы (упражнение «Лягушки» ), а затем и первую –губы

(сомкнуть губы).

(Краузе Е.Н)

Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика

имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук

благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре

существует масса потешек, в которых сочетается речь идвижения рук.

Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей,

обогащает их чувства и речь.

Опыт работы по использованию фольклора осветила, через открытые

фольклорно - музыкальные занятия «Наша дружная семья», «Снесла

курочка яичко»» и публикации статьи «Приобщение малышей к

истокам народной культуры в доме ребёнка» в научно методических

журналах: «Дошкольная педагогика» № 2, 2013г., г. Санкт Петербург;

«Ребёнок в деском саду» №2 ,2013г., г. Москва; «Дошкольное

воспитание» № 2, 2013г., г. Москва.

Например.

Старшаясе стрица.

Детки маленькие, да удаленькие,

Дружно играли, честной народ забавляли

Ай, да удальцы, молодцы!

Бабушка. А теперь пойдём домой.

Грибы прибрать, кашку сварить,

чаем деток угостить.

(Дети идут к избушке, помогают нести бабушке корзину, а деду дрова.)

Старшая сестрица. В полюшке мы веселились и немного утомились.

Отдохнуть нам пора, пока дед унесёт дрова.

(Детки садятся на лавочку около домика.)

Старшая сестрица.

А сейчас детки вспомним и расскажем, из чего состоит изба.

Пальчиковая гимнастика.

Стенка, стенка (указательными пальчиками показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указат. пальцами на глазки)

Дверь (на ротик),

Звонок (дзинь - дзинь - дзинь нажимают пальчиками на носик),

Никто не открывает (сцепляют руки в замок),

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),

На дверях большой замок

Вот он ключик (правую руку выставляют вперёд при этом, соединив

большой и указательный пальцы),

и открыт замок (к левой ладошки приставляют большой и указательный

пальцы, поворачивая их по часовой стрелке).

или

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Л. Ребята сядьте, пожалуйста.

- Вот присели снегурята- малыши,

до чего же хороши!

- Малыши делайте как я.

Л и Д. Стоит в поле теремок

На дверях весит замок.

Пришёл волк дёрг, дёрг,

ушёл волк.

Пришёл Петя- петушок

и ключом открыл замок.

Л. Кто открыл замок?

Д. Петушок открыл замок.

Л. Кто в домике будет жить?

Д. Петушок будет жить.

Л. А кто в нашем снежном домике будет жить?

Снеговик. Я знаю, кто будет жить. У меня есть друзья Мишка - топтышка и

зайка - попрыгайка. Только их снегом замело, помогите мне их откопать.

Упражнение психофизической разгрузки «Медвежата»

Л. Снегурята лопатки взяли и снег раскопали.

В это время педагог стягивает снежное покрывало с сухого бассейна.

- Ребята, да это же наш бассейн. Мы сейчас с вами расслабимся, отдохнём и

наших друзей найдём. Давайте двигатьсякак медвежата. Но будем двигаться

тихо, спокойно, чтобы не испугать нашего топтышку.

- Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики.

Медвежатам хорошо, мягко, тихо, уютно и тепло.

- Позовём зверят, скажем: «АУ- АУ - АУ!»…

ОЧЕНЬ благотворно влияют игры и игровые упражнения для

развития речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и

чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом

артикуляционной гимнастики выполнять 1- 2 упражнения. Все эти

упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно

произносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох

должен быть длительным, плавным. Необходимо следить , чтобы не

надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами).

Не переусердствуйте! Достаточно 3- 5 повторений. Многократное

выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.

Л. Послушайте, снегскрипит. Посмотрите, это кого- то замело. Да, это же

наш снеговик! Давайте снег с него сдуем.Сначала подуем тихо «Ф», потом

подуем, как ветер дует сильно «В».

Дети дуют, а взрослый в это время со снеговика убирает платочек со

снежинками.

- Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой,на голове ведёрко, а в

корзинкеснежинки, белые пушинки!

или

Игра «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша.

Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между

Игра «Ветряная мельница»

Для этой игры нужна вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый

сопровождает действия малыша стихотворным текстом.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Игра «Шторм в стакане»

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается

в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.

Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .