Вечные вопросы

Непроизведенные и нематериальные активы и их учет в бюджетных учреждениях. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Единица бюджетного учета нематериальных активов

Задача № 6.

Казенным учреждением за счет бюджетных средств приобретено исключительное право на полезную модель (патент) у физического лица - автора, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

При этом учреждением уплачена пошлина за регистрацию договора об отчуждении патента.

Расходы учреждения на выплату из кассы вознаграждения патентообладателю за отчуждение исключительного права составили 50 000 руб. Уплаченная за регистрацию договора об отчуждении патента пошлина равна 1200 руб.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражение вложений в приобретение исключительного права на полезную модель 1 106 32 320 1 302 32 730 50 000
Перечисление средств на уплату пошлины за регистрацию договора об отчуждении патента 1 303 05 830 1 304 05 290 1 200 Выписка из лицевого счета
Включение пошлины в состав вложений в приобретение исключительного права на полезную модель 1 106 32 320 1 303 05 730 1 200 Свидетельство о регистрации договора, Справка
Принятие к учету объекта нематериальных активов по первоначальной

стоимости (50 000 + 1200)

1 102 30 320 1 106 32 320 51 200
Выплата вознаграждения из кассы учреждения по договору об отчуждении патента 1 302 32 830 1 201 34 610 50 000 Расходный кассовый ордер

Комментарии

Исключительное право на полезную модель принадлежит патентообладателю (п. 1 ст. 1358 ГК РФ). Патентообладатель может передать исключительное право на полезную модель любому физическому или юридическому лицу.

Учреждение вправе заключить с правообладателем договор об отчуждении патента на полезную модель на сумму 50 000 руб. без проведения торгов при соблюдении условий, указанных в п. 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ от 21.07.2005 №94-ФЗ.

За совершение действий, связанных с государственной регистрацией договора об отчуждении патента, взимаются патентные пошлины (п. 1 ст. 1249 ГК РФ).

В данном случае учреждением уплачена пошлина, предусмотренная п.3.2 Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Приобретенное исключительное право на полезную модель отвечает условиям принятия его к учету в качестве нематериального актива (п. 56 Инструкции N 157н). Объект нематериальных активов принимается к бюджетному учету по первоначальной стоимости, равной в данном случае сумме фактических вложений учреждения в его приобретение и затратам на регистрацию договора об отчуждении патента (п. 62 Инструкции N 157н).

Затраты при приобретении исключительных прав на полезную модель:

· Дт 1 106 32 320 Кт 1 302 32 730, 1 303 05 730

Сформированная первоначальная стоимость объекта нематериальных активов:

Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 68 Инструкции N 157н).

Расходы на уплату пошлины за регистрацию договора об отчуждении патента относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н).

· Дт 1 303 05 830 Кт 1 304 05 290

При выплате денежных средств из кассы:

· Дт 1 302 32 830 Кт 1 201 34 610

В Инструкции N 162н не указана корреспонденция счетов по выплате из кассы вознаграждения по договору об отчуждении исключительного права. Поэтому указанную корреспонденцию следует согласовать с финансовым органом (абз. 5 п. 2 Инструкции N 162н).

Вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу по договору об отчуждении исключительного права на использование полезной модели, не облагается страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ, Письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 559-19.

У учреждения не возникает обязанности удерживать НДФЛ с суммы вознаграждения по договору об отчуждении исключительного права на полезную модель. Физическое лицо, получившее указанное вознаграждение, исчисляет и уплачивает НДФЛ самостоятельно (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

В данном случае объект нематериальных активов не используется учреждением для извлечения дохода. В силу этого объект не признается амортизируемым имуществом (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из срока действия патента (п. 60 Инструкции № 157н).

Комиссия ежегодно определяет продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, и в случаях его существенного изменения уточняет срок его полезного использования.

Задача № 7.

Казенным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности приобретено исключительное право на изобретение (патент). Изобретение предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.

Фактические затраты на приобретение патента составили 91 200 руб. Оставшийся срок действия патента равен пяти годам. Учетной политикой учреждения для целей налогообложения установлен линейный метод начисления амортизации.

отразить в учете принятие к учету объект нематериальных активов.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражение вложений в нематериальный актив (патент) при его приобретении за счет средств от приносящей доход деятельности 2 106 32 320 2 302 32 730 91 200 Договор об отчуждении патента
Принятие к учету нематериального актива по первоначальной стоимости 2 102 30 320 2 106 32 320 91 200 Акт о приеме- передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка
Ежемесячно в течение срока использования изобретения (60 месяцев)
Начисление амортизации по НМА, используемому в деятельности, приносящей доход (91 200 / 60) 2 109 61 271 2 104 39 420 1 520 Справка

Комментарии

Договор о передаче исключительного права (отчуждении патента) подлежит регистрации в ФОИВ по интеллектуальной собственности и без такой регистрации считается недействительным (ст. 1369 ГК РФ).

Учреждение для целей налогообложения прибыли вправе самостоятельно определить срок полезного использования изобретения, который не может быть менее двух лет (абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ).

Затраты при приобретении исключительных прав на изобретение за счет средств от приносящей доход деятельности:

· Дт 2 106 32 320 Кт 2 302 32 730

Сформированная первоначальная стоимость нематериального актива:

· Дт 2 102 30 320 Кт 2 106 32 320

Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п.68 Инструкции N 157н).

На объекты нематериальных активов стоимостью свыше 40 000 руб. начисляется амортизация (абз.3 п.93 Инструкции N 157н). Расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом исходя из балансовой стоимости нематериального актива и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроком полезного использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из срока действия патента (п. 60 Инструкции N 157н).

· Дт 2 109 61 271 Кт 2 104 39 420

Операции по передаче исключительных прав на изобретения не облагаются НДС (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ). Соответственно, патентообладатель не предъявляет к уплате учреждению сумму НДС.

Задача № 8.

В процессе проведения опытно-конструкторских работ казенным учреждением получено новое техническое решение - устройство (полезная модель, подлежащая правовой охране), а также создан его опытный образец.

Работы проводились за счет средств бюджета. Патентные пошлины уплачены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Затраты на выполнение опытно-конструкторских работ (заработная плата работников, страховые взносы, стоимость материалов, амортизация машин и оборудования и т.п.) составили 249000 руб., из которых непосредственно на изготовление опытного образца приходится 72000 руб.

Сумма уплаченных патентных пошлин равна 3000 руб.

Учреждение планирует использовать изготовленный опытный образец полезной модели в течение трех лет (36 месяцев).

отразить принятие к учету опытного образца в составе основных средств, принятие к учету объекта нематериальных активов.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражение вложений, связанных с выполнением опытно-конструкторских работ 1 106 32 320 1 302 11 730, 1 303 02 730, 1 303 06 730, 1 303 07 730, 1 303 08 730, 1 303 10 730, 1 303 11 730, 1 104 34 410, 1 105 36 440 249 000 Расчетно- платежная ведомость, Требование- накладная, Справка
Списание средств с лицевого счета в уплату патентных пошлин 2 303 05 830 2 201 11 610 3 000 Выписка из лицевого счета
Принятие к бюджетному учету патентных пошлин 2 106 32 320 2 303 05 730 3 000 Патент на полезную модель, Справка
Перевод на бюджетную деятельность произведенных вложений в НМА 2 401 20 241 2 106 32 420 3 000 Решение главного распорядителя
1 106 32 320 1 401 10 180
Отражение вложений в изготовление опытного образца устройства 1 106 31 310 1 106 32 320 72 000 Справка
Принятие к учету опытного образца в составе основных средств 1 101 38 310 1 106 31 310 72 000 Акт о приеме- передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка основных средств
Принятие к учету объекта нематериальных активов (249 000 + 3000 - 72 000) 1 102 30 320 1 106 32 320 180 000 Акт о приеме- передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка

основных средств

Ежемесячно в течение срока полезного использования опытного образца

(36 месяцев)

Начисление амортизации по объекту основных средств, используемому в бюджетной деятельности (72 000 / 36) 1 401 20 271 1 104 38 410 2 000 Справка
Ежемесячно в течение срока действия исключительного права на полезную модель

(120 месяцев)

Начисление амортизации по нематериальному активу, используемому в бюджетной деятельности (180 000 / 120) 1 401 20 271 1 104 39 420 1 500 Справка

Комментарии

Полезная модель относится к результатам интеллектуальной деятельности. Полезная модель, созданная работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, признается служебной полезной моделью. Право на получение патента и исключительное право на служебную полезную модель принадлежат работодателю (п. п. 1, 3 ст. 1370 ГК РФ).

Исключительное право на полезную модель признается и охраняется при условии государственной регистрации, на основании которой ФОИВ по интеллектуальной собственности выдает патент. Патент на полезную модель удостоверяет ее приоритет и исключительное право патентообладателя (п. 1 ст. 1232, ст. 1353, п. 1 ст. 1354, п. 1 ст. 1358 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на полезную модель составляет десять лет (п. 1 ст. 1363 ГК РФ).

За совершение действий, связанных с патентом на полезную модель, взимаются патентные пошлины (п. 1 ст. 1249 ГК РФ). В данном случае учреждением уплачены пошлины, предусмотренные п. п. 1.2, 1.14 Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Затраты учреждения, связанные с выполнением опытно-конструкторских работ:

· Дт 0 106 32 320 Кт 0 302 00 000, 0 104 00 000, 0 303 00 000, 0 105 00 000

Учреждение вправе перевести вложения в сумме патентной пошлины с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность на основании решения ФСИН (территориального органа УФСИН) при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания соответствующих активов. (Письмо Минфина России от 25.05.2006 №02-14-10а/1354. Письмом следует руководствоваться с учетом требований Инструкции N 157н и Инструкции N 162н.)

Сформированная стоимость объекта нематериальных активов:

· Дт 1 102 30 320 Кт 1 106 32 320

Сумма вложений в создание опытного образца, изготовленного в ходе проведения опытно-конструкторских работ, отражается:

· Дт 1 106 31 310 Кт 1 106 32 320.

Объект основных средств принимается к учету по сформированной первоначальной стоимости:

· Дт 1 101 30 000 Кт 1 106 31 310

Начисление амортизации на объект нематериальных активов:

· Дт 1 401 20 271 Кт 1 104 39 420 "

Начисление амортизации на объект основных средств:

· Дт 1 401 20 271 Кт 1 104 30 000

Расходы учреждения на уплату патентных пошлин, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности, относятся к расходам по созданию амортизируемого имущества и на этом основании не учитываются при определении налоговой базы, а формируют первоначальную стоимость данного имущества (п. 3 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).

Задача № 9.

Казенное учреждение получило в качестве пожертвования набор корпусной мебели, бывшего в употреблении, от коммерческой организации.

На основании решения комиссии учреждения текущая рыночная стоимость данного набора мебели равна 42 000 руб., а оставшийся срок его эксплуатации составляет пять лет. Учреждение не осуществляет деятельность, приносящую доход.

отразить в учете казенного учреждения получение в качестве пожертвования набора корпусной мебели, бывшего в употреблении, от коммерческой организации в целях ведения уставной деятельности.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11

Требования Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), к объектам нематериальных активов сформулированы четко и не допускают разночтений. Критерии отнесения объектов к нематериальным активам приближены к общероссийским стандартам бухгалтерского учета. Например , требования ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" и Налогового кодекса к объектам нематериальных активов во многом совпадают с требованиями Инструкции N 25н, за исключением некоторых положений. Однако нормы Инструкции N 25н в отношении учета нематериальных активов отличаются от тех, которые были установлены при переходе на новый План счетов Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (далее - Инструкция N 70н). Рассмотрим суть этих отличий.

Понятие нематериальных активов

Для учета операций с нематериальными активами Инструкцией N 25н предусмотрен счет 102 00 000 "Нематериальные активы". Номера счетов учета нематериальных и непроизведенных активов с 2006 г. взаимно поменялись. Замена произведена в целях восстановления порядка формирования Плана счетов бюджетного учета. Согласно структуре статей ЭКР и КОСГУ нематериальные активы (код 320) стоят перед непроизведенными (код 330). Следует отметить, что счет 102 00 000 "Нематериальные активы" содержит только один аналитический счет 102 01 000 с одноименным названием.

Объекты, относимые к нематериальным активам, согласно Инструкции N 25н обладают двумя важными свойствами: отсутствием материальной структуры и наличием документов, подтверждающих исключительные права организации на владение и использование этого актива. Кроме того, данные объекты должны удовлетворять следующим требованиям (п. 23 Инструкции N 25н):

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • использование в хозяйственной деятельности организации и отсутствие намерения их перепродажи;
  • срок полезного использования свыше 12 месяцев.

При этом Инструкция N 25н в отличие от ранее действовавшей Инструкции N 70н не связывает отнесение объектов к нематериальным активам с Общероссийским классификатором основных фондов <1>. Кроме того, в состав нематериальных активов включены ноу-хау, то есть незарегистрированные производственные и технологические секреты, а также уточнено, что для отражения в бюджетном учете нематериальных активов учреждение должно обладать по ним не только исключительными, но и имущественными правами. В результате в разряд нематериальных активов учреждений попадают исключительные права на пользование произведениями киноискусства и литературы, если срок их использования превышает 12 месяцев.

<1> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В перечне объектов, которые не включаются в состав нематериальных активов, не указаны программы для ЭВМ и базы данных. Таким образом, если учреждение имеет на программы для ЭВМ и базы данных свидетельство, патент или другой охранный документ, оно может учитывать такие объекты как нематериальные активы.

В состав объектов нематериальных активов не включаются:

  • не давшие положительного результата, незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Первоначальная и балансовая стоимости нематериального актива

Инструкцией N 25н предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости объектов нематериальных активов в случае их модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 24 Инструкции N 25н).

По-прежнему первоначальной стоимостью объектов нематериальных активов признается стоимость фактических вложений в их приобретение (изготовление) с учетом НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Стоимость приобретения (изготовления) объектов нематериальных активов включает:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные посреднические услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов;
  • таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях;
  • расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций).

Кроме того, Инструкцией N 25н введено понятие балансовой стоимости нематериальных активов. Балансовой стоимостью нематериальных активов является их первоначальная стоимость с учетом модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 24 Инструкции N 25н). При этом изменился порядок проведения переоценки. Согласно Инструкции N 70н переоценку нематериальных активов следовало проводить по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время их использования. Теперь переоценке подлежат все объекты нематериальных активов независимо от того, переоценивались они ранее или нет. Второе нововведение - срок и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ (п. 24 Инструкции N 25н).

Внутренняя передача нематериальных активов

В соответствии с п. 27 Инструкции N 25н операции по передаче объектов нематериальных активов в эксплуатацию в пределах учреждения отражаются в регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица. Основанием служит Требование-накладная (ф. 0315006), составленное в двух экземплярах. В бюджетном учете внутреннее перемещение нематериальных активов между материально ответственными лицами отражается по дебету и кредиту счета 102 01 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов".

Безвозмездная передача нематериальных активов

Инструкцией N 25н предусмотрены два способа безвозмездного получения (передачи) нематериальных активов. Первый - внутрибюджетная и межбюджетная передача (получение), то есть передача (получение) между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, государственным и муниципальным организациям.

В Инструкции N 25н не уточнено, по какой стоимости следует безвозмездно передавать нематериальные активы. Как известно, на нематериальные активы, как и на основные средства, начисляется амортизация. В отношении безвозмездной передачи основных средств Инструкция N 25н содержит четкие указания о стоимости их передачи - они передаются по балансовой стоимости одновременно с начисленной на объект амортизацией (п. 14 Инструкции N 25н). Подобных указаний о передаче нематериальных активов Инструкция по бюджетному учету не содержит. Однако если следовать п. 45 Инструкции N 25н, который устанавливает методику списания ранее начисленной амортизации при безвозмездной передаче нефинансовых активов, то они должны передаваться одновременно с начисленной амортизацией.

Второй - получение по договору дарения. Способы различаются определением первоначальной стоимости объектов. При получении нематериальных активов по договору дарения она определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету.

Согласно п. 28 Инструкции N 25н безвозмездная передача нематериальных активов отражается следующими проводками:

Дебет счета 304 04 320 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов"

Дебет счета 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит счета 102 01 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов";

Дебет счетов 401 01 242 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит счета 102 01 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов";

Дебет счетов 401 01 252 "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", 401 01 253 "Расходы на перечисления международным организациям"

Кредит счета 102 01 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".

В соответствии с п. 45 Инструкции N 25н при безвозмездной передаче нематериальных активов ранее начисленная амортизация отражается следующими проводками:

а) в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов:

Кредит счета 304 04 320 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов";

б) в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям:

Дебет счета 104 08 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации"

Кредит счета 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям";

в) в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней:

Дебет счета 104 08 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации"

Кредит счетов 401 01 242 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";

г) передача объектов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, а также международным организациям:

Дебет счета 104 08 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации"

Кредит счетов 401 01 252 "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", 401 01 253 "Расходы на перечисления международным организациям".

Пример 1 . Научно-исследовательский институт (НИИ), находящийся на федеральном бюджете, передал речному колледжу исключительное право на владение и использование программы для ЭВМ "Симулятор капитанской рубки". Колледж финансируется за счет средств местного бюджета. Первоначальная стоимость программы составляет 45 000 руб., сумма начисленной амортизации - 15 000 руб.

В бухгалтерском учете НИИ операции отражаются следующим образом:

В учете колледжа получение программы будет отражено следующими проводками:

Как видно из приведенного примера, у принимающей стороны первоначальная стоимость нематериальных активов равна первоначальной стоимости передающей стороны. На практике при безвозмездной передаче (получении) могут возникнуть дополнительные затраты. В соответствии с п. 72 Инструкции N 25н операции по вложениям в объекты нематериальных активов при их безвозмездном получении отражаются с использованием счета 106 02 320 "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы". При этом учет по межбюджетной и внутрибюджетной передачам ведется по балансовой стоимости. Поэтому дополнительные затраты, связанные с безвозмездным получением нематериальных активов, следует относить на соответствующие счета учета расходов. Указание о включении дополнительных затрат в первоначальную стоимость объекта касается только имущества, полученного по договору дарения (абз. 1 п. 14 Инструкции N 25н).

Пример 2 . Продолжим условия предыдущего примера. Допустим, что при установке программы колледж воспользовался услугами сторонней организации, стоимость которых составляет 1200 руб.

В этом случае в учете колледжа операции будут отражены следующим образом:

Амортизация безвозмездно полученных нематериальных активов

В бюджетном учете годовая сумма амортизации безвозмездно полученных нематериальных активов рассчитывается по тому же принципу, что и при получении их традиционными способами, то есть исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации, установленной с учетом срока полезного использования данных объектов. Для определения срока полезного использования указанных активов существуют особые правила, установленные п. 39 Инструкции N 25н. Срок полезного использования объектов нефинансовых активов, безвозмездно полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы РФ, и от государственных и муниципальных учреждений, определяется с учетом сроков их фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации.

Зам. главного редактора журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В составе нематериальных активов казенного учреждения на счете 102 в учреждении учитывается аудиовизуальное произведение (тематический фильм) первоначальной стоимостью 3000 руб. и 100% начисленной амортизацией. НМА был поставлен на учет в декабре 2010 года, срок его полезного использования был определен равным десяти годам. В данный момент поднимается вопрос о его моральном износе. Каков порядок списания, в частности, необходимости привлечения специализированной организации (экспертов) для списания?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание нематериального актива может осуществляться, в частности, при принятии решения о его моральном износе.
Кроме того, в настоящее время может быть принято решение о том, что аудиовизуальное произведение не удовлетворяет понятию "актив". В таком случае объект списывается с балансового учета и одновременно принимается на забалансовый счет 02 "Материальные ценности на хранении" до принятия окончательного решения о его списании.
Если профильная комиссия учреждения может самостоятельно обосновать необходимость списания нематериального актива, то привлечение специализированных организаций (экспертов) казенным учреждением нецелесообразно. Законодательно необходимость привлечения таких экспертов не установлена.
Порядок указания статуса объекта учета в графе 8 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) для нематериальных активов устанавливается учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
Пунктом 58 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), установлено, что в качестве инвентарного объекта нематериальных активов может признаваться кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, являющееся охраняемым результатом интеллектуальной деятельности.
Причины, по которым может приниматься решение о списании нематериального актива, перечислены в Инструкции N 157н. В частности, это прекращение использования нематериального актива вследствие его морального износа.
Кроме того, с 01.01.2018 вступили в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для учреждений госсектора, в том числе стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"). Данным стандартом впервые введено понятие "актив".
Согласно п. 36 СГС "Концептуальные основы" активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Понятия полезного потенциала и экономических выгод раскрываются, соответственно, в п.п. 37 и 38 СГС "Концептуальные основы". По сути, поступление полезного потенциала или экономических выгод от имущества - это возможность использовать объект в каких-либо целях учреждения, не обязательно связанных с поступлением денежных средств.
В случае, если имущество прекращает удовлетворять понятию "актив", его учет на балансовых счетах прекращается ( Инструкции N 157н). До принятия окончательного решения о списании объекта с учета такое имущество подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" ( Инструкции N 157н).
Таким образом, еще одним основанием для списания нематериального актива с балансового учета является решение о признании объекта не соответствующим критериям "актива".
Отметим, что особенности списания государственного (муниципального) имущества устанавливаются на уровне каждого публично-правового образования. Так, на территории Кавказского муниципального района Краснодарского края действует Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, утвержденное Совета муниципального образования Кавказский район от 24.12.2009 N 192 (далее - Положение N 192).
Согласно пп. 3.1.4 п. 3.1 Положения N 192 объектами учета реестра муниципальной собственности является, в частности, движимое имущество учреждений балансовой стоимостью свыше 100 000 рублей. При этом дополнительное согласование списания с уполномоченным органом требуется в отношении движимых объектов основных средств стоимостью свыше 20 000 рублей (п. 5.1 Положения N 192). В отношении объектов нематериальных активов требование о согласовании списания с уполномоченным органом Положением N 192 не установлено. Не содержится такого требования и в N 157н.
Что касается специализированных организаций, экспертов, то обязательность их привлечения в целях принятия решения о необходимости списания нематериального актива законодательством, в частности, й N 157н, Положением N 192 не установлена. Более того, РФ в качестве одного из основополагающих принципов бюджетной системы устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств ( БК РФ). Согласно данному принципу при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Выбытие нематериальных активов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов ( Инструкции N 157н). Оформляется такое решение оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Соответственно, если профильная комиссия учреждения может самостоятельно обосновать необходимость списания нематериального актива (к примеру, в связи с моральным износом), то привлечение специализированных организаций (экспертов) нецелесообразно.
В отношении списания нематериального актива Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н) установлено применение Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Оформляется данный акт профильной комиссией учреждения, принявшей решение о списании объекта нематериальных активов. Списание нематериального актива осуществляется на основании Акта (ф. 0504104) после его утверждения руководителем.
При этом в ситуации, если выбытие нематериального актива будет осуществлено с балансовых счетов не по причине признания его неактивом, то принятие объекта на забалансовый счет 02 до принятия решения об окончательном списании объекта не осуществляется.
В свою очередь, признание объекта не удовлетворяющим критериям актива может производиться не только комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, но и инвентаризационной комиссией. Подробнее о порядке и периодичности проведения инвентаризации на соответствие критериям актива смотрите: . Как организовать и провести инвентаризацию (для госсектора).
Для объектов нематериальных активов порядок указания статуса объекта учета в графе 8 Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) N 52н не установлен. Соответственно, такой порядок следует закрепить положениями учетной политики учреждения.
В соответствии с положениями Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н, списание нематериального актива следует отражать корреспонденцией:
Дебет КРБ 1 104 39 421 Кредит КРБ 1 102 30 420 - отражено списание аудиовизуального произведения (тематического фильма).
Если списание производится в связи с признанием объекта не удовлетворяющим критериям актива, то дополнительно отражается увеличение забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет нематериальных активов в бюджетных учреждениях установлен нормативными актами. Чтобы вести его в соответствии с порядком, определенным законом, необходимо следовать инструкциям, разработанным для ведения бухучета в госорганизациях. Рассмотрим основные моменты учета НМА.

Какие активы относятся к нематериальным в бюджетной среде

В бухгалтерском учете государственных организаций нематериальным признается нефинансовый актив многоразового или постоянного использования, подходящий под следующие условия (п. 56 инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н [далее — Инструкция № 157н]):

  • предназначен для получения прибыли в будущем;
  • не имеет физического выражения;
  • его можно отделить от других объектов как самостоятельную единицу;
  • имеет срок службы (предположительный срок применения) более 12 месяцев;
  • не планируется его дальнейшая перепродажа;
  • имеются документы, подтверждающие фактическое существование актива и право госорганизации на его использование.

В п. 57 дан точный перечень тех вложений, которые не могут считаться нематериальными активами:

  • законченные научные исследования, работы опытно-конструкторских отделов, не приведшие к запланированному результату;
  • исследования научного характера, находящиеся на стадии разработок и не поставленные на учет из-за отсутствия необходимых документов;
  • физические объекты, содержащие результаты интеллектуального труда.

Узнать особенности бухучета в государственной организации можно из статьи .

Как образуется первоначальная стоимость

Единицей учета нематериальных активов в бюджетных учреждениях установлено считать инвентарный объект (п. 58), который представляет собой объединение прав, приобретаемых госучреждением на пользование результатами интеллектуального труда.

  • При постановке на учет каждый объект получает свой инвентарный номер, по которому он учитывается в бухгалтерских регистрах.
  • Записываются объекты НМА на аналитическом счете по своей первоначальной стоимости, которая складывается из всех затрат, связанных с их покупкой или изготовлением.
  • Сначала все расходы по НМА собираются на дебете счета 0 106 02 000 «Вложения в нематериальные активы» отдельно по каждому объекту. Цена объекта формируется с налогом на добавленную стоимость, кроме тех случаев, когда заранее известно, что вложения осуществляются в актив, предназначенный для деятельности, облагаемой НДС (п. 62 Инструкции № 157н). В данном случае НДС по такому активу можно ставить к вычету из бюджета.
  • Когда стоимость объекта НМА полностью сформирована на счете вложений, накопленную сумму переносят на дебет счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы» на соответствующий аналитический код, независимо от планируемой даты начала использования актива.
  • Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта НМА считается дата возникновения исключительного права учреждения на данный нематериальный актив согласно законодательству РФ.
  • Факт поступления нематериальных объектов, так же как их перемещение и выбытие, отражается в бухучете на основании решения специальной комиссии учреждения.

Основные операции с нематериальными активами

Для учета объектов НМА и проведения операций по их поступлению, внутреннему движению и выбытию используются аналитические счета, которые подразделяются:

  • на 0 102 20 000 — имущество, относящееся к особо ценному;
  • 0 102 30 000 — собственность госучреждения, не считающаяся ценной;
  • 0 102 40 000 — активы, оформленные по договору лизинга.

Учет по каждому объекту бухгалтер должен проводить в карточке учета НМА (форма № НМА-1 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а). Все хозяйственные действия, связанные с НМА, записываются в журнал операций и оформляются на основании первичных документов и в соответствии с Инструкцией № 157н, содержащей общие требования для разных типов госучреждений, и инструкцией для бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н.

При наличии всех необходимых бухгалтерских бумаг делается проводка по дебету аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы» и кредиту счета 0 106 02 000 «Нефинансовые активы».

Движение объектов нематериальных активов внутри бюджетного учреждения оформляется документами на внутреннее перемещение и записывается по дебету и кредиту счета НМА на соответствующих аналитических счетах.

Порядок, которому необходимо следовать при начислении амортизации на нематериальное имущество, описан в пп. 84-91 Инструкции № 157н.

  • Для расчета применяется линейный способ, который исчисляется исходя из балансовой стоимости и срока полезного действия, установленного специальной комиссией.
  • Списание (выбытие) объектов НМА может происходить по разным причинам. В зависимости от этого оформляются нужные первичные документы, и на основании решения постояннодействующей комиссии выбытие проводится по методу остаточной стоимости (с учетом накопленной амортизации).
  • Все действия по движению НМА регистрируются в журнале операций по выбытию и перемещению нематериальных активов.

Итоги

Нематериальные активы являются непростым нефинансовым вложением и иногда вызывают затруднения в вопросах учета у бухгалтеров. Чтобы не допускать ошибок, необходимо своевременно и надлежащим образом оформлять первичные документы, строго следуя указаниям нормативных актов.

I Теоретическая часть.................................................... 3

1. Введение........................................................................... 3

2. Понятие и виды НМА........................................................................ 6

3. Оценка НМА........................................................................................ 8

3.1. Бухгалтерские записи по отражению положительной и отрицательной переоценка объектов НМА...................................................................... 9

4. Документальное оформление движения НМА......................... 10

5. Поступление НМА............................................................................ 13

6. Учет амортизации НМА................................................................. 16

6.1. Начисление и списание амортизации НМА................................. 18

7. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения. 19

8. Причины выбытия НМА................................................................ 21

9. Выбытие НМА в бюджетном учреждении................................. 22

9.1. Основные бухгалтерские записи по учету объектов НМА...... 23

10. Выбытие НМА в коммерческих организациях...................... 26

11. Формирование финансового результата................................ 28

II Расчетно-графическая часть................................ 29

1. Хозяйственная ситуация по начислению амортизации в коммерческих организациях......................................................................................... 29

2. Хозяйственная ситуация по начислению амортизации в бюджетном учреждении............................................................................................. 30

III Заключение................................................................... 31

IV Список использованной литературы............... 32

Приложение 1.................................................................... 33

Приложение 2.................................................................... 34

Приложение 3.................................................................... 35

Приложение 4.................................................................... 36

Приложение 5.................................................................... 37

Приложение 6.................................................................... 38

Приложение 7.................................................................... 39

Приложение 8.................................................................... 40

Согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфин РФ утвердил 16 октября 2000 года приказом №91н новое Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000. Данное ПБУ разработано с учетом международного стандарта бухгалтерской отчетности 38 “Нематериальные активы” и подлежит применению при составлении бухгалтерской отчетности в 2001 году.

Целью моей работы является изучение теоретического материала действующих в настоящее время нормативных актов, в сфере учета НМА.

Актуальность данной темы заключатся в том, что каждое учреждение и организация приобретает нематериальные активы.

Понятие «нематериальных активы» используется в отечественной хозяйственной практике и бухгалтерском учете с начала 90-х годов XX в. Это связано с развитием так называемых высоких техноло­гий и с необходимостью обособления в учете некоторых видов имущества, не имеющих выраженной материально-вещественной формы и вместе с тем широко применяемых в производственной, управленческой и торговой деятельности организаций.

В бухгалтерском учете учреждений и органов управления, фи­нансируемых за счет бюджетных ассигнований, объекты немате­риальных активов стали обособленно учитываться с 2000 г. До это­го момента нематериальные активы учитывались в составе основ­ных средств. Особенностью нового порядка регулирования учета данного вида имущества является то, что объекты нематериаль­ных активов будут амортизироваться. Так как начисление амор­тизации за прошлые отчетные периоды не является правомерным, а к моменту окончания срока полезного использования объекта внеоборотных активов он должен быть полностью самортизиро­ван, возникает необходимость применения искусственных схем в отношении объектов нематериальных активов, приобретенных до перехода на новый План счетов бюджетного учета и новый План счетов бухгалтерского учета. Наиболее про­стым представляется определять норму амортизации исходя из периода, равного периоду, оставшемуся до окончания срока по­лезного использования объекта.

В соответствии с п. 23 Инструкции по бюджетному учету и Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38н нема­териальные активы должны удовлетворять следующим условиям:

– отсутствие материально-вещественной (физической) струк­туры. Если аналогичные объекты имеют выраженную мате­риально-вещественную форму, они учитываются в составе основных средств или материальных запасов (в случае, ког­да срок полезного использования не превышает 12 месяцев);

– возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

– использование в производстве продукции, при выполнении
работ или оказании услуг либо для управленческих нужд уч­реждения. Перечисленные цели, для которых могут приоб­ретаться или создаваться объекты нематериальных активов,
охватывают практически все стороны деятельности бюджет­ного учреждения. В коммерческих организациях исключе­нием является приобретение соответствующих активов для
перепродажи. Бюджетные учреждения не могут приобретать
нематериальные активы исключительно для перепродажи;

– использование в течение длительного времени, т.е. срока по­лезного использования продолжительностью свыше 12 ме­сяцев или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 месяцев;

– не предполагается последующая перепродажа данного иму­щества;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного
права у учреждения на результаты интеллектуальной дея­тельности (патенты, свидетельства, другие охранные доку­менты, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Нематериальные активы (НМА) - это объекты долгосрочного пользования (более 12 мес.), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

Согласно ПБУ 14/2000 и Инструкции по бюджетному учету к нематериальным активам от­носят:

Исключительные права патентообладателя на изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

Исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхож­дения товаров;

Деловая репутация организаций;

Права на «ноу-хау»;

Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица (открытие расчетного счета, и др.);

Права пользования природными ресурсами, и др.

В бюджетном учете объекты нематериальных активов учиты­ваются на счетах, открываемых к счетам 010200000-010201320" «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 010201420 «Увеличение стоимости нематериальных активов».

Амортизация нематериальных активов учитывается на отдельном счете, откры­ваемом к счетам 010400000-010407420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации».

В коммерческих организациях нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы», который относится к I разделу плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций «Внеоборотные активы»

Амортизация нематериальных активов учитывается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

Объекты НМА в бюджетных и коммерческих организациях отражаются по первоначальной стоимости, т.е. по стоимости фактических вложений на их приобретение, а объекты которые подвергались переоценке по востоновительной.

Первоначальная стоимость объектов НМА, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

Приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на при­обретение объектов и доведение их до состояния, при­годного к использованию (оплата консультативных услуг, регистрационные сборы, пошлины и др.);

Внесенных в счет вклада в уставный капитал - по согласованной стоимости;

Полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходова­ния;

Созданных на предприятии - в сумме фактических затрат.

Сведения о действующей цене должны быть подтвержде­ны документально или экспертным путем. Расходы по со­зданию нематериальных активов в своей организации скла­дываются из начисленной оплаты труда работникам, от­числений на социальное страхование и обеспечение, материальных затрат, общепроизводственных и общехозяй­ственных расходов. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерско­му учету по первоначальной стоимости, в балансе они от­ражаются по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость нематериальных активов пред­ставляет собой расчетную величину, получаемую при вы­читании из первоначальной стоимости амортизации, на­копленной за все время эксплуатации.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

Инструкция по бюджетному учету предусматривает возможность переоценки нематериальных активов. Переоценка проводиться по состоянию на 01 января следующего отчетного года. Переоцениваются: первоначальная стоимость, сумма амортизации. Результаты переоценки отражаются в учете обособленно.