Удивительное рядом!

Социально экономические права гражданина российской федерации. Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях. Экономические и социальные свободы

1. Право на предпринимательскую деятельность . Это право впервые закреплено в Конституции РФ 1993 г, которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ)

2. Право на частную собственность . В статье 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации этого права осуществляется нормами гражданского законодательства.

3. Право на землю . Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Закрепление права в ст. 36 Конституции частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд . Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает – «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Конституция РФ 1993 г. устанавливает также, что "принудительный труд запрещен".

5. Право на отдых . С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции РФ.

Каждый имеет право на отдых, закреплено в п. 5 ст. 37 Конституции РФ. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Регулирование реализации права на отдых осуществляется в общегосударственных, отраслевых и ведомственных актах трудового права.

6. Защита семьи . Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены Конституцией равным правом и обязанностью родителей. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

7. Право на социальное обеспечение . Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст. 39 Конституции РФ "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

8. Право на жилище . Данное право является одним из важнейших прав человека. Как устанавливает ст. 40 Конституции РФ, «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Согласно п. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

В Конституции РФ закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. В пункте 3 ст. 40 установлено, что малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

9. Право на охрану здоровья . В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция РФ закрепляет в ст. 41 , что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В пункте 3 ст. 41 Конституции РФ подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

10. Право на благоприятную окружающую среду . Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование . Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый человек имеет право на образование. Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В пункте 3 ст. 43 Конституции РФ установлено также, что "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

12. Свобода творчества . В Российской Федерации согласно ст. 44 Конституции РФ каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Регулирование общественных отношений как основная социальная функция государства и права. Защита материнства и детства. Право на социальное обеспечение. Жилищные права граждан. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Экономические, социальные и культурные права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности. Трудовые права и свободы. Защита материнства, детства и семьи. Право на социальное обеспечение. Право на жилище.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству. Особенности права на благоприятную окружающую среду, его соотношение с другими экологическими правами. Проблема реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Закрепление права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации. Права лиц, застрахованных по программам обязательного медицинского страхования. Группировка прав граждан при оказании им медико-социальной помощи.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2014

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    Право граждан на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. Критерии их классификации. Защита брака и семьи, материнства, отцовства и детства. Право на труд, жилье, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование. Преступления против социально-экономических прав.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека.

1. Право на предпринимательскую деятельность. Это право впервые закреплено в Конституции РФ 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц Они закреплены в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права.

2. Право на частную собственность. В статье 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства.

3. Право на землю и другие природные ресурсы. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд. Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституции устанавливает, что «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Конституционно закрепленное право, как уже отмечалось, есть возможность совершать те или иные действия, возможность выбора поведения. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и во многих случаях его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т. д.

5. Право на отдых. С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции РФ.

Каждый имеет право на отдых, закреплено в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Регулирование реализации права на отдых осуществляется в общегосударственных, отраслевых и ведомственных актах трудового права.

  • 6. Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены Конституцией равным правом и обязанностью родителей. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  • 7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст. 39 Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Дальнейшее развитие социальные гарантии жизнедеятельности получают в отраслевом законодательстве.
  • 8. Право на жилище. Данное право является одним из важнейших прав человека. Как устанавливает ст. 40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». В этой статье определена политика государства в этой области. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

В Конституции РФ закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. В ч. 3 ст. 40 установлено, что малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

9. Право на охрану здоровья. В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция РФ закрепляет в ст. 41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

  • 10. Право на благоприятную окружающую среду. Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
  • 11. Право на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый человек имеет право на образование. Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В ч. 3 ст. 43 Конституции РФ установлено также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

12. Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст. 44 Конституции РФ каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый человек, устанавливает ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право социального обеспечения; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо оговорок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

  • 1) запрещен принудительный труд;
  • 2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • 3) утверждено право на защиту от безработицы;
  • 4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение, но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие.

Конституционно закрепляется право на жилище. Оно включает:

  • 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

© Лубенникова Светлана Александровна, кандидат юридических наук доцент кафедры государственного права института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова

Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90. Е-mail: [email protected]

Исследуются различные определения категории «социально-экономические права человека и гражданина». Социально-экономические права рассматриваются как составная часть системы неотъемлемых прав человека. Анализируются основные характеристики социально-экономических прав человека и гражданина.

Ключевые слова: социально-экономические права человека и гражданина, обеспечение прав человека, поколения прав человека.

CONCEPT AND CONTENT OF SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF PERSON AND CITIZEN

Lubennikova Svetlana A., A/Professor, department of state law, Institute of History and Law,

N. F. Katanov Khakass State University, PhD in Law

90, Lenina, Abakan, Republic of Khakassia, 655017, Russia

Various definitions of a category «social and economic rights of a person and a citizen» are studied. The social and economic rights are considered as a component of a system of inalienable rights of the person. The main characteristics of the social and economic rights of the person and the citizen are analyzed.

Keywords: social and economic rights of a person and a citizen, promotion of human rights, generations of human rights.

Необходимым и важным является четкое определение социальных и экономических прав человека и гражданина. Они возникают только после признания их государством, в отличие от гражданских, возникающих с момента рождения. От конкретизации социальных и экономических прав человека зависит уровень жизни населения конкретного государства.

В международных правовых актах устанавливается юридическая обязательность всех поколений прав человека. То есть все признанные государством права, свободы и обязанности не противопоставляются или разъясняются в ущерб другим, потому что совместно они образуют правовой статус человека.

Характер социальных прав отражен в некоторых теоретических определениях. Общими в этих определениях являются отмеченные авторами признаки их конституционности, возможности получения человеком от государства социальных гарантий, определенных экономических свобод, материальных благ . В некоторых определениях дается перечисление видов социально-экономических прав. Например, это право индивидуума создать семью, право на образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научно-технического и художественного творчества .

Определение Е. А. Лукашевой наиболее полно раскрывает сущность социально-экономических прав. Автор отметила их нормативность, обеспечительный характер условий жизни, социальной защищенности и основную цель, заключающуюся в свободе человека от страха и нужды .

В научных кругах шла дискуссия о классификации социально-экономических прав. В. А. Четвер-нин считает, что существует произвольность в отношении прав человека к социально-экономическим правам . И предлагает их различать по следующим критериям. К первой группе относит социально-экономические свободы, характеризуемые понятием status negativus (то есть сюда включаются естественные и неотчуждаемые права). Например, это право частной собственности и его наследование; право частной собственности на землю; свобода и неприкосновенность собственности; неприкосновенность собственности и обязанность платить законно установленные налоги; свобода предпринимательства; запрет внеэкономического принуждения к труду; право на образование.

Ко второй группе В. А. Четвернин относит социально-экономические права на свободную самореализацию индивида совместно с другими в сфере трудовых отношений, характеризуемые понятием status aktivus (права на защиту в области данных правоотношений). Например, это право на коллективные трудовые споры и забастовку.

К третьей группе принадлежат социально-экономические права как не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которые можно защитить в суде. Относятся декларативные положения о целях социально-экономической политики государства. В ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации декларируется право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Четвертая группа называется условными социальными правами. Эти права зависят от экономической обстановки и обеспечения их бюджетом государства. Это свобода и неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства, запрет внеэкономического принуждения к труду, право на образование, право частной собственности и его наследование, право частной собственности на землю.

Итак, в блок социально-экономических прав входит множество прав, объединяет их конечная цель, исходя из рассмотренных формулировок и подходов, это создание государством условий, при которых люди свободны от страха и нужды.

Очень долго социально-экономические права человека и гражданина рассматривались как второстепенные, в регулировании которых не было необходимости. Это было связано с существованием концепции о невозможности определить и юридически квалифицировать эти права, и, соответственно, у государства не возникало обязанности по их обеспечению и защите. В дальнейшем это представление сменилось, и социально-экономические права и политические права перестали рассматриваться как не равные по статусу.

Для определения сущности социально-экономических прав человека необходимо обратиться к существовавшим представлениям о природе социально-экономических прав. В истории прав человека, международной практике представления о содержании, юридической природе социально-экономических прав изменялись.

Первоначально социально-экономические права относили к так называемым мнимым правам и считалось, что для их обеспечених придется ущемить гражданские и политические права и свободы многих граждан. Этот подход появился при разработке в ООН Всеобщей декларации прав человека, пактов о правах человека и других документов в этой области.

В этот период возникают сомнения о выделении социально-экономических прав в отдельную группу прав человека и внесении ее во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Возникал вопрос о необходимости закрепления этой группы прав как обязательных для исполнения государствами документов. Разработка и принятие пактов затянулись почти на два десятилетия. Причиной явилась позиция некоторых государств (США, Великобритании, Франции и других стран). Считалось некорректным относить к международным и обязательным те права человека и гражданина, которые зависят от экономики государств и реализация которых требует определенных бюджетных расходов.

Негативное отношение ряда государств к социально-экономическим правам выражено и в работах некоторых исследователей. Так, права и свободы человека, закрепленные в ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах должны быть реализованы немедленно . Рассматривая этот пакт, исследователи отмечают, что в нем не определены конкретные юридические обязательства для стран, подписавших пакт. Констатируется, что установлены только определенные ориентиры, а государства должны прилагать усилия к их достижению . В обоснование своей позиции ссылаются на п. 1 ст. 2 пакта, где указана обязанность государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное и полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Длительное время некоторые западные страны не соглашались с юридической обязательностью положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1986 г. государственный департамент США рекомендовал своим дипломатическим представителям за рубежом исключить из ежегодных докладов о правах человека в странах пребывания раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация». Было указано, что США относится к социально-экономическим правам как к пожеланиям, а не юридическим обязательствам. В связи с этим они не включены в международно-признаваемые права человека.

К социальным правам относились как «второсортным», которые не будут обеспечиваться при необходимости. Это положение означало, что в случае возникновения препятствий при их реализации они не будут защищены в судебном порядке и в основном их реализация зависит от органов государственной власти. Советский Союз не соглашался с подобным подходом, и в 1966 г. был принят Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также во многих документах ООН признали обязательный характер социально-экономических прав.

Сейчас государствами - членами ООН признано положение пакта о том, что идеала свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, можно достичь, если будут приняты меры, когда все поколения прав человека будут обеспечены в полном объеме.

Но, признавая обязательный характер положений пакта, некоторые исследователи утверждают, что экономическое положение государств современного мира не обеспечит реализацию социально-экономических прав, закрепленных в международных документах. Ими считается невозможность их реализации, утопичность самой идеи.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) состоялось совещание ведущих экспертов о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к выводам о том, что все права и свободы человека неразделимы и взаимосвязаны и являются обязательной составляющей международного права.

Пактом возлагаются юридические обязательства на государства, подписавшие его. Таким образом, они обязаны предпринять меры, в том числе нормотворческие и административные, для реализации прав человека, включенных в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также социально-экономические права должны быть обеспечены правом на судебную защиту.

Осуществление социально-экономических и культурных прав не должно зависеть от экономики государств, минимальный уровень гарантий предоставляется всему населению.

Конечно же, результаты, достигнутые государствами в сфере реализации социально-экономических прав, меньше, чем в области гражданских и политических прав. Это во многом зависит от состояния экономики и ресурсов, а также законодательного обеспечения, и поэтому гарантии их реализации, по сравнению с гражданскими и политическими правами, менее развиты.

Итак, в международной правовой доктрине и практике существуют различные подходы к природе социально-экономических прав человека и гражданина.

Согласно первому, социально-экономические права не относятся к конституционным. В конституциях, как правило, вступивших в действие до 1940 г., отсутствуют положения об этих правах, кроме некоторых, таких как право собственности, право наследования.

Содержанием второго подхода является признание современными государствами обязанности в предоставлении населению благоприятных условий для развития личности и достойного уровня жизни. В конституциях устанавливается обязанность органов государственной власти следовать этим положениям. Но не все социально-экономические права обеспечены правом на судебную защиту, в отличие от прав первого поколения.

Критериями обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина являются экономические показатели развития государства. Реализация социально-экономических прав зависит от того, как дисциплинированно государство выполняет свои обязанности в сфере социальной политики.

Международный контроль в области защиты этих прав, по сравнению с защитой гражданских и политических прав, менее значителен. Отсутствует возможность подачи жалобы частными лицами. У государств существует обязанность предоставлять информацию Генеральному секретарю ООН о том, как реализуется пакт и какие достижения у них в социально-экономической области. Этот механизм контроля предусмотрен в статьях 16-25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Контроль за реализацией социально-экономических прав действительно затруднен. Они достаточно специфичны, зависимы от устойчивости, стабильности социально-экономической политики государства. Особенность их заключается в меньшей универсальности, то есть распространенности на определенные категории населения, допустимости нежестких рекомендательных формулировок базовых положений, например, таких, как удовлетворительное существо-

вание, достойная жизнь, справедливые и благоприятные условия труда, также зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов.

Для того чтобы эти права были реализованы, необходимы активная позиция государства, принятие мер материального и процессуального обеспечения. Это и отличает их от гражданских и политических прав, где основным является свобода от вмешательства.

Казалось бы, что все перечисленные характеристики наталкивают обозначить эту группу прав человека как вторичные, производные от гражданских прав, но это не так. Социально-экономические права являются такими же основными, как и гражданские и политические права. Только при их совместной реализации будет обеспечен правовой статус человека и гражданина, существование личности будет свободным и комфортным.

Но задача государства заключается не в полном обеспечении граждан всеми благами, а в поддержании большинства граждан, помощи в трудных жизненных ситуациях, возможности участвовать на равных в общественных отношениях.

Государство должно предоставить каждому человеку и его семье минимальные достойные стандарты уровня жизни. В международном законодательстве традиционно сложилась система этих минимальных стандартов - это уровень заработной платы, жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня.

Жалобы на нарушение социальных прав занимают в Российской Федерации не последнее место. В 2013 г. жалобы составили 26,4 % от общего количества жалоб, поступивших к уполномоченному по правам человека. В структуре поступивших жалоб на нарушение социальных прав, как и в 2012 г., преобладают жалобы на нарушение права на жилище - 42,7 %, на социальное обеспечение - 33,1 %. Доля жалоб на нарушение экономических прав составила 10,8 %. Ущемляется право собственности на имущество, право на свободу экономической деятельности .

Конечно, в России действует механизм защиты прав человека, и он постоянно усиливается, например, учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателя в Российской Федерации. Право на труд защищается Федеральной службой по труду и занятости. В 2013 г. было выявлено 660 тыс. нарушений трудового законодательства . Сведения о результатах работы госинспекций труда и имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что в результате принимаемых мер, в том числе связанных с усилением государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда, общее состояние соблюдения требований трудового законодательства в хозяйствующих субъектах Российской Федерации имеет ряд положительных тенденций. Были произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы более 450,6 тыс. работникам на общую сумму 9 195,67 млн р.; отменены 881 приказ о незаконном увольнении работников и 1672 незаконно наложенных дисциплинарных взыскания, оформлено 174 138 трудовых договоров.

Социально-экономические права человека и гражданина будут наиболее полно обеспечены в социальном государстве. Трудности формирования социального государства известны многим странам и также Российской Федерации. Хотя Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В связи с этим социально-экономические права человека и гражданина будут развиваться как особенные права человека, которые по своей сущности отличаются от политических и гражданских прав, но существуют и реализуются только совместно с ними. Должно возникнуть понимание со стороны государства, что благосостояние человека, его жизнь и здоровье являются важнейшим государственным ресурсом.

Литература

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2013 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в РФ: [сайт]. - URL: ШрУ/отЪ^татТ.о^ (дата обращения: 17.12.2014).

2. Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

Б. С. Семенов. Практика рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных равонарушений в области миграции_

права [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости: [сайт]. - URL: http://rostrud.ru/documents/22/ (дата обращения: 17.12.2014).

3. Кабалкин А. Ю. Социально-экономические права советских граждан. - М., 1986. - С. 26-28.

4. Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвертин. - М., 1997. - С. 236-255.

5. Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А. Туманов и др. - М.: Большая энцикл. Юрист, 1997. - С. 320.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.

7. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1996. - С. 159.

8. Попков В. Д. Социальная политика государства и права. - М., 1979. - С. 29, 40.

9. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Инфа-М, 1999. - С. 922.

УДК 342.7 (571.54)

РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

© Семенов Баир Станиславович, судья Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6. E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению практики рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области миграции в 2013 и 2014 годах. Ключевые слова: практика рассмотрения судами, административные правонарушения, миграция.

PRACTICE OF CONSIDERATION THE CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF MIGRATION BY THE COURTS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Semyonov Bair S., judge of the Supreme Court of the Republic of Buryatia, PhD in Law, A/Professor, department of international law and international relations 6, Sukhe-Batora, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to the study of the practice of consideration the cases of administrative offences in the field of migration by the Courts of the Republic of Buryatia in 2013 and 2014. Keywords: practice of the Courts consideration, administrative offences, migration.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Целью изучения явилось установление количества дел данной категории, результатов, сроков и качества их рассмотрения, а также выявление вопросов, возникающих у практикующих судей при их рассмотрении. За 2013 год по ст. 18.8 КоАП РФ всего рассмотрено 529 дел, 488 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Нарушение сроков рассмотрения дела отмечается в 2 делах.

По ст. 18.10 КоАП РФ всего рассмотрено 19 дел, все 19 лиц были подвергнуты наказанию в виде штрафа.

По ч. 1 ст. 18.11, ст. 18.12 КоАП РФ всего рассмотрено 12 дел, 10 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа.

По ч. 2 ст. 18.11, ст. 18.13 КоАП РФ административные дела в суды не поступали и не рассматривались.