Удивительное

Из жития ионы сысоевича. Биография Из жития ионы сысоевича

Ростовский и Ярославский в -1690 годах , сподвижник патриарха Никона . Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль , перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора , Толгский монастырь в Ярославле , Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге .

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

ИОНА (ок.1607 — 20.12.1690, Ростов, похоронен в ростовском Успенском соборе) — митрополит Ростовский и Ярославский(1652 — 1690).

Родился в семье священника Сысоя, служившего на погосте на противоположном от Ростова берегу оз. Неро близ д. Ангелово(прежде Бесово, Чертово). Был иноком угличского Воскресенского, настоятелем ростовского Белогостицкого, в 1646—1652 архимандритом ростовского Богоявленского Авраамиева монастырей. В августе 1652 поставлен патриархом Никоном в ростовские митрополиты после кончины митрополита Варлаама. Не позднее 05.07.1690 ушел на покой.

Принимал активное участие в церковно-политической жизни, присутствовал на церковных соборах, в августе-декабре 1664 был местоблюстителем патриаршего престола, выступал заказчиком каменного строительства в епархии. Известен своей борьбой со старообрядчеством. Известно несколько эпизодов, в которых проявился характер Ионы, его место, роль и позиции в событиях своего времени.

В 1652 вскоре после вступления в сан им было написано Окружное послание пастве. Задолго до раскола здесь употреблено выражение« раскольники» в смысле« душевные разбойники». Основной пафос сочинения — в призыве к населению строго следовать религиозным установлениям. За отступление от них Иона угрожал в первую очередь церковным, а не светским наказанием.

Идеи величия церкви, истинности действий высшего духовенства, проводившего церковную реформу, нашли отражение в грандиозном каменном строительстве, осуществлявшимся в течение всего периода пребывания Ионы на ростовской митрополии. Им были построены знаменитый ансамбль ростовского архиерейского дома, обычно называемый Ростовским кремлем, Введенская трапезная(1650) церковь Авраамиева монастыря, Благовещенский собор(1657) и Михаило-Архангельская церковь(1658) Белогостицкого монастыря, собор Петровского монастыря(1682−1684), Троицкий собор Зачатьевского(позднее Спасо-Яковлевского) монастыря(1686−1691), ансамбль угличского Воскресенского монастыря(1674), митрополичьи палаты(соборный дом) с церковью Леонтия в Ярославле(1690) и др. Отличительная особенность ионинских храмов — фресковые росписи интерьеров, одной из ведущих тем которых была история церкви в ее борьбе с ересями. По преданию Иона также построил в своем родном селе деревянный храм по подобию Воскресенского Ново-Иерусалимского собора с 365 окнами по числу дней года, сгоревший еще при его жизни.

На соборную звонницу Ростова были отлиты колокола, составившие знаменитый ансамбль ростовских звонов. Тема борьбы с расколом нашла выражение в сюжетном шитье созданного по заказу Ионы архиерейского облачения: саккос(ЯМЗ-5432), стихарь(ЯМЗ-5431), епитрахиль(ЯМЗ-5279), омофор(ЯМЗ-5275), клобук(РЯАХМЗ-15 974/Т-3234). Изготовление этого роскошного шитья в период местоблюстительства Ионы подкрепляет высказанную в литературе версию о надеждах местоблюстителя стать патриархом. Однако допущенный промах не только лишил Иону этих надежд, но и привел к краткосрочной опале митрополита.

В ночь на 18 декабря 1664, когда Иона вел службу в Успенском соборе Московского Кремля, туда неожиданно прибыл патриарх Никон. Иона подошел под благословение патриарха, чем подал пример остальным и за что был осужден созванным вскоре архиерейским собором. Эпизод с Ионой вошел в официальный свод документов, известный как« Дело о патриархе Никоне». В этом деле Иона занял общую с епископатом позицию по осуждению Никона за самовольное оставление патриаршего престола, разделяя при этом содержание, направленность и характер церковных преобразований и отношение высшего клира к светской власти, но не вступая, подобно Никону, в прямой конфликт с нею.

При Ионе в 1652 в Переславле были обретены мощи св. Даниила, в освидетельствовании которых он принимал участие. Фигура Ионы, благодаря довольно значительному корпусу сохранившихся документов по истории ростовской епархии, являет типичный пример жизни и деятельности крупного церковного иерарха XVII в.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Литература

Материалы для истории раскола за первое время его существования. - М., 1875. Т. 1. Ч. 1, С. 44-45 (Свидетельство Ионы о бранных словах патриарха Никона в адрес царя);

Дело о ярославских раскольниках Силке Богданове с его учениками 1661 г. // ЧОИДР. - М., 1882. Кн. 3. С.3-4;

Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядства XVII-XVIII веков. - М., 1890. С. 3-13;

Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVIII веке. - М., 1986. С. 223-224;

((Опись имущества ростовского архиерейского дома 1691 г.)) Дело о патриархе Никоне / Ид. Археологической комиссии. - М., 1897. С. 176.

Баниге В.С. Кремль Ростова Великого. - М., 1976;

Безсонов С.В. Ростов Великий. - М., 1945;

Буланин Д.М. Иона Сысоевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч.2. И-О. С.93-98;

Соч.:

Окружное послание ростовского митрополита Ионы при вступлении его в паству. 1652, после 15 августа // Акты исторические. - СПб., 1842. № 62. С. 172-177;

Благословенная грамота ростовского митрополита Ионы черному священнику Иеву 1653 года // ОПИ ГИМ. Ф. 450. Д. 77. Л.9;

Барсов Е.В. Богомольная грамота 1654 г. Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в Кириллов монастырь к архимандриту Митрофану о соединении церквей и о победе на супостатов и еретиков // Чтения в обществе истории и древностей российских (делее ЧО-ИДР- Д.П.). - М., 1882. Кн.2. Отд. 5. С. 12-13;

Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г. // ААЭ. - СПб., 1836. Т.4. № 98. С. 138-139;

Барсов Е.В. Челобитная царю Алексею Михайловичу 1659 г. Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского о том, чтобы воеводы в духовные дела не ступались // ЧОИДР. М., 1882. Кн. 2. Отд. 5. С. 15;

Отписка противо клятвы Никоновы, бывшего патриарха Московского, преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского // Проблемы истории и культуры / Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. - Ростов, 1993. С. 69-73;

Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии “на ковре с рипидами и со осенением свещным”, данная в 1666 г. (не издана, читается в рукописи XIX в. ГИМ, собр. Вахрамеева, № 1087, л. 217, содержащей царские грамоты в Спасо-Ярославский монастырь; описание см.: Титов А.А. Рукописи славянские и русские... - М., 1906. Вып. 5. С. 211);

Отпись ростовского митрополита Ионы к вологодскому архиепископу Симону, в которой уведомляется о получении им вышепрописанной патриаршей грамоты (речь идет об опубликовании тут же патриаршей грамоте вологодскому архиепископу Симону об отчислении к ростовской епархии Пошехонской десятины 17 декабря 1676 г. - Д.П.) и просит о присылке к нему росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, 1676 // ЯЕВ за 1864 год. Ч.н. № 47. С. 463-464;

Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г. // ААЭ. - СПб., Т. 4. № 253. С.355-356;

Благословенная грамота преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, на обновление церкви обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская церковь, в которой почивают мощи преподобного Сильвестра // ЯЕВ за 1860 год. Ч.н. № 33. С.309-310;

Благословенная грамота ростовского митрополита Ионы Сысоевича 1688 г. на постройку теперешней каменной церкви Сошествия св. Духа // ЯЕВ за 1873 год. № 48. Ч.н. С. 388-389.

Митрополит ростовский, род. близ Ростова около 1607 г., умер 20 декабря 1690 г. Сначала был иноком углицкого Воскресенского (ныне упраздненного) монастыря, потом архимандритом Белогостицкого и Авраамиевского Богоявленского монастырей; 15 августа 1652 г. возведен патриархом Никоном в сан ростовского митрополита.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на соборах об исправлении церковных книг и во время удаления патриарха Никона в Воскресенский монастырь управлял патриархиею.

В 1663 г. участвовал в разборе дела патриарха Никона; в 1664 г., по приговору всех архиереев, был удален от управления делами патриаршими за то, что принял благословение от прибывшего в это время в Москву патриарха Никона.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона, а затем с 1674 по 1690 г. принимал участие на всех последующих соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 г. удалился на покой. Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви.

При нем же, в 1658 г., была выделена часть ростовской митрополии и из нее учреждена особая епархия Великоустюжская.

Титов, А., "Ростовская иерархия", M. 1890 г.; его же "Летописец о ростовск. архиер."; "Ярославские Губерн.

Ведом.", 1855 г., № 10. {Половцов} Иона Сысоевич - митрополит Ростовский и Ярославский.

Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова.

Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре.

Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона.

Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона.

В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона.

С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе.

Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию.

В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Митрополит Иона создал знаменитые по всей Руси ростовские звоны. Самый большой колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца - "Сысоем". По-видимому, владыка сочинил и музыку нескольких звонов - недаром один из них называется "ионинским". О колоколах Ростовского собора, музыкально настроенных, он писал князю Ростовскому Михаилу Михайловичу Темкину: "На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки". Труды: Благословенная грамота на построение новой церкви во имя Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского уезда Никольскому попу Никифору // Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. - Сергиев Посад, 1897. - Вып. 4, № 8, с. 101-103. Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии "на ковре с рипидами и со осенением свещным", данная в 1666 г. // Государственный исторический музей, собрание Вахрамеева, № 1087, л. 217. Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, данная 16 декабря 1686 г. игумену Никону // Ярославские епархиальные ведомости. - 1860, № 33. - Часть неофиц., с. 309-310. Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной церкви во имя Сошествия Святого Духа, данная 8 сентября 1688 г. попу Макарию // Ярославские епархиальные ведомости. - 1873, № 48. - Часть неофиц., с. 388-389. Память в Кирилло-Белозерский монастырь о совершении водоосвящения в навечерии праздника Богоявления, от 1 января 1656 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 333, с. 495. Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 98, с. 138-139. Память в Сольвычегодск и Лузскую Пермцу с повелением поститься и совершать молебны по случаю войны с турками и крымскими татарами, от 10 октября 1678 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 229, с. 315-317. Память в Усольский уезд с объявлением о смерти царицы Агафий Симеоновны и царевича Илии Федоровича, от 7 сентября 1681 г. // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875; 1862. - Т. 8, № 102, с. 327-328. Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 253, с. 355-356. Письма священнику ярославской церкви Дмитрия Солунского Иоанникию // Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, и казначея его иеромонаха Вассиана, писанные в 1673 году в Ярославль к священнику Димитриевской церкви Иоанникию // Временник Общества истории и древностей российских. - 1849. - Кн. 3. - Смесь, с. 2-3. Письмо Илье Даниловичу Милославскому с просьбой содействовать удалению из Ростова дьяка Митрофана Никифорова, 1663 г. // Сообщ. B. Борисов // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1848. - № 5. - Смесь, с. 56. Письмо вологодскому архиепископу Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, после 22 декабря 1675 г. // Ярославские епархиальные ведомости. - 1864, № 47. - Часть неофиц., с. 463-464. Письмо патриарху Иоакиму в ответ на запрос, как поступить с Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, который был насильно пострижен в 1682 г. и не желает вести монашеский образ жизни, после 22 ноября 1684 г. // Лествицын В. Переписка патриарха Иоакима с митрополитом Ионою Сысоевичем // Ярославские губернские ведомости. - 1873, № 10. - Часть неофиц. - C. 52-53; № 12, с. 62-63. Богомольная грамота в Кирилло-Белозерский монастырь, извещающая о победе над поляками (декабрь 1654 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 80. - С.118-120. Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь с требованием соблюдать единогласие и пользоваться новыми печатными служебниками (октябрь 1657 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 335. - С.499-500. Окружное послание // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 4, № 62, с. 172-177. Грамота о недействительности клятвы, возложенной Никоном на митрополита Питирима // Российская государственная библиотека.

Отдел рукописей, ф. 256, собр. Румянцева, № 376. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 531. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. - 2-е изд. - М., 1860, прим., с. 25, 552. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. - СПб., 1882-1884, ч. 1, с. 141. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. - СПб., 1890. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., , с. 23, 54, 74, 75, 82. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М.. 1908, с. 923, 928. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 333, 340. Ярославские губернские ведомости. - 1855, №10. Церковный вестник. - СПб., 1891, № 5, с. 71. Православный собеседник. - Казань, 1907, сентябрь, с. 396. Исторический вестник. - СПб., 1885, октябрь, с. 88-101. - 1888, февраль, с. 424-425. - 1894, октябрь, с. 237-240. - 1904, февраль, с. 700. - 1906, январь, с. 304. Православное обозрение. - М., 1882, февраль, с. 103; январь-апрель, с. 403. Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 3, с. 362. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 288-289. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 24. Буланин Д. М. Иона Сысоевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. - Вып. 3, ч. 2, с. 93-98.

Иона Сысоевич - митрополит Ростовский и Ярославский в 1652-90 гг., сподвижник патриарха Никона.

Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский Кремль, перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге.

Жизнеописание

Иона Сысоевич родился около 1607 г. в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от Ростова.

Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича.

Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646–52 гг. - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 г. Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1663 г. митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона.

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 г. в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона.

В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал, его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ.

По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 г., была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем патр. Никона.

С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 г. удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником митр. Ионы стал митр. Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митр. Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви.

Были построены Введенская трапезная (1650 г.) и Никольская (1655 г.) церкви в , Благовещенский собор (1657 г.) и Михаило-Архангельская церковь (1658 г.) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора в (1670-75 гг.), его церкви Воскресенская (1670 г.) и Григорьевского затвора (1670 г.), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-80 гг.), церковь Спаса на Сенях (1675 г.), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной (1680 г.), (1680-82 гг.), собор (1682-84 гг.), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683 г.), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-91 гг.), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звонницы).

В построенном митр. Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.

Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов.

О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

8. ИЗ ЖИТИЯ ИОНЫ СЫСОЕВИЧА

Иона Сысоевич (ок. 1607 – 20 декабря 1690) – в 1652–1690 годах митрополит Ростовский и Ярославский, сподвижник патриарха Никона. Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль и перестройка близлежащих монастырей.

Родился в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича, позже стал архимандритом Белогостицкого, в 1646–1652 годах – Авраамиевского ростовских монастырей. В 1652 году был рукоположен в епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведен в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном привело последнего к самовольному оставлению кафедры – в 1658 году он удалился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В результате этого в 1664 году Иона Сысоевич стал местоблюстителем Патриаршего престола. Когда опальный патриарх Никон неожиданно вернулся в Москву, Иона Сысоевич принял у него благословения, за что был удалён от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию. Создал знаменитые ростовские звоны, а самый большой колокол назвал в честь своего отца «Сысоем».

Митрополит Иона Сысоевич устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. При нем были построены Введенская и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора и его церкви Воскресенская и Григорьевского затвора, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе, Троицкий собор в Спасо-Яковлевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор в Ярославле. Скончался Иона Сысоевич 20 декабря 1690 года, погребен в Ростовском кафедральном соборе.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Возведение Ростовского кремля – этого бесценного сокровища Ростова Великого – до сих пор остается событием загадочным, необъяснимым. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое – на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у икон, вклады богатых людей».

Всё правильно, всё логично, но вся ли это правда о строительстве Ростовского кремля? Оно началось в 1664 году, указанная выше перепись была составлена спустя четырнадцать лет, но по ней никак не чувствуется, что такое грандиозное строительство хоть чуточку сказалось на финансовом положении Ростовской митрополии. Были и другие богатые митрополии, но они не занимались таким небывалым по масштабам строительством. И где? Не в Москве, не в Киеве, не в Новгороде, а в Ростове, который к тому времени, как ни прискорбно, уже утратил свое былое значение и величие. Позади была польская интервенция. В октябре 1608 года к Ростову подошли войска Сапеги и Лисовского, ростовская рать под началом воеводы Третьяка Сеитова была разбита, отряды казаков и шляхтичей ворвались в город, штурмом взяли Успенский собор, где вместе со своим митрополитом Филаретом – отцом будущего царя Михаила Романова – укрывались ростовцы. Город в прямом, не в переносном смысле, был предан огню и мечу.

Были разграблены ценности не только Успенского собора, но всех церквей Ростова. По сути, после польской интервенции город начал строиться заново. Но в 1654 году случилась новая страшная беда – эпидемия чумы, после которой город опять обезлюдел. И вдруг всего через десять лет Иона Сысоевич начинает строительство митрополичьего двора, масштабы которого изумляют и сейчас. Невольно складывается впечатление, что помимо объективных причин, обусловивших это грандиозное строительство, было какое-то субъективное, но решающее обстоятельство, остающееся неизвестным.